Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно-развивающих ситуаций'

Психолого-педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно-развивающих ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВ / ДИАГНОСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONAL AND EDUCATIONAL SITUATION / EDUCATIONAL INTEREST / MOTIVE / DIAGNOSTICS / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / PSYCHO-PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганнисян Диана Арменовна, Фурсова Диляра Викторовна

В статье рассматривается вопрос о формировании познавательного интереса как научной проблемы. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной, творческой, способной к саморазвитию и самообразованию. В статье авторы представляют систему личностно-развивающих ситуаций, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников и результаты её экспериментального апробирования. В статье представлены уровни сформированности познавательного интереса младших школьников, отражающие особенности развития личностных функций учащихся: очень низкий, низкий, средний и высокий (личностно-творческий) уровни сформированности познавательного интереса. Очень низкий уровень полное отсутствие интереса к предмету; низкий уровень на этом уровне интерес к учению соотносится с внешней мотивацией; средний уровень предполагает наличие у ученика познавательного интереса к предмету, требующего постоянного стимулирования учения от учителя, его помощи; высокий или личностно-творческий уровень познавательный интерес становится интегративным качеством личности ребенка, у него наблюдается огромное стремление к познанию под воздействием внутренних движущих сил развития. В выборе диагностических методик авторы исходили из того, что они должны перекрывать друг друга, создавая условия для достижения объективности и достоверности интересующих нас показателей. Результаты исследования сформированности компонентов познавательного интереса складывались из различных типов данных, что позволяло получить разностороннюю информацию о степени сформированности как отдельного компонента, так и об уровне сформированности самого познавательного интереса. Выявление степени сформированности каждого из компонентов осуществлялось за счёт проведения как традиционных диагностических методов, так и специальных методик, заданий и вопросов, выполняющих контрольно-диагностические функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оганнисян Диана Арменовна, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical work on formation of cognitive interest of junior based on the use of personality-developing situations

The article deals with the formation of cognitive interest as a scientific problem. Cognitive interest is an important factor in improving the learning process and at the same time an indicator of its efficiency and effectiveness, as it stimulates cognitive activity, independence, creative approach to mastering the material, encourages self-education. The implementation of a personality-oriented approach in teaching requires the teacher to form cognitive interest as an integrative quality of personality. The formation of this modification has a positive effect on the entire development of the student, he becomes an active, creative person, capable of self-development and self-education. In the article the authors present a system of personal-developmental situations aimed at the formation of cognitive interest of younger students and the results of its experimental testing. The article presents the levels of formation of cognitive interest of younger students, reflecting the features of the development of personal functions of students: very low, low, medium and high (personal-creative) levels of formation of cognitive interest. Very low level a complete lack of interest in the subject; low level-at this level, interest in learning correlates with external motivation; the average level assumes the presence of a student's cognitive interest in the subject, requiring constant stimulation of the teacher's teaching, his help; high or personal-creative level-cognitive interest becomes an integrative quality of the child's personality, he has a great desire for knowledge under the influence of internal driving forces of development. In the choice of diagnostic methods, the authors proceeded from the fact that they should overlap each other, creating conditions for achieving objectivity and reliability of the indicators of interest to us. The results of the study of the formation of the components of cognitive interest were composed of different types of data, which allowed to obtain comprehensive information about the degree of formation of both a single component and the level of formation of the cognitive interest itself. Identification of the degree of formation of each of the components was carried out by carrying out both traditional diagnostic methods and special techniques, tasks and questions that perform control and diagnostic functions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно-развивающих ситуаций»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/92PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Оганнисян Д.А., Фурсова Д.В. Психолого-педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно-развивающих ситуаций // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ogannisyan D.A., Fursova D.V. (2019). Psycho-pedagogical work on formation of cognitive interest of junior based on the use of personality-developing situations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.21

Оганнисян Диана Арменовна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Филиал в г. Будённовске, Будённовск, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук

E-mail: Diana_david999@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=824088

Фурсова Диляра Викторовна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Филиал в г. Будённовске, Будённовск, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: dilyarafursova@mail.ru

Психолого-педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно-развивающих ситуаций

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании познавательного интереса как научной проблемы. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной, творческой, способной к саморазвитию и самообразованию. В статье авторы представляют систему личностно-развивающих ситуаций, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников и результаты её экспериментального апробирования. В статье представлены уровни сформированности познавательного интереса младших школьников, отражающие особенности развития личностных функций учащихся: очень низкий, низкий, средний и высокий (личностно-творческий) уровни сформированности познавательного интереса. Очень низкий уровень - полное отсутствие интереса к предмету; низкий уровень - на этом уровне интерес к учению соотносится с внешней мотивацией;

https:// mir-nauki. com

средний уровень предполагает наличие у ученика познавательного интереса к предмету, требующего постоянного стимулирования учения от учителя, его помощи; высокий или личностно-творческий уровень - познавательный интерес становится интегративным качеством личности ребенка, у него наблюдается огромное стремление к познанию под воздействием внутренних движущих сил развития. В выборе диагностических методик авторы исходили из того, что они должны перекрывать друг друга, создавая условия для достижения объективности и достоверности интересующих нас показателей. Результаты исследования сформированности компонентов познавательного интереса складывались из различных типов данных, что позволяло получить разностороннюю информацию о степени сформированности как отдельного компонента, так и об уровне сформированности самого познавательного интереса. Выявление степени сформированности каждого из компонентов осуществлялось за счёт проведения как традиционных диагностических методов, так и специальных методик, заданий и вопросов, выполняющих контрольно-диагностические функции.

Ключевые слова: младший школьник; личностно-развивающая ситуация; познавательный интерес; мотив; диагностика младшего школьника; психолого-педагогическая работа

Проблема формирования познавательного интереса в процессе обучения имеет многовековую историю и остаётся одной из актуальнейших. Аристотель впервые определил это явление как стремление к познанию, являющееся «основным в природе человеческой души», но как такового понятия «интерес» он не ввёл.

Многими психологами интерес понимается как отношение. В.Г. Иванов и В.Н. Мясищев трактуют интерес как «активное познавательное отношение человека к миру», Н.Г. Морозова называет интерес отношением «эмоционально-познавательным, возникающим из эмоционально-познавательного переживания к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношением, переходящим при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [1].

Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию [2]. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной, творческой, способной к саморазвитию и самообразованию [3].

Психолого-педагогический аспект изучения познавательного интереса акцентирует наше внимание на многоплановости и сложности исследуемого понятия. Ученые рассматривают данное понятие как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы; как мотив учебной деятельности; как избирательную направленность личности; в качестве выражения потребности индивида; в качестве выражения эмоционального отношения; в контексте развития мотивационной сферы личности. Лишь совсем немногие рассматривают познавательный интерес как интегративное качество личности [4-6]. В нашей работе мы определяем познавательный интерес как интегративное качество личности, представленное совокупностью мотивационно-стимулирующего, содержательно-деятельностного и эмоционально-оценочного компонентов, которые с формированием познавательного интереса обеспечивают одновременно и развитие личностных функций.

В нашей статье мы представим систему личностно-развивающих ситуаций, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников и результаты её экспериментального апробирования. Для формирования познавательного интереса мы выбрали младший школьный возраст, характеризующийся сензитивностью, произвольностью и осознанностью всех психических процессов, рефлексией, становлением чувства компетентности в учебной деятельности. В нашем эксперименте приняли участие 11 младших школьников общеобразовательной школы г. Будённовска Ставропольского края. Эксперимент был проведён в 2018-2019 учебном году.

В выборе диагностических методик мы исходили из того, что они должны перекрывать друг друга, создавая условия для достижения объективности и достоверности интересующих нас показателей. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами были использованы следующие методы и методики: метод включённого и систематического наблюдения, беседа, анкетирование (анкета разработана автором), выборка мотивов (разработана автором), опросник B.C. Юркевич [12]. Результаты исследования сформированности компонентов познавательного интереса складывались из различных типов данных, что позволяло получить разностороннюю информацию о степени сформированности как отдельного компонента, так и об уровне сформированности самого познавательного интереса. Выявление степени сформированности каждого из компонентов осуществлялось за счёт проведения, как традиционных диагностических методов, так и специальных методик, заданий и вопросов, выполняющих контрольно-диагностические функции.

Для определения познавательного интереса были использованы следующие методы (рисунок 1):

Учителя

Младший школьник

• Беседа

• Анкетирование

•Наблюдение (систематическое; включенное) • Выборка мотивов, определяющих и направляющих обучение •Опросник В.С. Юркевича

Рисунок 1. Методы, используемые для определения познавательного интереса (составлено автором)

Учитывая, что главную роль в формировании познавательного интереса младших школьников мы отводим учителю, нам было необходимо узнать мнения учителей начальных классов и учителей-предметников, работающих с младшими школьниками об эффективности реализации процесса формирования познавательного интереса в начальной школе в рамках личностно ориентированного подхода. Для решения задач данного этапа исследования были проведены беседы, анкетирование с учителями. Анализ анкет позволил сделать вывод, что только 40 % опрошенных целенаправленно формируют познавательный интерес, из них приблизительно 10 % работают в русле личностно ориентированного подхода. Половина респондентов считает, что формирование познавательного интереса излишне в младшем школьном возрасте. Дисциплина - вот главный фактор, повышающий качество обучения у приверженцев традиционного подхода, а предоставление свободы выбора, самодеятельности и самостоятельности, расхолаживает детей, что негативно сказывается на успеваемости и на всем процессе обучения в целом. 17 % учителей не считают познавательный интерес мотивом, определяющим и направляющим обучение младшего школьника. На наш взгляд, столь

негативные результаты объясняются тем, что многие учителя не видят перспектив в формировании интереса к учению.

Ниже представим результаты, в виде гистограммы, полученные в ходе работы с детьми (рисунок 2).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Высокая Средний уровень низкий уровень Познавательная

творческая познавательной познавательной ак- инертность активность активности тивности с низким

уровнем долговременной и кратковременной памяти

Рисунок 2. Степень познавательной активности младших школьников (составлено автором)

Приступая к осуществлению эксперимента, мы были готовы к тому, что личностно-ориентированный подход может быть не сразу принят всеми участниками экспериментальной группы, что объясняется отсутствием подобного опыта у учащихся. Поэтому на «вхождение» младших школьников в личностно-развивающее взаимодействие нам пришлось отвести несколько уроков с использованием личностных ситуаций адаптационного характера, названных нами ситуации - «фон», которые создают благоприятную атмосферу для дальнейшей работы.

Личностно-ориентированное взаимодействие мы осуществляли поэтапно. Отобразим этапы и основные их задачи (таблица 1).

Таблица 1

Этапы осуществления личностно-развивающих ситуаций

Этап Задача/направление

Первый («вхождение») - изначально перед формирующей работой ученические парты расставить в кругу; - психолого-педагогическое сопровождение; - компенсаторность; - обучение элементам саморегуляции; - принятие ребёнка таким, какой он есть.

Второй («фоновый») - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации; - снятие напряжения; - умение выражать своё мнение; - проявлять активность.

Этап Задача/направление

Третий («Заинтересовывай») - донести важность получения знаний; - ситуации заинтересовывания иллюстративного характера (стендовая совместная газета класса о городах, странах, интересные факты и т. д.); - включение каждого ребёнка в деятельность; - элемент комплементарности (уделить внимание детям с очень низким уровнем сформированности познавательного интереса); - эмоциональное и интеллектуальное вовлечение ребёнка в материал, проблему, процесс, попытка «зацепить» его интерес к изучаемому предмету; - использование разных вид уроков (путешествие, приключения и т. п.).

Составлено автором

По окончании формирующего эксперимента мы снова изучили сформированность познавательного интереса методиками, использованными на первом этапе: анкетирование, беседы с учащимися, учителями. В таблице 2 приведены результаты изучения доминирующего мотива учения по первичной диагностике и диагностике после экспериментальной работы.

Таблица 2

Мотивы, определяющие и направляющие обучение младших школьников

Мотивы Констатирующий этап Контрольный этап

чувство долга

желание получить похвалу учителя, родителей 2-18 % 3-27,5 %

желание получать отличные отметки 4-37 % 3-27,5 %

желание получить награду 1-9 % 1-9 %

желание избегать неприятностей дома и в школе - -

привычка выполнять требования взрослых - -

хочу быть интересным для друзей 2-18 % 2-18 %

все учат, и я тоже 2-18 %

хочу научиться самостоятельно работать - 2-18 %

Составлено автором

Как видно из таблицы 2, мотивы школьников экспериментальной группы претерпели изменения. Несколько учеников выбрали мотив «желание самостоятельно работать». Имея опыт такого вида деятельности, 18 % школьников с удовольствием применяют полученные знания, им интересен самостоятельный процесс их добывания, а не готовый результат. Мотивы «желание получать отличные отметки» (27,5 %), «желание получить похвалу учителя, родителей» (27,5 %) все равно имеют значительное место у тех детей, которые стали лучше учиться. За свои успехи дети хотят быть вознаграждены похвалой или отметкой.

Степень познавательной активности младших школьников на уроках на конец формирующего эксперимента определялась так же, как и на констатирующем этапе, с помощью предложенных нами анкет для учителей и родителей, наблюдения за учащимися, а также с помощью школьных психологов, которые применяли методику «Заучивание десяти слов», методику «Корректурная проба», методику «Простые аналогии». В экспериментальной группе мы наблюдали довольно высокие результаты. Высокой творческой активностью, характеризующейся стремлением проникнуть глубоко в сущность явлений, преодолением трудностей, устойчивыми волевыми качествами, а также высоким уровнем кратковременной, долговременной памяти и устойчивым вниманием обладают только 27 % (было 15 %) экспериментальной группы. Средний уровень познавательной активности с достаточно устойчивым вниманием, хорошим уровнем памяти и продуктивности мыслительной деятельности 54 % (было 19 %) экспериментальной группы. Наибольшее количество младших школьников находятся на низком уровне познавательной активности (с низким уровнем долговременной и кратковременной памяти, неустойчивым вниманием, с отсутствием интеллектуальной инициативы и творчества) снизилось количество таких детей в

экспериментальной группе - 19 % (было 47 %). Отсутствие познавательной активности не наблюдается в экспериментальной группе (было 19 %).

Отобразим полученные сравнительные данные в виде гистограммы (рисунок 3).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1ЕЁ

JTt

□ Констатирующий этап

□ Контрольный этап

^ Ж

О

* ■ /

Рисунок 3. Распределение учащихся по уровням сформированности познавательного интереса (составлено автором)

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что наличие у младших школьников экспериментальной группы таких позитивных эмоций, как заинтересованность, радость, удовольствие, уверенность обеспечивается созданием эмоционально-психологического комфорта при обучении, использованием ситуаций - «фон» и ситуаций заинтересовывания. Эмоциональный дисбаланс создают скука, вызванная изучением нового материала; беспокойство, страх детей при опросе, контроле учителем, родителей; неуверенность при самостоятельной или групповой работе.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что самым действенным способом создания личностно-развивающей ситуации на данном этапе мы считали игру, эмоциональный стимул организации совместной деятельности. Среди используемых дидактических игр в ходе опытно-экспериментальной работы, в которых учащиеся выполняют познавательные действия в контексте личностно-ориентированной деятельности, реализующей определённый личностный смысл, нами выделены имитационные игры, ролевые игры, мимические игры, игры -драматизации, формирующие познавательный интерес к предмету. Необходимым условием формирования познавательного интереса младших школьников к учению и условием создания личностно-развивающей ситуации является творческий характер личностно-ориентированной деятельности [8]. К концу формирующего эксперимента наблюдалось значительное повышение уровня обученности; повышение устойчивости внимания, памяти, самостоятельности мышления, уровня интеллектуальной инициативы, направленной на глубокое проникновение в сущность явлений, их взаимосвязь, на процесс добывания знаний у детей среднего и личностно-творческого уровня. Они пытаются самостоятельно мыслить и действовать, применять усвоенные знания в измененных условиях, творчески подходить к заданиям, вырабатывать собственное мнение и выражать эмоциональную оценку. На уроках школьников низкого уровня приходится во многом стимулировать, а именно к поисковой деятельности, которая выражается в работе со словарем, грамматическим справочником, к познавательной самостоятельности и активности. Они всё ещё не могут обходиться без помощи учителя и более успевающих одноклассников. В целом использование личностно-

познавательных ситуаций помогло нам углубить интерес школьников к сотрудничеству и к обучению в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 447 с.: ил., табл.; ISBN 978-5-9770-0518-0 (МПСИ).

2. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]. -Москва: Педагогика, 1971. - 351 с.

3. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст] / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 216 с.

4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]: книга для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

5. Киричук, Е.И. Учебные интересы младших школьников [Текст] / Е.И. Киричук. -Киев: Рад. шк., 1982. - 128 с.

6. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация [Текст]: Монография / Е.А. Крюкова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 1999. - 195 с.

7. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Проф. Н.Д. Левитов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1964. - 478 с.

8. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В.Г. Леонтьев. -Новосибирск: Изд-во Пединститута, 1992. - 215 с.

9. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе [Текст]. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

10. Здравомыслов, А.Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст] / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. - 74 с.

11. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-v-processe-obuchenija-na.html.

12. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. - №2.

https:// mir-nauki. com

Ogannisyan Diana Armenovna

Stavropol state pedagogical institute Budennovsk branch, Budennovsk, Russia E-mail: Diana_david999@mail.ru

Fursova Dilyara Viktorovna

Stavropol state pedagogical institute Budennovsk branch, Budennovsk, Russia E-mail: dilyarafursova@mail.ru

Psycho-pedagogical work on formation of cognitive interest of junior based on the use of personality-developing situations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article deals with the formation of cognitive interest as a scientific problem. Cognitive interest is an important factor in improving the learning process and at the same time an indicator of its efficiency and effectiveness, as it stimulates cognitive activity, independence, creative approach to mastering the material, encourages self-education. The implementation of a personality-oriented approach in teaching requires the teacher to form cognitive interest as an integrative quality of personality. The formation of this modification has a positive effect on the entire development of the student, he becomes an active, creative person, capable of self-development and self-education. In the article the authors present a system of personal-developmental situations aimed at the formation of cognitive interest of younger students and the results of its experimental testing. The article presents the levels of formation of cognitive interest of younger students, reflecting the features of the development of personal functions of students: very low, low, medium and high (personal-creative) levels of formation of cognitive interest. Very low level - a complete lack of interest in the subject; low level-at this level, interest in learning correlates with external motivation; the average level assumes the presence of a student's cognitive interest in the subject, requiring constant stimulation of the teacher's teaching, his help; high or personal-creative level-cognitive interest becomes an integrative quality of the child's personality, he has a great desire for knowledge under the influence of internal driving forces of development. In the choice of diagnostic methods, the authors proceeded from the fact that they should overlap each other, creating conditions for achieving objectivity and reliability of the indicators of interest to us. The results of the study of the formation of the components of cognitive interest were composed of different types of data, which allowed to obtain comprehensive information about the degree of formation of both a single component and the level of formation of the cognitive interest itself. Identification of the degree of formation of each of the components was carried out by carrying out both traditional diagnostic methods and special techniques, tasks and questions that perform control and diagnostic functions.

Keywords: junior high school student; personal and educational situation; educational interest; motive; diagnostics; primary school children; psycho-pedagogical work

92PSMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.