ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.95
М.А. Матвеева
магистрант, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ
Аннотация. В данной научной статье представлены основные направления психолого-педагогической помощи младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью. Разработаны рекомендации педагогам и родителям в развитии внимания у данной категории детей.
Ключевые слова: младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, внимание, помощь, развитие.
M.A. Matveeva, Arsamas Branch Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNGER SCHOOLBOYS WITH INTELLECTUAL
DISABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF ATTENTION
Abstract. This research paper presents the main directions of psychological and educational assistance to younger students with intellectual disabilities. Recommendations to teachers and parents in the development of attention in this group of children.
Keywords: junior high school students, intellectual impairment, attention, development aid.
В современном обществе с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательные школы проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями стала еще более актуальной. Требования к обучению, воспитанию и развитию детей выдвигают на первый план создание оптимальных условий для коррекционной, развивающей работы с использованием различного рода технологий, упражнений и дидактических игр.
Дети с интеллектуальной недостаточностью при этом сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем. Для предотвращения вторичной задержки психического развития им нужна специальная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь.
И.В. Белякова, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева считают нарушения внимания одним из характерных симптомов интеллектуальной недостаточности, и эти нарушения распространяются на все виды и свойства внимания. Кроме того, у детей данной категории нарушено развитие всех психических познавательных процессов: замедленность восприятия, искажение речи, трудности запоминания, примитивность воображения и другое.
Это послужило нам поводом для проведения экспериментального исследования, направленного на выявление уровня развития внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Экспериментальной базой явилась специальная коррекционная (общеобразовательная) школа VIII вида г. Арзамаса. На основе диагностических методик, выявляющих уровень переключения, распределения («Проставь значки», сост. Е.В. Доценко), объема («Запомни и расставь точки», сост. Е.В. Доценко), произвольности («Домик» Гуткина Н.И.) внимания, мы получили 50% испытуемых с низким уровнем развития внимания, 40% -со средним и 10% продемонстрировали высокий уровень внимания.
То есть, экспериментальное исследование подтвердило предположение о низком уровне развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
И в связи с этим необходимо его дальнейшее развитие.
По своему характеру психологическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью, по мнению И.И. Мамайчук и М.Н. Ильиной, может включать в себя: рекомендации по проблемам воспитания и обучения ребенка; определение готовности больного ребенка к школьному обучению и выявление причин трудностей в обучении; специальные психокоррек-ционные и психотерапевтические воздействия [1, с. 21].
В процессе психологической диагностики задачей психолога является исследование и оценка развития отдельных психических качеств личности. Для выявления уровня развития внимания психологом могут быть использованы следующие диагностические методики: «Проставь значки» (сост. Е.В. Доценко), методика «Домик» (Гуткина Н.И.), «Запомни и расставь точки» (сост. Е.В. Доценко), методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой, методика Т.Е. Рыбакова, корректурная проба Бурдона и другие.
Профилактическая работа психолога строится по разработанному в образовательном учреждении плану, а осуществляется, в основном, на родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях. Однако профилактика может проводиться также с отдельными детьми или группами, возрастными параллелями, с учителями или другими взрослыми, которые оказывают влияние на развитие ребенка [4, с. 154].
В процессе консультирования психолог решает множество задач: знакомство с родителями, установление контакта, формирование первого впечатления о проблемах, первичная психодиагностика ребенка, проектирование консультативного процесса, решение о специальной диагностике, формулирование рекомендаций и психокоррекционных программ [1, с. 28-32].
Процесс психологической коррекции детей с нарушениями в развитии может проводиться как индивидуально, так и в группе. Необходимо лишь обращать внимание на особенности развития детей, социальную ситуацию развития, на выраженность изменений личности, вызванных заболеванием [1, с. 36]. Несомненно, важным является согласованное предъявление требований к ребенку педагогами, психологами, родителями и другими специалистами. Успеха в этом легко достичь при четкой организации и соблюдении повседневного режима жизни ребенка.
Психологическая поддержка, прежде всего, родителей ребенка с особыми образовательными потребностями, является существенной составляющей помощи детям с проблемами в развитии. Поддержать родителей ребенка с интеллектуальной недостаточностью - значит, снизить эмоциональное напряжение от заболевания и сформировать адекватное отношение к проблемам ребенка. Важно убедить родителей в том, что при адекватных отношениях в семье и стиле воспитания, у ребенка есть реальные возможности для развития.
Эффективность поддержки определяется активным включением родителей в процесс психологической помощи ребенку, особенно отцов. Основной задачей родительских собраний становится пополнение знаний родителей о психологических особенностях развития их ребенка, тонкостях воспитания и психологии семейных отношений.
Следуя мнению В.Ф. Мачихиной, скажем, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью часто даже нет представления об обычных предметах. Они не могут безошибочно назвать их составляющие, перечислить основные свойства. Кроме того, предъявляемые им впервые предметы вызывают еще большие трудности. В этом случае умственно отсталому ребенку нужно помочь наводящими вопросами или обратить внимание ребенка на пропущенные им моменты» [3, с. 76].
По мнению психологов, навыки длительного, устойчивого концентрирования внимания на предмете можно формировать посредством наблюдений, конкретном изучении предметов, явлений и процессов реальной жизни. При этом формируется легкость переключения внима-
ния с одного свойства предмета на другое в нужной последовательности.
Для тренировки и развития внутренней концентрации ребенку предлагаются задания по вычеркиванию определенных букв в печатном тексте. Подобные задания благоволят тренировке концентрации и устойчивости внимания, самоконтроля при выполнении школьниками учебных заданий. Но задание должно быть доступно детям с отклонениями в познавательной сфере и невелико по объему.
Психологи советуют воспитателям и родителям во время прогулок проводить коррекци-онные игры. При выборе игры следует учитывать степень ее трудности, вероятность положительных результатов, а самое главное - индивидуальные особенности детей. Можно использовать, например, игры, направленные на развитие памяти и внимания: «Что изменилось в костюме?», «Что исчезло?» и другие.
Опираясь на мнение Т.И. Пороцкой, обозначим, что развитие всех свойств внимания достигается путем смены видов деятельности. Использование упражнений различного рода: зрительных, слуховых, двигательных, интересных и доступных детям вопросов, организация соревнований также способствуют активизации познавательной деятельности [4, с. 157].
Обучение учащихся младших классов по форме «внимательного письма» способствует формированию внимания. Текстовые материалы, содержащие ошибки различного рода, к примеру, замена или пропуск букв в отдельном слове или слов в предложении, слитное написание слова с предлогом и тому подобное - также благоприятно влияют на организацию процесса внимания. Весомым условием поддержания внимания становится и разнообразие предъявляемого материала, соединяющееся с последовательностью и ясностью при его подаче и объяснении. Если целью становится поддержание и укрепление внимания, то во время введения нового материала, психологи рекомендуют педагогам связывать его с уже изученным ранее.
По сообщению А.Н. Смирновой, игра - один из эффективнейших способов формирования и дальнейшего совершенствования внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенно в младших классах. Включение игровых приемов и развивающих моментов на занятиях, прогулках, классных мероприятиях создает положительную атмосферу и мотивацию к обучению, активизирует мыслительную деятельность и, безусловно, внимание [5, с. 132].
По словам И.И. Мамайчук и М.Н. Ильиной, существенным средством при формировании внимания, как важнейшего психического познавательного процесса, становится работа со специальной карточкой, на которой зафиксированы правила работы и последовательность операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для полноценного овладения действием контроля [1, с. 44].
Сравнение как приём также может помогать развивать наблюдательность и внимание младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью. Однако для данной категории детей это должно быть сравнение хорошо знакомых предметов, например, молоко и вода, самолет и поезд.
Таким образом, в структуру психолого-педагогической помощи в развитии внимания детей с интеллектуальной недостаточностью входят: диагностика, профилактика, консультирование, коррекция и психологическая поддержка. Внимание у младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью развивается с использованием приемов наглядности, неожиданных моментов при ответе на интересные и доступные им вопросы, а также в процессе обучающей игры.
Список литературы:
1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
2. Матвеева, М.А. Особенности внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / М.А. Матвеева // Наука молодых: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции / Арзамасский филиал ННГУ. - Арзамас, 2013. - № 7. -С.505-507.
3. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособие для учителей и воспитателей / В.Ф. Мачихина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983. - 104 с.
4. Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: для воспитателя / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
5. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1965. - 140 с.