Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития'

Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILD OF SENIOR PRESCHOOL AGE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / THE CHILD''S MENTAL DEVELOPMENT / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрловская Иллона Александровна, Малиева Марина Геннадьевна, Торчинова Дзерасса Мухарбековна

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в старшем дошкольном возрасте, раскрывается целевая установка службы психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных учреждениях, подробно описываются основные механизмы оказания психолого-педагогической помощи детям с серьезными нарушениями здоровья. Целостную систему психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития следует рассматривать в единстве ее содержательного и организационного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрловская Иллона Александровна, Малиева Марина Геннадьевна, Торчинова Дзерасса Мухарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical assistance to children of senior preschool age with developmental disorders

The article deals with the peculiarities of psychological and pedagogical assistance to children with developmental disabilities at an early age, the target setting of the service of psychological and pedagogical assistance in preschool educational establishments is described, the main mechanisms of rendering psychological and pedagogical assistance to children with serious health disorders are described in detail. A comprehensive system of psychological and pedagogical assistance for young children with disabilities is presented in the unity of its substantive and organizational components.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития»

имеющие медицинских противопоказаний к рождению детей, их можно рассматривать как достаточно серьезную социальную проблему.

История движения Childfree показывает нам проявление общественной активности молодежи («мы не родим детей, но будем помогать обществу и людям решать их проблемы»), открывает понимание личностного выбора человека («я не хочу иметь детей, поскольку хочу всю жизнь развиваться, совершенствоваться», «хочу увидеть мир, путешествовать»). В то же время, сознательный отказ от детей может привести к демографическому кризису, когда на долю работающего населения будет приходиться в два, а то и в три раза больше неработающего, пожилого населения, что существенно тормозит развитие общества.

Выводы. В современном обществе права и свободы человека имеют высшую ценность. Государство выступает гарантом этих ценностей. Свобода выбора для человека является определяющей в его жизненном становлении.

Предоставляя ее, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни.

С одной стороны, человек сам делает свой выбор: какую выбрать профессию, определяет свои жизненные стратегии, решает, будут ли у него дети, насколько активно он будет включён в общественную жизнь, и государство в этом случае, защищает данные возможности нормативно и законодательно.

Но с другой стороны выбор человека не всегда может быть правильным, возможно сформирован под воздействием внешних факторов, к примеру, когда человек выбирает для себя полную свободу самовыражения через употребление наркотиков, отказ от трудовой деятельности, сознательный отказ от семейных ценностей и рождения детей. В этом случае государство может, точнее обязано, регулировать выбор человека для сохранения полноценного развитого общества.

Литература:

1. Белянин А. В., Исупова О. Г., Гусарева А. А. ВРТ - современность в помощь традициям // Демоскоп Weekly. 2014. № 2 С. 615 - 616

2. Захаров С. В., Исупова О. Г., Сакевич В. И., Ракша А. И. Рождаемость // В кн.: Население России

2014. Двадцать второй ежегодный демографический доклад / Отв. ред.: С. В. Захаров. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 4. С. 113-196.

3. Исупова О. Г., Уткина В. В. Женщины на государственной службе в России: карьера, семья, репродуктивные намерения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 69-88

4. Исупова О.Г. Материнская карьера: дети и трудовые стратегии // Социологические исследования.

2015. № 11. С. 100—120.

5. Селивирова Е. Чайлдфри: без паники. Социологический взгляд. 2010. URL: http://www.chaskor.ru/article/chajldfri_bez_paniki_-_sotsiologicheskij_vzglyad_17446 (дата обращения: 22.03.2018).

6. Тындик А.О. Репродуктивные установки населения в современной России // SPERO. 2012. № 16. С. 95—112

7. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008. - 204 с.

8. Chancey, L. and S.A. Dumais (2009). "Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 19502000." Journal of Family History 34(2): 206-223.

9. Park, K. (2005). "Choosing childlessness: Weber's typology of action and motives of the voluntarily childless." Sociological Inquiry 75(3): 372-402

10. Schroder-Butterfill, E. and P. Kreager (2005). "Actual and de facto childlessness in old age: Evidence and implications from East Java, Indonesia." Population and development review 31(1): 19-55.

Психология

УДК159

доктор педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Юрловская Иллона Александровна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ); магистрант кафедры дефектологического образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование / профиль: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ Малиева Марина Геннадьевна Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ);

магистрант кафедры дефектологического образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование /профиль: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ Торчинова Дзерасса Мухарбековна Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в старшем дошкольном возрасте, раскрывается целевая установка службы психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных учреждениях, подробно описываются основные механизмы оказания психолого-педагогической помощи детям с серьезными нарушениями здоровья. Целостную систему психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития следует рассматривать в единстве ее содержательного и организационного компонентов.

Ключевые слова: ребенок старшего дошкольного возраста, психолого-педагогическая помощь, психическое развитие ребенка, коррекционно-педагогическая деятельность.

Annotation. The article deals with the peculiarities of psychological and pedagogical assistance to children with developmental disabilities at an early age, the target setting of the service of psychological and pedagogical assistance

in preschool educational establishments is described, the main mechanisms of rendering psychological and pedagogical assistance to children with serious health disorders are described in detail. A comprehensive system of psychological and pedagogical assistance for young children with disabilities is presented in the unity of its substantive and organizational components.

Keywords: a child of senior preschool age, psychological and pedagogical assistance, the child's mental development, correctional and pedagogical activity.

Введение. Модернизация системы дошкольного образования в соответствии с современными принципами гуманизации и гуманитаризации предусматривает оптимальный учет особенностей ребенка, как основного субъекта учебно-воспитательного процесса, уважение его личности, потребностей, взглядов, интересов, создание благоприятных условий для полной самореализации. Особую актуальность эта проблема приобрела в рамках возникнувшей в последнее время тенденции увеличения численности детей с серьезными нарушениями здоровья, которые отрицательно влияют на качество и результаты их воспитания, обучения, развития и социализации.

Формулировка цели статьи. Создать максимально благоприятные условия для психического, физического и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья, стимулировать и расширять его потенциальные возможности в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром, именно в этом заключается цель психолого-педагогической помощи.

Изложение основного материала статьи. Ведущие отечественные и зарубежные педагоги-гуманисты и ученые, такие как Я.Л. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев и Ж. Пиаже, в своих работах обращали внимание на значимость воспитания ребенка именно с первых дней жизни [10]. До начала ХХ века данная проблема не опиралась на научно обоснованную теоретическую базу, хотя частично она решалась такими отечественными ученными, как: Ю.Ф. Гаркуша, Н.И. Красногорский, Н.М. Щелованов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин.

По мнению этих ученых, психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями развития формируется как совокупность организационно-методических, диагностических, развивающих, коррекционных и педагогических мероприятий [6]. Они способствуют созданию наиболее благоприятных условий физического, психического и социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития. Тогда же осуществляется активная реализация потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Исходя из этого, психолого-педагогическую помощь можно определить как сложную многокомпонентную систему, обладающую содержательными и структурными характеристиками, как и любая другая система.

Ю.Ф. Гаркуша рассматривала определенное преобразование педагогического пространства дошкольников с нарушениями речи и это пространство она исследовала как умышленно сформированную систему взаимосвязанных воспитательных обстоятельств, субъектами которых выступают ребенок, а также окружающие его сверстники и взрослые [6]. Она считала, что это организованная таким образом среда способствует успешному взаимодействию детей, педагогов, родителей и других окружающих. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста связана с деятельностью в организационной структуре дошкольного образовательного учреждения - службы психолого-педагогической помощи. Главные компоненты психолого-педагогической помощи ребенку старшего дошкольного возраста необходимо рассматривать через призму деятельности службы.

Целевая установка деятельности службы психолого-педагогической помощи совершается с помощью следующих основных разновидностей деятельности:

Диагностическая деятельность, через которую служба осуществляет реализацию цели психолого-педагогической помощи детям с нарушениями здоровья, а именно - определение уровня развития ребенка, соответствие его физических, психических и физиологических данных нормативным показателям нормального развития детей данного возраста. Основной задачей данной деятельности является установление характера физического, психического и физиологического развития - его нормативность, присутствие опережения, либо задержки, как в целом, так и по отдельным направлениям. Но при всем этом принимается во внимание степень имеющихся различий, сочетание всевозможных вариантов развития, таких как, норма, отклонение, задержка, опережение, промедление по отдельным направлениям. Анализ полученных результатов при специальной психолого-педагогической диагностике позволяет установить психолого-педагогическую квалификацию основных отклонений развития ребенка, их соотношения с вторичными нарушениями.

Диагностическая деятельность позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, выявлять основные причины возникновения у него некоторых затруднений, обусловленных проявленными особенностями формирования личностных качеств самого ребенка в соответствии с окружающей его социальной ситуацией. Учет специфики испытываемых ребенком и его семьей затруднений позволяет создать наиболее подходящие психолого-педагогические условия воспитания и развития ребенка, характер психолого-педагогической помощи, оказываемой семье. Диагностическая деятельность выступает базовой среди остальных функций социальной службы, определяя содержательную основу реализации данной деятельности.

«Развивающая деятельность, цель которой состоит в стимуляции потенциальных возможностей ребенка, создании психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста (О.А. Милькевич), овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения» [8]. Содержание развивающей деятельности устанавливается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, а также его потребностями и интересами. Важнейшей задачей развивающей деятельности является предельное приближение показателей развития ребенка с нарушениями здоровья к возрастным нормативным критериям, усвоение им умений и навыков, характерных для данного возрастного периода. Развивающая деятельность осуществляется в результате индивидуальных и коллективных занятий педагогов, а также специально организованного взаимодействия родителей и ребенка, направленного на повышение у последнего физических, психических и умственных показателей.

Индивидуальные занятия с ребенком необходимо проводить в присутствии одного или обоих родителей. Такие занятия выполняют обучающую функцию, формируют у родителей ребенка способности к осуществлению коррекционно-воспитательного взаимодействия с ребенком. Одновременно с индивидуальными занятиями, вопросы оптимизации процесса развития ребенка решаются и на коллективных занятиях, которые проводит педагог с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающая деятельность реализуется как с детьми, близкими к нормативному развитию, так и с детьми, имеющими существенные отклонения от нормативных показателей (задержанное, либо дисгармоничное развитие).

«Коррекционная деятельность, предполагающая целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка с нарушениями развития; создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций. В современной педагогической науке детям от рождения до 3 лет коррекционно-развивающая помощь считается самым эффективным средством профилактики и компенсирования имеющихся нарушений в их развитии» [7]. Цели, содержание и приемы коррекционной деятельности формируются состоянием первичного и вторичного нарушений, уровнем их выраженности, частотой проявлений и причинами, спровоцировавшими проявление этих нарушений. Коррекционная деятельность ведется в рамках специально организованной предметно-пространственной, коррекционно-формирующей среды, целенаправленного взаимодействия взрослых с ребенком (родителей, или других родственников), а также в ходе коррекционно-развивающих занятий специалистов Службы. Такого рода занятия проводятся персонально с ребенком или с группой. Помимо коррекционных задач, на таких занятиях решаются проблемы обучения родителей самостоятельному проведению коррекционных занятий в домашних условиях.

Консультативная деятельность направлена на решение проблемы организации необходимого мотивационного и информационно-коррекционного пространства психолого-педагогической помощи, энергичное и инициативное вовлечение родителей ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии в действующий коррекционно-развивающий процесс. Постановка и решение обозначенных задач обеспечивается разносторонностью и многоплановостью консультативной помощи со стороны различных специалистов. Адресатами Службы могут быть как родители, так и педагоги, медицинские работники, сотрудники других социальных институтов, связанных с проблемами здоровья и развития ребенка. В процессе консультативной помощи специалист может дать информацию о закономерностях и трудностях развития ребенка с раннего детства, об отклонениях в развитии ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком, информацию об услугах, оказываемых детям старшего дошкольного возраста специалистами Службы, а также других, внешних учреждений и служб. Консультативная помощь ориентирует педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, материально-технических условиях ее реализации.

«Ранняя диагностика отклонений в развитии, по мнению некоторых ученых (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский), упирается на ряд важнейших теоретических положений, определяющих ее содержание, организацию и методический аппарат. Прежде всего - это положение о единстве общих закономерностей нормального и аномального развития. При всем отличии сроков прохождения отдельных этапов, их качественном своеобразии, сами этапы будут одними и теми же у ребенка с нормальным развитием и у ребенка с отклонениями в развитии» [5; 7].

Данная концепция легла в основу общепринятой закономерности развития ребенка по определенным для каждого возрастного этапа характеристикам (Н.М. Аксарина, А.Г. Московкина, Н.И. Орлова, В.И. Лубовский, Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов и др.) и установления на основе полученных результатов состояния психофизического развития ребенка. Так, у некоторых детей может наблюдаться асинхронное развитие, при котором нормальное или даже опережающее развитие одних функций совмещается с задержкой развития других, не менее важных функций. Нарушение может проявляться и в виде ретардации -отставания в развитии почти всех или некоторых функций.

В процессе диагностирования важно не просто обнаружить отклонение в развитии той или иной важной функции, но и установить механизмы нарушения развития, структуру основного и связанных с ним второстепенных отклонений, обнаружить возможные причины нарушения в развитии. Без тщательного изучения этих данных невозможно правильно определить наиболее результативные способы, приемы и средства устранения имеющихся именно у конкретного ребенка проблем со здоровьем. Ретардация или неравномерность в развитии одних и тех же функций могут быть порождены совершенно разными причинами, а, следовательно, нуждаться в различных методах воздействия для минимизации отклонений от нормативного развития.

«Основную роль в правильном понимании механизма психического дизонтогенеза при различных нарушениях развития сыграла теория о трех основных функциональных блоках мозга, участвующих во всех видах психической деятельности. Поражение первого блока активности, отвечающего за тонус коры (С.А. Голубева, Л.Г. Пантюхина, К.Л. Печора), приводит к нарушениям внимания в сочетании с выраженной психической истощаемостью. Нарушения второго блока, отвечающего за прием, переработку и хранение поступающей информации, вызывает появление гностических расстройств и нарушений памяти. Третий блок обеспечивает программирование, регуляцию и контроль психической деятельности, и его поражения приводят к нарушениям названных операций» [10].

Было доказано, что, несмотря на существенные различия, при всех формах психического дизонтогенеза проявляются следующие симптомы (по А.Р. Лурия: нарушение приема и обработки информации (реализовывается через первый функциональный блок мозга); нарушение сохранения и применения информации (реализовывается через второй функциональный блок мозга); нарушение словесной регуляции деятельности (реализовывается через третий функциональный блок мозга). Наиболее информативными в процессе диагностирования являются данные о периоде появления нарушения.

Выводы. Недостаточное развитие одного из компонентов системы способствует нарушению деятельности целой функциональной системы и торможению вырабатывания и совершенствования отдельных функциональных систем и мозговой деятельности в целом. В значительной мере неравномерность развития психических процессов усиливается при раннем органическом поражении центральной нервной системы, и особенно в кризисные периоды развития ребенка (новорожденность, один год, три года, семь лет).

Без специально организованной коррекционно-развивающей работы эта неритмичность не снижается, а, наоборот, со временем усиливается, что приводит к развитию социальной дезадаптации. Важнейшие, наиболее общие признаки психического дизонтогенеза спровоцированы нарушением деятельности всех трех функциональных мозговых блоков. Применение этих данных в практической деятельности специалистов дает возможность не только устанавливать основные направления диагностических исследований, но и более точно интерпретировать полученные экспериментальные данные, выявлять структуру и механизмы нарушений в каждом конкретном эпизоде.

Литература:

1. Амбалова С.А. Психолого-педагогические механизмы социализации личности ребенка // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 12. №3. С. 068-071.

2. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. Сост. В .А. Макаров. М.: Медицина, 1998. 400 с.

3. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 259-261.

4. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие. М.: Парадигма, 2014.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

6. Гаркуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи / Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., Воронеж, 2001. С. 119-142.

7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика. 1989. - 100 с.

8. Милькевич О.А. Опыт и проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов к работе в ситуации новых вызовов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 164-168.

9. Московкина А.Г., Орлова Н.И. Клинико-генетические основы детской дефектологии. Учебное пособие для студентов-бакалавров ВУЗов дефектологических факультетов.М.:ВЛАДОС, 2015, 224 с.

10. Печора К.Л., Пантюхина Л.Г. Голубева С.А. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.:ВЛАДОС, 2002. - 172 с.

11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 680 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.