Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ / СРЕДСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова Юлия Сергеевна, Писарева Светлана Анатольевна, Тряпицына Алла Прокофьевна, Тряпицын Александр Вячеславович

Цифровизация образования обусловила потребность в разработке новых средств психолого-педагогической поддержки современных школьников, ориентированной на формирование ключевых компетенций, востребованных в быстро меняющемся мире. Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8 класс) на первом этапе исследования было проведено анкетирование педагогов. Общая выборка составила 788 респондентов и представлена педагогами с разным стажем работы в системе общего образования; с разным уровнем образования; преподающими предметы, которые охватывают все предметные области. Собранный эмпирический материал систематизирован с использованием методов факторного анализа и дискурс-анализа. В результате исследования охарактеризовано состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды. Систематизированы группы проблем у подростков, оказывающие, по мнению респондентов, существенное влияние на их развитие в условиях цифровизации общего образования. Обнаружено, что учителя отождествляют средства решения проблем и средства поддержки школьников в процессе их решения. Полученные результаты подтверждают значимость реализации психолого-педагогической поддержки как важнейшего педагогического средства профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования; имеют практическое значение для актуализации гуманистического взаимодействия педагога и школьника в процессе совместного поиска путей решения значимых для подростка проблем в условиях цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матросова Юлия Сергеевна, Писарева Светлана Анатольевна, Тряпицына Алла Прокофьевна, Тряпицын Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE

Digitalization of education has led to the need to develop new means of psychological and pedagogical support for modern schoolchildren, focused on the formation of key competencies in demand in a rapidly changing world. In order to identify teachers' ideas about the problems of schoolchildren and the means used to support primary school students (grades 5-8), a survey of teachers was conducted at the first stage of the study. The total sample consisted of 788 respondents and is represented by teachers with different work experience in the general education system; with different levels of education; teaching subjects that cover all subject areas. The collected empirical material is systematized using the methods of factor analysis and discourse analysis. As a result of the study, the state of the real practice of psychological and pedagogical support of students in modern schools of megalopolis and rural areas with different levels of digitalization of the educational environment is characterized; groups of problems of adolescents are systematized, which, according to the respondents, have a significant impact on their development in the conditions of digitalization of general education; it is found that teachers identify problem-solving tools and means of supporting schoolchildren in the process of solving them.The results obtained confirm the importance of the implementation of psychological and pedagogical support as the most important pedagogical means of professional activity of a teacher in the conditions of digitalization of education; they are of practical importance for the actualization of humanistic interaction between a teacher and a student in the process of joint search for solutions to problems significant for a student in a digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ»

Человек и образование. 2022. №2. С. 17-29.

Научная статья

УДК 373.5

doi: 10.54884/S181570410020596-0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Юлия Сергеевна Матросова1, Светлана Анатольевна Писарева2, Алла Прокофьевна Тряпицына3*, Александр Вячеславович Тряпицын4

1, 2. 3. 4Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург,

Россия

1 mimoza13@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8099-5540

2 spisareva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6366-1701

3* triap2006@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9428-0522

4 triap2006@icloud.com, https://orcid.org/0000-0001-9524-5358

Аннотация. Цифровизация образования обусловила потребность в разработке новых средств психолого-педагогической поддержки современных школьников, ориентированной на формирование ключевых компетенций, востребованных в быстро меняющемся мире. Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8-й класс) на первом этапе исследования было проведено анкетирование педагогов. Общая выборка составила 788 респондентов и представлена педагогами с разным стажем работы в системе общего образования; с разным уровнем образования; преподающими предметы, которые охватывают все предметные области. Собранный эмпирический материал систематизирован с использованием методов факторного анализа и дискурс-анализа. В результате исследования охарактеризовано состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды. Систематизированы группы проблем у подростков, оказывающие, по мнению респондентов, существенное влияние на их развитие в условиях цифровизации общего образования. Обнаружено, что учителя отождествляют средства решения проблем и средства поддержки школьников в процессе их решения. Полученные результаты подтверждают значимость реализации психолого-педагогической поддержки как важнейшего педагогического средства профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования; имеют практическое значение для актуализации гуманистического взаимодействия педагога и школьника в процессе совместного поиска путей решения значимых для подростка проблем в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: проблемы современных подростков, средства психолого-педагогической поддержки, цифровизация образования, педагог.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды» (19-29-14029).

Для цитирования: Матросова Ю.С., Писарева С.А., Тряпицына А.П., Тряпицын А.В. Психолого-педагогическая поддержка ученика в условиях цифровизации образовательной среды: анализ современного состояния // Человек и образование.2022. №2. с.17-29. http://dx.doi.org/10.54884/ S181570410020596-0.

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE

Julia S. Matrosova1, Svetlana A. Pisareva2, AHa P. Tryapitsyna3*, Alexander V. Tryapitsyn4

i, 2. 3. 4 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

1 mimoza13@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8099-5540

2 spisareva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6366-1701 3* triap2006@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9428-0522 4 triap2006@icloud.com, https://orcid.org/0000-0001-9524-5358

Abstract. Digitalization of education has led to the need to develop new means of psychological and pedagogical support for modern schoolchildren, focused on the formation of key competencies in demand in a rapidly changing world. In order to identify teachers' ideas about the problems of schoolchildren and the means used to support primary school students (grades 5-8), a survey of teachers was conducted at the first stage of the study. The total sample consisted of 788 respondents and is represented by teachers with different work experience in the general education system; with different levels of education; teaching subjects that cover all subject areas. The collected empirical material is systematized using the methods of factor analysis and discourse analysis. As a result of the study, the state of the real practice of psychological and pedagogical support of students in modern schools of megalopolis and rural areas with different levels of digitalization of the educational environment is characterized; groups of problems of adolescents are systematized, which, according to the respondents, have a significant impact on their development in the conditions of digitalization of general education; it is found that teachers identify problem-solving tools and means of supporting schoolchildren in the process of solving them. The results obtained confirm the importance of the implementation of psychological and pedagogical support as the most important pedagogical means of professional activity of a teacher in the conditions of digitalization of education; they are of practical importance for the actualization of humanistic interaction between a teacher and a student in the process of joint search for solutions to problems significant for a student in a digital educational environment.

Keywords: problems of modern adolescents, means of psychological and pedagogical support, digitalization of education, teacher.

Funancing: The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research under the research project «Transformation of psychological and pedagogical support for student development in the conditions of digitalization of educational environment» (19-29-14029).

For citation: Matrosova J.S., Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P., Tryapitsyn A.V. Psychological and pedagogical support for students in the context of digitalization of the educational environment: analysis of the current state // Man and Education. 2022; (2): 17-29. (In Russ.). http://dx.doi.org/ 10.54884/S181570410020596-0

Введение. Социально-педагогическая действительность XXI века столкнулась с неожиданными новыми вызовами, которые обозначили переход от устойчивого предсказуемого мира к миру изменчивому, неопределенному, неизмеримо более сложному. Один из таких вызовов связан с цифро-визацией образования, которая ориентирована не только на обеспечение доступности учебной информации и оперативности коммуникации, но и на формирование востребованных социальных навыков и навыков саморазвития.

В этих условиях современное школьное образование обретает новые смыслы, которые связаны с содействием самоопределению ученика, и актуализирует пробле-

му психолого-педагогической поддержки школьника. С одной стороны, сегодняшние школьники - представители нового поколения, способные мыслить смело и независимо, демонстрировать свои взгляды и ценности, умеющие быстро решать текущие задачи, устанавливать многочисленные контакты и расширять сферу своего общения. С другой стороны, именно школа является существенной «зоной проблемной озабоченности» для подростков; перестает быть значимым фактором формирования умения самостоятельно работать и решать волнующие их экзистенциальные проблемы [1]. В процессе школьного образования учитель сталкивается со сложным, противоречивым и в то же время незащищенным внутренним

миром школьников, для которых оказывается принципиально, а иногда и жизненно важно, живое общение со значимым взрослым, каким и должен являться учитель.

Недостаточная сформированность у современных школьников умения критически анализировать информацию, определять её ценностную значимость, взаимодействовать с учителем в процессе поиска решения жизненно важных проблем, а также переход взаимодействия учитель-ученик в он-лайн-формат обусловливают объективную потребность в трансформации известных и поиске новых средств педагогической поддержки ученика.

Обзор литературы. Анализ современных работ, посвященных различным аспектам изменения профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования, в контексте рассматриваемой в статье проблемы позволяет сгруппировать направления анализа следующим образом:

• цифровизация образования;

• трансформация общего образования в современных условиях;

• психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных образовательных средах.

Кратко охарактеризуем результаты проведенного анализа.

Цифровизация образования - качественно новый этап информатизации образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, связанный с применением цифровых технологий как сквозных технологий наукоемкого высокотехнологичного производства. Цифровизация образования детерминирует кардинальную смену образовательной парадигмы - переход к пер-сонализации обучения. При этом исследователи подчеркивают, что цифровизация образования связана с рядом проблемных и кризисных аспектов развития личности: социальной адаптацией личности в цифровой среде, изменением инфраструктуры и инструментария образовательной деятельности, увеличением проявлений девиант-ного и аддиктивного поведения подростков в цифровой среде.

В современных исследованиях идет активный поиск накопления эмпирического материала для осмысления современных стратегий цифровизации образования в быстро меняющемся мире. В частности, раскрыты новые возможности цифровой образовательной среды (Е.В. Устюжанино-ва, С.Г. Евсюков [2]), взаимосвязи развития цифровой образовательной среды и становления цифровой школы (Т.И. Канянина, С.Ю. Степанова [3], К.С. Голохваст [4]); охарактеризованы ИКТ-инструменты деятельности педагога (Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова [5]), систематизированы основные направления мировой практики использования мобильных систем в образовательном взаимодействии (Е.С. Заир-Бек [6]); выявлены особенности взаимодействия с «сетевой личностью» (А.А. Орлов [7], А.А. Ахаян [8], К.Н. Поливанова [9]). Проведенные исследования свидетельствуют о возрастающем интересе к педагогическому осмыслению влияния цифровизации образования на развитие личности школьника.

Вопросы трансформации образования начали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Первые публикации по данной проблематике можно отнести к первому десятилетию 2000-х годов, когда появились первые работы о трансформации школьного исторического образования. В последние годы в научной периодике начали появляться статьи, раскрывающие проблему трансформации школьных пространств [10], системы школьного образования [11], школьного урока [12], классно-урочной системы (исследование ведется в РГПУ им. А.И. Герцена с 2017 г.).

Отдельным предметом, вызывающим интерес исследователей, является психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных условиях реализации образовательных стандартов и развития образовательных сред. В частности, крупный научный проект был выполнен по данной проблематике в Оренбурге [13], в рамках реализации которого проанализированы возможности психологической службы в школе для обеспечения безопасности образовательной

среды, разработаны соответствующие практикумы для педагогов и психологов школ. Однако необходимо отметить, что в последние годы проблемы психолого-педагогического сопровождения все больше интересовали исследователей в основном в контексте оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности - либо ограниченные возможности здоровья, либо явно выраженную одарённость. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка «обычных» детей и подростков перешли в исследованиях на второй план [14].

Материалы и методы. Важнейшей особенностью современной педагогической науки является «человеческое измерение» науки, гуманистическая ориентация научного поиска, которая становится исходной в определении стратегий исследования. Это обусловливает приоритетный выбор качественных методов исследования педагогической поддержки - включенного наблюдения, анализа устных личных историй, групповых дискуссий, различного вида интервью и др. В то же время выявление типичных проблем современных школьников, требующих педагогической поддержки, предполагает опору на использование «расширенного пространства» данных, которые сейчас принято называть «большими данными» (Big Data).

Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8-х класс) на поисковом этапе исследования была разработана анкета для педагогов. Пилотная апробация анкеты была проведена в двух школах Санкт-Петербурга, отличающихся реализуемыми программами основного общего образования, характеристиками педагогического состава, особенностями географического расположения. По результатам анализа пилотного анкетирования первичный вариант анкеты был уточнен, создан google-опросник и проведен опрос педагогов школ одного из районов в центре Санкт-Петербурга (394 респондента) и школ всех районов Ленинградской области (394 респондента). Представленную выборку можно считать репре-

зентативной, поскольку она охватывает все категории и должности педагогических работников школ, реализующих различные образовательные программы - основные общеобразовательные, углубленного изучения предмета, гимназические и лицейские.

Разработанная анкета содержала вопросы закрытого, открытого и смешанного типов. Логика развертывания вопросов в анкете позволила:

• определить представления учителей о ключевых проблемах современных школьников разного возраста (учащихся 5-7-х и 8-9-х классов);

• оценить объективность и актуальность источников, которые используют учителя для получения информации о проблемах подростков;

• определить средства, применяемые учителями для поддержки учащихся в решении возникающих проблем;

• проследить изменения в используемых средствах поддержки, вызванные появлением цифровых инструментов образовательной среды;

• выявить отношение учителей к цифровым средствам поддержки школьников.

Анализ результатов google-опроса был ориентирован на проверку исходной гипотезы исследования, которая заключалась в предположении о существенном расширении средств педагогической поддержки в условиях цифровизации образования.

Результаты. Полученные в ходе анализа данных опроса результаты позволили охарактеризовать состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды [15].

Приведем основные результаты исследования.

Во-первых, были выявлены значимые на разных этапах взросления проблемы подростков, обусловленные цифровиза-цией общего образования. Участникам анкетирования было предложено оценить значимость представленных в закрытом перечне проблем школьников, выявленных в результате теоретического анализа совре-

Рис. 1. Оценка педагогами актуальности проблем, испытываемых учащимися 5-7-х классов

Психосоматического здоровья в цифровой среде Информационной культуры

Информационной безопасности

Профессионального самоопределения в цифровой среде

Личносгно-эмоциональные проблемы Коммуникации и поведения

Освоения предметного содержания

■ Лен.обл.

■ СПб.

О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5

менных исследований, по шкале от 1 до 5 (где 1 - менее значимая, 5 - наиболее значимая). Пятибалльная шкала была выбрана потому, что она интуитивно понятна любому педагогу и не требует дополнительных пояснений. Детальный анализ полученных ответов позволяет сделать выводы о ключевых в представлении учителей проблемах школьников разного возраста.

На рис. 1 обозначены группы проблем, значимость которых оценивали педагоги в процессе опроса. Как видно из диаграммы, мнения педагогов школ мегаполиса и сельского региона в целом сопоставимы. Наиболее актуальными для учащихся 5-7-х классов, по оценке респондентов, являются четыре группы проблем - личностно-эмо-циональные (средний балл 3,6 для городских школ и 3,5 для школ области); коммуникации и поведения (средний балл 3,6 для городских школ и 3,4 для школ области); освоения предметного содержания (средний балл 3,5 для городских школ и 3,4 для школ области) и психосоматического здоровья в цифровой среде (средний балл 3,4 для городских школ и 3,3 для школ области).

Первые три группы проблем являются традиционными для учащихся 5-7-х классов. Условия дистанционного обучения оказали существенное влияние на восприятие

учителями проблемы психосоматического здоровья в цифровой среде как значимой для современных подростков. Доступность цифровых технологий и интернет-ресурсов имеет известный побочный эффект - все большее количество детей, особенно подростков, становятся зависимыми пользователями. Сегодня появляются такие выражения, как «bingewatch» («смотреть запоем»), «hyper-connected» («гиперподключенный»), «экстремальные интернет-пользователи» (extremeusers). По данным Лаборатории Касперского, российские подростки проводят больше времени в сети, чем подростки из других стран [16]. Подростки, часто использующие интернет-ресурсы, испытывают чувство одиночества, становятся жертвами травли. Неограниченное использование Интернета является сигналом их психосоматической уязвимости и потребности в поддержке. Группы проблем, с которыми сталкиваются школьники, - информационной безопасности (средний балл 3,2 для городских школ и 2,6 для школ области), информационной культуры (средний балл 3,3 для городских школ и 3,1 для школ области), профессионального самоопределения в цифровой среде (средний балл 3,2 в городских школах и 2,9 в школах Ленинградской области) - оказались, по мнению педагогов,

Психосоматического здоровья в цифровой среде

Информационной культуры

Информационной безопасности

Профессионального самоопределения в цифровой среде

Личностно-эмоциональные проблемы школьников

Коммуникации и поведения

Освоения предметного содержания

Лен. обл. ■ СПб.

4,5 5

Рис. 2. Оценка педагогами актуальности проблем, испытываемых учащимися 8-9-х классов

наименее значимыми для данного возрастного периода.

Проведенный анализ результатов опроса позволил проследить, как, по мнению учителей, изменяются ключевые проблемы школьников к 8-9-м классам.

В представлении учителей у подростков 8-9-х классов нет малозначимых проблем. Большинство участников исследования определили все предлагаемые в анкете проблемы (освоения предметного содержания, коммуникации и поведения, личностно-эмо-циональные проблемы, профессионального самоопределения в цифровой среде, информационной культуры и безопасности, психосоматического здоровья в цифровой среде) как проблемы средней, высокой и максимальной значимости. Ключевыми большинство учителей по-прежнему назвали лич-ностно-эмоциональные проблемы школьников (средний балл 3,9 для городских школ и 3,7 для школ области). Причем значимость этих проблем для подростков 8-9-х классов, судя по количеству максимальных оценок, данных учителями, возрастает (для учеников 5-7-х классов средний балл был ниже).

Второй по значимости оказалась проблема освоения предметного содержания (средний балл 3,8 для городских школ и 3,6 школ

области). Вероятно, представление учителей о возрастающей значимости проблемы освоения предметного содержания связано с убеждением в том, что к 8-9-м классам школьники в большей степени осознают значимость образования, при этом подростки испытывают трудности с грамотным распределением времени и планированием своей деятельности.

Третьей по значимости, по оценкам учителей школ Санкт-Петербурга, оказалась проблема коммуникации и поведения (средний балл 3,7); учителя же областных школ указали проблемы профессионального самоопределения (средний балл 3,5) и психосоматического здоровья в цифровой среде (средний балл 3,4).

В оценке проблем информационной безопасности и информационной культуры значительных расхождений не наблюдается - они завершают перечень значимых, по мнению педагогов, проблем школьников, но в то же время значимость этих проблем возрастает в 8-9-х классах по сравнению с 5-7-ми классами.

Следует отметить, что педагоги недооценивают остроту проблемы информационной безопасности школьников, в то время как «детская аудитория российского Интер-

Информационной безопасности 8-9-екд.

Информационной безопасности 5-7-е кд.

Информационной культуры 8-9-е кл.

Информационной культуры 5-7-е кл.

■ Лен. обл. ИСПб. О 0.5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5

Рис. 3. Оценка педагогами актуальное и информационной безопасности

нета насчитывает 8-10 млн пользователей до 14 лет - это около половины всех детей, проживающих в Российской Федерации. При этом около 40% детей, регулярно посещающих Сеть, просматривают интернет-сайты с агрессивным и нелегальным контентом, подвергаются киберпреследованиям и виртуальным домогательствам» [17].

Таким образом, ключевыми проблемами школьников 8-9-х классов, по представлениям педагогов, являются личностно-э-моциональные проблемы (занимающие первое место и у учащихся 5-7-х классов), освоения предметного содержания, а также проблемы профессионального самоопределения в цифровой среде и коммуникации и поведения.

Зафиксировано расширение традиционных средств поддержки учащихся новыми ресурсами цифровой образовательной среды. Основные изменения связаны с тем, что учителя стали гораздо чаще использовать электронную почту, сетевые службы обмена сообщениями, лидером среди которых является WhatsApp, социальные сети и средства онлайн-взаимодействия для организации образовательного процесса.

Установлено, что выбор учителем методов и средств поддержки практически не зависит от проблемы, с которой столкнулись ученики, и не зависит от возраста ученика. Полученные данные значимо не отличаются в ответах педагогов мегаполиса и сельского региона.

и проблем информационной культуры у подростков 5-7-х и 8-9-х классов

Для осуществления педагогической поддержки учеников в решении проблемы освоения предметного содержания, которая, по мнению учителей, является достаточно значимой для всех школьников, учителя используют, как правило, привычные и известные средства. Среди самых популярных средств можно отметить следующие: индивидуальные консультации, дополнительные занятия, беседы и использование Интернет-ресурсов и образовательных платформ (см. таблицу 1).

Основным средством, которое используют учителя, если школьники сталкиваются с рассматриваемой проблемой, являются консультации. Это средство поддержки указали около 30% всех опрошенных. Важно отметить, что за последнее время, когда все школы осуществляли дистанционное обучение, учителя, судя по их ответам, смогли организовать консультационную поддержку онлайн с использованием платформы Zoom, о чем свидетельствуют довольно частые упоминания учителями онлайн-кон-сультаций.

Весьма популярным среди используемых учителями средств, является метод беседы. Более 25% указали данный метод как средство поддержки школьников в решении проблемы освоения предметного содержания.

Достаточно востребованным средством поддержки школьников в решении проблемы освоения предметного содержания

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства педагогической поддержки учащихся

Категории проблем Используемые средства поддержки

Освоения предметного содержания консультации, дополнительные занятия, Интернет-ресурсы, беседа, не использую

Коммуникации и поведения беседа, тренинги, ролевые игры

Личностно-эмоциональные проблемы школьников беседа, тренинги, индивидуальные консультации

Профессионального самоопределения в цифровой среде беседа, классный час, участие в проектной деятельности, не использую

Информационной безопасности беседа, консультация, не использую

Информационной культуры беседа, классный час, не использую

Психосоматического здоровья в цифровой среде беседа, консультации, не использую

являются сегодня разнообразные Интернет-ресурсы, среди которых назывались образовательные платформы, учебные порталы, тематические сайты с готовыми видеоуроками, онлайн-квесты, использование skysmart, googlforms и т.п. - около 20% отметили данные средства как часто используемые.

Ведущими средствами педагогической поддержки школьников в решении проблемы коммуникации и поведения учителя назвали беседы (около 30%), тренинги и ролевые игры (13%).

Остальные варианты средств педагогической поддержки школьников в решении данной проблемы, указанные учителями, являются достаточно редкими (их указывали около 5%). Учителя отмечали как весьма действенные традиционные способы (организация экскурсий, совместных мероприятий, включение в коллективно-творческую деятельность, личные поручения, собственный пример учителя), так и новые, вызванные современными условиями цифровиза-ции (организация чатов, групп в социальных сетях).

Выявлены представления педагогов о положительных и отрицательных характеристиках использования цифровых инструментов поддержки учащихся. Положительные - позволяют сократить сроки оказания поддержки; дают возможность оказания поддержки и получения оперативной обратной связи в любое вре-

мя; позволяют быстро реагировать на ситуацию и решать проблему «здесь и сейчас»; расширяют доступ к практически неограниченному количеству вариативных цифровых учебных и методических материалов; позволяют более эффективно организовать индивидуальную работу с учениками. Отрицательные стороны, по мнению педагогов, связаны с тем, что цифровой инструментарий не может заменить живого общения; обусловливает необходимость освоения учителями новых профессиональных ролей - тьютора, куратора, к которым многие педагоги не готовы.

На основе обобщения результатов анализа данных анкетирования в исследовании сделан вывод о том, что в условиях развития цифровизации образования происходит трансформация средств педагогической поддержки, применяемых с целью организации сетевой образовательной коммуникации, непосредственного и опосредованного управления действиями субъектов образования в цифровой среде.

Важным результатом исследования является обнаруженная проблема недостаточного понимания учителями сущности педагогической поддержки. Как известно, педагогическая поддержка ученика ориентирована на реализацию функции содействия образованию школьника, которая состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества,

ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования. Однако большинство учителей не видят разницы между средствами решения самой проблемы и средствами поддержки школьников в ее решении. Педагогическая поддержка предполагает совместный с учеником поиск лучшего способа пути решения проблем и устранения препятствий. Лишь в некоторых ответах учителей содержатся такие высказывания, как «работаем вместе с ребенком над проблемой», «провожу беседы-интервью закрытого и открытого типа, использую «личностные» опросники с целью выявления трудностей и причин затруднения», «ориентирую внимание на имеющиеся пробелы в знаниях, акцентирую внимание на достижениях ученика, поддерживаю положительные эмоции». Но подобных ответов педагогов чрезвычайно мало.

Обсуждение и заключение. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что в условиях цифровизации образования наиболее значимыми для учащихся 5-8-х классов, по мнению учителей, являются личностно-э-моциональные проблемы, а также проблемы коммуникации и поведения, освоения предметного содержания и самоопределения в цифровой среде. Значимость этих проблем для подростков 8-9-х классов возрастает. Данные результаты подтверждают необходимость ориентации школы на поддержку средствами образования процесса самоопределения подростка - личностного, социального, профессионального. Для уточнения этого вывода необходимо исследование «проблемных зон» подростков, что позволит сопоставить представления школьников и учителей о волнующих учащихся проблемах и, следовательно, уточнить сущность педагогической поддержки в меняющихся условиях жизни.

Анализ используемых средств поддержки позволяет утверждать, что цифровиза-ция образования, развитие информационно-образовательной среды школ оказали определенное влияние на расширение арсенала средств поддержки. При этом, по мне-

нию учителей, «цифровые» средства реализации поддержки оказываются наиболее продуктивными при совместном решении проблем освоения предметного содержания и профессионального самоопределения. Полученные результаты дополняют данные о готовности педагогов к цифровому наставничеству характеристикой факторов, которые оказывают влияние на использование педагогами цифровых инструментов психолого-педагогической поддержки учащихся [18, 19].

Проведенное исследование позволяет предположить, что «цифровые» средства поддержки решения значимых для подростков личностно-эмоциональных, коммуникационных и поведенческих проблем имеют определенные границы применимости, в частности они более продуктивны на этапе выявления проблем, расширяя источники получения учителем информации об учениках. Можно предположить, что дальнейшего исследования и разработки требуют вопросы качественной диагностики самоопределения ученика с использованием цифровых инструментов педагогической деятельности. Правомерно также предположить, что в настоящее время технологический подход к пониманию цифровизации образования в определенной степени обусловил снижение внимания педагогов к традиционному для отечественной философско-педагогической мысли и культурно-образовательной практики антрополого-аксиологическому подходу, о чем свидетельствуют высказывания учителей.

Полученные результаты исследования позволяют уточнить дальнейший ход исследования и конкретизировать исследовательский инструментарий характеристики трансформации средств педагогической поддержки.

Список источников

1. Берестовицкая С. Э. Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2018.48 с.

2. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. №1 (97). С. 3-12.

3. Канянина Т. И., Степанова С. Ю. Развитие цифровой образовательной среды как фактор становления цифровой школы // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 12-18.

4. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения / К. С. Голохваст [и др.] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 32-44.

5. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1 (90). С. 25-45.

6. Заир-Бек Е. С. Мировая практика использования мобильных систем в образовательном взаимодействии // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Владивосток, 25-26 октября 2019 г. /отв. ред. А. Н. Сазонова. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. С. 16-26.

7. Орлов А. А., Орлова Л. А. Характеристика «сетевой личности» как инновация в структуре содержания педагогического образования // Педагогика. 2018. №7. С.12-22.

8. Ахаян А. А. Подготовка педагога к образовательному взаимодействию в цифровую эпоху // Педагогическая наука и современное образование: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 19-22.

9. Поливанова К. Н. Анализ коммуникации в школьных интернет-сообществах в социальной сети ВКонтакте // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сборник тезисов шестой Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. 2018. С. 174-177.

10. Иванова Е. В., Никитаева М. В. Трансформация школьных пространств в условиях реализации ФГОС основного общего образования. М.:УЦ «Перспектива».2015.44 с.

11. Трансформация системы школьного образования в России / К. С. Гордеев [и др.] // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 (88). С. 21.

12. Макарова Н. С. Трансформация школьного урока в условиях изменений в образовании // Человек и общество в нестабильном мире: материалы Международной научно-практической конференции /отв. ред. Г. И. Тюменцева. Омский гос.пед ун-т. 2019. С. 109-113.

13. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / И. С. Якиманская [и др.]. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2015.142 с.

14. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 267-284.

15. Поддержка ученика в образовании. Книга 2. Современное состояние психолого-педагогической поддержки ученика в условиях цифровизации образовательной среды: коллективная монография / И. М. Богдановская [и др.]; под ред. С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 192 с.

16. Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апр. 2019 г. / А. А. Бочавер [и др.]. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. 286 с.

17. Миронова С. М., Симонова С. С. Защита прав и свобод несовершеннолетних в цифровом пространстве // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 2. С. 234241.

18. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 33-44.

19. Time spent on web page as an indicator ofinterest/Benko L. et al.//DIVAI 2020. 13th International Scientific Conference on Distance Learning in Applied Informatics. 2020. P. 489-499.

References

1. Berestovitskaya, S. E. (2018) School promotion for ideological self-determination of high school students. Doctor of Pedagogy thesis, St. Petersburg. (In Russ.)

2. Ustyuzhanina, E. V., Evsyukov, S. G. (2018) Digitalization of the educational environment: opportunities and threats. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, no. 1 (97), pp. 3-12. (In Russ.)

3. Kanyanina, T. I., Stepanova, S. Yu. (2019) Development of the digital educational environment as a factor in the formation of a digital school. Nizhny Novgorod Education, no. 2, pp. 12-18. (In Russ.)

4. Golokhvast, K.S. et al. (2019) Virtual reality as a component of the virtual learning environment. Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen, no. 191, pp. 32-44. (In Russ.)

5. Noskova, T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. (2018) ICT-tools of professional activity of a teacher: a comparative analysis of Russian and European experience. Integration of Education, vol. 22, no. 1(90), pp. 25-45. (In Russ.)

6. Zair-Bek, E.S. (2019) The world practice of using mobile systems in educational interaction. Network educational interaction in the training of an information society teacher. International Scientific and Practical Conference, Vladivostok, October 25-26: collection of articles. Sazonov, A. N. (ed.) Vladivostok: Publishing House of the Far Eastern Federal University, pp. 16-26. (In Russ.)

7. Orlov, A.A., Orlova, L.A. (2018) Characteristics of the "network personality" as an innovation in the structure of the content of pedagogical education. Pedagogy, no. 7, pp. 12-22. (In Russ.)

8. Akhayan, A.A. (2019) Teacher training for educational interaction in the digital age. Collection of articles of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference "Pedagogical science and modern education", SPb, pp. 19-22. (In Russ.)

9. Polivanova, K.N. (2018) Analysis of communication in school Internet communities in the social network vkontakte. In the book. Cultural-historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects. Collection of abstracts of the sixth All-Russian scientific and practical Conference on Developmental psychology, pp. 174-177. (In Russ.)

10. Ivanova E.V, Nikitaeva M.V. (2015) Transformation of school spaces in the conditions of implementation of the Federal State Educational Standard of basic general education. Vestnik MGPU. Series: Pedagogy and Psychology. №2(32), pp. 117-121. (In Russ.)

11. Gordeev, K.S., Ermolaeva, E.L., Zhidkov, A.A., Ilyushina, E.S., Fedoseeva, L.A. (2018) Transformation of school education system in Russia. Modern Scientific Research and Innovation, no. 8 (88), pp. 21. (In Russ.)

12. Makarova, N.S. (2019) 'Transformation of the school lesson in the conditions of changes in education' in Tyumentseva, G.I. (ed.) Man and society in an unstable world. Materials of the international scientific and practical conference. Omsk State Pedagogical University, pp. 109113. (In Russ.)

13. Yakimanskaya, I.S., Biktina, N.N., Logutova, E.V., Molokostova, A.M. (2015) Psychological and pedagogical support of the educational environment in the conditions of the introduction of new educational standards: monograph. Orenburg: OSU. (In Russ.)

14. 1Chernikova, E.G., Ptashko, T.G., Sokolova, N.A. (2018) Socio-psychological features of a modern teenager. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 5, pp. 267-284. (In Russ.)

15. Bogdanovskaya, I.M., Gutnik, I.Yu. et el (2021) 'Support of students in education. Book 2' in Pisareva, S.A. Tryapitsyna, A.P. (eds.) Current state of psychological and pedagogical support of a student in the conditions of digitalization of the educational environment. SPb.: Publishing House of A.I. Herzen RSPU. (In Russ.)

16. Bochaver, A.A, Dokuka, S.V., Novikova, M.A. et el (2019) Well-being of children in the digital age. Report to the XX Apr. international scientific conference on problems of economic and social development. Higher School of Economics. M.: Publ. House of HSE. (In Russ.)

17. Mironova, S.M., Simonova, S.S. (2020) Protection ofrights and freedoms of minors in the digital space. All-Russian Journal of Criminology, vol. 14, no. 2, pp. 234-241.

18. Boronenko, T.A., Fedotova, V.S. (2020) Digital mentoring: are teachers ready to participate in the formation of digital literacy of schoolchildren? Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 4 (115), pp. 33-44. (In Russ.)

19. Benko, L., Blazekova, P. et el (2020). Time spent on web page as an indicator of interest. 13th International Scientific Conference on Distance Learning in Applied Informatics, pp. 489-499.

Статья поступила в редакцию 08.05.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted on 08.05.2022; approved after reviewing on 27.05.2022; accepted for publication on 30.05.2022.

Информация об авторах:

Матросова Юлия Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Researcher ID: AAT-1951-2021

Писарева Светлана Анатольевна

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор, проректор по научной работе и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Researcher ID: J-9850-2016

Тряпицына Алла Прокофьевна

Доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, директор института педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Researcher ID: B-5708-2017

Тряпицын Александр Вячеславович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитания и социализации ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Researcher ID: AAT-1867-2021

Information about the authors:

Matrosova Julia Sergeevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of Pedagogy of the Herzen State Pedagogical University of Russia; Researcher ID: AAT-1951-2021

Pisareva Svetlana Anatolievna

Doctor of Pedagogical Sciences, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Professor, Vice-Rector for Research and Innovation of the Herzen State Pedagogical University of Russia; Researcher ID: J-9850-20

Tryapitsyna Alla Prokofievna

Doctor of Pedagogical Sciences, Member of the Russian Academy of Education, Professor, Director of the Institute of Pedagogy of the Herzen State Pedagogical University of Russia; Researcher ID: B-5708-2017

Tryapitsyn Alexander Vyacheslavovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Upbringing and Socialization of the Herzen State Pedagogical University of Russia; Researcher ID: AAT-1867-2021

Вклад соавторов:

Матросова Ю.С. - обсуждение общего замысла, подбор материалов, обработка экспериментальных данных, написание текста, оформление статьи по требованиям журнала.

Писарева С.А. - разработка общего замысла сбора эмпирического материала, формирование базы сбора эмпирического материала, подбор материалов, научная редакция текста, оформление статьи по требованиям журнала.

Тряпицына А.П. - разработка концепции исследования, формирование базы сбора эмпирического материала, подбор материалов, научная редакция текста, оформление статьи по требованиям журнала.

Тряпицын А.В. - обсуждение общего замысла, анализ источниковой базы, в т.ч. на иностранном языке, обработка экспериментальных данных, написание текста, оформление статьи по требованиям журнала.

Contribution of co-authors:

Matrosova Ju.S. - discussion of the general concept, selection of materials, processing of experimental data, text writing, design of the article according to the requirements of the journal.

Pisareva S.A. - development of the general concept of empirical material collection, design of the base of empirical material collection, selection of materials, scientific editing of the text, registration of the article according to the requirements of the journal.

Tryapitsyna A.P. - development of the research concept, design of the base of empirical material collection, selection of materials, scientific editing of the text, design of the article according to the requirements of the journal.

Tryapitsyn A.V. - discussion of the general concept, analysis of the source base, including the foreign language, processing of experimental data, text writing, registration of the article according to the requirements of the journal.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.