Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНТЕРЕС / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Валентина Ивановна, Толокнеева Елена Ивановна, Козырева Софья Витальевна

Статья посвящена психолого-педагогической поддержке мотивации учения у дошкольников. Авторы раскрывают проблему, связанную с подготовкой детей дошкольного возраста к обучению в школе. Особое внимание уделяется интенсивному развитию всех психических процессов. Раскрывается понятие «интерес», мотивация к учебной деятельности. В статье представлен анализ изучения мотивационной готовности детей к обучению в школе. Раскрыты 5 уровней формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Авторы уделяют внимание важности роли родителей в подготовке к школе. Приведено описание программы психолого-педагогической поддержки в области формирования устойчивого интереса к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Делается вывод, что процесс формирования готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. По мнению авторов очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями, дошкольным образовательным учреждением и школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF MOTIVATIONS FOR TEACHING OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to psychological and pedagogical support of learning motivation in preschoolers. The authors reveal the problem associated with the preparation of preschool children for school. Special attention is paid to the intensive development of all mental processes. The concept of "interest", motivation for educational activity is revealed. The article presents an analysis of the study of the motivational readiness of children to study at school. 5 levels of formation of motivational readiness of preschoolers to study at school are revealed. The authors pay attention to the importance of the role of parents in preparing for school. The description of the program of psychological and pedagogical support in the field of formation of sustained interest in the educational activities of older preschool children is given. It is concluded that the process of school readiness formation should be continuous, consistent and systematic. According to the authors, it is very important to build a unified strategy of working together with parents, preschool educational institution and school.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

информации во время уроков создает условия для запуска компенсаторных механизмов, предотвращая выраженное неадекватное коммуникативное и полевое поведение.

Литература:

1. Алышева, Т.В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики в соответствии с ФГОС / Т.В. Алышева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 4. - С. 614-622.

2. Воронкова, В.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе внедрения ФГОС общего образования / В.В.Воронкова. - Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №1. - С. 2950-2956.

3. Беляева, С.П. Использование полисенсорного подхода в формировании функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи / С.П. Беляева, С.Н. Каштанова // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. -№ 1(29). - С. 46-53.

4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.

5. Каштанова, С.Н., Панфилова Т.О. Сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников // Известия ВГПУ. - 2019. - №7 (140).

6. Кутепова, О.В. Значение полисенсорного подхода в подготовке к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Кутепова // Перспективы развития и применения современных технологий: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 16 декабря 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. - С. 188-192.

7. Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации / сост. Е.Б. Аксенова и др. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 86 с.

8. Сиднева, И.С. Полисенсорный подход в развитии связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.С. Сиднева, Е.Ю. Медведева // Педагогический вестник. - 2020. - № 17. - С. 62-64.

9. Строева, Т.С. Полисенсорный подход в формировании пространственной ориентировки у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Т.С. Строева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-4. - С. 283-286.

10. Рабина, Е.Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью / Е.Ф. Рабина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2(84). - С. 108-111.

Педагогика

УДК 373.29

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Валентина Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Толокнеева Елена Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); преподаватель Козырева Софья Витальевна Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский техникум экономики, права и управления» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена психолого-педагогической поддержке мотивации учения у дошкольников. Авторы раскрывают проблему, связанную с подготовкой детей дошкольного возраста к обучению в школе. Особое внимание уделяется интенсивному развитию всех психических процессов. Раскрывается понятие «интерес», мотивация к учебной деятельности. В статье представлен анализ изучения мотивационной готовности детей к обучению в школе. Раскрыты 5 уровней формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Авторы уделяют внимание важности роли родителей в подготовке к школе. Приведено описание программы психолого-педагогической поддержки в области формирования устойчивого интереса к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Делается вывод, что процесс формирования готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. По мнению авторов очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями, дошкольным образовательным учреждением и школой.

Ключевые слова: дошкольник, мотив, мотивация, психолого-педагогическая поддержка, интерес, мышление, память, саморазвитие.

Annotation. The article is devoted to psychological and pedagogical support of learning motivation in preschoolers. The authors reveal the problem associated with the preparation of preschool children for school. Special attention is paid to the intensive development of all mental processes. The concept of "interest", motivation for educational activity is revealed. The article presents an analysis of the study of the motivational readiness of children to study at school. 5 levels of formation of motivational readiness of preschoolers to study at school are revealed. The authors pay attention to the importance of the role of parents in preparing for school. The description of the program of psychological and pedagogical support in the field of formation of sustained interest in the educational activities of older preschool children is given. It is concluded that the process of school readiness formation should be continuous, consistent and systematic. According to the authors, it is very important to build a unified strategy of working together with parents, preschool educational institution and school.

Key words: preschooler, motive, motivation, psychological and pedagogical support, interest, mind, memory, selfdevelopment.

Введение. Одной из центральных в психолого-педагогической научной области выступает проблема мотивации к учебной деятельности. Пристального внимания эта тема требует к себе на этапе работы с детьми в дошкольный период детства. В этот период детства происходит интенсивное психофизиологическое развитие, ребенок начинает более активно познавать мир, приобретает новые умения и совершенствует навыки.

Развиваясь, дети дошкольного возраста, выходя за рамки узкосемейных связей, налаживают более обширное взаимодействие и общение со сверстниками. В этот период у детей интенсивно развивается речь, идет усиление

употребления ее на практике. Увеличивается словарный запас детей, уточняется значение слов, развивается речь, добавляются различные суффиксы, они начинают легко образовывать слова, менять их смысл. Одной из самых важных функций речи у детей. является коммуникативная функция (функция общения).

В этом возрасте для развития речи дошкольника важна планирующая функция, знаковая функция речи помогает ребенку использовать предметы-знаки вместо отсутствующих предметов, экспрессивная функция генетически связана с эмоциональной сферой, так как предметы, вызывающие эмоциональный отклик легко воспринимаются детьми.

У детей преобладает деятельность первой сигнальной системы, у них более развита наглядно-образная память. Лучше запоминается яркое, интересное. Долговременной памятью закрепляются и сохраняются конкретные, эмоционально подкрепленные, сведения. Развитию памяти старших дошкольников способствует словестно-логическое запоминание и формирование способности управлять ею.

Более сосредоточенным и устойчивым в этот период детства становится внимание. Главным в изменении внимания является способность старших дошкольников им управлять, а также направлять его на различные предметы, задерживаясь на них. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности возрастает у детей к 7 годам и становится главным условием успешности в учении. Дошкольник переходит от ориентировочных действий к мыслительным действиям, устанавливая связи и отношения между различными объектами.

Развивается наглядно-образная форма мышления и дети переходят к начальным обобщениям. В данный период они уже могут решать задачи различной сложности, в которых требуется выделение и использование связей и отношений между предметами, что говорит о формирующемся умении дошкольника ставить перед собой познавательные задачи.

Мыслительные действия являются основой развития мышления у дошкольников. В основании лежит общий закон усвоения и интериоризации внешних действий. Ребенок, действуя в уме с образами, представляет реальность и решает поставленную проблему.

Изложение основного материала статьи. Существует три вида мышления: словесно-логическое; образно-логическое; наглядно-действенное. У ребенка, преобладающим являются последние два. А если рассматривать первый вид мышления, то он в дошкольном возрасте находится только на стадии развития. Ребенок, усваивая знания об общих и значительных свойствах предметов, закрепляющихся в словах, приобретает умение решать умственные задачи не используя образы.

Дошкольники, по мере расширения своего опыта в окружающем мире, начинают формировать совершенно новое его понимание. Способность использовать символы и репрезентативные мысли для обозначения людей, объектов и событий становится все более сложной. В это время дошкольники также начинают использовать логику, чтобы думать о том, почему и как что-то происходит в окружающем их мире.

В дошкольном возрасте познавательные способности ребенка претерпевают серьезные изменения. Степень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, а также особенности развития интересов дошкольников являются принципиально важным для усвоения учебного материала. Следовательно, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать интерес к учебной деятельности, так как именно это является залогом успешного обучения ребенка в школе, а развитие когнитивных навыков необходимо для обучения на протяжении всей жизни.

Выготский Л. С. трактует определение «интерес» следующим образом: «Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [2].

Существует 6 видов интереса: процессуально-содержательный; учебно-познавательный; результативный; широкий; планируемый; преобразующий [8].

Задания, вопросы, проблемные ситуации, трудности, требующие активной поисково-исследовательской деятельности, являются главным средством формирования и поддержания устойчивого интереса дошкольников к учению. Однако, необходимо учитывать и то, что трудность материала приводит к повышению интереса тогда, когда она посильна и преодолима.

В тоже время, можно повышать интерес к учению и формировать готовность к школьному обучению благодаря особым, специально созданным, условиям. На наш взгляд, одним из таких условий является организация психолого-педагогической поддержки процесса формирования, активизации и развития познавательного интереса к учению.

Психолого-педагогическая поддержка раскрывает реальные, потенциальные возможности и ресурсы ребенка дошкольного возраста, помогая самостоятельно действовать в возникновении проблем. Она может оказываться, если ребенок справляется с поиском решения проблемы или полученным заданием, однако не уверен в своих силах или в правильности решения. Кроме того, дошкольник сам может обратиться за помощью и тем самым «запросить» психолого-педагогическую поддержку. Определяющим понятием психолого-педагогической поддержки в данном случае можно считать «чувство плеча» в воспитательно-образовательном пространстве, когда ребенок уверен в том, что при необходимости ему всегда придут на помощь.

Осуществляя развитие познавательного интереса дошкольников, воспитатель оказывает психолого-педагогическую поддержку совместно с педагогом-психологом. В отечественной педагогике разработаны три вида развития познавательного интереса дошкольников, которые включают в широкую группу стимулов: содержание учебного материала, организацию учебного действия, взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитателю необходимо знать потребности своих воспитанников, так как сама информация, вне потребностей, должного воздействия на развитие ребенка не оказывает. Информация, созвучная с его потребностями подвергается умственной переработке, и ребенок получает импульс к деятельности, то есть формируется мотив.

Анализируя психологические исследования (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.), можно заключить, что мотивы, подкрепленные эмоциями, связаны с любой деятельностью и проявляются в ней.

Игровая деятельность чрезвычайно важна для когнитивного развития дошкольника, то есть для его способности думать, понимать, общаться, запоминать, представлять и понимать, что может произойти дальше. Получая и закрепляя какие-либо знания в процессе игры, в дальнейшем ребенок может применять их в самостоятельной жизнедеятельности.

В учебной деятельности познавательный процесс осуществляется уже более интенсивно. В неё включены размышления и знания, открытие новейших идей и решение усложняющихся задач, а также получение результата учения. Совместная задача воспитателя ДОО и учителя начальных классов - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Данный переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности.

У некоторых детей переход от одной деятельности к другой, из одной социальной ситуации в другую может вызывать разочарование или спровоцировать тревогу, а также привести к сложным личностным проявлениям, такому как истерики, замкнутость или деструктивное поведение.

Эмоции играют важную роль в познании, с одной стороны они могут играть роль "рычага", с другой, наоборот, роль "тормоза" в учении. Осуществляя психолого-педагогическую поддержку важно помнить об этом факте, побуждать детей говорить о том, что их дестабилизирует в процессе обучения, и выбрать необходимые ресурсы и технологии для помощи.

Стратегии и приемы успокоения, используемые во время перехода к учению, необходимы для того, чтобы помочь предотвратить негативное поведение детей путем поощрения саморегуляции. У дошкольников еще не выработан навык самостоятельно справляться с фрустрацией и разочарованием. Они все еще учатся контролировать свои эмоции и управлять своим поведением.

Дети, демонстрирующие положительное социально-эмоциональное развитие, скорее всего, будут успешными в школе. Эти дети будут демонстрировать социально и культурно приемлемые отклики на ситуации и смогут управлять своими эмоциональными реакциями на стрессовые события.

В дошкольном периоде детства - важном этапе с противоречивыми эмоциями, необходимо уделять большее время эмоциональному развитию детей, помогать в развитии социально-эмоциональных навыков. Необходимо развивать эмоциональную устойчивость, которая будет способствовать поддержанию интереса, развитию положительного отношения к учению, способности к конструктивному межличностному обмену на каждом этапе процесса обучения.

Один из эффективных инструментов эмоционального развития дошкольников является художественное творчество, благодаря которому ребенок становится более самостоятельным, усидчивым, трудолюбивым, может раскрыть свой собственный потенциал и развить собственное «Я» [3].

Не стоит забывать, что на эмоциональное состояние и поведение ребенка дошкольного возраста влияет позитивная обстановка в семье. Родителям старших дошкольников в процессе развития мотивации к учению немаловажно выстраивать доброжелательные внутрисемейные взаимоотношения и обеспечивать ребенку ситуацию успеха, уходя от контролируемой мотивации, которая побуждает участие ребенка в деятельности с целью получения вознаграждения или избегания наказания.

В исследованиях, которые проводила Л.И. Божович замечено, что детей старшего дошкольного возраста, обучение привлекает как серьезная, сознательная деятельность, приводящая к социально значимому результату, то есть желание учиться - мотив деятельности, а поступление в школу - условие его реализации [5].

Более подробно изучая мотивы младших школьников и сравнивая их с мотивами детей подготовительной группы детского сада, Л.И. Божович пришла к выводу, что отличительной чертой детей дошкольного возраста считается высокая мотивирующая сила игровых мотивов, но в тоже время, социальные мотивы являются не менее важными в системе мотивов, которые побуждают деятельность детей всех возрастов (дошкольников, младших школьников) [5].

Мотивация относится к естественной склонности человека проявлять любопытство и интерес, искать проблемы и развивать навыки и знания без внешних стимулов. В этом случае человека побуждает внутреннее стремление к самосовершенствованию, а также к повышению компетентности и навыков. Это чрезвычайно важно учитывать в процессе подготовки дошкольников к школе.

В рамках прохождения профильной производственной практики, под руководством педагогов, студентами Ставропольского государственного педагогического института и Ставропольского техникума экономики, права и управления по направлению "Дошкольное образование" в нескольких дошкольных образовательных организациях Ставропольского края с детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностическая беседа, в ходе которой изучалась мотивационная готовность детей к обучению в школе.

Обобщив результаты диагностической беседы, были даны характеристики каждому выявленному уровню данной готовности:

1 уровень мотивационной готовности может быть назван очень хорошим. Дети, имеющие этот уровень, характеризуются тем, что осознают важность и общественную значимость учебы в школе, стремятся к учению, достаточно полно и правильно представляют свои будущие обязанности и серьезно относятся к ним, готовятся к поступлению в школу (старательно учатся читать, писать, считать и пр.), имеют установку на положительное взаимоотношение с одноклассниками и учителями, на дисциплинированное поведение и успехи в учебе.

2 уровень сформированности мотивационной готовности к школе характеризуется тем, что дети с данным уровнем стремятся пойти в школу, хотят учиться, но не могут объяснить, почему они этого хотят, то есть мотивы учения осознаются недостаточно точно, хотя некоторые дети, при ответах на наводящие или дополнительные вопросы, а также услышав ответы других детей, говорят, например, о том, что хотят в школе научиться чему-нибудь нужному (читать, считать и т.д.). Такие дети могут иметь правильное представление о том, как нужно вести себя в школе, что делать для получения хорошей отметки, как готовиться к поступлению в школу, но не особенно стремятся к каким-то конкретным действиям по осуществлению этих представлений. Как и дети с 1 уровнем сформированности мотивационной готовности к школе, эти дети хотят учиться в школе хорошо и вести себя правильно, 2 уровень может быть назван хорошим.

3 уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе - удовлетворительный. Дети не очень хотят учиться в школе. Во многом это связано с неумением читать, писать и прочим, то есть некоторые представления о школьном обучении у них есть, дети чувствуют себя недостаточно готовыми к этому, многие хотят остаться в детском саду, а некоторым все равно, где учиться. Стремление не нарушать дисциплину и хорошо учиться сформировано не в такой степени, как у детей с 1 и 2 уровнями готовности. К будущим одноклассникам и учителям, в основном, настроены благожелательно.

Дети, имеющие 4 уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе, в целом не против обучения в школе, но пошли бы туда "просто так", "потому, что нужно", "так сказали родители". В случае предоставления выбора, предпочитают остаться в детском саду. Общая направленность на достижение успеха в учебной деятельности в некоторой степени сформирована, однако представления о школьной жизни отрывочны, неполны. Этот уровень оценивается как неудовлетворительный.

5 уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе крайне неудовлетворительный. Нежелание идти в школу выражено в значительной степени. Дети не настроены на взаимодействие и положительное общение с детьми и взрослыми. Они не собираются достигать хороших результатов в учебе ("Будут учиться на тройки" или "Будут учиться как получится"). Представления о школьной жизни и деятельности очень ограничены. Учебная мотивация не сформирована.

Из полученных данных стало очевидно, что у большего числа старших дошкольников удовлетворительный и неудовлетворительный уровни мотивационной готовности к обучению в школе. Следовательно эти дети нуждаются в проведении с ними целенаправленной дополнительной психолого-педагогической работы по формированию мотивации к учению, которая должна подкрепляться положительными эмоциями, проходить в игровой и /или тренинговой форме, с применением разнообразных интерактивных технологий.

С учетом всего вышеизложенного, студентами под руководством преподавателей была разработана программа психолого-педагогической поддержки формирования мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ракурсе психофизиологических и личностных особенностей старших дошкольников и предполагает совместную работу педагогов, детей и родителей. Работа по реализации программы осуществлялась по нескольким направлениям, через организацию различных видов деятельности (игровая, познавательная,

учебная, творческая), развитие коммуникативных способностей и общения, использование в работе художественной литературы и произведений искусства, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и ситуации успеха для каждого ребенка. Программа базируется на гуманистическом, индивидуально-личностном, проблемном, средовом и системно-деятельностном подходах. Принципы работы по программе: поддержки детской инициативы, сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения сложности (динамичности). Все занятия в рамках программы предполагают игровую форму с компонентами творческой, проектной и исследовательской деятельности, что вызывает у детей интерес и эмоциональный отклик.

После осуществления деятельности по внедрению в образовательный процесс ДОО разработанной программы, обнаружена положительная динамика изменения уровня сформированности мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста, включенных в работу по программе, получен позитивный отзыв родителей старших дошкольников, оказано содействие других педагогов.

Выводы. Подытоживая сказанное необходимо отметить, что осуществление психолого-педагогической поддержки формирования мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста очень актуальная, важная и кропотливая работа, которая заключается в развитии социально-эмоциональной компетентности будущих школьников с точки зрения готовности к школе, активизации потребности в познавательной деятельности, а также предотвращении их проблемного поведения и неуспехах в обучении.

Литература:

1. Виноградова, М.А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.А. Виноградова, В.С. Пенюгалова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 125-130. - URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

3. Дрофа, П.Т. К вопросу влияния детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников / П.Т. Дрофа, Е.И. Толокнеева // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов III Международной Интернет-конференции, Ставрополь, 01-30 июня 2021 года. - Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2021. - С. 112-117. - EDN EKBHUA.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480 с.

5. Изучение мотивации поведения детей и подростков / [Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной] Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., «Педагогика», 1972. - 352 с.

6. Кириллова, В.И. Психолого-педагогические условия развития навыков учебной деятельности у младших школьников / В.И. Кириллова, М.И. Кириллова // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции, Ставрополь, 24-25 октября 2017 года / Отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. - С. 238-241.

7. Кузьмина Н.Г. Проблемный подход в образовании ребенка-дошкольника // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 дек. 2017 г.) - Чебоксары: ИД «Среда», 2017. - С. 67-69. - ISBN 978-5-9500853-7-6.

8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -Москва: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психологическая наука - школе). - ISBN 5-09-001744-1.

9. Сергеева, Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-k-shkole-kak-osnova-uspeshnogo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy.

10. Солодянкина, Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения первоклассников / Е.Г. Солодянкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 30. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55325.htm.

11. Шипнягова, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе в условиях детского сада / О.В. Шипнягова, Е.О. Хмелевская // Педагогическое призвание 2022: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 24 февраля 2022 года. -Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 286-294.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Гусева Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования, в частности способы сохранения и передачи народных традиций и обычаев подрастающему поколению и молодежи. В ней отражены результаты фольклорно-этнографической экспедиции с участием студентов кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина. Ими были записаны и расшифрованы различные жанры детского и юношеского музыкального фольклора северной части области: детские игры, обряды гадания на Святки, потешки, игровые припевы, колыбельные. Выявлена частичная сохранность жанров. Отмечено постепенное исчезновение их из быта. Ключевые слова: фольклорная экспедиция, потешки, гадания, детские игры, жанры фольклора.

Annotation. The article examines and discusses the problems of modern music education, in particular, ways of preserving and transmitting folk traditions and customs to the younger generation and youth. It reflects the results of a folklore and ethnographic expedition with the participation of students of the Department of Production and Music Education of the K. Minin NGPU. They recorded and deciphered various genres of children's and youth musical folklore of the northern part of the region: children's games, divination rituals for Christmas, nursery rhymes, game choruses, lullabies. Partial preservation of genres is revealed. Their gradual disappearance from everyday life is noted.

Key words: folklore expedition, nursery rhymes, fortune telling, children's games, folklore genres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.