Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / ГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шипилова Евгения Валерьевна, Боченкова Мария Юрьевна

В данной статье рассмотрены особенности психолого-педагогической компетентности родителей, занимающихся воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено значению гармоничной семьи, которая эффективно воздействует на воспитание личности ребенка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шипилова Евгения Валерьевна, Боченкова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

This article discusses the features of psychological and pedagogical competence of parents engaged in the upbringing and development of children with disabilities. Special attention is paid to the importance of a harmonious family, which effectively affects the upbringing of the child's personality as a whole.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук Гостунская Яна Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Боченкова Мария Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности психолого-педагогической компетентности родителей, занимающихся воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено значению гармоничной семьи, которая эффективно воздействует на воспитание личности ребенка в целом.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, родительство, гармоничная семья, инклюзивное образование, специальное образование.

Annоtation. This article discusses the features of psychological and pedagogical competence of parents engaged in the upbringing and development of children with disabilities. Special attention is paid to the importance of a harmonious family, which effectively affects the upbringing of the child's personality as a whole.

Keywords: children with disabilities, parenthood, harmonious family, inclusive education, special education.

Введение. В последнее время общество испытывает растущую потребность в консультировании и руководстве для родителей. Чтобы обеспечить детям надлежащую помощь, родители должны знать о возможности и необходимости их внутреннего роста. Семья - это среда, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс для его социальной адаптации.

Гармоничная семья - важное условие возможного оптимального уровня развития ребенка. Именно в семье ребенок проходит первые стадии социализации, и здесь происходит формирование его личности. Семья выполняет основную функцию передачи детям системы ценностей и норм, включения их в социальную среду, в различные социальные связи. «Выполняя воспитательную и образовательную функции, семья формирует в ребенке определенные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает основы духовного начала и мировоззрения» [6, с. 43]. Поэтому ни один другой социальный институт в этом смысле не может заменить ребенка семьей.

Многие семьи имеют низкий уровень образования и не могут способствовать полному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Родители часто испытывают трудности в воспитании своих детей, особенно с нарушениями здоровья. Рождение и воспитание ребенка с нарушениями развития часто деформирует отношения в семье, дезорганизуя всю семейную систему.

Но самым серьезным препятствием на пути реализации образовательного потенциала семьи являются проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии к образовательным учреждениям в плане решения образовательных проблем, отсутствии интереса и необходимости выполнять воспитательную функцию. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется распространенной практикой «домашнего обучения», в которой, как правило, не рассматривается вопрос об устройстве родителей.

Изложение основного материала статьи. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей позволяет грамотно строить отношения между детьми и родителями и своевременно изменять их в соответствии с возрастом детей, текущей ситуацией и другими обстоятельствами. Родители несут ответственность за детей, а их высокий уровень компетентности позволяет своевременно выявлять и решать проблемы, предотвращать возникновение деструктивных процессов в семье, учить своим примером доброжелательному отношению, уважению к людям, ответственности перед собой, семьей и обществом, заботе о других. Формирование ответственного родительства в целом и повышение психолого-педагогической компетентности в частности имеют большое значение как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.

Очевидно, что в контексте «особого»родительства и психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), этот вопрос приобретает особую актуальность.

Часть детей с ОВЗ воспитывается в семьях с неблагоприятными социальными, психологическими и педагогическими условиями (конфликтные отношения,некомпетентность родителей в развитии и воспитании детей, жестокое обращение и т.д.). нестабильность, тревога и неуверенность в завтрашнем дне, характерные для реальных жизненных ситуаций, только усугубляют проблемы семьи и детства. При этом ученые подчеркивают роль психологического климата в семье в преодолении вторичных отклонений ребенка и обеспечении психофизического здоровья ребенка.

Без глубокого понимания природы и сущности нарушений развития ребенка, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; кроме того, они чувствуют себя несчастными из-за неудовлетворенных ожиданий, что негативно сказывается на их отношениях. В результате утрата столь необходимого детям доверия, защищающего их контакты с самыми близкими людьми, эмоциональное отчуждение детей от родителей, уклонение от контроля над своим поведением со стороны отца и матери. Испытывая некоторый дискомфорт в школе из-за неспособности добиться успеха в учебной деятельности и не найти поддержки своих родителей в семье, дети остаются наедине со своими проблемами.

Исследователи выделили ряд причин, которые определяют, какие трудности взаимодействия между учителем и родителями: спонтанность общения, неспособность учителей, чтобы планировать и строить

процесс взаимодействия с семьей (В.П. Дуброва); нежелание сотрудничать со стороны учителей и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова); различие ориентации и ценностей, взаимных ожиданий (Е.К. Эльяшевич); недооценка со стороны учителя, роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко). В контексте присутствия детей с ОВЗ в любом образовательномучреждении (либо инклюзивного образования или специального образования), присоединяются следующие причины: деликатность проблемы существования у ребенка нарушения в развитии, нежелание родителей признать существование проблемы в развитии, попытки скрыть или явно обвинить учителя в предвзятости по отношению к ребенку, нежелание родителей сопровождать процесс коррекционного обучения медикаментозно, а также личностные особенности самих родителей.

Для организации совместной деятельности родителей и детей требуется специальная подготовка: дети с ОВЗ нуждаются в доступных формах образования, родители часто не справляются с особыми образовательными потребностями своих детей, им трудно найти необходимое оборудование, методы вовлечения ребенка в совместную или самостоятельную деятельность.

Следует помнить, что успех взаимодействия специалистов учебного заведения, с одной стороны, и родителей детей с ОВЗ, с другой, во многом зависит от способности специалистов объединять семью и учебное заведение в решении проблем обучения, воспитания и социализации на основе общих ценностей. Характер этого взаимодействия определяется личными, социальными и профессиональными позициями каждого участника, с одной стороны, а также рассмотрением деятельности учителя по организации работы с родителями, их психологическим и педагогическим сопровождением - с другой. Это требует определения содержания работы психолога с родителями в формировании их психолого-педагогической компетенции, эффективных партнерских отношений, обозначения «полей» их социально-профессионального партнерства, обусловленных компетенциями каждого, определения форм взаимодействия и границ ответственности.

В этой связи проблема развития психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, срочно требует глубокого научного осмысления и критического использования исторического опыта, накопленного в практической психологии образования и специальной психологии.

Актуальность изучаемой проблемы связана с тем, что образование детей с ОВЗ требует от родителей высокого уровня компетентности в вопросах его сопровождения.

Психолого-педагогическая компетентность родителей - это психологическое и социально-педагогическое явление, сочетающее в себе совокупность интегративных качеств личности самого родителя, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, которые касаются отношения к ребенку с ОВЗ и необходимы для качественного осуществления воспитательного воздействия на него. Между этими компонентами существует тесная связь, и они одинаково важны для развития определенного типа воспитания [2].

В ситуации воспитания ребенка с ОВЗ меняется содержание каждого из его структурных компонентов психолого-педагогической компетенции родителей. Принципиально разные условия обучения и воспитания ребенка дополняют содержание каждого компонента родительской компетенции специфическими особенностями, обусловленными особенностями состава и характера взаимодействия их субъектов, а также содержанием решаемых социально-психологических, социально-экологических и педагогических задач [4].

Существенные изменения, происходящие в современной системе отечественного образования и связанные с введением инклюзивного подхода, характеризуют взаимодействие общественного и семейного воспитания интегративным по содержанию, обогащенным не только психолого-педагогическими, но и специальными (относительно семей, воспитывающих детей с ОВЗ) знаниями, которые необходимы для осознания закономерностей развития ребенка, его личностных особенностей, понимания психолого-педагогических, правовых, естественнонаучных основ современной семьи и семейного воспитания. Внедрение новых понятий: «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «становление, развитие, повышение педагогической компетентности родителей», «партнерское взаимодействие» определяют необходимость поиска новых форм взаимодействия с семьей [2; 3; 4].

В инклюзивном или специальном образовательном пространстве формирование родительской компетентности родителя ребенка с ОВЗ следует рассматривать как условие интеграции ребенка в образовательную среду. Следует отметить, что категория родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, неоднородна и не всегда гармонична по характеру отношений, формирующихся внутри «родительскойобщности класса», что проявляется в несоответствии позиций, запросов и требований к образовательным результатам [1; 6].

На основе теоретического анализа, мы обнаружили, что большинство родителей, в особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ имеют искаженное восприятие своей роли в семье: интересы женщин ограничиваются рамками семьи, проявление гиперактивности о семье и самопожертвования в роли матери. В семьях происходят частые конфликты, отсутствие включения супруга в семейные дела с доминированием матери и его неудовлетворенность своим положением в семье [1].

Большинство родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, имеют желание доминировать над ребенком, предъявлять ему требования,не соответствующие возрасту и состоянию здоровья и интеллекта, считают, что их жизнь ограничена из-за нарушения у ребенка.

Большая часть родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, отмечают частое проявление раздражительности, вспыльчивости, суровости, чрезмерной суровости в ответ на поведение и действия своих детей [3].

Характерно также установление зависимых отношений со своими детьми, подавление воли ребенка, с параллельным созданием условий безопасности и желанием защитить своего ребенка от неудачи.

Важным фактором, влияющим на эффективность психологического и педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также на психологический комфорт всех участников образовательного пространства, являются родители [5].

Компетентные, правильно подготовленные и оптимистичные родители оказывают наиболее эффективное влияние на образование, статус и адаптацию своих детей. В конечном счете, их влияние гораздо более прочно и продуктивно, чем влияние различных специалистов: педагогов, психологов и т.д. [4].

Следует помнить, что успех взаимодействия педагога-психолога с родителями типично развивающихся детей и детей с ОВЗ во многом зависит от их способности объединить семью и учебное заведение в решении

проблем обучения, воспитания и социализации на основе общих ценностей. Характер этого взаимодействия определяется личными, социальными и профессиональными позициями каждого участника, с одной стороны, а также рассмотрением деятельности учителя по организации работы с родителями, их психологическим и педагогическим сопровождением-с другой. Это требует определения содержания работы специалистов с родителями в формировании их психолого-педагогической компетентности, эффективных партнерских отношений, обозначения «полей» их социально-профессионального партнерства, обусловленных компетенциями каждого, определения форм взаимодействия и пределов ответственности [1].

Для обеспечения формирования всех составляющих психолого-педагогической компетентности родителей необходимо соблюдать ряд организационно-психологических и педагогических условий [1]:

1) формирование партнерских отношений родителей с образовательным учреждением, обществом; организация сотрудничества;

2) личностное и социальное развитие родителей (прародителей), формирование их навыков социальной активности;

3) вовлечение родителей в управление социально активным учебным заведением;

4) изучение и распространение положительного опыта воспитания ребенка в семье.

Образование, обучение и консультирование являются эффективными средствами развития психолого-педагогической компетентности родителей. Одним из важных условий повышения уровня педагогической компетентности родителей является психолого-педагогическое образование. В ходе психолого-педагогического образования родители получают информацию об особенностях социального и личностного развития своих детей, о продуктивных способах взаимодействия с ним. Психолого-педагогическое образование обеспечивает передачу как психолого-педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений.

По словам С.С. Пиюковой, воспитание родителей эффективно осуществляется по трем направлениям [4]:

- обучение родителя как воспитателя;

- обучение родителя как учителя своего ребенка;

- обучение родителя как союзника, партнера.

Наиболее подходящим для формирования и развития родительской компетенции является социальное партнерство, которое предполагает возможность объединения ресурсов родителей и учебного заведения.

Критериями эффективности формирования родительской компетентности являются способность выполнять родительскую деятельность, проявления индивидуальной компетентности, наблюдаемые извне в поведенческих реакциях.

В качестве фундаментальных можно назвать следующие:

- принятие системы социальной и моральной ценности родительства;

- наличие основных ситуаций, связанных с выполнением родительских функций;

- способность решать нестандартные проблемы в ситуации большой неопределенности;

- возможность вдумчивой оценки вашей деятельности и ее коррекции при необходимости.

Выводы. Таким образом, развитие психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, рассматривается как унитарный процесс взаимодействия двух социальных учреждений, направленный на повышение интереса родителей к успешному исходу коррекционно-воспитательного процесса, повышение уровня специальных психолого-педагогических знаний и навыков, овладение технологиями и практическими методиками работы с детьми с ОВЗ в семейной среде.

В ходе комплексной работы по развитию психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ с привлечением психолога, логопеда, дефектолога, родители осваивают эффективные формы взаимодействия с детьми, улучшается общение между родителями и детьми, укрепляются их психоэмоциональные контакты.

Литература:

1. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. - 2015. №4 (9). - С. 87-94.

2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пос. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

3. Лозгачёва О.В., Адушкина К.В., Сысолятина Э.А. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием // Педагогическое образование в России. -2019. - №5. - С. 117-123.

4. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дис. ... канд. пед. наук. - М., 221 с.

5. Саитгалиева Г.Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2. С. 788-792

6. Хитрюк В.В. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования // Научный диалог. - 2017. - № 8. - С. 426-439.

7. Шохова О.В. К проблеме формирования родительской компетентности в семье, имеющей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. №2-2. 2020. С. 75-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.