Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серегин Николай Васильевич

В статье представлен анализ исследования процесса формирования и реализации психолого педагогической коммуникации в музыкальной деятельности. Он основывается на воспитании личностно индивидуальных качеств музыканта, исследовании свойств профессионально важных качеств обучающихся в совокупности с проявлениями их индивидуальности. В процессе музыкальной деятельности, взаимодействуя с искусством, инструментарием, партнёрами, студенты вступают в психолого педагогическую коммуникацию. Основы её формирования образуются в учебном процессе. Далее их востребует профессиональная музыкальная деятельность. В процессе создания этой коммуникации формируется комплекс психологических и педагогических построений, образующих модель музыкальной деятельности. Особая роль в исследовании отведена диагностике факторов, определяющих самостоятельность и активность студентов в коммуникации, поскольку личность делает отбор индивидуально значимых и профессионально важных качеств. Эффективно проявляясь в совместной творческой работе с коллегами и средствами музыкальной деятельности, они детерминируют общие и профессионально важные качества, необходимые для формирования желания создавать музыкальную коммуникацию, для процесса восприятия, сохранения, переработки и передачи музыкальной информации и способствуют развитию профессионально важных качеств музыканта. Критериями диагностики явились характеристики качеств, благодаря которым проявляется эффективность музыкальной деятельности коммуникации, включающих взаимодействие с партнёрами, инструментарием, насыщение и обогащение мыслительным и чувственным познанием, образно интонационными понятиями с непременным выходом на звучание, соответствующее образу, стилю, форме, художественной культуре, вариантам артикулирования, развития музыкального произведения, способам абстрагирования и переработки музыкального материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN MUSICAL ACTIVITY

Th e article presents an analysis of the study of the process of formation and implementation of psychological and pedagogical communication in musical activity. It is based on the education of the personal and individual qualities of the musician, the study of the properties of professionally important qualities of students in conjunction with the manifestations of their individuality. In the process of musical activity, interacting with art, tools, partners, students form psychological and pedagogical communication. Th e foundations of its formation are formed in the educational process. Th en they will be required by professional musical activity. In the process of building this communication, a complex of psychological and pedagogical constructions forming a model of musical activity is formed. A special role in the study is assigned to the diagnosis of factors that determine the independence and activity of students in communication, since the personality makes the selection of individually signifi cant and professionally important qualities. Eff ectively manifesting themselves in joint creative work with colleagues and means of musical activity, they determine the general and professionally important qualities necessary for the formation of the desire to create musical communication, for the process of perception, preservation, processing and transmission of musical information and contribute to the development of professionally important qualities of a musician. Th e diagnostic criteria were the characteristics of qualities due to which the eff ectiveness of musical activity is manifested communication, including interaction with partners, tools, saturation and enrichment with mental and sensory cognition, fi gurativeintonation concepts with an indispensable access to sound, corresponding to the image, style, form, artistic culture, articulation options, development of a musical work, methods of abstraction and processing of musical material.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(сссихолого-педагогическая коммуникация

В музыкальной деятельности

УДК 37.013.43

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-98-107 Н.В. Серегин

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация: В статье представлен анализ исследования процесса формирования и реализации психолого-педагогической коммуникации в музыкальной деятельности. Он основывается на воспитании личностно-индивидуальных качеств музыканта, исследовании свойств профессионально важных качеств обучающихся в совокупности с проявлениями их индивидуальности. В процессе музыкальной деятельности, взаимодействуя с искусством, инструментарием, партнёрами, студенты вступают в психолого-педагогическую коммуникацию. Основы её формирования образуются в учебном процессе. Далее их востребует профессиональная музыкальная деятельность. В процессе создания этой коммуникации формируется комплекс психологических и педагогических построений, образующих модель музыкальной деятельности. Особая роль в исследовании отведена диагностике факторов, определяющих самостоятельность и активность студентов в коммуникации, поскольку личность делает отбор индивидуально значимых и профессионально важных качеств. Эффективно проявляясь в совместной творческой работе с коллегами и средствами музыкальной деятельности, они детерминируют общие и профессионально важные качества, необходимые для формирования желания создавать музыкальную коммуникацию, для процесса восприятия, сохранения, переработки и передачи музыкальной информации и способствуют развитию профессионально важных качеств музыканта. Критериями диагностики явились характеристики качеств, благодаря которым проявляется эффективность музыкальной деятельности - коммуникации, включающих взаимодействие с партнёрами, инструментарием, насыщение и обогащение мыслительным и чувственным познанием, образно-интонационными понятиями с непременным выходом на звучание, соответствующее образу, стилю, форме, художественной культуре, вариантам артикулирования, развития музыкального произведения, способам абстрагирования и переработки музыкального материала.

Ключевые слова: музыкальное образование и воспитание, психолого-педагогическая коммуникация в музыкальной деятельности, личностно-индивидуальные качества музыканта, профессионально важные качества.

Для цитирования: Серегин Н. В. Психолого-педагогическая коммуникация в музыкальной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №1 (111). С. 98-107. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-98-107

СЕРЕГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования, заслуженный работник культуры РФ, Алтайский государственный институт культуры

SEREGIN NIKOLAY VASILYEVICH - DSc. in Pedagogy, Professor, Head at the Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Altai State Institute of Culture

© Серегин Н. В., 2023

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN MUSICAL ACTIVITY

Nikolay V. Seregin

Altai State Institute of Culture,

Barnaul, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract: The article presents an analysis of the study of the process of formation and implementation of psychological and pedagogical communication in musical activity. It is based on the education of the personal and individual qualities of the musician, the study of the properties of professionally important qualities of students in conjunction with the manifestations of their individuality. In the process of musical activity, interacting with art, tools, partners, students form psychological and pedagogical communication. The foundations of its formation are formed in the educational process. Then they will be required by professional musical activity. In the process of building this communication, a complex of psychological and pedagogical constructions forming a model of musical activity is formed. A special role in the study is assigned to the diagnosis of factors that determine the independence and activity of students in communication, since the personality makes the selection of individually significant and professionally important qualities. Effectively manifesting themselves in joint creative work with colleagues and means of musical activity, they determine the general and professionally important qualities necessary for the formation of the desire to create musical communication, for the process of perception, preservation, processing and transmission of musical information and contribute to the development of professionally important qualities of a musician. The diagnostic criteria were the characteristics of qualities due to which the effectiveness of musical activity is manifested - communication, including interaction with partners, tools, saturation and enrichment with mental and sensory cognition, figurative-intonation concepts with an indispensable access to sound, corresponding to the image, style, form, artistic culture, articulation options, development of a musical work, methods of abstraction and processing of musical material.

Keywords: musical education and upbringing, psychological and pedagogical communication in musical activity, personal and individual qualities of a musician, professionally important qualities.

For citation: Seregin N. V. Psychological and pedagogical communication in musical activity. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 1 (111), Pp. 98-107. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-98-107

Музыкальная деятельность представляет собой психолого-педагогическую коммуникацию, активизирующую важнейшие способности, общие и профессионально значимые качества человека. Они образуются постепенно, в процессе формирования музыкальности и, шире, художественной культуры, составляющей основу профессионально важного для музыканта комплекса качеств. Творческое взаимодействие с художественным, музыкальным материалом, инструментарием и носителями искусства во всех его проявлениях помогает личности постичь индивидуальные возможности

в процессе воспитания и самовоспитания свойств, соответствующих уровню мастерства. Важнейшие личностные качества, способствующие направленности индивидуальности к саморазвитию в музыкальном искусстве и функционированию в конкретной профессиональной деятельности, развиваются постепенно [10].

Большинство профессиональных качеств формируется на основе общечеловеческих. Для музыкальной коммуникации огромную роль играют те из них, которые противостоят отчуждённому отношению человека к музыке, художественному твор-

честву, окружающей действительности и воспитывают у человека качество эмпатии. Педагогический процесс способен вывести на чувство эмпатии [1] и комплекс профессионально важных качеств. В то же время специфика взаимодействий в музыкально-образовательном исполнительском процессе позволяет решить целый ряд стратегических и тактических задач взаимодействия людей, когда влечение к музыке выявляет, формирует и развивает у них сходные черты ощущений и способностей. Развитие творческих способностей, фантазии, интуиции, глубины восприятия мира, ощущений и осознаний себя и других личностями в духовном пространстве помогает сформировать важнейшие для музыкальности качества сопереживания, сочувствия, любви. Этому способствует психолого-педагогическая коммуникация, проникающая в музыкально-исполнительский и образовательно-воспитательный процесс и имеющая возможность противостояния чёрствому и эгоистичному состоянию души [8].

Знания, умения и навыки музыканта специфичны именно в контексте музыкальной деятельности [12]. Если их рассматривать в общей логике развития человека, то они формируются в процессе постижения и освоения базовых игровых и исполнительских, терминологических и сущностно-деятельностных эстетических, этических, культурологических, педагогических, психологических, искусствоведческих характеристик. В деятельности музыканта этот конгломерат форматируется специфическими средствами выразительности, формообразования и передачи художественной информации [7]. Наше исследование было направлено на выявление эффективных, рациональных моделей воспитания коммуникативных качеств музыканта и включено в контекст реального учебного процесса. Обучающиеся являлись субъектами исследовательской работы, они совместно с преподавателями анализировали важные для жизни и профессиональной деятельности

музыканта качества, а также расширяли и углубляли научный потенциал в своих исследованиях.

Важнейшие элементы профессионализма музыканта диагностируются в процессе общения при обучении и в концертном выступлении. Это основной контекст музыкальной коммуникации. Именно здесь происходит отбор конкретных качественных характеристик и овладение важными для профессиональной деятельности навыками.

Анализ диагностического этапа исследования музыкальной коммуникации для обучающихся оказался особенно интересным при конкретизации общих и специфических для профессии свойств личности. Дискуссионная форма коммуникации активизировала их аналитическую работу по прослеживанию процесса формирования и накопления задатков, склонностей и профессиональных музыкальных способностей в совокупности с проявлениями их собственной индивидуальности в конкретных качествах. Студенты различных музыкальных направлений и профилей определили параметры этих качеств, уточнили собственные специфические личностные свойства и черты характера, способствующие восхождению к профессионализму. Было отмечено, что в процессе музыкальной деятельности формирование когнитивных знаний, их отражение в умениях и навыках, характеризует положительную динамику развития профессиональных качеств, а также - контроль над активизацией и нивелированием задатков. Студенты диагностировали факты совпадения увлечённости деталями и свойствами музыкального материала в совокупности с поисковым характером, на который выводит коммуникативная деятельность с преподавателями и другими обучающимися. В большинстве случаев было констатировано, что анализ музыкального материала в процессе общения даёт возможность услышать, активизировать внутреннее слуховое восприятие и

овладеть опытом накопления многовариантного модельного ряда оптимальных технических решений [6].

Особую важность в нашем исследовании имеет диагностика факторов, определяющих самостоятельность и активность студентов. Выявленные факторы могут активизировать развитие общих и профессионально важных качеств, необходимых музыканту при формировании волевых мотиваторов и моделировании музыкальной коммуникации, включающей восприятие, сохранение, переработку, систему взаимодействий по воспроизведению и передаче музыкального материала. Выработка профессионально важных качеств увлекает сущностным познанием себя, других людей, отражёнными в музыке обстоятельствами жизнедеятельности, что требует вслушивания и мыследеятельного соучастия в создании образно-интонационного содержания музыкального произведения [6]. Эти факторы содержат личностно-индивидуальные качества, проявляющиеся исключительно в творческой деятельности. Именно они способствуют самовоспитанию профессионально важных качеств музыканта.

Поскольку качественные показатели профессионализма выступают в определённой совокупности, характеризующей эффективность профессиональной деятельности, то весьма непросто выявить структуру образующихся в многообразии музыкальной деятельности свойств мастера. Проблема констатации профессионально важных качеств музыканта усугубляется динамичностью смены лабильности и ригидности его психики, мышления, технологических действий. В них также отражаются особенности проявления личност-но-индивидуальных качеств в творческой деятельности, усугубляющих многообразие психолого-педагогической коммуникации музыкальных и внемузыкальных аспектов профессиональной деятельности [2]. Эти обстоятельства постоянно учитывались при формировании коммуникативных

действий и при организации срезовых мероприятий.

Мы попытались определить важные для обучающихся сегодня музыкантов свойства профессионализма, конкретизируя содержание приоритетных качеств, которые в первую очередь были отмечены студентами. Среди них по количеству упоминаний выделились музыкальная память и артистизм. Эти качества включены в контекст музыкальности [12, с. 36]. Они также скрепляют структурные компоненты перечня простых музыкальных способностей, которые образуют сложные интегральные способности музыканта, такие как запоминание, сохранение и воспроизведение музыкальной информации, эмоциональная отзывчивость на музыку, интерпретаторские качества. Неслучайно, определяя приоритетность качеств, обучающиеся обращают внимание на их связь с большинством важнейших способностей и профессионально важных качеств. Выявляя эти связи на занятиях, мы концентрируем на них внимание студентов, формируя тем самым показатели активизации профессионально важных качеств. Именно они становятся личностными факторами, определяющими самостоятельность и активность студентов.

По мере роста профессионализма обращает на себя внимание значимость для личности музыканта собственного потенциала художественной культуры. Ряд музыкантов идентифицирует его с духовным ресурсом человека. Выходя со студентами на уровень абстрактного мышления, мы получили возможность апеллировать понятиями художественного восприятия, интеллектуальным потенциалом абстрагирования. Обучающиеся сами обнаруживают неизбежность выхода за привычные рамки обыденного сознания при работе с интонацией. Происходит их насыщение и обогащение мыслительным и чувственным познанием образно-интонационных понятий с непременным выходом на звучание, соответствующее образу, стилю, форме, художественной куль-

туре. При углублении в работу с интонацией, в содержание произношения, в варианты артикулирования, в развитие музыкального материала происходит его абстрагирование и переработка звуковой палитры на духовном уровне, «формируется лабильность мышления музыканта, воспитывается взаимосвязь сознательных и бессознательных профессиональных качеств, метафизика чувств» [6, с. 152].

В процессе такой активизации студенты аккумулируют внимание на конкретных собственных комплексах художественно-творческих задатков, способностей, качественных совокупностей, интегрирующих духовный интеллект восприятия, переработки, воспроизведения и передачи музыкальной информации. Формируются практические наработки, образующие комплекс музыкальности, включающей способности понимания свойств мира и жизни посредством истолкования музыки в контексте особых чувств, свойственных эмоциональному переживанию при осознании реальных форм музыкального материала.

Особую роль такого рода занятия играют для будущей профессиональной и обыденной жизни студентов. Они формируют владения способами организации музыкальной деятельности, которая обеспечивает не только развитие студента как музыканта, но и его интеллекта, а также - духовной опоры для себя и подрастающих поколений. В процессе становления личности музыкальная коммуникация помогает определить нравственные, этические, эстетические категории, может воспитать качества эмпа-тии и развивать свойственные ей духовные качества, формирующие коммуникативные свойства личности. Духовная коммуникация, проявляемая в музыкальной деятельности посредством духовного общения с реальным миром, моделируется в образовательно-воспитательном процессе. Музыка для обучающегося становится действительностью проявления духа в мире, делает его причастным духовной жизни.

Для духовной коммуникации необходимостью становится активизация мыслительного аппарата, направленного на осознание себя и своих деловых характеристик. Профессиональное музыкальное мышление и самосознание воспитывается освоением обучающимися инструментария, условий, содержания, требований художественно-творческого процесса и преодолением сложностей очередного уровня своего музыкального и духовного развития. В процессе анализа и проявления собственного участия в различных уровнях культуры человеческого общества, обучающийся музыкант вносит специфическое наполнение в собственный музыкальный язык, формы и средства выразительности. Духовная коммуникация студента развивается адекватно изменениям духа времени и отражается в его музыкальной культуре, а погружение в различные музыкальные стили обогащает этот потенциал. При этом воспитывается культура мышления и осознания социально-культурного контекста собственной музыкальной деятельности. Студенты начинают дифференцировать стилистику воспринимаемого музыкального материала; происходит отбор исполнительских качеств для его переработки и воспроизведения в собственной интерпретации. Воспитывается культура сохранения музыкального произведения для передачи слушательской аудитории и одновременно развивается психология мышления педагога - воспитывающая, приобщающая к музыкальной информации различных культур.

Исследование показало, что обучающиеся с каждым этапом всё глубже анализируют процесс осознания музыкально-информационного ресурса, развивающего художественное мышление, а, следовательно, и возможности музыканта - исполнителя, преподавателя, воспитателя в различных вариантах коммуникации. В общении между студентами и преподавателями углубляется и расширяется аналитический ресурс того, что вложил в музыкальный материал

тот, кто его создаёт, кто сохраняет, кто перерабатывает и кто представляет в конкретных социально-культурных условиях. Особое значение приобретает проблема интерпретации, редактирования нотного текста. Вопросы, обсуждаемые в этом коммуникативном ресурсе, выводят на технологические особенности изменения инструментария, развития исполнительских методик и конкретных методов преодоления тех или иных трудностей исполнителя. И здесь всё в большей мере включается личностный ресурс анализа общих и частных технологических и духовных проблем. Их рассмотрение позволяет исследовать варианты корреляции общего и частного: личностные возможности студента, проходя сквозь призму психолого-педагогической коммуникации, приобретают перспективные идеи музыкально-исполнительского опыта - общего подхода к решению конкретных проблем, накопленного предшествующими поколениями. У студентов формируется адекватная реакция на технологические и духовные проблемы, связанные с музыкальным искусством и организацией исполнительского процесса. Высказанные, изложенные в курсовых и выпускных квалификационных работах положения обсуждаются со студентами с точки зрения их практики. Интересна динамика развития терминологической базы, наращивания исполнительского и педагогического опыта обучающихся. Психолого-педагогическая коммуникация постоянно расширяет ресурс тематики и аналитической конкретизации вопросов, на которые сподвигаются студенты.

Адекватная психология коммуници-рования воспитывается в процессе её постоянного анализа. В связи с этим наше исследование включало периодическое обсуждение профессиограммного модельного ряда [2]. В современных условиях становится очевидным факт многовариантности решения профессиональных задач. Студенты в своих исследованиях обосновывали и за-

щищали различные позиции в построении элементов, входящих в профессиограмму современного музыканта. Особое внимание при этом уделялось определению традиционных и инновационных элементов. Обучающиеся формировали общую картину становления профессионального уровня конкретного аспекта и элемента музыкальной деятельности, обсуждали её в различных вариантах коммуникации, анализируя, как те или иные элементы профессионализма востребуются и развиваются в современных условиях с учётом научных и технических достижений. Затем проводился срез на понимание содержания в них традиционности и инновационности. В процессе такого анализа затрагивались, исследовались в связи с открывающимися вопросами, научные изыскания Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Л. С. Выготского, В. Н. Шацкой, а также - практическая и дальнейшая научно-исследовательская реализация их замыслов в деятельности Кабалевского Д. Б., Ветлуги-ной Н. А., Теплова Б. М., Баренбойма Л. А., Абдуллина Э. Б., Арчажниковой Л. Г., Крюковой В. В., Безбородовой Л. А., Кирнарс-кой Д. К., Цыпина Г. М., Николаевой Е. В., Арановского М. Г., Бочкарева Л. Л., Кирнар-ской Д. К., Малинковской А. В., Медушевс-кого В. В., Назайкинского Е. В., Ражникова В. Г., Старчеус М. С., Тороповой А. В., Холо-повой В. Н., Шаминой Л. В. и многих других исследователей, методистов и практиков. Параллельно с логикой развития музыкознания, искусства, культуры, образования, содержания музыкальной деятельности возникает необходимость обращения внимания на зависимости этой динамики от теоретических и практических изысканий в различных научных и технических областях. Это связано также с исследованиями духовной культуры, организацией психолого-педагогического процесса в различных учреждениях и учебных заведениях, которые активизируют внимание к музыкальному искусству в отечественной музыкальной культуре.

Для создания возможностей обсуждений студентами современной музыки мы обращали их внимание на достижения искусства, науки и техники, которые изучались ими в процессе общего образования. Удовлетворение потребности развития студентов в музыкальной коммуникации требует формирования их понимания интонационной сущности музыкального материала, которым апеллирует композитор. Для них должна стать очевидным фактом восприимчивость носителя музыкальной культуры относительно событий окружающего его мира, достижений цивилизации, всех тех совокупностей, которые «в работе педагога с учащимися-исполнителями должны интегрироваться... в сферу культурно-художественной коммуникации» [3, с. 29].

В процессе исследования студенты выявляли, как интонационная основа музыкального материала выражает чувства композитора и даже отражает то, что звучит в мире. Одновременно в общении выявлялись очевидные факты того, что и «музыка оказывает влияние на социальное поведение людей» [5, с. 7]. В этом плане для коммуникации обучающихся важна была констатация примеров соотношений искусства и науки как двух способов познания окружающей действительности. Они проникались пониманием того, что логика и опыт, на которых основывается наука, не противоречит интуитивности в постижении истины. Подтверждением тому послужил краткий экскурс в анализ концепции дополнительности Нильса Бора, теории относительности Альберта Энштейна, исследований Владимира Вернадского и других учёных, открывших связи биосферы и соци-осферы, создавших концепцию ноосферы и представление одухотворённости мира, его целостности [9, с. 31-46]. Они оснащаются современными изысканиями в самых разных областях, формируют научный аппарат - научные положения, понятия термины, наглядно проанализированные в учебном пособии В. Н. Холоповой. Содержатель-

ность эмоции, изобразительности, символики, их дихотомия, интенсивность и экстенсивность, синтез музыкальных средств, миметичности и энергетичности эмоций -всё это постоянно должно востребоваться музыкантом, как «твердое знание существующего ныне научно-исследовательского аппарата» [11, с. 34].

Рассматривая подобную ретроспективу развития музыкальной культуры, искусства и науки, обучающиеся (в процессе нашего исследования) находят основания для дискуссии. Для интеллектуального развития музыкальной коммуникации и формирования профессионального мастерства студентов особое внимание было уделено вопросам динамичного развития достижений в науке, технике, искусстве. Именно их взаимодействие образует для музыканта перспективы расширить свои возможности восприятия современного искусства и, самое главное, собственного участия в творческом процессе.

Большую роль в работе с обучающимися играет опыт, накопленный предыдущими поколениями, который перерабатывается сегодня. Студенты живо анализируют, например, то, как Д. Б. Кабалевский практически реализовал возможности психолого-педагогической коммуникации музыкальной деятельности с детьми, которые специально не занимались музыкой. Студенты различных направлений и профилей адаптируют подобные наработки предшественников в условиях инструментальных, вокальных, оркестровых, хоровых классов предпрофессионального образования при работе с современными детьми, для которых песенность, танцевальность и марше-образность музыкального языка стали ещё менее очевидными и жизненно важными.

В коммуникативных построениях со студентами формируются основные смыс-лообразующие логические конструкты, раскрывающие содержание музыкального звучания. Материал анализируется с учётом возрастных возможностей восприятия

смыслового и выразительного контекста музыкального интонирования. Упор делается на необходимости диагностики и развития эмоциональности, мыследеятель-ности, творческой фантазии, отзывчивости для воспитания аппарата взаимодействия с музыкой. Особое внимание уделяется опорным точкам накопленных ранее студентами количественных и качественных показателей восприятия, переработки, воспроизведения музыкальной и, шире, художественной информации. Психолого-педагогическое коммуницирование развивается от начального уровня к профессиональному с использованием многовариантных механизмов повторной переработки приобретаемых компетенций. Развитие основывается на многовариантности технологий и мыслительных операций, направленных на раскрытие смысла музыкального материала для его дальнейшей интерпретации средствами музыкально-исполнительского инструментария. Синкретическое накопление средств выразительности происходит за счёт привлечения знаний, умений, владений, мыслительного аппарата прошедшего учебного процесса. Этот потенциал остаётся мёртвым грузом без его включения в мониторинг общения при обучении и воспитании музыканта.

Кризисные явления в образовании, воспитании во многом образуются из-за отчуждения культуры и, в частности, музыкального искусства от жизни общества. Традиционное, положительно зарекомендовавшее себя в прошлом содержание учебно-воспитательного процесса не может в полной мере обеспечить оптимальную подготовку выпускников к многовариантности социума и его всё более снижающемуся уровню заинтересованности в восприятии профессиональной музыкальной деятельности. Углубляющиеся противоречия между музыкальным искусством и широкими слоями населения требуют исследования возможностей музыканта, способного сформировать в современных социокуль-

турных условиях коммуникацию, включающую достижения прошлого, настоящего и будущего музыкального искусства. Соответственно, целью нашей работы явилось исследование возможностей воспитания личностно-индивидуальных качеств компетентного музыканта, владеющего психолого-педагогической коммуникацией профессиональной музыкальной деятельности в условиях современного социума.

Для достижения цели были поставлены задачи, включающие

- анализ компетенций, способствующих формированию психолого-педагогической коммуникации в музыкальной деятельности;

- конкретизацию профессионально важных качеств музыканта;

- выявление ресурсов современных образовательных программ для воспитания личностно-индивидуаль-ных качеств музыканта, образующего психолого-педагогическую коммуникацию;

- диагностирование факторов, определяющих самостоятельность и активность студентов для их совместной творческой деятельности с другими людьми и средствами деятельности;

- моделирование мотивационных перспектив для самовоспитания обучающихся, концентрации их внимания на конкретных индивидуальных комплексах художественно-творческих задатков, способностей, качественных совокупностей, интегрирующих духовный интеллект восприятия, переработки, воспроизведения и передачи музыкальной информации.

В процессе исследования подтверждено, что социальные возможности будущих музыкантов, исполнителей, педагогов, композиторов формируются благодаря организации сущностных механизмов, развивающих их мышление. Именно коммуникативные условия, основывающиеся на активизации аналитических качеств, способности

анализировать и одновременно проводить мониторинг всего, накопленного при обучении, воспитании и самовоспитании в реальных условиях педагогического и исполнительского процесса, способны создать перспективы для оптимальной готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Наше исследование показывает, что в условиях психолого-педагогической коммуникации музыкальной деятельности в учебно-воспитательном процессе - на основе мониторинга традиционных и инновационных форм и методов - образуются перспективы постоянного развития личности музыканта. Только в процессе непрерывного анализа её продуктивности, на основе непрерывного её исследования и анализа результатов [8] воспитываются профессиональные и интуитивные качества, которые в последующей аналитической деятельности формируют профессиональный вектор развития музыканта. Аналитическая работа студентов и преподавателей продуктивна здесь в любом коммуникативном соотношении. В процессе исследования ситуаций у студентов, в частности, проявляется стремление характеризовать

то, что исследователи характеризуют как интеллектуальные и духовные взаимодействия человека с музыкальным произведением в «постижении художественного Я» музыкального произведения [4]. Эта направленность во всём своём разнообразии работает на развитие психолого-педагогической коммуникации музыкальной деятельности студентов, развивает и повышает этот уровень до профессионального. При создании психолого-педагогической коммуникации в процессе музыкального образования и воспитания каждый музыкант, формируя собственную лабораторию, результатом работы которой становится постоянное обогащение и расширение его опыта восприятия, сохранения, переработки и воспроизведения информации, осваивает опыт соучеников. В конечном итоге эта информация и взаимодействие обучающихся образуют постоянно действующую лабораторию. Результаты её работы выносятся на практику, воплощаются в новый музыкальный материал, становятся исполнением музыкального произведения, которое воспринимает слушатель с его опытом лабораторной работы.

Список литературы

1. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия : монография. Москва : Перо, 2014. 185 с.

2. Жильцов В. Техника составления профессиограммы. Москва : Литературный Совет, 2017. 230 с.

3. Малинковская А. В. Педагогические аспекты исполнительской интерпретации музыкального произведения // Музыкальное искусство и образование, 2021. Том 9. № 3. с. 29-47.

4. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель, 2001. № 6. с. 12-20.

5. Рахимов Б. М., Худайберганова Б. М. О роли музыки в жизни человека // Молодой ученый. 2017. № 31 (165). с. 74-77.

6. Серегин Н. В. Воспитание волевых мотиваторов в музыкальном искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). с. 148-157.

7. Серегин Н. В. Диагностика музыкально-педагогического процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88) с. 176-185.

8. Серегин Н. В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Барнаул : Издательство Алтайского государственного института культуры. 2017. 179 с.

9. Серегин Н. В. Серебряный век как фактор художественно-просветительного импульса современного музыкального искусства и образования // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том XIX: по материалам VI Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VI». 28 января 2021 года / Редакторы-составители А. И. Демченко, Е. А. Скоробогачева, Н. А. Хренов. Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. с. 31-46.

10. Торгонский В. В. Формирование личности, индивидуальности и её интегративных качеств // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 4 (6). с. 95.

11. Холопова В. Н. Методика анализа музыкальных эмоций : учебное пособие для музыкальных вузов. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2018. 36 с.

12. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : уч. пособие. Санкт-Петербург : Композитор. 2008. 592 с.

*

Поступила в редакцию 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.