ОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ МОТИВАТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ УДК 37.013.43
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-148-156 Н. В. Серегин
Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Российская Федерация,
ORCID: 0000-0002-5695-7157, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты исследования важнейших проблем музыкального образования и воспитания. Проанализирован процесс формирования факторов воспитания волевых мотиваторов в учебном процессе и построения психолого-педагогической коммуникации в музыкальной деятельности. Для организации и достижения эффективных показателей в музыкальной деятельности требуется целый ряд волевых факторов, которые необходимо формировать в процессе систематического воспитания и самовоспитания. Анализ соответствующих проблеме изысканий позволил выявить весьма важный аспект, определяющий возможности исследовать глубинные факторы воспитания и развития воли музыканта. Он связан с включением мотивации в системообразующие компоненты воли и воспитанием произвольных направленностей образования поведенческих структур. Этот перспективный ресурс исследования воли позволил выявить глубинные факторы, выводящие на понимание бесполезности воспитания воли без мотиваторов. В результате конкретизации мотивационных начал процесс воспитания воли включает те особые характерологические свойства музыканта, которые помогают преодолеть трудности образования и воспитания на пути к профессиональной музыкальной деятельности. В процессе исследования, проведённого в рамках реализации бакалаврской и магистерской образовательных программ, были конкретизированы три основных этапа формирования факторов воспитания волевых мотиваторов, важных для профессионального образования в музыкальном искусстве.
Ключевые слова: музыкальное образование и воспитание, психолого-педагогические факторы формирования волевых мотиваторов, средства и способы построения содержания коммуникации в музыкальной деятельности.
Для цитирования: Серегин Н. В. Воспитание волевых мотиваторов в музыкальном искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 148-156. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-4102-148-156
FACTORS OF EDUCATION OF STRONG-WILLED MOTIVATORS IN THE MUSICAL ART
Nikolay V. Seregin
Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-5695-7157, e-mail: [email protected] Abstract: The article presents the results of a study of the most important problems of music education and upbringing. The process of formation of factors of education of volitional motivators in
СЕРЕГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации
SEREGIN NIKOLAY VASILYEVICH - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting, the Altai State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation
© Серегин Н. В., 2021
the educational process and the construction of psychological and pedagogical communication in musical activity is analyzed. In order to organize and achieve effective indicators in musical activity, a number of volitional factors are required, which must be formed in the process of systematic education and self-education. The analysis of the research relevant to the problem revealed a very important aspect that determines the possibilities to explore the deep factors of the upbringing and development of the musician's will. It is associated with the inclusion of motivation in the system-forming components of will and education of arbitrary orientations of the formation of behavioral structures. This promising resource of will research has revealed the underlying factors that lead to an understanding of the futility of educating the will without motivators. As a result of the concretization of motivational principles, the process of educating the will includes those special characterological properties of the musician that help to overcome the difficulties of education and upbringing on the way to professional musical activity. In the course of the research conducted as part of the implementation of bachelor's and master's educational programs, three main stages of the formation of factors for the education of strong-willed motivators important for professional education in the musical art were specified.
Keywords: musical education and upbringing, psychological and pedagogical factors of the formation of volitional motivators, means and methods of constructing the content of communication in musical activity.
For citation: Seregin N. V. Factors of education of strong-willed motivators in the musical art. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 4 (102), pp. 148-156. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-148-156
Для освоения музыкального искусства, которое «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов» [10], необходимы большое терпение, настойчивость и волеизъявление. Овладение музыкальным искусством возможно лишь при осознанном чувственном и физическом его постижении. Наше исследование, проведённое в рамках бакалаврской и магистерской программ музыкально-инструментального искусства, показало, что это - процесс систематического воспитания и самовоспитания [4]. Он востребует целый ряд волевых факторов, необходимых для организации и достижения эффективных показателей в музыкальной деятельности. Такое понимание вносит существенное дополнение в процесс воспитания музыканта показателями осознанности и аргументированности преодолений, включающими важнейшие качества, содержащие
сложнейшие элементы воздержания от спешности, отвлечений, алогизма.
Интерес к понятию воли музыканта ограничен до настоящего времени линейным представлением, связанным с преодолением трудностей. В традициях музыкального образования и воспитания сложилось мнение о волевом музыканте, обладающем совокупностью качеств инициативности, решительности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, самоконтроля, самообладания [8]. В то же время в исследованиях психологов второй половины ХХ века появляется весьма важный аспект, определяющий возможности исследовать глубинные факторы воспитания и развития воли музыканта [9]. Он связан с включением мотивации в системообразующие компоненты воли и воспитанием произвольных направленностей образования поведенческих структур. Этот перспективный ресурс исследования воли позволил выявить глубинные факторы ранних исследо-
ваний (Б. Раш, Л. С. Выготский и другие), выводящих на бесполезность воспитания воли без мотиваторов, что так же невозможно, «как зрение без света или слух без звука» [11]. В результате конкретизации моти-вационных начал процесс воспитания воли включает те особые характерологические свойства музыканта, которые помогают преодолеть трудности образования и воспитания на пути к профессиональной музыкальной деятельности.
По результатам психологических исследований волевая способность формируется саморегулятивными функциями, воспитанием которых образуется направленность на успешность поиска возможностей подчинения себе внешних обстоятельств и нахождения действий, нивелирующих трудности. Волевые качества, таким образом, воспитываются и образуются в процессе целенаправленного поиска мотиваторов поведенческих структур, преодолевающих препятствия [2]. Такой подход кардинально отличается от неопределённого представления о воле как обязанности что-то сделать независимо от желания.
Нельзя отрицать важность воспитания у музыканта способности преодоления затрудняющих обстоятельств и препятствий, когда долженствование выводит его к решению проблем. В то же время мы опираемся на исследования А. Н. Леонтьева и его последователей, подтверждающих, что произвольность достижений без соподчинения сущностным мотивам деятельности нарушает смысловые связи личностной сущности человека. Соответственно, в этом случае мы не можем уже говорить о воле личности музыканта. Дискомфорт, образующийся в результате главенствования произвольных действий над сущностью познания, последовательным осознанием фак-
тологического содержания, отрывает волю от личности [1].
Результаты нашего исследования подтвердили, что основной задачей воспитания профессионала в музыкальном искусстве является построение его мотивацион-ной парадигмы как волевой интеллектуальной активности, формирующей овладение произвольным управлением своей музыкальной деятельностью. Таким образом, мо-тивационный компонент входит в сферу волевой функции. Благодаря его воспитанию м узыкант формирует, самодетерминирует, инициирует, сознательно контролирует и преодолевает затруднения в своей деятельности [5]. В результате такого воспитания формируется комплекс самовоспитания инициативного музыканта, и в этом случае важно создать творческий тезаурус профессионала, ответственного перед музыкальным искусством. Здесь мы имеем дело уже с волевым регулированием, имеющим специфические категории функционирования воли, управление которой возможно в двух направлениях:
• техничное музыкальное исполнение;
• техничная интерпретация живого музыкального материала.
При этом оба варианта приняты в профессиональной среде. Только в одном случае музыкальное искусство получает эффективное воспроизведение, а во втором -эффективное и творческое исполнение. Второй вариант, при всей его возможной привлекательности, управляется сложнейшей структурой волевого задействования в исполнительском процессе исследовательского комплекса, выявляющего исторические, теоретические и практические особенности, условия и перспективные линии дальнейшего развития конкретных музыкально-исполнительских аспектов.
В связи с этим в проблематике волевых факторов воспитания в музыкальном искусстве важно учесть паталогически вредные варианты, формирующие деградаци-онные тенденции дальнейшего развития музыкально-исполнительского искусства, основанные на воспитании у подрастающих поколений исключительно произвольных волевых качеств. На наш взгляд, волевую проблематику с позиций музыкального искусства необходимо рассмотреть критически. Это важно, прежде всего, для удержания и повышения уровня воспитания исполнителей в музыкальном искусстве. Иначе весьма успешно развивающаяся в психологии тенденция произвольности, сознательности, преднамеренности, мотивированности овладения управленческой функцией музыканта-исполнителя будет у подрастающих поколений всё в большей степени ограничена аспектами его поведенческой деятельности и некими общечеловеческими эмоциями. Такая тенденция формирует весьма поверхностные, малосодержательные технические элементы, а не глубинные смыслы музыкального искусства, связанные с художественными, образно-интонационными и формообразующими сущностями музыки [6]. Между тем мышление и чувствование музыканта воспитывается не столько произвольным поведением, помогающим технически освоить музыкальный материал, сколько пониманием языка музыки в истории, практике и перспективах развития окружающей музыканта культуры.
Исследования психологов А. Н. Леонтьева и Е. П. Ильина [2] показали, что традиционный учебный процесс нацелен на воспитание психологических механизмов произвольности. Он приводит к владениям преодоления трудностей, готовности учить-
ся, но не сосредотачивает на когнитивно-мыслительных компонентах развития личности. Мы в своём исследовании также выявили, что формирование жёсткости поведенческих структур в направлении непременного выучивания помогает осваивать необходимый репертуар, но дискомфортные факторы, возникающие при этом, рано или поздно выливаются в конфликтные ситуации. Положительные тенденции в преодолении своих слабостей, соблюдение правильных поведенческих действий входят в противоречие с восприятием музыкального материала и инструментария, который сопротивляется, противостоит усилиям обучающегося музыканта. При этом нивелируются положительные факторы восприятия, не формируется желание на переработку и передачу музыкальной информации в собственном исполнении. Исчезают мотиваторы музыкальной деятельности.
Мотивационная активность музыканта основывается на осознании и увлечённости музыкальным материалом. Убеждённость в содержательной важности музыки, понимание её средств, способов их освоения возможностями своего инструментария формируют волевые мотиваторы музыканта. В этом случае намерения конкретизируются действиями, в результате освоения которых и реализуется музыкальная деятельность. При этом важно иметь в виду побуждающие факторы волевых действий, основывающиеся на внутренних ощущениях ожидания, готовности реализовать замысел, преднамерения, побуждения и т.п. При накоплении высокого потенциала их долженствования формируется убеждённость музыканта выполнить задуманное. Конкретизация сюжетных, стилистических, тембровых, артикуляционных, множества технологических и формообразующих впе-
чатлений образует волевые намерения, приводящие к их реализации в музыкальную деятельность. Репетиционно-исполнитель-ский процесс в этом случае отличается естественной реализацией существующего музыкального замысла, осознанного и подготовленного продуктивной мыследеятель-ностью. Сформированный таким образом потенциал волевых действий музыканта в определённой мере работает и «ведёт» его уже вне зависимости от желания. Оно уже сформировано прочными узами внутренних музыкально-исполнительских мотиваторов. Долженствование для человека, уже вовлечённого в музыкальную деятельность, для музыканта, увлечённого творческим процессом, становится явным в связи с несколькими общечеловеческими и профессионально-музыкальными ощущениями:
1. Проявлением волевых качеств человека, входящего в профессиональную музыкальную деятельность.
2. Возникновением ощущения, что ему хочется проверить себя в музыкальном творчестве.
3. Пробуждением побудительной волевой функции влечения к новому.
В процессе нашего исследования, проведённого в рамках реализации бакалаврской и магистерской образовательных программ, были конкретизированы три основных этапа формирования факторов воспитания волевых мотиваторов, важных для профессионального образования в музыкальном искусстве.
Пробуждение волевых импульсов на первой ступени музыкального образования и воспитания происходит стихийно, проявляясь в непосредственной реакции на музыкальную ситуацию. Человек чаще всего её не продумывает, не осмысливает, не просчитывает.
На последующих уровнях образования появляются различного рода взаимопереходы чувств и ощущений, формируются промежуточные ступени, на которых совершается в той или иной мере осознанная последовательность действий. Здесь формируется лабильность мышления музыканта, воспитывается взаимосвязь сознательных и бессознательных профессиональных качеств, метафизика чувств.
В дальнейшем долженствующие компоненты профессиональной музыкальной деятельности оснащаются воспитанием тактических и стратегических ресурсов профессионально важных качеств музыканта. Кратковременность и локальность осознания мотивов волевых действий сменяется овладением пролонгированными технологиями, охватывающими протяжённость репетиционной, концертной, сценической работы музыканта. Временные и пространственные показатели музыкальной деятельности начинают включать многокомпонентные системы основных и промежуточных действий, проверяемых постоянными практическими мониторингами и музыкально-исполнительской реализацией.
Между тремя основными этапами образования и воспитания музыканта относительно его специфических индивидуальных качеств и условий может возникать большое количество промежуточных элементов и вызываемых ими ситуаций. Они корректируют реальную жизненную практику.
На первом этапе нашего исследования студенты бакалавриата и магистратуры исследовали обучающихся музыкально-инструментальному искусству на всех трёх ступенях образования с общих позиций музыкальной педагогики и психологии, возрастной музыкальной педагогики, истории исполнительского искусства. Здесь были
конкретизированы противоречия и сформулированы проблемы содержания образования и воспитания музыканта-инструменталиста, определена специфика мотиваци-онных проявлений и их активизации у детей, обучающихся, студентов, родителей [3].
На втором этапе систематизировались модели решения проблем, алгоритмизировались условия и содержание учебного процесса с позиций современных достижений методологии музыкального искусства и науки, музыкального исполнительства и педагогики. Внедрялись в практику достижения научных исследований бакалавров и магистрантов, защищённые в результате подготовки и реализации курсовых и выпускных квалификационных работ в условиях реальных исследовательских баз музыкальных школ, колледжей, вузов [7].
В соответствии с простым и сложным проявлением волевых феноменов в процессе нашего исследования анализировались как обычные, будничные ситуации, так и комплексы сложных сочетаний действий и процессов. В результате анализа были сформулированы выводы относительно различных волевых состояний музыканта, связанных с отсутствием либо, при формировании специально создаваемых мотиваторов, способствующих образованию специально организованных манипуляций моти-вационной направленности, раскрывающих смысловые доводы, придающие обоснования для реализации намерений профессионального музыканта. При этом ма-нипуляционные построения выстраивались согласно теории установки Д. Узнадзе, когда субъект мотивационного воздействия не должен воспринимать специально создаваемые мотиваторы адекватно уговорам, которые способствуют воспитанию чувства отвращения. У него должно складывать-
ся впечатление самостоятельного решения в выборе цели и парадигмы её достижения. В этом случае воздействия манипуляторов достигают цели и создаваемые установки на музыкальную деятельность и на повышение её эффективности реализуются обучающимися. Выполняются действия продуктивного, рационального и оптимального характера, как в исполнительском процессе, так и в приобретении знаний, воспитании умений, навыков, владений [2]. Наше исследование показало, что на любом этапе обучения действия убеждения должны иметь постепенный характер, динамика которого выстраивается в связи с диагностикой потенциала активности и привлекательности для обучающегося содержания музыкальной деятельности. Быстрота достижения результата неадекватна скорости формирования личностно-мотивационных качеств музыканта. В связи с этим важно диагностировать параметры насыщенности содержания каждого элемента, входящего в коммуникацию психолого-педагогического и музыкально-исполнительского процесса.
Локальные мотивационно-воспитатель-ные достижения отмечались нами в моменты их совпадения с переживаниями собственных интересов, желаний и целей субъектов образовательно-воспитательного процесса. В большинстве случаев положительные мотивационные сдвиги происходили на фоне эпизодов самопостижения, в результате включения самостоятельных компонентов музыкально-исполнительских открытий и преодоления серьёзных технических проблем. При этом важнейшую роль играли ненавязчивые установки преподавателя, поправки и указания консультативного характера. В случае наблюдения у обучающихся проблем безволия, возникающих на фоне личностных мотивационных прои-
грышей, формировались условия срабатывания механизмов проявления собственных интересов, желаний и целей.
В процессе исследования в большинстве случаев наблюдались положительные результаты при констатации обучающимися фактов отсутствия жёсткости контролирования и необходимости самопринудительной работы. В этих случаях обучающиеся не теряли энергию на преодоление собственных желаний или нежеланий, они ощущали прилив энергии от осознания собственной значимости в достижении положительных результатов. Здесь мы выстраивали сложные мотивационно-волевые построения.
Принуждения в простом варианте окружают музыканта в процессе проявления воли относительно начала занятий, в преодолении технических сложностей, постижении стиля, построении формы музыкального произведения, которые доводятся до рефлексивных автоматических волевых действий. Навыки самопринуждения к простым волевым проявлениям воспитываются у музыканта в короткий промежуток времени, пока психофизика начинающего музыканта функционирует на уровне восприятия новизны. За достаточно короткий промежуток времени эти навыки переходят в автоматический режим.
Сложные мотивационно-волевые построения организуются на основе дидактических принципов, определяющих содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями непрерывности, взаимообусловленности, восхождения к достижению цели. Эффективность их образования в большей степени зависит от включённости в дидактический процесс цепи мотивов, активизирующих внимание, восприимчивость, вдохновение, социально-
культурную значимость и надёжность приобретения знаний, умений и владений музыканта.
В процессе анализа нами были получены важные для продолжения исследования выводы.
1. Мотиваторы формируются на основе анализа стратегических и тактических притязаний музыканта. На этом пути возникает необходимость выбора, принятия решения, сопровождающиеся цепью взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, действий, ассоциаций, представлений результатов их реализации. В процессе переживаний внутренних напряжений музыкант сподвигается мотивами к разнонаправленным векторам мыследействий, у него формируется воля к действию. Одновременно наше исследование факторов воспитания волевых мотиваторов в музыкальном искусстве подтвердило положения общей психологии о том, что побуждает к конкретным действиям выбор мотиваторов, которые, в свою очередь, корректируют цель и путь её достижения [3; 7].
2. Волевые качества, формируемые в образовательно-воспитательном процессе, призваны создавать комфортные условия для музыкально-исполнительской деятельности. Их эффективность зависит от убедительности содержания мотивов и принятых на их основе решений, разрешающих противоречия. Такая цепь волевых действий постепенно складывается в сложные волевые комплексы.
3. Сложный волевой комплекс формирует процессы, решающие важнейшие для музыканта стратегические проблемы. Такие комплексы помогают найти оптимальные решения для понимания смыслов музыкальной деятельности и достижения целей. Эффективность их внедрения в практику
зависит от содержания образовательно-воспитательной коммуникации [3; 7].
Перспективной линией исследования факторов воспитания волевых мотиваторов в музыкальном искусстве видится дальнейший анализ существующих и различающихся между собой научных подходов в толковании понимания содержания педагогического общения. Учитывая специфику музыкально-педагогической деятельности, сущность этого понятия можно трактовать как музыкальную в специфических условиях образовательно-воспитательного процесса взаимодействия культуры, музыкального искусства, индивидуальностей во всём их многообразии.
Современные научные изыскания выстраивают огромный спектр вариантов взаимодействия обучающегося и обучающего в процессе музыкального образования и воспитания. Существенную роль здесь играет предмет исследования, аспект акцентирования внимания на специфике музыкальной, педагогической и воспитательной деятельности, контекста культуры среды и субъектов музыкальной деятельности. Соответственно этому трактуются условия, средства и содержание перспективных взаимодействий, оптимально выстраивающих коммуникацию субъектов этого процесса в музыкальном искусстве и культуре [3; 7].
Природа музыкального искусства воспринимается в процессе художественно-творческого взаимодействия с человеком. Опыт такой коммуникации формируется музыкально-педагогической деятельностью. Она выступает как система функций, которая, в сущности, представляет собой
достаточно глубоко изученную во всём своём многообразии систему педагогического общения. Б. Г. Ананьев, А. А. Бода-лев, Г. М. Андреева и другие исследователи представляют её в последовательности задач, направленных на сообщение информации, изучение коммуницирующих личностей, процесс выстраивания творческого начала в педагогической коммуникации. Функционирование музыкального обучения и воспитания оптимально реализуется при формировании факторов воспитания волевых мотиваторов в музыкальном искусстве. Основные задачи музыкального обучения и воспитания решаются в случае эффективной организации процесса построения рационального взаимодействия музыкального искусства, обучающегося и обучающего.
Музыкально-педагогическое взаимодействие функционирует в процессе восприятия, сохранения и передачи музыкальной информации, на основе постоянно действующей смены субъектно-объектных отношений внутри коммуникации, при непрерывном формировании факторов воспитания волевых мотиваторов в музыкальном искусстве. Важнейшей функциональной особенностью является саморегуляция психолого-педагогической коммуникации, что обеспечивает её целостность и достижение высоких результатов. В основе музыкально-педагогического общения лежит мотивация обучающегося и обучаемого. Именно в зависимости от её формирования строится содержание, подбираются соответствующие средства и способы исполнения коммуникации.
Список литературы
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / под ред.
Д. И. Фельдштейна. 3-е издание. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с.
2. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е издание, перераб. и доп. Москва [и др.] : Питер, 2009. 364 с.
3. Серегин Н. В. Диагностика музыкально-педагогического процесса // Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88). С. 176-185.
4. Серегин Н. В. Основы мониторинга музыкально-педагогического процесса // Проблемы
музыкальной науки. 2018. № 3 (32). С. 144-148. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.144-148
5. Серегин Н. В. Психодидактические факторы самоподготовки в художественной деятельности
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 152-166.
6. Серегин Н. В. Художественное образование для современной индустрии досуга // Индустрия
досуга: теоретические подходы и актуальные практики : коллективная монография / авторск. Коллектив : Н. Н. Ярошенко, Т. Н. Суминова и др. ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко ; Московский государственный институт культуры. Москва : МГИК, 2020. С. 131-138.
7. Серегин Н. В. Целостная исполнительская подготовка музыканта // Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (93). С. 157-166. DOI: 10.24412/ 1997-0803-2020-10117
8. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии : учебное пособие. Екатеринбург :
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 2010. 218 с.
9. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е издание. Санкт-Петербург : Питер ; Москва : Смысл,
2003. 860 с.
10. Чередниченко Т. В., Чехович Д. О. Музыка // Большая Российская энциклопедия : [в 30 томах]
/ научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004-. Том 21 : Монголы - Наноматериалы. 2013.
11. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / предисл. Е. Е. Соколовой.
Издание 3-е. Москва : ЛИБРОКОМ, 2013. 300 с.
References
1. Bozhovich L. I. Problems of personality formation: Selected psychological works. Ed. by D. I. Feldstein.
3rd edition. Moscow, Publishing House of the MPSI; Voronezh, Publishing House "MODEK", 2001. 349 p. (In Russ.)
2. Ilyin E. Psychology of will. 2nd edition. Moscow and others, PITER Publishing House, 2009. 364 p.
(In Russ.)
3. Seregin N. V. Diagnosis of a musical-pedagogical process. The Bulletin of Moscow State University
of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2019, no. 2 (88), pp. 176-175. (In Russ.)
4. Seregin N. V. Fundamentals of monitoring the musical and pedagogical process. Problems of musical
science. 2018, no. 3 (32), pp. 144-148. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.144-148 (In Russ.)
5. Seregin N. V. Psychodidactic factors of self-training in art activity. The Bulletin of Moscow State University
of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2018, no. 5 (85), pp. 152-166. (In Russ.)
6. Seregin N. V. Art education for the modern leisure industry. In: Yaroshenko N. N., ed. Leisure industry:
theoretical approaches and current practices. Moscow, Publishing House of the Moscow State Institute of Culture, 2020. Pp. 131-138. (In Russ.)
7. Seregin N. V. Holistic performance training of a musician. The Bulletin of Moscow State University of
Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 1 (93), pp. 157-166. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10117 (In Russ.)
8. Fedorovich E. N., Tikhonova E. V. Fundamentals of musical psychology. Ekaterinburg, Publishing House
of the Ural State Conservatory named after M. P. Mussorgsky, 2010. 218 p. (In Russ.)
9. Heckhausen X. Motivation and activity. 2nd edition. St. Petersburg, Moscow, PITER Publishing House,
Mysl Publishers, 2003. 860 p. (In Russ.)
10. Cherednichenko T. V., Chekhovich D. O. Music. In: Osipov Yu. S., ed. The Great Russian Encyclopedia.
In 30 volumes, volume 21. Moscow, 2013. (In Russ.)
11. Yaroshevskiy M. G. L. S. Vygotskiy: in search of a new psychology. 3rd edition. Moscow, Publishing House
"Librocom", 2013. 300 p. (In Russ.)
*