Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 163-164
УДК 159.9.018.2, 159.9.072.52
О.Н. Стариченко, О.Н. Чучалова, М.А. Шмырёва
ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДОСТИЖЕНИЙ» У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг., Соглашение № 14.В37.21.1011 от 07.09.2012.
Представлено описание психолого-образовательной технологии «Актуализация потенциала достижений». Технология была разработана на основании анализа исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета. Результаты исследований показали существующие психологические ресурсы и дефициты у молодых людей, имеющих позитивный опыт вхождения в инновационную деятельность. Основываясь на полученных результатах, была сформулирована цель технологии - повышение уровня личностной эффективности у молодых людей. Психологообразовательная технология включала в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.
Ключевые слова: потенциал достижений; психолого-образовательная технология; молодежь, включенная в инновационную деятельность.
В современных условиях России открываются реальные возможности для молодежи включаться в инновационные виды деятельности уже на этапе профессиональной подготовки [1, 2]. Повышается запрос к качеству подготовки специалистов, которые должны обладать целым набором социальных, личностных, психологических компетенций, позволяющих им достаточно быстро включаться в инновационные виды деятельности. Процесс вхождения в инновационную деятельность нуждается в разного рода специально организованном сопровождении. Одним из направлений такой работы является психолого-образовательное сопровождение.
Анализ исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета (ТГУ), позволяет выделить следующие психологические дефициты, характерные для современной молодёжи [3, 4]:
- низкий уровень коммуникативной культуры;
- низкий уровень внутренней мотивации;
- отсутствие навыков целеполагания;
- низкий уровень толерантности к неопределенности;
- низкий уровень флексибильности;
- низкий уровень доверия к себе.
Особого внимания заслуживает тот факт, что у молодых людей, имеющих позитивный опыт участия в инновационных конкурсах («БИТ Сибирь», «Делу время», «Первый шаг», «У.М.Н.И.К.» и др.) и отличающихся доминированием мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач; способностью выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности; способностью успешно решать новые задачи необычным оригинальным способом, также достаточно выражены такие психологические дефициты, как [3, 4]:
- недостаточная сформированность навыков само-
презентации;
- недостаточная сформированность навыков работы
в команде.
В этой связи особую актуальность приобретают задачи минимизации имеющихся социальнопсихологических дефицитов и формирования соответствующих компетенций. На факультете психологии ТГУ в качестве одного из фундаментальных оснований проектирования образовательных программ, направленных на решение выше обозначенных задач, выступает разработанный концепт «психологообразовательное сопровождение вхождения молодёжи в инновационную деятельность». Под такого рода сопровождением понимается создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения личностного потенциала и возможностей социальной (в том числе и образовательной) среды в ресурсы собственного образования, таких как процессы самосозидания, создание себя путём полагания себя в мир культуры [5]. Такой подход расширяет возможности задач развития как самих субъектов инновационной деятельности, так и инновационного молодёжного сообщества как субъекта открытой информационнообразовательной среды [6].
Одним из вариантов психолого-образовательных технологий является разработанная авторами данной статьи технология «Актуализация потенциала достижений».
Целью технологии является повышение уровня личностной эффективности молодых людей. Задачи технологии:
1. Минимизировать психологические дефициты молодых людей в процессе профессиональной подготовки в сфере приоритетных направлений науки, техники и технологий.
2. Содействовать развитию психологических ресурсов молодежи, имеющей опыт вхождения в инновационную деятельность.
Технология направлена на развития таких компетенций, как:
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях неопределенности;
- способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации;
- способность к эффективной коммуникации;
- овладение навыками анализа своей деятельности;
- способность к организации своей деятельности и самоорганизации;
- способность к управлению своими эмоциями;
- овладение навыками самопрезентации.
Психолого-образовательная технология включает в
себя занятия, проводимые преимущественно в тренинговой форме, что позволяет человеку работать в группе. Групповой опыт способствует более эффективному решению возникающих проблемных ситуаций. Группа отражает «общество в миниатюре», позволяя моделировать систему взаимоотношения и взаимосвязей, характерных для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
Психолого-образовательная технология включает в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Реализация технологии предполагает организацию особого способа образовательного взаимодействия, включающего возможности широко используемых в образовательной практике технологий: проблемного ввода, са8Є-8іМу, дискуссии, дебатов, проектного метода.
Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.
Модуль 1 «Эффективная коммуникация». В процессе прохождения модуля молодые люди будут погружены в моделируемые ситуации, которые актуализируют процесс понимания себя и особенностей поведения других в коммуникативном процессе. Через совместную деятельность участники будут проявлять свою готовность к построению партнёрских отношений. Созданные условия тренинга будут способствовать
осознанию ограничений, которые возникают у молодых людей в коммуникации.
Модуль 2 «Целеполагание». Тренинг предполагает работу с целями: от понимания себя, своих ценностей и стремлений, до конкретизации целей. В процессе прохождения модуля участники познакомятся с принципами планирования времени и способами его оптимизации. Предполагается освоение инструментария для организации деятельности и самоорганизации в области планирования своих действий. Также работа в группе актуализирует навыки воздействия на собственное психическое и физическое состояние, что позволит молодым людям эффективно действовать в ситуации стресса, а также развиваться, принимая вызовы внутренней и внешней среды.
Модуль 3 «Стратегии поведения в ситуации неопределенности». Тренинг ориентирован на актуализацию творческого потенциала, творческого мышления в ходе работы по решению задач разного рода сложности. В ходе тренинга для участников будут создаваться ситуации неопределенности, задаваться проблемные ситуации, что будет способствовать раскрытию студентами своих дополнительных возможностей, творческого потенциала каждого участника тренинга. Работа на тренинге включает в себя занятия с кейсами, ориентированными на ситуации, требующие риска.
Модуль 4 «Доверие к себе как условие самоэффективности». В процессе тренинга молодые люди будут сталкиваться с неопределенными ситуациями, которые требуют собственной активности. В таких ситуациях перед группой открывается возможность проявить себя, осознать внутренние барьеры, которые необходимо учиться преодолевать. Также занятия ориентированы на развитие доверия к себе, оно играет важную роль в поддержании психологического комфорта, устойчивости личности по отношению к различным неблагоприятным факторам. У участников будет возможность заполнить тестовые методики, направленные на диагностику доверия к себе. Тренинговые занятия предполагают работу с внутренними мотивами, побуждающими человека к действиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков ИВ. Преимущества групповой формы психологической работы. ИКЬ: http://www.corpus-bft.org/society/homeless/05.html (дата обра-
щения: 15.02.2013).
2. Кочергин В.Я. Инновационные технологии в подготовке студентов: к проблеме инновационных изменений в процессе преподавания /
В.Я. Кочергин, С.Н. Зень, Д.В. Майборода, Д.С. Самохвалов // Инновационные образовательные технологии. 2005. № 3(3). С. 51-53.
3. Клочко В.Е. Исследования инновационного потенциала личности: концептуальные основания / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Сибирский
психологический журнал. 2009. № 33. С. 6-13.
4. Лукьянов О.В., Шмырёва МА. Высокий инновационный потенциал - форма деградации высокого личностного потенциала // Вестник Том-
ского государственного университетата. 2012. № 359. С. 157-159.
5. Краснорядцева ОМ. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник Томского государственного универси-
тетата. 2007. № 305. С. 157-165.
6. Краснорядцева ОМ, Малкова ИЮ. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную
деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. М. : Изд-во СГУ, 2010. № 12. С. 8999.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 19 апреля 2013 г.