Научная статья на тему 'Психолого-образовательные возможности технологии «Актуализации потенциала достижений» у молодых людей, обучающихся в магистратуре'

Психолого-образовательные возможности технологии «Актуализации потенциала достижений» у молодых людей, обучающихся в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ДОСТИЖЕНИЙ / ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВКЛЮЧЕННАЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POTENTIAL ACHIEVEMENTS / PSYCHOLOGICAL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / YOUNG PEOPLE INCLUDED IN INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариченко Ольга Николаевна, Чучалова Ольга Николаевна, Шмырёва Мария Анатольевна

Представлено описание психолого-образовательной технологии «Актуализация потенциала достижений». Технология была разработана на основании анализа исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета. Результаты исследований показали существующие психологические ресурсы и дефициты у молодых людей, имеющих позитивный опыт вхождения в инновационную деятельность. Основываясь на полученных результатах, была сформулирована цель технологии повышение уровня личностной эффективности у молодых людей. Психолого-образовательная технология включала в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стариченко Ольга Николаевна, Чучалова Ольга Николаевна, Шмырёва Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and educational opportunities of achievement potential actualization technology of Master students

In the conditions of modern Russia there are real opportunities for young people to be engaged in innovative activities already at the stage of training. The demand for the quality of specialists' training increases; they should have a set of social, personal, psychological competences allowing them to be included in innovative activities quickly enough. The process of joining the innovation activity needs certain support. One of the directions of this work is psychological and educational support. The analysis of the research carried out for a number of years at the Faculty of Psychology of Tomsk State University allows to allocate the following psychological deficits, characteristic of contemporary youth: low level of the communicative culture; low level of inner motivation; lack of goal-setting skills; low level of tolerance to uncertainty; low level of flexibility; low level of trust in oneself. Special attention deserves the fact that young people who have a positive experience of participation in innovative competitions also express such psychological deficits as lack of formation of self-presentation and team work skills. In this regard, there is a special urgency of the problem of minimizing the existing socio-psychological deficits and formation of relevant skills. One of the variants of psycho-educational technology is developed by the authors of this paper. It is the technology of Achievements Potential Actualization. The purpose of the technology is to increase the level of personal efficiency of young people. This technology is aimed at the development of such competences as the ability to take the initiative including the situations of uncertainty; the ability to make non-standard decisions, to resolve problem situations; the ability of effective communication, mastering the skills of analysis of their activity; the ability to organize their activities and self-organization, ability to manage their emotions, mastering the skills of self-presentation. Psychological-educational technology includes various forms of activities: training, lectures, seminars. The implementation of the technology involves organization of a special method for educational interaction including the technologies widely used in the educational practice: the problem introduction, case-study, discussion, debate, project method. The technology is developed on the modular principle. Modules are independent of each other. Depending on the specifics of the group the content of each module can be modified.

Текст научной работы на тему «Психолого-образовательные возможности технологии «Актуализации потенциала достижений» у молодых людей, обучающихся в магистратуре»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 163-164

УДК 159.9.018.2, 159.9.072.52

О.Н. Стариченко, О.Н. Чучалова, М.А. Шмырёва

ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДОСТИЖЕНИЙ» У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг., Соглашение № 14.В37.21.1011 от 07.09.2012.

Представлено описание психолого-образовательной технологии «Актуализация потенциала достижений». Технология была разработана на основании анализа исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета. Результаты исследований показали существующие психологические ресурсы и дефициты у молодых людей, имеющих позитивный опыт вхождения в инновационную деятельность. Основываясь на полученных результатах, была сформулирована цель технологии - повышение уровня личностной эффективности у молодых людей. Психологообразовательная технология включала в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.

Ключевые слова: потенциал достижений; психолого-образовательная технология; молодежь, включенная в инновационную деятельность.

В современных условиях России открываются реальные возможности для молодежи включаться в инновационные виды деятельности уже на этапе профессиональной подготовки [1, 2]. Повышается запрос к качеству подготовки специалистов, которые должны обладать целым набором социальных, личностных, психологических компетенций, позволяющих им достаточно быстро включаться в инновационные виды деятельности. Процесс вхождения в инновационную деятельность нуждается в разного рода специально организованном сопровождении. Одним из направлений такой работы является психолого-образовательное сопровождение.

Анализ исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета (ТГУ), позволяет выделить следующие психологические дефициты, характерные для современной молодёжи [3, 4]:

- низкий уровень коммуникативной культуры;

- низкий уровень внутренней мотивации;

- отсутствие навыков целеполагания;

- низкий уровень толерантности к неопределенности;

- низкий уровень флексибильности;

- низкий уровень доверия к себе.

Особого внимания заслуживает тот факт, что у молодых людей, имеющих позитивный опыт участия в инновационных конкурсах («БИТ Сибирь», «Делу время», «Первый шаг», «У.М.Н.И.К.» и др.) и отличающихся доминированием мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач; способностью выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности; способностью успешно решать новые задачи необычным оригинальным способом, также достаточно выражены такие психологические дефициты, как [3, 4]:

- недостаточная сформированность навыков само-

презентации;

- недостаточная сформированность навыков работы

в команде.

В этой связи особую актуальность приобретают задачи минимизации имеющихся социальнопсихологических дефицитов и формирования соответствующих компетенций. На факультете психологии ТГУ в качестве одного из фундаментальных оснований проектирования образовательных программ, направленных на решение выше обозначенных задач, выступает разработанный концепт «психологообразовательное сопровождение вхождения молодёжи в инновационную деятельность». Под такого рода сопровождением понимается создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения личностного потенциала и возможностей социальной (в том числе и образовательной) среды в ресурсы собственного образования, таких как процессы самосозидания, создание себя путём полагания себя в мир культуры [5]. Такой подход расширяет возможности задач развития как самих субъектов инновационной деятельности, так и инновационного молодёжного сообщества как субъекта открытой информационнообразовательной среды [6].

Одним из вариантов психолого-образовательных технологий является разработанная авторами данной статьи технология «Актуализация потенциала достижений».

Целью технологии является повышение уровня личностной эффективности молодых людей. Задачи технологии:

1. Минимизировать психологические дефициты молодых людей в процессе профессиональной подготовки в сфере приоритетных направлений науки, техники и технологий.

2. Содействовать развитию психологических ресурсов молодежи, имеющей опыт вхождения в инновационную деятельность.

Технология направлена на развития таких компетенций, как:

- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях неопределенности;

- способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации;

- способность к эффективной коммуникации;

- овладение навыками анализа своей деятельности;

- способность к организации своей деятельности и самоорганизации;

- способность к управлению своими эмоциями;

- овладение навыками самопрезентации.

Психолого-образовательная технология включает в

себя занятия, проводимые преимущественно в тренинговой форме, что позволяет человеку работать в группе. Групповой опыт способствует более эффективному решению возникающих проблемных ситуаций. Группа отражает «общество в миниатюре», позволяя моделировать систему взаимоотношения и взаимосвязей, характерных для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

Психолого-образовательная технология включает в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Реализация технологии предполагает организацию особого способа образовательного взаимодействия, включающего возможности широко используемых в образовательной практике технологий: проблемного ввода, са8Є-8іМу, дискуссии, дебатов, проектного метода.

Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.

Модуль 1 «Эффективная коммуникация». В процессе прохождения модуля молодые люди будут погружены в моделируемые ситуации, которые актуализируют процесс понимания себя и особенностей поведения других в коммуникативном процессе. Через совместную деятельность участники будут проявлять свою готовность к построению партнёрских отношений. Созданные условия тренинга будут способствовать

осознанию ограничений, которые возникают у молодых людей в коммуникации.

Модуль 2 «Целеполагание». Тренинг предполагает работу с целями: от понимания себя, своих ценностей и стремлений, до конкретизации целей. В процессе прохождения модуля участники познакомятся с принципами планирования времени и способами его оптимизации. Предполагается освоение инструментария для организации деятельности и самоорганизации в области планирования своих действий. Также работа в группе актуализирует навыки воздействия на собственное психическое и физическое состояние, что позволит молодым людям эффективно действовать в ситуации стресса, а также развиваться, принимая вызовы внутренней и внешней среды.

Модуль 3 «Стратегии поведения в ситуации неопределенности». Тренинг ориентирован на актуализацию творческого потенциала, творческого мышления в ходе работы по решению задач разного рода сложности. В ходе тренинга для участников будут создаваться ситуации неопределенности, задаваться проблемные ситуации, что будет способствовать раскрытию студентами своих дополнительных возможностей, творческого потенциала каждого участника тренинга. Работа на тренинге включает в себя занятия с кейсами, ориентированными на ситуации, требующие риска.

Модуль 4 «Доверие к себе как условие самоэффективности». В процессе тренинга молодые люди будут сталкиваться с неопределенными ситуациями, которые требуют собственной активности. В таких ситуациях перед группой открывается возможность проявить себя, осознать внутренние барьеры, которые необходимо учиться преодолевать. Также занятия ориентированы на развитие доверия к себе, оно играет важную роль в поддержании психологического комфорта, устойчивости личности по отношению к различным неблагоприятным факторам. У участников будет возможность заполнить тестовые методики, направленные на диагностику доверия к себе. Тренинговые занятия предполагают работу с внутренними мотивами, побуждающими человека к действиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков ИВ. Преимущества групповой формы психологической работы. ИКЬ: http://www.corpus-bft.org/society/homeless/05.html (дата обра-

щения: 15.02.2013).

2. Кочергин В.Я. Инновационные технологии в подготовке студентов: к проблеме инновационных изменений в процессе преподавания /

В.Я. Кочергин, С.Н. Зень, Д.В. Майборода, Д.С. Самохвалов // Инновационные образовательные технологии. 2005. № 3(3). С. 51-53.

3. Клочко В.Е. Исследования инновационного потенциала личности: концептуальные основания / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Сибирский

психологический журнал. 2009. № 33. С. 6-13.

4. Лукьянов О.В., Шмырёва МА. Высокий инновационный потенциал - форма деградации высокого личностного потенциала // Вестник Том-

ского государственного университетата. 2012. № 359. С. 157-159.

5. Краснорядцева ОМ. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник Томского государственного универси-

тетата. 2007. № 305. С. 157-165.

6. Краснорядцева ОМ, Малкова ИЮ. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную

деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. М. : Изд-во СГУ, 2010. № 12. С. 8999.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 19 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.