УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Ю.В. Сметанова (Томск)
Работа выполнена при поддержке гранта ФЦП развития образования на 2006-2010 гг.
(ГК№ П590 от 12.09.2008 г.)
Аннотация. Представлены промежуточные итоги разработки и апробации психолого-образовательных программ по вхождению молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в научно-технической сфере.
Ключевые слова: инновационные конкурсы в научно-технической сфере; программа психолого-образовательного сопровождения.
На факультете психологии ТГУ уже несколько лет выполняется ряд исследовательских проектов, связанных с психолого-образовательным сопровождением (ПОС) деятельности молодых инноваторов. В частности, разрабатывается модель актуализации социальноличностных компетенций интеллектуально одаренной молодежи в процессе вхождения в инновационную деятельность (ИД) в реальном секторе экономики и бизнеса на базе ресурсных центров (бизнес-инкубаторов), функционирующих при университетах России, с применением современных информационных технологий [3]. В данной работе представлены некоторые промежуточные итоги создания такой модели, разработки и апробации психолого-образовательных программ по вхождению молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в НТС.
В основе данной работы лежат:
1) представления об инновативности [2];
2) анализ опыта работы коллектива сотрудников факультета психологии ТГУ по разработке модели ПОС вхождения молодежи в инновационную деятельность;
3) собственный опыт автора по организации и проведению апробации психолого-образовательных технологий формирования мотивации к инновационной деятельности на площадке конкурса БИТ-Сибирь 2009 (январь - май 2009 года, г. Томск).
Выделяют (О.М. Краснорядцева) 3 уровня вхождения молодежи в инновационную деятельность:
- в рамках образовательных программ, реализуемых в конкретных учреждениях профессионального образования;
- в рамках сетевых форм взаимодействия будущих специалистов с потенциальными работодателями и сетевых структур кадрового обеспечения инновационной деятельности (например, Молодежный карьерный форум в Томске);
- уровень вхождения в рамках молодежных инновационных конкурсов в научно-технической сфере, проводимых государственными некоммерческими организациями и частными инвестиционными компаниями.
Каждый из этих уровней обладает специфическими особенностями и требует от участников особых компе-
тенций. В частности, 3-й уровень вхождения молодежи в ИД предъявляет к участникам требования, во многом соотносимые и даже близкие требованиям современного реального бизнеса. Любой бизнес, а особенно инновационный, представляет собой сумму двух не сводимых друг к другу факторов / условий. Во-первых, это фактор бизнес-идеи, проекта, во-вторых, человеческий фактор: личность и команда, что стоят за той или иной идеей и будут ее воплощать. Первый фактор и его успешность определяются, с одной стороны, знанием бизнеса, маркетинга и навыками, имеющимися у бизнесмена, с другой - качествами проекта и технологии, готовящейся к внедрению и коммерциализации. Второй же фактор целиком и полностью определяется психологическими показателями: особенностями личности, наличием у нее необходимых для данной сферы деятельности социально-психологических компетенций, а также качеством командного взаимодействия - всем тем, что является сферой деятельности и результатом психологического сопровождения и практики. Помимо этого, все мероприятия данного уровня работают на условиях конкурсного отбора: команда инноваторов представляет идею / бизнес-проект инвесторам, под который, в случае положительной экспертизы, получает финансирование.
Мы рассматривали конкурсы и циклы мероприятий:
- конкурс УМНИК («Участник молодежного научного инновационного конкурса», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере);
- конкурс БИТ-Сибирь («Бизнес инновационных технологий», ООО БИТ, г. Москва);
- система бизнес-инкубаторов вузов города Томска, которая включает цикл мероприятий по работе с молодыми инноваторами.
Между собой мероприятия отличаются организацией, временными рамками, условиями создания команд и требованиями к работе с проектами, ожиданиями участников и организаторов к «выходу» проекта. В зависимости от особенностей конкурса и запросов его организаторов программа ПОС каждого из этих конкурсов может иметь некоторые качественные и количественные
69
№ 34
Сибирский психологический журнал
2009 г.
изменения. Однако конкурсная подоплека данного уровня вхождения молодежи в инновационную деятельность делает центральным два основных требования - к бизнес-проекту и команде. Так, в рамках инновационных конкурсов в научно-технической сфере молодые люди разрабатывают инновационные проекты, которые либо впоследствии будут представлены на суд потенциальных инвесторов (БИТ), либо идея которых уже получила некоторое финансирование и должна быть к конечному сроку воплощена в виде конкретного бизнес-продукта (УМНИК, бизнес-инкубаторы). Все это предполагает умения и навыки на этапах от формулировки идеи, разработки ее в реальной бизнес-команде и до воплощения в конкурентоспособный и финансово выгодный бизнес-продукт и презентации инвесторам.
Помимо того, во всех конкурсах акцент делается в первую очередь на бизнес-команды: в программе УМНИК, в бизнес-инкубаторах и в конкурсе БИТ финансовую поддержку получают именно команды, формирующиеся на этапе конкурса или заранее. Они создаются как самими участниками, так и назначаются организаторами, экспертами и жюри конкурса соответственно тематике. Таким образом, вторым центральным требованием к участникам становится требование эффективного командного взаимодействия.
Таким образом, работа по ПОС данного уровня вхождения в инновационную деятельность непосредственно должна ориентироваться на требования конкурсов, т.е. проектную и командную эффективность участников.
Отметим, однако, что формирование бизнес-команд и эффективная проектная деятельность, в том числе презентация своего проекта и команды потенциальному инвестору, невозможны без хороших коммуникативных навыков участников. Необходимость выделения этого блока компетенций определяется также запросами самих участников конкурсов и их организаторами: они часто указывают на необходимость налаживания коммуникативных связей как внутри рабочих групп и внутри профессиональных сообществ, что могло бы помочь более глубокой проработке технической стороны проекта, так и внешних -между экспертами, инвесторами, участниками и организаторами конкурсов. Одной из центральных проблем является необходимость формирования профессиональных сообществ и среды молодых инноваторов.
Актуализация личностных компетенций, необходимых для эффективной работы в условиях современного, а тем более инновационного бизнеса, требует также развития рефлексивных навыков. Именно способность к адекватной рефлексии ведет к развитию самоорганизации, помогает совладать с ситуацией неопределенности; формирует творческое мышление, лидерские качества и умение организовать работу в команде, а особенно системное и стратегическое мышление, так необходимого для эффективного бизнес-планирования. В результате появляются возможности оценки эффективно-
сти собственного поведения, качества презентации, коммуникативных возможностей, проекта и т.д.
Таким образом, анализ требований современного бизнеса и условий инновационных конкурсов в НТС позволил нам выделить 4 основных группы компетенций, представляющих собой мишени психолого-образовательного воздействия в процессе сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в НТС. На основании этого были оформлены соответствующие модули психолого-образовательной программы:
- проектный модуль. Его целью является развитие навыков проектной деятельности;
- модуль командообразования, предполагающий развитие навыков работы в команде у участников молодежных инновационных конкурсов, а также формирование реальных работающих бизнес-команд;
- модуль коммуникативных компетенций;
- модуль развития рефлексивных навыков.
На развитие одновременно нескольких компетенций, представленных в различных модульных блоках, как показывает опыт работы, системно работают одни и те же формы психолого-образовательной деятельности. Программа включает в себя серию мероприятий:
1) психодиагностический блок, который также включает анализ мотивационных устремлений и формулировки личного заказа в рамках конкретного мероприятия;
2) тренинговые мероприятия программы;
3) рефлексивные семинары, в том числе - по итогам программы;
4) консультации участников конкурса (индивидуальные и групповые) с психологами.
Некоторые из обозначенных модулей частично перекрываются организационными, образовательными и событийными возможностями отдельных конкурсов.
В таблице приведены модули, оценена степень их наполненности со стороны системы оргресурсов конкурса, мероприятия программы, направленные на развитие отдельных блоков компетенций.
Апробация данной программы в такой логике ее построения проводилась на площадке конкурса БИТ-Си-бирь 2009. По итогам полуфинала основной костяк финалистов регионального этапа составили участники, активно сотрудничавшие с психологами, а наиболее высокие оценки получили проекты, авторы и руководители которых являлись наиболее активными участниками мероприятий программы ПОС. Все это подтверждает результативность и соответствие данной программы поставленным целям.
Результаты апробации данной модели ПОС показывают, что уровень успешности личности в сфере инноваций, бизнеса и предпринимательства во многом определяется готовностью человека использовать открывающиеся перед ним возможности, работать над собственными социально-психологическими дефицитами,
70
Психология образования
Название модуля Конкурсы, самостоятельно предлагающие в своей программе отдельные мероприятия по данному модулю Мероприятия программы ПОС, первоочередно влияющие на развитие компетенций соответствующих модулей
Проектный модуль БИТ, УМНИК, бизнес-инкубаторы Тренинговые мероприятия Рефлексивный практикум
Модуль командообразования БИТ Тренинговые мероприятия Консультации с психологом
Модуль коммуникативных компетенций - Тренинговые мероприятия Рефлексивный практикум Консультации с психологом
Модуль развития рефлексивных навыков - Психодиагностические мероприятия Тренинговые мероприятия Рефлексивный практикум Консультации с психологом
а психолого-образовательное сопровождение меропри- дную эффективность участников в сфере предпринима-ятий конкурса позволяет повысить личностную и коман- тельской деятельности.
Литература
1. Богомаз С.А. Измерение параметров личностного потенциала и мотивационной готовности к деятельности: опросниковые методы: Мето-
дическая разработка для психологов, педагогов и специалистов, работающих в системе повышения квалификации, найма и отбора персонала. Томск: ТГУ, 2009. 25 с.
2. Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология обучения. 2008. № 8. С. 10-23.
3. Модель психолого-образовательного сопровождения актуализации социально-личностных компетенций интеллектуально одаренной моло-
дежи. Томск: ТГУ, 2007. Режим доступа: http://psy.tsu.ru/model_umnik/ (дата обращения 05.02.2009)
4. Сметанова Ю.В. Отчёт по итогам психолого-образовательного сопровождения конкурса БИТ-Сибирь 2009. Томск, 2009. 16 с.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL & EDUCATIONAL SUPPORT OF INCLUDING OF YOUTH IN INNOVATIVE ACTIVITY WITHIN THE LIMITS OF INNOVATIVE COMPETITIONS IN SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE Smetanova Y.V. (Tomsk)
Summary. In this work there are intermediate results of creation and approbation of psychological & educational programs of including young people to innovative activity within the limits of innovative competitions in scientific and technical sphere.
Key words: innovative competitions in scientific and technical sphere; program of psychological & educational support.
71