Научная статья на тему 'Психолого-историческая реконструкция жизненной позиции поэтов XIX и XXI вв'

Психолого-историческая реконструкция жизненной позиции поэтов XIX и XXI вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SILVER AGE / RUSSIAN POETRY / MODERN POETRY / HISTORICAL PSYCHOLOGY / LIFE PHILOSOPHY / PSYCHOLOGICAL AND HISTORICAL RECONSTRUCTION / ARTISTIC IMAGE / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федоркова Ирина Рудольфовна, Проненко Екатерина Юрьевна

В статье охарактеризована процедура проведения психолого-исторической реконструкции жизненной позиции российских поэтов XIX и XXI вв. Представлены конкретные результаты реконструкции основных характеристик жизненной позиции поэтов Серебряного века и современных поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Historical Reconstruction of the Life Philosophy of the 19th and 21st Centuries Poets

The article describes the procedure of psychological and historical reconstruction of the life philosophy of the 19th and 21st-century poets. It also presents specific results of the reconstruction of the main characteristics of the “Silver Agelife philosophy, and of contemporary poets as well.

Текст научной работы на тему «Психолого-историческая реконструкция жизненной позиции поэтов XIX и XXI вв»

DOI: 10.17805/trudy.2017.2.5

психолого-историческая реконструкция жизненной позиции поэтов XIX и XXI вв.

И. Р. Федоркова, Е. Ю. Проненко Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье охарактеризована процедура проведения психолого-исторической реконструкции жизненной позиции российских поэтов XIX и XXI вв. Представлены конкретные результаты реконструкции основных характеристик жизненной позиции поэтов Серебряного века и современных поэтов.

Ключевые слова: Серебряный век; русская поэзия; современная поэзия; историческая психология, жизненная позиция, психолого-историческая реконструкция, художественный образ, ценностные ориентации

psychological and historical reconstruction

of the life philosophy of the 19th and 21st cENTuRIEs poets

I. R. Fedorkova, E. Y. Pronenko Moscow University for the Humanities

Abstract: The article describes the procedure of psychological and historical reconstruction of the life philosophy of the 19th and 21st-century poets. It also presents specific results of the reconstruction of the main characteristics of the "Silver Age" life philosophy, and of contemporary poets as well.

Keywords: Silver Age; Russian poetry; modern poetry; historical psychology; life philosophy; psychological and historical reconstruction; artistic image; value orientations

ТЛ и __и

В историческом психологии одной из приоритетных задач является выявление психологических особенностей человека на определенном историческом этапе. Одной из важных категорий в рамках определения таких особенностей является жизненная позиция человека, так как именно она отражает его умонастроения: отношение к себе, к миру, а также эффективность взаимодействия человека с социумом.

Исследование, посвященное выявлению особенностей жизненной позиции поэтов разных исторических периодов, представляется интересным и важным с точки зрения выявления умонастроений общества в целом, так как поэты во все времена выступали в роли «рупоров» эпохи.

Данное исследование выполнено в рамках двух направлений психологии: общей и исторической. Эмпирическое исследование проведено на основе применения одного из центральных методов исторической пси-

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 № 2

хологии — психолого-исторической реконструкции (Кольцова, 2004) и было нацелено на выявление жизненной позиции российских поэтов XIX и XXI вв. Процедура проведения психолого-исторической реконструкции, в свою очередь, опиралась на общепсихологическую модель, предложенную по итогам анализа различных подходов к изучаемому феномену и обобщения терминологического содержания понятия «жизненная позиция», представленного в ряде научных источников не только психологического, но и философского характера.

Философы (Жюлиа, 2000; Зорин, 2002), в первую очередь, понимают под жизненной позицией проявление неравнодушия и активности. В работе В. Н. Маркина обобщены значения жизненной позиции и дана классификация по степени активности-пассивности (Маркин, 1989). П.С.Гуревич рассматривает жизненную позицию человека в ее взаимосвязи с понятием свободы (Гуревич, 2009): в его представлении, человек рискует оказаться в зоне ее нехватки, ущемив чужую свободу. Интерес представляет точка зрения В. С. Мухиной и А. А. Хвостова, рассматривающих жизненную позицию во взаимосвязи с понятием смысложизненных ориентиров (Мухина, Хвостов, 2011). А. В. Брушлинский включил понятие жизненной позиции в разработанную им структуру критериальных свойств субъекта (Брушлинский, 2002). По мнению автора, субъект выступает как носитель активности, источник познания и преобразования действительности, включенный в общественное развитие и способный познавать мир в виде познаваемого объекта. Субъект сам обладатель своей жизненной истории.

Жизненная позиция рассматривается как в широком, так и в узком смысле, т. е. направленная на осмысление жизни общества и мира в целом или ограничивается пределами собственного жизненного пространства. Например, В. А. Ядов считает, что современные россияне высокоактивны лишь в обустройстве своей собственной жизни и жизни своей семьи, поскольку они не видят для себя возможности контролировать ситуацию за пределами узкого жизненного пространства (Ядов, 2000) .

Для формирования ценностного сознания личности важное значение имеет жизненный опыт, образ жизни и социальный статус. Говоря о «жизненной позиции» нельзя не упомянуть К. А. Абульханову-Славскую, которая отмечает, что важна самореализация при формировании образа «Я» (Абульханова-Славская, 1991). В исследованиях Н. Е. Водопьяновой одним из значимых проявлений самореализации рассматривается активность жизненной позиции как способности актуализировать внутренние потенциалы и возможности, способности критически перерабатывать социальный и личный жизненный опыт, развивая собственную жизненную позицию и стратегию жизни (Водопьянова, 1998).

Таким образом, жизненная позиция как духовно-практическая и предметно-практическая характеристика личности проявляется через ценности, убеждения и действия. В связи с этим была предложена трех-компонентная исследовательская модель, включающая в себя следующие элементы:

1. Ценностные ориентации;

2. Характер умонастроений: пессимистический —оптимистический; позитивный — негативный;

3. Степень активности жизненной позиции: активная, пассивная жизненная позиция: готовность к действию, возможность принять ответственность на себя.

Объектом исследования выступили поэты XIX и XXI века в количестве 120 человек: 60 поэтов Серебряного века и 60 современных поэтов. Временные рамки периода поэзии Серебряного века примерно около тридцати лет (1890-1920 гг.). Период современной поэзии рассматривался примерно в таких же хронологических рамках: с 1990 года по сегодняшний день.

Процедура проведения психолого-исторической реконструкции осуществлялась на основе использования следующих научно-психологических методов: анализа продуктов деятельности поэтов (ис-точниковая база — 1193 стихотворений); контент-анализа для сбора эмпирических данных, математических методов психологии — статистический, корреляционный, кластерный анализы — для обработки полученных данных, а также метода интерпретации при категоризации образов и трактовке их содержания.

Жизненная позиция поэтов, на наш взгляд, непосредственно отражается через выбираемую ими тематику произведений, а опосредованно — через образы, которые они используют для выражения своих взглядов, согласно психологическому механизму проекции. В связи с этим в своем исследовании мы определяли ведущую тематику произведений, а также выявляли смыслового содержания используемых при этом образов, отражающих активность — пассивность, позитивизм-негативизм, агрессивность-миролюбивость и другие характеристики жизненной позиции.

Были выявлены ведущие направления творчества поэтов разных эпох: любовное, гражданское, пейзажное, городское, религиозное, философское, мистическо-эзотерическое, шуточное (ироничное), детское.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для поэтов-женщин Серебряного века на первом месте гражданская тематика, на втором — философская, на третьем — любовная; для поэтов-мужчин Серебряного века характерно: гражданская, философская, пейзажная. Для современных поэтов — женщин характерно: любовная, философская, пейзажная;

для поэтов-мужчин: любовная, гражданская, пейзажная. Такую разницу в выборе тематики произведений можно объяснить отличием исторических ситуаций. Поэты Серебряного века жили в эпоху революций, войн, которые велись непосредственно на территории России, вследствие этого любовная тематика отошла на второй план по сравнению с гражданской и философской. Но потребность в любви была высока, что подтверждается более частым обращением к категории любви в их стихотворениях внутри гражданской и философской тематик. В отличие от своих предшественников, современные поэты живут в исторической ситуации, при которой войны происходят собственно не на территории нашей страны, вследствие этого у них больше возможностей для реализации своей потребности в любви, что и отражено в доминировании любовной тематики в их произведениях.

Далее в рамках ведущих тем, наиболее отражающих жизненные позиции поэтов разных эпох (гражданская и философская), с помощью контент — анализа были выявлены самые популярные образы, сгруппированные по категориям.

Полученные результаты в группе «Духовные категории» свидетельствуют о том, что для поэтов XIX века главенствующими образами являются глаза-очи, взор-взгляд (31%), что может свидетельствовать, о предпочтении получать информацию, о мире через его восприятие, а также о том, сфера их переживаний вынесена вовне. Для современных поэтов, напротив, в большей степени важна Душа и Судьба (33% и 15%), таким образом, сфера их переживаний сосредоточена в основном на внутреннем мире человека. Поэты обоих периодов практически в равной степени уповают на Бога и ожидают чуда, отличие заключается лишь в том, что образ Храма практически не встречается в произведениях современных поэтов, что свидетельствует о меньшей их воцерковленности по сравнению с поэтами XIX века, которые искали решение своих проблем, в том числе в стенах храма.

«Позитивные чувства». У поэтов XIX века в качестве отличительного образа выступает улыбка. Т. е. важно внешнее выражение чувств, доминирование восприятия как процесса познания (улыбка + глаза). Для современных поэтов улыбка менее значима, в то время как более выражено добро, тепло как проявление готовности демонстрировать теплые добрые чувства во вне. Общим для поэтов разных эпох является стремление к счастью, радости.

«Негативные чувства». В произведениях поэтов XIX века для отражения возникающих негативных чувств используются преимущественно категории — «тоска», «печаль», «тревога», что свидетельствует о пассивном характере переживания возникающих проблем, проявлении уныния.

В то время как современные поэты для описания собственных переживаний используют такие категории, как: «печаль», «злость», «боль», что говорит нам о более активном характере переживания возникающих у них проблем, более агрессивной форме реагирования на них. Категория «ненависть» в равной степени представлена у поэтов обоих периодов и при этом незначительно выражена (2-3%). Это свидетельствует о том, что данное чувство практически несвойственно нашим респондентам и очень редко используется для отражения их переживаний. Категория любви существенно доминирует над категорией ненависти. Этот феномен также свидетельствует о том, что в жизненной позиции поэтов обоих периодов мотив созидания существенно преобладает над мотивом разрушения.

«Высшие чувства». Анализ тематики произведений поэтов показал, что любовная тема более характерна для современных поэтов, в то время как у поэтов XIX века доминирует гражданская тематика. В то же время в рамках разных по характеру произведений авторов XIX века категория любви звучит чаще, чем у современных поэтов. Вероятно, данную ситуацию можно объяснить феноменом компенсации: с одной стороны, в ситуации переживания исторических событий (войны, революции) поэты XIX века думают о любви реже, но в, то, же время глубинно она им нужна больше, чем приходилось об этом говорить. Мы видим, что чувство любви, ее переживание, более выражено у поэтов XIX века, в то время, как проявление «надежды» более характерно для современных поэтов: они надеются на улучшение жизни, на возрождение, ожидают любовь. Исследование показало, что смирение характерно в большей степени для современных поэтов, с большей выраженностью этого показателя у поэтов-женщин. Категория «веры» примерно одинаково выражена у поэтов разных эпох. Это говорит нам о стремлении, способности к преодолению жизненных невзгод благодаря вере. Примечательно, что все три христианские добродетели — вера, надежда и любовь — представлены в структуре жизненных ценностей поэтов обоих периодов, что в очередной раз свидетельствует о непреходящем значении этих феноменов в жизни людей разных исторических периодов.

«Народно-бытовые категории». Для поэтов XIX века наиболее значимыми являются образы «страны», «дома», где они ищут защиты от чуждого им мира, от «непонятной Родины». Дом выступает, как своего рода оплот, как место, в котором хочется укрыться от реальности. Поэты пишут о крахе России, о водовороте жизни и о России, как стране непонятной, неузнанной, чужой, т. е. присутствует грусть и некоторое уныние. Пишут о безнадежности, однотонности, усталости, в их переживаниях отсутствует вера в Россию, в ее духовную силу. В то время как для современных поэтов ведущим образом является понятие Родины (России, отчизны, Руси).

Они пишут о настоящей Руси, о единении с природой, о матушке Руси, о красоте, широте России, о родной земле, русской силе, ветре, полях, городах и деревнях, о Божественном Свете, о мудрости и доброте России. Из вышесказанного мы можем сделать вывод о характерной для поэтов XIX века жизненной позиции, которую условно можно назвать — «чужие среди чужих», поскольку поэты чувствуют себя незнакомцами в незнакомой, чужой стране, им свойственно отчуждение, своего рода отсутствие идентификации со своей отчизной. У современных поэтов, напротив, доминирует жизненная позиция типа «свой среди своих», присутствует идентификация со своей страной: национальное самосознание существенно выше, проявляется отождествление себя со своей Родиной, ощущение себя ее частью, характерна сопричастность с жизнью отечества.

«Категория природы». Анализ результатов показал, что для поэтов XIX века отличительными являются образы луны и ветра, в то время как у современных поэтов более выражен образ неба. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления, фазы зарождения и появления чего-то нового. Поэты пишут о зябкой Луне, о романтичном восходе Луны, о туманной Луне, сопряженной с воспоминаниями о былом, о Луне и войне. Пассивная жизненная позиция косвенно выражается в том, что придается большое значение образу Луны, которая является дополнительным источником света в темном мире. Луна способствует обострению переживаний чувства печали, тоски.

Ветер означает неуловимое, преходящее, неосязаемое. С помощью данного образа поэты повествуют о ветре, разгоняющем сумерки, распыляющем дни, о том, как ветер танцует с листвой, любит осеннюю хрупкость, ветре, который все знает. Т. е. мы видим, что поэты XIX века переживая тоску, печаль как отражение пассивной жизненной позиции, пребывают в бездействии, но одновременно все же ждут перемен извне.

Небо в большинстве языков является одновременно обозначением мира облаков и созвездий, места пребывания бога и его небесного войска. Современные поэты с помощью образа неба предлагают совершать определенные действия (как отражение активной жизненной позиции): остановиться, взглянуть на небо, прочитать молитву, поблагодарить ветеранов за мирное небо над головой; кто-то представляет сказочное небо, пишут о небе и земле, небе и звездах, небе и дожде, небе и Душе. Таким образом, небо выступает для современных поэтов как источник света, тепла и побудитель к действию, отражая их активную жизненную позицию.

Остальные образы (земля, солнце, звезды, облака) представлены с равной частотой в произведениях поэтов разных эпох, что свидетельствует о сходстве их взглядов, но содержательно они придают им разный психологический смысл. Земля одна из стихий мироздания, центральная

часть вселенной, поэты разных эпох пишут о земле, как о части своего мира. Земля, где есть жестокость, земля сравнивается с небом, земля как матушка, родная земля или наоборот чужеродная. Чужеродная земля особенно характерна для поэтов XIX века, поскольку многие из них эмигрировали либо мечтали об эмиграции. Таким образом, для поэтов XIX века характерно менее теплое отношение к родной земле, в отличие от современных поэтов.

Солнце это — главное божество, сердце интуитивного знания, сила чувства и веры. Солнце выступает в качестве источника тепла, в качестве жизненной силы и молодости. Поэты XIX века пишут о солнце, как озарении храма, о редком луче солнца и приближающейся весне, о нехотя сияющем солнце и желании покинуть страну, о явлении солнца, как смене непогоды. Современные поэты с помощью образа солнце говорят о защите, о том, что солнце согреет, защитит, солнце упоминают со звездами и надеждой, солнце проглядывает из-за туч, солнечные лучи приносят добро и радость. В образе солнца поэты разных эпох видят проявление тепла и избавлении от невзгод, это говорит о сходстве их позиций.

Звезда — луч света во тьме бессознательного. Поэты XIX века используют образ звезды, как медали, ордена императора, о мерцании звезд и романтике, о звездах и луне, о печали, о звездах и пути. Современные поэты пишут о романтике, звездном небе, дороге к звездам, любви. То есть мы видим схожие взгляды поэтов разных эпох на образ «звезды», однако, у современных поэтов оно больше связано с любовью, а у поэтов Серебряного века — с печалью.

Облака связаны с туманом и символизируют промежуточный мир, с другой стороны символизируют изобилие, как предвестники дождя. Поэты XIX века сравнивают облако с вуалью, которой можно прикрыться, о шершавых облаках и дожде, облаках как природном явлении. Современные поэты пишут об облаках, как о вестниках печали и меланхолии, идет ассоциация с грустью. В этом также мы видим сходство взглядов поэтов разных эпох.

«Погодные явления». Мы видим, что для поэтов XIX века важными являются образ ливня, тумана как проявление романтики и ностальгии. Туман это — символ чего-либо неясного, запутанного, непонятного. Пессимистическая жизненная позиция поэтов XIX века проявляется через образ тумана, который заслонил от них свет, радость, счастье. Ключевым образом современных поэтов является ливень, дождь. Поэты используют эти образы, чтобы сказать о грозе, ливне и войне, о ливне и смерти, дожде как времени года, о дожде и влюбленности, дожде и детстве. И в произведениях поэтов XIX века, и в произведениях поэтов XXI века присутствует образ дождя. Но эти образы носят разный психологический

характер. У поэтов XIX века дождь выступает средством очищения и плодородия; свежий дождь омывает землю, очищает ее, заставляет деревья благоухать. Поэты XXI века придают этому образу большую романтичность: дождь сопутствует теплым детским воспоминаниям, состоянию влюбленности, он призван оттенить красоту природы.

«Растения». В данной категории выражением жизненной позиции поэтов являются образы: деревья, как символ плодородия и изобилия, в частности, береза (у поэтов XIX и XXI вв.), как олицетворение добра, грациозности, осина (у поэтов XXI вв.) как олицетворение зла и чувственности. У поэтов XIX века присутствует только береза, как стремление к любви, чистоте, добру, грациозности. У современных поэтов идет противопоставление березы и осины, как соотношение добра и зла. Листва и трава выступают как символы надежды, обновления, подчинения, цветы — как олицетворение любви, нежности, мудрости.

Образ цветов как стремление к любви, совершенству, доброте присутствует у поэтов разных эпох, но более выражен у поэтов XIX века, при этом преобладает образ розы — цветка более аристократичного, холодного, величавого, красивого. Роза символизирует молчание и тайну, небесное совершенство и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Все это говорит о неудовлетворенной потребности в красоте. Противоречивость розы связана с желанием поэтов достигать и невозможности достижения одновременно. Также в произведениях поэтов Серебряного века можно встретить образ фиалки, свидетельствующей о скромности, смирении и кротости. У современных поэтов преобладает образ ромашки, как символ нежности и простоты. Ромашка является символом праздника семьи в XXI веке. У современных поэтов мы можем также встретить образ василька и лаванды, как символов постоянства и верности, нежности и простоты. Таким образом, «цветы» в произведениях поэтов разных эпох, помогают нам понять, какой жизненной позиции придерживаются поэты. Для поэтов XIX века характерно смирение, кротость, аристократичность, противоречивость. Для современных поэтов характерна нежность, простота, постоянство, верность. Образ листвы, травы по-разному трактуется у поэтов разных эпох. Для поэтов XIX века, это — символ подчинения, надежды; в то время как современных поэтов — символ обновления, плодородия.

«Движение». Поэты XIX века используют образ дороги, пути, повествуя о жизни — дороге, о воровстве в дороге, о дороге и веселой жизни, о дорогах прожитых веков. Современные поэты пишут о дороге и судьбе, о дороге к знаниям, о дороге и ожидании детей, без дороги нет жизни в селах, о дорогах России. Т. е. мы видим, что поэты пишут о жизненном пути, судьбе человека, о том, что дорога играет важную роль, как в пря-

мом, так и переносном смысле.

Вода и волны означают бесконечное движение, изменения, иллюзии. Образ «дорога» и «вода» представлен у поэтов разных эпох с примерно одинаковой частотой. Образ «волны» у поэтов XIX века незначительно доминирует. Это говорит нам о превратностях их жизни, стремлении к изменениям.

«Птицы». Птицы — это символ свободы, души. Ворон, будучи «говорящей птицей», символизирует пророчество. Вместе с тем этот образ двузначен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны. Феникс — символ бессмертия и воскрешения. Согласно древней легенде, эта птица перед своей смертью вьет гнездо из благородного дерева, а когда гнездо будет готово, Феникс сгорает в нем под палящими лучами солнца для того, чтобы возродиться из пепла вновь. Жаворонок — одна из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное и хтоническое (подземный мир), божье и богоборческое начала, в то же время, выступая символом весны. Соловей, в свою очередь, олицетворяет муки любви. У современных поэтов на первом месте ворон, на втором феникс. Современные поэты с помощью данного образа сообщают нам о любви к человеку, стране, пении птиц, о времени года, о вороне, как о птице, кружащей у тела, упоминают феникс как символ возрождения Руси. Разрушения происходят, но грядет возрождение. У поэтов XIX века на первом месте ворон, на втором соловей и жаворонок. Поэты с помощью данного образа сообщают нам об окрыленности души, общении, которое проявляется в пении птиц, в свободе летящей птицы, в вороне, как о птице, каркающей с сороками. Т. е. поэты XIX века больше стремятся к свободе, весне, любви, общению с внешним миром. А современные поэты пишут о возрождении, о наступившей свободе, человеческой любви, но также задумываются о жизни и смерти, поскольку война забрала очень много жизней. Поэты обеих эпох переживают разрушения, нанесенные жизни вообще. Но у поэтов XIX века, возрождение жизни, как духовной категории, романтично, как образ самого жаворонка или соловья, птицы весны, птицы небесной. А у современных поэтов возрождение жизни выступает как более рациональная категория, реалистичная, более прагматичная, как символ феникса, приходящего из небытия в бытие, из пепла воплощенного в реальную форму.

«Ощущения времени». Можем заметить, что у поэтов XIX века упоминается колокол, в отличие от современных поэтов. Колокольчик, еще у древних славян, использовался для отпугивания злых духов. Но в России он приобрел особое значение, символизируя посвящение, защиту от темных сил. Интересным является тот факт, что у поэтов XXI века этот образ не встречается, что свидетельствует о том, что в переживаниях поэтов XIX

века необходимость борьбы со злом, темными силами, является более актуальной и насущной.

Все образы, кроме образа «жизнь», встречаются у поэтов разных эпох с примерно равной частотой. У поэтов XXI века образ жизни доминирует. Это говорит нам о стремлении поэтов к жизни, активности. Наблюдаются различия в отношении поэтов разных эпох к категориям: жизнь-смерть и рассвет-закат. В мироощущениях поэтов XXI века созидательные настроения преобладают, у них в меньшей степени выражен страх перед смертью, перед неизвестностью скрытой мраком, их жизненный путь освещен светом. О закате поэты пишут как о последних мгновениях, вспоминают ушедших в иной мир. Для поэтов XIX века более значим закат, чем рассвет, при этом жизнь важнее смерти. Выявляется некоторое противоречие: с одной стороны — стремление к жизни, ее полноте, с другой — невозможность достижения этого. Этот факт дополнительно свидетельствует о стремлении к жизни, ее продолжении, доминировании активной позиции у современных поэтов.

Для поэтов XIX века ключевым образом является старость. Они пишут о желании и грусти дожить до старости, о страшной старости, описывая кости и дряблость, о прошедшей жизни, выросших детях, о тихой смерти, о счастье тех, кто не знал старости, о неотвратимости старости. Это говорит о присутствии в их мироощущении страха перед смертью. Они боятся заката. Эти данные в очередной раз подтверждают доминирование пессимистических умонастроений у поэтов XIX века. Тогда как современные поэты пишут больше о безмятежном детстве, как «по каплям его пили», пишут о теплых воспоминаниях детства, проведенного в деревне, красоте природы, о босоногом детстве, т.е. делают акцент на позитивных, радостных моментах жизни, им важен рассвет, важно жить. Оптимистические умонастроения в рамках их жизненной позиции преобладают.

«Категории людей». В данной категории основными являются дети: дочь, сын. Мы можем предположить, что для поэтов обеих эпох, дети олицетворяют смысл жизни, это — продолжение рода. При этом мы видим, что о дочерях, поэты обоего пола и обеих эпох пишут реже, чем о сыновьях, что может свидетельствовать о доминировании мужского активного начала, необходимости взять ответственность за жизнь других людей, необходимости и поиска защиты; сын как опора в жизни для матери и продолжатель дела отца. Мать — это главный человек в жизни, как ребенка, так и вырастающего из него взрослого. Стихи о маме дышат нежностью и любовью. Тогда как об отце поэты пишут чуть реже, чем о матерях. Поэты XIX века об отце пишут гораздо чаще, чем современные поэты. Это еще раз подтверждает, что для поэтов XIX века отец является более значимой фигурой, чем для современных поэтов. При этом можно заме-

тить, что дедушку поэты XIX века упоминают именно как отца сына, а современные поэты больше пишут о дедах — ветеранах, т. е. защитниках Родины, символе Победы.

Для понимания жизненной позиции поэтов разных эпох мы кластеризовали полученные образы. В ходе проведения кластерного анализа поэты XIX века были разделены на 3 кластера. Условное название первого кластера «Рефлексирующие пессимисты», обусловлено преобладанием следующих образов: Мир, Вода, Туман, Земля, Дорога, Время года, Сердце, Бог, Пора, Любовь, Жизнь, Печаль, Огонь. Первый кластер можно считать мужским, поскольку в его составе преобладают мужчины. В данном кластере отличительными образами являются: туман, земля, «пора действовать», печаль. С одной стороны мы видим стремление к действию (пора), их стремление вернуться в бой, с другой стороны они не видят просвета, сплошной туман и печаль. Второй кластер условно можно назвать «Рефлексирующие романтики», согласно вошедшим сюда образам: Солнце, радость, Цветы, Вода, Небо, Время года, Бог, Жизнь, Огонь, Ветер, Ливень, Дождь. Во втором кластере незначительно преобладают женщины. Данный кластер характеризуется использованием следующих образов: Солнце, Цветы, Ветер, Ливень-Дождь. Это свидетельствует с одной стороны, о романтическом настрое поэтов, стремлении к любви, теплу, с другой стороны, — о попытке очиститься от невзгод, стремлении к переменам. Третий кластер условно может быть назван «Пессимисты — созерцатели», согласно вошедшим сюда образам: Мир, Вода, Небо, Дорога, Время года, Страна, Глаза-очи, Сердце, Бог, Любовь, Жизнь, Огонь. В третьем кластере незначительно преобладают женщины. Поэты задумываются о судьбе страны, но их мысли носят в большей мере упаднический характер, преобладает желание покинуть страну, скрыться подальше от Родины. Все три кластера демонстрируют относительно пессимистический жизненный настрой поэтов XIX века. Поэты стремятся к переменам, но не могут их достичь.

В ходе проведения кластерного анализа поэты XXI века были разделены на 2 кластера. Условное название первого кластера — «Оптимисты-реалисты» (преобладание женщин) — обусловлено преобладанием следующих образов: Вода, Небо, Душа, Бог, Любовь, Жизнь. Психологические черты представителей данного кластера следующие: они любят жизнь, верят в Бога, болеют Душой за дело; с одной стороны, очевиден романти-

и и и и __Н Г7 г\/

ческий настрой, с другой стороны — реалистичный подход к жизни. 53% выборки, вошедшие во второй кластер, условно обозначенный как «Активные оптимисты»; для них характерны следующие образы: Мир, Вода, Небо, Дорога, путь, Страна, Война, Душа, Бог, Жизнь. Данный кластер можно назвать мужским, поскольку преобладают мужчины. Второй кластер отличается от первого такими образами, как: страна, война, дорога-

путь. Это говорит нам, о том, что люди думают о стране, переживают за ее жизнь, стремятся помочь, вспоминают о войне и чтят память о ветеранах и погибших воинах. Людям важна дорога, поскольку в ней многое важно: дорога жизни, дороги России, дорога к знаниям.

Поэты XXI века активные и оптимистичные, они верят в жизнь, верят в ее перемены, меняются, помнят обо всех памятных событиях и уважают героев, бойцов. Поэты живут в светлом мире, где, если и случается какая-то беда, на помощь всегда придут. Это активная и оптимистическая жизненная позиция.

С помощью критерия Манна-Уитни и корреляционного анализа Спирмена мы выявили значимые образы для определения жизненной позиции поэтов-мужчин и поэтов-женщин разных эпох. Для XIX века у женщин отмечены корреляции следующих образов — улыбка, мать, у мужчин — мир, туман, небо, земля, деревня, дедушка. Жизненная позиция мужчин: Отсутствие света, веры в жизнь, неизвестность (мир, туман, земля); Стремление к жизни, вечности (небо); Попытка укрыться, скрыться, спрятаться (деревня); Необходимость мужского начала, мужественности (дедушка). Жизненная позиция женщин: Стремление к внешнему выражению чувств (Улыбка); Ощущение необходимости заботы, защиты (мать), стремление к проявлению материнской любви.

Для поэтов XXI века характерны следующие образы: для женщин — цветы, песок, молодость, бабушка, смирение. У мужчин — мир, планета, дом, страна, призыв к действии (пора), судьба, чудо. Таким образом, жизненная позиция мужчин: глобальность (мир, планета, страна); стремление к преобразованию (пора); стремление к упорядоченности бытия; романтизм; взгляд в будущее. Жизненная позиция женщин: опора на прошлое, позиция сохранения (молодость, бабушка); смирение с жизненными ситуациями; некоторая хаотичность мироощущений; стремление к любви и красоте.

В жизненной позиции мужчин XIX века мы наблюдаем некоторую противоречивость: с одной стороны отсутствие света, туман, попытка спрятаться, с другой стороны стремление к жизни, вечности, желание мужественности. В жизненной позиции женщин XIX века есть потребность в согревающей улыбке, необходима защита и забота, проявление женственности. В жизненной позиции мужчин XXI века наблюдается стремление к рациональной упорядоченности, доминирует потребность в романтизме. В жизненной позиции женщин XXI века ощущается некоторая нестабильность, разрешение которой они ищут в опоре на традиции и собственное смирение.

Таким образом, можно констатировать: ценностные ориентации важные для современных поэтов таковы: активная деятельная жизнь;

жизненная мудрость; красота природы; любовь; наличие хороших и верных друзей; познание; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); счастье других; уверенность в себе; жизнерадостность (чувство юмора); смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов; терпимость; чуткость (заботливость)

Ценностные ориентации поэтов XIX века: пассивная жизненная позиция; красота природы; любовь; счастье других; непримиримость к жизненным невзгодам; сложность в отстаиваниях своего мнения, взглядов; терпимость.

Подводя итоги, следует дать обобщенную характеристику жизненной позиции поэтов разных исторических периодов. Для современных поэтов характерна: активная жизненная позиция, оптимистический характер умонастроений, ценностные ориентации: жизнерадостность, любовь, смелость в отстаиваниях своего мнения, чуткость, нежность, простота, постояноство. Для поэтов XIX века характерно: пассивная жизненная позиция, негативный характер умонастроений, ценностные ориентации: терпимость, смирение, сложность и невозможность в отстаивании взглядов, романтические устремления и невозможность их реализовать, смирение, аристократичность, противоречивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М. : Мысль. 299 с.

Брушлинский, А. В. (2002) О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : ПЕРСЭ. 368 с.

Водопьянова, Н. Е. (1998) Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. : Изд-во СПбГУ. С. 144-153.

Гуревич, П. С. (2009) Психология личности: учебное пособие для студентов вузов. М. : Юнити-Дана. 559 с.

Жюлиа, Д. (2000) Философский словарь. М. : Международные отношения. 544 с.

Зорин, В. И. (2002) Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы : Создш-Словарь.

Кольцова, В. А. (2004) Теоретико-методологические основы истории психологии. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 416 с.

Маркин, В. Н. (1989) Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологический аспекты. М. : Мысль. 171 с.

Мухина, В. С., Хвостов, А. А. (2011) Отчуждение от себя о саморазрушающих страстях человеческих. Издательство : Прометей. 200 с.

Ядов, В. А. (2000) Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? ... Власть, общество, личность. М. : Аспект-пресс. С. 383-391.

Дата поступления: 15.03.2017 г.

Федоркова Ирина Рудольфовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, заместитель директора по научно-просветительской работе Музея денег. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: ira_kislova@mail.ru

Проненко Екатерина Юрьевна — аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл адрес: pronenko@mail.ru

Fedorkova Irina Rudolfovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities; Deputy Director for Science and Education, Museum of Money. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: ira_kislova@mail.ru

Pronenko Ekaterina Yurievna, Postgraduate Student, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities; Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: pronenko@mail.ru

Для цитирования:

Федоркова И. Р., Проненко Е. Ю. Психолого-историческая реконструкция жизненной позиции поэтов XIX и XXI вв. [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017, № 2. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/ article/view/451 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2017.2.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.