Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические уровни развития нравственных ценностей специалистов-управленцев'

Психолого-акмеологические уровни развития нравственных ценностей специалистов-управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СПЕЦИАЛИСТЫ – УПРАВЛЕНЦЫ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Елена Александровна

В последнее время объектом пристального внимания являются специалисты-управленцы, их нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности, выражающие этическое сознание и выступающие как источник профессиональной адекватности, зрелости и эффективности профессиональной деятельности. Нравственные ценности специалистов-управленцев есть идеальные объекты, имеющие повышенную личностную значимость, ассоциированные с созиданием добра, обладающие выраженным статусом социальной поддержки, ориентирующие личность на реализацию этических норм и определяющие ее нравственную направленность в управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические уровни развития нравственных ценностей специалистов-управленцев»

Лихачева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального

управления, к. психол.н.

Второй Тамбовский филиал РАНХиГС

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ

Ключевые слова: нравственные ценности, специалисты - управленцы, система ценностей.

Аннотация. В последнее время объектом пристального внимания являются специалисты-управленцы, их нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности, выражающие этическое сознание и выступающие как источник профессиональной адекватности, зрелости и эффективности профессиональной деятельности. Нравственные ценности специалистов-управленцев есть идеальные объекты, имеющие повышенную личностную значимость, ассоциированные с созиданием добра, обладающие выраженным статусом социальной поддержки, ориентирующие личность на реализацию этических норм и определяющие ее нравственную направленность в управленческой деятельности.

Реализация акмеологического подхода развития системы нравственных ценностей специалистов-управленцев заключается в движении нравственных ценностей.

С целью формирования у специалистов-управленцев нравственных ценностей, повышающих эффективность их профессиональной деятельности был проведен психологический тренинг по развитию нравственных ценностей специалистов-управленцев, который включал семь этапов: организационно-установочный, ознакомительно-ориентировочный,

теоретико-обобщающий, ситуационно-аналитический, тренировочно-практический, рефлексивно-итоговый, развивающе-проективный [2].

Участники психологического тренинга получили представление о системе нравственных ценностей в своей профессиональной деятельности, осознали важность роли нравственных ценностей в работе специалиста-управленца, выработали умения определять и дифференцировать различные нравственные ценности управленческой деятельности в ходе социальной оценки и самооценки, выработали умения и навыки нравственной саморегуляции и самоконтроля в ситуациях морального выбора, научились реализовывать в профессиональной деятельности усвоенные нравственные ценности, сформировали эффективные управленческой стратегии, основанные на гармоничном взаимодействии с социальной средой и реализацией в ней своих нравственных ценностей.

Итак, развитие нравственных ценностей специалистов-управленцев в ходе психологического тренинга отмечает рост показателей креативности, саморазвития, сохранения индивидуальности, потребность в достижении, тенденция самоактуализации, включая ценностные ориентации, поддержку, гибкость поведения, самопринятие и познавательные потребности, повышение целеустремленности в результате обучения по разработанной технологии.

Анализ результатов проведенного исследования показывает, что развитие нравственных ценностей специалистов - управленцев осуществляется постепенно, достигая определенного высокого уровня. Для выявления уровней развития был разработан «Опросник определения уровней развития нравственных ценностей специалистов-управленцев», состоящий из нравственных ценностей специалистов-управленцев, которые оценивались по трем показателям: 1) «слышал, но не придавал значения» (игнорируемый уровень); 2) «знаю, о чем идет речь» (знаемый уровень); 3) «пытаюсь реализовать в профессиональной деятельности» (реализуемый уровень) [2].

Игнорируемый уровень характеризуется тем, что связи между структурными компонентами системы нравственных ценностей слабые или

отсутствуют, взаимоотношения с окружающим миром неустойчивы, напряженны, имеет место схематичность, отчужденность в понимании себя и других, отношении к другим [1].

Знаемый уровень характеризуется наличием связей между структурными компонентами системы нравственных ценностей, но они имеют либо выраженный характер, либо отмечается доминирование какого -либо одного компонента, поэтому отношения с другими строятся в одних случаях с позиции признания нравственных ценностей личности другого, а в других - с обывательских, формальных позиций [1].

На игнорируемом и знаемом уровнях проявления нравственные ценности носят неустойчивый характер, они в большей степени связаны с этапом становления, на основании чего можно рассуждать о достижении более высокого уровня развития системы нравственных ценностей.

Реализуемый уровень, в котором устойчивые и выраженные связи между структурными компонентами системы нравственных ценностей, отношения с другими людьми строятся на основе нравственных ценностей, индивидуализация их проявляется через нравственную самореализацию в окружающем мире. На этом уровне индивид становится более открытым, более осознающим свой нравственный опыт, возрастает его свобода выбора, тогда как обусловленность конвенциональными нравственными нормами снижается. Интериоризация, творческое осмысление нравственных ценностей ведет к более глубокому пониманию индивидом самого себя, а также окружающего мира, что позволяет поступать более осознанно, более адекватно данной ситуации [1].

На основании этого можно отметить, что на игнорируемом и на знаемом уровнях нравственная саморегуляция носит непостоянный, несбалансированный характер. Реализуемый уровень развития системы нравственных ценностей индивиду настолько, насколько это возможно в данной ситуации, действовать в соответствии со своими осознанными внутренними нравственными ценностями, «задающими ориентации

изменение, преобразование себя, окружающего мира».

Результаты опроса показывают, что значительно повысились средние значения нравственных ценностей на реализуемом уровне (с 20,8 до 34,5), тогда как средние значения на игнорируемом и знаемом уровнях снизились (игнорируемый - с 26,8 до 16,9; знаемый - с 52,4 до 48,6). Это говорит о том, что специалисты-управленцы после психологического тренинга в профессиональной деятельности стали в большей степени ориентироваться на нравственные ценности, выступающие основными регуляторами поведения личности [2].

Снижение доли нравственных ценностей на игнорируемом уровне свидетельствует о том, что те нравственные ценности, которые индивидууму предстоит узнать в процессе развития его системы нравственных ценностей, перешли на знаемый уровень, составляющих содержание системы нравственных ценностей. С другой стороны, незначительное снижение доли нравственных ценностей на знаемом уровне показывает, что часть из них перешла на реализуемый уровень.

Таким образом, выделение игнорируемого, знаемого и реализуемого уровней развития нравственных ценностей у специалистов-управленцев также свидетельствовало о динамике их движения от игнорируемого к знаемому до реализуемого.

Список литературы

1. Коваль, Н.А. Психология духовности личности. /Н.А. Коваль -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996. - 153с.

2. Лихачева, Е.А. Акмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев: Монография / Е.А. Лихачева, Н.А. Коваль - Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2011. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.