УДК 371 ББК 74.204.2+88.4
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ангеловский А. А.
г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет
Данная статья посвящена изучению психолого-акмеологических особенностей личности молодых специалистов на пути к мастерству. В статье подробно описаны и представлены преимущества, которые создают благотворную почву для успешного профессионального становления и развития самосознания.
Наиболее отличительные черты современной российской действительности - это нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. Внедрение новых форм ведения экономики мирового сообщества и развития рыночных отношений немыслимы без модернизации культуры производства и управления. Только внешние ее формы могут быть восприняты сразу или сформированы в течение считанных лет. Глубокие изменения в сознании человека требуют более длительного времени на интериоризацию культуры, синтез индивидуальных способностей, интересов работника и прогрессивных социальных тенденций общества, в частности - современных форм развития производства и управления.
В современных условиях молодые люди выражают свое стремление к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда. Поэтому целесообразно сместить акцент на изучение индивидуальных склонностей и задатков молодого работника с тем, чтобы наметить адекватное направление его обучения и исключить неоправданные затраты, создать условия для проявления каждого молодого специалиста как целостного феномена - субъекта своей жизненной
стратегии, субъекта избранной сферы труда и субъекта социально-ценностных отношений.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (Л. С. Рубинштейн). По Б. Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменением в образе жизни системы отношений и жизненной программы. «Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии ... в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути» [2, с. 266].
К. А. Абульханова-Славская считает, что личность проходит три уровня становления. Первый, исходный уровень определяется «не-выделенностью личности из хода событий жизни и изменения ее условий» [1, с. 35]. На следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям, происходит стабилизация личностных свойств. Третий уровень связан с самоопределением собственной жизни, он менее всего подвержен воздействию обстоятельств. На последнем уровне личность выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, для которого характерно знание о том, что она хочет, о своих возможностях в преодолении социальных обстоятельств. Осуществление личностного роста, по мнению
К. А. Абульхановой-Славской, заключается в выстраивании жизненной линии собственными возможностями и силами личности. Логика личностного роста может отвергать субъективное желаемое, если это не соответствует требованиям личности к себе, ее принципам. Личность реализует мотивы своих поступков, руководствуясь значимостью их для своей жизненной линии [1].
Существуют мнения о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психологии подходы, стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала. Это идея изменения, трансформации человеческого «Я» в изменяющемся мире. По этому поводу А. Ф. Бондаренко замечает: «Выраженное в различных терминах, составляющих синонимический ряд лексем, «развитие», «рост», идея изменения, связанная с развитием и актуализацией личностного потенциала, соотносится с идеей и понятием индивидуализации К. Юнга, самоактуализации А. Маслоу и С. Джурарда, личностного роста К. Роджерса и в целом выражает некий общепризнанный ценностный инструмент, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» [3, с. 111].
Прежде чем рассматривать возрастные особенности, следует остановиться на определении хронологических рамок статуса «Молодого специалиста». Под молодыми специалистами мы понимаем работников предприятий, организаций, учреждений в возрасте от 22 до 30 лет, имеющих диплом о получении высшего профессионального образования. В отличие от молодых рабочих для них характерен более поздний возраст вступления в трудовую жизнь, что вместе с наличием высшего образования и спецификой трудовой деятельности предопределяет иную социальную формацию.
За основу классификацию возрастных периодов мы взяли классификацию А. А. Реана, где автор провел сравнительный анализ периодизаций различных авторов, молодые специалисты соответствуют стадии «Ранней взрослости», которая рассматривается Д. Бромлеем от
21 до 25 лет. В классификации Дж. Биррена ранняя взрослость выделяется с 17 до 25 лет [11].
Ряд исследований, занимающихся проблемами развития и самосовершенствования, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. По словам Г. Крайга, развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия [8].
Однако было бы неверно рассматривать наблюдаемые у человека качественноколичественные характеристики развития в связи с вступлением его в состояние взрослости. Они определяются не только теми объективными и субъективными факторами, которые воздействуют на него лишь на этом отрезке жизненного пути. Настоящее, при его изучении, относится ли это к развитию целого общества или отдельного взрослого человека, во многом обусловлено тем, как осуществлялось его раннее воспитание в пору младенчества, до школы и в школе, в отрочестве, юности.
Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности. Специфика данного развития обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Также следует отметить, что динамика развития когнитивной сферы человека при достижении им возраста ранней взрослости в значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность.
Каковы же особенности проявления высших психических функций у людей, достигших периода ранней взрослости? Характеризуя особенности развития мышления у людей, достигших периода взрослости, Б. Г. Ананьев пишет: «Справедливо подчеркивая ведущую роль тео-
ретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отражения, исследователи нередко изображают процесс умственного развития как смену чувственного познания логическим. Взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прошлых ощущений в его памяти» [12, с. 175]. Более правильно было бы говорить о том, что мышление взрослого человека - это сплав чувственного (наглядно-образного мышления) и теоретического (логического) мышления.
Наиболее полные возрастные характеристики мышления взрослых людей были получены Д. Векслером (1939-1955 гг.), по мнению которого интеллектуальное развитие человека охватывает значительный период с 19 до 30 лет [4]. Причем пики некоторых функций, например лексических, достигают максимума в 40 лет. В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Например, такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Проведенное Д. Векслером суммарное сопоставление данных юношеского возраста (1819 лет) и первых этапов ранней взрослости (2234 года) позволило установить, что более высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослости. Такой вывод расходится с мнением многих исследователей, которые считают, что достижение оптимума функционального развития интеллекта происходит в юношеском возрасте. Причину подобного расхождения во мнениях исследователи видят, прежде всего, в существовании различных условий развития мышления человека.
Согласно приведенным в «Полном курсе психологии развития» нормам развития, практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Это говорит о том, что молодые специалисты не достигли оптимума в данном виде. Но оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года. А в развитии образного мышления оптимумы обнаружены в 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет [11].
ЧИППКР0
Как известно, развитие мышления человека идет параллельно с развитием речи. Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношескими возрастами, проявляются в изменении качественных параметров, происходит преобразование самой структуры речи, лексический и грамматический состав. Также следует отметить, что, по мнению Б. Г. Ананьева, речемыслительные, второсигнальные функции в целом противостоят процессу старения и претерпевают эволюционные сдвиги значительно позже. Эти важнейшие приобретения природы человека становятся решающими факторами его онтогенетической эволюции [2].
Необходимо указать, что при достижении человеком возраста ранней взрослости происходят качественные изменения в развитии не только мышления и речи, но и других психических процессов, в частности внимания. Имеющиеся данные, полученные в процессе исследований внимания у взрослых людей, позволяют говорить о существовании неравномерности в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность, прежде всего, обусловлена индивидуальными особенностями возрастного развития человека. На развитие внимания в первую очередь оказывает влияние вида деятельности, которыми занимается человек. Более активная умственная деятельность молодого человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.
Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер её интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции.
Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контроли-
ровать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности, степень одарённости человека, уровень его образованности и род деятельности.
Главные, на наш взгляд, проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, - это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). По мнению Г. Крайга, близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим [8].
Э. Эриксон, как и З. Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. Автор также заявляет, что настоящее чувство интимности невозможно испытать до тех пор, пока не достигнута стабильная идентичность [17]. Иными словами, для того чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Основным конфликтом, происходящим на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью он понимал способность молодого человека отдать себя другому, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть, не боясь потерять свое «Я», растворив его в «Я» другого человека. Положительное качество, присущее данной стадии - это любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношени-
ям, даже если они потребуют уступок или самоотречения [16]. Но в целом эмоциональная сфера молодого человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Период ранней взрослости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменение мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего, они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (И. С. Кон, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн и т.д.). В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления.
Источниками смыслов, определяющими, что для молодого человека значимо являются потребности и ценности человека. Именно они занимают важнейшее место в структуре мотивов человека и в структуре порождения смы-
слов. По словам С. А. Дружилова, смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей [6].
Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию - не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее. Очень часто молодые люди ставят перед собой цели, которые бывают либо не реальными, либо фиктивными. Часто они определяются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, которые определили родители. В этом случае родительские установки на престижность высшего образования (не важно какого) или места работы вытесняют реальность нереализованными мечтами молодого человека. Результатами такого выбора часто становятся разочарование и потеря смысла жизни.
Чтобы побороть это представление, молодые люди должны полностью взять на себя ответственность за собственную жизнь, освободиться от власти родителей. При реализации своих планов требуется активное позитивное строительство взрослой жизни - самостоятельный выбор жизненного пути с учетом своих возможностей и окружающей реальности.
Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочнения карьеры. По мнению В. И. Верховина, типичной формой поведения, которое характеризуется определенными целями (престижные стандарты, образцы социальных и профессиональных достижений, доминирующие в обществе и в отдельных его группах) и средствами, методами достижения этих целей, является профессиональная карьера [5]. По словам автора, это сознательно выбранный и реализуемый личностью путь профессионального или должностного продвижения, в финале которого находится так называемый «результи-
ЧИППКРО
рующий» статус, являющийся реальным пределом ее достижений и обеспечивающий искомый и приемлемый способ самореализации и самоутверждения. Основой карьеры, определяющей ее специфику, форму и характер, является сформировавшаяся в обществе и усвоенная индивидом шкала престижа профессий, которой соответствуют особые образцы, стандарты социальных достижений и уровня притязаний. Эти образцы формируются в процессе социализации. Они могут быть устойчивыми, а могут изменяться в зависимости от возраста, ситуации, влияния референтных групп и т.д. Образцы социальных и профессиональных достижений входят в систему социальных и профессиональных установок, определяют преобладающие мотивы труда, направление трудового поведения, профессиональные ориентации и достижения.
Авторами работы «Жизненные пути одного поколения» профессиональная карьера молодого поколения понимается как многообразие профессиональных путей им избранных, а карьера молодых людей определяется особенностями образования ими полученного (его уровнем, содержанием, качеством, профилем подготовки). «Содержанием анализа является внутренняя логика процесса профессионализации молодежи, которая складывается из последовательных этапов: профессиональной ориентации, первоначальной (базовой) подготовки, профессиональной адаптации на рабочем месте, удовлетворенности профессиональной деятельностью, повышения профессиональной квалификации или перемены профессии, вновь профессиональной адаптации. Цель анализа - определить степень и характер развертывания внутренней логики профессиональной карьеры в условиях конкретных профессиональных путей представителей молодого поколения на определенной стадии его жизненного самоопределения» [7, с. 65-67]. На рассматриваемом этапе (после получения высшего образования) главная особенность карьеры - профессиональная адаптация. Авторы монографии считают, что основным результатом на стадии профессиональной адаптации следует признать работу
выпускников в соответствии с полученной ими специальностью. Этот показатель характеризует эффективность профессиональной подготовки в вузах.
Один из показателей производственной стабильности кадров - намерение выпускников не переходить на другое предприятие. Этот показатель характеризует степень удовлетворенности работой в целом, в том числе самой профессиональной деятельностью. Окончательно профессиональная стабилизация наступает к 28-30 годам. Авторы монографии выделяют следующие типы карьеры. Стабильная профессиональная карьера (выпускник работает по полученной в вузе специальности). Мобильная профессиональная карьера, которую разделяют на подтипы - вертикальный (восходящий и нисходящий - смена специальности) и горизонтальный (трудятся по специальности, близкой той, которую они получили в вузе). Надо отметить, что специалистам с широким профилем легче освоить смежную специальность. Нисходящий тип карьеры - занятие неквалифицированным трудом (иногда из-за более высокой оплаты).
Основа построения карьеры - целевая активность, базирующаяся на контроле за ситуациями и отношениями. Реализация карьеры обеспечивает человеку самоуважение в «деле» (состоятельность). Карьера является категорией мобильности человека, ее основное содержание
- продвижение.
В период ранней взрослости в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Многие представления о себе формируют «Я-концепцию» человека в период взросления и продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки
- они смещаются, говоря словами Л. С. Выготского, «из вне, во внутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена
оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в этот период формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности [13]. Таким образом, самосознание в данном возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений.
Подводя итог изучения психолого-
акмеологических особенностей личности молодых специалистов на пути к мастерству можно рассматривать данный возраст как недостаток, выдвигая следующие аргументы:
- отсутствие опыта;
- потребительская позиция: не делать все самому, а надеяться на общество, предприятие и т.д.;
- неумение принимать самостоятельные решения, нежелание брать на себя ответственность;
- некоторая амбициозность: завышенный уровень притязаний при отсутствии критичности в отношении своих возможностей;
- недостаточно развитые навыки общения с людьми;
- психологическая нестабильность: семейная неустроенность, жилищные проблемы и
др.
Но с другой стороны, немаловажно отметить преимущества молодых специалистов, которые создают благотворную почву для успешного профессионального становления и развития самосознания:
- высокая обучаемость; гибкость в принятии решений, мобиль-
Научное обеспечение системы1 повышения квалификации кадров
ность, способность легко осваивать новые технологии и техпроцессы;
- современные знания (в том числе компьютерных технологий);
- интерес к новой технике;
- здоровье, много сил и энергии;
- возможность работать ненормированно;
- не сложился стереотип профессионального поведения;
- желание реализовать себя, сделать карьеру;
- готовность много работать;
- установка на длительную работу в организации.
На наш взгляд, выпускники учебного заведения, находящиеся в ситуации транзиции (перехода, изменения), сродни предпринимателю. С. И. Ожегов толкует слово «предпринять» как «начать делать что-нибудь, приступить к чему-либо» [10]. Соглашаясь с С. И. Ожеговым, мы считаем, что способность к действию является ведущей у молодого человека, желающего что-либо изменить (а именно такова позиция выпускника учебного заведения). Запускается механизм способности к действию - умение личности осознавать и формулировать собственные цели. На наш взгляд, не может быть достижений у человека до тех пор, пока он не научится осознавать, формулировать и ставить собственные цели, то есть быть субъектом.
Предпосылкой формирования мастерства является профессиональное становление. В начале этого процесса молодых специалистов ждет немало трудностей. Молодой человек видит, что реальная работа не соответствует его теоретическим представлениям, осознает ненужность части полученных в вузе знаний и понимает необходимость еще многому научиться, чтобы успешно выполнять работу. На этой стадии начинается интенсивный процесс личного научения. Сведения, поступающие от ближайшего окружения и по каналам СМИ, корректируются ценностными ориентациями личности, сформировавшимися в процессе социализации личности. Молодому специалисту предстоит адаптироваться к новой для себя социальной роли, новому коллективу и т.д. Воз-
ЧИППКРО
можно, реальная профессиональная деятельность будет далека от его ожиданий. Трудностей не избежать, ведь темпы перемен в современном мире очень велики. На наш взгляд, встает необходимость выявить пути разрешения противоречий, возникающих между ценностными ориентациями, ожиданиями молодых специалистов и возможностью их осуществления, которые смогут найти свое отражение в психолого-акмеологическом сопровождении
развития профессионального самосознания, учитывая личностные особенности данного возрастного периода.
Мы согласны с Л. М. Хабаевой [15], что важно рассмотреть профессиональное самосознание как психолого-акмеологическую категорию, являющуюся основополагающей при построении процесса профессионального становления молодого специалиста.
Профессиональное самосознание выступает как связующее звено между двумя основными категориями акмеологии: личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования развивать и достигать оптимального результата как личностного роста, так и профессиональной деятельности.
И действительно, в современных условиях, когда все больше усложняется техника и все возрастает набор специальных умений и навыков в разных профессиях, именно человеческий фактор играет ведущую роль в достижении наиболее эффективных результатов. А непрофессионализм, неумение и нежелание хорошо заниматься своим делом могут дорого обойтись современному технотронному, информационному обществу и даже привести его к катастрофам. Кроме того, в наши дни подготовка профессионального работника стоит довольно дорого. В то же время мы наблюдаем, что большинство высокообразованных специалистов остается невостребованными, что профессионализму зачастую предпочитают преданность руководству, что во многих организациях, предприятиях и фирмах царит протекционизм.
Успешный высокоэффективный труд начинается, прежде всего, с человека, с его профессиональной заинтересованности, мотивирован-
ности и желания достичь высоких результатов в своей деятельности. Поэтому нам представляется актуальным в современных условиях разработать такую технологию сопровождения персонала, которая позволила бы каждому человеку наиболее полно проявить свои способности, навыки и профессиональные качества и выполнять именно ту деятельность, к которой он наиболее предрасположен по своим индивидуально-психологическим особенностям и в которой заинтересован. Данную задачу, как нам кажется, могла бы выполнить технология как групповой, так и индивидуальной работы с персоналом. С ее помощью можно было бы раскрыть в каждом работнике его самостоятельные уникальные качества и способности, его творческий потенциал, стимулировать его деятельность.
Таким образом, современный рынок труда требует от молодого человека, кроме профессионализма, особой ответственности, психологической и социальной готовности к трудовой деятельности, творческого подхода к делу, готовности к самообразованию и саморазвитию. Ему необходимо обладать способностью изменять собственное поведение в зависимости от условий, диктуемых социальной средой, свободно входить в социальные и профессиональные группы людей и исполнять разные социальные роли.
Список используемой и цитируемой литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. -М. : Мысль, 1999. - 303 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. -М., 1977. - 380 с.
3. Бондаренко, А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход) [Текст] / А. Ф. Бондаренко. - Киев, КГПИИЯ, 1991. - 187 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 528 с.
5. Верховин, В. И. Социальная регуляция
трудового поведения в производственной организации [Текст] / В. И. Верховин. - М. : 1991. -164 с.
6. Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития [Текст] / С. А. Дружилов. - Новокузнецк : ИПК, 2002. - 242 с.
7. Жизненные пути одного поколения [Текст] / отв. ред. М. Х. Титма. - М., 1990. -187 с.
8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.
9. Москаленко, О. В. Сущность и структура профессионального самосознания личности руководителя образовательного учреждения [Текст] / О. В. Москаленко. - Астрахань : АГПУ, 1996. - 175 с.
10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведова. - М. : Рус. яз., 1991. - 221 с.
11. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития [Текст] / под общ. ред. А. А. Реана. - СПб. : «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 416 с.
12. Развитие психофизических функций взрослых людей [Текст] / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. - М. : Педагогика, 1977. -215 с.
13. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. -М. : Педагогика, 1987. - 174 с.
14. Формирование личности старшеклассников [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. -М. : Просвещение, 1989. - 274 с.
15. Хабаева, Л. М. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза [Текст] : дис ... канд. психол. наук / Л. М. Хабаева. - М., 2002. - 143 с.
16. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 608 с.
17. Erikson, E. H. Chaldhood and society (2nd ed.) / E. H. Erikson. - New York: Norton, 1963. -p. 218.