Вестник КемГУ
№ 3
2008
Психология
УДК 371.72
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Л. В. Порхачева, К. Я. Джус
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С. Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б. Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. «Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии именно как фазы жизненного пути» [2; 6].
На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития, как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается А. Н. Леонтьевым в качестве основного условия личностного развития, т. к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями [9].
Личностное развитие, становление человека как личности, социального существа, многопланово и определяется как внутренними, так и внешними условиями. Как правило, современные теории и основанные на них методы психологии развития в своём большинстве абсолютизируют роль отдельных аспектов, порождая множество классификаций возрастных периодов.
Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость».
Внутри периода взрослости выделяются подпе-риоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так, например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет -(Bromley D., 1966); 17 - 25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А. А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека оп-
ределяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономиче-ский статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности. В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости - минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий [5].
Развитие как необратимый, закономерный и направленный процесс имеет цель. Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И. М. Сеченовым и развита позднее
Н. А. Берштейном. Содержание хода психического развития человека подчинено определенной цели, содержание которой обусловливает содержание процесса развития.
Для человека цель выступает в виде результата, представляющегося идеальным. Согласно точке зрения П. К. Анохина, цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы в определенном возрастном периоде [10].
Согласно концепции Э. Эрика, результатом развития в период ранней взрослости личности, при нормальной линии развития, является достижение близости: душевная теплота, понимание, доверие, способность делиться с окружающими. По мнению Б. Г. Ананьева, в период взрослости развитие человека как субъекта практической (трудовой) деятельности результируется в достижении им трудовой и умственной зрелости.
Профессиональная деятельность позволяет личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Ценность деятельности для личности связана прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. В границах деятельности выстраиваются в иерархию ценности, актуальный жизненный мир, выражающие неповторимость личности. Полагаясь на свой опыт, разум и чувства, взрослая личность формулирует для себя крупномасштабные цели. Не уходя от ответственности за последствия, она не боится для их достижения пойти по непроторенным и часто небезопасным путям, проявляя одержимость при осуществлении захватившего её замысла, концентрируя свои физические и душевные силы на его выполнении, реализуя свой творческий потенциал.
Благодаря развитому социальному интеллекту и устойчивому стремлению к объективности, зре-
№ 3
2008
Психология
|| Вестник КемГУ
лой личности присуще принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях, неприятие условностей, но несопровождаемое грубыми по форме попытками их игнорирования. При установлении с людьми доброжелательных личных отношений не забывают об интересах дела.
Одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при изучении периода взрослости, является понятие «зрелость», применительно к возрастному аспекту развития, и ее критерии. Б. Г. Ананьев, рассматривая понятие «зрелость», пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Так, зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в еще большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость [1; 2].
Каждый возраст, таким образом, имеет определенные общие для всех индивидов задачи и трудности их выполнения. Центральной задачей развития в период взрослости является достижение «зрелости», выполняющей функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.
«Зрелость» и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым, он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. И в той, и другой парадигме существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». А. А. Реан выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпи-
мость, саморазвитие и интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них - позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [10].
Ответственность - это то, что отличает социально незрелую личность от средней нормы. По Э. Фромму, забота, ответственность, уважение и знание - это совокупность качеств зрелого человека. Ответственность формируется и развивается в деятельности, в предоставлении личности свободы выбора и ответственности за него. Ответственность, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, является воплощением истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Под ответственностью он понимал не только осознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все упущенное. Ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся сейчас действие необратимо. Поэтому ответственность - это способность
человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их совершения [9].
Ответственность - это верность самому себе, доверие к нравственному содержанию собственных чувств, уверенность в своей правоте; способность отвечать не только за себя, но и за других людей, за их судьбы, за характер своих с ними взаимоотношений.
Второй составляющей зрелой личности является терпимость. Существует два вида терпимости: сенсуальная, как повышения порога чувствительности к различным воздействиям окружающей среды, и диспозиционная, как предрасположенность, готовность к определенной терпимой реакции на среду. За ней стоят определенные установки личности, ее система отношений к миру и другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других на себя. При этом такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью, человек может быть терпимым, оставаясь эмпатийным и чувствительным. То есть, терпимость связана с отношением к миру, мировоззрением личности. Можно провести параллели между точкой зрения А. А. Реана и Э. Эриксона, оба говорят об особенностях взаимодействия со средой, обусловленных личностным отношением к ней [10].
Саморазвитие - является основополагающей составляющей зрелой личности. Эта идея является чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс,
Э. Фромм, А. Брушлинский). Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность профессиональной деятельности, и профессиональное долголетие. Проявляется самоактуализация различными способами - в служении делу, любви к другому человеку (В. Франкл), увлеченность значимой работой
(А. Маслоу) или утверждение собственной жизни свободы и развития происходит через способность человека любить (Э. Фромм) [7; 12; 14].
Данная точка зрения перекликается с концепцией Э. Эриксона о восьми основных стадиях развития человека, на каждой из которых личности предстоит сделать для себя определенный выбор, решить определенную для каждого возраста задачу, при этом нередко сталкиваясь с различными трудностями. Так на стадии ранней взрослости это - установление интимности, в широком смысле этого слова, то есть установление близких отношений, что так или иначе связано со статусом личности в обществе, если вспомнить концепцию жизненных задач П. Хейманса, и с социальным одобрением -то есть является просоциальным поведением [14].
В. Вайллент, разделяя точку зрения Э. Эриксона относительно периодизации жизни личности, вносит дополнение к его теории. Он высказал предположение, что перед установлением близости
| Вестник КемГУ № 3 2008 Психология
и развитием генеративности лежит период относимого внутреннего покоя. В. Вайллент назвал эту стадию упрочением карьеры (в отечественной психологии Е. А. Климов рассматривает упрочнение карьеры как стадию профессионального самоопределения), так как индивидуум сосредоточивается на учебе, укреплении своего профессионального статуса и обеспечении своей семьи. Как только его карьера сложилась, он вернётся к вопросам идентичности, а именно - к генеративности [5].
Согласно позиции Левинсона, чтобы стать взрослым, мужчина должен справиться с четырьмя задачами развития: увязать мечты с реальностью, найти наставника, обеспечить себе карьеру, наладить интимные отношения.
Помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом построения карьеры, выходящим за рамки простого выбора профессии. Д. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Э. Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.
Г. С. Абрамова рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости являются создание семьи, достижение интимности. Данная точка зрения поддерживается, экзистенциальными психологами и представителями гуманистического направления в психологии.
А. А. Бодалев выделяет следующие психологические характеристики личности, достигшей зрелости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. В картинах мира, которые у них при этом формируются, запечатлевается прежде всего все существенное в окружающих их природной и социальной средах [4].
Проявляя умение одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказываться над ними, зрелая личность демонстрирует в каждой возникающей на её жизненном пути ситуации способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять.
Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме зрелости позволяет резюмировать, что достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. Зрелая личность - это личность трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.
Литература
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев: в 2-х т. - Т. 1. - М.: Просвещение, 1980. - 372 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. - 338 с.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 2006. - 272 с.
4. Бодалев, А. А. Вершины в развитии взрослого человека [Текст] / А. А. Бодалев. - СПб.: Питер, 2007.
5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2008. - 992 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2005.
7. Маслоу, А. Г. Мотивация личности [Текст] / А. Г. Маслоу. - СПб., 2005.
8. Насиновская, Е. Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностносмыслового аспекта мотивации [Текст] / Е. Е. На-синовская. - МГУ, 2007.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. -625 с.
10. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломин-ский. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
11. Субботский, Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии [Текст] / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. - М., 2005. - № 1.
12. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.,2005.
13. Холостова, Е. И. Ценностные ориентации и мотивы труда [Текст] / Е. И. Холостова. - М., 2004.
14. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - 2-е изд. - СПб.: Ленато, 2006. - 592 с.