СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
®2011 Хизроева З.М., Закарьяева С.З.
Дагестанский государственный педагогический университет
Предметом обсуждения статьи являются проблемы психологической зрелости и интерпретация этого понятия. Проведенный теоретический анализ раскрывает сложность обсуждаемой проблемы. Выявлены разные подходы к объяснению источников зрелости, ее аспектов, факторов, влияющих на процесс созревания, основных характеристик зрелой личности. Эмпирический анализ определил, что для студентов педагогического вуза основной составляющей понятия «зрелая личность» является моральный аспект «ответственность».
The points of issue in the given article are the problems of the psychological maturity and this concept interpretation. The performed theoretical analysis reveals the complexity of the discussed problem. The authors reveal the different approaches to explaining the maturity sources, its aspects, the factors influencing the maturing process, the basic characteristics of f mature person. The empirical analysis defined that for pedagogical high school students the basic component of the “mature person" concept is a moral aspect, "responsibility".
Ключевые слова: психологическая зрелость, зрелый, аспект, основная составляющая, ответственность.
Keywords: psychological maturity, mature, aspect, basic component, responsibility.
В настоящее время в российской системе образования на первый план выступает задача
формирования базовой культуры личности, которая позволила бы молодому поколению активно включаться в новую социально-экономическую жизнь общества. При этом знания, умения, навыки не теряют своей значимости, но и выступают как средства достижения цели.
Базовая культура личности предполагает высокий уровень развития субъекта деятельности. Субъект - индивид как носитель сознания, обладающий
способностью к деятельности.
В структуре субъекта
интегрированы свойства индивида и
личности, что обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической деятельности.
К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. В. Слободчиков, В.
A. Петровский подчеркивают, что
способность личности
организовывать и регулировать свой жизненный путь, подчинять его своим целям и ценностям свидетельствует о высшем уровне и качестве субъекта жизни.
Внутреннюю связь между личностным и субъектным выделяет
B. А. Петровский: «Быть личностью...
означает быть субъектом
деятельности, общения,
самосознания» [приводится по: 6. С. 166]. Таким образом,
подчеркивается, что личность (персона) - это стержневая структура субъекта, задающая общее направление самоорганизации и саморазвития.
Одной из важнейших
характеристик личности является зрелость. Проблема зрелости - одна из центральных проблем психологии развития. Ее становление
происходило в контексте разработки теории целостного жизненного пути человека. В результате
исследований Б. Г. Ананьева и его коллег было установлено, что зрелость или взрослость человека включает ряд периодов и фаз. Было выделено три микропериода зрелости: первый охватывает
возраст от 18 до 25 лет (ранняя зрелость), второй - от 26 до 35 лет, третий - от 36 до 46 лет [2].
Необходимо отметить, что до сих пор не достигнуто единого мнения о границах зрелости. Так, Годфруа называет возраст 20-40 лет ранней зрелостью, 40-60 лет - собственно зрелый возраст, 60-65 лет -
завершающая стадия зрелости. Эти же возрастные границы называет Г. Крайг [8. С. 92]. Отечественные психологи выделяют раннюю взрослость (от 20 до 40 лет), среднюю взрослость (от 40 до 60 лет) и позднюю взрослость (60-75 лет) [10. С. 91]. Если границы
зрелости как возрастного периода определяются исключительно
конвенционально, то критерии психологической зрелости как момента и показателя личностного роста определить сложно.
Понятие зрелости чрезвычайно емкое и многозначное. Оно охватывает широкий диапазон его использования - от стадии развития психических функций до
характеристик проявления разных сторон психического мира человека: процессов (интеллектуальная,
эмоциональная зрелость и т.д.), состояний (зрелое переживание), личностных характеристик
(нравственная, духовная,
коммуникативная зрелость),
поведения и действий человека (зрелое решение, зрелый поступок, зрелый специалист) и личности в целом (зрелая личность, социальная личность). Несомненно, что во всех случаях речь идет о высоком уровне характеризуемого явления, об
эффективности функционирования той или иной подструктуры психики человека.
Систематическое исследование проблемы зрелости в отечественной психологии началось в 1960-е годы. В последние десятилетия отмечается большой интерес ученых к данной проблеме. Такие ученые как Е. А. Сергиенко, В. М. Русалов, А. Н. Поддъяков, Т. А. Ребеко, Т. Д. Марцинковская, В.А. Кольцова, Н. Е. Харламенкова, С. К. Нартова-Бочавер, В. А. Бодров, А. Л. Журавлев и другие предлагают свои точки зрения на содержание понятия «зрелость»: зрелость как стадия
развития, как общая тенденция развития, как результат достижения дефинитивной стадии развития и как развитие разных модулей психической организации
(эмоциональная зрелость,
интеллектуальная зрелость,
нравственная зрелость, социальная зрелость, биологическая зрелость) [14. С. 13-29].
В. М. Русалов считает, что истинная зрелость наступает тогда, когда человек способен передать плоды своего развития другим, достоин подражания [14. С. 33]. Подход С. К. Нартовой-Бочавер к поиску критериев личностной зрелости является еще одной попыткой подчеркнуть атрибуты субъектности, в частности, «способности к спонтанной активности, принимающей форму отчетливых предпочтений, согласия при внутреннем принятии», или принятие объективно выраженных действий, т. е. акцентируется роль внутренней мотивации [14].
Н. Е. Харламенкова приводит определение психологической
зрелости личности: «Психологически
зрелая личность характеризуется способностью к осуществлению спонтанного поведения, которое определяется уровнем интеграции идентичности, степенью
интериоризации этических
ценностей, внутренней
направленностью мотивации и согласованным с нею контролем поведения» [14].
А. А. Реан выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента зрелости личности, такие как ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление [10. С. 41]. Уровень развития
личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости предстают критериями социализации. Вместе с тем, как отмечает Т. В. Слотина, вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии [11. С. 39]. К показателям зрелости относятся: 1) широта
социальных связей, представленная на субъектном уровне (Я - другой, Я - другие, Я - общество в целом, Я -человечество); 2) мера развития
личности как субъекта; 3) характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству; 4) социальная
компетентность.
В зарубежной психологии, особенно экзистенциональной и гуманистической, используются такие понятия, как «зрелая личность» (Олпорт, 1961),
«самоактуализирующаяся личность» (Маслоу, 1997), «полностью
функционирующая личность»
(Роджерс, 1994), сопоставимые с
высшим уровнем развития личности. Авторы предлагают конкретные характеристики зрелой личности.
Так, Г. Олпорт выделяет шесть основных критериев зрелости: расширение чувства Я, теплота в отношениях к другим,
эмоциональная безопасность,
реалистическое восприятие,
самообъективация - понимание,
юмор, единая философия жизни [приводится по: 17. С. 288].
К. Г. Юнг связывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности за свои проекции. Он считал, что человек должен найти свою собственную дорогу [там же. С. 205]. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть собой, управлением собственной жизнью и выбором [там же. С. 548].
Представление о том, что зрелому человеку важно передать плоды своего развития другому поколению, подчеркивал Э. Эриксон [там же. С. 247]. Согласно А. Маслоу, систему принципов функционирования
нормально здоровой и зрелой (самоактуализирующейся) личности образуют осознанность импульсов, сознательный контроль поведения и спонтанность. Под спонтанностью Маслоу понимает простоту, естественность, неконвенциальность поведения человека,
несогласованность его действий с условностями и традициями [там же.
С. 514].
Согласно Э. Фромму, мощным критерием психического здоровья и психологической зрелости личности является спонтанность
(продуктивная активность), которая используется для обозначения состояния внутренней активности, которое не обязательно связано с произведениями чего-то
материального и полезного. Эта активность позволяет человеку ощущать себя субъектом своей деятельности, реализующим свои способности и потенции, быть в гармонии с собой и окружением. Эрих Фромм назвал спонтанность модусом бытия. Модус бытия означает жизнелюбие, подлинную причастность миру, аутентичность [16].
Важно подчеркнуть, что развитие личности - процесс обретения автономности и самостоятельности -никогда не прекращается. Ступень зрелости и одновременно вершина
этой зрелости - акме (в переводе с греческого означает «вершина», «острие») - это многомерное
состояние человека. Оно никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель [4].
Такой активностью, способностью к самостоятельному жизнетворчеству может обладать только
психологически зрелая личность. Безусловным требованием
современных социально-экономических условий нашей страны является формирование активной зрелой личности с высоким уровнем самосознания. Эта проблема имеет особую значимость для учащейся молодежи - студенчества.
Студенческий возраст
характеризуется достижением
наивысших («пиковых») результатов, базирующихся на всех
предшествующих процессах
биологического, социального и психологического развития.
Как отмечает Г. Д. Столяренко, возраст 18-20 лет - «это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека» [12. С. 639]. В этот период усиливаются сознательные мотивы поведения, укрепляются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам [6, 10, 12].
Проведенный теоретический анализ различных подходов к характеристике зрелой личности в зарубежной и отечественной психологии позволил составить анкету «Зрелая личность», которая была предложена студентам второго
курса факультета иностранных языков Дагестанского
государственного педагогического университета (30 человек в возрасте 18-19 лет).
Испытуемым предлагалось
проранжировать по степени
значимости для них следующие характеристики зрелой личности:
1. Зрелый человек имеет
широкие границы «Я». Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях.
2. Способен к теплым,
сердечным социальным отношениям.
3. Демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.
4. Демонстрирует реалистичное
восприятие, опыт и притязания,
видит вещи такими, какими они являются, а не такими, какими он хочет их видеть.
5. Демонстрирует способность к самопознанию и саморазвитию.
6. Обладает цельной жизненной философией и понимает смысл жизни.
7. Обладает чувством юмора.
8. Это ответственный человек.
9. У него высокоразвитое чувство совести.
10. Характеризуется пониманием.
В результате проведенного
исследования нами были получены данные, свидетельствующие о том, что понятие «зрелая личность» сложное, многоаспектное, имеет разное индивидуальное наполнение у студентов педагогического вуза, но вместе с тем выделяются инвариантные характеристики.
Ядро зрелой личности
данных, полученных по анкете «Зрелая личность», на первом месте оказалась характеристика № 8
«Зрелый человек - это ответственный человек». На втором месте - характеристика № 9 «У зрелой личности высокоразвитое чувство совести», и на третьем месте стоит характеристика № 6 «Зрелая личность обладает цельной жизненной философией».
В связи с полученными результатами психологической
характеристики зрелой личности мы посчитали необходимым провести беседу с испытуемыми по проблеме ответственности. С этой целью испытуемые ознакомились с общетеоретическими положениями по проблеме ответственности: виды ответственности (внешняя и внутренняя). Особое внимание было уделено внутренней
ответственности, которая отражает отношение к самому субъекту, его предрасположенность, принятие, готовность осуществить должное. Внутренняя ответственность служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции)
деятельности личности.
Ответственность зрелой личности -это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными
ориентациями.
В самоотчете испытуемая №15
пишет: «Человек в 18 лет, по моему мнению, достаточно зрелая личность. Ведь к этому времени человек ведет самостоятельный образ жизни. Он самостоятельно решает свои проблемы, он задумывается о будущем, наверняка строит планы, пытается их осуществить. Помимо всего этого, у него появляется
потребность в общении со
сверстниками, а главное -потребность в теплых отношениях. Я думаю, что человек должен не только задумываться о себе, своих проблемах, но и думать о проблемах своих близких друзей, помогать им психологически, давать полезные советы. Я думаю, что студенческие годы быстро пролетят, и я окажусь на пороге взрослой жизни, где мне
придется принимать самостоятельные решения...»
Четвертое место испытуемыми отведено характеристике № 1
«Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях». Необходимость теплых дружеских отношений (№ 2) также получила признание у испытуемых, и этот параметр занимает пятое место. Далее по убыванию идут параметры № 10 (терпимость), № 7 (чувство юмора), № 3 (эмоциональная
неозабоченность) и № 4
(реалистичное восприятие).
Проведенное исследование
выявило, что для подавляющего большинства испытуемых основой, стержнем психологически зрелой личности является ответственность как предрасположенность,
готовность осуществлять должное на основе внутреннего контроля
(самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции)
деятельности личности. Анализ самоотчетов испытуемых
свидетельствует о том, что внутренняя регуляция опосредована ценностными ориентациями.
Примечания
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 4. Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимодействии между ними. М. : Мир психологии, 2001. 5. Деркач А. А. Акмеология. Учебник. М. : РАГС, 2002. 650 с. 6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2006. 7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2006, 315 с. 8. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. 9. Муздыбаев В. С. Психология ответственности. Л., 1983. 10. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб., 2007. 651 с. 11. Слотина Т. В. Психология личности. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2009. 304 с. 12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. Ростов на/Д, 2004. 672 с. 13. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. 14. Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 223 с. 15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 16. Фромм Э. Иметь или быть? М. : Прогресс, 1990. 17. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 1997. 18. Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3-13. 19. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 20. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Детство и общество. СПб., 1999.
Статья поступила в редакцию 18.01.2011 г.