Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога'

Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SUBJECT POSITION / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина Ольга Петровна, Миневич Ольга Константиновна

В статье на основе результатов факторного анализа (Varimax) сформулированы и обоснованы психолого-акмеологические факторы, влияющие на становление субъектной позиции студента-психолога в процессе профессионально-ориентированного обучения в вузе; раскрыта их психологическая структура и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF SUBJECT POSITION OF STUDENT-PSYCHOLOGIST

In the article psycho-acmeological factors influencing the formation of subject position of a student-psychologist in the process of professionally-oriented education in an institute and a university are formulated and grounded on the basis of the factor analysis results (Varimax). Psychological structure and contents of factors are disclosed.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

© Ольга Петровна Полухина

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, ассистент кафедры психологии, e-mail: Fray50@mail.ru © Ольга Константиновна Миневич Воронежский филиал Российского государственного университета, г. Воронеж, Россия, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: minevich.olga@yandex.ru

В статье на основе результатов факторного анализа (Уагішах) сформулированы и обоснованы психолого-акмеологические факторы, влияющие на становление субъектной позиции студента-психолога в процессе профессионально-ориентированного обучения в вузе; раскрыта их психологическая структура и содержание.

Ключевые слова: субъектная позиция; психолого-акмеологические факторы.

Проблема личностного и профессионального развития специалистов в вузе занимает в настоящее время значительное место в психолого-акмеологических исследованиях (Е.Н. Волкова, НИ. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.А. Коваль, Е.А. Корсунский,

Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.). На основе анализа исследований, проводимых в психологической и акмеологической науке, где субъектная позиция личности раскрыва-

ется как: отражение иерархии личностных мотивов, смыслов и ценностей, особое отношение студента к различным видам жизнедеятельности - на высших «этажах субъект-ности такая позиция вербализируется как «Я - будущий профессионал» (В.А. Сластенин) [1]; комплексная характеристика деятельности, соотнесенная личностью со способностями и отношениям, стратегией и тактикой, а также объективной динамикой дея-

тельности (К. А. Абульханова-Славская) [2]; выход за пределы собственной индивидуальности с одновременным входом в пространство сверхчеловеческих ценностей (В .И. Сло-бодчиков) [3] - в нашем исследовании субъектная позиция личности студента - будущего психолога представлена целостной устойчивой системой взглядов и отношений личности студента к себе, к людям, к окружающему миру и к профессиональной деятельности, которая проявляется в сознательноизбирательном отношении и взаимодействии с действительностью и обеспечивает наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности.

В акмеологии при решении задач развития личности выявляют факторы, способствующие или препятствующие этому развитию. Именно способствующие развитию личности факторы мы называем акмеологи-ческими. «Акмеологические факторы - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности...» [4]. В понимании сущностных характеристик психолого-акмео-логических факторов мы поддерживаем точку зрения, изложенную в научных трудах Е.Н. Богданова, Н.В. Кузьминой, А.С. Огнева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкиной, Н.А. Коваль и др.

Поскольку становление субъектной позиции личности студента-психолога, как процесс, обусловлено детерминантами, в исследовании выявлены и эмпирически подтверждены на основе результатов факторного анализа (Varimax) психолого-акмеологи-ческие факторы, способствующие этому процессу: активность, уверенность в себе, целеустремленность, самоэффективность,

потребность в саморазвитии.

Проведенное нами исследование показало, что самым главным источником и движущей силой в становлении субъектной позиции личности студента - будущего психолога является фактор «активность», раскрывающий способность личности преобразовывать окружающий мир и проявляющийся в волевых актах, общении и творчестве личности. В первый фактор «активность» со значительной весовой нагрузкой вошли такие компоненты, как «успешная общественная деятельность» (Q,972), «гуманное отношение

к окружающему миру» (0,969), «стремление к участию в психологических семинарах и тренингах» (0,946).

В.А. Петровский говорит об активности личности так: «Активность личности - способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела» [5].

Личность студента с устойчивой субъектной позицией способна подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, кажущиеся избыточными с точки зрения исходной задачи. Такой субъект обладает над-ситуативной активностью, посредством которой преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. У субъекта должна быть готовность, предрасположенность (установка), «возникающая

при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [5].

Вторым психолого-акмеологическим

фактором становления субъектной позиции личности является фактор «уверенность в себе», в который вошли такие слагаемые, как «максимальное использование жизненного потенциала» (0,945), «стремление к карьерному росту» (0,944), «готовность к преодолению любых жизненных обстоятельств» (0,943).

Личность с устойчивой субъектной позицией уверена в себе. В любых жизненных обстоятельствах ассертивность помогает личности оставаться самой собой. Если в процессе профессионально-ориентирован-

ного обучения у студента будет сформирована устойчивая субъектная позиция, он будет обладать умением прямо говорить о своих желаниях и требованиях, высказывать свою точку зрения, не будет бояться возражать и настаивать на своем. Личности с устойчивой субъектной позицией не свойственно мани-пулятивное поведение, и она способна без агрессии, спокойно противостоять манипу-

лятивным действиям. Уверенный в себе человек способен к спонтанным реакциям, способен примириться со справедливой и несправедливой критикой, с собственными ошибками. Таким образом, фактор «уверенность в себе» является одним из значимых факторов, являющихся источником становления субъектной позиции личности студента - будущего психолога.

Согласно данным проведенного нами исследования, «целеустремленность» - необходимый фактор, являющийся источником становления субъектной позиции личности будущего профессионала-психолога. Изучение компонентного состава данного фактора показало, что «целеустремленность - необходимое качество в достижении успеха в учебе, профессиональной жизни и жизни вообще» (0,908). «Целеустремленные личности способны к самостоятельному достижению целей, что способствует успешному осуществлению целей в дальнейшей профессиональной деятельности» (0,823). «Целеустремленность формируется в интересной профессионально-ориентированной учебной деятельности» (0,806). Успех в учебной деятельности является результатом целенаправленной работы и мало зависит от случая. Мы знаем, что любая саморегулирующая функционирующая система стремится к достижению конечных ситуаций. Личность с устойчивой субъектной позицией способна ставить перед собой реальные цели и добиваться их реализации. Для такой личности цель -это не только бездейственное желание, т. к. личность с устойчивой субъектной позицией способна действовать, способна достигать поставленные цели и ставить перед собой новые. Целеустремленность придает личности решимость, смелость, настойчивость, готовность идти на оправданные риски. Если в процессе профессионально-ориентированного обучения у будущего специалиста-психолога не будет сформирована устойчивая субъектная позиция, он будет форсировать события, чрезмерно их контролировать, будет слишком самокритичен, будет чрезмерно расслабляться после победы. Такой личности будет сложно поддерживать жизненный ритм, ей будет мешать чрезмерная предусмотрительность, боязнь оказаться несостоятельным, страх волевой и интеллектуальной неполноценности, боязнь негативной

оценки окружающих. Целеустремленности личности способствует вера в свои интеллектуальные и волевые качества, положительная мотивация на успех, т. к. личность с устойчивой субъектной позицией выбирает в деятельности активную жизненную позицию, которая способствует реализации поставленных целей, которые конкретны и имеют ясную перспективу.

Четвертый фактор, как источник становления субъектной позиции личности будущего профессионала-психолога - «самоэффективность».

Учитывая, что в профессии психолога его личность имеет особое значение (не зря многие признают личность психолога главным инструментом в его работе), можно полагать, что личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала. Самоэффективность, по А. Бандуре, включает два компонента: навыки (компетентности), необходимые для достижения успеха, и самооценку компетентностей. «То, как человек оценивает собственную эффективность определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость с которой он будет решать какую-то задачу» [6]. Самоэффективность является движущей силой в становлении субъектной позиции личности будущего специалиста. Личность с устойчивой субъектной позицией не избегает трудных ситуаций, напротив, продолжает преследовать свои цели и обращается к своим проблемам. Такая личность, не взирая на затруднения, переносит экзамены, тяжелые заболевания с меньшим ущербом для своего психологического и даже физического здоровья. Успешность в учебной, а затем и в профессиональной деятельности - это результат учебно-профессиональной активности студента, напрямую связанной с когнитивной потребностью в информации и знаниях, позитивно влияющий на самоэффективность.

Движущей силой в становлении устойчивой субъектной позиции личности в процессе профессионально-ориентированного

обучения является такой фактор, как «потребность в развитии» - это пятый фактор.

Развитие представляет собой постепенное и непрерывное преобразование. Наличие устойчивой субъектной позиции позволит будущему специалисту-психологу развиваться гармонично, активно и сознательно-избирательно заниматься самообразованием, выбирая для собственного становления из множественного многообразия только то, что нужно и важно в данный момент для данной жизненной ситуации. Личность с устойчивой субъектной позицией способна благополучно разрешать противоречия между идеальным Я и требованиями окружающих, а при разрешении этих противоречий, реальное Я в процессе становления субъектной позиции личности будет приближаться к идеальному Я. «... личностный рост - это процесс приобретения опыта, преодоления внешних и внутренних препятствий на пути самоактуализации. Это инновационный процесс, предполагающий открытость переменам. Именно благодаря переменам (в материальном, социальном, духовном мире) личность развивается» [7]. Если в процессе профессиональноориентированного обучения у будущего специалиста не будет сформирована устойчивая субъектная позиция, то будет отсутствовать и потребность в развитии. Такая личность будет бояться новых ситуаций, риска и новизны. Такой личности свойственно неверие в собственные силы, и ее развитие будет сдерживается неверием в свою способность измениться.

Выявленные в процессе нашего исследования факторы раскрывают объективносубъективные аспекты процесса становления субъектной позиции личности студента -будущего психолога в процессе профессионального обучения в вузе. Раскрывая объективно-субъективные аспекты эффективности процесса становления субъектной позиции личности студента, выявленные психолого-акмеологические факторы сделали этот процесс максимально продуктивным и выступили составной частью общей модели становления субъектной позиции личности студен-та-психолога.

1. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории. М., 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.

4. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

5. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2005.

7. Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М., 2001.

Поступила в редакцию 4.02.2011 г.

UDC 159.9

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF SUBJECT POSITION OF STU-DENT-PSYCHOLOGIST

Olga Petrovna Polukhina, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Assistant of Psychology Department, e-mail: Fray50@mail.ru

Olga Konstantinovna Minevich, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: mine-vich.olga@yandex.ru

In the article psycho-acmeological factors influencing the formation of subject position of a student-psychologist in the process of professionally-oriented education in an institute and a university are formulated and grounded on the basis of the factor analysis results (Varimax). Psychological structure and contents of factors are disclosed.

Key words: subject position; psychological and acmeological factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.