Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические факторы развития психологической культуры будущего юриста в вузе'

Психолого-акмеологические факторы развития психологической культуры будущего юриста в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / LAWYER’S PSYCHOLOGICAL CULTURE / DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красовский Владислав Витальевич

С учетом сформулированного определения психологической культуры будущего юриста, проведенного теоретического анализа актуальной психологической, акмеологической литературы и результатов эмпирического исследования представлены структурно-содержательные характеристики психолого-акмеологических факторов, влияющих на развитие психологической культуры будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT FACTORS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE FUTURE LAWYER IN HIGH SCHOOL

Taking into account the author’s formulated definition of psychological culture of the future lawyer, made theoretical analysis of current psychological and acmeological literature and the results of empirical studies the structural and content features of acmeological psychological factors influencing on development of psychological culture of future lawyers are presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические факторы развития психологической культуры будущего юриста в вузе»

УДК 159.9:34

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ВУЗЕ

© Владислав Витальевич КРАСОВСКИЙ

Российский государственный социальный университет, (филиал), г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы и права социального обеспечения, e-mail: vk_989898@mail.ru

С учетом сформулированного определения психологической культуры будущего юриста, проведенного теоретического анализа актуальной психологической, акмеологической литературы и результатов эмпирического исследования представлены структурно-содержательные характеристики психо-лого-акмеологических факторов, влияющих на развитие психологической культуры будущих юристов.

Ключевые слова: психологическая культура юриста; развитие; психолого-акмеологические факторы.

Психологическую культуру будущего юриста мы рассматриваем как важную составляющую его профессионализма, во многом обусловливающую как качество профессиональной деятельности, так и возможности его полноценной самореализации как личности, как специалиста и гражданина.

Теоретический анализ актуальной научной литературы (И.В. Будовская, Е.В. Бурмистрова, В. Л. Васильев, М.И. Еникеев, Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков, В.В. Романов, В.В. Семикин и др.), опыт практической работы позволяют рассматривать психологическую культуру будущего юриста как сложное системное явление, характеризующееся совокупностью ценностей, знаний, умений, свойств, качеств и отношений личности, которые обусловливают эффективность само-процессов личности, конструктивность взаимодействия с самим собой и окружающим миром и успешную интеграцию в профессиональное сообщество и общество в целом.

Результаты опросов студентов - будущих юристов подтвердили, что большинство из них (более 80 %) не владеют эффективными приемами, способами реализации са-мопроцессов: самоопределения, самопознания, самоутверждения, самосовершенствования; не умеют конструктивно взаимодействовать, общаться с окружающими (конфликтуют, «психологически защищаются», затрудняются в «прочтении» другого человека, саморегуляции эмоциональных состояний, в преодолении внешних и внутренних препятствий личностного роста и др.).

Это подтверждает актуальность проблемы не только изучения, но и целенаправлен-

ного развития психологической культуры студента - будущего юриста уже на этапе его профессиональной подготовки в вузе.

Мы исследуем развитие психологической культуры студентов-юристов как процесс, проявляющийся в стадиях, фазах, уровнях (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский и др.); характеризующийся такими закономерностями, как многомерность и неравномерность, преемственность и необратимость, сензитивность (Л.И. Божович, Е.Н. Богданов,

А.А. Деркач и др.); его движущими силами выступают внутренние и внешние противоречия (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зе-ер и др.); обеспечивается механизмами - овладения, усвоения (деятельностный аспект) и самопознания, самоутверждения, самовыражения, самореализации (личностный аспект) (В.Г. Маралов, А. Маслоу и др.); детерминируется различного рода факторами и условиями (В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др.) и, в первую очередь, активностью самого человека (А.С. Огнев, В.А. Петровский и др.) [1].

Конкретизация сути развития в акмеоло-гии предполагает: понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню; признание субъектного характера развития; осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом; принцип развития в ак-меологии учитывает индивидуальный характер развития; развитие рассматривается как развитие в жизненном пути и деятельности -акмеология впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии; учет соотношения потенциального и актуального в развитии личности, нацелен-

ность на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей; выявление наличной стадии в сопоставлении с идеалом, с перспективой [2].

Акмеологи при решении задач развития личности как специалиста, субъекта, гражданина всегда в качестве центрального вопроса рассматривают, выявляют факторы и условия, способствующие или препятствующие этому процессу. В случае, когда некие условия и факторы способствуют прогрессивному развитию личности и профессионализма, их называют акмеологическими. Акмеологи-ческие факторы - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и особенно ее профессионализма.

Важнейшими акмеологическими факторами называют индивидуальные предпосылки меры успешности личности в профессиональной, учебной, общественной, досуговой деятельности - мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, а также особенности организации профессиональной среды и взаимодействий, качество управления, профессионализм руководителей.

В.Г. Зазыкин отмечает, что значимыми акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма [3].

Как показало исследование И.В. Будов-ской, на процесс формирования психологической культуры курсантов учебных заведений МВД непосредственное влияние оказывают такие условия, как осознание курсантами ценностей профессиональной деятельности; соотнесение компонентов психологической культуры с особенностями правоохранительной деятельности и многопрофильно-стью профессии; определение иерархической структуры целей и задач формирования психологической культуры в соответствии с этапами обучения курсантов; учет динамики развития психологической культуры курсантов; реализация модели и программы развития компонентов психологической культуры в различных формах учебной деятельности курсантов; включение студентов-юристов в квазипрофессиональную деятельность; ис-

пользование в процессе обучения диагностических, развивающих, аналитико-оценочных проблемных заданий, техник самоанализа успешности профессиональной деятельности [4].

Мы считаем, что выделенное автором такое условие, как осознание студентами ценностей профессиональной деятельности, может быть интерпретировано скорее как внутренний фактор, источник, непосредственно влияющий на успешность данного процесса.

Л.С. Колмогоровой выявлена совокупность факторов, влияющих на формирование психологической культуры учащихся. К ним автор правомерно относит: другие культуры (двойная культурная ориентация, столкновение или взаимодействие этнокультур); историко-культурное наследие в виде хронологически предшествующих традиций, норм, ценностей, стереотипов, передающихся современному молодому поколению от старшего через непосредственное общение, художественную литературу и т. д.; современные субкультуры; семью с ее традициями, образовательным уровнем старшего поколения, стиль семейных отношений; средства массовой информации, средства массовой коммуникации; государственную образовательную систему [5]. Как видно, автор касается, в основном, объективных факторов, которые по его мысли являются определяющими в данном процессе.

Очевидно, что успешность процесса развития психологической культуры студентов -будущих юристов в вузе будет детерминирована, в первую очередь, психолого-акмеоло-гическими факторами. А также и совокупностью условий - психологических, педагогических, социальных, общекультурных и т. п.

Учитывались также факторы, которые. согласно Е.И. Огареву, В.Г. Онушкину, обладают большой силой значимости для эффективности профессионального образования, в т. ч. современного специалиста-юриста:

- внутренние факторы - адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей; содержание, организация и технология образовательной деятельности; уровень квалификации образователей;

- внешние - образовательный потенциал социальной среды; стимулы, исходящие от сферы труда; востребованность результатов образования; система льгот и поощрений;

- личностные - уровень и устойчивость мотивации к учению; готовность к систематической учебной деятельности, волевые качества [6].

Считаем, что такая множественность факторов обусловлена сложностью феномена «образование», где каждый фактор действует и параллельно, и последовательно, имея собственную «зону влияния» и «вес».

Как видно, в представленных исследованиях еще раз подчеркивается многообразный и значимый характер психологических, ак-меологических и других факторов, оказывающих влияние на интенсивность, направленность, содержание и результат развития исследуемого психологического феномена.

Рассмотренные факторы возникновения, функционирования, преобразования того или иного целостного образования, представленные достаточно полно и содержательно, дали возможность в настоящем исследовании более дифференцированно подойти к решению проблемы исследования и акцентировать внимание на структуре факторов, обеспечивающих возможность перехода студента-юриста на более высокий уровень психологической культуры, на новую ступень профессионального становления.

В результате проведения факторного анализа методом вращения Уайтах были выделены пять значимых факторов, которые позволили более точно представить источники развития психологической культуры будущего юриста: 1) самосознание; 2) готовность к саморазвитию; 3) творческая активность; 4) конгруэнтность; 5) ответственность.

Представим подробнее компонентный состав каждого фактора.

Наибольшим весом в данном ряду факторов обладает «самосознание», которое предстает как основа формирования духовной, интеллектуальной, творческой, коммуникативной и других форм активности и самостоятельности личности будущего специалиста в его суждениях и взаимодействиях с окружающими.

Приведенный фактор раскрывается в таких содержательных характеристиках, как «осознанность мотивов, целей, способов жизнедеятельности» (0,874); «направлен-

ность и контроль поведения» (0,815); «позитивная Я-концепция» (0,776). А также такие оценочные особенности самосознания, как

возможность проектировать собственную жизнедеятельность и становление как субъекта общения, деятельности. Это также и стремление познать себя, найти смысл жизни, координация всей личности в целом.

Данный фактор представляет интерес не только как показатель высшего уровня развития самосознания личности, но и является индикатором стремления будущего юриста к его самоизменению, самоусовершенствованию, в т. ч. за счет повышения уровня собственной психологической культуры.

Не менее важным фактором развития психологической культуры студентов является «готовность к саморазвитию», которая раскрывает активно-действенное состояние личности; знания, умения, настроенность, решимость в прогрессивном самодвижении к новым достижениям.

Этот фактор характеризуется такими важными для исследуемого феномена показателями, как: «потребность работать над собой» (0,878); «ориентированность на движение вперед, к акме» (0,865); «мобилизованность» (0,834). Меньшим весом обладают такие характеристики данного фактора, как умение преодолевать препятствие, четкое целеполагание.

Характерной выраженностью данного фактора является не только положительный интерес к саморазвитию, но и представление об особенностях и условиях данного процесса, способность к самоконтролю.

Важным фактором развития психологической культуры, согласно данным проведенного эмпирического исследования, выступает «творческая активность» студента-будущего юриста. Она раскрывается через инициативное воздействие на себя, на среду, окружающих с целью самопреобразования; создание нового, полезного и оригинального в жизнедеятельности.

Данный фактор характеризуется такими оценками, как «умение проявлять инициативу» (0,849); «стремление к постижению нового» (0,787); «надситуативная активность» (0,783). А также такие показатели, как выход за пределы имеющегося опыта, созидательное воздействие.

Творческая активность как источник достижения высокого уровня психологической культуры будущего юриста зависит также от мировоззрения, ценностных ориен-

таций, характера, темперамента личности; она должна характеризоваться социально полезной, прогрессивной направленностью.

Следующим фактором развития психологической культуры является «конгруэнтность». Данный фактор оказывал влияние на данный процесс за счет того, что «важно жить реальными чувствами, переживаниями, а не играть какую-либо роль» (0,796); «быть всегда самим собой» (0,725); «понимать свои желания и чувства» (0,716) и др.

«Конгруэнтность», таким образом, заключалась в том, чтобы повысить уровень самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности за счет формирования способов и приемов конструктивного субъект-субъектного взаимодействия.

Кроме того, в содержание данного фактора включено следующее: гармония с самим собой и окружающим миром, критичное оценивание хода и результата своей жизнедеятельности и др.

Фактором развития психологической культуры является также «ответственность» личности студента - будущего юриста, которая раскрывается в ее надежности, осознанной готовности признавать себя причиной своих поступков и включает «способность принимать обоснованные решения» (0,722); «отвечать за последствия сделанного выбора» (0,672); «чувство долга и добросовестность» (0,641). А также это «способность определять свою судьбу», «быть надежным человеком» и др.

Значение данного фактора, безусловно, велико, т. к. именно ответственность привносит в деятельность специалиста стабильность ее результатов, высокую культуру личностных и профессиональных достижений, авторитет и высокий социальный статус среди коллег. Не менее важными слагаемыми данного фактора могут считаться наличие у будущего специалиста высокого уровня контроля над общением, соблюдение им моральных принципов, приумножения социальных ценностей.

В общем виде представленные факторы отражают различные аспекты многоуровнего процесса развития психологической культуры будущего специалиста юридического профиля как непосредственно в условиях профессиональной подготовки в вузе, так и в предстоящей профессиональной деятельности.

Как видно, рассматриваемые факторы взаимосвязаны и носят системный комплексный характер. Анализируемые психолого-акмеологические факторы: самосознание,

готовность к саморазвитию, творческая активность, конгруэнтность и ответственность -направлены на достижение большинством студентов творческого уровня психологической культуры, при этом особое значение среди приведенных имеет фактор «самосознание». Возможно, приоритетная роль данного фактора связана с тем, что стремление достичь высокого уровня профессиональной и психологической культуры приводит к осознанию необходимости формировать адекватные знания о себе, осмысливать собственное поведение, сохранять и повышать ценность своей Я-концепции, сознательно регулировать свои действия, устанавливать «правильные» взаимоотношения с другими людьми.

Данные факторы, как показало исследование, были связаны с компонентами структуры психологической культуры будущего юриста. Эта связь не случайна, поскольку любой из пяти факторов в той или иной форме влиял на особенности любого компонента структуры психологической культуры и на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов - будущих юристов. Выявленные факторы повлияли и в значительной степени скорректировали цель, содержание и технологии процесса развития психологической культуры будущих юристов, явились определенной мерой предупреждения, профилактики и коррекции возможных профессиональных кризисов и деформаций будущих специалистов.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

3. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А. Реана. М., 2007.

4. Будовская И.В. Формирование психологической культуры курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2007.

5. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1.

6. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование

взрослых: междисциплинарный словарь тер- Поступила в редакцию 9.10.2012 г.

минологии. Санкт-Петербург; Воронеж, 1995.

UDC 159.9:34

PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT FACTORS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE FUTURE LAWYER IN HIGH SCHOOL

Vladislav Vitalyevich KRASOVSKIY, Russian State Social University, (branch), Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work and Law of Social Supply Department, e-mail: vk_989898@mail.ru

Taking into account the author’s formulated definition of psychological culture of the future lawyer, made theoretical analysis of current psychological and acmeological literature and the results of empirical studies the structural and content features of acmeological psychological factors influencing on development of psychological culture of future lawyers are presented.

Key words: lawyer’s psychological culture; development; psychological acmeological factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.