Научная статья на тему 'Психолого–акмеологические аспекты повышения эффективности деятельности специалиста'

Психолого–акмеологические аспекты повышения эффективности деятельности специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ФАКТОР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ / INTELLEСTUAL TESTS / STRESS / FAKTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуторная М. Л.

В статье рассматриваются вопросы психической и трудовой деятельности человека. Представлен перечень факторов, влияющих на эффективность деятельности. Предложены стратегические выходы из ситуации интеллектуального затруднения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Acmeological Technologies of the Efficiency Improvement of the Specialist’s Activity

The questions of the person’s mental and labour activity are considered in the article. The list of factors influencing the activity efficiency is presented. Mental states which have an impact on the specialist’s labour activity are analysed

Текст научной работы на тему «Психолого–акмеологические аспекты повышения эффективности деятельности специалиста»

УДК 377 (082)

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

М.Л. Хуторная

В статье рассматриваются вопросы психической и трудовой деятельности человека. Представлен перечень факторов, влияющих на эффективность деятельности. Предложены стратегические выходы из ситуации интеллектуального затруднения

Ключевые слова: стресс, фактор, интеллектуальное испытание

Практическая направленность акмеологии как науки о достижении вершин в личностнопрофессиональном развитии состоит в разработке акмеологических технологий диагностики и актуализации личностно-профессионального роста специалистов. Одна из таких технологий -технология реализации личностно-

профессионального потенциала.

Каждый человек обладает внутренними ресурсами: биологическими (здоровье, пол,

возраст), психическими (характер, темперамент, сила воли), личностными (жизненный опыт, знания, навыки). Все выше перечисленные составлящие являются ядром личностного потенциала.

О потенциалах человеческого развития писал основоположник акмеологии Б. Г. Ананьев. Рефлексивно-инновационный и творческий потенциал взрослого человека и способы его развития активно исследуются в рамках акмеологии И. В. Байером, Н. В. Васиной, А. А. Деркачем, С. Н. Масловым, И. Н. Семёновым, С. Ю. Степановым, В.

Н. Толмачёвым и др. Активно разрабатываются тесно связанные с феноменом потенциала технологии саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности в рамках подходов стрессменеджмента (О. И. Жданов), гуманитарнотехнологического развития (А. С. Гусева), аутопсихологической компетентности (Л. А. Степнова), психической устойчивости (М. Ф. Секач), саморегуляции психических состояний (Л. Б. Забелова). Эти исследования могут рассматриваться как важный вклад в изучение способов регуляции и оптимизации личностнопрофессионального потенциала кадров [9] на уровнях целого и частей психики отдельных составляющих (внимание, анализаторные системы, психомоторика), сфер психики (эмоциональная, мотивационная, волевая), интеграторов психики (интеллект, сознание, личность), целостной психофизиологической организации человека (совокупности всех индивидных и личностных качеств). Психические состояния рассматриваются на разных уровнях. Эмоциональные состояния -весьма специфичный класс состояний, он выделяется и своим большим

Хуторная Маргарита Леонидовна - МИКТ, канд. психол. наук, доцент, тел. 89204257437

объемом, и, пожалуй, наибольшим пересечением с другими классификационными группами. Такая особенность объясняется тем, что среди любых других состояний невозможно найти ни одного, для которого эмоциональные характеристики не имели бы значения или никакие из них нельзя было бы включить в его описание без достаточных оснований. Эмоциональные состояния В.Н. Мясищев выделял как отдельную группу эмоциональных явлений: «...область чувств

(эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами» [7, с. 167].

Эмоциональные состояния целесообразно обсуждать, если мы будем исходить из того, что каждая сфера психики как некоторая структурная целостность, входящая в более крупное образование

— личность, может быть охарактеризована своим состоянием. Особенности состояния волевой сферы могут быть раскрыты с использованием параметров выносливости, иерархической соподчиненности мотивов и устремлений, решительности, собранности, способности к адекватному ситуации напряжению сил. Для описания состояния интеллекта обращаются к уровню его развития и функционирования, показателям усвоения, удерживания и использования информации, степени сохранности интеллекта. Состояния сознания характеризуются параметрами активации, полноты-узости, степени адекватности, предметной направленности. Состояния внимания описываются параметрами активации (шкала «сон-

бодрствование»), устойчивости, распределения, сосредоточения.

Состояния личности в целом обусловлены отношениями личности к актуальным

межличностным и социальным статусам, потребностями, целями активности и адаптации к среде и ситуации (влиянием факторов среды и ситуации). Как интегральный ответ на совокупность условий, внешних и внутренних изменений, они координируют состояния мотивационной сферы, эмоциональной и волевой сферы, сферы ценностных ориентаций.

Рассмотрим более подробно основные виды психических состояний.

Тревожность - впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство

беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях [10]. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние [6]. В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность,

принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.

Подавленность - психическое расстройство, оказывающее существенное влияние на социальную адаптацию и качество жизни и характеризующееся сниженным настроением (гипотимией) с пессимистической оценкой себя и своего положения в окружающей действительности, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением побуждений и соматовегетативными нарушениями. Стресс, ощущение себя неудачником, невозможность самореализации, различные жизненные трудности приводят к появлению состояния подавленности, а оно в свою очередь ведёт к возникновению депрессии. Депрессивное состояние может быть закономерной реакцией на событие, которое полностью изменило жизнь

человека [3]. Наличие некоторых признаков депрессивного состояния не означает непременно, что человек болен депрессией. Каждый человек как личность постоянно развивается. Временное уныние, чувство растерянности, апатия дают ценный опыт переживания. При внешней пассивности внутри могут происходить большие и важные сдвиги. Для личностного роста не подходит сравнение с ухоженной прямой трассой, это трудная дорога, на ней происходит всякое. Неудовлетворенность собой, внутренние

противоречия могут быть вызваны тем, что подошел новый этап развития. Для следующего жизненного этапа не все старое будет отброшено, но возникнет и нечто новое. Выяснить, что нужно оставить, что не надо брать, но, главное, согласовать новое со старым - очень трудная работа души. Беспокойство должны вызывать отклонения от нормального состояния, продолжающиеся более двух недель или такие, которые повторяются регулярно. При них можно отметить не только ухудшение настроения (подавленность, угнетенность, угрюмость), но и изменения физического состояния (истощение сил, ухудшение аппетита, появление тягостных ощущений в теле, болей). Изменяется поведение (заторможенность, боязнь привычных форм поведения, возрастание числа ошибок в деятельности), появляются затрудненное протекание познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), расстройства сна; усиливается пессимистическое отношение ко многим вещам, снижается самооценка. Дают основание предполагать депрессивное состояние и другие признаки: потеря интереса ко всему, что раньше волновало и вызывало оживление. К эмоциональным сдвигам относят потускнение чувств, обострение негативных переживаний — грусти, печали, скуки, вины, тревоги, страха, гнева. С углублением депрессивного состояния на передний план выходит «давящая» и приводящая к оцепенению тоска [5].

Истерическое состояние - выделяют две формы истерического реагирования — интимную и демонстративную; в появлении первой формы играют роль глубокие душевные переживания, хронические травмы, второй - острые психические травмы и интенсивные переживания []. Психологи считают, что появление истерики всегда подчинено влиянию среды, хотя повод для этого может быть самым незначительным.

Шоковое состояние - это состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные

психическими травмами или кризисными состояниями, т.е. они всегда возникают под воздействием интенсивных, острых, актуальных для личности психотравм и протекают с грубыми, но кратковременными расстройствами.

Характеризуются высокой интенсивностью

аффективно окрашенных, психогенно

обусловленных переживаний. Длятся от нескольких минут до нескольких часов, постепенно сглаживаясь на фоне лечения либо без такового вообще,

заканчиваются выздоровлением [5].

Чувство вины - когда чувства переполняют человека настолько, что чувствующая функция уже не в состоянии справиться с ними, появляется чувство внутренней вины по отношению к своим чувствам. Фрейд понял реальность вины и определил вину как супер-эго. Любопытным, однако, является то, что вина поддерживает эго; она заставляет почувствовать, что произошедшее событие, мое, моя ошибка должна быть исправлена мной. Чувство вины не позволяет считать дурные поступки несчастными случаями или следствиями неудачного стечения обстоятельств; они становятся проблемами, которые должно разрешить наше эго. Таким способом вина укрепляет влияние эго, позволяя эго распространить свое влияние даже на поступки, за которые ответственно само чувство [5]. Если эта вина не принимается и вытесняется, то в таком случае она может развиться в невротическое чувство вины.

Монотония - это психическое состояние, которое возникает у людей из-за недостатка внешней стимуляции в специфических условиях трудовой деятельности, а также в результате более или менее продолжительного воздействия однообразных раздражителей. Это состояние характеризуется сниженным уровнем активности, что проявляется сонливостью, ослаблением воли, притуплением бдительности, внимания,

уменьшением способности к переключению и сообразительности, увеличением времени реакции на поступающую информацию, неоправданными паузами в деятельности, возрастанием количества ошибок. Все это сопровождается дискомфортным эмоциональным переживанием, стремлением перейти к более активным формам активности, даже в ущерб решаемым задачам.

Фрустрация - как психическое состояние, возникает вследствие конфликта между значимой для человека целью и невозможностью ее достижения. Это острое переживание неудачи на пути к цели. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное

возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия в) агрессия и деструкция, г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения». В соответствие с работами Василюка Ф.Е можно выделить два важнейших параметра, по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации. Первый из них, который можно назвать «мотивосообразностью», заключается в наличии осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию. Второй параметр -организованность поведения с какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива [3,5, 6].

Стресс - неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование. В настоящее время стресс рассматривается авторами как особое функциональное состояние [8,11].

Критические жизненные ситуации

описываются понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъекта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками, по которым можно характеризовать основные типы критических ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отражения в сознании субъективной картины события.

Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в результате интенсивных или хронических переживаний внутри- или межличностного конфликта или кризиса [3].

N.H. Rizvi утверждает, что основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким операциональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии и даёт следующие определения:

1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

2. Стресс также рассматривается как

психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая

эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех значениях. Во -

1ЗЗ

первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс -фактор». Во - вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Поэтому общепринятого понятия «стресса» не существует. Стресс понимают как реакции индивидов на ситуацию, как создающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры, как категория напряжения

И производное слово «стрессоустойчивость» является одним из главных инвариантов личностного потенциала. Поэтому

многочисленными авторами рассматриваются вопросы повышения стрессоустойчивости с целью оптимизации трудовой деятельности. При этом нельзя не учитывать влияние эндогенных и экзогенных факторов.

В настоящее время наиболее распространённой является дихотомическая классификация, в основе которой лежит выделение двух основных категорий факторов - внешних и внутренних. Психическая деятельность всегда обусловлена внешними и внутренними воздействиями. Внешние и внутренние условия психической деятельности человека должны рассматриваться только в единстве их взаимодействия, так как внешние причины вызывают психологический эффект опосредованно через внутренние условия. Как правило, разработку этой весьма содержательной классификации затрудняет противопоставление в исследованиях внешнего внутреннему [4].

Перечень факторов стресса у человека включает:

- информационные (перегрузка, как в отношении объема информации, так и скорости ее обработки, сопряженная с ответственностью и высокой ценой ошибки);

- нарушение физиологических функций организма (в результате болезни, переутомления, воздействия токсических веществ);

- психологические (отсутствие контроля над событиями, осознание угрозы);

- психосоциальные — сюда относятся как

микросоциальные факторы стресса,

распространяющиеся на относительно

малочисленные группы людей, лично знакомых друг другу (социальная изоляция, групповое давление), так и испытываемые большими группами

населения в связи с экономическими проблемами, социальными потрясениями, политическими конфликтами.

Классификация психологического стресса осуществляется соответственно ведущим стрессовым фактором, вызывающим его возникновение:

- внутриличностный фактор (нереализованные притязания, неудовлетворенные потребности, бесцельное существование, снижение самооценки);

- межличностный (субъективная оценка трудности межличностного взаимодействия, наличие актуальных конфликтов или угроза их возникновения);

-личностный (при нарушении предписанных социальных ролей);

-семейный (семейные конфликты,

неадекватность семейных ролей);

-рабочий,

микросоциальный (профессиональный -

взаимодействие с клиентами или организационный

- конфликты в коллективе) [3].

Совокупность факторов, оказывающих

влияние на формирование стрессоустойчивости специалиста можно дифференцировать на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные),

объективные и субъективные.

Внешние факторы — это те силы, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности специалиста, влияя на его доминирующие ориентации, ожидания, притязания. Внутренние факторы рассматриваются как стремление к идеалу: установки, потребности и интересы, формирующие отношение студента к внешнему миру и к самому себе, к реалиям своего социального и профессионального бытия к своей жизни в целом.

Объективные факторы — это обстоятельства, которые не зависят от воли конкретных субъектов, в том числе и от воли самого субъекта, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, юридических, профессиональных обстоятельств, влияющих на формирование отношения своего профессионального становления, достижения профессионализма, акме-вершины в будущей профессии.

Субъективные факторы - это силы, которые порождаются волей и инициативой конкретных субъектов.

Любая деятельность индивида протекает в определенном социальном окружении. Ряд авторов классифицирует социальные факторы в

зависимости от уровня анализа общественных отношений:

1. общие социальные факторы (мировоззрение, система общественных ценностей, место конкретной деятельности в общественной структуре, ее социальная оценка);

2. конкретные социальные факторы (особенности коллектива - уровень развития коллектива, социально-

психологический климат, организация межличностных отношений; плохая коммуникация)

3. специфические факторы,

обусловленные содержанием и качеством профессиональной задачи.

Для большинства специалистов

интеллектуальное испытание (решение трудовых задач, принятие экстренных решений, умение использовать приобретённые знания и навыки, профессионально-педагогический опыт, владение теоретическим и практическим материалом, соответствие аттестационным предъявлениям - это критическая ситуация, которая определяет их положение в коллективе дальнейшую карьерную судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и положительной в зависимости от индивидуальных личностных характеристик.

В настоящей работе для выявления факторов, оказывающих воздействие на эффективность труда специалиста, использовался факторный анализ.

С целью исследования факторов по выявлению стрессоустойчивости в трудовой деятельности был составлен опросник «Факторы и условия стрессоустойчивости специалиста». Статистическая обработка данных и вращение Varimax выделили следующие факторы:

1. возрастные кризисы;

2. антиципация неудачи;

3. проблемы здоровья;

4. ограниченная временная перспектива;

5. межличностные отношения в коллективе.

К первому фактору «возрастные кризисы» со значительной весовой нагрузкой вошли компоненты «заниженная самооценка» (0,832), «несоответствие современным ценностям» (0,728), «уныние» (0,684), «неуверенность в завтрашнем дне» (0,591) и др. Подобные проявления были сгруппированы в данный фактор, поскольку означали декомпенсацию личности и содержали признаки нарушения деятельности.

Во второй фактор, названный «антиципация неудачи» в качестве компонентов включал «страх несоответствия профессии (0,961), «страх увольнения» (0,899) и др. Антиципация неудачи до ее наступления усиливала стрессоустойчивость ситуации

«Проблемы здоровья» закономерно были выделены в третий фактор, которые снижали личностный потенциал и усиливали стресс. В этот фактор вошли такие компоненты, как «головная боль» (0,969), «необходимость прибегать к лекарствам» (0,837), «снижение тонуса» (0,654) и др.

Психологическим фактором, усиливающим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный институт компьютерных технологий

стресс, были «ограниченная временная перспектива». Компонентами данного фактора были «выговор за задержку данных» (0,8З4), «тревога за неуспех всего коллектива в рамках временной перспективы» (0,723), «претензии к собственной «флегматичности» (0,634) и др.

Наконец, переживание «межличностных отношений в коллективе» составило содержание пятого фактора. В него вошли «зависть коллег» (0,84З), «снижение результатов от конфликтных отношений» (0,796), «безнравственное поведение ряда коллег» (0,575) и др.

Выделенные факторы являлись

психологическими по своей природе и достаточно полно описывали совокупность психических обстоятельств, создающих стресс в трудовой деятельности специалистов и влияющих на их эффективность труда.

Таким образом, система конструктов, в данном случае экзогенных факторов, на основе, которой специалист интерпретирует стрессовую ситуацию, является одним из главных составляющих личностного потенциала и формирует траекторию трудовой деятельности.

Литература

1. Акмеология: Учебн. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- Спб.: Питер, 2003. - 256 с.

2. Акмеологическая оценка профессиональной

компетентности государственных служащих: учебное

пособие. Издание второе, перераб. и доп., стереотипное / под общ. ред.А. А. Деркача. Москва: Изд-во РАГС, 2009.166 с.

3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров. - М.: ПЭРСЕ, 2006. - 526 с.

4. Васюта, Г.Г. Факторы стресса государственных служащих и пути его предотвращения / Г.Г. Васюта : дис....к-та псих. наук.- М., 1998 - 17З c.

З. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 35-42.

6. Левитов, Н. Д. Проблема психических состояний / Н.Д. Левитов// Вопросы психологии. - 19ЗЗ. № 3.- С. 36-43

7. Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1969.

8. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

9. Чупина В. А., Митько Ю. А.Акмеологические технологии в определении особенностей процесса самореализации государственных служащих / В.А. Чупина, ЮА. Митько. - Материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции 13 марта 2012 г., Екатеринбург, РГППУ, 2012.-188 с.

10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.

11. Selye, H. The stress of life I H. Selye.- N.Y.:

McGraw-Hill, 19Зб. - 324 p.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF THE EFFICIENCY IMPROVEMENT

OF THE SPECIALIST’S ACTIVITY M.L. Khutornaya

The questions of the person’s mental and labour activity are considered in the article. The list of factors influencing the activity efficiency is presented. Mental states which have an impact on the specialist’s labour activity are analysed Key words: stress, faktor, intellectual tests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.