Научная статья на тему 'Психология женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности'

Психология женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ОСУЖДЕННЫЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАСКУЛИННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Ю. М.

В статье уделяется внимание такому малоизученному вопросу как особенности психологии женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Автор отмечает, что за последние годы в местах лишения свободы количество такой категории осужденных растет. Рассматриваются причины, мотивы совершения подобных преступлений, механизмы формирования преступного поведения женщин. Автором приводится типологизация женщин, совершающих преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Ю. М. ФИЛИППОВА Капитан внутренней службы

преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Академии ФСИН России

Психология женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Аннотация. В статье уделяется внимание такому малоизученному вопросу как особенности психологии женщины, осужденной за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Автор отмечает, что за последние годы в местах лишения свободы количество такой категории осужденных растет. Рассматриваются причины, мотивы совершения подобных преступлений, механизмы формирования преступного поведения женщин. Автором приводится типологизация женщин, совершающих преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Ключевые слова: женщины, осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, сексуальное насилие, семейное воспитание, маскулинные черты личности.

Обеспечение потребностей уголовно-исполнительной системы в части психологических средств исправления осужденных напрямую зависит от их социально-демографической, криминологической и уголовно-правовой характеристик. В связи с этим стоит отметить возрастающее количество в местах лишения свободы такой категории осужденных, как женщины, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Так, по состоянию на 2010 год, в местах лишения свободы содержалось 156 таких женщин, а в 2011 году уже 191 [1]. Ежегодный прирост спецконтингента данной категории в местах лишения свободы составляет в среднем от 19 до 28 человек [2].

Во все времена женщине отводилась особая значимая роль хранительницы семейных традиций, домашнего очага. Несмотря на то, что в современных условиях женщины стремятся ни в чем не отставать от мужчин, значение их участия в воспитании детей, нравственном их становлении остается прежним. При этом они продолжают быть уязвимыми ко многим неблагоприятным социальным и психологическим факторам среды, формирующим у них склонность к делинквентному поведению. Одним из наиболее опасных видов такого поведения являются преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, особенно ввиду того, что они свойственны в большей степени лицам мужского пола. В связи с этим в жен-

ском исполнении такое преступление нередко реализуется в крайне жестоких формах, и жертвами в половине случаев становятся несовершеннолетние.

Основанием для выделения женщин, осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в качестве самостоятельной категории для изучения служит мотив их совершения, что и отличает эту категорию осужденных от аналогичной категории мужчин. Это находит прямое отражение в квалификации данных преступлений. Так, последняя специальная перепись осужденных к лишению свободы приводит нам следующие цифры: по ст. 131 УК РФ отбывают наказание 99,4 % мужчин и 0,6 % женщин, а по ст. 132 УК РФ - 97,4 % мужчин и 2,6 % женщин [3]. Таким образом, мы видим, что со стороны женщин сексуальное насилие - это прежде всего унижение и подавление жертвы, а не удовлетворение каких-либо физиологических потребностей. Выбор именно этой формы насилия кроется в специфике психологических свойств личности женщины, которые, как нам представляется, могут лежать в основе их типологизации.

Теперь зададимся закономерным вопросом: что же делает женщину субъектом сексуального преступления, причем не только пассивным, но и достаточно активным участником, а иногда даже организатором?

Один из механизмов формирования преступного поведения женщин (в том числе и совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности) представляет собой «склонность человеческой психики к власти и желание доминировать» [4]. Данная склонность, по мнению А. Адлера, искажает человеческие ценности и разрушает естественные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Отсутствие в обществе равенства полов является результатом господства маскулинных черт личности для достижения максимума удовольствия от жизни, которое ведет к конфликтам между полами. Устранение этого неравенства проходит посредством полоролевой социализации по пути отказа от женской роли. Предпочтение мужского стиля поведения позволяет

женщинам реализовать свои способности, не вступая в противоречия с социальными установками относительно маскулинного характера успехов и достижений.

«"Традиционная" маскулинность, - писал И. С. Кон, - выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении "сильных" чувств, таких как гнев, страсть и т. п.» [5].

Такая психологическая особенность находит свою реализацию и при совершении преступлений. М. И. Еникеев по этому поводу утверждает, что тяжкие преступления против личности обычно совершают женщины с мужским типом поведения [6].

Начавшаяся в XIX веке либерализация сексуальной сферы в общественном сознании в корне изменила взгляды на половую мораль. В частности, ранее проведенные исследования С. А. Завражина свидетельствуют о том, что в качестве одной из причин асоциального поведения девочек-подростков выступает деформация традиционной модели женской социализации. В связи с этим девочки оказались «более чувствительными к либерализации половой морали, кризису института семьи, нарастанию отчуждения в межличностных отношениях, криминализации среды обитания и детской субкультуры» и, как следствие, по утверждению данного автора, они активно усваивают мужское ролевое поведение, часто прибегая к агрессивным формам поведения для достижения своей цели [7].

По утверждению Ю. М. Антоняна, участие женщины в сексуальном преступлении детерминируется такими мотивами, как необходимость реализации полового влечения в групповом сексе; желание унизить жертву и отомстить ей за действительную и мнимую обиду; желание унизить потерпевшую и таким путем «опустить» ее до своего уровня [8]. Последний мотив реализуется чаще в молодежных группах, когда молодые женщины, известные своим распутным поведением, видят в других девушках как бы упрек либо обвинение себе. Это пробуждает в них чувство вины, избавиться от которого

НАУЧНыЙ РАзДЕЛ

они стремятся посредством соучастия в сексуальном насилии [9].

«Обида за нанесенное оскорбление находит свое выражение в мотиве мести и формировании неприязненных межличностных отношений с будущей жертвой. Это возможно ввиду того, что характерными для преступниц являются застреваемость психотравми-рующих аффективных переживаний, высокая импульсивность, что в конечном счете приводит к игнорированию или недостаточному учету всех необходимых обстоятельств, неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, необдуманности поведения» - пишет Н. В. Кастерина [10].

Определенные закономерности семейного воспитания насильников, выявленные зарубежными авторами [11], говорят о прямом влиянии внутрисемейных взаимоотношений на формирование их личности, а именно «сексуальные правонарушители достоверно чаще остальных граждан воспитывались в дисфункциональных семействах, испытывали в детстве эмоциональное отвержение с гиперопекой, жесткую дисциплину и минимум самостоятельности» [12], в связи с чем утверждение значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и референтного круга лиц, достигается по пути так называемого наименьшего сопротивления, то есть насилия над более слабым. В связи с этим закономерным будет являться вывод о том, что сдвиги в брачно-семейных отношениях и половом символизме закрепляются и передаются следующим поколениям посредством системы половой социализации детей и молодежи.

В числе обобщающих личностных факторов, в той или иной мере влияющих на совершение женщинами противоправных поступков, многие ученые отмечают хаотичность, несформированность собственной системы взглядов, позиций, ценностей, повышенная зависимость поведения от мнений и оценок близких, эмоциональность, неспособность критически анализировать свои поступки и поведение других людей. Также в литературе указывается на то обстоятельство, что сами

по себе данные особенности не являются криминогенно опасными, а становятся таковыми только при действии в механизме преступного поведения при возникающем конфликте в семейном окружении, дружеских компаниях, а также в условиях беспризорности и безнадзорности в раннем возрасте.

Проведенное нами психологическое исследование позволило сформировать обобщенную структуру личностного симптомоком-плекса свойств женщин, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, которая выступает в качестве ориентира для основных направлений психокоррекционной работы с данной категорией осужденных.

Используя факторный анализ, нам удалось выделить три типа женщин, совершающих преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Первый тип: независимо-доминирующий; со свойственными данным личностям самодовольством (или самовлюбленностью), дистантностью, эгоцентричностью, завышенным уровнем притязаний, выраженным чувством соперничества, проявляющимся в стремлении занять обособленную позицию. Заметным качеством здесь в характере межличностных коммуникаций будет критическое восприятие мнения окружающих, при этом собственное, как правило, возводится в ранг догмы или достаточно категорично отстаивается. Эмоциональный фон при этом достаточно холодный, стиль поведения неконформный и, как следствие, низкая подчи-няемость, выражены признаки индивидуали-стичности, импульсивности, обособленности, неконформности.

Второй тип: недоверчиво-скептический. Характерными признаками здесь являются обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в своей адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью

в недоброжелательности окружающих лиц; опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается категоричной уверенностью в людской недоброте; системное мышление, склонность к иронии; высокая конфликтность, которая может быть не столь явной и накапливаться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.

Третий тип: зависимо-послушный. Женщины данного типа склонны проявлять высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, имеют тенденцию к выраженной зависимости мо-тивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, не всегда явная для окружающих избыточная самокритичность, опасение неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод о значимости перечисленных выше личностных качеств в механизме совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности лицами женского пола. ^

1. www // fsin.su

2. См.: Преступность и правонарушения (20062010): статистический сборник МВД РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Департамента надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М, 2011. - С. 77.

3. См.: Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей (12-18 ноября 2009 г.) / Под общ. ред. Ю. И. Калинина, науч. ред. В. И. Селиверстова. - М., 2012. - С. 827.

4. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина. - СПб.: «Академический проект», 1997. -С. 79.

5. Кон И. С. Введение в сексологию. - М, 1988. -С. 149.

6. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов / М. И. Енике-ев. - СПб., 2003. - С. 449.

7. Калашникова М. М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при их нахождении в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. -Рязань, 2011. № 2. - С. 93.

8. Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шостакович Б. В. Криминальная сексология / Под ред. Ю. М. Антоняна. - М.: Спарк, 1999. - С. 49.

9. Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шостакович Б. В. Указ. соч. - С. 49.

10. Кастерина Н. В. Психологическая адаптация в ИУ впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ: дис. ... канд. психолог. наук. -Рязань, 2009. - С. 39.

11. Dube R., Hebert M. Sexual abuse of children under 12 years of age: a review of 511 cases // Child. Abuse Negl. 1988. Vol. 12. № 3. - Р. 321-330.

12. Сидоров П. И. Сексуальное поведение и насилие / П. И. Сидоров, Г. Б. Дерягин. - М, 2007. - С. 188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.