Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ: ИТОГИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА'

ПСИХОЛОГИЯ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ: ИТОГИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОТЕХНИКИ / ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бельтюкова О. В., Втюрина Т. А., Кириллова Е. П., Низовских Н. А.

В статье раскрывается содержание межрегионального форума «Психология в решении социально-демографических вызовов современности», состоявшегося 21 ноября 2020 года в Вятском государственном университете. Отмечается, что работа форума строилась как обсуждение актуальных социально-демографических проблем, а также как определение путей психологического сопровождения их решения. В числе проблем социально-демографического спектра, рассматриваемых на панельной дискуссии: человеческий потенциал как фактор реализации национальных проектов; использование современных методов работы с данными при исследовании социально-демографических вызовов; социально-экономический обмен как фактор рождаемости и воспитания детей; проблема психического здоровья в период пандемии COVID-19. Значительное внимание на форуме уделено вопросам оказания адресной психологической помощи детям, их родителям и учителям в условиях широкого применения дистанционного обучения. В статье представлено содержание прошедших в рамках форума интерактивных лекций, посвященных проблемам репродуктивных выборов женщин; психического здоровья современных подростков; принципу «заботы о себе» в семейном строительстве. Представлены мастер-классы и семинар-практикум, продемонстрировавших в рамках форума эффективные психотехники работы с проблемами социального-демографического спектра. Приводится описание инновационного мероприятия, организованного как блиц-интервью с выпускниками факультета педагогики и психологии, поделившихся уникальными историями профессионального успеха. Отмечается значимость состоявшегося форума, который подвел итоги и дал старт новым начинаниям работы психологов, нацеленной на содействие решению социально-демографических вызовов современности, прежде всего, в целях укрепления психического и психологического здоровья населения, продвижения в решении репродуктивных проблем, конструктивного развития и саморазвития личности в новых культурных и социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бельтюкова О. В., Втюрина Т. А., Кириллова Е. П., Низовских Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY IN SOLVING THE SOCIO-DEMOGRAPHIC CHALLENGES OF OUR TIME: RESULTS OF THE INTERREGIONAL FORUM

The article reveals the content of the interregional forum "Psychology in Solving the sociodemographic Challenges of our Time", held on November 21, 2020 at Vyatka State University. It is noted that the work of the forum was built as a discussion of current socio-demographic problems, as well as as the definition of ways of psychological support for their solution. Among the problems of the socio-demographic spectrum discussed at the panel discussion: human potential as a factor in the implementation of national projects; the use of modern methods of working with data in the study of socio-demographic challenges; socio-economic exchange as a factor of fertility and child rearing; the problem of mental health during the COVID-19 pandemic. Considerable attention was paid to the issues of providing targeted psychological assistance to children, their parents and teachers in the context of the widespread use of distance learning. The article presents the content of interactive lectures held within the framework of the forum on the problems of women's reproductive choices; mental health of modern adolescents; the principle of "taking care of yourself" in family construction. Master classes and a workshop were presented, which demonstrated effective psychotechnics of working with the problems of the social and demographic spectrum within the framework of the forum. The article describes an innovative event organized as a blitz-interview with graduates of the Faculty of Pedagogy and Psychology, who shared unique stories of professional success. Significant at the forum, which reviewed the results and gave a start to new beginnings to the work of psychologists, aimed at promoting the socio-demographic challenges, first of all, in order to strengthen mental health promotion in addressing reproductive problems, structural development and self-development into a new cultural and socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ: ИТОГИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 159.9:316.4 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.064

Психология в решении социально-демографических вызовов современности: итоги межрегионального форума

О. В. Бельтюкова1, Т. А. Втюрина2, Е. П. Кириллова3, Н. А. Низовских4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: usr19880@vyatsu.ru 2старший преподаватель кафедры психологии, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: vttanja@gmail.com 3кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: ekaterina_pk@mail.ru 4доктор психологических наук, доцент кафедры психологии, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: nina.nizovskikh@gmail.com

Аннотация. В статье раскрывается содержание межрегионального форума «Психология в решении социально-демографических вызовов современности», состоявшегося 21 ноября 2020 года в Вятском государственном университете. Отмечается, что работа форума строилась как обсуждение актуальных социально-демографических проблем, а также как определение путей психологического сопровождения их решения. В числе проблем социально-демографического спектра, рассматриваемых на панельной дискуссии: человеческий потенциал как фактор реализации национальных проектов; использование современных методов работы с данными при исследовании социально-демографических вызовов; социально-экономический обмен как фактор рождаемости и воспитания детей; проблема психического здоровья в период пандемии COVID-19. Значительное внимание на форуме уделено вопросам оказания адресной психологической помощи детям, их родителям и учителям в условиях широкого применения дистанционного обучения. В статье представлено содержание прошедших в рамках форума интерактивных лекций, посвященных проблемам репродуктивных выборов женщин; психического здоровья современных подростков; принципу «заботы о себе» в семейном строительстве. Представлены мастер-классы и семинар-практикум, продемонстрировавших в рамках форума эффективные психотехники работы с проблемами социального-демографического спектра. Приводится описание инновационного мероприятия, организованного как блиц-интервью с выпускниками факультета педагогики и психологии, поделившихся уникальными историями профессионального успеха.

Отмечается значимость состоявшегося форума, который подвел итоги и дал старт новым начинаниям работы психологов, нацеленной на содействие решению социально-демографических вызовов современности, прежде всего, в целях укрепления психического и психологического здоровья населения, продвижения в решении репродуктивных проблем, конструктивного развития и саморазвития личности в новых культурных и социально-экономических условиях.

Ключевые слова: социально-демографические вызовы современности, психологическое сопровождение, психологическая помощь, психотехники, Вятский государственный университет.

21 ноября 2020 г. в Точке Кипения ВятГУ Вятского государственного университета состоялся межрегиональный с международным участием форум на тему «Психология в решении социально-демографических вызовов современности».

Понятие вызова «получило широкое распространение в гуманитарных науках благодаря работам историка А. Тойнби, обозначавшего с его помощью изменение условий жизни, выступающее в качестве "задачи", требующей "ответа" культур, сообществ, людей. Важнейшим условием адекватного ответа, благодаря которому "вызовы" становятся источником развития, является осознание "вызова"» [1, с. 18].

Форум «Психология в решении социально-демографических вызовов современности» был задуман как междисциплинарный, нацеленный на осознание задач социально-демогра-

© Бельтюкова О. В., Втюрина Т. А., Кириллова Е. П., Низовских Н. А., 2020

фического спектра, настоятельно требующих ответа от психологического и других профессиональных сообществ. К участию в форуме были приглашены психологи, психотерапевты, психиатры, социологи, педагоги, социальные работники, представители сферы образования, ученые, практики, студенты, члены общественных организаций и профессиональных сообществ, лидеры социального предпринимательства, чиновники, деятели искусства и культуры.

Определяя направления работы форума, организаторы, в частности, исходили из содержания Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 483], в которой говорится о том, что «демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране» [2].

Социально значимая тема форума была представлена разнообразными мероприятиями программы, подготовленной кафедрой психологии педагогического института ВятГУ. Удобный гибридный формат проведения форума (офлайн и онлайн] позволил сделать широкой его географию: Кировская область, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пенза, Вологда, Пермь, Рязанская область, Архангельская область, Смоленская область, Ростовская область, Калининградская область, Самарская область, республика Коми, Удмуртская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Беларусь, Канада, Молдова, Испания и др. Для участия в форуме на платформе Leader-ID зарегистрировалось более 450 участников. Форум, получивший широкое освещение в социальных сетях и на канале YouTube стал пространством межвузовского и межрегионального взаимодействия специалистов, осуществляющих психологическое сопровождение реализации социально-демографических задач, стоящих перед современным обществом.

С приветствием к участникам форума обратился проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ К. С. Бажин, сделав в своем выступлении акцент на важности психологических исследований и психологической практики в решении вопросов человеческого счастья и развития личности, подчеркнув, что форум отражает эти современные тренды и является важным вкладом в решение поставленных задач. Директор педагогического института ВятГУ Г. И. Симонова, приветствуя участников, отметила, что форум, который проводится во второй раз, становится точкой коллаборации специалистов разных сфер, ученых, практиков, которые нацелены на содействие государству и обществу в решении важнейших социально-демографических вызовов современности. Большую роль при этом играют междисциплинарный подход, интеграция разных наук. Декан факультета педагогики и психологии ВятГУ В. В. Утё-мов говорил об изменении подходов к обучению студентов направления подготовки «Психология» в связи с принятием ФГОС-3++, обогащении образовательной программы актуальным содержанием, необходимости постоянного обновления форм организации обучения. И. о. заведующего кафедрой психологии О. В. Бельтюкова отметила, что вызовы современности - это задачи, требующие ответа науки, культуры, общества, людей, пересмотра ценностей и перестройки систем сложившихся отношений. Разностороннее рассмотрение социально-демографических вызовов, определение путей их решения будет способствовать благополучию и развитию личности в стремительно меняющемся мире.

Содержание программы форума было представлено панельной дискуссией, заседанием рабочей группы практических психологов образования региона, интерактивными лекциями, мастер-классами, видеомарафоном.

Участники и модераторы панельной дискуссии О. В. Бельтюкова, Г. И. Симонова, Н. Н. Ершова (слева направо)

Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 4 (138) © ВятГУ, 2020 ISSN: 2541-7606

Научная жизнь

В ходе панельной дискуссии на тему «Социально-демографические вызовы современности: проблемы и решения» обсуждались актуальные междисциплинарные проблемы. Модераторами дискуссии выступили Г. И. Симонова, директор педагогического института Вятского государственного университета, и Н. Н. Ершова, член общественной палаты Кировской области, директор ЧУДОРСП «Центр социально-психологической помощи», доцент кафедры психологии ВятГУ.

Министр социального развития Кировской области О. Ю. Шулятьева в докладе «Человеческий потенциал - главный фактор в реализации национальных проектов» представила и охарактеризовала систему социальных мер и услуг, оказываемых различным возрастным и социальным группам населения в регионе. Акцентировала внимание на том, что национальные проекты направлены на достижение нового качества жизни людей, обеспечение естественного роста численности населения и его доходов.

Проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ Е. В. Митягина раскрыла вопросы использования методов работы с данными при исследовании социально-демографических вызовов современности. Е. В. Митягина рассказала об участии ВятГУ в Университетском консорциуме исследователей больших данных и открытии в 2020 году на базе ВятГУ Центра прикладного анализа данных, задача которого состоит не только в проведении исследований, но и предоставлении доступа к данным широкому кругу лиц, занимающихся социально-психологической проблематикой. В качестве примера работы с данными при исследовании социально-демографических вызовов современности Е. В. Митягина сослалась на два проведенных исследования, посвященных проблеме динамики и мерам, направленным на повышение рождаемости в Кировской области (метод: факторный анализ мотивов женщин иметь детей и причин отказа от рождения], а также на выявление случаев супружеского насилия в социальных медиа (метод: создание русскоязычного корпуса текстов о супружеском насилии методом волонтерского краудсорсинга].

Выступление доцента кафедры культурологии, социологии и философии ВятГУ Э. В. Буш-ковой-Шиклиной было посвящено социально-экономическому обмену как фактору рождаемости и воспитания. Э. В. Бушкова-Шиклина отметила, что решение о рождении детей обусловлено множеством факторов (материальные условия, возраст и здоровье родителей, уровень жизни семьи и пр., это так называемые первичные факторы], но существуют также «фоновые» (вторичные] факторы, которые способны существенно влиять на принятие решения о расширении семьи в условиях, когда первичные условия деторождения уже созданы. Особое внимание Э. В. Бушкова-Шик-лина уделила явлению «социальной солидарности», сущностным выражением которой является развитый социальный обмен, создающий основу социального капитала населения. Также Э. В. Буш-кова-Шиклина представила данные исследования, проведенного под ее руководством в 2020 году на базе кафедры культурологии, социологии и философии ВятГУ. Исследование социального капитала россиян было проведено методом сетевого анализа данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLSM, НИУ ВШЭ], были проанализированы данные 2008 г. (3815 домохозяйств] и 2018 г. (4824 домохозяйства]. Анализ результатов позволил сделать некоторые выводы, в числе которых, в частности, следующие: в настоящее время происходит повышение доли домохозяйств, не участвующих в обмене друг с другом; доля экономических отношений между домохозяйствами увеличивается в большей степени, чем социальный обмен; наблюдается увеличение социально-экономической нагрузки на взрослое поколение, которое несет ответственность как за своих детей, так и за своих пожилых родителей; происходит медленный сдвиг общественных установок в сторону развития широких социальных сетей взаимопомощи (появление групп совместного потребления, волонтерские движения и др.].

Заведующая кафедрой психиатрии Кировского государственного медицинского университета М. В. Злоказова рассказала участникам панельной дискуссии о проблемах психиче-

Э. В. Бушкова-Шиклина Доклад «Социально-экономический обмен как фактор рождаемости и воспитания»

ского здоровья в период пандемии COVID-19. Были раскрыты факторы, вызывающие рост психической травматизации населения, выделены социальные группы, наиболее подверженные психическим расстройствам. Характеризуя состояние психического здоровья в условиях пандемии, М. В. Злоказова назвала наиболее распространенные, в числе которых депрессивное расстройство, расстройство адаптации, острая психотическая симптоматика, злоупотребление алкоголем, а также предупредила об опасностях таких состояний как причин возможных осложнений течения других заболеваний.

Панельная дискуссия получилась в итоге содержательной, экспертами по обсуждаемым проблемам выступили проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ К. С. Бажин, а также доцент кафедры психологии ВятГУ Н. А. Ни-зовских и и. о. заведующего кафедрой психологии ВятГУ О. В. Бельтюкова.

Особое место в Программе форума было отведено заседанию рабочей группы психологов образования Кировской области, на котором обсуждались возможности оказания психологической помощи детям, родителям и учителям в школах Кировской области. Интерес участников вызвал доклад уполномоченного по правам ребенка Кировской области В. В. Шабардина о возможностях межведомственного взаимодействия в организации психологической помощи детям, родителям и педагогам. Директор Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр дистанционного образования детей» Е. В. Трубицына в сообщении об организации службы психолого-педагогической помощи дистанционно обучающимся детям, их родителям и педагогам подчеркнула значимость такой работы, пригласила к сотрудничеству специалистов кафедры психологии. Педагоги-психологи данного центра Н. В. Распопова, О. Г. Шишкина, Е. О. Яковлева рассказали о наиболее эффективных дистанционных технологиях в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми с ОВЗ. Модератором данного мероприятия стала Н. Н. Ершова, доцент кафедры психологии ВятГУ, которой были подхвачены инициативы коллег, намечены практические мероприятия по их реализации.

В рамках форума были организованы интерактивные лекции, которые провели: Н. А. Низовских, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии ВятГУ; И. В. Нов-городцева, заведующая кафедрой психологии и педагогики КГМУ, кандидат педагогических наук; Н. В. Семакина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Кировского государственного медицинского университета.

В лекции на тему «Забота о себе как приоритет семейного строительства» Н. А. Низов-ских раскрыла положения концепции В. Сатир о семейном строительстве, кратко осветила историю и современное состояние вопроса о феномене «заботы о себе», представила правила и психотехнические упражнения заботы о себе в контексте семейных отношений. В обсуждении данной лекции прямым включением в эфир приняла участие доктор психологических наук, профессор кафедры социальной работы Брестского госуниверситета И. Е. Валитова, которая в своем выступлении подчеркнула значимость заботы о себе для матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассказала о своих исследованиях данной проблемы и практике работы с матерями особенных детей.

И. В. Новгородцева в лекции на тему «Ситуации репродуктивных выборов женщины: природа, проблемы, помощь» рассмотрела вопросы выбора в психологии и репродуктивного выбора (аспекты, симптомокомплексы, уровни), подробно раскрыла ситуации репродуктивного выбора женщинами (психологическое бесплодие, чайлдфри, репродуктивное насилие, репродуктивная потеря, искусственное прерывание беременности и постабортный синдром), привела алгоритмы оказания психологической помощи женщинам.

Н. В. Семакина провела лекцию на тему «Психическое здоровье современных подростков», в которой представила результаты внедрения скринингового тестирования старшеклассников г. Кирова в проведение профосмотров врачом-психиатром, а также рассказала про симптомы наиболее распространенных психических расстройств у подростков.

М. В. Злоказова Доклад «Проблемы психического здоровья в период пандемии СОУШ-19»

Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 4 (138) © ВятГУ, 2020 ISSN: 2541-7606

Научная жизнь

Лекции, как и другие мероприятия форума, были организованы на платформе ZOOM и транслировались параллельно в прямом эфире на канале YouTube. Были получены многочисленные положительные отклики не только от участников форума, но и от тех, кто смог посмотреть данные лекции в записи.

Работу форума продолжили мастер-классы, раскрывающие психотехники работы с различными психологическими проблемами, отражающими остроактуальные социально-демографические проблемы общества. О. В. Бельтюкова, и. о. заведующего кафедрой психологии ВятГУ, кандидат педагогических наук, в ходе игры «Трансформация» показала, как можно научиться лучше осознавать себя и свои поступки, выявлять иррациональные убеждения и изменять привычные способы взаимодействия с миром. В ходе мастер-класса «Формирование семейных ценностей подростков» Е. А. Буланова, старший преподаватель кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России рассмотрела вопросы ценностей семейной жизни, рождения и воспитания детей, находящихся на стыке ценностей частной и общественной жизни. Мастер-класс «Психологическое картирование: работа с границами личностного пространства» представила С. Т. Губина, доцент кафедры психологии ВятГУ, кандидат психологических наук. Участники, с учетом особенностей онлайн-взаимодей-ствия, смогли проанализировать результаты трансформационно-интегративной игры с элементами ландшафтной арт-терапии. М. В. Злоказова, заведующая кафедрой психиатрии Кировского ГМУ, доктор медицинских наук, в ходе мастер-класса рассказала об эффективных способах снятия острого стресса и напряжения, участники смогли обучиться способам правильного дыхания, релаксации и приемам когнитивной терапии. На мастер-классе «Нейротрансформинг в развитии личностного потенциала» Е. П. Кириллова, доцент кафедры психологии ВятГУ, кандидат психологических наук, представила техники работы с целями клиента и рассказала о возможностях проработки мотивационных устремлений. И. В. Новгородцева, заведующая кафедрой психологии и педагогики Кировского ГМУ, кандидат педагогических наук, на мастер-классе «Арт-техники в работе с травмами привязанности» рассмотрела вопросы материнской сферы личности женщины, подчеркнула значимость привязанности в материнско-детских отношениях для всей последующей жизни человека. Представлены арт-терапевтические упражнения, иллюстрированные обсуждением случаев из консультативной практики._Г. И. Корчагина, доцент кафедры психологии ВятГУ, кандидат психологических наук, и выпускница факультета педагогики и психологии ВятГУ Е. Дуркина в ходе мастер-класса «Сторителлинг: история жизненного успеха» познакомили участников со структурой жизненной истории, приемами анализа и интерпретации для рефлексии механизмов личностного развития.

Заключительным мероприятием форума стал видеомарафон «История профессионального успеха: блиц-интервью с выпускниками кафедры психологии ВятГУ», работу которого инициировали и модерировали доценты кафедры психологии Г. И. Корчагина и Е. П. Ивутина. В онлайн-формате видеомарафона приняли участие выпускники разных лет, которые в рассказах о жизни и о себе представили траектории профессионального успеха, истории своих достижений, случаи из своей практики. Из блиц-интервью стало известно, что выпускники факультета успешно работают в различных профессиональных сферах, связанных с психологической практикой в качестве карьерных коучей, социальных работников, педагогов-психологов, логопедов, руководителей служб персонала, бизнес-тренеров, проектных менеджеров. Они любят свою профессию, счастливы и благополучны в личной жизни. По отзывам участников форума блиц-интервью выпускников тронуло своей искренностью, открытостью, человечностью и заботой в отношениях к людям.

При подведении итогов форума его участниками единодушно было отмечено, что успех прошедшего форума не подлежит сомнению. В профессиональных встречах рождались новые идеи, были определены возможности дальнейшего сотрудничества специалистов из разных сфер, определены перспективы работы. Форум дал старт новым начинаниям в работе психологов на благо психического и психологического здоровья населения, конструктивного развития и саморазвития личности в новых культурных и социально-экономических условиях.

Список литературы

1. Гришина Н. В. Социальная психология: вызовы XXI века (доклад на пленарном заседании) // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2011. Вып. 4. С. 18-24.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 483.

Psychology in solving the socio-demographic challenges of our time:

results of the interregional forum

O. V. Beltyukova1, T. A. Vtyurina2, E. P. Kirillova3, N. A. Nizovskikh4

1PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: usr19880@vyatsu.ru 2senior lecturer of the Department of Psychology, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: vttanja@gmail.com 3PhD in Psychological Sciences, associate professor of the Department of Psychology, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: ekaterina_pk@mail.ru 4Doctor of Psychological Sciences, associate professor of the Department of Psychology, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: nina.nizovskikh@gmail.com

Abstract. The article reveals the content of the interregional forum "Psychology in Solving the socio-demographic Challenges of our Time", held on November 21, 2020 at Vyatka State University. It is noted that the work of the forum was built as a discussion of current socio-demographic problems, as well as as the definition of ways of psychological support for their solution. Among the problems of the socio-demographic spectrum discussed at the panel discussion: human potential as a factor in the implementation of national projects; the use of modern methods of working with data in the study of socio-demographic challenges; socio-economic exchange as a factor of fertility and child rearing; the problem of mental health during the COVID-19 pandemic. Considerable attention was paid to the issues of providing targeted psychological assistance to children, their parents and teachers in the context of the widespread use of distance learning. The article presents the content of interactive lectures held within the framework of the forum on the problems of women's reproductive choices; mental health of modern adolescents; the principle of "taking care of yourself" in family construction. Master classes and a workshop were presented, which demonstrated effective psychotechnics of working with the problems of the social and demographic spectrum within the framework of the forum. The article describes an innovative event organized as a blitz-interview with graduates of the Faculty of Pedagogy and Psychology, who shared unique stories of professional success.

Significant at the forum, which reviewed the results and gave a start to new beginnings to the work of psychologists, aimed at promoting the socio-demographic challenges, first of all, in order to strengthen mental health promotion in addressing reproductive problems, structural development and self-development into a new cultural and socio-economic conditions.

Keywords: socio-demographic challenges of our time, psychological support, psychological assistance, psychotechnics, Vyatka State University.

References

1. Grishina N. V. Social'naya psihologiya: vyzovy XXI veka (doklad na plenarnom zasedanii) [Social psychology: challenges of the XXI century (report at the plenary session)] // Herald of SPbU. Ser. 16. 2011. Is. 4. Pp. 18-24.

2. The concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025. As amended by Decree of the President of the Russian Federation No. 483 of 01.07.2014. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.