Научная статья на тему 'Психология сновидения'

Психология сновидения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12721
1483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВИДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ОЩУЩЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / DREAM / PSYCHOLOGY / NEED / SENSE / PERCEPTION / THINKING / MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авакумов Сергей Владимирович

В работе раскрываются основные положения психологии сна и сновидений. В частности, отмечается потребностный характер как возникновения сновидения, так и формирования его содержания. Также анализируются особенности проявления эмоций, ощущений, памяти и мышления во сне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dreams psychology

Main positions of dreams psychology is discovered in this article. Among it expressed need of dream appearance and script construction and need of control for inside and outside stimulus. The features of emotions, senses, memories and thinking in sleeping discussed too.

Текст научной работы на тему «Психология сновидения»

ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЯ

Сергей Владимирович Абакумов, кандидат психологических наук, старший преподаватель Восточно-Европейский Институт Психоанализа Санкт-Петербург

Аннотация

В работе раскрываются основные положения психологии сна и сновидений. В частности, отмечается потребностный характер как возникновения сновидения, так и формирования его содержания. Также анализируются особенности проявления эмоций, ощущений, памяти и мышления во сне.

Ключевые слова: сновидение, психология, потребность, ощущение, восприятие, мышление, память.

DREAMS PSYCHOLOGY

Sergey Vladimirovich Avakumov, the candidate of psychological sciences,

the senior teacher East-European institute of psychoanalysis,

Saint-Petersburg

Abstract

Main positions of dreams psychology is discovered in this article. Among it expressed need of dream appearance and script construction and need of control for inside and outside stimulus. The features of emotions, senses, memories and thinking in sleeping discussed too.

Keywords: dream, psychology, need, sense, perception, thinking, memory.

ПРОБЛЕМА

Психологическая наука, ставя своей целью объяснить природу психического, естественным образом апеллирует при этом к той его части, которая является наиболее доступной для изучения, той, которая проявляет себя в разного рода человеческой активности и может быть познана через анализ этой активности, то есть, к психике бодрствования. В то же время, пассивное внешне, но наполненное высоким накалом эмоциональных переживаний, внутренней активностью и деятельностью, состояние сна со сновидениями до сих пор изучается не просто недостаточно, но и крайне фрагментарно и внесистемно, по большей части с помощью физиологических методов и с опорой на физиологическую же парадигму.

Целостность человеческой природы диктует и целостность психики, поэтому попытки описать природу психического, опираясь лишь на исследования бодрствования, должны рассматриваться как недостаточные, не способные привести к построению адекватной, целостной модели психического. В этом отношении, постановка задачи создания психологии сна и сновидения, которая призвана стать составной частью общей психологии, должна рассматриваться как весьма актуальная как с общетеоретической, так и с практической точки зрения.

Гипотеза. Сновидения могут рассматриваться как психический феномен, при этом психология сновидений имеет столь существенные отличия от психологии бодрствования, что позволяет говорить о психологии сновидений как самостоятельной области психологической науки.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

При разработке основ психологии сновидений представляется целесообразным опираться на традиционный в отечественной психологии структурно-функциональный подход к описанию психических процессов, включающий в себя такие базовые понятия, как потребности, отражение, восприятие, память, эмоции, мышление и речь.

Сновидение как результат и отражение потребностей субъекта. В основе любой деятельности субъекта лежит потребность, которая в своих первичных биологических формах представляет собой состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, лежащем вне субъекта [4].

Само по себе состояние сна диктуется физиологической в нем потребностью, поскольку способность видеть сны характерна как для человека, так и для животных, однако, эта потребность еще не объясняет появления сновидений. Состояние человека во время сна связано, прежде всего, с сенсорной депривацией, что является мощным стимулом к поиску способов ее компенсации. Ночная депривация обусловлена как обстановкой, которая сопутствует сну (отсутствие сильных раздражителей, относительная изоляция от внешнего мира), так и внутренней изоляцией от внешнего мира -отключением сенсорных систем от восприятия внешних воздействий. В этой ситуации сновидение может рассматриваться как способ борьбы с сенсорной и эмоциональной депривацией, оно выполняет роль источника впечатлений, заполняя вынужденный ночной вакуум ощущений и эмоций. Эта идея подтверждается опытами по сенсорной депривации Джона Лили, показавшими, что человек не выносит сенсорного вакуума и начинает заполнять его собственной продукцией в виде галлюцинаций и ложных ощущений [10]. Аналогичные данные приводятся и в работе чешских исследователей Лангмейера И., Матейчека З. [3], при этом отмечается негативный характер сенсорной и эмоциональной депривации для последующего развития ребенка.

Таким образом, в качестве основной потребности в возникновении сновидений выступает информационная потребность, тесно связанная с получением сенсорных и эмоциональных переживаний и новых впечатлений. Существование в пространстве сновидений открывает возможности к удовлетворению и других потребностей как биологического, так и психологического и духовного характера.

Имеется целый ряд наблюдений и экспериментальных данных, указывающих на то, что в сновидениях проявляются разного рода соматические и психические раздражители [1, 9]. Наиболее общей особенностью такого проявления является та, что все они во сне представляются разного рода сценами, причем происходящее в них всегда относится к внешним по отношению к субъекту обстоятельствам.

Таким образом, наиболее общей чертой сновидения следует признать его оп-редмеченность, то есть, в сновидении разного рода внутренние раздражители конкретизируются и опредмечиваются. В бодрствовании наиболее ярким примером опредмечивания является речь. Именно с помощью речи человек делает осязаемыми свои внутренние содержания. Однако сама по себе потребность в опредмечивании бессмысленна, необходимость в ней возникает в связи с другими потребностями, в частности, потребностями создания условий для ориентировочной реакции и контроля в связи с различными внутренними процессами. Субъект, не имея возможности адекватно реагировать на внутренние раздражители, во сне превращает их во внешние обстоятельства, и таким образом создается иллюзия контроля и управления ими. В то же время, имеется ряд физиологических данных [2], говорящих о том, что таким образом осуществляется и реальная регуляторная функция через подключение коры к процессам регуляции внутренних органов. Здесь можно говорить о том, что таким образом осуществляется саморегуляция организма как на соматическом, так и на психическом уровнях. Селективность в отношении внешних раздражителей чаще всего выражается в том, что они включаются в сюжет сновидения, если могут быть связаны с пригодным для сюжета представлением и, соответственно, стать составной частью сюжета. Таким образом, можно рассматривать сюжет сновидения как своеобразный фильтр таких раздражителей.

Другие потребности также представлены в сновидении. Так, потребность в активности реализуется в динамическом характере участия сновидца в собственном сновидении, потребность в общении осуществляется в контактах с персонажами сновидения. Сам сюжет сновидения и его персонажи полностью определяются структурой

потребностей субъекта, персонажи сновидений представляют собой объекты его потребностей, которые определяются множеством хранящихся в его памяти представлений.

Эмоции в сновидениях. Одним из центральных свойств эмоции является ее связь с идеаторностью и способностью регулировать деятельность. Идеаторность эмоции теснейшим образом связана с происходящим в сновидении, и в этом смысле сновидение может рассматриваться как совокупность опредмеченных, визуализированных идеаторных актов, сопровождающихся эмоциями. Сложный и малопонятный характер сновидений во многом связан с их эмоциональным фоном, который часто не соответствует привычным эмоциональным реакциям бодрствования. Эта особенность объясняется тем, что в состоянии сна субъект сталкивается не с одним видом целенаправленной деятельности, а с целым спектром таких видов, при этом, поскольку во сне исчезают «метки времени», относящиеся к воспоминаниям, и вполне возможно появление давно забытых лиц и событий вместе с произошедшими накануне, то такое смешение различных видов деятельности порождает и соответствующее смещение и перемешивание различных эмоций. Еще более усложняет картину сновидения коммуникативное свойство эмоций, их способность обобщаться, что приводит к тому, что эмоциональный опыт человека переходит границы личностных переживаний субъекта и может включать в себя переживания других людей как в непосредственной форме контакта с ними, так и опосредовано, например, через произведения художественного творчества. Во сне соотнесение с собственным или чужим опытом также исчезает, и сновидение может наполняться событиями и эмоциями, воспринимаемыми как собственное переживание, однако, относящимися к опыту других людей, то есть, наблюдается смешение своего и чужого эмоционального опыта. Возможно, известное различие между эмоциями, как переживаниями «во мне» и аффектами, как переживаниями «я» [4], отражается и в сюжетах сновидений в виде различного характера происходящего с самим сновидцем. В одном случае это может относиться к нему самому, например, к его телу, в другом - к его переживаниям и эмоциональным состояниям или поступкам.

Ощущения и восприятие в сновидении. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о соотнесения сновидения и такой основополагающей функции психики, как отражение. Способность отражать объективную реальность, в первую очередь, связана со способностью к восприятию, однако, несомненно, не может быть сведена к последней. Отражение подразумевает не только простое восприятие окружающего мира, но и построение его внутренней модели, элементы которой определенным образом соотносятся с породившими их элементами объективной реальности, а связи между элементами соответствуют таковым в объективном мире. В состоянии сна со сновидениями субъект утрачивает способность к адекватному восприятию действительности и переходит к восприятию представлений о ней, которые тесно связаны с функцией памяти. Сигналы от внешних и внутренних раздражителей - ощущения, не могут быть восприняты непосредственно, а лишь в связи с теми или иными актуальными в сновидении представлениями. То есть, можно говорить о том, что само состояние сновидения включает в себя внешние и внутренние ощущения в содержание постольку, поскольку они могут отвечать требованиям сюжета сновидения, что подчеркивает деятельностный характер перцепции, сохраняющийся и во сне (субъект взаимодействует в сюжете с представлением, связанным с тем или иным ощущением). Отсюда следует, и это соответствует наблюдениям, что ощущения, вызванные одним и тем же элементом реальности, могут быть представлены в сновидении совершенно разными образами (в частности, известные примеры реакции на звон будильника в трех сновидениях Гиль-денбрадта связаны с церковным колоколом, звоном бьющейся посуды и звоном колокольчиков лошадей в повозке [9]). Отсюда следует также, что восприятие внешней по отношению к сновидению реальности возможно лишь опосредованно представлениями, которыми может оперировать сновидение. Известно, что далеко не все раздражители могут получить представительство в сновидении. Это может объясняться отсут-

ствием в настоящее время актуализированных представлений для них. То есть, можно предположить, что характер селекции определяется второй гипотезой об отборе полезной информации в ощущениях [6], согласно которой, субъект реагирует лишь на те стимулы, которые непосредственно связаны с текущими потребностями организма. А поскольку потребностное пространство во сне значительно отличается от такового в бодрствовании, то, соответственно, меняется и характер «фильтра» стимулов.

Память в сновидении. Имеющиеся данные [8] позволяют выдвинуть следующие положения, касающиеся соотнесенности феномена памяти и сновидения. Прежде всего, необходимо отметить, что сновидение полностью определяется памятью субъекта, поскольку спящий находится в состоянии выключенности из реальности бодрствования и имеет дело лишь с собственными представлениями. Кроме этого, исчезает пороговый характер обращения к ее элементам, то есть, давние и забытые элементы, так же как и малозначимые, появляются наравне с актуальными и высокозначимыми, так что в сновидении имеет место представленность всех уровней памяти, начиная от оперативной и заканчивая генетической [5]. Создается впечатление, что во сне субъект получает доступ ко всему массиву памяти. Однако в памяти актуализируются не любые ее элементы, а лишь те, которые могут быть ассоциированы с текущей ситуацией, определяемой потребностной структурой конкретного субъекта.

Мышление в сновидении. Особенности мышления во сне во многом напоминают мышление архаического человека [9], с его высокой аффективностью, нелогичностью, символичностью и наглядно-образным характером, а также полисемантично-стью [7]. Здесь можно говорить о том этапе психической деятельности, на котором мышление и воображения еще не разделены. С этой точки зрения, сновидения нужно соотнести с процессами пассивного воображения, связанного в большой мере с потребностями субъекта. Процесс воображения запускается проблемной ситуацией. Для сновидения такой ситуацией становится появление новых ощущений и психических процессов, находившихся в допороговом состоянии в бодрствовании, а также актуализация потребности в новых впечатлениях и опредмечивании организмических процессов.

В целом, можно сказать, что сновидческое мышление, в отличие от бодрствования, не преследует цели обобщения и выделения сущности предмета, а представляет собой скорее совокупность ассоциативных процессов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сновидения являются результатом проявления потребностей субъекта, причем на уровне как генеза, так и их содержания. Структура потребностей, связанная со сном со сновидениями, включает в себя, прежде всего, потребность во впечатлениях, что обусловлено ночной сенсорной депривацией. Образный ряд сновидения формируется как результат опредмечивания (с помощью имеющихся в памяти представлений субъекта) внутренних психических и соматических процессов, а также и внешних раздражителей, для удовлетворения потребности во впечатлениях, а также контроля и управления организмическими процессами с целью восстановления и поддержания психического и соматического гомеостаза. Отношения с внешней реальностью и пространством сновидения строятся на уровне ощущений. Ощущения селективно трансформируются в представления, а характер селективности обусловлен особенностями потреб-ностной структуры во сне.

Таким образом, в качестве основного результата настоящего теоретического исследования необходимо выделить положение о том, что психическая активность человека во время сна со сновидениями отличается от бодрствования столь существенно, что делает насущным создание психологии сновидений как самостоятельного психологического направления. Это подразумевает необходимость разработки соответствующего теоретико-методологического подхода к исследованию и описанию психических процессов во сне, а также разработку соответствующих инструментальных

средств исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткин, В.Н. Теория сновидений : монография / В.Н. Касаткин. - 2-е изд. - М. : Медицина, 1972. - 327 с.

2. Ковальзон, В.М. Природа сна // Природа. - 2005. - № 11. - С. 3-8.

3. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум. Медицинское издательство, 1984. - 467 с.

4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М. : Мысль, 1971. - 39 с.

5. Моррисон, Э. Спящий мозг // В мире науки. - 1983. - № 6. - С. 62-71.

6. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. : Издательский центр «Академия», 1995. - 496 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 679 с.

8. Смирнов, И. Психотехнологии / И. Смирнов, Е. Безносюк, А. Журавлев. -М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.

9. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Изд. 8-е, расшир. и доп. - М. : ООО «Фирма СТД», 2005. - 678 с.

10. Lilly, John C. The center of the cyclone : An autobiography of inner space / John C. Lilly. - N.Y. : Julian Press, 1972. - 225 p.

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Лобачев, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Иванович Бугаков, старший преподаватель,

Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)

г. Воронеж

Аннотация

Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важных психолого-педагогических проблем. Для выявления уровней адаптации нами были использованы методики диагностики кардиоритма. Сущность методики заключается в том, что весь учебный материал был разделен на относительно автономные тематические модули и рейтинговые модули по уровню сложности. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что использование индивидуального дифференцированного подхода и модульнорейтинговой технологии в обучении оптимизируют образовательный процесс и способствуют повышению адаптации студентов в период сессии.

Ключевые слова: адаптация студентов, кардиоритм, модульно-рейтинговая технология

ADAPTATION OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL TRAINING TO CONDITIONS OF TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL

Lubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, the senior lecturer, Vladimir Vasilevich Lobachyov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Alexander Ivanovich Bugakov, the senior teacher,

The Voronezh state pedagogical university Voronezh

Abstract

Adaptation of students to study conditions in institutes of higher education is one of the important psychological and pedagogical problems. To reveal the levels of adaptation there were used the methods of craniological rhythm diagnostics. All study material was divided into comparatively autonomous topic and rating banks according to its complex level which make the methods essence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.