Научная статья на тему 'Психология профессиональной надежности преподавателя физического воспитания: стратегия и пути ее реализации'

Психология профессиональной надежности преподавателя физического воспитания: стратегия и пути ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солтык Александр Александрович

В статье подано определение профессиональной надежности преподавателя физического воспитания. Формулировке определения предшествовал подробный анализ ряда подходов и взглядов к проблеме надежности. Этот анализ позволил разработать структурно-функциональную модель профессиональной надежности преподавателя физического воспитания. Главным структурным элементом этой модели является преподаватель, которого рассматриваем на трех уровнях: индивидном, субъектном и личностном. Профессиональная деятельность осуществляется под воздействием вариативных условий профессионально-педагогической среды, основными показателями которой являются: условия и организация труда, стимулирование труда, нормативные документы, спортивно-педагогический коллектив, студенческая группа и другие. Результатом взаимодействия преподавателя с внешней средой в процессе труда есть показатели: безошибочность, эффективность и продуктивность, которые в совокупности и указывают на его профессиональную надежность. Построение данной модели позволило наметить основные пути изучения психологических особенностей преподавателя, которые обуславливают его профессиональную надежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солтык Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of the professional reliability of the physical education teacher: strategies and ways of its realization

The article suggests a definition of the professional reliability of Physical Education teacher. The given definition was preceded by a detailed analysis of a number of approaches and attitudes to the problem of reliability. This analysis led to the development of the structural and functional model of the professional reliability of physical education teacher. The main structural element of this model is the teacher, who is considered at three levels: individual, subjective and personal. Professional activities are carried out under the influence of variative conditions of vocational and educational environment. The main indicators of this environment are: the conditions and organization of work, labor stimulation, normative documents, sports and pedagogical staff, student groups and others. Results of the interaction of the teacher with the external environment in the labor process have the following indicators: inerrancy, efficiency and productivity, which together indicate his professional reliability. The construction of this model allows us to identify the main ways of studying teacher’s psychological characteristics, which make for his professional reliability.

Текст научной работы на тему «Психология профессиональной надежности преподавателя физического воспитания: стратегия и пути ее реализации»

2. Morgen ,V.G. (2009), Psychodiagnostics of abnormal conditions of the personality: educational and methodical guide, publishing house Novosibirsk humanities university, Novosibirsk.

3. Ed. Karelin A.A. (2002), Psychological tests, Vol. 2, publishing house “Vlados center”, Moscow.

4. Solodkov, A.S. (1992), Exhaustion and restoration problems in sports: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

5. Solodkov, A.S. (1988), Physiological bases of adaptation to physical loadings: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

6. Solodkov, A.S., Levshin, I.V. and Mikhno, L.V. (2013), Physiology of sports: Medicobiologi-cal bases of training of young hockey players: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.

7. Solodkov, A.S. (1995), Physical efficiency of athletes: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

8. Solodkov A.S. Sologub E.B. (2001), Age physiology: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.

9. Ed. J. Weng Raizying (1980), Classification and cluster (under edition), publishing house “Mir”, Moscow.

10. Ed. Saygadak, D. I. (2001), The MMPI test the methodical management, publishing house “N.B. Kireev”, Minsk, Belarus.

Контактная информация: krestovnikov.kaf@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.01.2014.

УДК [159.98:37.091.12.011.3-051]:796.011.3

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: СТРАТЕГИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Александр Александрович Солтык, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент,

Хмельницкий национальный университет (ХНУ), Хмельницкий, Украина

Аннотация

В статье подано определение профессиональной надежности преподавателя физического воспитания. Формулировке определения предшествовал подробный анализ ряда подходов и взглядов к проблеме надежности. Этот анализ позволил разработать структурно-функциональную модель профессиональной надежности преподавателя физического воспитания. Главным структурным элементом этой модели является преподаватель, которого рассматриваем на трех уровнях: индивидном, субъектном и личностном. Профессиональная деятельность осуществляется под воздействием вариативных условий профессионально-педагогической среды, основными показателями которой являются: условия и организация труда, стимулирование труда, нормативные документы, спортивно-педагогический коллектив, студенческая группа и другие. Результатом взаимодействия преподавателя с внешней средой в процессе труда есть показатели: безошибочность, эффективность и продуктивность, которые в совокупности и указывают на его профессиональную надежность. Построение данной модели позволило наметить основные пути изучения психологических особенностей преподавателя, которые обуславливают его профессиональную надежность.

Ключевые слова: профессиональная надежность, преподаватель физического воспитания, профессионально-педагогическая среда, критерии надежности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p162-167

PSYCHOLOGY OF THE PROFESSIONAL RELIABILITY OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER: STRATEGIES AND WAYS OF ITS REALIZATION

Aleksandr Aleksandrovych Soltyk, the candidate of physical education and sports,

senior lecturer,

Khmelnitsky National University, Khmelnitsky, Ukraine

Annotation

The article suggests a definition of the professional reliability of Physical Education teacher. The given definition was preceded by a detailed analysis of a number of approaches and attitudes to the prob-

lem of reliability. This analysis led to the development of the structural and functional model of the professional reliability of physical education teacher. The main structural element of this model is the teacher, who is considered at three levels: individual, subjective and personal. Professional activities are carried out under the influence of variative conditions of vocational and educational environment. The main indicators of this environment are: the conditions and organization of work, labor stimulation, normative documents, sports and pedagogical staff, student groups and others. Results of the interaction of the teacher with the external environment in the labor process have the following indicators: inerrancy, efficiency and productivity, which together indicate his professional reliability. The construction of this model allows us to identify the main ways of studying teacher’s psychological characteristics, which make for his professional reliability.

Keywords: professional reliability, physical education teacher, vocational and educational environment, reliability criteria.

ВВЕДЕНИЕ

Среди многих проблем, связанных с обеспечением сферы физической культуры и спорта, всегда остро стоит проблема кадрового обеспечения. Вполне очевидным является, что успех любой деятельности, в том числе и спортивно-педагогической, во многом обусловлен качеством подготовки специалистов. Свидетельством этого есть огромное внимание научных работников, направленное на поиск новых путей улучшения уровня профессионального мастерства, развития и совершенствования умений и навыков, формирования профессиональных компетенций и т.п.

В то же время высшая школа профессионального обучения еще не исчерпала всевозможные направления и пути, направленные на улучшение качества подготовки кадров. К числу новых направлений в подготовке специалистов, в частности преподавателей физического воспитания, которые еще не нашли должного отображения в науке, можно отнести обеспечение профессиональной надежности преподавателя.

Несмотря на широкое применение термина «надежность» во многих отраслях жизнедеятельности человека, как в быту, социальной сфере, так и в профессиональной деятельности, мы столкнулись с наличием разных определений и подходов к научному употреблению надежности человека.

Так, в соответствии с акмеологическим словарем под надежностью деятельности в широком смысле стали понимать - свойство человека, которое характеризует его возможности безотказно и с заданной точностью выполнять деятельность на протяжении определенного времени при заданных условиях.

Существуют другие определения надежности, которые связывают с ошибками в работе. Так, в инженерной психологии под надежностью специалиста принято понимать безошибочное выполнение возложенных на него профессиональных обязательств (функций) в течение определенного времени и заданных условиях.

В трудах В.Д. Небылицына (1961) и Л. С. Нерсесяна (1978) обращается внимание на результирующие характеристики труда, связанные с точностью, стабильностью деятельности, сохранением оптимальных рабочих параметров (работоспособности, внимательности, помехоустойчивости) возможностью сохранения их в сложных, а иногда и экстремальных условиях труда.

Иногда надежность труда человека связывают с уровнем его профессиональной подготовки, индивидуальными особенностями, свойствами нервной системы, личностными качествами и т.п. Новый подход к определению надежности был рассмотрен в исследованиях Г. С. Никифорова (2002), в которых обнаружена тесная связь надежности деятельности специалиста с его состоянием здоровья. Иногда понятие надежности связывают со способностью человека достигать поставленной цели (Пископпель А.А. ,1995).

В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов [4], рассматривая надежность в спорте, сформулировали отдельные понятия надежности, связанные со спортсменом. Так, под надежностью соревновательной деятельности авторы подразумевают системное, интегральное,

комплексное качество спортсмена, которое дает ему возможность успешно выступать на соревнованиях на протяжении определенного времени. Психическую надежность спортсмена связывают с его высокой результативностью в напряжённых условиях.

Подробным оказалось определение надёжности деятельности, предложенное Бодровым В.А. [2], в котором надежность человека, как системное свойство, характеризиру-ется специфичной совокупностью профессиональных, психологических (личностных, когнитивных и других) и физиологических качеств и функций на разных уровнях регуляции трудовой активности. Это дает возможность обеспечивать устойчивую и стабильную деятельность субъекта в пределах допустимых погрешностей, нарушение которых отражается в форме отказов и ошибочных действий. Так, было предложено надежность субъекта деятельности разделять на профессиональную и физиологическую.

Оригинальными стали исследования Ложкина Г.В. [3], в которых была установлена зависимость надёжности деятельности от ограниченности психологического потенциала субъекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подытоживая небольшой обзор разных точек зрения, положенных в основу определения надежности человека, можем отметить наличие трех основных составляющих профессиональной надежности, которые чаще всего встречаются: это, прежде всего, сам человек в сочетании различных психологических и физиологических качеств; второе -выполнение человеком определенных трудовых действий, операций, которые характеризуются качественными, временными, количественными показателями; третье - наличие постоянно изменяющихся условий труда, иногда экстремальных, сложных, опасных для жизни.

Возможно поэтому педагогические профессии (учителя математики, физики, труда и т.п.) не нашли своего глубокого изучения с точки зрения обеспечения надежности педагога, поскольку отмеченные особенности не имеют в них яркого отображения. Вместе с тем на этом фоне четко выделяется профессия преподавателя физического воспитания.

Отличительной чертой профессии преподавателя физического воспитания есть работа в специфических условиях, которые связывают с психическим напряжением, физической нагрузкой и вариативными условиями профессионально-педагогической среды. Шум, повышенные требования к физическим возможностям, нагрузка на речевой аппарат, необходимость выполнения преподавателем трудовых функций в ограниченные промежутки времени, при постоянно изменяющихся погодных условиях и создают как раз те вариативные условия, которые необходимо учитывать при изучении надежности. С другой стороны, социально важные результаты труда преподавателя напрямую связанные с уровнем физического здоровья студенческой молодежи. Огромная ответственность за здоровье занимающихся на фоне участившихся случаев травматизма, наличия случаев летальных исходов во время занятий физической культурой существенно повышают роль преподавателя и указывают на необходимость учета его надежностных характеристик.

Учитывая изложенные выше положения, имеющие отношение к надежности человека, попытаемся дальше рассмотреть их более подробно применительно к профессиональной надежности преподавателя физического воспитания.

Поскольку в надежности специалиста центральной фигурой является сам человек наиболее подходящей схемой его изучения, на наш взгляд, может быть трех уровневая организация человека, предложенная Б.Г. Ананьевым [1]. Согласно имеющимся представлениям преподаватель физического воспитания в дальнейших наших исследованиях будет рассматриваться на трех уровнях: индивидном, субъектном, личностном.

Индивидный уровень учитывает две группы свойств: индивидуально-типические свойства и половозрастные особенности, к которым отнесены: физические, физиологические свойства, морфологические показатели, темперамент, пол и возраст. Субъектный

уровень позволяет рассмотреть показатели субъектности, к которым относим: самосознание, саморазвитие, активность, свобода выбора и т.п. На личностном уровне учитываются показатели эмоционально-волевой сферы, когнитивная и коммуникативная сферы и т. д.

Данный подход в изучении надежности человека позволяет наиболее полно учесть особенности профессии преподавателя физического воспитания, которая выдвигает особые требования к личностным характеристикам, физическим и психофизиологическим его возможностями.

Поскольку главная задача преподавателя физического воспитания состоит в осуществлении спортивно-педагогической деятельности, которая направлена на преобразование занимающегося, исследование надежности педагога должно осуществляться непосредственно во время его труда. Учитывая это, надежность преподавателя физического воспитания будем рассматривать с позиции деятельностного подхода.

Деятельностный подход отображает результативные параметры деятельности, которые характеризуют изменения, происходящие с преподавателем во время занятия. Основными критериями надежности выделяем: безошибочность, эффективность, продуктивность профессиональной деятельности.

Под безошибочностью будем учитывать количество ошибок, которые совершит преподаватель физического воспитания во время одного занятия.

Продуктивность труда будет отражать те психофизические затраты, которые преподаватель осуществляет во время занятия. Здесь планируем учитывать два показателя. Первый - будет указывать на работу сердечно-сосудистой системы организма преподавателя, и учитывать его пульсовую кривую. Второй показатель будет характеризовать коммуникативную составляющую его профессионального общения. Данный показатель будет соответствовать количеству слов, которые преподаватель высказал во время одного занятия. К словам будем приравнивать отдельные команды, невербальные жесты, свистки и т. п.

Эффективность труда, в нашем понимании, будет отвечать тому, насколько были полезны те психофизические затраты, которые совершил преподаватель во время занятия. Количественную характеристику эффективности труда будет составлять сума слов, которые имеют под собой образовательный характер, несут полезную информацию. В этом же критерии важно фиксировать количество движений преподавателя, выполненных им с целью обучения студентов.

Все три критерия: безошибочность, продуктивность, эффективность труда в сумме дадут нам ту количественную, результативную составляющую труда преподавателя физического воспитания от которой будет зависеть профессиональная надежность.

Учет влияния вариативных условий труда, в которых находится преподаватель физического воспитания, будем выполнять через анализ профессионально-

педагогической среды, в которой он находится. Использование термина профессионально-педагогическая среда есть наиболее удачное, поскольку позволяет рассматривать преподавателя как центральную фигуру образовательного процесса, окруженного существующей и специально созданной, в соответствии к педагогическим целям систему условий организации жизнедеятельности студентов, направленных на их развитие.

К основным параметрам профессионально-педагогической среды преподавателя физического воспитания относим: студенческую группу, спортивно-педагогический коллектив, стимулирование труда, условия труда, организацию труда, нормативные документы и другие. Определение трех отдельных составляющих: позволило сформировать структурно-функциональную схему профессиональной надежности преподавателя физического воспитания (рис.1).

Учитывая изложенное под профессиональной надежностью преподавателя физического воспитания будем понимать способность педагога сохранять работоспособное

состояние, которое характеризируется безошибочностью, продуктивностью и эффективностью его деятельности, осуществляющейся под влиянием вариативных условий про-

Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессиональной надежности преподавателя физического воспитания

Данное определение надежности преподавателя физического воспитания позволило выдвинуть гипотезу, которая состоит в следующем. Профессиональная надежность преподавателя физического воспитания обусловлена его психолого-физиологическими качествами в сочетании с вариативными условиями профессионально-педагогической среды. Согласно имеющимся представлениям о профессиональной надёжности преподавателя физического воспитания становится возможным определение дальнейших путей ее исследования. Прежде всего, на первый план выносится задача выявить характер взаимосвязи психологических, в частности, личностных, индивидных и субъектных показателей с изменяющимися условиями труда. Также важно рассмотреть каким образом эта взаимосвязь отражается на критериях профессиональной надежности.

В свою очередь это позволило наметить пути повышения профессиональной надежности. Исходя, из предложенной структурно-функциональной схемы, надежность можно повышать, как через формирование и развитие личностных свойств и качеств, так и через изменение условий профессионально-педагогической среды, в частности повышения ее комфортности для осуществления профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Под профессиональной надежностью преподавателя физического воспитания понимаем способность педагога сохранять работоспособное состояние, которое характе-ризируется безошибочностью, продуктивностью и эффективностью его деятельности,

осуществляющейся под влиянием вариативных условий профессионально-

педагогической среды на протяжении учебного занятия.

2. Основным заданием по изучению профессиональной надежности преподавателя становится определения взаимоотношения его индивидуальных психологофизиологических качеств с показателями надежности труда под влиянием вариативных условий профессионально-педагогической среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. - ЗЗ6 с.

2. Бодров, В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В.А. Бодров, В.Я. Орлов - М. : Институт психологи РАН, 1998. - 288 с.

3. Ложкин, Г.В. Регулятивная составляющая психологического потенциала тренера / Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. // Спортивный психолог. - 2005. - № З. - С. 26-З2.

4. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М. :

Физкультура и спорт, 198З. - 176 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (1969), Person as knowledge subject, publishing house Leningrad State University, Leningrad.

2. Bodrov, VA. and Orlov V.Ya. (1998), Psychology and reliability: the person in control systems of equipment, publishing house “Institute psychologists of the Russian Academy of Sciences”, Moscow.

3. Lozhkin, G.V. and Volyanyuk, N.Yu. (2005), “Regulatory component of psychological potential trainer”, Sports psychologist, No. З, pp. 26-З2.

4. Plakhtiyenko, V.A. (198З), “Reliability in sports”, Physical culture and sports, Moscow.

Контактная информация: soltyk_sasha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2014.

УДК 796.41

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ

Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный

тренер России,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Людмила Геннадьевна Манько, соискатель, тренер-преподаватель, Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СПбГБОУ ДОД СДЮШОР) Пушкинского района, Санкт-Петербург

Аннотация

Под хореографической подготовкой в спортивной гимнастике понимается система специально разработанных упражнений и методов воздействия на занимающихся. Эти упражнения адаптированы к специфике данного вида спорта и объединены в комплексы различной степени сложности (с точки зрения техники исполнения и наличия у гимнасток соответствующего уровня физической подготовленности). В статье проводится анализ хореографической подготовки гимнасток 1012 лет, в которую были включены комплексы упражнений по развитию гибкости и подвижности суставов. Показано, что разработанные комплексы упражнений позволили увеличить подвижность в конкретных суставах и уровень развития гибкости на уроках хореографии у гимнасток экспериментальной группы.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, тестирование, хореографическая подготовка, развитие гибкости, увеличение подвижности, гимнастки 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.