Научная статья на тему 'Психология преступления в произведениях Л. Н. Толстого'

Психология преступления в произведениях Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
811
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аффект / акцентуации характера / душевное волнение / кумулятивный аффект / преступление / affect / accentuations of character / excitement / cumulative effect / crime

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокурова Наталья Сергеевна, Прокурова Софья Витальевна, Титаренко Татьяна Александровна

Введение. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, в том числе и психологии права. Эта проблема не стала исключением и для художественной литературы. Анализируя произведения Л. Н. Толстого, авторы рассматривают психологию преступлений. Цель — исследование социально-психологических закономерностей и индивидуально-психологических особенностей преступного поведения. Материалы, результаты и обсуждение. Изучая характеры персонажей драмы «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, авторы раскрывают типы акцентуаций. Посредством наблюдения за поведением Позднышева (главный герой повести «Крейцерова соната») показывается развитие кумулятивного аффекта. Тема преступления почти всегда связана с отношениями полов и психологией характеров. Нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее. Определенные психологические особенности преступного поведения свойственны лицам, совершающим так называемые «безмотивные» преступления. Характеризуется состояние лица при психотравмирующей ситуации. Рассматриваются различия между состоянием аффекта и ограниченной вменяемостью. Выводы. Многие преступления совершаются лицами импульсивно, в результате подсознательных побуждений и общей личностной направленности. Для специалистов, занимающихся правовой наукой и правоохранительной деятельностью, мировая классическая литература может быть неиссякаемым источником изучения мотивации поведения преступника, его внутреннего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Прокурова Наталья Сергеевна, Прокурова Софья Витальевна, Титаренко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of Crime in L. N. Тolstoy’s works

Introduction. The late period of L. N. Тolstoy’s work was characterized by his considering the Russian legal reality — the questions of justice, the problem of crime and punishment. As a rule, the theme of crime in Tolstoy’s work is almost always associated with gender relations. Маterials, Results and Discussions. The basis of the drama «The Power of Darkness» is the criminal case against a peasant in the Tula province, Efrem Koloskov. Considering typology of characters only from psychological point of view it is necessary to mention such concept as accentuation of character. Almost all of the characters of Tolstoy’s drama are accentuated personalities. In the story «The Kreutzer Sonata» L. N. Тolstoy ponders over the physical side of love, puts questions and gives distinct answers: as to what the character of man’s desire for woman is, what marriage must look like in the contemporary time of that period. The main character Pozdnyshev belongs to «stuck, paranoid» type of personality, which is mainly characterized by «pathological stability of affect». Conclusions. In his works L. N. Tolstoy, like other Russian writers, educated in official Orthodox faith consistently carries the idea that the causes of crimes committed by his characters are sin, lust, their corrupted consciousness.

Текст научной работы на тему «Психология преступления в произведениях Л. Н. Толстого»

Обзорная статья

УДК 159. 82; 343. 95 © Н. С. Прокурова, С. В. Прокурова, Т. А. Титаренко, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-33-40 19.00.06 Юридическая психология

Психология преступления в произведениях Л. Н. Толстого

На все человеческие отношения отозвался Толстой, — и что бы он ни изображал, везде и во всем звучит голос неотразимой житейской правды '.

А. Ф. Кони

Прокурова Наталья Сергеевна \

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка. Е-mail: [email protected]

Прокурова Софья Витальевна 2,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии.

ORCID: 0000-0003-2880-9728. Е-mail: [email protected] Титаренко Татьяна Александровна 3,

учитель гимназии. E-mail: [email protected] 1 Волгоградская академия МВД России, 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130, Россия

2 Волгоградский институт управления — филиал РАНХиГС, 400066, Волгоград, ул. Гагарина, 8, Россия 3 Омская гимназия № 19,644043, Омск, ул. Таубе, 15, Россия

Реферат

Введение. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, в том числе и психологии права. Эта проблема не стала исключением и для художественной литературы. Анализируя произведения Л. Н. Толстого, авторы рассматривают психологию преступлений. Цель — исследование социально-психологических закономерностей и индивидуально-психологических особенностей преступного поведения. Материалы, результаты и обсуждение. Изучая характеры персонажей драмы «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, авторы раскрывают типы акцентуаций. Посредством наблюдения за поведением Позднышева (главный герой повести «Крейцерова соната») показывается развитие кумулятивного аффекта. Тема преступления почти всегда связана с отношениями полов и психологией характеров. Нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее. Определенные психологические особенности преступного поведения свойственны лицам, совершающим так называемые «безмотивные» преступления. Характеризуется состояние лица при психотравмирующей ситуации. Рассматриваются различия между состоянием аффекта и ограниченной вменяемостью. Выводы. Многие преступления совершаются лицами импульсивно, в результате подсознательных побуждений и общей личностной направленности. Для специалистов, занимающихся правовой наукой и правоохранительной деятельностью, мировая классическая литература может быть неиссякаемым источником изучения мотивации поведения преступника, его внутреннего мира.

Ключевые слова:аффект; акцентуации характера; душевное волнение; кумулятивный аффект; преступление.

Для цитирования: Прокурова Н. С., Прокурова С. В., Титаренко Т. А. Психология преступления в произведениях Л. Н. Толстого // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 33-40. Р01: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-33-40

Основные положения:

1. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует рассматривать связь преступления с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление.

2. Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при этом отсутствуют, привычное поведение человека резко меняется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема личности преступника является одной

из центральных для наук, связанных с преступностью, прежде всего для психологии права. В художественной литературе ей также отводится значимое место.

Например, Л. Н. Толстой, взяв за основу конкретный сюжет криминальной истории, облек его в драме «Власть тьмы» в высокохудожественную форму и показал, как нарушение божеских заповедей, половая распущенность, блуд приводят людей на путь греха и порока, на путь преступления и как неизбежно грядет возмездие за дурные поступки. Писатель показывает, как рушились прежние нравственные устои жизни главного героя, основанные на христианских заповедях, вместо них возникали новые отношения, признающие только власть денег и исповедующие волчью мораль. Соответственно менялась и психология людей. Цель автора — обличить существующие аморальные устои,

1 Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 361-362.

которые делают возможной власть тьмы, нравственно уродующей человека.

Извечная тема преступления находит отражение на страницах и других литературных произведений. Например, в творениях Ф. М. Достоевского дан психологический анализ различных типов жертв, показано влияние свойств их личности и поведения на возникновение криминогенных и виктимных ситуаций в условиях социальной несправедливости, страданий и унижений. Не случайно различные исследователи неоднократно обращаются к наследию этого великого писателя, анализируя и освещая проблемы преступления и наказания в религиозно-нравственном и социальном аспектах [1-14]. Один из авторов настоящей статьи на материале очерков русских писателей, романов Ф. М. Достоевского и произведений Л. Н. Толстого комплексно исследовал проблему преступления как греха перед Богом и людьми и как противоправного деяния с юридической точки зрения [1].

Следует также отметить изыскания авторов, разрабатывавших психологию преступлений с учетом обстоятельств, характеризующих потерпевшего [15-20].

Цель статьи — проанализировать социально-психологические закономерности и индивидуально-психологические особенности преступного поведения на примере героев произведений Л. Н. Толстого «Власть тьмы» и «Крейцерова соната».

Результаты и обсуждение

Проявление акцентуаций характера и девиаций поведения. Если рассматривать типологии характеров с психологической точки зрения, то следует обратиться к такому понятию, как акцентуация личности. Оно было введено К. Леонгардом [21]. Акцентуация (от лат. АссеПи — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. В целом это нормальное состояние, которое может привести к расстройству личности, или психопатии, в конкретной сфере жизни. Иными словами, человек специфически реагирует на какой-то аспект жизнедеятельности в силу своей неустойчивости по отношению к нему. Это наиболее ярко выраженные психические формы характера человека, не являющиеся отклонениями, но при определенных условиях способные перейти в патологию. К. Леонгард разработал и описал классификацию акцентуаций личности, состоящую из 10 главных типов [21].

В отечественной науке психиатром А. Е. Личко была предложена несколько иная классификация акцентуаций характера [22].

Почти все персонажи драмы Толстого «Власть тьмы» — личности акцентуированные. Несомненно, Никита Чиликин, который характеризуется безволием, несамостоятельностью в принятии решения, полным отсутствием как самокритичности, так и критичности по отношению к своему ближайшему окружению, — ак-

центуированная личность, относящаяся к конформному типу [22, с. 325]. Все названные качества характера вначале становятся причиной его аморальных поступков, а в итоге приводят к преступлению.

Героинь пьесы также вряд ли можно причислить к разряду врожденных преступников. Скорее всего, это тоже акцентуированные личности. Характер Матрены — организатора и вдохновителя преступлений — следует отнести к эпилептоидному типу, ибо ей присущи жестокость, нечувствительность к чужому горю, повышенная требовательность к окружающим и раздражительность в связи с замеченным непорядком. Она насмехается над собственным мужем, потому что не приемлет его нравственный кодекс добра, правды и справедливости; корит Анисью за ее нерешительность (за то, что Анисья только два раза подсыпала Петру в чай порошки, которые она ей дала); сурово одергивает кающегося в своих грехах Никиту; Петру, который жалуется ей на нездоровье, Матрена, сама обрекшая его на медленное мучительное умирание, лицемерно и цинично заявляет: «Что ж, Петр Игнатьич, Божья воля обсоборуют, Бог даст; баба у тебя, слава Богу, умная, и похоронят и помянут, все честь честью. И мой сыночек тоже, поколе что, по дому хлопотать будет» 2.

Акулина представляет собой неустойчивый тип, который характеризуется безволием, безответственностью, стремлением к пустому времяпрепровождению и развлечениям, хвастовством и болтливостью. Вступив в интимную связь с отчимом, Акулина предается разгулу, совершенно не заботясь о своем добром имени. Характер Анисьи с ее лживостью и лицемерием, способностью к интригам относится, скорее всего, к истероидному типу.

В драме «Власть тьмы» с особенной силой проявилось художественное мастерство драматурга Л. Н. Толстого, сумевшего подчинить все действие пьесы, всю систему ее образов одной главной теме — теме преступления людьми вначале нравственного закона, а затем и закона юридического, неизбежным следствием чего является справедливое возмездие за неправедные, греховные поступки.

Социально-психологические закономерности преступного поведения. В повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстой рассуждает о физической стороне любви, задает вопросы: какова природа влечения мужчины к женщине, как должно выглядеть супружество и в чем вообще его смысл, и сам отвечает на них.

Повествование начинается с конца — рассказа Позд-нышева об убийстве жены, а потом только выясняются причина и обстоятельства убийства. В купе поезда возникает спор о том, каким должен быть брак и что должно лежать в основе прочного брака: взаимное уважение и любовь, чувство ответственности или же чувство страха. Один из пассажиров, которого автор называет необщительным, странным и «нервным господином» (а это и был главный герой повести Позднышев), начинает свою печальную исповедь. С пятнадцати лет, как и многие другие мальчики его круга, он стал посещать дом терпимости, что

2 Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого : в 90 т. М., 1935. Т. 26. С. 160.

одобрялось людьми, которых он уважал. Герой «Крейце-ровой сонаты» рассказывает о своей жизни, которая была типичной жизнью молодых людей из дворянских семей. «Жил до женитьбы, как все живут, то есть развратно, и, как все люди нашего круга, живя развратно, был уверен, что я живу, как надо... Я избегал тех женщин, которые рождением ребенка или привязанностью ко мне могли бы связать меня. Впрочем, может быть, и были дети и были привязанности, но я делал, как будто их не было. И это-то я считал не только нравственным, но я гордился этим. А ведь в этом-то и главная мерзость. Разврат ведь не в чем-нибудь физическом. истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение» 2 . Так прожил Позднышев до 30 лет. По его словам, он «гваздал-ся в гное разврата» и вместе с тем выбирал себе в жены девушку достойную, порядочную и нашел такую, одну из дочерей когда-то богатого, но разорившегося помещика. При этом Позднышев гордился тем, что женился он «не на деньгах», как большинство его знакомых, и тем, что в отличие от многих молодых людей его круга, женящихся с намерением «вперед продолжать жить в таком же многоженстве, в каком они жили до брака», он «имел твердое намерение держаться после свадьбы единобрачия» 3.

Герой с горечью говорит о развратном состоянии общества, где «из тысячи женящихся мужчин. едва ли есть один, который бы не был женат уже раз десять, а то и сто или тысячу, как Дон-Жуан, прежде брака» 4, о том, что в его браке, как и в тысячах других, не было союза душ — первого и главнейшего условия счастливого брака, поэтому вскоре на смену удовлетворенной чувственности пришли холодные, враждебные отношения и взаимная неприкрытая ненависть друг к другу. Даже дети (а их за восемь лет появилось пятеро) стали орудием родительской вражды. При этом Позднышев гневно обрушивается на весь род человеческий, обвиняя его во всех грехах, проповедуя безбрачие. Женщины, по мнению Позднышева, являются не чем иным, как «предметом чувственности» или «орудием воздействия на чувственность».

Несомненный интерес с точки зрения психологии представляет его личность. Позднышева можно отнести к застревающему, параноическому типу личности, которую прежде всего характеризует «патологическая стойкость аффекта» [21, с. 85]. К. Леонгард указывает, что гневные чувства, вызывающие сильную реакцию у обычного человека, как правило, идут на убыль, если этим чувствам «дать волю» и ответить обидчику. И даже если разгневанный человек не отреагировал сегодня на негативное поведение обидчика (это может быть оскорбление словом, действием), то завтра он уже не почувствует сильного раздражения против человека, обидевшего его. «У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случивше-

муся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют» [21, с. 85], — пишет К. Леонгард. «.Патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так как именно им присуща особая сила, — продолжает он. — Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями» [21, с. 85-86].

Именно это и происходит с главным героем повести «Крейцерова соната». Толстой вскрывает здесь личностную психологию определенного социального типа людей, порожденного общественными условиями: грубый и развращенный, до женитьбы посещавший дом терпимости, соблазнявший чужих жен, теперь Позднышев сам периодически впадает в раздраженное состояние и ревнует собственную жену то к докторам, то просто к другим мужчинам и более всего он обеспокоен тем, что кто-то соблазнит его жену и тем самым оскорбит и унизит его, Позднышева, и опозорит его дом.

Пожалуй, эмоциональное состояние героя перед совершением преступления можно отнести к состоянию кумулятивного аффекта.

Отметим, что внезапно возникшее сильное душевное волнение может являться признаком субъективной стороны привилегированных составов преступлений (например, ст. ст. 107 и 113 УК РФ), значительно смягчая наказание. При этом недопустимо отождествлять аффект и мотив совершения преступления [24, с. 67].

Влияние кумулятивного аффекта, вызванного пси-хотравмирующей ситуацией на совершенное преступление. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — внезапно возникшее, относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, которое может выражаться в страхе, гневе, радости, тоске и т. д. Такой внезапно появившийся аффект может сохраняться некоторое время в напряженной форме под влиянием различных внешних условий (печальное известие, опасность для жизни, оскорбление и т. д.) 5. Состояние аффекта в уголовном праве понимается как особое эмоциональное состояние человека и делится на два основных вида: классический (бурная, быстротечная эмоциональная реакция, имеющая взрывной характер и следующая непосредственно за каким-либо аморальным или противоправным действием потерпевшего) и кумулятивный (аккумулятивный) аффект, первая фаза которого значительно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение длительного периода развива-

2 Там же. Т. 27. С. 16-17.

3 Там же. С. 27.

4 Там же. С. 21.

5 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2008. С. 67.

ется психотравмирующая ситуация, которая обусловливает кумуляцию (накопление) эмоционального. Сам по себе аффективный взрыв может произойти и по незначительному поводу, который становится «последней каплей».

Аффект максимально ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, т. е. утрачивается контроль над своими действиями. Возникнув в ситуации опасности (которая, кстати, в большой степени определяется индивидуально-психологическими особенностями), аффект не позволяет найти адекватный выход, он навязывает «аварийный» или критический способ разрешения проблемы. Являясь стороной сознания, воля в данных условиях не может сдерживать внешнее выражение эмоций, направлять и контролировать действия.

Особенность кумулятивного аффекта состоит в том, что поведение совершающего преступление вызывает не какое-то одномоментное, а длительное негативное событие, которое провоцирует неуравновешенное состояние и в итоге приводит к преступлению. Кумулятивный аффект характеризуется нервозным состоянием, прерванным за счет внешнего воздействия, а не самостоятельной стабилизации психики.

Например, у Позднышева тоже происходит длительное накопление эмоционального напряжения из-за испытываемых им мук ревности. «Во мне с особенной силой проявились мучения ревности, которые не переставая терзали меня во все время моей женатой жизни», — признается Позднышев своему попутчику.

Нравственные мучения его усиливаются, когда жена после рождения пятерых детей перестала рожать, «физически раздобрела и похорошела, как последняя красота лета. В ней сделалась какая-то вызывающая красота, беспокоящая людей. Она была во всей силе тридцатилетней нерожающей, раскормленной и раздраженной женщины. Вид ее наводил беспокойство. Когда она проходила между мужчинами, она притягивала их взгляды...» 6, — продолжал свою исповедь Позднышев.

Возможно, опасения героя не были беспочвенны, ибо, как уже сказано, в браке Позднышевых не было союза душ — необходимого условия семейного счастья. Супруги постоянно выясняли отношения, ссорились, оскорбляли друг друга, старались уколоть друг друга побольнее. Позднышеву казалось, что жена с ее несносным характером измучила его своими упреками и истериками, своей вины в происходящем он не осознавал.

В семье по-прежнему продолжались ссоры, начинающиеся по пустякам и оканчивающиеся грандиозными скандалами, и именно в это время в семье Позднышевых появляется вернувшийся из Парижа скрипач Трухачев-ский, их сосед. Несмотря на то что присутствие этого человека мучило Позднышева, он стал приглашать его музицировать с женой. Чувства, испытываемые Поздны-шевым по отношению к Трухачевскому, были ужасны. В первый же вечер совместной игры Позднышев мучился ревностью.

«Странное дело, как действовало на меня присутствие этого человека... Возвращаюсь с выставки домой... вхожу в переднюю и вдруг чувствую, что-то тяжелое, как камень, наваливается мне на сердце, и не могу дать себе отчета, что это. Только в кабинете я дал себе отчет в том, что это было, и вернулся в переднюю, чтобы проверить себя. Да, я не ошибся: это была его шинель... Спрашиваю, так и есть, он тут. Прохожу не через гостиную, а через классную, в залу... Дверь в залу затворена, и слышу оттуда равномерное arpeggio и голос его и ее. Прислушиваюсь, но не могу разобрать. Очевидно, звуки на фортепиано нарочно для того, чтобы заглушить их слова, поцелуи, может быть. Боже мой! что тут поднялось во мне! Как вспомню только про того зверя, который жил во мне тогда, ужас берет. Сердце вдруг сжалось, остановилось и потом заколотило, как молотком» 7. Когда Позднышев неожиданно вошел в залу, жена объяснила ему, что приход музыканта был вызван необходимостью решить, какие произведения они будут играть на званом вечере в воскресенье. «Все было так естественно и просто, — вспоминал он, — что нельзя было ни к чему придраться, а вместе с тем я был уверен, что все это было неправда, что они сговаривались о том, как обмануть меня» 8. И все-таки Позднышев, мучась и страдая от ревности, соблюдал светские приличия и продолжал быть вынужденно ласков с Трухачевским. В воскресенье у Позднышевых состоялся вечер, который окончился благополучно. Тру-хачевский, зная о том, что Позднышев через два дня едет на съезд, попрощался с ним, выразив надежду в следующий свой приезд «повторить еще удовольствие нынешнего вечера», из чего Позднышев заключил, что без него Трухачевский не намерен бывать в их доме, и в самом хорошем настроении уехал на съезд.

Через несколько дней ему принесли письмо от жены, где она сообщала о детях, о дяде, о покупках и как бы мимоходом упоминала о том, что заходил Трухачевский, принес обещанные ноты и предлагал играть еще, но она отказалась. Позднышев не помнил, что Трухачевский обещал принести ноты. Весь измученный нехорошими предположениями, Позднышев решил вернуться домой во что бы то ни стало. В сознании его билась мысль, что готовится что-то страшное и ужасное, а в душе творилось такое, чего не пожелаешь врагу.

Позднышев, подъехав в первом часу ночи к своему дому и увидев ярко освещенные окна своей квартиры, а потом в передней шинель Трухачевского, пришел в бешенство: сомнения в том, что жена невинна, окончательно покидают его. Теперь Позднышев уже не мог сдерживаться: муки ревности, душевные волнения, нравственные страдания последнего времени — вся эта накопленная отрицательная энергия вырывается наружу, и Позднышев убивает свою жену.

Безусловно, Позднышев совершает преступление в состоянии крайнего раздражения и возбуждения, но оно было спровоцировано главным образом личностной несостоятель-

6 Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого : в 90 т. Т. 27. С. 47.

7 Там же. С. 55-56.

8 Там же. С. 56.

ностью героя, которая, в свою очередь, явилась следствием условий его воспитания и формирования характера.

Исследование, проведенное А. Р. Ратиновым, показало, что преступники крайне отрицательно оценивают прожитую ими жизнь. У них завышены такие показатели, как импульсивность, ригидность (склонность к подозрительности) и изоляция. Применение методики многостороннего исследования личности помогло создать психологический портрет личности преступника, одной из черт которого является плохая социальная приспособленность и общая неудовлетворенность своим положением [17, с. 3].

Отмечается, что около 50% совершивших преступления составляют лица, страдающие вредными привычками, психопатиями, заболеваниями центральной нервной системы. Среди виновных в нанесении тяжкого вреда здоровью больше всего психопатов и лиц с психо-патоподобными состояниями [18, с. 6].

Л. Н. Толстой также вскрывает психологию преступника, изображая его состояние в момент преступления. Позднышев сам вспоминает об этом так: «Когда люди говорят, что они в припадке бешенства не помнят того, что они делают, — это вздор, неправда. Я все помнил и ни на секунду не переставал помнить. Я знал, что я ударяю ниже ребер, и что кинжал войдет. Я слышал и помню мгновенное противодействие корсета и еще чего-то и потом погружение ножа в мягкое. Она схватилась руками за кинжал, обрезала их, но не удержала. Я долго потом, в тюрьме, после того, как нравственный переворот совершился во мне, думал об этой минуте, вспоминал, что мог и соображал. Помню на мгновение, только на мгновение, предварявшее поступок, страшное сознание того, что я убиваю и убил женщину, беззащитную женщину, мою жену.» 9.

При протекании физиологического аффекта виновный в определенной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит (интеллектуальная сторона прямого умысла), но при этом кто-то может овладеть своими мыслями и поступками, а кто-то нет. Это зависит от особенностей протекания психофизиологических процессов, в первую очередь от особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевой устойчивости [16, с. 117].

Да, действительно, воспаленное ревностью сознание Позднышева фиксировало его физические ощущения и даже мельчайшие детали совершаемых действий, которые остались в его памяти и о которых он рассказывал потом своим попутчикам. Однако в момент убийства он уже не мог контролировать себя, иначе как верующий человек он не смог бы принять на себя этот страшный грех. Об этом свидетельствуют и его слова: «Ужас этого сознания я помню и поэтому заключаю и даже вспоминаю смутно, что, воткнув кинжал, я тотчас же вытащил его, желая поправить сделанное и остановить. Я секунду стоял неподвижно, ожидая, что будет, можно ли поправить» 10.

9 Там же. С. 74.

10 Там же.

11 Там же. С. 69.

12 Там же. С. 71.

Эмоционально обусловленный выбор агрессивного действия в ответ на неожиданный психотравмирующий фактор оказался импульсивным и безальтернативным вследствие высокого эмоционального напряжения. Эмоциональная реакция определялась взрывным характером действий, ограничением способности к осознанному волевому поведению, контролю и прогнозу последствий своих действий и сопровождалась аффективной сужен-ностью сознания с ограничением восприятия на высоте эмоциональных переживаний. В момент совершения деяния Позднышев находился в состоянии выраженного эмоционального возбуждения, по интенсивности своего проявления достигшего степени физиологического аффекта. Представляется, что в указанной ситуации аффект был лишь фоновым эмоциональным состоянием, в то время как эмоция ревности послужила мотивом совершения преступления.

Л. Н. Толстой раскрывает внутренний мир своего героя с его разорванным сознанием с невыносимыми муками, приведшими к преступлению, о которых сам Позднышев говорит: «Сколько я ни стараюсь вспомнить теперь, я никак не могу вспомнить моего тогдашнего состояния: что я думал? чего хотел? ничего не знаю. Помню только, что у меня было сознание того, что готовится что-то страшное и очень важное в моей жизни» п. Узнав, что у жены в это позднее время Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но «тотчас же дьявол подсказал: «„ты плачь, сентиментальничай, а они спокойно разойдутся, улик не будет, и ты век будешь сомневаться и мучиться"». И тогда Позднышев уже не раздумывал. «Я вступил в то состояние зверя или человека под влиянием физического возбуждения во время опасности, когда человек действует точно, неторопливо, но и не теряя ни минуты, и все только с одною определенною целью» 12, — рассказывал он своему попутчику.

Но только потом, гораздо позже, глядя на своих несчастных, перепуганных насмерть детей, сбившихся кучкой у постели умирающей матери, глядя на разбитое, с кровоподтеками лицо жены, Позднышев в первый раз забывает свои особые мужские права, свою гордость и в первый раз видит в жене человека, испытывая страшное раскаяние за содеянное.

Эмоции могут выступать в качестве побудительной силы, толкнувшей человека на совершение общественно опасного поступка. Эмоции также могут составлять фон формирования мотива совершения преступления (например, на фоне внезапно возникшего сильного душевного волнения формируются мотивы ревности, мести, зависти и т. п.). В указанных обстоятельствах связь между побудительной и эмоциональной составляющими психики человека является очень тесной [19, с. 116].

В повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстой последовательно проводит мысль о том, что причиной уголовного преступления Позднышева является грех, блуд, развращенное сознание героя. Автор был глубоко

убежден в том, что «Крейцерова соната» необходима обществу, погрязшему в грехах и пороках.

Воспитательную направленность повести высоко оценил А. Ф. Кони, назвавший «Крейцерову сонату» «удивительным произведением», с которым необходимо знакомить всех молодых людей перед выбором спутника жизни. «Есть произведения, — писал он, — оказывающие властное влияние на все миросозерцание, когда они своевременно воспринимаются молодою душой. Таким может и должен являться рассказ Позднышева, способный установить чистый и облагородить уже установившийся взгляд на отношение к женщине и в то же время заставить молодого человека очень и очень призадуматься пред браком, заключаемым у нас столь часто с легкомысленною поспешностью при полном, под влиянием плохо прикрытой чувственности, забвении о налагаемых им нравственных обязанностях по отношению к создаваемой «„на скорую руку" семье» 13. Огромное воспитательное воздействие произведения бесценно, и достигается оно глубиной проникновения в душу человека.

Таким образом, для специалистов, посвятивших себя правовой науке или практике, мировая классика становится неиссякаемым источником изучения мотивации поведения преступника, его внутреннего мира. Отметим, что выявление эмоционального состояния при совершении преступления нередко представляет собой значительную трудность, так как данные об эмоциях лица почти никогда не лежат на поверхности.

Выводы

1. В силу сложившейся жизненной ситуации акцентуация характера выходит из-под контроля. Сложные жизненные обстоятельства изменяют личностные качества индивида. Жесткое воздействие внешнего мира может травмировать его внутренний мир.

2. По тому, как человек управляет своим поведением, как контролирует его, можно выделить следующие действия: инстинктивные; рефлекторные, или действия-реакции; импульсивные; волевые. Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.

3. Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин: нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида; алкогольным или наркотическим опьянением; психопатическими аномалиями личности; преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Перспективы. Изложенный материал может стать исходным для дальнейших теоретических разработок прикладных моментов проблемы потерпевшего от преступления, его целесообразно использовать в преподавании курса криминальной психологии и в нравственном, и в правовом воспитании, а также при создании учебных заданий по юридической психологии.

Список литературы

1. Прокурова Н. С. «Правдивый рассказ о жизни отверженцев» (к проблеме преступления и наказания «В мире отверженных. Записки бывшего каторжника» П. Ф. Якубовича) // Российский криминологический взгляд. 2006. № 1. С. 103-110.

2. Прокурова Н. С. «Но погибли даром могучие силы» (к проблеме преступления и наказания в «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевского) // Российский криминологический взгляд. 2005. № 5. С. 97-107.

3. Прокурова Н. С. Не сотвори зла. К проблеме преступления и наказания в русской художественной литературе и публицистике. М., 2001. 344 с.

4. Наумов А. В. Проблемы уголовного права и правосудия в творчестве Ф. М. Достоевского // Российская юстиция. 2006. № 11. С. 54-58.

5. Долгушева Т. В., Рыбченко-Демьяненко Е. С. Фольклорная и средневековая символика в «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевского // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета.

2018. № 1(37). С. 91-95.

6. Скрипник А. В. Гоголевский дискурс в творчестве Ф. М. Достоевского (на материале «Записок сумасшедшего» Гоголя и «Записок из мертвого дома» Достоевского) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1(17). С. 109-121.

7. Богданова О. В., Богатырева Л. В. «Бедные люди» как автопретекст «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20, № 2. С. 272-286.

8. Макарычева Н. А. «Поколенческая» гендерология в романах «Преступление и наказание» и «Бесы» Ф. М. Достоевского // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

2019. № 1(65). С. 55-64.

9. Какорина Д. А. Сюжет романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как литературный архетип мировой культуры // Поволжский вестник науки. 2020. № 1(15). С. 86-88.

10. Щербина Ю. И. Демоническое начало в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Человек. 2017. № 5. С. 118-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лесевицкий А. В. Евразийская феноменология романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Политика, государство и право. 2013. № 8(20). С. 3-16.

13 Кони А. Ф. Указ. соч. С. 361-362.

12. Маркова М. Г. Художественная литература в преподавании советского гражданского и семейного права // Правоведение. 1974. № 3. С. 23-28.

13. Кодан С. В. «Записки из мертвого дома» Ф. М. Достоевского как документально-художественный источник изучения истории государства и права // Исторические исследования. 2014. № 4. С. 120-140.

14. Юнаковская А. А. «Записки из мертвого дома» и «Сибирская тетрадь» Ф. М. Достоевского как основа русской лингвокриминалистики // Вестник Омского университета. 2012. № 1(63). С. 279-285.

15. Наумов А. В. Российское уголовное право : курс лекций : в 2 т. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 1 : Общая часть. 180 с.

16. Мухачева И. М. Уголовно-правовая и психологическая характеристика аффекта // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7(68). С. 118-126.

17. Ратинов А. Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981. 575 с.

18. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Преступник. Основные понятия и черты личности : монография. М., 2018. 384 с.

19. Чернова Н. А. Соотношение мотива совершения преступления и эмоций в уголовном праве // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9(70). С. 116-121.

20. Подольный Н. А. Понятие «аффект» в уголовном праве // Государство и право. 2003. № 4. С. 67-70.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000. 539 с.

22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 182 с.

Поступила 23.01.2019; одобрена после рецензирования 12.04.2020; принята 30.08.2020.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Revision Article

UDC 82: 343. 95 © N. S. Prokurova, S. V. Prokurova, T. A. Titarenko, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-33-40 19.00.06 Legal Psychology

Psychology of Crime in L. N. Tolstoy's works

Natalia S. Prokurova \

Doctor of Sciences (in Philology), professor at the chair of the Russian Language. Е-mail: [email protected]

Sophia V. Prokurova 2,

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor of the chair of Criminalistics. Е-mail: [email protected]

Tatyana A. Titarenko 3, teacher. E-mail: [email protected]

1 2 the Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 130, Istoricheskaya st., Volgograd, 400089, Russia 3 Omsk gymnasium № 19,15, Taube st., Omsk, 644043, Russia

Abstract

Introduction. The late period of L. N. ^stay's work was characterized by his considering the Russian legal reality — the questions of justice, the problem of crime and punishment. As a rule, the theme of crime in Tolstoy's work is almost always associated with gender relations. Маterials, Results and Discussions. The basis of the drama «The Power of Darkness» is the criminal case against a peasant in the Tula province, Efrem Koloskov. Considering typology of characters only from psychological point of view it is necessary to mention such concept as accentuation of character. Almost all of the characters of Tolstoy's drama are accentuated personalities. In the story «The Kreutzer Sonata» L. N. То^оу ponders over the physical side of love, puts questions and gives distinct answers: as to what the character of man's desire for woman is, what marriage must look like in the contemporary time of that period. The main character Pozdnyshev belongs to «stuck, paranoid» type of personality, which is mainly characterized by «pathological stability of affect». Conclusions. In his works L. N. Tolstoy, like other Russian writers, educated in official Orthodox faith consistently carries the idea that the causes of crimes committed by his characters are sin, lust, their corrupted consciousness.

Keywords: affect; accentuations of character; excitement; cumulative effect; crime.

Citations: Prokurova N. S., Prokurova S. V., Titarenko T. A. Psychology of Crimes in L. N. Tolstoy's works. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 33-40 (In Russ.).

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-33-40

References

1. Prokurova N. S. «True Story about Life of Outcasts» (to the Problem of Crime and Punishment in P. F. Yakubovich «In the World of Outcasts. Notes of the Former State Convict»). Russian Criminological Outlook. 2006. No 1. Pp. 103-110. (In Russ.)

2. Prokurova N. S. «But Mighty Forces Died in Vain» (to the Problem of Crime and Punishment in F. M. Dostoevsky's «The House of

the Dead»). Russian Criminological Outlook. 2005. No 5. Pp. 97-107. (In Russ.)

3. Prokurova N. S. Do not Create Evil. To the Problem of Crime and Punishment in Russian Fiction and Journalism. Moscow, 2001. 344 p. (In Russ.)

4. Naumov A. V. Problems of Criminal Law and Justice in F. M. Dostoevsky's Works. Russian Justice. 2006. No 11. Pp. 54-58. (In Russ.)

5. Dolgusheva T. V., Rybchenko-Demyanenko E. S. Folk and Medieval Symbols in F. M. Dostoevsky's «The House of the Dead». Bulletin of Kazakh Innovative University of Humanities and Law. 2018. No 1(37). Pp. 91-95. (In Russ.)

6. Skripnik A. V. Gogol Discourse in F. M. Dostoevsky's Works. (basing on Gogol's «Diary of a Madman» and F. M. Dostoevsky's «The House of the Dead». Bulletin of Tomsk State University. 2012. No 1(17). Pp. 109-121. (In Russ.)

7. Bogdanova O. V., Bogatyreva L. V. «Poor Folk» as an Auto-pretext of F. M. Dostoevsky's «Crime and Punishment». Bulletin of Russian Christian Humanitarian Academy. 2019. Vol. 20. No 2. Pp. 272-286. (In Russ.)

8. Makarycheva N. A. «Generational» Genderology in F. M. Dostoevsky's Novels «Crime and Punishment» and «Demons». Scientific Notes of St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2019. No 1(65). Pp. 55-64. (In Russ.)

9. Kakorina D. A. The Plot of F. M. Dostoevsky's Novel «Crime and Punishment» as the Literature Archetype of the World Culture. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 2020. No 1(15). Pp. 86-88. (In Russ.)

10. Shcherbina Yu. I. Demonic Basis in F. M. Dostoevsky's Novel «Crime and Punishment». The Human Being. 2017. No 5. Pp. 118-125. (In Russ.)

11. Lesevitsky A. V. Eurasian Phenomenology of F. M. Dostoevsky's Novel «Crime and Punishment». Politics, State and Law. 2013. No 8(20). Pp. 3-16. (In Russ.)

12. Markova M. G. Fiction in Teaching Soviet Civil and Family Law. Jurisprudence. 1974. No 3. Pp. 23-28. (In Russ.)

13. Kodan S. V. F. M. Dostoevsky's «The House of the Dead» as the Documentary and Fiction Source of Studying State and Law History. History Studies. 2014. No 4. Pp. 120-140. (In Russ.)

14. Yunakovskaya A. A. F. M. Dostoevsky's «The House of the Dead» and «Siberian Notes» as the basis of the Russian Linguistic Fo-rensics. Bulletin of Omsk University. 2012. No 1(63). Pp. 279-285. (In Russ.)

15. Naumov A. V. Russian Criminal Law. Course of lectures. In 2 vol. Vol. 1. General part. 3rd edition. Moscow, 2004. 180 p. (In Russ.)

16. Mukhacheva I. M. Criminal Law and Psychological Characterization of Affect. Actual Problems of Russian Law. 2016. No 7(68). Pp. 118-126. (In Russ.)

17. Ratinov A. R. To the Core of the Criminal Identity. Actual Problems of Russian Criminal Law and Criminology. Moscow, 1981. 575 p. (In Russ.)

18. Antonyan Yu. M., Eminov V. E. Criminal. Basic Concepts and Features of a Person. Moscow, 2018. 384 p. (In Russ.)

19. Chernova N. A. Correlation of the Motive to Commit a Crime and Emotions in Criminal Law. Actual Problems of Russian Law. 2016. No 9(70). Pp. 116-121. (In Russ.)

20. Podolny N. A. The Concept of «Affect» in Criminal Law. State and Law. 2003. No 4. Pp. 67-70. (In Russ.)

21. Leongard K. Accentuations of Personality. Rostov-on-Don, 2000. 539 p. (In Russ.)

22. Lichko A. E. Psychopathies and Accentuations of Character in Juveniles. Leningrad, 1983. 182 p. (In Russ.)

Submitted: 23.01.2019; approved after reviewing: 12.04.2020; accepted for publication: 30.08.2020. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.