Научная статья на тему 'Психология поступка или рождение Зевса в очерке о профессиональной этике (по фильму Юрия Быкова "майор")'

Психология поступка или рождение Зевса в очерке о профессиональной этике (по фильму Юрия Быкова "майор") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
325
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФАБУЛА ФИЛЬМА Ю.БЫКОВА "МАЙОР" / ПОИСК ПРАВЕДНИКА В ИССЛЕДОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ / SOCIAL PLOT OF THE MOVIE OF YU.BYKOV "MAJOR" / SEARCH OF THE RIGHTEOUS PERSON IN A RESEARCH HUMAN IN THE PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

22 мая 2013 года состоялась премьера фильма Ю.Быкова «Майор». Фильм завоевал три награды Международного кинофестиваля в Шанхае «Золотые кубки» за лучший фильм, лучшую режиссуру и за художественные достижения (жюри фестиваля была отмечена музыка к фильму). В фильме «Майор» мы сталкиваемся с рядом проблем, рассматривавшихся уже в фильме «Жить». Режиссер продолжает исследовать в человеке человеческое. Ищет чистую душу, опору на то, без чего невозможно существование мира. А рушится мир при отсутствии праведника. На одном из показов фильма «Жить» режиссера Ю.Быкова обвинили в том, что он показал людей без истории, без определенной принадлежности к профессии, к социальной среде. Фильм «Майор» «исправил» эти «недочеты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF AN ACT OR ZEUS''S BIRTH IN A SKETCH ABOUT PROFESSIONAL ETHICS (ACCORDING TO YURI BYKOV''S MOVIE "MAJOR")

On May 22, 2013 the premiere of the film of Yu.Bykov "Major" took place. The movie won three awards of the International Film Festival in Shanghai "Gold cups" for the best movie, the best direction and for art achievements (the jury of a festival noted music to the movie). In the movie "Major" we face a number of the problems which were considered already in the movie "Live". The director continues to investigate human in the person. He looks for pure soul, a support on without what existence of the world is impossible. And the world in the absence of the righteous person falls. On one of displays of the movie "Live" of the director Yu.Bykov accused that it showed people without history, without a certain belonging to a profession, to the social environment. The movie "Major" "corrected" these "defects".

Текст научной работы на тему «Психология поступка или рождение Зевса в очерке о профессиональной этике (по фильму Юрия Быкова "майор")»

УДК009:791.43 (Гуманитарные науки в целом. Киноискусство. Кинофильмы)

ПСИХОЛОГИЯ ПОСТУПКА ИЛИ РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА В ОЧЕРКЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ (ПО ФИЛЬМУ ЮРИЯ БЫКОВА "МАЙОР")

© 2017 С.С.Орищенко

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского

искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

Самарский государственный институт культуры. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

22 мая 2013 года состоялась премьера фильма Ю.Быкова «Майор». Фильм завоевал три награды Международного кинофестиваля в Шанхае - «Золотые кубки» за лучший фильм, лучшую режиссуру и за художественные достижения (жюри фестиваля была отмечена музыка к фильму). В фильме «Майор» мы сталкиваемся с рядом проблем, рассматривавшихся уже в фильме «Жить». Режиссер продолжает исследовать в человеке человеческое. Ищет чистую душу, опору на то, без чего невозможно существование мира. А рушится мир при отсутствии праведника. На одном из показов фильма «Жить» режиссера Ю.Быкова обвинили в том, что он показал людей без истории, без определенной принадлежности к профессии, к социальной среде. Фильм «Майор» «исправил» эти «недочеты».

Ключевые слова: социальная фабула фильма Ю.Быкова «Майор»; поиск праведника в исследовании человеческого в человеке.

Интересен выбор актерского ансамбля. Снова в команде Ю.Быкова работал Д.Шведов - исполнитель главной роли. В.Толдыков, в отличие от предыдущего фильма, играл в фильме второстепенную роль водителя. Снова, как в предыдущей картине, везет он героя киноистории, только это заключительная сцена с открытым финалом не предвещает эпизодическому персонажу ничего непредвиденного: ничто не угрожает водителю грузовой машины... Интерес картины обусловлен и тем, что одну из ключевых ролей в ней играет сам Ю.Быков (капитан Павел Коршунов). Несколько актеров (Б.Невзоров, К.Полухин, Д.Ку-личков) «перейдут» в следующую киноверсию. Таким образом, режиссер подчеркнет непрерывность поиска и важность избранной им темы.

Раннее утро, город погружен в предрассветную дремоту. Телефонный звонок, возвещающий о схватках, начавшихся у жены Сергея Соболева. Черный джип с номерами из трех семерок несется по трассе, рискуя столкнуться со встречными машинами. Герой не то взволнован предстоящим событием, не то не выспался, но его нервное состояние передается зрителю, который начинает беспокоиться за водителя. И вот на дороге уже стоят санки, а мать боится сойти с места, потому что ее сын не вовремя выбежал на дорогу и был сбит водителем джипа. Последний честно хотел справиться с управлением, но это ему не удалось: слишком высока была скорость, слишком неожиданным было появление на трас-

се матери и ребенка в столь ранний час. Мать падает в обморок. Мужчина тащит ее и усаживает в машину. Закрыв дверь, он звонит друзьям, вызывает бригаду ДПС. Из разговора по телефону становится ясно, что водитель связан с полицией. Мать приходит в себя и пытается достучаться и докричаться до водителя, чтобы он открыл дверь и дал ей увидеть погибшего сына. Соболев открывает дверь машины и отнимает у матери ребенка телефон, когда она пытается сообщить о трагедии своим близким. Проезжавшая мимо, грузовая машина остановилась, и неизвестный поинтересовался, не нужна ли помощь. Соболев делает вид, что у его жены расходились нервы, обещает самостоятельно справиться с ситуацией. Приехавшие на место аварии знакомые Соболева, начинают анализировать ситуацию, чтобы помочь не пострадавшим - матери и ребенку, а виновнику аварии. Поняв, что наезд на пешехода был совершен без свидетелей, полицейские сначала предлагают женщине выпить стакан коньяка, якобы для ее поддержки, затем вызывают скорую помощь и патрульную службу. Берут кровь для анализа у матери, составляют протокол о происшествии таким образом, чтобы создалось впечатление о полной невиновности преступника. Следы наезда были тщательно замаскированы. Сокращен тормозной путь. Майор Соболев расстроен происшествием, он винит себя за то, что вовремя не сбавил скорость, не предусмотрел возможные последствия. Друг Со-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017

болева Павел Коршунов соглашается с Сергеем, но в то же время напоминает, что подобная ситуация может случиться с каждым. Между тем, сидя в машине, Сергей приходит к выводу о том, что за все надо платить.

Измученный обстоятельствами, он засыпает в машине. Будит Сергея снова телефонный звонок. Из разговора понятно, что звонит начальник, он приказывает приехать к нему для обсуждения происшествия. Машина разворачивается и едет в обратном направлении. До встречи с Соболевым у полковника происходит разговор с двумя посетителями о якобы аварийном общежитии, которое необходимо снести, чтобы на этом месте построить рынок, парковку и ресторан. Эпизод знаковый. Фильмы «Жить» [1] и «Майор» предвещают третий фильм Ю.Быкова - «Дурак» [2], в котором режиссер устами героя высказывает следующую мысль: «По одной земле ходим. За чертой все звери. Мир не переделаешь». В каждом из фильмов Ю.Быков ищет в человеке утраченное им человеческое лицо.

Фильм «Майор» рассказывает о том, что корпоративная этика превращает полицейских в монстров. Даже не честь мундира пытаются сохранить служители закона, они спасают собственную шкуру, теплое место, которое дает им право управлять людьми, распоряжаться судьбами неугодных. Трудно удивить зрителя тем, что на дорогах России процветает беспредел. В картине Ю.Быкова на здании районного отделения милиции - вывеска «Полиция». Произошла смена вывески, но сути это не поменяло.

Трудно представить, что может быть хуже случайной смерти ребенка на глазах у матери. Но ситуация эта случайна. Раннее утро, невыспавшийся водитель, высокая скорость, гололедица, туман, ребенок, перебегающий дорогу без матери, - все это приводит к трагедии. Конечно, водитель виноват в смерти ребенка, но виновата и мать, не сумевшая удержать мальчика рядом с собой в столь опасный момент. Друзья Сергея Соболева пытаются помочь ему в сложной ситуации, повторяют, что он никогда никого не подставлял, был хорошим товарищем, честно служил, среди сослуживцев пользовался заслуженным авторитетом. Сочувствует Соболеву и полковник (актер Б.Невзоров), но гораздо больше он желает, чтобы накануне выборов все было шито-крыто. Никаких резонансных разоблачений, ибо полетят головы не только майора, занимающего пост заместителя, начальника районной полиции, но и самого полковника. И он

предлагает сделать так, чтобы не было никаких судебных разбирательств, а для этого необходимо убрать единственного свидетеля - мать ребенка.

К чести майора Соболева, он не один раз просит Коршунова, чтобы тот был помягче с матерью ребенка и по возможности сделал все, чтобы поберечь ее нервы и ее здоровье. Но разрушительная машина уже запущена. Коршунов отдал под козырек полковнику и услышал внятный приказ: всех, кто мешает карьере, уничтожить, вплоть до самого Соболева. Да и собственное вмешательство в дело на месте происшествия не сулит Павлу ничего хорошего, слишком явными были нарушения при составлении и подписании протокола матерью ребенка. Возможно, Коршунову удалось бы уговорить ее подписать протокол о том, что она недоглядела за сыном на дороге, если бы супругу не сопровождал муж. В ответ на отказ женщины подписать документы Павел начинает избивать мужчину, предупредив, что с третьего удара сделает мужа недееспособным и, поставив себе синяк, оформит все, как нападение при исполнении служебных обязанностей. Женщина подписывает протокол, а муж грозит следователю найти его на том свете, что вызывает циничный ответ Коршунова. Беспредел набирает обороты. И вот уже разъяренный отец погибшего мальчика врывается в отделение с ружьем, берет двух сотрудников в заложники и требует выдать убийцу сына. Коршунов бежит к Соболеву, который закрыт в камере на случай проверки, и пытается его спрятать. Движимый чувством самосохранения, Соболев покидает камеру, из которой уже не хотел выходить: он принял решение получить наказание за содеянное. Но ни Соболев, ни Коршунов не смогли взять на себя ответственность и открыто выйти к вооруженному человеку, которым двигало желание отомстить за смерть сына, надругательство над собой, унижение оклеветанной супруги. Пока майор и его приятель думали, как обезвредить нападавшего, честь мундира вызвался спасти добровольный переговорщик. Ситуация разворачивается мгновенно: заложники спасены, переговорщик убит, отец ребенка взят в плен. Соболев и Коршунов остаются живы.

В этот момент в отделение приезжает полковник полиции и вызывает к себе майора Соболева и капитана Коршунова. Первый вопрос, который интересует начальника, почему не был убит нападавший на сотрудника полиции?.. Он приказывает пойти и доделать то, что, по его мнению, было необходимо сделать раньше. Сер-

гей сопротивляется такому решению, но полковник советует Павлу выполнить приказ. Коршунов подходит к камере и расстреливает задержанного, а затем показывает его тело сбежавшимся на выстрел сотрудникам и угрожает за разглашение истины компроматом, собранным на каждого. Надо признаться, что подобная сцена потрясает. Кажется, что хуже этого эпизода ничего не может быть. Чтобы человека приговорили к смерти в стенах районного отделения полиции и тут же привели приговор в исполнение, такого поворота событий зрители точно не ожидали. И самое страшное, что ты веришь ситуации, знаешь, что за стенами отделения полиции может случиться все что угодно.

Но это еще не конец фильма. Майор Соболев, предвидя дальнейшее развитие событий, бежит из отделения, чтобы спасти мать ребенка. В том же направлении с группой захвата двигается и капитан Коршунов. Чтобы спасти женщину от верной гибели, Соболев просит товарища позвонить в организацию по служебным расследованиям. Ему надо продержаться до их прибытия четыре часа. Группа захвата пытается уговорить Соболева отдать им женщину. Начинается перестрелка. Но бойцы не хотят рисковать жизнями из-за непонятной игры старших по званию. Поняв, что Соболев не изменит решения, Коршунов решает поехать в роддом к жене майора и уничтожить ее и малыша, только что появившегося на свет. Герой киноповествования готов понести заслуженное наказание, готов сказать правду о себе и своем злодеянии, готов пожертвовать свободой... Не готов он только к одному: к гибели своих близких. И он идет на новое преступление - убивает мать мальчика, погибшего утром под колесами его автомобиля.

Коршунов тоже не остается в стороне от грязного дела: он убивает друга, который под дулом пистолета звонил в комиссию по расследованию служебных преступлений. Не решаясь взять на себя еще один грех, Коршунов предлагает майору забрать жену из роддома и покинуть границы области. Соболев останавливает на трассе грузовую машину и едет в ночь, в неизвестность. Пе-

ред героем снова выбор. Фильм заканчивается открытым финалом. Удивляешься смелости режиссера и понимаешь, что все сказано не для того, чтобы очернить действительность, а для того, чтобы подвести к выводу о том, что так дальше жить нельзя.

На одном из показов фильма «Жить» режиссера Ю.Быкова обвинили в том, что он показал людей без истории, без определенной принадлежности к профессии, к социальной среде. Фильм «Майор» «исправил» эти «недочеты».

Здесь как раз уместно вспомнить о том, что повторяющийся миф о сотворении мира, в котором Зевс был должен сместить с престола своего отца, периодически интерпретируется в современном искусстве. Включение в реалистическую историю мифологического элемента, восходящего к сюжету о рождении ребенка, которому суждено уничтожить своего отца, подтверждает устойчивость мифа, который использовался не только в искусстве. «Александр Македонский стремился обосновать свое право на неограниченную царскую власть происхождением от Зевса» [3].

Повторяющийся мотив в мифах о страхе отца перед рождением сына имеет устойчивую структуру. Чаще всего всех новорожденных или уничтожает сам отец или предлагает выполнить эту функцию кому-то из своего окружения. Переосмысливая события древнего мифа, можно сказать, что именно рождение ребенка круто меняет линию жизни майора полиции. Конечно, в современной истории из жизни полицейских трудно заметить сходство сюжетов мифа и фильма, тем более, что в рамках экранного времени мы так и не узнаем, кто родился у Сергея Соболева. Предполагая влияние данного мотива на современную историю из жизни майора полиции, мы понимаем, что именно рождение ребенка заставило Сергея Соболева мчаться рано утром на высокой скорости в больницу. Самое страшное, что он судит себя строже, нежели люди, которые его окружают. Думается, совесть этого человека не даст ему спокойно жить дальше. Родной ребенок станет вечным напоминанием о том, что случилось накануне его рождения.

1. Орищенко, С.С. От «роскоши человеческого общения» к «роскоши» жить по совести. Кинематографическая версия. Юрий Быков «Жить» // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2015, т. 17, № 1(5). С. 1172-1176.

2. Орищенко, С.С. Любимый герой в поисках гармонии. Конец триады (фильм Юрия Быкова «Дурак») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки), т. 18, №2, 2016. С. 106-110.

3. Агранович, С.З., Рассовская, Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе А.С.Пушкина. Самара, Изд-во «Самарский университет», 1992. С. 12.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017

PSYCHOLOGY OF AN ACT OR ZEUS'S BIRTH IN A SKETCH ABOUT PROFESSIONAL ETHICS (ACCORDING TO YURI BYKOV'S MOVIE "MAJOR")

© 2017 S.S.Orischenko

Svetlana S. Orischenko, Candidate of Education, Associate Professor of the Department of Stage Speech and Oratory.

E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

Samara State Institute of Culture. Samara, Russia

On May 22, 2013 the premiere of the film of Yu.Bykov "Major" took place. The movie won three awards of the International Film Festival in Shanghai - "Gold cups" for the best movie, the best direction and for art achievements (the jury of a festival noted music to the movie). In the movie "Major" we face a number of the problems which were considered already in the movie "Live". The director continues to investigate human in the person. He looks for pure soul, a support on without what existence of the world is impossible. And the world in the absence of the righteous person falls. On one of displays of the movie "Live" of the director Yu.Bykov accused that it showed people without history, without a certain belonging to a profession, to the social environment. The movie "Major" "corrected" these "defects".

Keywords: Social plot of the movie of Yu.Bykov "Major"; search of the righteous person in a research human in the person.

1. Orishchenko, S.S. Ot «roskoshi chelovecheskogo obshcheniya» k «roskoshi» zhit' po sovesti. Kinematograficheskaya versiya. Yurii Bykov «Zhit'» (From "luxury of human communication" to "luxury" of living on conscience. Cinema version. Yury Bykov "to Live"). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). 2015, vol. 17, no. 1(5). S. 1172-1176.

2. Orishchenko, S.S. Lyubimyi geroi v poiskakh garmonii. Konets triady (fil'm Yuriya Bykova «Durak») (The favourite hero in search of harmony. End of a triad (Yury Bykov's movie "Fool")). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki), vol. 18, no.2, 2016. C. 106-110.

3. Agranovich, S.Z., Rassovskaya, L.P. Mif, fol'klor, istoriya v tragedii «Boris Godunov» i v proze A.S.Pushkina (The myth, folklore, history in the tragedy "Boris Godunov" and in A.S.Pushkin's prose). Samara, Izd-vo «Samarskii universitet», 1992. S. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.