Научная статья на тему 'Любимый герой в поисках гармонии. Конец триады (фильм Юрия Быкова «Дурак»)'

Любимый герой в поисках гармонии. Конец триады (фильм Юрия Быкова «Дурак») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
808
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУЖОЙ / КЛОУН / ГЕНИЙ / ПРОРОК / ЮРОДИВЫЙ / МУДРЕЦ / СЧАСТЬЕ / ДУРАК / КНЯЗЬ / ГЛУПОСТЬ / РИСК / ДОЛГ / РЕМИНИСЦЕНЦИЯ / ALIEN / CLOWN / GENIUS / PROPHET / HOLY FOOL / WISE MAN / HAPPINESS / FOOL / DUKE / FOOLISHNESS (NONSENSE) / RISK / DEBT / REMINISCENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

«Дурак» последнее высказывание автора в нашем исследовании. Нам интересен не только кинематографический персонаж, представленный режиссёром, но и проявление в нём характерных черт сказочного героя. Очерк А.Синявского подтверждает наше предположение о сложном и многогранном характере современного дурака. «Третий» герой Юрия Быкова антитеза двум первым киногероям, о которых мы говорили выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAVORITE HERO IN SEARCH OF HARMONY. END OF THE TRIAD (YURY BYKOV''S MOVIE "FOOL")

In our analysis, «The Fool» is the last work of filmmaker (film director) Yuriy Bykov. Here, we are not only interested in the main personified character of the film created by the film director, but also in the attributes which can be related to a fairy tale character present in the main character of the film. The essay by A.Sinyavsky supports our assumption about the complex and multifaceted nature of a modern fool. In the work «The third» film hero can be regarded as an antithesis to the first two films, discussed earlier.

Текст научной работы на тему «Любимый герой в поисках гармонии. Конец триады (фильм Юрия Быкова «Дурак»)»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 2, 2016

УДК009:791.43 (Гуманитарные науки в целом. Киноискусство. Кинофильмы)

ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ. КОНЕЦ ТРИАДЫ (ФИЛЬМ ЮРИЯ БЫКОВА «ДУРАК»)

© 2016 С.С.Орищенко

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского

искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

Самарский государственный институт культуры. Россия

Статья поступила в редакцию 02.02.2016

«Дурак» - последнее высказывание автора в нашем исследовании. Нам интересен не только кинематографический персонаж, представленный режиссёром, но и проявление в нём характерных черт сказочного героя. Очерк А.Синявского подтверждает наше предположение о сложном и многогранном характере современного дурака. «Третий» герой Юрия Быкова - антитеза двум первым киногероям, о которых мы говорили выше.

Ключевые слова: чужой, клоун, гений, пророк, юродивый, мудрец, счастье, дурак, князь, глупость, риск, долг, реминисценция.

Фильмы Юрия Быкова носят краткие названия: «Жить», «Майор», «Дурак». Краткое название - признак, который часто характеризует произведения высокого класса. Тайна заключается в ёмкости слова. Что же объединяет три работы мастера? И Действительно ли ёмко слово «Дурак»? Из картины в картину идёт кропотливый поиск человека, нового Льва Мышкина, идиота, который не умеет жить материальными ценностями. Авторы ищут человека, который не умеет лгать и изворачиваться. Человека, который любит всех, понимает всех и пытается всем помочь. Нынешнее столетие давно разменяло вечное на земное, заменило людям честь, совесть, душу стремлением к наживе. Превосходство над себе подобными стало нормой...

Не найдя ответа на поставленные вопросы в двух первых кинокартинах, режиссёр отправляется искать правду у дурака. У вечного русского дурака: не то везунчика, не то недотёпы, не то хитреца, что себе на уме, ведь не случайно русский дурак не ищет себе никакой выгоды, но, в конце концов, её находит. Три фильма Юрия Быкова, как три сказочные дороги. Помните, налево пойдёшь, коня потеряешь [1], направо пойдёшь жену найдёшь [2], прямо пойдёшь - жизнь потеряешь. Вот так и мечутся герои Юрия Быкова, решают, какой выбор предпочесть? Какая из дорог принесёт меньше проблем? Какая принесёт радость, полноту жизни, а какая - прямой путь к смерти? Два первых сказочных варианта,

по сути, не кажутся неизбежно трагическими. Известно, что и третий выбор в сказке закончится благополучно. Другое дело - реальная жизнь. Смерть бесчинствует в кинофильмах Юрия Быкова не зависимо от выбранного направления.

Герой третьего киноповествования, сантехник Дима Никитин (актёр Артём Быстров) избирает самый короткий путь - прямой, однозначно ведущий к смерти. Похожий на тот, по которому уходят персонажи последнего фильма А. Балабанова «Я тоже хочу» [3]. Известно, что «В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова. В фильме присутствует характерный для некоторых работ Балабанова длинный проход главного героя по улице под рок-музыку. При этом была использована песня «Спокойная ночь» группы «Кино» [4].

Как когда-то в легенде А.М.Горького уходил в кромешную темноту леса Данко, так герой киноповести Дмитрий бродит по общежитию, убеждая жителей, покинуть аварийный дом. По сути дела фильм выявляет и осмысливает вековой «процесс созревания» «современного Данко». Авторы берут на себя функцию исследователей пути литературного героя, пытаются предположить, как может трансформироваться его судьба сегодня. Дмитрий Никитин, наделён чувством ответственности перед людьми. Он наделён беспокойным сердцем, в котором живо желание придти на помощь любому. «Новый Данко» тоже выведет людей на свет. Он выведет их из темно-

ты и тесноты общежития. Дом в любую минуту может стать братской могилой. И что же «благодарные» жители? Прославили имя нового героя? Возблагодарили Господа Бога за помощь? Нет. Они убили дурака. Убили того, кто пожертвовал для них всем, кто пытался бескорыстно оказать помощь, ведь Дмитрий не может жить спокойно, зная, что кому-то угрожает опасность. Известный клоун современности Вячеслав Полунин, способный ночь напролёт рассказывать зрителям сказки, размышляя о жизни в целом, говорит: «Интересно заниматься только тем, что невозможно. Остальное - неинтересно. Быть дураком - это быть счастливым. Дураки - это те, кто вопреки всему идут к своему счастью прямиком. Бросают все ненужные дела и делают только то, что ведет к радости» [5].

Полно вам, неужели такие, как Дмитрий Никитин или подобные им, всё ещё встречаются в нашем мире? Сомнения в этом нет. Встречаются. Не так часто, как хотелось бы. Это те самые праведники, без которых не мыслима жизнь на земле. Так кто же он, современный дурак? Почему мы склоняемся к мысли, что только мудрые способны жить для других? Какая тайна известна им? Почему так мучит совесть нашего героя? Почему дурак влюбляет в себя? Неужели только своей исключительностью, своей непохожестью на других? Обратимся за разъяснениями к очерку А.Д.Синявского «Иван-дурак». Автор рассказывает о народном герое, выделяя черты сказочного персонажа, а мы попробуем соотнести их с характером героя фильма: «Главное свойство дурака - это то, что он дурак и все делает по-дурацки. Говоря иными словами, совершает все невпопад и не как все люди, вопреки здравому смыслу и элементарному пониманию практической жизни» [6].

Жители городка спокойно приходят с работы домой, ужинают, отдыхают, а наш дурак пытается догнать подростков, которые каждый вечер ломают лавочку у подъезда. Дмитрий с отцом, вооружившись инструментами, эту лавочку приводят в порядок каждый день. Подобные ему работяги ищут развлечений за карточным столом, с выпивкой и закуской, с мордобоями и поножовщиной, а сантехник учится заочно в институте, мечтает стать инженером, чертит графики, исследует трещину, которая появилась на фундаменте дома. Если здравый смысл в его жизни присутствует, то практической жилки, то есть способности жить для себя с выгодой, нет. При этом кинематографический образ героя - это не привычный образ-штамп, когда профессия на-

кладывает на поведение отпечаток, корёжит личность. Это не очередной слесарь-сантехник Афоня, а интеллигентный, порядочный, честный человек. О таких говорят: «Он цвет нации». При этом неудобный человек, обеспокоенный счастьем ближних, не может не удивлять окружающих. Чиновники пытаются отгадать, какую цель преследует Дмитрий: мечтает о повышении или метит выше? Мало того, что себе не даёт покоя, но и других призывает к активной позитивной деятельности. И эти «другие» обещают расправиться с неугомонным, если его расчёты окажутся неверными. Его наивность и «неведение», как обезопасить себя, напор и отсутствие страха за свою жизнь сродни гениальности:

«Но все эти гении - обладатели пассионарного сознания (от латинского «носитель энергетики нации») - для своих эпох были и есть возбудителями спокойствия. У всех у них отсутствует чувство самосохраниения... Гении - это люди совершенно свободные в своих мыслях и в поведении. Они как бы выпадают из жизненной нормы и создают мощный мотор цивилизации. Гений - это всегда Откровение» [7].

Чем же измеряется глупость Дмитрия Никитина, ведь он, будучи студентом заочником сделал точные расчеты о возможном разрушении дома. К таким же выводам придут специалисты города, отправленные мэром для подтверждения тревожной информации. Угроза обрушения здания, действительно, существовала. Глупость нашего героя заключается в том, что сантехник предполагал, что хоть кого-то из чиновников может взволновать судьба простого человека, вынужденного проживать в нечеловеческих условиях. Ну рухнет дом, ну погибнут люди. Всегда можно найти оправдание тому, кто занимает высокий пост. Круговая порука не даёт пробиться наружу росткам милосердия, сочувствия и желания придти на помощь. Порыв мэра Галагано-вой (актриса Наталья Суркова) так и останется только порывом. Но вышестоящие «товарищи» быстро охладят пыл женского сердца и объяснят, что необходимо делать в подобных ситуациях. По инструкции более опытных необходимо спасать собственную шкуру. Поэтому группа чиновников сжигает документы, компрометирующие действия бесчинствующей мэрии, ликвидирует свидетелей. А наш герой идёт напролом, не рассчитывая, что для него выгодно, а что нет, не анализируя, как его действия отразятся на членах семьи, на его будущей жизни. Принято считать, что бессмысленный риск - это глупость. Но Дмитрий даже не понимает, что он рискует. Он

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 2, 2016

считает, что риску подвержены жители общежития, и пытается спасти их, отвести от них неизбежную гибель.

В фильме Юрия Быкова Дмитрий во многом копирует психологическую матрицу характера русского дурака из сказки. Только в реальности нашему «подопечному» сначала везёт, а потом всё кончается крахом. Более того, сначала у молодого человека всё получается, не смотря на объективные сложности: конец рабочего дня, юбилей у мэра города, приняли, выслушали, проверили факты, получили подтверждение. Казалось бы, Дмитрий сделал всё, включая невозможное. И сила его - в правде. Дальше действовать должны те, кто отвечает за город - чиновники. Никитин не уходит домой, а пытается быть в центре событий, пытается помочь на любом этапе. То есть он продолжает совершать глупые поступки. И счастлив при этом. «Чтобы быть счастливым нужна большая внутренняя работа. Он совершает ошибки, но он же живет в это время. Неинтересно же просто принять все готовое - интересно прожить эту каждую минуту. Эти поиски, ошибки и есть жизнь [8]».

В чём же сложность характера Дмитрия Никитина? Кроме нереальной, сказочной простоты, бесхитростности, жертвенности киногерой проявляет волю, ум, старание, чтобы помочь людям из общежития, найти правду у чиновников, которые обязаны переселить семьи из аварийного жилья. Здесь уместно вспомнить народное изречение: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Так значит перед нами, действительно, дурак, упрямец, который не хочет слышать разумных советов матери, который не в состоянии остановиться? Идея фикс завладела всем существом киногероя. Сделала его посмешищем. Только почему мы не смеёмся, а сочувствуем ему, переживаем за него? Причём, такое поведение совсем не противоречит сказочному прототипу, а наоборот акцентирует внимание на том, что движет киногероем. Так что же заставляет Дмитрия Никитина вновь и вновь повторять одни и те же ошибки? Ищем ответ в очерке о дураке: «В результате, дурацкое поведение оказывается необходимым условием счастья» [6, с. 16]. По сути дела, герой фильма предстаёт перед нами юродивым, тем, кому поручено говорить правду людям, наделённым властью.

«Юродивый» и «дурак» - это, в сущности, синонимы. В словарях XVI - XVII вв. слова «юродство», «глупость», «буйство» стоят в одном синонимическом ряду. Понятно поэтому, что сказки

о дураках - один из важнейших источников для понимания феномена юродства (эта мысль подсказана Д.С.Лихачевым). Иван-дурак похож на юродивого тем, что он - самый умный из сказочных героев, а также тем, что мудрость его прикровенна. Если в экспозиции и в начальных эпизодах сказки его противостояние миру выглядит как конфликт глупости и здравого смысла, то с течением сюжета выясняется, что глупость эта притворная или мнимая, а здравый смысл сродни плоскости и подлости. В культурологических работах отмечалось, что Иван-дурак - светская параллель юродивого «Христа ради», равно как Иван-царевич - святого князя» [8].

Потому-то сознание того, что люди могут быть такими дураками и даёт ощущение счастья, даёт надежду на то, что жизнь продолжается и не угаснет никогда. Действия дураков подобны действиям пророков и их проповедям о земле обетованной, где люди созданы для того, чтобы творить добро. Если главные герои двух первых фильмов Юрия Быкова нарушают нравственный закон «не убий» ради будущего своих детей, то Дмитрий Никитин не понимает, как он сможет воспитывать сына, если сейчас позволит изменить себе, своему предназначению. Не сможет спасти обречённых на гибель людей. Он чужой среди своих. «Им присуща своеобразная особенность и право - быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения» [9].

Мудрец, философ, пророк, князь, святой, гений, чужой, юродивый, клоун, счастливчик - вот неполный ряд характерный для современного дурака. Доктор искусствоведения Паола Волкова добавляет ещё одну черту, которая не противоречит всем перечисленным, а скорее делает их глубже: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели», а кинематограф вышел из чаплинского образа: пронзительно-одинокого человека, который идёт по дороге и мечтает о том, что ему хочется стать джентльменом, иметь котелок, усики, трость. Но он не может - ни одной его мечте не суждено осуществиться» [7, с.88 - 89].

Дмитрий Никитин в кинокартине Юрия Быкова «Дурак» не понят ни близкими, ни «другими», он «пронзительно одинок». Считается, что говорить о счастье здравствующего человека нельзя. Слишком непредсказуема судьба человека. О счастливцах принято говорить в прошед-

шем времени. Вот-де, такой-то и такой-то прожили счастливую жизнь. Можно жить счастливо самому, можно делать счастливыми окружающих. Как ни противоречиво мнение о том, что герой фильма Юрия Быкова абсолютно счастливый человек, мы не можем с ним не согласиться. Дмитрий Никитин ни разу не покривил душой, ни разу не поступил против совести, ни разу не отступил от решения сложной задачи. Он жил в

мире с собой, он дарил людям надежду на то, что стоит жить ради счастья других. Он погиб. Тогда почему так светло на душе от встречи с этим человеком? Резюмируя, обратимся к мнению В.Полунина: «Чем дольше живу, тем больше понимаю... Меня интересуют те, кто добился чего-то внутри себя. Они сильнее мира. Они не зависят от мира, а помогают ему быть счастливыми...» [5].

1. Орищенко, С.С. От «роскоши человеческого общения» к «роскоши» жить по совести. Кинематографическая версия. Юрий Быков «Жить» // Известия Самарского научного центра РАН (Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2015. Т. 17. №1(5). С. 1172-1176. Главный герой фильма, Михаил теряет «верного коня» - автомашину марки «Жигули».

2. Орищенко, С.С. Психология поступка или рождение Зевса в очерке о профессиональной этике. (Рукопись). Главный герой, майор Сергей Соболев дважды выбирает путь, ведущий в роддом к жене.

3. Орищенко, С.С. Традиция или куда ведёт дорога смерти. (Кинокартина Алексея Балабанова «Я тоже хочу») // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т. 18. №1. С. 101-104.

4. Балабанов, Алексей Октябринович. Википедия. ru.wikipedia. org/wiki/

5. Полунин, В. «Делать нужно только то, от чего у тебя внутри дзынькает...». http://sobiratelzvezd.ru/delat-nuzhno-tolko-to-ot-chego-u-tebva-vnutri-dzvnkaet/

6. Синявский, А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М., Аграф, 2001. 464 с. С. 17.

7. Волкова, П. Мост через бездну. Кн. 3. М., Зебра Е, 2014. С. 23-24 .

8. Соколов, Д. Сказкотерапия из первых рук. http://www.skazkoterra.ru/book/librarv/?ID=2391: Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/lihach/5 01.php

9. Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике. http://files.icq.net/get/X05e4q2k9C0e8GBLa9SLbC566306401bc

THE FAVORITE HERO IN SEARCH OF HARMONY. END OF THE TRIAD (YURY BYKOV'S MOVIE "FOOL")

© 2016 S.S.Orischenko

Svetlana Serafimovna Orischenko, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of stage speech and oratory. Email: orichtchenko63 6@mail.ru

Samara State Institute of Culture. Russia

In our analysis, «The Fool» is the last work of filmmaker (film director) Yuriy Bykov. Here, we are not only interested in the main personified character of the film created by the film director, but also in the attributes which can be related to a fairy tale character present in the main character of the film. The essay by A.Sinyavsky supports our assumption about the complex and multifaceted nature of a modern fool. In the work «The third» film hero can be regarded as an antithesis to the first two films, discussed earlier.

Keywords: alien, clown, genius, prophet, holy fool, wise man, happiness, fool, duke, foolishness (nonsense), risk, debt, reminiscence.

1. Orishchenko, S.S. Ot «roskoshi chelovecheskogo obshcheniia» k «roskoshi» zhit' po sovesti. Kinematograficheskaia versiia. Iurii Bykov «Zhit'» (From the 'luxury of human communication' to the 'luxury' of living honestly. Cinema version. Yuri Bykov "Live") // Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN (Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). 2015. T. 17. №1(5). S. 1172-1176. Glavnyi geroi fil'ma, Mikhail teriaet «vernogo konia» - avtomashinu marki «Zhiguli».

2. Orishchenko, S.S. Psikhologiia postupka ili rozhdenie Zevsa v ocherke o professional'noi etike. (Rukopis'). Glavnyi geroi, maior Sergei Sobolev dvazhdy vybiraet put', vedushchii v roddom k zhene (Psychology of an action or Birth of Zeus in the essay on professional ethics. (Manuscript).

3. Orishchenko, S.S. Traditsiia ili kuda vedet doroga smerti. (Kinokartina Alekseia Balabanova «Ia tozhe khochu») (Tradition or Where the death path leads. (Alexei Balabanov's feature film "I want too")) // Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2016. T. 18. №1. S. 101 - 104.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 2, 2016

4. Balabanov, Aleksei Oktiabrinovich (Balabanov Alexei Oktiabrinovich). Vikipediia. ru.wikipedia. org/wiki/

5. Polunin, V. «Delat' nuzhno tol'ko to, ot chego u tebia vnutri dzyn'kaet...» (Polunin. V. "You must only do what makes your heart beat"...). http://sobiratelzvezd.ru/delat-nuzhno-tolko-to-ot-chego-u-tebya-vnutri-dzynkaet/

6. Siniavskii, A.D. Ivan-durak: Ocherk russkoi narodnoi very (Ivan the Fool: Outline of Russian folk faith). M., Agraf, 2001. 464 s. S. 17.

7. Volkova, P. Most cherez bezdnu. Kn. 3 (Bridge over the abysm. Book 3). M., Zebra E, 2014. S. 23-24 .

8. Sokolov, D. Skazkoterapiia iz pervykh ruk (Fairy tale theraphy at first hand). http://www.skazkoterra.ru/book/library/?ID=2391 ; Likhachev, D.S. Smekh v Drevnei Rusi. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/lihach/5 01.php

9. Bakhtin, M. Formy vremeni i khronotopa v romane: Ocherki po istoricheskoi poetike (Forms of time and chronotop in a novel. Essays on historical poetics). http://files.icq.net/get/XO5e4q2k9COe8GBLa9SLbC566306401bc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.