Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5113
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТОК / ПРОБЛЕМЫ / УЧЕНИК / ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Топоркова Е.Г.

В данной статье рассматриваются проблемы переходного возраста, а также приведены примеры решения данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 1

Топоркова Е.Г.

студентка педагогического отделения.

Ставропольский государственный педагогический институт.

(Россия, г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы переходного возраста, а также приведены примеры решения данной проблемы.

Ключевые слова: психология, подросток, проблемы, ученик, переходный возраст.

Переходный возраст - период полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. Начало полового созревания у всех происходит в разном возрасте, но протекает этот период у всех практически одинаково. Ребенок становится потерянным, он понимает, что в его жизни происходят изменения, но не осознает какие. В результате этого происходят частые смены настроения, раздражительность, волнение, упрямство, желание чаще проводить время с друзьями или наоборот вовсе не выходить из дома. Возникают проблемы в школе, не только из-за учебы, но и частые конфликты со сверстниками и взрослыми. Ребенок становится более ранимым, и любые ссоры воспринимает болезненно. Не понимание родителей того, что их ребенок уже вырос и является уже личностью, сопровождающееся частыми упреками в его строну, усугубляют ситуацию. Для подростка очень важно уважение к его мнению и мыслям, а также поддержка его в самостоятельности и саморазвитии.

Зачастую у единственного в семье ребенка переходный возраст протекает тяжелей, чем у его сверстников, имеющих братьев и сестер. Данный период является сложным не только для ребенка, но и для его родителей, но нельзя с точностью сказать, на сколько он будет тяжелым для конкретного подростка. Если родители не будут терпеливы, то это может осложнять период взросления, который заканчивается, как правило, к 15 годам. Психолого-педагогической литературе трудного подростка описывают следующим образом: с ними не легко справляться на уроках, конфликтны, сложно контактировать, в том числе и родителям. Многие думают, что эти дети - какие-то злоумышленники? Это заблуждение! Точно нельзя сказать по какой причине подросток начинается себя так вести. Главными причинами того, почему подросток становится «трудным, являются раннее воспитание и атмосфера в семье, где он рос. Так же не все подростки, которые не отвечают требованиям дисциплинированности, относятся к

«сложным». Некоторые из них являются гиперактивными, любознательными, неусидчивыми, в связи с этим они не соответствуют некоторым понятиям «идеальности». Таким подросткам нужно направлять с вою энергию в правильное русло, заняться творчеством или спортом. Причем помощь и поддержка взрослых для них очень важна. Так же существуют «трудные» подростки, которым присуще внушительное число отрицательных качеств, таких как лицемерие, грубиянство, безжалостность. В такого рода случаях необходима помощь психолога, благодаря ему возможно научиться правильно воспитывать «трудного» подростка, определить из-за чего он совершает те или иные поступки, научиться правильно реагировать на его импульсивное поведение. Психологу понадобится много сил и терпения для того, что бы работать с данной категорией подростков. Ведь именно от их своевременной и правильной помощи зависит психологические благополучие «трудного» подростка. Большинство подростков становятся неуправляемыми из-за того, что их считают детьми, и они таким образом пытаются отстоять свою взрослость и права перед взрослыми. Во многом обстановка в семье влияет на формирование на влияние личности у ребенка. Согласно научным исследованиям, когда в семье отсутствует любовь и внимание к ребенку, он проживает в трудных условиях, то у него есть все шансы стать «трудным». Ребенок в процессе социализации перенимает у родителей все, как негативное взаимоотношения с близкими людьми, так и лживость, грубость и жестокость. Правонарушения, совершенные родителями, также пагубно влияют на микросреду семьи, в которой воспитывается ребенок, что является одной из самых главных причин становления ребенка на неправильный путь.

Для того чтобы начать корректировать поведение «трудного» подростка нужно определить благополучны ли взаимоотношения как в семье, так и со сверстниками. Очень важной частью является место, занимаемое подростком в системе отношений среди сверстников, в классе, в любом другом коллективе. Важно понять существует ли психологическая изоляция, ее причины и пути разрешения данной проблемы. Психолог выполняет три главные функции: диагностирование, консультирование, коррекция.

У психолога своя сфера компетенций, в которую входят психологические и социально-психологические свойства, явления и свойства, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию подростков и детей, отклонения в развитии. Приоритетными направлениями работы классного руководителя с «трудными» учащимися являются: изучение трудных детей, формирование индивидуального плана работы с данными детьми, организация поддержки педагогически запущенным детям.

Классному руководителю нужно выявить проблемных детей и тщательно наблюдать за ними. Таким образом, для того эффективной работы с такими учениками необходимо:

- установить степень педагогической запущенности и неблагополучия семьи (посредствам регулярного наблюдения за семьями учеников, их деятельности);

- определить степень педагогически запущенного ученика и учащегося из неблагоприятной семьи в классном коллективе, вид взаимоотношений с одноклассниками (посредствам анкетирования, социометрических измерений и наблюдения), обозначить методы их улучшения;

- исследовать круг интересов, предрасположенность и возможности данного ученика для того, чтобы включить его во внеурочную кружковую, общественную деятельность, спортивную;

- определить: входят ли эти дети в прочие группы, компании, объединения; направленность данных групп, а так же характер их воздействия на ученика;

- исследовать нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

- изучить положением ребенка в семье;

- определить ошибки в постановке задач, подборе способов и форм воспитания.

Список литературы:

1. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: автореф. канд. дисс. - Л., 1978.

2. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луис, 1980. - 254 с.

3. Лимонова О.О. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в профессиональном самоопределении // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». - 2007. - С. 449-452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.