Научная статья на тему 'Психология образования: особая сфера научной коммуникации. Итоги 4-й международной конференции «Образование и психология образования» (1-5 октября 2013 г. , Анталья)'

Психология образования: особая сфера научной коммуникации. Итоги 4-й международной конференции «Образование и психология образования» (1-5 октября 2013 г. , Анталья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / EDUCATION AND TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костромина Светлана Николаевна

В статье представлены итоги 4-й Международной конференции «Образование и психология образования» (4th International Conference on Education & Educational Psychology ICEEPSY 2013). Проведен аналитический обзор докладов, сделаны выводы о тенденциях развития психологических и педагогических исследований в сфере образования. Особое внимание уделено ключевым для конференции темам, таким как образование педагогов, психология образования, образование и технологии. В совокупности этих тем отразились проблемы и вызовы современности: роль информационных технологий и Интернета в развитии личности, возможные риски и угрозы в связи с неконтролируемостью информационной среды, конкуренция классических и инновационных обучающих и воспитательных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костромина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of Education: special sphere of scientifi c communication. The results of the 4 international conference «Education and Psychology» (1-5 October 2013, Antalya)

The results of the 4th International conference «Education and educational psychology» (4th International Conference on Education & Educational Psychology ICEEPSY 2013) are presented in the paper. It provides an analytical review of reports, which allows to make conclusions about trends of development of psychological and pedagogical research in education. The active study of education specialists' psychological features (self-effi cacy, self-organization, professional consciousness, reflection) dominates as a general tendency. The research in the field of e-learning can be regarded as innovative. The key conference topics were as folloing: education of teachers, educational psychology, education and technologies. Together they reflect challenges of the present: the role of information technologies and the Internet in development of personality, potential risks and threats of uncontrolled information and educational environment, competition of classical and innovative teaching influences. t also includes a review of teachers' reports of Department of psychology and pedagogy of personal and professional development (faculty of psychology, Saint-Petersburg State University) which were made in the framework of scientific study «students research potential» (cognitive, motivational-value and social aspects).

Текст научной работы на тему «Психология образования: особая сфера научной коммуникации. Итоги 4-й международной конференции «Образование и психология образования» (1-5 октября 2013 г. , Анталья)»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 1

С. Н. Костромина

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБАЯ СФЕРА НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ИТОГИ 4-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (1-5 октября 2013 г., Анталья)

В статье представлены итоги 4-й Международной конференции «Образование и психология образования» (4th International Conference on Education & Educational Psychology — ICEEPSY 2013). Проведен аналитический обзор докладов, сделаны выводы о тенденциях развития психологических и педагогических исследований в сфере образования. Особое внимание уделено ключевым для конференции темам, таким как образование педагогов, психология образования, образование и технологии. В совокупности этих тем отразились проблемы и вызовы современности: роль информационных технологий и Интернета в развитии личности, возможные риски и угрозы в связи с неконтролируемостью информационной среды, конкуренция классических и инновационных обучающих и воспитательных воздействий.

Ключевые слова: психология образования, образование и технологии, высшее образование, педагогическое образование.

S. N. Kostromina

PSYCHOLOGY OF EDUCATION: SPECIAL SPHERE OF SCIENTIFIC COMMUNICATION. THE RESULTS OF THE 4 INTERNATIONAL CONFERENCE «EDUCATION AND PSYCHOLOGY»

The results of the 4th International conference «Education and educational psychology» (4th International Conference on Education & Educational Psychology - ICEEPSY 2013) are presented in the paper. It provides an analytical review of reports, which allows to make conclusions about trends of development of psychological and pedagogical research in education. The active study of education specialists' psychological features (self-efficacy, self-organization, professional consciousness, reflection) dominates as a general tendency. The research in the field of e-learning can be regarded as innovative. The key conference topics were as folloing: education of teachers, educational psychology, education and technologies. Together they reflect challenges of the present: the role of information technologies and the Internet in development of personality, potential risks and threats of uncontrolled information and educational environment, competition of classical and innovative teaching influences. t also includes a review of teachers' reports of Department of psychology and pedagogy of personal and professional development (faculty of psychology, Saint-Petersburg State University) which were made in the framework of scientific study «students research potential» (cognitive, motivational-value and social aspects).

Keywords: psychology of education, education and technologies, higher education, teacher education.

Образование — удивительная область человеческой жизни, которая объединяет людей разного возраста, с разными идеями и подходами и позволяет каждому ученому или практику найти свой интерес, направление самореализации, встретить единомышленников и оппонентов.

1-5 октября 2013 г. в турецкой Анталье прошла 4-я Международная конференция «Образование и психология образования» (4th International Conference on Education & Educational Psychology — ICEEPSY 2013). Лучшим эпитетом для этой конференции является

Костромина Светлана Николаевна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; lanank@rambler.ru

Kostromina Svetlana N. — Doctor of Psychology, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; lanank@rambler.ru

45

слово «более»: более 1500 докладов и более 1000 презентаций было получено от более чем 900 участников из более чем 40 стран мира. География участия охватывает все континенты за исключением Антарктиды: на конференции были представлены Австралия, Бразилия, Чили, Аргентина, США, Канада, Морокко, Алжир, Южная Африка, Оман, Израиль, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Япония, Россия, Тайланд, Бельгия, Италия, Финляндия, Эстония, Чехия, Румыния, Англия, Португалия и др.

Четыре дня интенсивной работы съезда были распределены по 13 секциям.

1. Педагогическое образование (Teacher Education) — ведущие Хейкки Руйсмякки (Heikki Ruismaki), Ph.D., Инкери Руоконен (Inkeri Ruokonen), Ph.D., Хельсинкский университет, Финляндия.

2. Оценка достижений (Assessment and Evaluation) — ведущий Тапио Тойванен (Tapio Toivanen), Ph.D., Хельсинкский университет, Финляндия.

3. Личностный рост и развитие подростков (Adolescent Growth and Development) — ведущий Джулис Троер (Jules A. Troyer), Ph.D., Вальдостский университет, США.

4. Консультативная психология (Counselling Psychology) — ведущий Зафер Бекиро-гулари (Zafer Bekirogullari), Ph.D. CPsychol, CSci, AFBPsS (BPS), HCPC Registered Practitioner Psychologist (Counselling), Великобритания.

5. Взрослые и продолжение образование (Adult and Continuing Education) — ведущий Джеймс Огунли (James Ogunleye), Ph.D., Миддлсекский университет, Великобритания.

6. Психология образования (Educational Psychology) — ведущий Джулис Троер (Jules A. Troyer), Ph.D., Вальдостский университет, США.

7. Лидерство и политика совместной работы (Leadership and Collaborative Policy) — ведущий Джеймс Огунли (James Ogunleye), Ph.D., Миддлсекский университет, Великобритания.

8. Спортивное образование (Sport and Exercise Education) — ведущий Елена Лупу (Elena Lupu), Ph.D., Плоештский университет, Румыния.

9. Новые подходы в психологии (New Approaches in Psychology) — ведущий Кристиан Васил (CristianVasile), Ph.D., Плоештский университет, Румыния.

10. Специальное образование (Special Education) — ведущий Гордон Ойо (Gordon Ade Ojo), Ph.D., Гринвичский университет, Великобритания.

11. Образование и технологии (Education and Technology) — ведущий Анита Уэлч (Anita G. Welch), Ph.D., Университет Северной Дакоты, США.

12. Высшее образование (Higher Education) — ведущий Джеймс Огунли (James Ogun-leye), Ph.D., Миддлсекский университет, Великобритания.

13. Оценка качества образования (Quality Assurance) — ведущий А. Навехебрахим (A. Navehebrahim), Ph.D., Университет Харазми, Иран.

По количеству представленных докладов наибольшей насыщенностью выделялись секции, посвященные исследованиям в области подготовки педагогических кадров, психологии образования и технологических решений, включая информационно-коммуникативные технологии (ICT) (рис. 1).

Такое внимание к педагогическому образованию не случайно. Очевидно, что мы имеем дело с общей проблемой, характерной для большинства стран, различия — лишь в акцентах, которые в одних случаях приходятся на вопросы подготовки учителя к преподаванию конкретного предмета (математики, литературы в профильном классе), в других — на личностное развитие будущего педагога. Последнее доминирует в докладах, ориентированных на изучение уровня развития рефлексии и рефлексивных навы-

46

Рис. 1. Количество докладов по тематическим секциям (в %)

ков у воспитателей детского сада, личностных особенностей учителя начальной школы, личностных характеристик учителя и его самоэффективности, уровня развития лидерства и мудрости при принятии решений учителем, анализ стратегий лидерства и самоэффективности учителя, учительских убеждений и самоэффективности учителя, личности учителя и профессиональной мотивации. Нетрудно заметить, что во многих исследованиях личность учителя рассматривается в контексте его самоэффективности, т. е. веры в эффективность собственных действий и ожидания успеха от их реализации. Согласно этим исследованиям, качество работы учителя зависит не только от «личностного фактора», но и того, насколько педагог верит в эффективность собственных действий. Как утверждал А. Бандура, самоэффективность означает убежденность человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Для учителя эта позиция как нельзя более актуальна. Трудно учить другого не веря в себя, и зачастую важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация и ожидание успеха, положительных результатов собственных действий. Такие позитивные ожидания поддерживают учителя, создают позитивный настрой, помогают сосредоточиться на преодолении препятствий, стимулируя осознание и регулятивные личностные механизмы.

Отдельный кластер докладов на секции «Педагогическое образование» был связан с пониманием профессионализма учителя в разных условиях, а также его достижением в педагогической деятельности. Такие доклады, как «Обучение грамотности в контексте борьбы с бедностью», «Построение учебного процесса в интернациональной среде», «Погружение в профессию учителя через музыку», «Исследование профессионального развития учителя в первый год деятельности», «Понимание профессионализма учителя в переходных политико-экономических условиях: на примере Косово», «Модель инновационной школы (на примере Эстонии)», отражают значение роли учителя в обществе.

47

Ограниченные ресурсы, политика, реформы оказывают дестабилизирующее воздействие на образовательную систему. В некотором роде они выступают как «вызовы», требующие учета в педагогической деятельности, гибкости и креативности, и переход на новый уровень профессионального развития сигнализирует о способности и готовности учителя работать с этими общественными вызовами, трансформировать обстоятельства на пользу учеников.

Второй по насыщенности была на Конференции секция «Психология образования». Многогранность сделанных докладов трудно уложить в логическую модель. В качестве нетипичной особенности, возможно, следует отметить практически полное отсутствие исследований когнитивных характеристик обучающихся и широкую представленность исследований личностного и социального компонента.

Социально-психологическая проблематика была раскрыта в таких докладах, как «Взаимосвязь демографических характеристик обучающихся и ритмов обучения», «Социальные интеракции среди дошкольников, их родителей и учителей (различия в представлениях родителей и учителей об образовании детей)», «Сбор и анализ дескрипторов, с помощью которых учителя описывают семьи», «Социальные эмоции и познание: как стыд и вина влияют на работу памяти», «Социальный климат образовательной среды в начальной школе», «Семья и школа: партнеры или конкуренты?», «Семья и межличностные отношения у младших подростков», «Интеграция в итальянской начальной школе». Несмотря на различия в целях и фактуре данных, общим лейтмотивом выводов из вышеперечисленных исследований оказалось понимание влияния участников образовательного процесса на его качество. Например, изучение представлений о семье учителей Чешской Республики обнаружило использование ими от 2 до 31 дескриптора и ориентировку на «скрытые» категории: гетеро-/гомосексуальность, город/село, чех/национальное меньшинство, — которые и определяют отношения, установки, предубеждения.

В другом исследовании обнаружено, что отношения и взаимодействие школьников друг с другом, а также отношение семьи к школе формируют «скрытый учебный план», где одни предметы игнорируются и саботируются, а другие считаются предпочтительными. Интервью с 10-11-летними детьми эмигрантов вскрывают важность овладения новым языком для того, чтобы иметь возможность войти в новый мир, установить адекватные взаимоотношения с одноклассниками и учителями, развить чувство принадлежности к классу, школе, принимающему обществу. В исследовании отношения родителей к школе установлено, что большая часть родителей приветствует уменьшение количества связанных со школой обязанностей, ориентируясь при этом на такой показатель, как удовлетворенность ребенка посещением школы. Учителя же со своей стороны ожидают сотрудничества в части подготовки к урокам, рассматривая этот фактор как необходимое условие их успешной работы. В то же время в докладе «Время на домашнюю работу» подчеркивается отсутствие положительной корреляции между академической успешностью и временем, потраченным на домашнюю работу. Согласно иерархической модели, такие переменные, как уровень тревожности, напряженности, подготовленности класса, имеют большее значение, чем затраченное на домашнюю работу время.

Среди личностных исследований в образовании доминируют интегративные работы, нацеленные на осмысление совместного проявления аффективных и когнитивных процессов. В докладе «Аффективные детерминанты математических достижений в основной школе» анализируются такие категории, как тревожность, отношение, привычки. В работе «Лексическое отрицание в школьной практике» проведена инвентаризация

48

словаря учеников и выявлено 98 глаголов, использующихся с префиксом «не». Тендерный фактор в исследованиях представлен на уровне описания установок дошкольников (выявлено, что у девочек их больше, чем у мальчиков, и чем выше вербально-когнитив-ные навыки ребенка, тем меньше у него стереотипных представлений) и предпочтений цвета (различия в предпочтениях на достоверном уровне выявлены для синего, зеленого, розового и черного цветов). Кроме того, следует отметить значительное количество исследований, связанных с тревожностью, саморегуляцией, ценностями, психолингвистическими аспектами невербальной коммуникации, самостоятельностью, убеждениями, интересом и мотивацией.

Секция «Образование и технологии» попыталась охватить все многообразие активно развивающихся методов обучения, ориентируясь на проблемы овладения вторым языком, билингвизма, работы в малых группах, коммуникации, концентрации внимания, взаимодействия, усвоения большого объема информации. Наибольший интерес вызвали исследования, связанные с обучением посредством электронных систем (г-1гагп1п£) и ролью социальных сетей и Интернета в образовании. Е-1еагтщ — активно развивающееся направление. Внедрение мультимедиа-проекторов, компьютеров, интерактивных досок, ¡Рай'ов в сферу образования породило необходимость понимания их потенциала в оптимизации образовательного процесса и повышении его качества. Именно в контексте этих проблем на Конференции были представлены такие доклады, как «Принятие решений в г-Ыагтщ: предсказательная модель правильности/ошибочности решений», «Формирование рабочих навыков в смешанных группах (на основе е-1гагтщ в реальном взаимодействии)», «Электронный учебник: проблемы использования», «Обучение письму на основе 7Т-технологий», «Управление и развитие рефлексии в веб-ориентированном обучении». Большая часть этих докладов доказывает эффективность электронных средств обучения в формировании учебных навыков, в том числе и таких сложных, как формулирование вопросов исследования и гипотез, планирование эксперимента, анализ полученной информации, обобщение и целеполага-ние. Основой эффективности выступают необычность и гибкость виртуального дизайна и возможность получения оригинальных подсказок, помогающих рефлексировать свою активность.

Включенность школьников в социальные сети и погружение в Интернет повлекли за собой множество новых феноменов, имеющих как позитивное, так и негативное значение для сферы образования и становления личности. По данной теме на Конференции были представлены такие исследования, как «Межкультурное качественное рассмотрение социальных сетей и успеваемости», «Риски Интернет-коммуникации». Полученные результаты позволяют утверждать: прибегая к интернет-ресурсам, дети довольно часто испытывают разные формы унижения, оскорбления и стыда. Эти наиболее распространенные формы запугивания испытал каждый третий среди опрошенных детей (N=230). Каждый четвертый школьник имеет опыт взламывания чужого аккаунта и входа на него без разрешения владельца, причем некоторые сделали это, чтобы нанести вред владельцу. Киберзапугивание касается не только школьников — оно распространено и среди студентов высших учебных заведений. Многие студенты становятся жертвами различных форм кибератак: запугивания, шантажа, выкладывания откровенных фотографий и порочащих видеоматериалов. Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план проблему безопасного использования интернет-технологий и сохранения личностной неприкосновенности в интернет-пространстве. Уже сегодня исследователи

49

предлагают технологии погружения родителей и старшеклассников в программы безопасности социальных сетей.

Наша делегация представила на Конференции три доклада, объединенные общим научно-исследовательским проектом «Исследовательский потенциал студентов». Кандидаты психологических наук Н. Н. Искра и Н. Л. Москвичева выступали с докладом «Ценности и исследовательский потенциал студентов». Особый интерес у аудитории вызвал результат, устанавливающий наименьшее количество корреляций когнитивного компонента исследовательского потенциала с системой ценностей студентов: только одна отрицательная взаимосвязь с ценностями профессиональной самореализации у студентов философского факультета и отсутствие корреляций у будущих медиков. Данный факт требует дополнительного изучения, но уже сегодня можно сделать вывод, что ценностно-смысловая сфера не является ключевой для реализации студентами своих способностей в научной деятельности.

В докладе «Роль когнитивных процессов в реализации исследовательского потенциала студентов» (д-р пед. наук Л. А. Даринская, канд. психол. наук С. И. Розум) рассматривались обнаруженные значимые различия в уровне гибкости, критичности и быстроте логического мышления среди студентов с высоким уровнем исследовательского потенциала. Исходя из полученных данных, можно предположить, что развитие исследовательского потенциала на этапе обучения в высшей школе носит дискретный характер, ситуативно и спонтанно: компоненты слабо связаны между собой, психологический ресурс не задействован в полной мере.

В презентации «Личностные характеристики и исследовательский потенциал студентов» (д-р психол. наук С. Н. Костромина, д-р пед. наук Н. В. Бордовская) были представлены данные, позволяющие сформировать психологический портрет студента с высоким уровнем исследовательского потенциала: такие студенты более активны и артистичны, сфокусированы на кооперации, упорны в достижении своих целей, но расслаблены в поведении, ответственны и любознательны. Ключевыми характеристиками для них выступают факторы «Самоконтроль/Импульсивность» и «Экспрессивность/Практичность» (3-й и 5-й факторы по «5-факторному опроснику»). Более половины показателей по этим факторам демонстрируют достоверные различия между студентами с высоким и низким уровнем исследовательского потенциала. Общий итог трехлетнего исследования кафедры будет оформлен в виде монографии с полным обзором всех полученных результатов.

С материалами конференции можно познакомиться на сайте ICEEPSY1.

Статья поступила в редакцию 31 октября 2013 г.

1 ICEEPSY 2013. иКХ: http://www.iceepsy.org/content.asp?Units_id=51 (дата обращения: 19.11.2013).

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.