Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (АНАЛИЗ ТЕМ)'

ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (АНАЛИЗ ТЕМ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / межпредметные связи / междисциплинарность / наукометрия / библиометрия / темы / диссертации / psychology / interdisciplinary connections / interdisciplinarity / scientometrics / bibliometrics / topics / dissertations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бугаев Константин Валериевич

В статье автор методами наукометрического анализа массива диссертационных работ за период 2019-2021 гг показывает межпредметные связи психологии с близкими к ним дисциплинами – биология, медицина (психиатрия), социология, философия. В частности получены следующие результаты: выявлены междисциплинарные дескрипторы (встречаются в нескольких дисциплинах); определена доля совпадающих дескрипторов психологии с иными науками изучаемого ряда; установлены доминирующие дескрипторы (на которые приходиться не менее половины общей суммы весов). Исследование будет полезно изучающим межпредметные связи педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY: INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS (TOPIC ANALYSIS)

In the article, the author, using the methods of scientometric analysis of an array of dissertations for the period 2019-2021, shows the interdisciplinary connections of psychology with disciplines close to them biology, medicine (psychiatry), sociology, philosophy. In particular, the following results were obtained: interdisciplinary descriptors (found in several disciplines) were identified; the share of coinciding descriptors of psychology with other sciences of the studied series was determined; dominant descriptors are established (accounting for at least half of the total weights). The study will be useful for those who study interdisciplinary connections between pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (АНАЛИЗ ТЕМ)»

Научная статья УДК 159.9/001

DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-170-180

ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (АНАЛИЗ ТЕМ) Бугаев К. В.

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, Россия, kbugaev@yandex. ru

Аннотация. В статье автор методами наукометрического анализа массива диссертационных работ за период 2019-2021 гг показывает межпредметные связи психологии с близкими к ним дисциплинами - биология, медицина (психиатрия), социология, философия. В частности получены следующие результаты: выявлены междисциплинарные дескрипторы (встречаются в нескольких дисциплинах); определена доля совпадающих дескрипторов психологии с иными науками изучаемого ряда; установлены доминирующие дескрипторы (на которые приходиться не менее половины общей суммы весов). Исследование будет полезно изучающим межпредметные связи педагогики и психологии.

Ключевые слова: психология, межпредметные связи, междисциплинарность, наукометрия, библиометрия, темы, диссертации.

PSYCHOLOGY: INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS (TOPIC ANALYSIS) Bugaev K. V.

Siberian Institute of Business and Information Technologies, Omsk, Russia, kbugaev@yandex. ru

Abstract. In the article, the author, using the methods of scientometric analysis of an array of dissertations for the period 2019-2021, shows the interdisciplinary connections of psychology with disciplines close to them - biology, medicine (psychiatry), sociology, philosophy. In particular, the following results were obtained: interdisciplinary descriptors (found in several disciplines) were identified; the share of coinciding descriptors of psychology with other sciences of the studied series was determined; dominant descriptors are established (accounting for at least half of the total weights). The study will be useful for those who study interdisciplinary connections between pedagogy and psychology.

Keywords: psychology, interdisciplinary connections, interdisciplinarity, scientometrics, bib-liometrics, topics, dissertations.

Психологические знания востребованы практически во всех сферах жизнедеятельности человека - специалисты справедливо отмечают: «В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах» [2 , с. 37]. В частности весьма сильны связи психологии с педагогикой - «формирование нового знания в разделе «Педагогика» часто становится невозможным без опоры на психологические знания... Взаимопроникновение отдельных дисциплин способствует целостному восприятию психолого-педагогических явлений и процессов» [1, с. 31,33]. Не исключением является также медицина - «Знание психологии и педагогики может помочь будущему врачу эффективно реализовать себя в творческой деятельности, гармонизировать процессы общения с пациентами» [3, с. 59]. Но и в принципе специалисты указывают на важность психологических знаний во многих областях, поскольку «тенденция междисциплинар-ности, интеграции различных научных областей, преодоления разделяющих их «ведомственных» границ может быть отнесена к числу основных современных тенденций в социокультурном развитии человечества» [4, с. 5].

Связи психологии интуитивно понятны, но интересен вопрос каковы их объективные показатели? Мы попытаемся изучить эту проблему, выполнив обзор научных трудов методами наукометрии - нас интересует вопрос о том, какие имеются общие с ней темы у близких к психологии дисциплин. Таким образом, применяя методы библиометрического анализа мы проведем исследование массива диссертаций из базы Российской государственной библиотеки за период 2019-2021 гг. по следующим наукам: психология, педагогика, биология, медицина (психиатрия), социология, философия.

Изучим указанный публикационный массив методом анализа дескрипторов - лексических единиц (слов, словосочетаний), служащих для выражения основного смыслового содержания текста и характеризующиеся смысловым весом (от 1 до 100). Напомним, что дескриптор - это единица языка, соответствующая определенному ключевому или базовому понятию, включенному в тезаурус. Это термин со строго фиксированным значением, без синонимов.

Нами произведено следующее:

1. Из названий работ по всем шести дисциплинам выделены дескрипторы -их общее количество составило 905.

2. Осуществлена лемматизация (процесс приведения словоформы к лемме -её нормальной (словарной) форме) полученных дескрипторов (указанное вы-

полнено для дальнейшего единообразного представления полученных слов-дескрипторов).

3. С полученными данными проводились дальнейшие исследования.

Нами получены данные, характеризующие по дисциплинам процент дескрипторов, которые встречаются в нескольких дисциплинах (назовем их «междисциплинарные дескрипторы») - см. таблицу 1.

Таблица 1

Междисциплинарные дескрипторы (% по наукам)

Биология Медицина (психиатрия) Педагогика Психология Социология Философия

37,3 33,1 33,1 53,2 34,1 24,1

Графическое представление - см. рис. 1.

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

Рис. 1. Междисциплинарные дескрипторы (% по наукам)

Можно наблюдать, что наиболее нагруженная междисциплинарными дескрипторами наука - это психология; наименее - философия.

Далее исследуем долю совпадающих дескрипторов (по сумме их весов от общего веса всех дескрипторов) психологии с иными науками изучаемого ряда - см. таблицу 2.

Таблица 2

Доля совпадающих дескрипторов психологии с иными науками (%)

Биология Медицина (психиатрия) Педагогика Социология Философия

6,7 23,8 40,7 5,2 7,8

Графическое представление - см. рис. 2.

Рис. 2. Доля совпадающих дескрипторов психологии с иными науками (%)

Мы видим, что наибольшая доля совпадений дескрипторов у психологии с педагогикой; наименьшая - с социологией.

Далее изучая сумму весов дескрипторов можно показать те из них, на которых приходиться не менее половины общей суммы весов - назовем их «доминирующие дескрипторы» (т.е. наиболее употребляемые, весомые). Таковых выявлено 14. Покажем их - см. таблицу 3 (напомним - они лемматизированы).

Таблица 3

Доминирующие дескрипторы

Дескриптор 2019 2020 2021 Сумма весов Ранг

психологический 99 100 99 298 1

деятельность 99 99 99 297 2

социально |социальный-психологический 99 99 99 297 2

студент 99 99 99 297 2

психологический особенность 99 91 87 277 3

подростковый|подросток 47 99 78 224 4

профессиональный деятельность 49 65 99 213 5

сотрудник 14 93 99 206 6

личностный 99 104 0 203 7

вуз 0 99 99 198 8

социально [социальный 0 99 99 198 8

педагогиче ский 0 61 99 160 9

курсант 0 81 56 137 10

психолого-педагогический 0 52 81 133 11

Анализ этих данных позволяет увидеть, что, прежде всего, дискурс в к психологии нацелен на социальные и педагогические проблемы.

Попытаемся также методом анализа дескрипторов названий работ изучаемого массива, выявить новые и актуальные направления исследований.

Напомним, что с определенными ограничениями возможно утверждать, что высокие показатели смыслового веса дескриптора указывают на высокую актуальность проблемы, данными дескрипторами описываемой - мы назвали её библиометрической актуальностью. При этом показатели актуальности и новизны находятся (применительно к рассматриваемому нами методу) в обратном отношении - высокие показатели суммарного веса дескрипторов, описывающих проблему, указывают чаще всего на её актуальность, но сам факт весомого отражения проблемы в дискурсе снижает новизну. И чем меньше будет общая сумма весов дескрипторов, описывающих проблему (тему, направление исследования), и чем за меньший интервал времени от точки настоящего она обсуждается - тем новизна у данной проблемы выше. Будем также считать, что но-

визна также снижается по экспоненциальному закону - в условно настоящем её значение максимально, а за определенный период времени назад она снижается до несущественных значений.

Покажем результаты расчет веса дескрипторов из Психологии с учетом убывания новизны. Дескрипторы лемматизированы и показаны по убыванию их веса и, соответственно, по возрастанию новизны (чем меньше суммарный вес дескрипторов, описывающих тему, тем выше новизна) - в целях экономии места показаны по 10-ть значимых дескрипторов из верхней и нижней частей этого списка - см. таблицу 4.

Таблица 4

Удельные веса дескрипторов Психологии с учетом убывания новизны

Дескриптор Вес Дескриптор Вес

психологический 149,19 • криминальный 1,76

деятельность 148,82 • МВД россия 1,76

социально психологический 148,82 • психологический условие 1,76

студент 148,82 • отношение 1,51

вуз 135,42 • дошкольный 1,47

социально |социальный 135,42 • ребенок дошкольный возраст 1,1

сотрудник 135,11 • мать 1,1

психологический особенность 133,88 • межличностный 1,1

профессиональный деятельность 129,54 • ребенок 1,1

педагогиче ский 121,44 • ценностный-смысловой 0,41

Наибольшей новизной согласно предложенному методу обладают темы, находящиеся внизу списка (в таблице это номера дескрипторов 111-120). При этом наибольшей степенью библиометрической актуальности обладают темы в верхней части списка (в таблице это номера дескрипторов 1-10).

Поэтому для целей выбора оптимального направления исследований по соотношению «актуальность темы - новизна темы» исследователю можно предложить обратить больше внимание на темы, находящиеся в средней части списка, приведем часть из них: «сотрудник фсин», «профессия», «интеллект», «ресурс», «служебный деятельность», «адаптация», «личность руководитель», «личностный потенциал», «расстройство личность», «структура личности».

Мы видим какие направлении исследований наиболее сбалансированы в аспекте новизны и актуальности.

Далее, проанализируем психологические работы на предмет встречаемости дескрипторов по годам и установим, что те из них, которые встречаются в работах минимум в 3-х из 5-ти исследуемых временных периодов - это темы, вызывающие стабильный интерес научной популяции (это также характеризует ядро основных тем предметной области). Таковых дескрипторов выявлено 8 (примерно 6,7% от всех) - см. таблицу 5.

Таблица 5

Дескрипторы Психологии, вызывающие стабильный интерес научной популяции (упоминания)

Дескриптор 2019 2020 2021 Сумма весов

деятельность 99 99 99 297

психологический 99 100 99 298

психологический особенность 99 91 87 277

социально |социальный-психологический 99 99 99 297

студент 99 99 99 297

профессиональный деятельность 49 65 99 213

подростковый|подросток 47 99 78 224

сотрудник 14 93 99 206

Как видим, стабильный интерес учёных вызывает тематика социальных и подростковых проблем, образования, профессиональной деятельности.

Далее интересно выяснить вопрос о том, какие термины в названиях работ по Психологии уникальны для последнего временного интервала - т.е. для 2021 гг. и таковых выявлено 41. Приведем часть из них: «личность», «процесс», «психический», «социально-психологический фактор», «здоровье», «психический состояние», «профессиональный деятельность сотрудник», «ролевой», «суицидальный», «деятельность студент».

Покажем также уровень совпадения лексики в названиях психологических работ по периодам - см. таблицу 6.

Таблица 6

Совпадение лексики в названиях работ по Психологии по периодам

Период 2019-2020 2019-2021 2020-2021

К-во дескрипторов за период 92 87 133

Совпадений, сумма 12 10 21

Совпадений, % 13,0 11,5 15,8

Как видим наибольшее совпадение лексики в названиях работ фиксируется в паре 2020-2021 гг.

Проведен также корреляционный анализ весов дескрипторов названий работ по Психологии по периодам времени и получена матрица из более 7 тысяч значений. Получив эти данные, возможно, например, показать связи различных тематик друг с другом. Так, например, нас интересует психологии и педагогики. Покажем высокие значимые значения корреляций термина «педагогический» с иными - см. таблицу 7.

Таблица 7

Значимые значения корреляции дескриптора «педагогический»

в работах по Психологии

Дескриптор Значение Дескриптор Значение Дескриптор Значение Дескриптор Значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудник 0,95 Психический состояние 0,79 интеллект 0,79 адаптационный готовность 0,79

профессиональный деятельность 0,94 профессиональный деятельность сотрудник 0,79 адаптация 0,79 Латеральный предпочтение 0,79

вуз 0,92 ролевой 0,79 Личность руководитель 0,79 образовательный среда детский сад 0,79

|социальный 0,92 суицидальный 0,79 Личностный потенциал 0,79 осужденный 0,79

Окончание табл. 7

Дескриптор Значение Дескриптор Значение Дескриптор Значение Дескриптор Значение

психологический фактор 0,8 3 деятельность студент 0,79 расстройство личность 0,7 9 Отбывании наказание 0,7 9

деятельность 0,7 9 ресурс| ресурсы 0,79 Структура личность 0,7 9 психофизиологический 0,7 9

социально| социальный-психологический 0,7 9 субъект 0,79 Сфера личность 0,7 9 эмоция у ребенок дошкольный возраст 0,7 9

студент 0,7 9 направление 0,79 жизнестойкость 0,7 9 Условие развитие регуля-торный функция и понимание эмоция у ребенок дошкольный 0,7 9

личность 0,7 9 Ребенок с ограниченный возможность здоровье 0,7 9 замещать 0,7 9 эмоциональный интеллект 0,7 9

процесс 0,7 9 взаимосвязь 0,7 9 мотивация 0,7 9 эмоциональный 0,7 9

психический 0,7 9 структурный 0,7 9 Особенность субъективный психологический 0,7 9 курсант 0,7 7

социально психологический фактор 0,7 9 Сотрудник полиция 0,7 9 пространство 0,7 9 подростковый 0,7

здоровье 0,7 9 Сотрудник фсин 0,7 9 психологический готовность 0,7 9

Полученные данные корреляции любопытны с точки зрения наиболее сильных связей педагогической проблематики в психологии - анализируя эти данные можно также видеть преимущественные направления рассуждений научного сообщества в данном аспекте.

Таким образом, результаты нашего анализа массива диссертаций из базы Российской государственной библиотеки за период 2019-2021 гг. по следующим наукам: психология, педагогика, биология, медицина (психиатрия), социология, философия на предмет общности тем у близких к психологии дисциплин таковы:

1. Выявлены междисциплинарные дескрипторы (встречаются в нескольких дисциплинах). Наиболее нагруженная междисциплинарными дескрипторами наука - это психология; наименее - философия.

2. Определена доля совпадающих дескрипторов психологии с иными науками изучаемого ряда. Наибольшие совпадения дескрипторов у психологии с педагогикой; наименьшие - с социологией.

3. Установлены доминирующие дескрипторы (на которые приходиться не менее половины общей суммы весов). По данному параметру выявлено, что дискурс психологии нацелен в основном на социальные и педагогические проблемы.

4. Обнаружены направления психологических исследований, которые наиболее сбалансированы в аспекте новизны и актуальности.

5. Выявлены темы Психологии, вызывающие стабильный интерес научной популяции.

6. Найден уровень совпадения лексики в названиях психологических работ по временным периодам.

7. Выявлены значимые значения корреляции дескриптора «педагогический» в работах по Психологии.

Проведенные исследования в своей совокупности позволяют увидеть общую картину изучаемых тем российского научного дискурса по вопросам психологии в аспекте её междисциплинарных связей, что любопытно как с науковедческой точки зрения, так и в плане изучения собственно самой психологии.

Библиографический список

1. Елагина В. С. Интегративный подход к изучению дисциплины «психология и педагогика» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 26.

2. Камолова Ш. М., Ахмедова Н. О., Мунаровна Н. М. Инновационные методы преподавания психологии и связь с педагогикой // Педагогика и современность. 2014. Т. 2. № 2. С. 37-40.

3. Приленский Б. Ю., Приленская А. В., Бухна А. Г., Канбекова Р. И. Особенности преподавания психологии и педагогики в системе высшего медицинского образования // Университетская медицина Урала. 2021. Т. 7. № 3 (26). С. 59-61.

4. Соломин В. П., Набок И. Л. Междисциплинарная интеграция как вектор развития современной педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 3. С. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.