Научная статья на тему 'Криминалистическая дидактика: современная ситуация и тенденции'

Криминалистическая дидактика: современная ситуация и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / ДИДАКТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ КРИМИНАЛИСТИКИ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / НАУКОМЕТРИЯ / БИБЛИОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаев К. В.

В статье проведен анализ названий работ массив научных публикаций из базы eLIBRARY по критериям поиска: «преподавание криминалистики», «дидактика криминалистики». Целью работы является выявление основных параметров данного публикационного массива методами библиометрии и анализа дескрипторов. Автор статьи пришел к следующим основным результатам: в целом за весь изучаемый период с 1992 года наличествует тенденция на рост количества работ по изучаемой тематике, однако с 2015 года интерес авторов к данной проблематике несколько стал снижаться; количество авторов на одну работу имеет тренд к некоторому увеличению, что может свидетельствовать о стремлении авторов к более широкой коммуникации в научных исследованиях; Количество ссылок на 1 работу резко снижается; Основную массу трудов составляют работы в журналах и сборника; количество работ в соавторстве составляет в среднем около 20%,; показаны наиболее продуктивные авторы-дидакты, которые получили наибольшее количество ссылок на свои произведения к общему количеству их работ (это условные лидеры изучаемого направления); продемонстрированы наиболее цитируемые произведения; методом анализа дескрипторов, применяемых в названиях работ, установлено какая именно тематика преобладает в дидактическом научном дискурсе по вопросам криминалистики; Проведено исследование освещенности дидактико-методологических вопросов; установлены тематики, имеющие в библиометрическом смысле наибольшую новизну и наибольшую актуальность. Полученные результаты могут быть применены в процессе подготовки научных работ и методических материалов по вопросам преподавания криминалистики, а также в сфере наукометрических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая дидактика: современная ситуация и тенденции»

УДК 378 / 343.98 ББК 67. 52 Б90 © К. В. Бугаев

К. В. Бугаев

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

В статье проведен анализ названий работ массив научных публикаций из базы eLIBRARY по критериям поиска: «преподавание криминалистики», «дидактика криминалистики». Целью работы является выявление основных параметров данного публикационного массива методами библиометрии и анализа дескрипторов. Автор статьи пришел к следующим основным результатам: в целом за весь изучаемый период с 1992 года наличествует тенденция на рост количества работ по изучаемой тематике, однако с 2015 года интерес авторов к данной проблематике несколько стал снижаться; количество авторов на одну работу имеет тренд к некоторому увеличению, что может свидетельствовать о стремлении авторов к более широкой коммуникации в научных исследованиях; Количество ссылок на 1 работу резко снижается; Основную массу трудов составляют работы в журналах и сборника; количество работ в соавторстве составляет в среднем около 20%,; показаны наиболее продуктивные авторы-дидакты, которые получили наибольшее количество ссылок на свои произведения к общему количеству их работ (это условные лидеры изучаемого направления); продемонстрированы наиболее цитируемые произведения; методом анализа дескрипторов, применяемых в названиях работ, установлено какая именно тематика преобладает в дидактическом научном дискурсе по вопросам криминалистики; Проведено исследование освещенности дидактико-методологических вопросов; установлены тематики, имеющие в библиометрическом смысле наибольшую новизну и наибольшую актуальность. Полученные результаты могут быть применены в процессе подготовки научных работ и методических материалов по вопросам преподавания криминалистики, а также в сфере наукометрических исследований.

Ключевые слова: криминалистика, дидактика, криминалистическое образование, преподавание криминалистики, научный дискурс, методика преподавания, наукометрия, библиометрия

ногие отечественные педагоги-

М практики и учёные-дидакты отмечают, что, к сожалению, качество современного российского образования снижается. Тенденции действительно удручающи - сейчас высшее образование получают (точнее обретают вожделенные «корочки») люди, мягко говоря, не слишком способные и/или в принципе не желающие работать по профессии. Каковы причины данной ситуации - глупость? жадность? злой умысел? - если «да», то чей? - вопросы отдельные.

Конечно, все профессии современного общества важны, но особенно страшно представить себе безграмотного врача, безответственного инженера, безразличного учителя, малообразованного юриста (судью, прокурора или следователя). Мы далее будем говорить о преподавании нашей предметной области юриспруденции - криминалистике и, к несчастью, здесь тенденции также пока не обнадёживают - Е.А. Ерахтина справедливо отмечает: «В современном обществе на первый план вышли иные ценности, нежели нравственность, в связи с этим остро стоит проблема преподавания криминалистики» [4, с.318].

В ситуации общего регресса высшей школы и, в том числе, в целом низкого исходного уровня обучающихся, возникают вопросы о путях исправления ситуации, которые (в рамках наших возможностей) видятся, в частности, в совершенствовании образовательных методик, дидактики в целом.

Проблемы криминалистической дидактики освещались немалым количеством специалистов, писавших о различных направлениях повышения эффективности образовательного процесса: «Направлением внедрения ИКТ (информационно -коммуникационных технологий) в процесс преподавания курса «Криминалистика» является использова-

ние мультимедийных средств обучения» (Е.Е. Космодемьянская) [7, с.50]; «Полезной представляется практика проведения тематических телемостов с помощью интернет-видеосвязи» (Н.Б. Вахмянина) [3, с.265]; «Широкое использование компьютерных технологий во всех сферах человеческой деятельности диктует необходимость такого изменения предметного содержания учебных программ многих юридических дисциплин, в том числе и криминалистики, которое бы позволяло учесть возрастающие возможности достижений компьютерных наук. Обучение должно быть личностно-ориентированным» (В.Н. Большакова) [1, с.33]; «Наиболее оптимальным средством познания и выработки путей решения криминалистических ситуаций является ситуационное моделирование - метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов» (В.И. Щукин) [10, с.34]; «Возникает проблема, решение которой, как представляется, кроется в необходимости уточнения учебного курса криминалистики под конкретные специальности и специализации» (С.В. Пахомов) [8, с.303]; «Методика проведения практических занятий по криминалистике обусловлена прикладным характером науки... подход к проведению практических занятий должен иметь свои особенности» (Э.В. Фагманова) [9, с.166]; «Курс криминалистики должен строиться на фундаментальном методологическом принципе изучения научного материала: от общего к частному, от теории к практике, от основ к особенностям. Представляется целесообразным структуру частей учебного курса криминалистики изложить в свете положений системно-деятельностного подхода» (В.В. Игошин) [5, с.128]; «Уровень подготовки современных бакалавров будет повышаться, усиливая практическую составляющую обучения и реализуя следующие направления: при-

влечение практиков в учебный процесс, сценарии деловых игр, ознакомление с результатами экспертиз и следственных действий, проведение занятий на базе правоохранительных органов и т.д. А для формирования магистранта акценты должны в большей степени сместиться в сторону его самостоятельной работы и самообучения посредством современных обучающих технологий» (Е.В. Ионова, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин) [6, с.248-249].

Как видим, специалисты рассматривают различные варианты оптимизации и совершенствования методик обучения. На наш взгляд, ввиду уже достаточно обширной литературы по данному вопросу, возникла необходимость общего и всестороннего

анализа ситуации в криминалистической дидактике. Мы проведём исследование указанных проблем, анализируя отражение этих процессов с одной из возможных сторон, а именно - в научном дискурсе. Для этих целей, применяя методы библиометрии, изучим массив научных публикаций из базы eLIBRARY по критериям поиска: «преподавание криминалистики», «дидактика криминалистики». Всего в данной базе представлены работы с 1992 года (но, думается, это далеко не все труды, особенно до даты создания eLIBRARY) - их распределение - см. рисунок 1. В целях экономии места покажем период 2015 - 2019 гг. - см. таблицу 1.

Общие параметры массива публикаций

ВСЕГО 2015 2016 2017 2018 2019

ед. % ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %

ВСЕГО работ 89 100,0 11 12,4 23 25,8 24 27,0 19 21,3 12 13,5

Журнал 38 42,7 6 54,5 12 52,2 7 29,2 7 36,8 6 50,0

Сборник трудов 37 41,6 5 45,5 6 26,1 15 62,5 6 31,6 5 41,7

В книге 1 1,1 0 0,0 1 4,3 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Материалы конференции 2 2,2 0 0,0 1 4,3 0 0,0 1 5,3 0 0,0

Монография 2 2,2 0 0,0 1 4,3 0 0,0 1 5,3 0 0,0

Учебное пособие 8 9,0 0 0,0 2 8,7 2 8,3 4 21,1 0 0,0

Свидетельство о регистрации 1 1,1 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 1 8,3

В соавторстве 25 100,0 4 16,0 4 16,0 6 24,0 7 28,0 4 16,0

Авторов на 1 работу (сред.) 1,4 1,5 1,2 1,3 1,5 1,6

Ссылок на 1 работу (сред.) 0,5 1,7 0,8 0,0 0,2 0,0

Ссылок (сумма) 41 100,0 19 46,3 18 43,9 1 2,4 3 7,3 0 0,0

Авторов 121 100,0 16 13,2 27 22,3 31 25,6 28 23,1 19 15,7

Таблица 1

Покажем некоторые полученные результаты графически (для удобства представления данные разбиты на несколько рисунков) - см. рисунки 1, 2, 3, 4.

Рисунок 1. Распределение количества работа по го- Рисунок 2. Динамика количества трудов и динамика дам. количества авторов (Примечание: здесь и далее пря-

мая линия на графике - тренд)

Рисунок 3. Среднее количество на 1 работу: авторов Рисунок 4. Количество трудов по видам работ, % и ссылок

Таким образом, можно наблюдать следующее:

1) В целом за весь период с 1992 года наличествует тенденция на рост количества работ по изучаемой тематике, однако с 2015 года интерес авторов к данной проблематике несколько стал снижаться;

2) Количество авторов на одну работу имеет тренд к некоторому увеличению, что может свидетельствовать о стремлении авторов к более широкой коммуникации в научных исследованиях по данному направлению;

3) Количество ссылок на 1 работу резко снижается. Пик цитирования пришелся на работы 5-ти летней давности (2015 год). Возможно, работы 20192019 годов ещё не успели попасть в поле зрения специалистов и быть ими осмысленными, а также не ис-

Примечание: дробные ссылки получены ввиду наличия работ в соавторстве, где количество ссылок на данную работу делилось на число соавторов.

ключено, что вопросы дидактики; требуют более глубокого авторского анализа;

4) Основную массу трудов (в среднем 84%) составляют работы в журналах и сборниках;

5) Количество работ в соавторстве составляет в среднем около 20% (что сравнительно не так уж много), но имеет тренд к увеличению.

Нами далее проведено исследование авторского состава изучаемого направления. Всего за изучаемый период упоминаются работы 117 авторов (102 единичных авторский фамилии). Покажем наиболее продуктивных авторов, которые получили наибольшее количество ссылок на свои произведения к общему количеству их работ (это условные лидеры изучаемого направления) - см. таблицу 2.

Исследуем также активность авторов (отделим этот термин от термина «продуктивность») по количеству работ - покажем авторов, имеющих более одной работы - см. таблицу 3.

Таблица 2

Наиболее продуктивные авторы_

Автор Всего работ Всего ссылок Ссылок/Работ Ранг продуктивности

Волчецкая Т.С. 1 11 11,0 1

Журавлев С.Ю. 2 8 4,0 2

Варданян А.В. 1 3,7 3,7 3

Грибунов О.П. 1 3,7 3,7 3

Трубкина О.В. 1 3,7 3,7 3

Лузгин И.И. 1 2 2,0 4

Шишкина Е.В. 1 2 2,0 4

Кравченко А.Н. 1 1 1,0 5

Тишутина И.В. 1 1 1,0 5

Шутемова Т.В. 1 1 1,0 5

Таблица 3

Активность авторов

Автор Всего работ

Толстолужинская Е.М. 8

Ветрила Е.В. 3

Журавлев С.Ю. 2

Абрамова Н.Г. 2

Босак Е.Е. 2

Гармаев Ю.П. 2

Горовой В.В. 2

Тесленко Е.С. 2

Фролова Е.Ю. 2

Как видим продуктивность и активность авторов практически не совпадают.

Далее. Продемонстрируем наиболее цитируемые произведения. Нами по данному параметру вы-

явлено 13 рангов произведений, из которых больше половины цитирований приходилось на первые 4 ранга (это 6 работ - т.е. около 3,5% от всего количества трудов). Покажем эти труды - см. таблицу 4.

Таблица 4

Наиболее цитируемые произведения

Произведение Авторы Выходные данные Цитирований Ранг

1. Криминалистика Никонович С.Л., Могутин Р.И., Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Брусенцева В.А. учебно-методическое пособие. Рекомендовано НИИ образования и науки в качестве учебно-методического пособия для студентов, курсантов, слушателей высших учебных заведений, изучающих «Юриспруденцию» по направлению бакалавриат и специалитет / Институт права и экономики (г. Липецк); Волгоградская академия МВД России. Тамбов, Липецк, 2014. 38 1

2. Криминалистика в системе научного знания: задачи и некоторые тенденции в современных условиях Шепитько В.Ю. Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 3 (4). С. 27-36. 16 2

3. О роли, месте и значении криминалистики, или проблемы, тенденции и перспективы ее развития в постбелкинский период Дегтярев С.В. Российский следователь. 2014. № 5. С. 8-10. 12 3

4. Преодоление противодействия расследованию преступлений в сфере компьютерной информации Косынкин А.А. Под редакцией Н.А. Подольного. Москва, 2013. Сер. Библиотека криминалиста 12 3

5. Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования Варданян А.В., Трибунов О.П., Трубкина О.В. Иркутск, 2016. 11 4

6. Современные направления развития криминалистики как науки и как учебной дисциплины Волчецкая Т.С. Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1. С. 349-353. 11 4

Мы продолжим наше изучение публикационного массива методом анализа дескрипторов - лексических единиц (слов, словосочетаний), служащих для выражения основного смыслового содержания текста и характеризующиеся смысловым весом (смысловой вес дескриптора принимает значение от 1 до 100. Максимальное значение, равное 100, говорит о том, что понятие является ключевым; близкое к единице значение показывает, что соответствующая тема лишь вскользь упомянута в тексте).

Нами произведено следующее:

Общие данные по

1). Выделены дескрипторы - их общее количество составило 165 (использовалась компьютерная программа TextAnalyst v. 2. 01).

2). Осуществлена лемматизация (процесс приведения словоформы к лемме - её нормальной (словарной) форме) полученных дескрипторов (указанное выполнено для дальнейшего единообразного представления полученных слов-дескрипторов).

3). С полученными данными проводились дальнейшие исследования.

Нами получены следующие общие данные (покажем период 2015 - 2019 гг) - см. таблицу 5.

Таблица 5

применяемым дескрипторам

Дескриптор Веса дескрипторов Сумма весов Ранг

2015 2016 2017 2018 2019

Криминалистика 99 197 198 76 0 570 1

Преподавание 98 198 99 92 0 487 2

Преподавание криминалистика 39 93 99 45 98 374 3

Дисциплина 0 0 99 198 0 297 4

ФСИН Россия вуз 0 0 0 97 0 97 5

Преподавание дисциплина 0 0 0 97 0 97 5

Преподавание образовательный криминалистика в 0 0 0 0 93 93 6

Интерактивный 0 0 88 0 0 88 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология 0 0 88 0 0 88 7

Преподавание дисциплина 0 0 78 0 0 78 8

Особенность 0 74 0 0 0 74 9

При преподавание криминалистика дисциплина 0 70 0 0 0 70 10

Уголовный 0 0 69 0 0 69 11

Преподавание практико подход ориентировать криминалистика 0 0 69 0 0 69 11

Преподавание особенность 0 68 0 0 0 68 12

Криминалистический 0 0 0 63 0 63 13

Процесс преподавание 0 0 0 45 0 45 14

Вопрос 39 0 0 0 0 39 15

Проблема 39 0 0 0 0 39 15

Курс криминалистика 39 0 0 0 0 39 15

Процесс 0 0 32 0 0 32 16

Цикл 0 0 26 0 0 26 17

Россия 0 0 23 0 0 23 18

Юридический преподавание кейс использование дисциплина 0 23 0 0 0 23 18

Технология преподавание 0 23 0 0 0 23 18

Расследование 0 0 21 0 0 21 19

Юридический криминалистика вуз 0 19 0 0 0 19 20

Некоторый 0 0 18 0 0 18 21

Обучение 0 0 3 0 0 3 22

Перспектива 0 0 0 3 0 3 22

Метод 0 0 3 0 0 3 22

Применение инструментарий 0 0 0 3 0 3 22

Мы, таким образом, можем видеть, какая именно тематика преобладает в дидактическом научном дискурсе по вопросам криминалистики. В частности, как видим, педагоги-криминалисты в своём научном поиске применяют вполне современную терминологию: «интерактивный подход», «технология», «практико-ориентированный подход», «кейс» и пр.

Нами также проведено исследование освещенности в изучаемых трудах дидактико-

методологических вопросов (исходя из заглавий работ!). Дескрипторов, упоминающих данный термин обнаружено 86, а из них касающихся методики 7 («методика», «преподавание методика», «преподавание методика криминалистика», «совершенствование преподавание методика», «обучение метод», «метод», «частный преподавание методика»). Покажем некоторые результаты - см. таблицу 6.

Таблица 6

Показатели дескрипторов, освещающих дискурс по вопросам криминалистики

Сумма весов дескрипторов со смыслом «дидактика» 3254

Доля весов дескрипторов со смыслом «дидактика» от общей массы, % 48,5

Сумма весов дескрипторов со смыслом «метод» 112

Доля весов дескрипторов со смыслом «метод» от общей массы, % 1,7

Далее. Попытаемся методом анализа дескрипторов названий работ изучаемого массива, по методике, изложенной в нашей предыдущей работе [2, с.49-54], выявить новые и актуальные направления исследований.

Напомним, что с определенными ограничениями, возможно утверждать, что высокие показатели смыслового веса дескриптора указывают на высокую актуальность проблемы, данными дескрипторами

Веса дескрипторов с учетом

описываемой - мы назвали её библиометрической актуальностью. Покажем результаты расчет веса дескрипторов с учетом убывания новизны. Дескрипторы лемматизированы и показаны по убыванию их веса и, соответственно, по возрастанию новизны (чем меньше суммарный вес дескрипторов, описывающих тему, тем выше новизна) - в целях экономии места показаны по 10-ть дескрипторов из верхней и нижней частей этого списка - см. таблицу 7.

Таблица 7

коэффициента убывания новизны

Дескриптор Вес Дескриптор Вес

Верхняя часть списка: Нижняя часть списка:

Преподавание криминалистика 133,3 Юридический преподавание кейс использование дисциплина 1,15

Преподавание образовательный криминалистика 93 Технология преподавание 1,15

Дисциплина 86,24 Перспектива 1,1

Криминалистика 66,38 Применение инструментарий 1,1

Преподавание 58,9 Юридический криминалистика вуз 0,95

ФСИН Россия вуз 35,68 Вопрос 0,71

Преподавание дисциплина 35,68 Проблема 0,71

Криминалистический 23,18 Курс криминалистика 0,71

Процесс преподавание 16,55 Обучение 0,41

Интерактивный 11,91 Метод 0,41

Наибольшей новизной согласно предложенному методу обладают темы, находящиеся внизу списка. При этом наибольшей степенью библиометриче-ской актуальности обладают темы в верхней части списка.

Поэтому для целей выбора оптимального направления исследований по соотношению «актуальность темы - новизна темы» исследователю в начале его научного поиска можно предложить обра-

тить больше внимание на темы, находящиеся в средней части списка, приведем часть их (напомним - они лемматизированы): «технология», «уголовный», «практико ориентировать подход криминалистика», «процесс», «цикл», «преподавание особенность», «расследование».

Темы, описываемые дескрипторами из верхней части списка вполне возможно исследовать в каче-

стве новых, если применить к ним новые «процедуры», исследовать с новых сторон.

Таким образом, результаты нашего анализа российского научного дискурса по тематике «Криминалистическая дидактика» таковы:

1) В целом за весь изучаемый период с 1992 года наличествует тенденция на рост количества работ по изучаемой тематике, однако с 2015 года интерес авторов к данной проблематике несколько стал снижаться.

2) Количество авторов на одну работу имеет тренд к некоторому увеличению, что может свидетельствовать о стремлении авторов к более широкой коммуникации в научных исследованиях.

3) Количество ссылок на 1 работу резко снижается. Пик цитирования пришелся на работы 5-ти летней давности.

4) Основную массу трудов составляют работы в журналах и сборниках.

5) Количество работ в соавторстве составляет в среднем около 20%, но имеет тренд к увеличению.

6) Показаны наиболее продуктивные авторы-дидакты, которые получили наибольшее количество ссылок на свои произведения к общему количеству их работ (это условные лидеры изучаемого направления).

7) Продемонстрированы наиболее цитируемые произведения.

8) методом анализа дескрипторов, применяемых в названиях работ, установлено какая именно тематика преобладает в дидактическом научном дискурсе по вопросам криминалистики. Проведено исследование освещенности в изучаемых трудах дидак-тико-методологических вопросов.

9) Установлены тематики, имеющие в биб-лиометрическом смысле наибольшую новизну и наибольшую актуальность.

Библиографический список

1. Большакова, В.Н. Дидактические аспекты преподавания темы «Информационные технологии в криминалистической методике расследования убийств» [Текст] / В.Н. Большакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. -№ 11-2 (37) . - С. 33-35.

2. Бугаев, К.В. Возможности определения новизны и актуальности научных тем методами наукометрии (на примере криминалистики) [Текст] / К.В. Бугаев // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2014. - №3 (54). - С.49-54.

3. Вахмянина, Н.Б. Возможности применения современных дидактических методов в процессе обучения криминалистике [Текст] / Н.Б. Вахмянина // Следствие в России: три века в поисках концепции : материалы Международной научнопрактической конференции (Москва, 12 октября 2017 года) / под общ. ред. А.И. Баст-рыкина. - М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. - 311 с.

4. Ерахтина, Е.А. Интерактивные методы преподавания криминалистики [Текст] / Е.А. Ерахтина // Наука и образование : опыт, проблемы, перспективы развития : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Образование: опыт, проблемы, перспективы развития / Краснояр. гос. аграр. унт. - Красноярск, 2019. - 370 с.

5. Игошин, В.В. Некоторые аспекты преподавания учебного курса криминалистики в системе юридического образования [Текст] / В.В. Игошин // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2013. - № 2. - С. 128-131.

6. Ионова, Е.В., Савельева, М.В., Смушкин, А.Б. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла [Текст] / Е.В. Ионова, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т. 12. - № 2. - С. 247-257.

7. Космодемьянская, Е.Е. Возможности использования инновационных технологий в процессе преподавания курса «Криминалистика» [Текст] / Е.Е. Космодемьянская // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2010. - № 1 (5) . - С. 48-52.

8. Пахомов, С.В. Концепция преподавания криминалистики с учетом специализации обучающихся в вузах системы МВД России [Текст] / С.В. Пахомов // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности : Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Редколлегия : С. В. Пахомов, Д. А. Натура, Л. А. Рычкалова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. - 336 с.

9. Фагманова, Э.В. Криминалистика как учебная дисциплина и методы ее преподавания [Текст] / Э.В. Фагманова // Криминалистика как наука и учебная дисциплина : история, настоящее и перспективы развития : Сборник Международной научно-практической конференции научно-практической конференции, посвященная 35-летию кафедры криминалистики Института права БашГУ // Под. общ. ред. И.А. Макаренко. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - 242 с.

10. Щукин, В.И. Использование метода моделирования в преподавании криминалистики [Текст] / В.И. Щукин // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 4. - С. 34-37.

Сведения об авторе:

Бугаев Константин Валериевич - доцент АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1, e-mail: kbugaev@yandex. ru)

Статья поступила в редакцию 20.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.