ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА КАК ФЕНОМЕН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
А.В. Спиридонов, Л.Н. Бенелли
Аннотация. В статье рассматривается понятие психологии материнства и современное понимание этого феномена в научном мире. Проводится теоретический анализ существующих исследований на данную тему, выделяются основные подходы к проблеме материнства на сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной среде. Изучаются основные этапы формирования отношений «мать - ребёнок», важнейшим из которых авторам представляется этап беременности и младенчества, а также само понятие материнства как часть личностной сферы женщины. Рассматривается также влияние факта запланированности беременности на формирование положительного эмоционального отношения к ребенку у матери.
Ключевые слова: материнство, беременность, родительство, семейная психология.
PSYCHOLOGY OF MOTHERHOOD AS A PHENOMENON IN RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
A.V. Spiridonov, L.N. Benelli
Abstract. The article examines the concept of the psychology of motherhood and the modern understanding of this phenomenon in the scientific world. A theoretical analysis of existing research on this topic is carried out, the main approaches to the problem of motherhood today in the domestic and foreign scientific environment are highlighted. The main stages of the formation of the relationship «mother - child» are studied, the most important of which the author considers the stage of pregnancy and infancy, as well as the very concept of motherhood as a part of a woman's personal sphere. The influence of the fact of planned pregnancy on the formation of a positive emotional attitude towards the child in the mother is also considered.
Keywords: motherhood, pregnancy, parenting, family psychology.
Анализ существующих теоретических исследований в психологии позволяет выделить три основных подхода к проблеме материнства:
Первый из них - культурно-исторический. Материнство, с позиции данного подхода, является одной из социальных женских ролей, детерминированной общественными нормами и ценностями, которые оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе [27].
Второй подход - природно-биологический. Представители этого подхода изучают материнство как биологическую предрасположенность женщины к определённым образцам
поведения, как «материнский инстинкт». Материнское поведение, с позиции биологического подхода, является лишь деятельностью, направленной на организацию физиологической и стимульной среды для развития ребёнка [27]. К этому подходу относят некоторые направления, в которых сочетаются биологический и психологический подходы к материнству. К таким направлениям относят этологический, социобиологический, физиологический и психофизиологический подходы, сравнительные биопсихологические исследования.
Третий подход - функционально-личностный, анализирует материнство как одну из составляющих личностной сферы женщины. В рамках данного подхода изучаются материнские установки, ожидания [36], удовлетворенность ролью матери в разные возрастные периоды ребенка, материнская компетентность, материнские качества, считающиеся наиболее оптимальными для полноценного развития ребенка, влияние материнско-дочерних отношений на успешность материнства дочери, а также изучаются особенности половозрастной и личностной идентификации женщины [30; 35]. В рамках функционального подхода выделяются несколько направлений, среди которых - психоаналитическое, феноменологическое, психолого-педагогическое, психотерапевтическое.
Представители психоаналитического направления А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Д. Пайнз, Э. Феникс, М. Кляйн, М. Марконе, С. Фанти, Ф. Дольто К. Эльячефф изучают материнство в контексте детско-родительского взаимодействия, в котором матери отводится ведущая роль в развитии ребенка. В этом направлении разработаны первые теоретические концепции и методы психотерапевтической работы с родителями и с самими младенцами [37].
В рамках феноменологического направления рассматривается поведение матери, ее функции, установки, переживания, ожидания и т.п., выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п., выделяются типы и стили материнского поведения, позиций, отношения с учётом личностных особенностей матери, ее истории жизни, адаптации к супружеству, модели поведения собственной матери, культурных, социальных и семейных особенностей, физического и психического здоровья [21].
Представители психолого-педагогического направления (Г.И. Брехман, О.А. Шаграева, Л.Ф. Обухова и др.) в качестве необходимого условия развития материнского поведения рассматривают психолого-педагогическую культуру [13].
Психотерапевтическое направление изучает особенности матери как причину нарушения психического развития ребёнка (задержка психического развития, детские психиатрические заболевания, отклоняющееся поведение детей и подростков, их социальная дезатаптация и др.).
В последнее время в исследовании материнства выделяют также гендерный подход [7], в котором материнство (как и отцовство) рассматривается как социальный феномен, обусловленный влиянием социальной среды, общественных структур на восприятие роли женщины и мужчины. При этом гендерный подход полностью исключает роль «биологического» в материнском поведении, и желание становиться или не становиться матерью полностью отводит личному выбору женщины [16].
Материнство представляет собой сложный, многосторонний феномен. Это объясняет мультидисциплинарный характер его исследования в науке. Психология, философия, социология, культурология, биология, физиология и медицина рассматривают материнство как предмет исследования и описания.
Согласно Г.Г. Филипповой [31], материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребёнка и материнство как часть личностной сферы женщины.
Для нашего исследования наибольший интерес представляет понятие материнства как обеспечение условий для развития ребёнка, поскольку с этой позиции оно рассматривается в контексте отношения матери к ребёнку [30, с. 8].
В исследованиях, которые проводят в рамках этого понимания материнства, Г.Г. Филиппова выделяет три основных подхода: культурно-исторический, биологический и психологический.
Первый из них - культурно-исторический, рассматривающий институт материнства как исторически обусловленный. Материнство, с позиции данного подхода, является одной из социальных женских ролей, детерминированной общественными нормами и ценностями, которые оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе. Представителями этого направления являются М. Мид, Э. Бадинтер, И.С. Кон, В.А. Рамих и др.
В работе М. Мид [24] материнство рассматривается как глубоко заложенный инстинкт, биологически обусловленный такими уникальными процессами как зачатие, вынашивание, роды, кормление. Она рассматривает материнство через призму заботы и привязанности женщины к ребенку как природных функций матери. Проведённое М. Мид исследование доказывает влияние культурных традиций на отношение женщины к материнству. Там, где беременность является осложнением супружеских отношений, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если же в обществе большое значение имеет принцип законнорож-дённости, то незамужние женщины идут на избавление от беременности. Также к искажению материнских чувств, по мнению М. Мид, ведёт нарушение восприятия своей половой роли, применение наркоза при родах, не позволяющего женщине осознать, что она родила ребёнка, замена грудного вскармливания искусственным. М. Мид считает, что материнство и материнские чувства обеспечены гендерной принадлежностью, и женщины по природе своей являются матерями [24].
Подход к материнству Э. Бадинтер имеет более сильную социоцентрическую позицию. В отличие от М. Мид, Э. Бадинтер считает, что материнский инстинкт на самом деле является мифом. Результаты исследования, проведённые Э. Бадинтер, показали чрезвычайную изменчивость материнских чувств в зависимости от культуры и традиций. Автор не нашла никакого единого для всех культур и эпох материнского поведения. Она сделала вывод, что материнство является эволюционирующим феноменом, наполняемым разным содержанием в разные эпохи, и выделила три главные женские социальные роли: жена, мать, свободно реализующаяся женщина. Осуществление этих ролей взаимосвязано, но в зависимости от особенностей эпохи одна из них выходит на первые план. Соответственно, общество оказывает влияние на то, как женщина относится к роли матери и реализует ее. То есть она может быть «лучше» или «хуже» как мать, и это зависит от того, как и насколько это ценится или обесценивается в обществе, где она живёт [4].
В отечественной науке, в культурно-историческом подходе представлена концепция материнства как механизма формирования, развития, сохранения, возрождения культуры через связь с культурно-историческими традициями. Материнство рассматривается как органично связанное с материальной и духовной культурой народа, традициями. В этом аспекте культура является формой трансляции опыта, а материнство, наряду с традицией и посредством ее, выступает механизмом передачи культурных ценностей. Материнство «отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, главные ориентиры и нормы общения».
Второй подход - биологический. Представители этого подхода рассматривают материнство как биологическую предрасположенность женщины к определённым образцам поведения, как «материнский инстинкт», а материнское поведение, с позиции биологического подхода, является лишь деятельностью, направленной на организацию физиологической и стимульной среды для развития ребёнка [30]. К данному подходу относят некоторые направления, в которых сочетаются биологический и психологический подходы к материнству. К таким направлениям относят этологический, социобиологический, физиологический и психофизиологический подходы, сравнительные биопсихологические исследования.
Материнство с позиции этологического подхода изучается как поведение, аналогичное поведению животных, но более сложно организованное и культурно видоизменённое Представителями данного подхода являются К. Лоренц, Дж. Митчелл, Г. Харлоу, Д. Хьюбел, Д. Визел, Н. Тинберген и др.
Авторы, изучавшие инстинктивные основы материнского поведения в рамках этологи-ческих исследований, внесли существенный вклад в развитие ряда психологических теорий и концепций: теория социального научения (А. Бандура, Д. Роттер, А. Скиннер), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).
Г.Г.Филиппова [32], основывая сравнительно-этологический анализ периода беременности и материнства на методологических положениях теории эволюционных систем, рассматривает материнство как самостоятельную материнскую сферу, эволюционное значение которой состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве.
Анализируя существующие этологические концепции, можно сделать вывод о разном соотношении в них биологических и социальных факторов формирования и проявления материнства. Но можно отметить, что современная тенденция заключается в объединении биологического, психологического и социального подходов (социобиологический подход).
В рамках социобиологического подхода материнство понимается как генетически детерминированная стратегия поведения, направленного на максимальное распространение гена в популяции (Р. Докинз). Также этот подход изучает «родительский вклад»: ресурсные затраты родительской особи для репродуктивной успешности и стабильности вида (Р.Л. Три-верс, Д. Дьюсбери, Т. Клаттон, С. Элбон и др.) [30-33].
Широко представленными в рамках биологического подхода к материнству являются исследования его физиологических и психофизиологических аспектов. Изучаются физиологические и психофизиологические особенности разных фаз репродуктивного цикла женщины, влияние гормональной регуляции на половое поведение, изменение гормонального фона в период беременности и лактации, связь гормонального фона с развитием привязанности матери к ребёнку. Изучаются также особенности активности мозга женщины в период беременности и после рождения ребёнка, влияние особенностей психоэмоционального состояния женщин в период беременности на развитие ребёнка. Большое количество вопросов физиологии и психофизиологии материнства решается в рамках перинаталогии и ее основных разделов: перинатальной психологии, перинатальной медицины, перинатальной педагогики.
Большое значение для изучения материнства в контексте материнско-детского взаимодействия представляют исследования, разрабатывающие положения о материнской доминанте, основанные на учении о доминанте А.А. Ухтомского [5].
В период беременности организм женщины претерпевает многочисленные физические и психоэмоциональные изменения, соответствующие ее новому положению и направленные на формирование оптимальных условий для развития будущего ребенка. И.А. Аршавский, опираясь на принцип доминанты А.А. Ухтомского, для определения этих изменений впервые предложил термин «материнская доминанта», которая представляет собой «последовательно возникающие в связи с репродуктивной функцией и сменяющие друг друга доминантные состояния в организме женщины, детерминированные биологическими (прежде всего, гормональными) изменениями, психологическими и социальными факторами» [5 с. 3].
Материнская доминанта включает в себя последовательно сменяющиеся доминанты: зачатия, гестационную (беременности), родовую и лактационную, а также два компонента: физиологический и психологический, - оказывающие друг на друга двустороннее воздействие. Гестационная доминанта (доминанта беременности) окончательно формируется во втором и третьем триместре беременности и изменяет эмоциональное состояние женщины, ее поведение, определяет ее психическое состояние в период беременности, которое в свою очередь оказывает влияние на развитие плода, течение родов, кормление, установление с ребёнком первичного
контакта, а, следовательно, и на дальнейшее состояние, поведение матери, ее взаимоотношения с ребёнком [9]. Нормальное течение беременности, как правило, характеризуется преобладанием у женщины положительного эмоционального фона, относительной стабильностью настроения. Но даже при нормальном физиологическом течении беременности наблюдается большое разнообразие эмоциональных реакций. Это обусловлено, прежде всего, влиянием на них множества психологических и социальных факторов. Основными неблагоприятными психосоциальными факторами считаются: незапланированная беременность, нежеланная беременность, дисгармоничные супружеские отношения, дисгармоничные отношения с близкими родственниками, чрезмерные нагрузки, критические события, стресс и психические травмы [30].
Таким образом, практически все исследования материнства в рамках биологического подхода приходят к единому мнению о необходимости целостного рассмотрения феномена материнства, его биопсихосоциальной модели. Обозначается несомненная важность исследования психологических и социальных факторов, оказывающих влияние, как на развитие феномена материнства в истории и культуре, так и на индивидуальное становления материнской сферы женщины.
Третий подход - психологический - анализирует материнство как одну из составляющих личностной сферы женщины и оценивает его исходя из ее материнских функций. В рамках данного подхода изучаются особенности половозрастной идентификации женщины, материнские установки и ожидания, удовлетворённость материнской ролью, материнская компетентность, особенности материнской позиции на разных возрастных этапах ребёнка, материнские качества, необходимые для нормального развития ребёнка. Исследуются факторы, оказывающие влияние на формирование материнства, материнско-дочерние отношения. Самостоятельным направлением является перинатальная психология, «изучающая возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы «мать - дитя»» [30, с. 32].
Исследования материнства в рамках анализа материнско-детского взаимодействия можно разделить по критерию периода материнства, который соответствует возрасту ребёнка. Изучаются особенности материнских функций, поведения, отношения, установок и ожиданий в период беременности, младенчества, раннего и дошкольного возраста, школьного и подросткового возраста, периода отделения детей от родителей.
В психологическом подходе Г.Г. Филиппова [30] по критерию периода материнства, который соответствует возрасту ребенка, выделяет несколько направлений: беременность, младенчество, ранний и дошкольный возраст, школьники и подростки.
Большое значение для развития психологии материнства имеют теории Э. Эриксона [39] и Д.В. Винникота [10] и основанные на них дальнейшие исследования феномена материнства. Мать и ребёнок в них рассматриваются как единая диадическая система и взаимно развиваются как элементы этой системы. Мать является «средой» для развития ребёнка. Таким образом, в рамках этого подхода к материнству в центре внимания оказывается не мать или ребёнок, не их влияние друг на друга, а их взаимодействие. Развитие диадического подхода позволило раскрыть особенности развития, особенно раннего, и значения для него материнской фигуры.
В отечественной психологии материнство долгое время изучалось в аспекте исследования материнско-детского взаимодействия. Положение об основополагающей роли матери в развитии ребёнка, принятое в культурно-историческом подходе [11], стало основой для выделения взаимодействия матери и ребёнка как самостоятельного предмета исследования. Несмотря на то, что объектом исследования здесь является в основном ребёнок и его развитие, они позволили расширить представления не только о роли матери в развитии, но и представления о матери как о самостоятельном объекте. Анализируя существующие к тому времени подходы к проблеме материнства, исследователи подчёркивают необходимость развития диалогического подхода к изучению деятельности материнства, рассмотрения ее как «диалога, как обоюдного, двустороннего взаимодействия ребёнка» [22, с. 269].
Отдельным направлением психологических исследований в области материнства является исследование онтогенеза материнской сферы. Представители психологического подхода рассматривают материнство не только как культурный статус или социальную роль женщины, но и как часть ее личностной сферы, определяющейся ее собственной психической историей. В рамках этого подхода Г.Г. Филиппова определяет материнство «как часть личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитания ребенка» [30, с. 4].
Разные авторы выделяют разные этапы становления материнства от планирования до рождения ребенка. Г.Г. Филипповой [30] разработана периодизация развития материнской потребностно-мотивационной сферы, что дало возможность структурировать ее онтогенез как развитие соответствующих потребностей, операционного и ценностно-смыслового блоков.
Таким образом, существует множество подходов к изучению психологии материнства. Однако, как отмечает Г.Г. Филиппова [30], несмотря на множество подходов, адекватной концепции, позволяющей иметь целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом формировании, на сегодняшний день не существует.
Тем не менее, анализ существующих психологических исследований в области материнства позволяет сделать вывод о существовании двух основных подходов. В первом подходе материнство рассматривается как условие развития ребенка, а мать представлена как «среда» для развития. Второе направление характеризуется рассмотрением материнства, как части личностной сферы женщины, подверженной многостороннему влиянию, проходящей определённые этапы развития.
Роль материнства в жизни женщины обусловлена социокультурными факторами (отношение к материнству в обществе), особенностями переживания беременности и индивидуальным отношением женщины к роли матери.
В контексте детско-родительского взаимодействия матери отводится ведущая роль в жизни и развитии ребенка.
Е.Х.-М. Агнаева [2, с. 76-80], обобщив современные психоаналитические концепции, обращающиеся к исследованию психологии беременности, выделила общие их черты:
1. Беременность и материнство - специфический психофизический и психосоциальный феномен, являющийся неотъемлемой частью психосексуального развития личности женщины и ребенка.
2. Беременность является кризисной ситуацией в развитии зрелой женской личности.
3. Особенность периода беременности как кризисного состоит в том, что женщина впервые сталкивается с необходимостью установления качественно новых для неё отношений «мать - дитя», что означает конец существования женщины как независимого, отдельного существа и носит бесповоротный характер независимо от исхода беременности (рождение ребенка, аборт или выкидыш).
4. Основным условием формирования отношений «мать - дитя» является процесс формирования образа будущего ребенка у беременной женщины, понимаемый в психоанализе как совокупность бессознательных ментальных репрезентаций реального объекта либидного влечения [2, с. 12-14].
Согласно М.А. Нечаевой [25], в период беременности актуализируются три основные проблемы:
- принятие себя в новом состоянии беременности;
- принятие новой жизни - ребенка в себе;
- принятие окружающего мира в состоянии беременности.
На наш взгляд, значимым для изучения формирования образа будущего ребенка является подход М.А. Нечаевой с соавторами, изучавшими отношение к беременности в рамках
ее внутренней картины. Опираясь на концепцию отношений В.М. Мясищева, авторы рассматривали внутреннюю картину беременности как психологические проявления субъективного отношения к беременности, формирующийся под влиянием соматической, психофизиологической и собственно психологической эфферентации в ситуации развивающейся беременности, и включающий в себя эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты. По мнению авторов, речь идёт об аналоге чувственного уровня соматопсихических соотношений, вызванных беременностью. М.А. Нечаева отмечает, что необходимость включения чувственного компонента в структуру отношения к беременности, кроме прочего, и участием интрацептивных ощущений в формировании отношения к будущему ребёнку, его образа, установления внутреннего психологического диалога с ещё не рождённым ребёнком [31].
Такая внутренняя картина беременности будет, по мнению М.А. Нечаевой, характеризоваться следующими составляющими:
- чувственный пласт (интрацептивные ощущения плода, его шевелений, весь комплекс телесных переживаний, связанных с беременностью);
- эмоциональный компонент (эмоциональное реагирование по отношению к своему состоянию и будущему ребёнку);
- когнитивный компонент (весь комплекс представлений о беременности, материнстве и будущем ребёнке, смысл ситуации беременности);
- мотивационно-поведенческий компонент (мотивы и особенности поведения в ситуации беременности.
При этом чувственный пласт такой внутренней картины беременности составляет определённую основу для вышеперечисленных компонентов системы отношений беременной женщины [25].
Актуальность изучения взаимоотношений матери и ребенка в постнатальный период объясняется тем, что материнское отношение является определяющим фактором в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия и лежит в основе всего поведения матери. Согласно В.И. Брутману и А.Я. Вагре [5] взаимоотношения матери с ребёнком создают уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности.
Материнское отношение представляет собой комплекс поведенческих, когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов, которые в совокупности проявляются как отношение женщины к ребёнку, и является частью системы отношений женщины.
Каждый из этих компонентов имеет достаточно сложное содержание. Описание эмоционально-оценочного компонента материнского отношения возможно с помощью таких характеристик как, материнская отзывчивость и чувствительность, эмоциональная поддержка и эмоциональное отвержение [38], чувствительность [29], принятие и любовь [28] и др.
Эмоциональный компонент материнского отношения включает в себя три оси: принятие-отвержение, симпатия-антипатия, близость-отдалённость [30]. Эмоциональное принятие проявляется в безусловном принятии ребенка таким, какой он есть, признании его права на индивидуальность. Безусловное эмоциональное принятие является условием удовлетворения базовой потребности ребенка в безопасности [34]. По мнению К. Хорни [34] в удовлетворении этой потребности ребёнок полностью зависит от своих родителей, поскольку только их отношение и поведение может ее обеспечить. Удовлетворение этой потребности происходит, когда родители, главным образом мать, проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку.
Противоположностью эмоционального принятия является эмоциональное отвержение, которое характеризуется отсутствием или недостатком эмоционального контакта матери с ребёнком. Отвержение может быть, как явным, так и скрытым. При явном отвержении мать демонстрирует своё недовольство ребёнком, избегает контакта, демонстрирует свою «не любовь». При скрытом эмоциональном отвержении, мать может проявлять признаки
любви и заботы, сохраняя глобальное недовольство ребёнком. Маскирование эмоционального отвержения может происходить также через гиперопеку, за которой, на самом деле, стоит нежелание вступать с ребёнком в эмоциональный контакт. Эмоциональное отвержение является фрустрирующим для базовой потребности ребенка в безопасности, что, по мнению К. Хорни, может вести к патологическому развитию личности.
Когнитивный компонент материнского отношения чаще всего рассматривается как преставления матери о ребёнке, а также приписывания. Материнские представления о ребёнке основывается на оценке, восприятии женщиной самой себя и ребенка, а также установках, ценностях и ожиданиях. На основе материнских представлений формируются ее поведенческие стратегии [20].
Поведенческий компонент материнского отношения представляется в выборе стратегии материнского поведения. Стратегии материнского поведения могут варьироваться от доминирования до партнерства, от потакания до автономии [23]. Все компоненты материнского отношения взаимосвязаны.
На основе анализа существующих исследований материнских переживаний, поведения, взаимодействия матери с ребёнком [15; 30] материнское отношение представляют, как систему. Система материнского отношения включает в себя тип эмоционального сопровождения, степень субъективизации ребенка, уровень развития и скорость проявления материнской компетентности, лёгкость приспособления к новому ритму жизни, изменение режима своей жизни и жизни семьи, удовлетворённость собой, ребёнком, отношением к себе и ребёнку близких и посторонних людей. На основе этих компонентов Г.Г. Филипповой [30] были выделены и описаны пять стилей материнского отношения: адекватный, тревожный, эмоционально-отстранённый (регулирующий), амбивалентный, аффективно-отвергающий.
Основываясь на описании стилей материнского отношения Г.Г. Филипповой, в большинстве современных исследований выделяют три типа материнского отношения: адекватный (принимающий, субъект-субъектный), тревожно-амбивалентный (амбивалентный), эмоционально-отстранённый (отрицательный, субъект-объектный) [1; 20 и др.].
Адекватный тип материнского отношения характеризуется отношением к ребенку как к субъекту, ориентацией матери на себя и состояние ребенка, высокой материнской компетентностью и удовлетворённостью материнством, а также отношением других.
Тревожно-амбивалентный тип материнского отношения характеризуется усилением внимания по отношению к негативным проявлениям ребенка и изменению своего состояния, неустойчивой, резко контрастирующей ценностью ребенка и недостаточной субъективизацией ребенка. Материнская компетентность появляется позднее и часто характеризуется неравномерностью в отношении разных проявлений ребенка. Часто возникают трудности при перестройке режима жизни. Может присутствовать внутренний конфликт между ориентацией на себя и необходимостью учитывать состояние ребенка, осуждение себя и одновременно оправдание. Женщины не уверены в себе и своей компетенции, не удовлетворены собой и отношением других, у них возникает чувство тревоги за развитие ребенка.
Эмоционально-отстранённый тип материнского отношения характеризуется игнорирующим стилем эмоционального сопровождения, отношением к ребенку как к объекту, низкой или отрицательной ценностью ребенка. Женщина во взаимодействии с ребенком ориентируется на знания о нормах развития и мнения других и не учитывает реальное состояние ребенка. Материнская компетентность формируется позднее. Стиль эмоционального сопровождения игнорирующий и осуждающий. Женщина не удовлетворена новыми условиями, отношением окружающих, нехваткой времени на себя [30].
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно современного понимания феномена материнства:
1. Существует множество стилей семейного воспитания, включающие как оптимальные, так и деструктивные стили отношений родителей с детьми.
2. Материнское отношение к ребенку начинает формироваться во время беременности. Исследования доказывают существование преемственности типа переживания беременности и формирования материнского отношения и материнского поведения в послеродовой период [6]. Материнское отношение формируется не одномоментно, сразу после рождения ребенка или в течение общения матери с ребенком, а задолго до рождения ребенка и уже в период беременности можно прогнозировать особенности материнского отношения после родов.
3. Период формирования материнского отношения является длительным и сложным, влияние на него оказывает множество факторов. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование материнского отношения, выделяют психофизиологические факторы [3], факторы, относящиеся к собственному детскому опыту (взаимодействие с матерью, младшими детьми, игровой опыт) [14; 18 и др.], личностные факторы (личностные особенности женщины, оказывающие влияние на формирование материнского отношения) [7; 18 и др.], факторы, относящиеся к особенностям супружеских отношений [12], факторы, относящиеся к особенностям материнства в семье (отношение матери к беременности и родам, особенности материнско-дочерних отношений, репродукция материнского опыта и моделей поведения в семье) [6].
4. Отношение матери к ребенку является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Основное значение имеет не то, что мать делает для ребенка, а то, как она его чувствует и осознает.
5. Материнское отношение представляет собой комплекс поведенческих, когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов, которые в совокупности проявляются как отношение женщины к ребенку, и является частью системы отношений женщины.
6. Важным этапом формирования положительного эмоционального отношения к будущему ребенку является этап планирования материнства. При запланированной беременности выражено более позитивное отношение к будущему ребенку. Незапланированная беременность является фактором «риска» непринятия будущего ребенка.
Библиографический список
1. АвдееваН.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Вопросы психологии. 1997. N° 1. С. 3-13
2. Агнаева Е.Х.-М. Динамика невербального образа ребенка у беременной женщины // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2010. № 1. С. 76-80
3. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Детский стресс - мозг и поведение: сборник тезисов докладов II научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 3-4.
4. Брутман В.И, Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.
5. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование деви-антного поведения матери // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 79-87.
6. БрутманВ.И., РадионоваМ.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47.
7. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М., 2011.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
9. Васильева В.В., Орлов В.И, Сагамонова К.Ю., Черноситов А.В. Психологические особенности женщин с бесплодием // Вопросы психологии, 2003. № 6. С. 93-98.
10. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1985.
11. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Подход, основанный на личном опыте. СПб., 2019.
12. Гараева Э.И. Социальный феномен движения «чайлдфри» // Российское общество: история и современность: сборник научных работ студентов и аспирантов. Екатеринбург, 2014. Вып. 8. С. 8-11.
13. ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни: учебное пособие. М., 2014.
14. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
15. Добряков В.И. Перинатальная психология. СПб., 2010.
16. Дорошина И.Г. Психологические особенности отношений супругов, ожидающих появления ребенка // Сибирский психологический журнал. 2010. № 35. С. 57-60.
17. Екимчик О.А. Любовь и привязанность в супружеских отношениях // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. 2008. № 1. С. 24-29.
18. ЗадворноваЮ.С. Тенденции трансформации гендерных ролей в современной российской семье // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (67). С. 32-40.
19. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие. Челябинск, 2009.
20. Зенкова Т.М. Особенности мотивационной сферы материнства женщин с различным отношением к ребенку: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
21. Ковалева Ю.В. Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 50-70.
22. Курило В.А. Семейная дезадаптация: причины, механизмы развития, клинические проявления, диагностика, система психотерапии и психопрофилактики: дис. ... д-ра мед. наук. Харьков, 2012.
23. Малъкова И.Н. Семейная история как фактор формирования материнского отношения: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014.
24. МидМ. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.
25. Нечаева М.А. Отношение к беременности и его психологическая диагностика у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013.
26. ОбозовН.Н., Тимошенко Е.Ю. Психологические факторы регуляции межличностных отношений в семье // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 12. Социология. Вып. 3. С. 6-22.
27. Полоухина Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
28. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. М., 2005.
29. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство: в 2 т. М., 2000. Т. 2.
30. ФилипповаГ.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 81-88.
31. Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 83-107.
32. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.
33. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 2016.
34. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2008.
35. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. М., 2010.
36. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2011.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008.
38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2009.
39. Erickson E. Childhood and society. Granada, 1977.
А.В. Спиридонов
Аспирант
Московский информационно-технологический университет -
Московский архитектурно-строительный институт
E-mail: [email protected]
Л.Н. Бенелли
Доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин
Московский информационно-технологический университет -
Московский архитектурно-строительный институт
E-mail: [email protected]