Научная статья на тему 'Психологические особенности несовершеннолетних мам'

Психологические особенности несовершеннолетних мам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1771
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / MOTHERHOOD / DEVIANT MOTHERHOOD / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нестерова С. Б., Есипович Н.С.

В статье рассматривается феномен девиантного материнства, его актуальность в настоящее время. Обсуждаются причины возникновения данного феномена. Представлены результаты пилотажного исследования психологических особенностей девиантных матерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нестерова С. Б., Есипович Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAITS OF MINOR MOTHERS

The article consider the phenomenon of deviant motherhood and the relevance of its research. The reasons of emergence of this phenomenon are discussed. The results of pilot research of psychological features of deviant mothers are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности несовершеннолетних мам»

Психологические науки

УДК 316.6+159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ

С. Б. Нестерова

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия) Н.С. Есипович Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается феномен девиантного материнства, его актуальность в настоящее время. Обсуждаются причины возникновения данного феномена. Представлены результаты пилотажного исследования психологических особенностей девиантных матерей.

Ключевые слова: материнство, девиантное материнство, социально-психологические особенности

UDC 316.6+159.99

PSYCHOLOGICAL TRAITS OF MINOR MOTHERS

S.B. Nesterova Novosibirsk state pedagogical university (Novosibirsk, Russia) N.S. Esipovich Novosibirsk state pedagogical university (Novosibirsk, Russia)

Abstract. The article consider the phenomenon of deviant motherhood and the relevance of its research. The reasons of emergence of this phenomenon are discussed. The results of pilot research of psychological features of deviant mothers are presented.

Keywords: motherhood, deviant motherhood, social-psychological

traits

Изучение феномена материнства, в том числе девиантного, является актуальной социальной и психологической проблемой. Постоянные изменения, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к тому, что происходит трансформация репродуктивной функции женщины, её отношения к статусу матери, ребенка и самой роли материнства. Особую тревогу у исследователей и практиков вызывает проблема раннего материнства, когда несовершеннолетняя мама вынуждена решать несвойственные её возрасту задачи, осваивать несвоевременную, с точки зрения сложившихся социальных предписаний, конвенциональную роль, к которой часто не готова психологически. Одной из причин юного материнства в настоящее время становится рост сексуальной активности подростков, которая, в свою очередь, ведет к увеличению числа не планированных беременностей. Отсутствие у несовершеннолетних матерей изначально осознанного внутреннего желания иметь ребенка и психологической настроенности на беременность влечет за собой ряд серьезных социально-психологических проблем [12; 15]. Однако психологические особенности девиантных матерей до настоящего времени изучены недостаточно и часто исследуются и интерпретируются, исходя из нравственно-моральной установки авторов, что препятствует получению объективированного знания.

Девиантное материнское поведение - это поведение, препятствующее сохранению здоровья ребенка и усложняющее его нормативный процесс развития. Сам термин «девиантное материнство» появился благодаря

исследованиям К. Боннэ и Э. Бадинтер (цит. по [15]). Дальнейшим изучением данной темы занимались В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова, Н.Н. Васягина и др. [3; 5]. Отечественные психологи изучали такие аспекты материнства, как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, И.В. Добряков, Г.Б. Скобло и др.) [2; 7; 14]; эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.И. Захаров, А.С. Батуева и др.) [15]; факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, О.В. Баженова и др.) [4]; личные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (С.Ю. Мещерякова, О.А. Карабанова и др.) [9].

Феномен материнства рассматривается большинством психологов как материнско-детское взаимодействие, основной задачей которого является воспитание ребенка. С позиции культурно-исторического подхода (М. Мид), это феномен, который изменяется от эпохи к эпохе. Привязанность и забота матери к ребенку заложены в биологических условиях зачатия, и только сложные социальные установки могут полностью их подавить. До конца 18 века репродуктивная функция женщины (Э. Бадинтер) рассматривалась как рядовая, как обязанность в семье, ничем не уступающая функции домоводства, так же, как и материнская любовь, которая была индивидуальным делом женщины [15]. Отношение и ценность ребенка оценивалась в первую очередь его сословным положением, порядком родства и полом, а не какими-то личностными качествами.

Биологический аспект материнства объединяет в себе исследования Д. Дьюсбери, К. Лоренца, в которых сама мать рассматривается как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. В частности, уделяется внимание формированию поведенческих механизмов материнства. В исследованиях К. Остина и Р. Шорта, P.M. Shereshefsky и L.J. Yarrow и др. было выявлено,

что решающую роль в регуляции материнского поведения играют гормоны, но реализация данного поведения будет зависеть от внешней стимуляции (цит. по [15]).

Научные подходы Т.В. Гудковой и Е.Б. Марущак рассматривают материнство с психологической точки зрения [6]. В период беременности у женщин учитываются особенности их психического состояния, в первую очередь, наличие депрессивных состояний и стрессов в данный период. Считается, что наиболее опасными, как для матери, так и для ребенка, являются депрессивные состояния во втором и третьем триместрах беременности. Матери, которые в силу определенных жизненных обстоятельств не способны полноценно заботиться о ребенке, и составляют группу риска девиантного материнства.

Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения ребенка. Г.Г. Филиппова отмечает, что поведение матери в распознавании эмоционального состояния ребенка достигает зрелости лишь в детском и подростковом возрасте [15].

Наиболее распространёнными формами девиантного материнства считаются: отказ матери от ребенка; жестокое обращение с ребенком (сексуальное и физическое насилие); частое прерывание беременности (аборт); инфантицид (детоубийство); ранняя беременность; сознательное откладывание беременности на поздний возраст [8].

К. Бонэ, И.В. Добряков и др. ученые выделяют ряд факторов, которые обусловливают данное поведение женщин. К ним относят степень планирования и желательности беременности; характерологические особенности женщины; степень физиологической и психологической готовности к материнству; динамика психического и соматического состояния женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде;

взаимоотношения матери в семье; наличие патологий; физическое и психическое состояние ребенка; социальный статус и образ жизни матери [7; 15].

Девиантное материнство также рассматривается как нарушение становления материнско-детских

взаимоотношений, что выражается в личностных качествах женщины и выстраивании послеродовых отношений с ребенком. Некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, возникновение интереса к детям в детстве) оказывают влияние на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли.

Одним из главных периодов беременности, по мнению Ю.С. Мещеряковой, является период самосознания женщины, направленный на принятие своей новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку [9]. Данный период включает в себя принятие женщиной решения о сохранении беременности или её искусственном прерывании, а также принятие ребенка уже после родов.

Как отмечает ряд отечественных ученых (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман и др.), на формирование готовности к материнству у матерей с отклоняющим поведением могут оказывать влияние такие факторы, как личностные особенности женщин; изменения в эмоциональном состоянии под влиянием эмоциональных стрессоров; репродукция родительского опыта и др. Но при этом сами матери с девиантными формами поведения характеризуются личностными чертами, которые определяются особенностями характера и спецификой воспитания в семье. Особенности характера матери могут проявляться в доминировании и жестоком обращении с ребенком; эмоциональном отвержении; отстраненности в воспитании и низкой ценности ребенка [1; 4; 15].

По мнению В.И. Брутман и А.Я. Варга, женщинам, отказывающимся от своих детей, присущи особенности, связанные с социальными, экономическими,

психологическими и патологическими факторами [3]. В ситуации нежелательной беременности и последующим отказом от ребенка матери очень подвержены негативному влиянию со стороны социального окружения. Для многих характерны эмоциональная незрелость, зависимость и т.п. Общим для всех женщин-отказниц является: эмоциональная неустойчивость, психологическая незрелость, проявление эгоцентризма. Обычно это связанно с психологической депривацией в детстве или агрессией. Они могут быть сосредоточены на своих проблемах, у них явный недостаток любви и внимания, наличие чувства несправедливости, а также чрезмерная привязанность к собственной матери, что в дальнейшем и ведёт к возникновению такого поведения.

Сознательный отказ от материнства вообще связан с различными причинами, от социального и экономического неблагополучия до стремления к самореализации. Нежелание заводить детей возникает у женщин, имеющих травмирующие отношения со своей матерью, сопровождающиеся напряженностью и чувством страха. Сознательный отказ от материнства может продолжаться как всю жизнь, так и до определенного периода жизни женщины. Часто такие женщины начинают задумываться о детях уже после тридцати лет. Учитывая физиологическое состояние позднородящей женщины, могут возникнуть

психологические последствия. Такие матери чаще всего воспитывают своих детей в атмосфере гиперопеки, что сказывается на психологическом здоровье детей [2; 8].

Еще один вид девиантного материнства - инфантицид. Такие матери любым способом стараются избавиться от ребенка, в частности, делают аборт на ранних и поздних стадиях беременности. Они игнорируют ребенка и пренебрегают его нуждами и потребностями.

Особую категорию составляют юные матери. Беременность девочек - подростков в возрасте 13-7 лет влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-

смысловых ориентаций, формирование материнского поведения и отношения к ребенку. Это осложняется незрелостью эмоционально-волевой сферы, связанной с искаженными отношениями с собственной матерью. У юных матерей, состоящих в браке, отмечается тревожность, ориентация на помощь взрослых (при этом это расценивается как помощь старшим в уходе за ребенком). Они возлагают большие надежны на мужа по содержанию и обеспечению семьи. У таких матерей выражен конфликт между ценностно-смысловой ориентацией, характерной для данного возраста, и необходимостью осознавать переход к новой роли, что, в свою очередь, препятствует развитию материнской интуиции [11].

Теоретический анализ социально-психологических особенностей материнства позволил сделать ряд выводов:

- феномен «материнство» рассматривается с разных позиций и включает в себя психологический, биологический и культурно-исторический аспект;

- группу риска девиантного материнства составляют матери, неспособные в той или иной мере заботиться о своем ребенке;

- наиболее выделяемыми формами девиантного материнства считаются: отказ от ребенка, жестокое обращение, аборт, ранее и позднее материнство;

- к социально-психологическим особенностям девиантного материнства можно отнести: характерологические особенности женщины; степень готовности к материнству; воспитание в собственной семье и образ жизни матери.

Для изучения социально-психологических

особенностей матерей с отклоняющим поведением было проведено пилотажное исследование на базе агентства культурно-социальной работы «Максора»: адаптационный центр для одиноких матерей «Материнская обитель «Голубка» и «Материнская обитель «Маргарита» (г.

Новосибирск). В исследовании приняло участие 6 матерей, возраст которых на момент рождения ребенка не достиг совершеннолетия. В исследовании были применены следующие диагностические методики: «Диагностика межличностных отношений (ДМО)» Т. Лири [13]; рисуночный тест «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой [16]; анкета Н.А. Митрушиной, состоящая из 14 вопросов, цель которой - выявить социальные характеристики матерей, ценность ребенка и эмоциональное состояние на момент беременности [10].

По данным исследования было выявлено, что испытуемые в целом характеризуются нахождением в благоприятной ситуации и адекватным развитием материнской сферы. Однако при анализе отдельных симптомокомплексов были выявлены высокие показатели по некоторым признакам. В частности, признак «Тревожность» проявляется в виде фигур, нарисованных из палочек, маленьких по размеру фигур, в большом количестве деталей, в недостаточной прорисовке фигур и лиц себя и ребенка, отсутствием совместной деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1. Елена, 18 лет. Возраст ребенка 1 год.

Признак «Конфликтность в семье» отражается в отсутствии дополнительных деталей лица, множестве дополнительных деталей и предметов большого размера, введением дополнительных членов семьи; ребенок изолирован предметом, нет контакта ребенка с матерью (фигуры находятся на дистанции друг от друга); отсутствует совместная деятельность с ребенком, возраст ребенка не соответствует реальному (рисунок 2). Это дает основание предположить, что матерям с отклоняющим поведением свойственно нарушение межличностных отношений в родительской семье, возможно, они эмоционально отвергались собственной матерью, что в дальнейшем проявилось в эмоциональной холодности по отношению к своим детям.

Рисунок 2. Татьяна, 31 год. Возраст первого ребенка 3 года, второго - 6 месяцев.

Признак «Эмоциональная холодность» проявляется в отсутствии цвета и/или преобладании синего цвета,

отсутствии деталей лица, схематичностью изображенных фигур. При этом у испытуемых также присутствуют чувство незащищенности и инфантильности, трудности в общении, которые выражаются на рисунках в виде непропорциональной длины рук и ног, акцентом на второстепенных деталях, преобладанием фиолетового цвета; в несоответствии возраста своему реальному; нарисована фигура матери в детской одежде, при этом качество одежды прорисовано лучше, чем фигур (рисунок 3). Можно предположить, что для данной испытуемой характерен такой стиль воспитания, как гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо контроль, в котором актуализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.

Рисунок 3. Дарья, 21 год. Возраст ребенка 2 года.

Обобщая полученные данные, можно отметить, что у испытуемых присутствуют чувство незащищенности и инфантильности, трудности в общении, что подтверждается представленными деталями на рисунках.

Анализируя ответы на вопросы анкеты, результаты которой представлены на рисунке 4, следует отметить, что все испытуемые (матери) не состоят в браке и имеют среднее специальное образование. Все респонденты имеют жилищные проблемы и не получают финансовой поддержки со стороны своих родных, а в дальнейшем не рассчитывают на их помощь, поэтому на период проведения исследования проживали в адаптационном центре для одиноких матерей.

Рисунок 4. Диаграмма распределения данных по результатам анкетирования испытуемых.

Анализ результатов показал, что во время самой беременности 33 % испытуемых употребляли табачную продукцию (курили), 50 % - старались этого не делать, чтобы не навредить ребенку. Небольшой процент (17%) выборки вообще не употребляет ни алкогольной, ни табачной продукции. Также полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых не планировали беременность, более того, первоначально задумывались о том, оставлять ребенка или сделать аборт. Так как будущие матери колебались в принятии решения «рожать ребенка или

нет», они испытывали разный спектр эмоций, когда узнали про беременность: от страха до радости, что способствовало формированию противоречивого отношения к ребенку и материнству в целом.

Таким образом, испытуемых, принявших участие в исследовании, можно отнести к девиантным матерям, имеющим социально-психологические особенности, включающие комплекс характеристик, в той или иной мере формирующих данное поведение. К таким особенностям можно отнести отношение матери к своему ребенку, проявляющееся в доминировании и жестоком обращении с ребенком; эмоциональном отвержении; отстраненности в воспитании и низкой ценности ребенка, тревожности, агрессивности.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А., Белобрыкина М.А. Ролевые функции отца и матери в системе взаимоотношений с детьми // Модели сопровождения семьи и детства: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблема специальной психологии в образовании» (20-21.11.2008). Новосибирск: НГПУ, 2009. С. 24 - 41.

2. Белобрыкина О.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель - ребенок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника // Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов /под общ. ред. Б.Г.Мещерякова. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015. С. 44 -48.

3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психология развития. 2000. Т. 21. Вып. 2. С. 79 - 87.

4. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 38 - 47.

5. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Екатеринбург: [б.и.], 2013. 364 с.

6. Гудкова Т.В., Марущак Е.Б., Вопилова И.И. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2014. 56 с.

7. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.

8. Есипович Н.С. Причины несформированности чувства любви у девиантных матерей // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 1921 декабря 2018 г.): в 3-х ч. Ч. 3 /под ред. О.Б.Ганпанцуровой. Новосибирск, НГПУ, 2018. С. 203 - 205.

9. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18 - 27.

10. Митрушина Н.А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 47 с.

11. Нестерова С.Б. Особенности подросткового сензитивного нарциссизма //Развитие человека в современном мире: материалы V Всероссийской научно -практической конференции с международным участием / Под редакцией Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 202 - 213.

12. Нестерова С.Б. Эмоциональные особенности женщин в период подростковой беременности //Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник

научных материалов /под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 230 - 234.

13. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: методическое руководство. М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.

14. Скобло Г.В. Отклоняющееся материнство при послеродовых депрессиях у женщин // Материнство. Социально-психологические аспекты (норма и девиация): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 131 - 135.

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.

16. Филиппова Г.Г. Диагностика материнского отношения до рождения ребенка // Материнство. Социально-психологические аспекты (норма и девиация): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 94 - 98.

References

1. Belobrykina O.A., Belobrykina M.A. Rolevyye funktsii ottsa i materi v sisteme vzaimootnosheniy s detmi // Modeli soprovozhdeniya semi i detstva: materialy VIII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktualnyye problema spetsialnoy psikhologii v obrazovanii» (20-21.11.2008). Novosibirsk: NGPU, 2009. Pp. 24 - 41.

2. Belobrykina O.A. Vliyaniye vzaimootnosheniy v diade «roditel - rebenok» na emotsionalnoye razvitiye i psikhosomaticheskoye sostoyaniye doshkolnika // Psikhologiya tretyego tysyacheletiya: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik materialov /pod obshch. red. B.G.Meshcheryakova. Dubna: Gos. un-t «Dubna», 2015. Pp. 44 - 48.

3. Brutman V.I., Varga A.Ya., Khamitova I.Yu. Vliyaniye semeynykh faktorov na formirovaniye deviantnogo povedeniya materi // Psikhologiya razvitiya. 2000. T. 21. Vyp. 2. Pp. 79 - 87.

4. Brutman V.I. Formirovaniye privyazannosti materi k rebenku v period beremennosti // Voprosy psikhologii. 1999. № 3. Pp. 38 - 47.

5. Vasyagina N.N. Subyektnoye stanovleniye materi v sovremennom sotsiokulturnom prostranstve Rossii. Ekaterinburg: [b.i.]. 2013. 364 p.

6. Gudkova T. V., Marushchak E.B., Vopilova I.I. Problemy deviantnogo materinstva v sovremennykh sotsiokulturnykh usloviyakh: metodicheskiye rekomendatsii dlya spetsialistov sotsialnykh sluzhb. Novosibirsk: Novosibirskiy izdatelskiy dom, 2014. 56 p.

7. Dobryakov I.V. Perinatalnaya psikhologiya. SPb.: Piter, 2010. 272 p.

8. Esipovich N.S. Prichiny nesformirovannosti chuvstva lyubvi u deviantnykh materey // Molodezh XXI veka: obrazovaniye. nauka. innovatsii: Materialy VII Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (Novosibirsk. 19-21 dekabrya 2018 g.): v 3-kh ch. Ch. 3 /pod red. O.B. Ganpantsurovoy. Novosibirsk. NGPU, 2018. Pp. 203 - 205.

9. Meshcheryakova S.Yu. Psikhologicheskaya gotovnost k materinstvu // Voprosy psikhologii. 2000. № 5. Pp. 18 - 27.

10. Mitrushina N.A. Diagnosticheskiye metodiki v perinatalnoy psikhologii: metod. ukazaniya. Yaroslavl: YarGU, 2009. 47 p.

11. Nesterova S.B. Osobennosti podrostkovogo senzitivnogo nartsissizma //Razvitiye cheloveka v sovremennom mire: materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem / Pod redaktsiyey N.Ya. Bolshunovoy, O.A. Shamshikovoy. Novosibirsk: NGPU, 2014. Pp. 202 - 213.

12. Nesterova S.B. Emotsionalnyye osobennosti zhenshchin v period podrostkovoy beremennosti // Sovremennaya realnost v sotsialno-psikhologicheskom kontekste: sbornik nauchnykh materialov /pod nauch. red. O.A. Belobrykinoy, M.I. Koshenovoy. Novosibirsk: NGPU, 2018. Pp. 230 - 234.

13. Sobchik L.N. Diagnostika mezhlichnostnykh otnosheniy: modifitsirovannyy variant interpersonalnoy diagnostiki T.Liri: metodicheskoye rukovodstvo. M.: MKTs GU po trudu i sotsialnym voprosam Mosgorispolkoma, 1990. 48 p.

14. Skoblo G.V. Otklonyayushcheyesya materinstvo pri poslerodovykh depressiyakh u zhenshchin // Materinstvo. Sotsialno-psikhologicheskiye aspekty (norma i deviatsiya): materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: IvGU, 2002. Pp. 131 - 135.

15. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva: Uchebnoye posobiye. M.: Institut Psikhoterapii, 2002. 240 p.

16. Filippova G.G. Diagnostika materinskogo otnosheniya do rozhdeniya rebenka // Materinstvo. Sotsialno-psikhologicheskiye aspekty (norma i deviatsiya): materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: IvGU, 2002. Pp. 94 - 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.