Научная статья на тему 'Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде'

Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОЛЛЕКТИВ / УЧИТЕЛЬ / ДИРЕКТОР / УЧЕНИК / ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДСТВО / CONFLICT / TEAM / TEACHER / DIRECTOR / STUDENT / ORGANIZATION / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танярыкова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы возникновения конфликтов и способы их решения в общеобразовательной организации. Показаны виды педагогических конфликтов, из-за чего происходят конфликты между сотрудниками школы и руководством. Каждый из конфликтов вызван своими особенными причинами. Таким образом, рассматриваются конфликты: молодых специалистов и учителей со стажем работы, администрацией и педагогическим коллективом и т.д. Также поднимаются вопросы управления конфликтами и как избежать конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF CONFLICTS OF A PEDAGOGICAL COLLECTIVE IN A GENERAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the issues of conflict and how to solve them in a general educational organization. Types of pedagogical conflicts are shown, because of which there are conflicts between school staff and management. Each of the conflicts is caused by its own special reasons. Thus, conflicts are considered: young specialists and teachers with work experience, administration and teaching staff, etc. Also raised are issues of conflict management and how to avoid a conflict situation

Текст научной работы на тему «Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде»

4. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

5. Шмелёв А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: автореф. дис. д. психол. наук. М., 1994. 40 с.

6. Osgood C.E. Method and theory in experimental psychology. New York: Oxford University Press, 1956. 800 p.

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Танярыкова М.С. Email: Tanyarykova679@scientifictext.ru

Танярыкова Мария Сергеевна - магистрант, направление - психология организационно-управленческой деятельности (44.04.02), психолого-педагогический факультет, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы возникновения конфликтов и способы их решения в общеобразовательной организации. Показаны виды педагогических конфликтов, из-за чего происходят конфликты между сотрудниками школы и руководством. Каждый из конфликтов вызван своими особенными причинами. Таким образом, рассматриваются конфликты: молодых специалистов и учителей со стажем работы, администрацией и педагогическим коллективом и т.д. Также поднимаются вопросы управления конфликтами и как избежать конфликтной ситуации.

Ключевые слова: конфликт, коллектив, учитель, директор, ученик, организация, руководство.

PSYCHOLOGY OF CONFLICTS OF A PEDAGOGICAL COLLECTIVE IN A GENERAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Tanyarykova M.S.

Tanyarykova Maria Sergeevna - Undergraduate, DIRECTION: PSYCHOLOGY OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES (44.04.02), FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, STAVROPOL

Abstract: the article discusses the issues of conflict and how to solve them in a general educational organization. Types of pedagogical conflicts are shown, because of which there are conflicts between school staff and management. Each of the conflicts is caused by its own special reasons. Thus, conflicts are considered: young specialists and teachers with work experience, administration and teaching staff, etc. Also raised are issues of conflict management and how to avoid a conflict situation

Keywords: conflict, team, teacher, director, student, organization, leadership.

УДК 159.9

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества и педагогический коллектив не исключение.

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей и руководства, учителей и школьников изучены в меньшей степени по сравнению с многими другими видами конфликтов в школьных коллективах разных ступеней. Это связано с

тем, что различные конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием руководства или школьников [1, с. 28].

Педагогический конфликт - вполне нормальное социальное явление, оно естественное для такого динамичного, развитого социума, каким является современная школа, даже самая обычная. Слабая конфликтологическая подготовка и организация педагогов и директоров образовательных учреждений, неумение в конкретных конфликтных ситуациях управлять школьными ими, находить всевозможные способы их изменения и преодоления, чаще всего, негативно отражается на организации учебно-воспитательного процесса обучения в школе.

Учителя остро и негативно реагируют на оценку своих личностных данных, результатов их работы. В ходе своей профессиональной деятельности учитель привык давать оценку. Ему сложно признать, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации может быть предопределено его личностно-профессиональными слабостями и недостатками. А также, большая часть учителей имеют высокий уровень личностной тревожности, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать конфликтные ситуации или впадать в глухую психологическую защиту, или же депрессию [1, с. 49].

Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры на заводе, занимающиеся разработкой одного станка. Но все же их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель физики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя математики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, их нравственному воспитанию, это влияет на профессиональную работу всех учителей, которые работают в данном классе.

Специфика конфликтов между учителями связана с демографической особенностью - педагогический коллектив чаще всего, преимущественно женский. Важность и престижность профессии учитель и оплата таковы, что в течение долгого времени существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужской половины коллектива из этого важнейшего, государстворазвивающего вида деятельности. Подобные конфликты затрагивают деловую сферу отношений педагогический состав и перерастают в деловые конфликты, которые не способствуют нормальному развитию личности учителя и отражаются на эффективности должного образовательного процесса образовательного учреждения. В условиях подавляющего преимущества женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями и руководителем большое влияние оказывают особенности женской психологии [4, с. 83].

Главная причина конфликтов между учителями и директором -неудовлетворенность стилем управления - недостаток опыта в руководящей должности большинства директоров образовательного учреждения. При достаточно большом опыте педагогической деятельности, у многих из них отсутствует практический опыт руководствующей, управленческой деятельности.

Стаж работы учителя в образовательной организации также влияет на характер возникновения конфликта. Известно, что учителя в возрасте от 40 до 50 лет зачастую воспринимают контроль за своей педагогической деятельностью как вызов, угрожающий их авторитету, что неблагоприятно сказывается на педагогической работе; после 50 лет у учителей наблюдается постоянная тревожность, переживания, которые нередко проявляются в сильном раздражении, сильных эмоциональных срывах, которые в дальнейшем ведут к конфликтам [5, с. 103]. Наличие кризисных периодов развития личности (например, кризис середины жизни) также обостряют возможность возникновения конфликтных ситуаций.

Каждый пятый учитель считает психологически достаточно сложной обстановку в педагогическом коллективе. Большая часть директоров считают, что существующие конфликты не дестабилизируют работу коллектива. Это еще раз подтверждает

недооценку руководителями школ существующей серьезной проблемы конфликтов в педагогических коллективах школы.

Чем больше стаж работы учителя, тем реже он вступает в педагогические конфликты с коллегами и директором школы и попадает в ситуации, которые возможно завершатся конфликтами. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения конфликтных ситуаций, как с учителями, так и с руководством.

К распространенным причинам возникновения конфликтов по вине персонала относят отсутствие сознательной дисциплины и ответственности; личная неорганизованность работников, незнание должностных обязанностей или умышленное их игнорирование; антипатии, неприязнь друг к другу, чувство обиды и зависти одних людей к другим, негативные и акцентуированные черты характера, социально-психологическая несовместимость; демотивация работников и др.

Каждый из конфликтов бывает вызван своими особенными причинами. Рассмотрим, разные причины конфликтов между начинающим, молодым специалистом и учителем с большим стажем работы в школе. Не желание понимать роль и важность жизненного и педагогического опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых специалистов, приводит нередко к тому, что учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах, ошибках современной молодежи. [2, с. 65]. С одной точки зрения, канонизация, идеализация собственного опыта, противопоставление моральных, нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой точки зрения - завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей могут служить причинами возникновения конфликтных ситуации между двух поколений учителей.

Таким образом, более современное и углубленное изучение причин и возникновение конфликтов типа «Учитель-учитель» является одним из наиболее перспективных и актуальных направлений исследования педагогических и социальных конфликтов в образовательной организации. [2, с. 45].

Представляется действительно важным обозначение структуры причин, которые провоцируют ситуацию проявления конфликтогенного состояния как личности школьника или педагога, так и самого школьного социума. Знание этих причин позволяет объективно определить условия, которые их порождают. И потому, оказывая воздействие на эти условия, возможно целенаправленно влиять на проявление возможных реальных причинно-следственных связей.

Зная причины и факторы возникновения педагогических конфликтов, можно лучше разобраться в природе возникновения и развития самого конфликта, а потому определить возможные методы воздействия на него или модели различного поведения в процессе него. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога протекает сугубо индивидуально. [4, с. 74]. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, чаще всего, находится в сильном психическом и эмоциональном напряжении, он должен активно взаимодействовать регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся как в общепринятых, комфортных ситуациях, так и в конфликтной обстановке [5, с. 90].

Список литературы /References

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001.

2. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2004.

3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Изд-во Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М. Изд-во КГУ, 2002. 190 с.

5. Синякова МЛИнновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.