Научная статья на тему 'Психология киберсреды: два исследовательских подхода'

Психология киберсреды: два исследовательских подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпсихология / киберсреда / киберпространство / образование / учебники / взаимодействие человека с компьютером / cyber environment / cyberspace / cyberpsychology / education / textbooks / humancomputer interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войскунский А. Е.

В статье рассмотрены подходы к психологическому изучению поведения людей в виртуальных гиперсредах, именуемым также киберпространством. Обсуждаются представленные в научной литературе ведущие подходы к определению границ научной и образовательной деятельности в области киберпсихологии. На примере двух основных учебников рассматриваются современная структура киберпсихологического знания, охватывающая новейшую феноменологию сетевого поведения и применения систем виртуальной или дополненной реальности, так и заметно расширенную структуру, согласно которой киберпсихология включает также и более традиционную проблематику, объединенную наименованием «взаимодействие человека с компьютером».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF CYBER ENVIRONMENTS: TWO RESEARCH APPROACHES

The article considers approaches to the psychological study of human behavior in virtual environments, also known as cyberspace. The leading approaches to determining the boundaries of scientific and educational activities in the field of cyberpsychology presented in the scientific literature are discussed. Using the example of two basic textbooks, we consider the modern structure of cyberpsychological knowledge, covering the latest phenomenology of network behavior and the use of virtual or augmented reality systems, as well as a noticeably expanded structure according to which cyberpsychology also includes a more traditional issue, such as "human-computer interaction."

Текст научной работы на тему «Психология киберсреды: два исследовательских подхода»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ КИБЕРСРЕДЫ: ДВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДА55

Войскунский А.Е.

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия vae-msu@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к психологическому изучению поведения людей в виртуальных гиперсредах, именуемым также киберпространством. Обсуждаются представленные в научной литературе ведущие подходы к определению границ научной и образовательной деятельности в области киберпсихологии. На примере двух основных учебников рассматриваются современная структура киберпсихологического знания, охватывающая новейшую феноменологию сетевого поведения и применения систем виртуальной или дополненной реальности, так и заметно расширенную структуру, согласно которой кибер-психология включает также и более традиционную проблематику, объединенную наименованием «взаимодействие человека с компьютером».

Ключевые слова: киберпсихология, киберсреда, киберпространство, образование, учебники, взаимодействие человека с компьютером.

PSYCHOLOGY OF CYBER ENVIRONMENTS: TWO RESEARCH APPROACHES

Voiskounsky A.E.

Moscow state University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia

vae-msu@mail.ru

Abstract. The article considers approaches to the psychological study of human behavior in virtual environments, also known as cyberspace. The leading approaches to determining the boundaries of scientific and educational activities in the field of cyberpsychology presented in the scientific literature are discussed. Using the example of two basic textbooks, we consider the modern structure of cyberpsychological knowledge, covering the latest phenomenology of network behavior and the use of virtual or augmented reality systems, as well as a noticeably expanded structure according to which cyberpsychology also includes a more traditional issue, such as "human-computer interaction."

Keywords: cyber environment, cyberspace, cyberpsychology, education, textbooks, humancomputer interaction

Киберсреда, или киберпространство, или Интернет-пространство - это по-разному именуемая энергично обживаемая человечеством виртуальная территория, обладающая рядом топологических признаков, среди которых можно выделить расстояния, скорость перессылки, очередность, сгущения (своего рода аналоги городов и поселков), маршруты, пункты контроля, трафики, перевалочные пункты - точки коммутации, перевода и переадресации, защищенные от незапланированного вмешательства участки и пространство риска. Опыт показывает, сколь многие недостаточно освоенные (своего рода целинные) территории при наличии заинтересованных персон и групп активно преобразуются, наполняются концептами и смыслами, а то и праздной бессмыслицей; актуальная топология данной среды охватывает подземные и подводные сооружения, наземные, воздушные и космические каналы связи. Созидание киберсреды - безусловно успешно развиваемый глобальный проект: возможно, единственный удачный из целого сонма столь же глобальных проектов, выдвигавшихся в течение последнего полувека. На глобальный масштаб развития нельзя было бы рассчитывать, если бы довелось опираться на силы сравнительно немногочисленных программистов и web-дизайнеров; нет, двигателем наиболее важных и привлекательных сторон проекта явля-

55 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта №18-18-00365.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

ется активность миллионов и миллиардов рядовых пользователей всемирной сети. Не случайно психологи настаивают, что подобные сетевые энтузиасты - продукт «цифровой социализации» [4] - являют собой особую породу людей: «жителей Интернета» [3].

Вся эта топологическая схема опирается на систему электронных транзакций и надстраивается над ней, формируя сервисы, привлекательные и для коренных «жителей», и для «туристов»: познавательные, игровые, коммуникационные, сексуальные, покупательские (для «шоппинга») и множество иных сервисов. Поскольку посредством подобных сервисов взаимодействуют люди, пусть даже скрытые за никами и аватарами, а к тому же перечисленные виды деятельности издавна исследуются в психологической науке, то особенности человеческого поведения в киберсреде представляют немалый интерес для психологов, да и для представителей других областей знания. И действительно, исследование взаимодействия человека с киберсредой является достаточно модной исследовательской площадкой, причем такая работа ведется в рамках едва ли не всех научных направлений - как точных и технических наук, так и гуманитарных вместе с социальными. Среди них заметное место занимает психология: специфика опосредствованного Интернетом и киберсредой человеческого поведения интенсивно изучается психологами [2; 3; 4].

Исследовательская повестка активно формируется и перестраивается в попытках не отстать от феноменально быстро изменяющейся топологической схемы киберсреды: изменения обусловлены появлением новых Интернет-сервисов и видоизменением имеющихся сервисов, а соответственно и переменами в трафиках и точках коммутации. Такая повестка опирается на хорошо себя зарекомендовавшие в изучении киберсреды теоретико-концептуальные исследовательские модели - такие, как культурно-историческая психология, когнитивная психология, позитивная психология; на базе известных теорий социализации получает активные стимулы к развитию и преобразованию теория привязанности и концепция цифровой социализации; новые импульсы получает теория и практика психологических зависимостей, в первую очередь - нехимических и, в частности, технологических зависимостей [2; 4].

В литературе представлены несовпадающие точки зрения на объем той проблемной области, которую следует отнести к киберпсихологической повестке. Эти мнения отражены, к примеру, в предисловии к коллективной монографии «Киберпсихология» редактора книги Э. Аттрилл - она пишет, что «если задать психологам вопрос, чем по их мнению является киберпсихология, то они чаще всего дадут дефиницию, которая будет во многом совпадать с исследованиями в области взаимодействия человека с компьютером. Хотя в этих двух направлениях немало общего, между ними есть и различия. В то время как в области взаимодействия человека с компьютером рассматриваются конкретные взаимодействия между людьми и технологиями, в киберпсихологии изучаются психологические процессы, мотивации, интенции, результаты и эффекты поведенческих действий - как в оффлайновом, так и в онлайновом мире, ассоциативно связанных с любой формой технологий» [5, p. 2].

Налицо две несовпадающие точки зрения: с одной стороны, киберпсихология - это перенос в киберсреду традиционной психологической методологии и проблематики (к примеру, изучение видов поведения, мотивации, восприятия, воли, аффектов, памяти и внимания, принятия решений, зависимостей, групповых процессов - включая феномены больших и очень больших групп и т. п.); с другой стороны - дополнительно к этому многообразию исследовать также особенности разработки web-сервисов, сайтов и интерфейсов, совершенствовать топологические процессы, как-то маршруты и трафики, обеспечивать безопасность онлайн-процессов и избегать зон риска, проводить анализ юзабилити и т. п. Первый подход больше развит в европейской киберпсихологии, второй - в США и в некоторых восточных и юго-восточных странах. В нашей стране чаще представлены работы, выполненные в рамках первого подхода; объясняется это прежде всего потому, что не получило развития [1] такое распространенное в палитре признанных в мире научных дисциплин направление, как «взаимодействие человека с компьютером» (Human-Computer Interaction, или HCI), смежное между психологией, эргономикой и компьютерными науками.

Надо заметить, что проблематика HCI - весьма обширная: ряд стандартных учебников и в достаточно степени исчерпывающих академических изданий в области взаимодействия человека с компьютером насчитывают более тысячи страниц. Имеются, разумеется, и более компактные издания, не имеющие, правда, статуса учебных пособий. Неразвитость в нашей стране проблематики «взаимодействие человека с компьютером» в качестве специального образовательного компонента (как-то факультетов и кафедр, периодических изданий, советов по защите диссертаций и др.) тем более удивительна, что именно в этом научном направлении традиционно применяются основные положения психологической теории деятельности, специфика подобного применения систематически обсуждается на конференциях и в научной литературе. Например, в недавней статье [6] проанализированы основные публикации в указанной области за последние четверть века и выделены ведущие направления исследований, в том числе фиксация особенностей применения теории деятельности, набор требований к теоретическим конструктам, способствующим описанию феноменологии в быстро видоизменяющейся проблемной области вместе с оценкой уже выполненных попыток усовершенствовать подобные конструкты; кроме того, делается вывод, согласно которому исследователи в сфере HCI не только адаптируют для своей специфической области, но и полноценно развивают теорию деятельности.

Обширность проблематики «взаимодействие человека с компьютером» затрудняет, на наш взгляд, практику объединения киберпсихологии с HCI. Любопытно, что различие между указанными двумя подходами в полной мере отражается в двух университетских учебниках, подготовленных и изданных в США и в Европе. Ограничимся в этой статье обсуждением обозначенного различия между учебниками. Действительно, на сегодняшний день имеются, насколько известно, лишь два англоязычных учебника в области киберпсихологии (с практическими заданиями, вопросами для обсуждения, рекомендуемой литературой и глоссарием с объяснением новых терминов по каждому разделу). Один учебник представляет собой переработанный и расширенный учебный материал, подготовленный опытнейшим специалистом (еще в 1984 году он впервые прочитал лекционный курс «Психология в век компьютеров») американцем К. Норманом [8]. Учебник ориентирован как на психологов, так и на компьютерных специалистов по проектированию систем, обеспечивающих эффективное и комфортное «взаимодействие человека с компьютером».

Учебник К. Нормана охватывает и область HCI, и собственно киберпсихологические разделы, такие как анализ участия людей в социальных сетях или в компьютерных играх, применение систем виртуальной реальности для осуществления психологической реабилитации и др. Данный учебник включает следующие разделы. Часть 1. Основы. Гл. 1. Введение: Значение, последствия и исторические перспективы. Гл. 2. Биологические и технологические основы. Гл. 3. Теоретические подходы: модели и метафоры. Гл. 4. Исследование: модели и методы. Часть 2. Системы. Гл. 5. Сенсорно-моторные интерфейсы: входящие и исходящие сигналы. Гл. 6. Виртуальные среды. Гл. 7. Научение и память, трансфер и интерференция. Гл. 8. Мышление и решение задач. Гл. 9. Язык и программирование. Часть 3. Отношения. Гл. 10. Индивидуальные различия: люди, эффективность и личность. Гл. 12. Социальные медиа и межличностные отношения. Гл. 13. Патологическая киберпсихология и ки-бертерапия. Часть 4. Приложения. Гл. 14. Автоматизация и искусственный интеллект. Гл. 15. Технические средства реабилитации (Assistive technologies). Гл. 16. Компьютерные игры и развлечения. Гл. 17. Технологии и образование. Гл. 18. Кибер-безопасность. Гл. 19. Будущее: окончательный (Ultimate) интерфейс «человек-компьютер».

Приходится признать, что данный учебник охватывает и «европейскую» киберпсихо-логическую тематику, и сведения, рассчитанные на разработчиков компьютерных систем и интерфейсов и ориентированных на применение их конкретными группами пользователей. Он включает значительный психологический материал, например, в области сенсорно-когнитивных процессов. В «европейском» учебнике подобного материала меньше, быть может за счет того, что такого рода знания учащиеся должны приобретать в рамках специализированных учебных курсов по психофизиологии и когнитивной психологии.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

Итак, второй учебник подготовлен в Ирландии в институте IADT в Дублине. «Европейский», или «ирландский» учебник [7] содержит следующие разделы. Часть 1. Введение. Гл. 1. Введение к киберпсихологию. Гл. 2. Проведение онлайн-исследования. Часть 2. Взаимодействие между людьми в режиме онлайн. Гл. 3. Общение посредством компьютера и он-лайн-медиа. Гл. 4. Я-концепция и психологическая идентичность в киберпространстве. Гл. 5. Темная сторона киберпространства. Гл. 6. Любовь и отношения онлайн. Гл. 7. Психология внимания и виды отвлечения внимания в режиме онлайн. Гл. 8. Групповая динамика онлайн. Гл. 9. Психология онлайн-убеждения и согласия. Гл. 10. Приватность и доверие онлайн. Часть 3. Прикладная киберпсихология. Гл. 11. Юридические вопросы киберпсихологии. Гл. 12. Патологическая киберпсихология и кибертерапия. Гл. 13. Киберпсихология здоровья и спорта. Гл. 14. Работа онлайн. Гл. 15. Интернет как образовательное пространство. Гл. 16. Психология потребительского спроса и онлайн-маркетинга. Гл. 17. Молодежь и Интернет. Часть 4. Психология и технологии. Гл. 18. Взаимодействие человека с компьютером. Гл. 19. Психология компьютерной игры. Гл. 20. Применение виртуальной реальности в психологии. Гл. 21. Психология и искусственный интеллект.

Следует заметить, что освещены основные разделы, которые исходя из «европейской» традиции, должны быть отнесены к такому научному направлению, как киберпсихология. Приводятся как отдельные теоретические положения, так и результаты современных исследований. Дополняют учебник составленные группой ирландских и английских специалистов издания, в ряде аспектов дополняющих учебник - к примеру, уже упоминавшаяся коллективная монография [5].

Следует признать, что «ирландский» учебник в большей степени, нежели учебник К. Нормана, представляется соответствующим предмету киберпсихологии, если под таковым понимать выявление и описание принципиально новых сетевых и виртуальных феноменов. В то же время с основами дисциплины «взаимодействие человека с компьютером» можно ознакомиться по другим источникам, в том числе учебникам: HCI - распространенная учебная и научная специальность. Как уже отмечалось [6], среди разнообразных трудов, выполненных для изучающих дисциплину «взаимодействие человека с компьютером», имеются также и работы, в которых привлечены основные положения психологической теории деятельности.

При этом стоит отметить, что наличие двух англоязычных учебников - это определенное разнообразие. Что же касается российских учащихся, то им предстоит осваивать ки-берпсихологию по монографиям и журнальным статьям - или по англоязычным источникам, включая учебники.

Среди англоязычных изданий стоит особняком сочинение, которое не было задумано как учебник и не является таковым; оно походит скорее на увлекательное «Введение» в ки-берпсихологию. Начиная с 1996 г., профессор университета Райдер (Rider) в штате Нью-Джерси (США) Дж. Сулер глава за главой публиковал свой онлайновый гипертекстовый труд «Психология киберпространства» (размещен на http://truecenterpublishing.com/ psycyber/psycyber.html). В то время это был единственный широко доступный источник психологических знаний в области киберпсихологии, к тому же более разнообразный и обширный, чем вышедшие из печати в то же время и впоследствии труды данного автора. Щедро делившийся своими идеями и исследованиями Дж. Сулер сыграл значительную роль в ознакомлении исследователей во всем мире с киберпсихологической проблематикой в тот период времени, когда ощущался недостаток релевантной литературы. В настоящее время данный труд может считаться полезным для предварительного ознакомления с проблематикой.

Список литературы

1. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.

2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

3. КузнецоваЮ.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: УРСС, 2008.

4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. 2017.

5. AttrillA. (Ed.). Cyberpsychology. Oxford University Press, 2015.

6. Clemmensen T., Kaptelinin V., Nardi B. Making HCI theory work: an analysis of the use of activity theory in HCI research // Behaviour & Information Technology, 2016. Vol. 8. № 2. P. 608-627.

7. Connolly I., Palmer M., Barton H., Kirwan G. (Eds.). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.

8. Norman K.L. Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. United Kingdom: Cambridge University Press. 2017.

УДК 159.9.072.432

ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЭТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРИЕМЛЕМОСТЬ Воробьева А.Е., Скипор С.И.

АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Москва, Россия E-mail: aevorobieva@yandex.ru, skipor.sofia@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается проблема присутствия психолога-практика в социальных сетях и доступности всей информации о нем потенциальными клиентами. Респонденты ожидают, что психолог-консультант будет взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях. Эксперты-психологи более требовательны к уровню образования, указанному в профиле, чаще считают фото с клиентами неприемлемыми.

Ключевые слова: психолог, социальные сети, профессиональная этика.

PSYCHOLOGIST ON SOCIAL MEDIA: ETHICS, SECURITY AND ACCEPTABILITY

Vorobieva A.E., Skipor S.I.

Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia E-mail: aevorobieva@yandex.ru, skipor.sofia@gmail.com

Abstract. The article considers the problem of the presence of a practical psychologist in social networks and the availability of all information about him by potential clients. Respondents expect a psychologist-consultant to interact with their audience on social networks. Psychological experts are more demanding on the level of education indicated in the profile; more often, photos with clients are unacceptable.

Keywords: psychologist, social media, professional ethics.

Постановка проблемы: Интернет-пространство и социальные сети развиваются значительно быстрее психологии как науки и психологического консультирования как ее прикладной отрасли. Последняя редакция Этического кодекса психолога в России была принята в 2012 году, и его действие распространяется на работу психолога, в том числе реализуемую дистанционно или посредством сети Интернет [1]. Однако точных инструкций и рекомендаций относительно поведения, самопрезентации психолога, его коммуникации и взаимодействия с клиентами в онлайн пространстве, в Кодексе не дано. При этом этические дилеммы «добавлять ли в друзья текущего или бывшего клиента», «каким образом рекламировать себя в социальных медиа», «можно ли публиковать в профиле информацию о семье, хобби, поднимать личные вопросы» и иные на практике остаются на самостоятельное решение каждого отдельного консультирующего психолога.

Зарубежные исследователи предпринимают попытки решить данные задачи, проводя опросы среди самих психологов и их бывших, настоящих и потенциальных клиентов (A. Afsahi, Barnett, Clinton, K. Kolmes и др.). При этом описанные выше этические дилеммы авторы зачастую пытаются решить профессиональным сообществом посредством рекоменда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.