Научная статья на тему 'Киберпсихология как раздел психологической науки и практики'

Киберпсихология как раздел психологической науки и практики Текст научной статьи по специальности «Психология»

1363
480
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Киберпсихология как раздел психологической науки и практики»

А. Е. Войскунский

КИБЕРПСИХОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ1

Поведение человека, опосредствованное компьютерами, мобильными средствами связи и Интернетом, представляет немалый интерес для психологии. И в академической, и в практической психологии наблюдается отчетливая заинтересованность в изучении соответствующих явлений. Налицо тенденция к оформлению области исследований, связанной с деятельностью человека в Интернете, в качестве отдельного направления психологической науки. История развития и оформления новых направлений в психологии (к примеру, психологии массовых коммуникаций или инженерной психологии и инженерно-психологического проектирования) подсказывает, что появление авангардных технологий, тем более массового применения, само по себе может служить мощным стимулом для развития и оформления новой психологической дисциплины (Войскунский, 2013).

Современные информационно-коммуникационные технологии включают компьютеры, планшетники, электронные приставки, мобильные телефоны и смартфоны, другие девайсы и гаджеты (скажем, автомобильные навигаторы), системы виртуальной реальности, Интернет и другие сети, включая, к примеру, сети авторизации банковских карт и других платежных инструментов. Такие технологии преобразовали деятельность каждого человека, даже современную культуру в целом (Войскунский, 2010). Помимо самих технологий, налицо направленный на них общественный интерес, равно как многократно озвученная (например, педагогами, медиками и значительным числом родителей) потребность в изучении психологических условий и последствий применения интернет-технологий. Может быть отмечена и заинтересованность исследователей-психологов, в особенности молодых, в проведении научной работы, связанной с выявлением специфики применения людьми компьютерных и сетевых технологий.

Направление психологических исследований деятельности человека, осуществляемой посредством применения компьютеров, мобильных средств связи и Интернета, может именоваться, как это делается в зарубежной научной литературе, «киберпсихо-логией»; альтернативные наименования — такие, как «психология Интернета», также не вызывают возражений. Нередко употребляются такие наименования, как «гуманитарный Интернет», «психология Интернета», «психология киберпространства», «психология "жителей" Интернета» или «киберпсихология» (Войскунский, 2010; Гуманитарные исследования в Интернете, 2000; Кузнецова, Чудова, 2008). Все они представляются в достаточной степени обобщающими, по содержанию мало отличаются друг от друга; лишь время покажет, какие обозначения закрепятся в качестве общепринятых.

Под киберпсихологией, или психологией Интернета, предлагается понимать (Войскунский, 2013) отрасль психологии, объединяющую (и отвечающую за) методологию, теорию и практику исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов Интернета. Эти социальные сервисы, построенные на основе компьютерных и коммуникационных технологий, привлекают людей и обеспечивают их деятельность, причем наиболее современные из таких сервисов развиваются не столько разработчиками, сколько самими пользователями.

1 Выполнено при поддержке РГНФ, проект № 11-06-00647.

Социальные сервисы разнообразны: они предлагают людям познавать (в частности, обучаться, искать информацию или наводить справки), общаться (устно или письменно, в реальном времени или отсроченно, посредством обмена текстовыми сообщениями, изображениями или продуктами деятельности, в диаде или в группе и др.), развлекаться (например, играть в многопользовательские ролевые игры или браузерные игры, слушать музыку, просматривать фотографии, видео- и киноролики), трудиться (в частности, обеспечивать техническое функционирование Интернета, оказывать помощь клиентам дистантно, совершенствовать имеющиеся сервисы и т. п.), совершать покупки и сделки. Социальные сервисы способствуют привлечению в Интернет пользователей, что в свою очередь привлекает специалистов по психологии Интернета (киберпси-хологов).

Изучение деятельности человека в Интернете может быть представлено как продолжение работы в области культурно-исторической психологии, которая велась и до появления Интернета. Связано это со значением для психического развития процессов освоения/усвоения знаков и знаковых систем, а также процессов опосредствования и переопосредствования осуществляемой человеком деятельности, на универсальности и значимости которых настаивали Л. С. Выготский и его последователи. Согласно одному из ведущих положений культурно-исторической психологии, деятельность опосредствована внутренними и внешними орудиями. Предназначенные для подчинения внешней среде орудия способствуют развитию психических аналогов и внутренних (психологических) орудий, опираясь на которые человек преобразует собственную психику. Орудийное опосредствование представляет собой одно из самых существенных условий и одновременно характеристик развития психики; не менее значимым является механизм переопосредствования, то есть включения уже опосредствованных форм деятельности в новые системы опосредствования (Коул, 1998).

В этом плане представляется актуальным намечающееся смещение акцентов с изучения процессов интериоризации к психологическому анализу процессов экстерио-ризации и, в частности, эффективному — отличному от поверхностного манипулирования «симулякрами» в понимании Бодрийяра — применению внешних орудий (в том числе — компьютеров и Интернета, мобильной связи и гаджетов). Л. С. Выготский прозорливо отводил наиболее значимое место семиотическим орудиям, или знакам. Такими орудиями являются, к примеру, компьютеры, а основой компьютеров и производных от них устройств являются микрочипы, то есть устройства бинарные и знаковые. Интернет, понимаемый как социотехническая система взаимосвязанных компьютеров и других элементов цифровых технологий, опирается на традиционные знаковые системы. Тем самым с психологической точки зрения применение Интернета представляется современным этапом знакового (семиотического) опосредствования деятельности.

Усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации высших психических функций. Имея в виду проблематику развития и усложнения строения высших психических функций в результате применения человеком компьютеров, О. К. Тихомиров заложил основы психологии компьютеризации как раздела общей психологии (Тихомиров, Бабанин, 1986). Развивать психологию компьютеризации он предлагал в контексте культурно-исторической психологии (Тихомиров, 1993). Исходя из этого круга идей, в последующие годы было проведено изучение личностной, эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности, процессов принятия решений, специфики осуществления трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной деятельности в условиях опосредствования их компьютерами.

Следует, однако, заметить, что ввиду широчайшего внедрения компьютеров, Интернета, гаджетов во все сферы человеческой деятельности, представление о развитии психологии компьютеризации исключительно в рамках общей психологии выглядит устаревшим: киберпсихология, или психология Интернета присутствует ныне во всех разделах психологической науки (Войскунский, 2013). Действительно, современные киберпсихологические исследования могут быть по праву названы комплексными внутри психологической науки: они охватывают, к примеру, возрастную психологию (ранняя одаренность и возрастная специфика в применении компьютеров и Интернета), социальную психологию (опосредствованные компьютером и Интернетом общение и групповая деятельность), клиническую психологию (т. н. тревожность при применении компьютеров, поведенческие аддикции, или зависимости от Интернета, применение систем виртуальной реальности для терапии страхов и фобий), педагогическую психологию (групповое и индивидуальное обучение посредством компьютеров, дистантное обучение, игровые обучающие программы), организационную психологию (специфика новых форм занятости и организационного поведения в условиях применения информационных технологий), дифференциальную психологию (сопоставление личностных типов в условиях непосредственного и опосредствованного Интернетом общения), когнитивную психологию (изучение особенностей восприятия информационных блоков WWW, распределения объемов внимания, оперирования «внешней» памятью), психологии общения и психолингвистики (синхронное и асинхронное общение, общение в форме полилога, речевые особенности мобильной связи) и т. п. Возможно, методологии общей психологии было бы не вполне достаточно для объяснения столь разнородных явлений.

Современная и будущая киберпсихология, или психология Интернета (или какое-либо другое наименование данного направления), не может функционировать обособленно. Она уже испытывает давление со стороны социологии, коммуникативистики, информатики, политологии и др. В частности, в рамках социальной информатики (или социальных применений компьютерных наук) разрабатываются компьютерные приложения, обеспечивающие содержательную обработку десятков миллионов записей (бло-гов, твитов, постов и т. п.); результаты такой обработки зачастую имеют психологическую значимость. Тем самым киберпсихологам надлежит устанавливать рабочие деловые связи с представителями отраслей науки, с позиций своих дисциплин исследующих поведение пользователей современных компьютерных и коммуникационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. — М.: Акрополь, 2010.

2. Войскунский А. Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982-1984.

5. КоулМ. Культурно-историческая психология. Наука будущего. — М.: Когито-Центр, 1998.

6. КузнецоваЮ. М., ЧудоваН. В. Психология жителей Интернета. — М.: УРСС, 2008.

7. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психологический журнал. 1993. № 1.

8. Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во Моск. университета, 1986.