Научная статья на тему 'Психология как наука и практика: реалии, проблемы и перспективы развития в Приднестровской Молдавской Республике'

Психология как наука и практика: реалии, проблемы и перспективы развития в Приднестровской Молдавской Республике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГОВ / EXPERT BOARD / PROBLEMS OF PSYCHOLOGY DEVELOPMENT / PRACTICAL PSYCHOLOGY / EXPERT AND ANALYTICAL ENSURING / NORMATIVE LEGAL BASE / PSYCHOLOGISTS STANDARDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучерявенко Виктория Ивановна

Приводится анализ проблем развития и состояния психологии как науки и практики в Приднестровье, обосновывается необходимость создания экспертного совета по психологии как инструмента решения научно-прикладных задач, указывается на общий контекст научно-психологических задач, решаемых в Приднестровье с Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучерявенко Виктория Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the analysis of the development problems and the state of Psychology as science and practice in Transnistria. There is substantiated the necessity of creating the expert board of Psychology as the tool of solving applied scientific tasks. There is pointed out the general context of scientific and psychological tasks that are solved in Transnistria with the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Психология как наука и практика: реалии, проблемы и перспективы развития в Приднестровской Молдавской Республике»

педагогические науки

* * *

1. Belyakova E.G., Zaharova I.G. Vzaimodejstvie studentov vuza s obrazovatel'nym kontentom v uslo-viyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Obra-zovanie i nauka. 2019. T. 21. № 3. S. 77-105.

2. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'-tury. M.: Izd-vo polit. lit., 1991.

3. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / sost. i obshch. red. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2004.

4. Ishchenko M.V. Informacionnoe obshchestvo: podhody k opredeleniyu sushchnosti kategorij // Vestn. Oms. gos. un-ta. Ser.: Ekonomika. 2007. № 1. S. 47-54.

5. Kastornova V.A., Dmitriev D.A. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak osnova obrazovatel'nogo prostranstva // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 2(18). S. 83-90.

6. Kovaleva T.M. Otkrytoe obrazovanie i sovre-mennye t'yutorskie praktiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfiles.net/preview/2623190/ (data obrashche-niya: 06.07.2019).

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike. M. - Rostov n/D., 2005.

8. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bo-lotov, L.S. Glebov [i dr.]. M.: Bol'sh. ros. encikl.,2003.

9. Pronina L.A. Otkrytoe kul'turno-obrazova-tel'noe prostranstvo kak obrazovatel'naya paradigma obshchestva znanij [Elektronnyj resurs] // Analitika kul'turologii. 2007. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otkrytoe-kulturno-obrazovatelnoe-prostranst vo-kak-obrazovatelnaya-paradigma-obschestva-znaniy (data obrashcheniya: 06.07.2019).

10. Sovremennyj slovar' po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. Minsk: Sovremennoe slovo, 2001.

11. Sozdanie i ispol'zovanie otkrytogo obrazo-vatel'nogo prostranstva kak kul'turnoj i professional'-noj socializacii detej, podrostkov i molodezhi / Miro-nenko Yu.D. [i dr.]; pod red. T.A. Artyuhinoj, N.A. Ne-fedovoj M., 2015.

12. Testov V.A. Perekhod k novoj obrazovatel'noj paradigme v usloviyah setevogo prostranstva // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 4(1). S. 50-56.

13. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. 5-e izd. M.: Politizdat, 1987.

14. Chistyakov V.A. Ponyatie «informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii i ih klassifikaciya po spo-sobu vzaimodejstviya uchashchihsya s informacion-no-komp'yuternymi sredstvami // Nauch. zhurn. Kuban. gos. agrarn. un-ta. 2014. № 97(03). S. 1-11.

15. Shlyahova I.B. Pedagogicheskaya paradigma, teoriya, problemy, poiski putej resheniya // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2015 g.). SPb.: Svoe izd-vo, 2015. S. 54-64.

O Ky^epaBemo B.H., 2019

Open educational space: definition and essential characteristics

The article deals with the researchers' approaches to the essence of the open educational space as one of the directions of the modernization of modern education in the context of the rapid development of society, science and culture. There are revealed and defined the essential characteristics of the open educational space. There is suggested the author's definition of the studied phenomenon.

Key words: open education, open educational space, information, culture, personal self-determination, social institutions.

(Статья поступила в редакцию 28.08.2019)

В.и. кучерявенко

(Тирасполь)

психология как наука И практика: рЕАЛИИ, прОБЛЕмы и перспективы развития в приднестровской молдавской республике*

Приводится анализ проблем развития и состояния психологии как науки и практики в Приднестровье, обосновывается необходимость создания экспертного совета по психологии как инструмента решения научно-прикладных задач, указывается на общий контекст научно-психологических задач, решаемых в Приднестровье с Российской Федерацией.

Ключевые слова: экспертный совет, проблемы развития психологии, практическая психология, экспертно-аналитическое обеспечение, нормативно-правовая база, стандарты психологов.

Современный этап развития отечественной психологической науки характеризуется тем, что психологические знания и методические рекомендации все чаще использу-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ются в разнообразных видах практической деятельности в связи с их особой значимостью в условиях возрастающей роли человеческого фактора, в совокупности социально-психологических качеств личности, уровня общей культуры, профессионализма и компетентности, междолжностного и межгруппового взаимодействия и общения и т. д. В настоящее время наблюдается тенденция расширения конструктивных возможностей психологической науки, если соответствующих специалистов привлекать к решению конкретных профессиональных задач.

XVI Европейский психологический конгресс, прошедший в июле 2019 г. в России, стал знаковым событием в истории отечественной психологии. Конгресс явился пространством для продуктивного диалога, обмена информацией для потенциального вклада в лучшее будущее населения планеты, объединил традиции и достижения в психологической науке ученых разных стран, направлений и специальностей. Специалисты, заинтересованные в гуманитарных науках (психологи, врачи, педагоги и иные профессионалы), объединив усилия, знания и опыт, предприняли попытку сформировать комплексную и инновационную картину возможностей человечества. Участие самых разных специалистов -ученых и практиков, объединенных общим интересом к психологии, показало, что она является одной из наиболее востребованных наук, у которой есть все необходимое для эффективного решения самых актуальных проблем современного мира.

В последние годы отечественная российская психология как наука сделала большой шаг вперед. Это, прежде всего, связано с переходом от теории к реализации практических задач, от академичности к разработке прак-тико-ориентированных технологий.

В Приднестровье психология как наука и область практики развивается преимущественно в рамках деятельности ведущего высшего учебного заведения - Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. В течение 28 лет ведется подготовка специалистов по психолого-педагогическим и психологическим специальностям, осуществляется научно-исследовательская, научно-методическая, проектная, экспертная работа в области психологии. Теоретические и прикладные проблемы, решаемые психологией в Приднестровье, находятся в общем научно-психологическом поле с Российской Федераци-

ей. Так, среди актуальных проблем развития психологии в Приднестровье можно выделить следующие.

1. Проблема востребованности профессии психолога в современном обществе и продукта его профессиональной деятельности. Данная проблема исходит из представления в массовом сознании о том, что психологи не создают материальный, осязаемый продукт, а результаты работы психолога, как правило, отсрочены, не проявляются сразу. В связи с этим возникает впечатление, что профессия психолога бесполезна и избыточна. В то же время начиная с 2000-х гг. профессия психолога является одной из самых популярных в рейтинге предпочтений абитуриентов.

2. Проблема низкого уровня общей психологической культуры населения, связанная с размытостью представлений о деятельности психолога и психологических услугах, о различиях психологии, психотерапии и психиатрии. Вокруг психологического консультирования и в целом деятельности психолога сформировалось множество мифов, которые часто препятствуют людям обращаться за психологической помощью. с одной стороны, люди не готовы оплачивать услуги психолога, с другой - в настоящее время наблюдается возрастающий интерес к психологической проблематике и поиску в рамках психологии ресурсов для преодоления жизненных трудностей.

3. Проблема отсутствия службы экстренного психологического реагирования в случаях возникновения чрезвычайных кризисных ситуаций, когда населению может понадобиться оказание массовой психологической помощи.

4. Проблема отсутствия механизма стандартизации и сертификации профессиональной деятельности психологов как системы испытаний для получения права вести психологическую деятельность на основе научного обеспечения практической деятельности и последующего подтверждения квалификации, а также для процедуры отсеивания людей, выдающих себя за профессионалов - ясновидящих, гадалок, магов, колдунов, неквалифицированных психологов.

5. Проблема недостаточной представленности психологических «продуктов» (программ, проектов, услуг, технологий) для решения социально-гуманитарных проблем государства в целях реализации потенциала и обеспечения процессов роста возможностей кон-

кретного человека, его благосостояния, безопасности, здоровья и духовности.

6. Проблема размытой идентичности и неполного осознания своей миссии у психологов как у специалистов «помогающих профессий». Данная проблема тесно связана с процессом отбора абитуриентов и далее - обучения психологов, с трудовыми функциями, содержащимися в профессиональных стандартах и вопросами саморазвития.

7. Проблема недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности психологов. В Приднестровье, как и в России, правовые регуляторы и статус психолога юридически не закреплены. Нормы психологической помощи зачастую до конца не понятны как населению в целом, так и психологам в частности. Практика показывает, что «признание психологической профессии в обществе как одного из социальных институтов происходит через создание разного рода профессиональных сообществ» [1, с. 51].

8. Проблема формирования и координации профессионального сообщества психологов, которое определяет нормы и правила деятельности, представляет интересы и защищает права представителей профессии на основе организации сотрудничества специалистов-психологов разных сфер.

Исходя из анализа данных проблем, на наш взгляд, одной из актуальных и приоритетных задач на современном этапе развития психологии в Приднестровье, как и в России, следует считать усовершенствование, разработку и утверждение нормативно-законодательной базы, а также правил и стандартов профессиональной деятельности в области психологии. существуют разные подходы к реализации задач данного типа в рамках деятельности каких-либо структур (профессионально-экспертных сообществ) с привлечением квалифицированных специалистов. В Приднестровье такая деятельность возможна в ходе организации работы экспертного совета по психологии (ЭСП), целью которого является квалифицированное экспертно-аналитическое обеспечение при разработке правил и стандартов профессиональной деятельности в области психологии для оказания экспертного содействия профессиональному психологическому сообществу в практической, исследовательской, научной, проектной, информационной и других видах деятельности, а также при разработке предложений по формированию нормативно-правовых основ деятельно-

КИЕ НАУКИ -

сти психологов и психологических служб в ведомствах и организациях Приднестровской Молдавской Республики.

Поскольку деятельность психологов является социально значимой и востребованной в условиях развития современного общества, работа экспертного совета может координироваться Администрацией Президента и включать в себя ведущих специалистов в области психологии из различных ведомственных учреждений и организаций по представлению их руководителей, а также представителей органов государственной власти и независимых экспертов, деятельность которых связана с вопросами компетенции ЭСП.

В связи с тем, что для полноценного функционирования экспертного совета крайне важны научное обоснование и привлечение научных кадров для решения текущих научно-прикладных задач, несомненным является тот факт, что он должен создаваться и функционировать на базе высшего учебного заведения, в данном случае - на базе Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.

Важнейшую роль в обеспечении продуктивности деятельности совета должны играть специалисты-эксперты, входящие в состав совета на постоянной основе, вместе именуемые членами экспертного совета представителей, имеющие базовое психологическое образование и занятые в различных областях в сфере психологии из ведомств и организаций Приднестровской Молдавской Республики, а также представители органов государственной власти. Кроме того, крайне важно вхождение в состав совета экспертов из смежных с психологией областей, деятельность которых связана с вопросами компетенции экспертного совета по психологии, привлекаемых в случае необходимости. Помимо этого для углубленной проработки вопросов возможно создание экспертных групп (например, по проблемам психологии образования и развития личности, по проблемам кризисной психологии и т. д.).

Эффективность работы экспертного совета по психологии может быть достигнута при учете основных проблем, которые характерны для современной психологической науки и практики и которые должны быть отражены в таких приоритетных задачах его деятельности, как:

1) анализ состояния сферы психологической помощи и оказания социально-психоло-

известия вгпу

гических услуг населению Приднестровской Молдавской Республики;

2) мониторинг действующего законодательства и анализ эффективности основных направлений деятельности психологов и психологических служб в ведомствах и организациях Приднестровской Молдавской Республики;

3) оказание содействия в выработке нормативно-правовых основ деятельности психологов и психологических служб в ведомствах и организациях Приднестровской Молдавской Республики;

4) проектирование и разработка профессионального этического кодекса психолога в Приднестровской Молдавской Республике.

В соответствии с возложенными на совет задачами можно рассматривать его функции:

1) разработка предложений по нормам психологической помощи населению Приднестровской Молдавской Республики и сертификации видов деятельности, продукции и услуг в области психологии;

2) разработка единого классификатора видов деятельности, продукции и услуг в области психологии в Приднестровской Молдавской Республике;

3) экспертиза научно-прикладных, практических психологических методик, программ, проектов в области психологии;

4) содействие в разработке критериев и участие в оценке профессионального уровня психологов ведомств и организаций ПМР;

5) анализ основных достижений и внедрение в практику оказания социально-психологических услуг в Приднестровской Молдавской Республике опыта эффективной профессиональной деятельности психологов стран ближнего и дальнего зарубежья;

6) разработка предложений по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов в Приднестровской Молдавской Республике;

7) организация деятельности комитета по этике на основании этического кодекса психолога в Приднестровской Молдавской Республике;

8) участие в научном обеспечении республиканских проектов и программ в области психологии.

Одной из важнейших задач работы экспертного совета по психологии должен стать анализ основных достижений и внедрение в практику в ПМР опыта эффективной профессиональной деятельности психологов в странах ближнего и дальнего зарубежья и особенно опыта ученых и практиков в области пси-

хологии в Российской Федерации, постоянное взаимодействие с коллегами в рамках обмена опытом, проведения различного рода мероприятий обучающего, научно-методического, экспертного характера. В целом деятельность экспертного совета по психологии должна быть направлена на повышение качества деятельности психологов, общественной значимости психологических услуг и на защиту профессионального статуса психолога.

Таким образом, вопрос о развитии психологии как науки и практики в Приднестровской Молдавской Республике является одним из важнейших в области решения социально-гуманитарных проблем государства, обеспечения эффективного функционирования различных ведомственных и социальных структур. Он напрямую связан с осмыслением круга современных социально-психологических проблем и выработкой решений, направленных на успешную реализацию профессиональных функций специалистов-психологов.

Список литературы

Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для академического бакалавриата /

B.Н. Панферов, С.В. Васильева, А.В. Микляева,

C.А. Безгодова; под ред. В.Н. Панферова. М.: Изд-во «Юрайт», 2018.

* * *

Vvedenie v professiyu: psiholog: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / V.N. Panferov, S.V. Vasil'eva,A.V. Miklyaeva,S.A. Bez-godova; pod red. V.N. Panferova. M.: Izd-vo «Yura-jt», 2018.

Psychology as science and practice: realities, problems and prospects of development in the Pridnestrovian Moldavian Republic

The article deals with the analysis of the development problems and the state of Psychology as science and practice in Transnistria. There is substantiated the necessity of creating the expert board of Psychology as the tool of solving applied scientific tasks. There is pointed out the general context of scientific and psychological tasks that are solved in Transnistria with the Russian Federation.

Key words: expert board, problems of psychology development, practical psychology, expert and analytical ensuring, normative legal base, Psychologists standards.

(Статья поступила в редакцию 26.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.