УДК 159
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА1
Г.В. Залевский, В.Г. Залевский (Томск)
Данная статья построена в основном на материалах последнего в этом столетии 27-го Международного психологического конгресса и впечатлениях от собственного в нем участия одного из авторов. Конгресс был организован Шведской психологической ассоциацией под эгидой Международного союза психологической науки (IUPsyS) и состоялся 23-28 июля 2000 г. в г. Стокгольме (Швеция). К началу работы Конгресса был подготовлен специальный выпуск Международного психологического журнала (International Journal of Psychology. Vol. 35, iss. 3/4. June-August. 2000), в который вошли свыше 5000 тезисов, представленных психологами из 80 стран. Непосредственное участие в работе Конгресса приняли около 6000 психологов из 66 стран, в том числе и 10 российских психологов из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска. Программа этого Конгресса оказалась самой большой и насыщенной в истории Всемирных психологических конгрессов. Кстати, Первый Международный психологический конгресс состоялся в 1889 г. в Париже в рамках Всемирной Парижской ярмарки 1889 г. В нем приняли участие 203 представителя из 20 стран, среди них много известных психологов. Социальная программа этого Конгресса включала также участие в банкете на только что построенной Эйфелевой башне. Уже на этом первом Конгрессе была признана необходимость образования Международного союза психологической науки, но только на 13-м Конгрессе, который при поддержке ЮНЕСКО состоялся в 1951 г. в столице Швеции и в котором приняли участие уже 658 психологов из 30 стран, он был формально узаконен. В августе 1966 г. в Москве (СССР) состоялся 18-й Международный психологический конгресс. В нем приняли участие свыше 4500 психологов из 44 стран (37 симпозиумов и 9 тематических заседаний). Самой большой делегацией на нем, разумеется, была делегация страны-организатора. Очередной 28-й Международный психологический конгресс пройдет в 2004 г. в Китае, делегация участников из которого на 27-м Конгрессе в Швеции состояла из 300 человек!
Какими замечательными/выдающимися достижениями отличилась психология в XX в., с которым мы прощаемся? С чем психология войдет в новое столетие и тысячелетие, что нового произойдет в психологической науке и практике, а что будет препятствовать ее разви-
1 Статья была опубликована в № 13 за 2000 г.
52
По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет
тию? Что может и должна привнести психология в общество и для развития человека вообще? И какие ожидания-пожелания к психологии в грядущем XXI в.?
По большому счету, вокруг этих и подобных вопросов и попыток ответить на них проходили дискуссии на этом действительно историческом для психологии и психологов Международном форуме, во время огромного количества официальных заседаний и неофициальных встреч.
На некоторые конкретные вопросы в этой связи ответили 30 участников Конгресса - видные психологи европейских стран, включая Россию, что отражено в журнале «European Psychologist», специально изданном к началу Конгресса (Editor-in-Chief Prof. Kurt Pawlik. Vol. 5, № 2. 2000).
Какие три-четыре наиболее значимые достижения психологии, как науки и профессиональной практики, имели место в XXстолетии?
1. Находки Пиаже, особенно понятия ассимиляции и аккомодации, как и его исследования по развитию познавательных процессов (когниций) и социальных способностей. Вообще его психология развития (Katharina Althaus, Швейцария; А. Брушлинский, Россия; Cigdem Kagicibasi, Турция).
2. Впечатлили работы К. Левина, его полевая теория и его идеи о перцепции (гештальтпсихология) (К. Althaus, Швейцария; Bernhardt Wilpert, Германия).
3. Достижением является теоретическая революция в когнитивной психологии, которая четко отграничила «психологию» от «логики» (ментальная модель, предложенная Phil N. Johnson-Laird). (Jean-Paul Caverni, Франция). Развитие когнитивной психологии, начиная от вклада Отто Зельцера и Карла Дункера в психологию решения проблем и работ в 1960-х гг.: Бродбента, Брунера, Найссера. Ньювелла и Саймона (Rainer Н. Kluwe, Германия; Bernhardt Wilpert, Германия). Сдвиг с бихевиорального подхода на когнитивную ориентацию (Pieter
J.D. Drenth, Швейцария; Michael W. Eysenck, Англия; Rocio Fernandez Ballesteros, Испания). «Когнитивная революция» (Jukka Hyona, Финляндия). Вклад Фрэнсиса Бартлетта в исследование запоминания и рост интереса к когнитивной психологии (Lars-Goran Nilsson, Швеция). Когнитивная психология, коннекционизм и мозговое отображение (Carlo Umilta, Италия). Смена ортодоксальной бихевиоральной ориентации на понимание человеческого поведения и ментальной жизни (Gery d'Ydewalle, Бельгия; Brigitte Rolett, Австрия). На профессиональное развитие особенно повлияли идеи, связанные с «когнитивным поворотом»: отношения между когнициями и эмоциями (К. Althaus, Швейцария). Инновационные попытки А. Бека посмотреть на депрес-
53
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
сию и большинство фобических расстройств через когнитивные понятия (Michael W. Eysenck, Англия).
4. Теория деятельности (субъект-деятельности) С.Л. Рубинштейна и его научная школа (А. Брушлинский, Россия).
5. Гуманистическая психология Карла Роджерса (А. Брушлин-ский, Россия).
6. Теоретические достижения - при концептуализации биопсихосоциальной модели человеческого функционирования: методологические - с разработкой психометрии и психологического тестирования, и профессиональные - отражающие рост ориентирующей роли психологии в различных сферах практики (Dana Castro, Франция; Jean-Paul Caverni, Франция; Rainer Cluwe, Германия).
7. Первым достижением является открытие И.П. Павловым обусловливающих принципов, которые стали одним из шагов придания психологии статуса науки (Jean-Paul Caverni, Франция; Jan Strelau, Польша, также упоминает и И.М. Сеченова).
8. В сфере социальной психологии с пониманием, что человеческий разум структурирован культурально и социально (Jean-Paul Cav-erni, Франция).
9. Ничего более значимого из достижений психологии, чем Фрейд и его теории, трудно назвать. (Arza Churchman, Израиль; Cig-dem Kagitcibasi, Турция).
10. К достижениям, хотя и на другом уровне, можно отнести исследования в сфере экологической психологии и феминистских исследований (Arza Churchman, Израиль).
11. Достижения в научной методологии, интеграции взглядов на сознаваемые и бессознательные информационные процессы (Mario von Cranach, Швейцария; Brigitte Rolett, Австрия).
12. Применение психологии в практике, против чего был
В. Вундт, но с которым не согласились его известные ученики (Уолтер Дилл Скотт, Гуго Мюнстенберг, Джеймс Маккин Кэттелл) (Pieter
I.D. Drenth, Нидерланды), особенно после Второй Мировой войны (Ingrid Lunt, Англия).
13. Развитие психологии в США в связи с эмиграцией видных психологов из Германии и вообще Европы (Pieter J.D. Drenth, Нидерланды).
14. Усиление образования психологов с большей ориентацией на единство теории и практики (Gery d'Ydewalle, Бельгия).
15. В профессиональной психологии - развитие клинической психологии как профессии (Mihael W. Eysenck, Англия; Rocio Fernandez Ballesteros, Испания).
16. Среди психологических конструктов «общественным/пуб-личным лицом» психологии стали интеллект и тестирование интеллекта (Rocio Fernandez Ballesteros, Испания); роль Спирмена в этом (Jan Strelau, Польша).
54
По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет
17. Психоанализ, бихевиоризм и когнитивная психология - три главных теории, которые определяют научное и практическое развитие психологии в XX столетии (James Georgas, Греция).
18. Гештальтпсихология, которая очистила путь для современной психологии восприятия, социальной психологии и частично для когнитивной психологии (Stefan Jem, Швеция).
19. Социо-историческая школа Выготского способствовала привнесению «культуры» в психологию (Cigdem Kagitcibasi, Турция).
20. Подчеркивание роли мотивации как процесса, а не как состояния (Claude Levy-Leboyer, Франция).
21. Теоретический и практический интерес в понимании развития психологии человека вообще - от рождения ребенка до взрослого его состояния; роль отношений родителей и детей в проспективном, а не в ретроспективном смысле (аналитик на кушетке). (Claude Levy-Leboyer, Франция; Arne Ohman, Швеция). Выявление значения общения матери с ребенком и окружением (Tuomo Tikkanen, Финляндия).
22. Бихевиоральная революция, давшая возможность развития на научной основе клинической психологии, понимания психических расстройств. Заслуги Толмена, Скиннера, Вольпе и Айзенка (Arne Ohman, Швеция).
23. Успехи психотехники и психотехников (Jose M. Prieto, Испания).
24. Исследования и практика оценки и лечения «анормального поведения» и выдвижение на первую роль психотерапии и психопатологии (Jоsе М. Prieto, Испания).
25. Широкая представленность психологов в образовании, школах (Jose М. Prieto, Испания).
26. Фрейд, Выготский, Пиаже и Скиннер, а также философ Людвиг Виттгенштейн (Carlos Rodrigues Sutil, Испания). Такие имена как Фрейд, Юнг, Выготский, Дюркгейм и Пиаже (Velko S. Rus, Словения). Открытия и теории Вундта, Фрейда, Уотсона, Келера, Пиаже, Gordon W. Cattell, Raymond Cattell, Hans J. Eysenek, Gordon Allport (Jan Strelau, Польша).
27. Профессионализация психологического сервиса; проникновение психологии в различные сферы жизни (Brigitte Rollett, Австрия; Salli Saari, Финляндия).
28. Развитие психологии как относительно сбалансированной теоретической, эмпирической (включая экспериментальную, с четкими критериями для исследовательской работы), прикладной и антропологической науки. Относительно открытой для изменений и независимой от идеологического пресса (Velko S. Rus, Словения).
29. Развитие новых научно фундированных областей психологии как, например, нейропсихология, психология здоровья, психология кризисов и острых травм (Salli Saari, Финляндия; Tuomo Tikkanen, Финляндия).
55
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
30. Оперантный анализ поведения - это самое значительное достижение (Terje Sagvolden, Норвегия).
31. Другое достижение в психологии - это реализация пластичности мозга (Terje Sagvolden, Норвегия).
32. Связь психотерапии с биохимическими процессами в мозге (Terje Sagvolden, Норвегия).
Если бы у Вас было три желания относительно будущего психологии как науки и профессии, то какими они были бы?
1. Чтобы были хорошие отношения между наукой и практикой, взаимное уважение и взаимное стимулирование. Устранена пропасть между практиками и исследователями, между академическим исследованием и каждодневной практикой. Необходимо развивать синергическую, а не антагонистическую комбинацию. Исследователи и практики должны научиться слушать и слышать друг друга. Больше научного плодотворного взаимодействия между учеными и практиками. При тесной связи теории и практики психология может много дать обществу вообще и в решении проблем человеческого здоровья в частности.
2. Больше уверенности в себе, даже гордости за то, чего психология достигла, повышение самооценки, активного отстаивания своего достойного места в обществе.
3. Оказания содействия в достижении удовлетворительного существования человека. Продолжить генерировать новые знания и пути помощи людям. Психологическое исследование должно становиться все более прикладным и полезным обществу, чем это имеет место сейчас.
4. Когнитивная психология должна стать более гуманистичной и быть подальше от компьютерной метафоры.
5. Западные психологи должны лучше познакомиться с трудами
С. Л. Рубинштейна и его последователей.
6. Последователи Л.С. Выготского должны, наконец, вступить в диалог и ответить на критику, которая звучит вот уже 40 лет, в том числе со стороны Ж. Пиаже, П. Зинченко, П. Гальперина, С. Рубинштейна и др.
7. Я хотел бы пожелать психологии того, что Дидро пожелал философии: «Будь, научная психология, популярной!». Смелее включаться в решение проблем общества сегодня и в будущем, чтобы попытаться сделать мир несколько лучше. Больше внимания проблемам в контексте социальной и культурной реальности. Повышения статуса психологии.
8. Психологии как науке желаю больше теоретической интеграции разных ее сфер, систематического обмена между различными исследовательскими областями, больше баланса между теоретическими и методологическими требованиями к исследованию. Больше объективности в оценке субъективных состояний. В будущем должен более серьезно
56
По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет
восприниматься вопрос об экологической валидности. Психологи должны продолжить успешно начатое развитие чувствительных и тонких методов изучения разума. Больше интеграции между университетами и «полями» вне их, точками зрения и теориями, разными тренинговыми программами. Больше междисциплинарных исследований человеческого разума и поведения. Психологическое исследование должно быть более кумулятивным. Научное исследование в психологии должно следовать, как и в физике, биологии, медицине, высоким стандартам и этическим принципам. Академическая психология должна быть единой в понимании психологии как естественной науки, более тесно связанной с биологическими, чем с социальными науками. Психология должна понимать себя, включая человеческое сознание, в терминах нейронных механизмов. Делать результаты исследований более доступными людям, не писать их на псевдонаучном языке.
9. Прежде всего, лучших теорий.
10. На научном уровне больше исследований, интегрирующих поведенческие находки с лучшим знанием функционирования мозга (нейронауки).
11. Я надеюсь, что правители во всей Европе осознают, что психология должна перестать быть дешевой наукой, в том числе относительно материально-технического обеспечения, чтобы успешно конкурировать с американскими психологами в исследованиях.
12. Лучшего и более корректного отношения между психологией и массмедиа.
13. Политикам заботиться об обеспечении проведения фундаментальных исследований в области психологии, как и в других науках. Больше ресурсов для науки, фундаментальных исследований и практики.
14. Нобелевской премии по психологии! (Stefan Jern, Швеция).
15. Стимулирование молодых исследователей.
16. Психология должна быть более интернациональной и более серьезно относиться к культуре.
17. Бороться с шарлатанами, которые используют наш вокабуляр и наши идеи.
18. Профессиональные психологи должны больше опираться на очевидное, чем на интуицию и общие понятия.
19. Больше психологических ассоциаций и обществ в каждой стране.
20. Необходимо, чтобы психологи становились политиками, членами парламента, руководителями фирм и т.п. Это стратегически важно. Более активно участвовать в публичных дискуссиях и принятии решений, избавиться от пассивности, осторожности, даже страха, когда речь идет о публичности.
21. Университеты должны улучшить подготовку хороших научных профессиональных психологов; включить в эту подготовку доста-
57
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
точно биологии, нейронаук, фармакологии, чтобы психологи могли стать партнерами других специалистов по проблемам здоровья, например врачей.
22. Должна постоянно во всем мире расти роль психологов как определенная необходимость.
23. Мы - психологи, должны лучше понять нашу задачу.
24. Требуется новая организация нашего аккумулированного опыта, больше синтеза; прикладная психология должна стать похожей на клиническую медицину (классификация проблем, симптомов, диагноз, прогноз, интервенция).
25. Больше открытий, связанных с биоэнергетикой, ее транспортированием, проблемами боли, иммунного статуса организма, новыми возможностями гипноза и обратной связи, связи между микро-/макро-биологией и психологией, а также вклада в разрешение конфликтов в различных частях света и повышение качества жизни людей.
26. Развитие деонтологии, профессиональной этики, профессиональных умений и навыков в диагностике и интервенции.
27. Я желаю психологии стать частью образования в старших классах школы.
28. Пожелал бы новых открытий в XXI в. в области механизмов человеческого поведения, факторов, обеспечивающих условия для эффективного развития человека.
29. Желаю, чтобы мы, наконец, преодолели редукционистские тенденции (в сторону естественных или социальных наук), мешающие психологии как независимой науке.
30. Я хотел бы, чтобы психология стала «твердой» наукой. Это может быть достигнуто при ее интеграции с нейронауками.
Разумеется, что ответы на первый вопрос имеют, скорее, исторический интерес. Что же касается ответов на второй вопрос - относительно ожиданий и пожеланий к психологии и психологам XXI в., то они, во-первых, говорят о недостигнутом психологической наукой и практикой в прошлом, во-вторых, о нерешенных или недостаточно решенных проблемах в настоящем и, в-третьих, о перспективных направлениях их развития в следующем столетии. Все это темы, обсуждавшиеся как в рамках так называемой регулярной программы Конгресса, так и за ее пределами. А за пределами много внимания было уделено двум темам, ставшим, по мнению членов Оргкомитета и участников Конгресса, «заметными характеристиками 27-го Международного психологического конгресса»: «здоровье» и «политика, в том числе дипломатия, проблемы профилактики межэтнических конфликтов, войны и мира».
Тему здоровья с акцентом на ментальном его аспекте вел с большим вводным докладом в виде пленарного заседания и ряда симпозиумов, круглых столов и т.д. известный деятель ВОЗ Норман Сарториус, а вторую тему - Государственный секретарь по международным делам
58
По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет
(министр иностранных дел) Швеции Джен Элиассон. И вообще, внимание со стороны руководителей Швеции к Международному психологическому конгрессу - король Швеции был патроном Конгресса, один из его министров участвовал непосредственно в работе Конгресса, а мэр столицы страны - г. Стокгольма, открывал Конгресс и приветствовал его участников от имени короля, - все это очень обнадеживает, являясь хорошим примером высокого интереса к психологии для правителей и политиков всех государств. Можно надеяться, что будут услышаны обращения к ним психологов, высказанные выше относительно будущего психологии. А психологам лишь надо будет постараться, чтобы было создано больше «лучших теорий», чтобы «произошла большая интеграция между психологической наукой и практикой», «чтобы психология послужила развитию и повышению благосостояния человека», чтобы «психологи стали признанной необходимостью» и «повысился статус самой профессии психолога». Надо надеяться, что в результате этого сбудется и пожелание шведского психолога Стефана Джерна о присвоении в следующем столетии Нобелевской премии по психологии. Вселила надежду на это не только напряженная работа участников Конгресса в пленарных заседаниях, в более чем сотне симпозиумах, секциях и семинарах, круглых столах, в 2000 интерактивных стендовых докладах, многочисленных выставках психологической литературы и оборудования и т.д., свидетельствующая о творческих поисках психологов практически всего мира, но и, несомненно, стимулирующие их великолепные приемы, организованные правительством, мэрией г. Стокгольма в известной во всем мире Городской Ратуше, где проводятся ежегодные Нобелевские банкеты. Нам только остается присоединиться к пожеланию и надежде нашего шведского коллеги.
59