Научная статья на тему 'Одиннадцатый Европейский конгресс по психологии (Еср 2009, Норвегия, Осло, 2009)'

Одиннадцатый Европейский конгресс по психологии (Еср 2009, Норвегия, Осло, 2009) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОГРАММА / ДОКЛАДЫ / СИМПОЗИУМЫ / РУССКИЙ ДЕНЬ / CONFERENCE / PROGRAMS / REPORTS / SYMPOSIUMS / RUSSIAN DAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бормотов Александр Александрович, Юсупова Юлия Леонидовна

Приводится информация об 11 Европейском Конгрессе по психологии, который проходил в Осло с 7 по 10 июля 2009 г. Авторы подробно описывают программу конференции, предоставляется информация о докладах участников «Русского дня», проводимого в рамках конгресса. Акцент делается на наиболее интересных симпозиумах по психодиагностике, тестированию и сертификации тестов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 11th European Congress of Psychology (ECP 2009, Norway, Oslo, 2009)

In article the information about 11 European Congress of psychology which was in Oslo from 7 to 10 of July, 2009 is given. The authors describe the conference program in detail. The information about reports of participants of «Russian day» which was held during the congress is presented. The most interesting symposiums on psychodiagnostics, testing and certification of tests and services are emphasized.

Текст научной работы на тему «Одиннадцатый Европейский конгресс по психологии (Еср 2009, Норвегия, Осло, 2009)»

Научная жизнь

УДК 159.99 ББК Ю937

ОДИННАДЦАТЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПО ПСИХОЛОГИИ (ЕСР 2009, НОРВЕГИЯ, ОСЛО, 2009)

А.А. Бормотов, Ю.Л. Юсупова

Приводится информация об 11 Европейском Конгрессе по психологии, который проходил в Осло с 7 по 10 июля 2009 г. Авторы подробно описывают программу конференции, предоставляется информация о докладах участников «Русского дня», проводимого в рамках конгресса. Акцент делается на наиболее интересных симпозиумах по психодиагностике, тестированию и сертификации тестов и услуг.

Ключевые слова: конференция, программа, доклады, симпозиумы, Русский день.

11-й Европейский Конгресс по Психологии проводился Норвежской Психологической Ассоциацией под эгидой и патронажем Европейской Ассоциации Психологических Ассоциаций (EFPA) с 7 по 10 июля 2009 г. в Осло, Норвегия. Основной целью Конгресса стало собрать вместе теоретиков и практиков для представления исследований во всех областях психологии.

Программа Конгресса была представлена докладами, отвечающими теме Конгресса: «Быстро изменяющийся мир - вызовы для психологии». Этот девиз четко прослеживался в пяти различных направлениях:

1. Мир, права человека и психология.

2. Современные изменения и разнообразие в повседневной жизни.

3. Психология обучения.

4. Организационная психология.

5. Тесты и тестирования.

В состав научного оргкомитета конгресса вошли Gerd Kvale и Inger Hilde Nordhus (Берген), An-Magritt Aanonsen, Hanne Haavind и Annika Melinder (Осло), Magne A. Flaten (Тромсе), Mariane Hedegaard (Копенгаген), Lars-Goran Nilsson (Стокгольм), Torbj0m Rundmo (Тронхейм), Anu-Katriina Pesonen (Хельсинки) и Jakob Smari (Рейкьявик).

На конгрессе были представлены доклады важнейших для мировой психологии ученых, таких как Ф. Зимбардо и П. Коста.

Конгресс осуществлялся в виде следующих мероприятий: устные и стендовые доклады, мастер-классы, лекции, симпозиумы. Было представлено 32 темы, среди которых и

такие глобальные как «теория психологии», «социальная психология», «клиническая психология» и более узкие, такие как «Психология кризисных ситуаций, катастроф и травм», «Мир и конфликты, человеческие права и психология», «Тесты и тестирование».

Также в рамках Конгресса были организованы «Итальянский день» и «Русский день», посвященные исследованиям итальянских и русских психологов.

Первая секция «Русского дня» была посвящена здоровью и когнитивной психологии, вторая - важным историческим и современным вопросам российской психологии.

Впервые на психологическом Конгрессе такого уровня были представлены доклады пяти русских психологов.

Сессия 1. Здоровье и когнитивная психология.

1. Цветкова Л.А. Поведение российских студентов, связанное со здоровьем

2. Аллахвердов В.М. Сознание в когнитивной деятельности человека.

Сессия 2. Исторические и современные проблемы российской психологии.

1. Батурин Н.А. Психодиагностика в России: вчера, сегодня, завтра.

2. Леонова А.Б. Исследования благополучия и профессионального стресса в России.

3. Малых С.Б. Генетика поведения в России: традиции и перспективы

В целом, в работе конгресса приняли участие 2100 человек из 60 стран. Делегация из России стала четвертой по количеству участников, приехавших на конгресс. Всего из раз-

Научная жизнь

личных городов России приехало около 100 человек.

Челябинская делегация была представлена пятью участниками (декан факультета психологии Южно-уральского государственного университета, профессор, Н.А. Батурин, зав, кафедрой «Психология развития», д-р психол. наук, E.JI. Солдатова, аспиранты кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» А.А. Бормотов и Ю.Л. Юсупова, А.С. Науменко, канд. психол. наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование»),

В программу стендовых докладов (постеров) вошли 5 докладов:

1. Батурин Н.А. Российская современная психодиагностика (Russian contemporary psychodiagnostics).

2. Бормотов А.А. Психологическая диагностика честности в России (The psychological measurement of honesty in Russia).

3. Науменко A.C. Отбор экспертов для создания тестов множественного выбора (Selecting Experts for Developing Multiple-Choice Tests).

4. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития (Ego-identity in the normal developmental crises).

5. Юсупова Ю.Л. Факторы, влияющие на изменчивость оценок (Factors influencing the variability of evaluation).

Сразу после окончания конференции Российское психологическое общество было принято в члены EFPA (Европейская федерация психологических ассоциаций), членами которой являются национальные ассоциации из 34 стран Европы; совокупное количество индивидуальных членов федерации - двести тысяч человек (без российских психологов).

Особый интерес для большинства участников Конгресса из Челябинска представляло направление Конгресса, связанное с психодиагностикой (тестированием).

Для конгресса 2009 Международная Тестовая Комиссия (ITC) и Комитет EFPA по тестам и тестированию работали вместе, чтобы представить в полном объеме лекции, симпозиумы и доклады по тестированию.

Один из ведущих психодиагностов Европы Дэвид Бартрам (David Bartram, UK) сделал доклад на тему «Воздействие Интернета на тесты и тестирования».

В рамках направления тесты и тестирования были проведены следующие симпозиумы:

1. Квалификация пользователей тестов в Европе.

2. Международные принципы и стандарты, связанные с тестами и тестированием.

3. Прогресс в науке и технологии тестов, проводимых в Интернете.

4. Новое и важное в применении Теории тестовых заданий (Item Response Theory).

5. Создание Руководств ITC по Контролю качества при обработке, анализе и интерпретировании результатов тестирования.

6. Национальные подходы к сохранению качества тестов.

7. Локализация и адаптация тестов на профессиональную пригодность: обучение на основании проектов, охватывающих 30 языков.

8. Искусство и наука тестов ситуативных решений: от конструктов до индустриализированного производства тестов ситуативных решений и обучение на основании больших многоязычных проектов.

9. Пересмотр норм, их конструирование и их значение в принятии обоснованного решения.

10. Объективная оценка персонала в ситуациях реструктурирования и сокращения -что мы знаем?

11. С Востока на Запад: генерализуемость опросника кросс-культурной оценки личности в западной среде.

12. Новые тенденции в планировании тестов и их реализация для вступительных тестов высшего образования: международные перспективы.

13.Разнообразные предметы, постмодернистские применения классической тестовой модели личности.

14. Адаптация и создание теста: методологические и практические требования.

Одной из самых актуальных тем обсуждения была тема стандартов пользователей и тестов, а также тема сертификации пользователей тестов. Стало ясно, что во многих странах Европы сертификация пользователей тестов находится далеко не на высоком уровне и по большому счету, активное включение членов психологического сообщества в процесс сертификации и создание стандартов пользователей и тестов происходит только сейчас. На данный момент в проект EFPA по сертификации включены следующие страны: Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды. Некоторые страны (Германия, Финляндия) представляли свой опыт создания стандартов для

96

Вестник ЮУрГУ, № 30, 2009

Бормотов А.А., Юсупова Ю.Л.

Одиннадцатый Европейский Конгресс

по психологии

пользователей тестов. В Испании же процесс создания стандартов и системы сертификации только начинается.

Английские сообщества на данный момент являются передовыми в создании стандартов: их стандарты для уровня А1 были созданы еще в 1989 г., и сама система и структура стандартов совершенствуются до сих пор. В связи с этим становится понятным, почему все европейские страны ориентируются на них.

Как уже отмечалось, основной доклад Конгресса в области тестирования был посвящен проблеме Интернет-тестирования. Так, Дэвид Бартрам (David Bartram), член совета Международной Тестовой Комиссии (ITC), а также член постоянного комитета по тестам и тестированию EFPA, привел в своем докладе статистику использования разных форм тестирования, отметив, что Интернет-тестирование занимает лидирующее место на рынке психологических услуг. Он также определил формы проведения Интернет-тестирования в зависимости от уровня контроля безопасности информации тестового материала, отчетов и личной информации респондентов.

Большое внимание уделялось на Конгрессе рассмотрению проблемы перевода и адаптации тестов для использования в психологической практике в других культурах. Большинство ученых, после 20-летнего опыта применения принципа прямого и обратного перевода психодиагностических методик пришло к выводу о недостаточном уровне качества перевода теста при использовании данного метода. Директор по дизайну продуктов

и инновациям крупнейшей корпорации по разработке и развитию психодиагностических методик более чем в 50 странах мира SHL Group Юджин Бёрке (Eugene Burke) предлагает оценивать возможные риски перевода (ограничения языка), а также отбирать и обучать переводчиков («непсихологов») для более точного и непосредственного перевода. Этот процесс он называет «локализацией» (по аналогии с процессом распространения компьютерного обеспечения для пользователей другой страны), что означает приспособление теста к языку и рынку страны, где он будет продаваться или использоваться.

Голландский психолог Фоне Ван де Вий-вер (Fons van de Vijver) особо подчеркнул важность соответствия психологических конструктов в языке оригинального теста и языке, на который производится перевод. Зачастую это неэквивалентные феномены, что подтверждается разным уровнем социальных и культурных норм взаимодействия человека в обществе. Без учета этих особенностей перевод приведет в лучшем случае к возникновению нового теста, но не языкового эквивалента оригинального теста.

В целом Конгресс прошел на очень высоком уровне, были затронуты практически все области психологии. На данном Европейском Конгрессе стало очевидно, что тема тестирования становится все более актуальной и затрагивает участников всего международного психологического сообщества.

1 В Англии существует двухуровневая система квалификации психологов: А и В.

Поступила в редакцию 12 июня 2009 г.

Бормотов Александр Александрович. Аспирант кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» Южно-Уральского государственного университета: [email protected]

Alexander A. Bormotov. Postgraduate student of the Chair Psychological diagnostics and Counseling of South Ural State University: [email protected]

Юсупова Юлия Леонидовна. Аспирант кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» Южно-Уральского государственного университета: [email protected].

Julia L. Yusupova. Postgraduate student of the Chair Psychological diagnostics and Counseling of South Ural State University: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.