УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Г.В. Залевский (Томск)
Аннотация. Дискутируется одна из актуальных проблем профессионализации психологии в контексте достижений психологии в ХХ в. и пожеланий психологии и психологам в ХХ1 в. - отношений между психологической наукой, теорией и психологической практикой. Автор использует материалы 27-го Международного психологического конгресса, последнего в ХХ столетии, состоявшегося в июне 2000 г. в Стокгольме (Швеция), а также материал опроса 30 видных психологов Европы, участников Конгресса, представленный в журнале «Европейский психолог».
Ключевые слова: психология; профессионализация; отношения между наукой, теорией и практикой.
Мне хотелось бы на страницах Сибирского психологического журнала продолжить обсуждение одной из актуальных проблем психологии, которой посвящена предыдущая в этом выпуске журнала статья А.В. Соловьева: теме профессионализации психологии. Дав достаточно основательный аналитический обзор профессионализации отечественной психологии, он заключает: «Итак, подведем итоги. После непростого начала развитие профессии психолога в нашей стране в последние десятилетия вышло на широкую столбовую дорогу. Многие достижения на этом пути впечатляют. Главные из них:
1. Психология освободилась от идеологических пут, сковывавших ее развитие.
2. Она стала неотъемлемой частью широкой социальной практики, внедрилась во многие сферы жизни российского общества.
3. Психология в нашей стране значительно расширила свою географию.
4. Подготовлена большая армия профессионалов, работающих в данной сфере.
5. Значительно повысились интерес к этой области знаний и престиж профессии психолога.
Вступая во второе десятилетие XXI в., мы можем констатировать, что сейчас у нашей профессии достаточно светлые перспективы» [5.
С. 19-20].
С этими выводами можно в целом согласиться, но все-таки автор в большей степени обратил внимание на успешные стороны процесса профессионализации психологии, а в меньшей - на те ее трудности и проблемы, которые были и остаются и сегодня. И большинство из них имеют место не только в отечественной, но и в зарубежной психологии.
21
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
Начну с проблемы, которая является, несомненно, актуальной для всей мировой психологии. О ней велись дискуссии в конце прошлого века - это проблема научных достижений в психологии и проблема отношений между наукой, теорией и практикой. Об имеющемся в этих отношениях «схизисе» писал Ф.Е. Василюк [1], говорили и другие ученые [2, 4].
На пересечении столетий, чуть больше десяти лет назад, многие психологи попытались оглянуться и оценить достигнутое психологической наукой и практикой за ХХ столетие, осмыслить то, с чем вступают в ХХ1 в., представить, какой бы они хотели видеть психологию будущего, да и само будущее. Когда-то Дидро пожелал философии «быть популярной». Можно сказать, что психология к концу 20-го столетия, особенно в последние десять лет, несомненно, сделала решающие шаги в этом направлении. Однако мы считаем, что она стала пока лишь «сильно» модной, а действительно популярной психологии еще предстоит стать. И это, видимо, ее задача на 21-е столетие. Конечно, решать эту задачу должны психологи всего мира. Об этом шла речь и на очень представительном - последнем в ХХ столетии - 27-м Международном психологическом конгрессе, состоявшемся 23-28 июля 2000 г. в Стокгольме (Швеция); в нем автору посчастливилось принять участие (об этом подробнее см. в [3, 6-8]).
Конгресс был организован Шведской психологической ассоциацией под эгидой Международного союза психологической науки (IUPsyS). К началу работы Конгресса был подготовлен специальный выпуск «Международного психологического журнала» (International Journal of Psychology. 2000. Vol. 35, iss. 3/4), в который вошли свыше 5 000 тезисов, представленных психологами из 80 стран. Непосредственное участие в работе Конгресса приняли около 6 000 психологов из 66 стран, в том числе и 10 российских психологов из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска (сравните: 300 участников из Китая!). Программа этого Конгресса оказалась самой большой и насыщенной в истории Всемирных психологических конгрессов. Кстати, 1-й Международный психологический конгресс состоялся в 1889 г. в Париже в рамках Всемирной Парижской ярмарки 1889 г. В нем приняли участие 203 представителя психологической науки из 20 стран, среди них много известных психологов. Социальная программа 1-го конгресса включала также участие в банкете на только что построенной Эйфелевой башне. Уже на этом научном форуме была признана необходимость образования Международного союза психологической науки, но только на 13-м конгрессе, который при поддержке ЮНЕСКО состоялся в 1951 г. в столице Швеции и в котором приняли участие уже 658 психологов из 30 стран, он был формально узаконен.
Какими выдающимися достижениями отличилась психология в веке XX? С чем психология входит в новое столетие и тысячелетие,
22
Общая психология и психология личности
что нового произойдет в психологической науке и практике, а что будет препятствовать ее развитию? Что может и должна привнести психология в общество для развития человека? Чего ожидают от психологии в XXI в.? Вокруг этих и подобных вопросов и попыток ответить на них проходили дискуссии на этом историческом для психологии и психологов международном форуме во время огромного количества официальных заседаний и неофициальных встреч.
На некоторые конкретные вопросы в этой связи ответили 30 участников Конгресса - видные психологи европейских стран, включая Россию, что отражено в журнале «European Psychologist» (2000. Vol. 5, № 2), специально изданном к открытию форума.
Первый из них: Какие три-четыре наиболее значимые достижения психологии как науки и профессиональной практики имели место в XX столетии?
Наиболее частыми ответами были следующие:
1. Находки Пиаже, его психология развития; полевая теория и идеи о перцепции К. Левина (гештальтпсихология); развитие когнитивной психологии, «когнитивная революция», идеи, связанные с «когнитивным поворотом»; отношения между когнициями и эмоциями; гуманистическая психология Карла Роджерса (А.В. Брушлинский, Россия); теоретические достижения - при концептуализации биопсихосоциальной модели человеческого функционирования; методологические достижения - при разработке психометрии и психологического тестирования, профессиональные - отражающие рост ориентирующей роли психологии в различных сферах практики; Фрейд и его теории; исследования в экологической психологии; феминистские исследования; интеграция взглядов на сознаваемые и бессознательные информационные процессы; связь психотерапии с биохимическими процессами в мозге; открытие И.П. Павлова, обусловливающее принципы, которые стали одним из шагов придания психологии статуса науки; социоисторическая школа Выготского, способствующая привнесению «культуры» в психологию; теория деятельности (субъектдеятельности) С. Л. Рубинштейна и его научная школа (А.В. Бруш-линский, Россия).
2. Применение психологии в практике, против чего был В . Вундт, но с которым не согласились его известные ученики (Уолтер Дилл Скотт, Гуго Мюнстенберг, Джеймс Маккин Кэттелл); психологическим конструктом «общественным/публичным лицом» психологии стали интеллект и тестирование интеллекта; теоретический и практический интерес в понимании развития психологии человека вообще -от рождения ребенка до взрослого его состояния; в профессиональной психологии - развитие клинической психологии как профессии; исследования и практика оценки и лечения «анормального поведения» и выдвижение на первую роль психотерапии и психопатологии; широкая
23
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
представленность психологов в образовании, школах; профессионализация психологического сервиса; проникновение психологии в различные сферы жизни; развитие психологии как относительно сбалансированной теоретической, эмпирической (включая экспериментальную, с четкими критериями для исследовательской работы), прикладной и антропологической науки, относительно открытой для изменений и независимой от идеологического пресса; развитие новых научно фундированных областей психологии, например нейропсихологии, психологии здоровья, психологии кризисов и острых травм.
3. Усиление образования психологов с большей ориентацией на единство теории и практики.
Удивительно, что такой важной области, как подготовка профессиональных психологов, было уделено исключительно мало внимания. Для профессионализации отечественной психологии именно открытие ряда факультетов психологии в 60-70-е гг. прошлого столетия стало очень важной вехой. В 90-е гг. того же столетия имел место настоящий бум психологического образования, плоды которого, далеко не всегда позитивные, мы ощущаем до сего времени.
Второй вопрос редакции журнала: «Если бы у Вас было три желания относительно будущего психологии как науки и профессии, то какими они были бы?» Ответы были следующими.
1. Повышение статуса психологии. Психологии как науке необходимо больше теоретической интеграции разных ее сфер, систематического обмена между различными исследовательскими областями, больше баланса между теоретическими и методологическими требованиями к исследованию. Больше объективности в оценке субъективных состояний. В будущем должен более серьезно восприниматься вопрос об экологической валидности. Психологи должны продолжить успешно начатое развитие чувствительных и тонких методов изучения разума. Больше интеграции между университетами и «полями» вне их, точками зрения и теориями, разными тренинговыми программами. Больше междисциплинарных исследований человеческого разума и поведения. Психологическое исследование должно быть более кумулятивным. Научное исследование в психологии должно следовать, как и в физике, биологии, медицине, высоким стандартам и этическим принципам. Академическая психология должна быть единой в понимании психологии как естественной науки, более тесно связанной с биологическими, чем с социальными науками. Психология должна понимать себя, включая человеческое сознание, в терминах нейронных механизмов.
Следует делать результаты исследований более доступными людям, не описывать их на псевдонаучном языке. Больше исследований, интегрирующих поведенческие находки с лучшим знанием функционирования мозга (нейронауки); западные психологи должны лучше по-
24
Общая психология и психология личности
знакомиться с трудами С.Л. Рубинштейна и его последователей, а последователи Л.С. Выготского должны, наконец, вступить в диалог и ответить на критику, которая звучит вот уже 40 лет, в том числе со стороны Ж. Пиаже, П. Зинченко, П. Гальперина, С. Рубинштейна и др. (А.В. Брушлинский, Россия).
Психология должна перестать быть дешевой наукой, в том числе относительно материально-технического обеспечения, чтобы успешно конкурировать с американскими психологами в исследованиях; политикам следует заботиться об обеспечении проведения фундаментальных исследований в области психологии, как и в других науках. Больше ресурсов для науки, фундаментальных исследований и практики; новых открытий в XXI в. в области механизмов человеческого поведения, факторов, обеспечивающих условия для эффективного развития человека. Преодолеть редукционистские тенденции (в сторону естественных или социальных наук), мешающие психологии как независимой науке. Психология должна стать «твердой» наукой. Это может быть достигнуто при ее интеграции с нейронауками. Психология должна быть более интернациональной и более серьезно относиться к культуре; усиление стимулирования молодых исследователей. Нобелевской премии по психологии! (С. Джерн, Швеция).
2. Хорошие отношения между наукой и практикой, взаимное уважение и взаимное стимулирование. Устранение пропасти между практиками и исследователями, между академическим исследованием и каждодневной практикой. Необходимо развивать синергическую, а не антагонистическую комбинацию. Исследователи и практики должны научиться слушать и слышать друг друга. Больше научного плодотворного взаимодействия между учеными и практиками. При тесной связи теории и практики психология может много дать обществу, в том числе в решении проблем человеческого здоровья. Оказание содействия в достижении удовлетворительного существования человека. Следует продолжать генерировать новые знания и пути помощи людям. Психологическое исследование должно становиться все более прикладным и полезным обществу. Когнитивная психология должна стать более гуманистичной и быть подальше от компьютерной метафоры: «Будь, научная психология, популярной!». Смелее включаться в решение проблем общества сегодня и в будущем, чтобы попытаться сделать мир лучше. Больше внимания - проблемам в контексте социальной и культурной реальностей. Больше открытий, связанных с биоэнергетикой, ее транспортированием, проблемами боли, иммунного статуса организма, новыми возможностями гипноза и обратной связи, связи между микро/макробиологией и психологией. Необходимо участие психологов в разрешении конфликтов в различных частях света и повышении качества жизни людей. Требуется новая организация аккумулированного опыта, больше синтеза; прикладная психология должна
25
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
стать похожей на клиническую медицину (классификация проблем, симптомов, диагноз, прогноз, интервенция).
3. Необходимо бороться с шарлатанами, которые используют наш вокабуляр и наши идеи. Больше психологических ассоциаций и обществ в каждой стране. Необходимо, чтобы психологи становились политиками, членами парламентов, руководителями фирм и т.п. Это стратегически важно. Более активно следует участвовать в публичных дискуссиях и принятии решений, избавиться от пассивности, осторожности, даже страха, когда речь идет о публичности. Развитие деонтологии, профессиональной этики, профессиональных умений и навыков в диагностике и интервенции.
4. Университеты должны улучшить подготовку профессиональных психологов; следует включить в программу подготовки достаточно биологии, нейронаук, фармакологии, чтобы психологи могли стать партнерами других специалистов по проблемам здоровья, например врачей. Психология должна стать частью образования в старших классах школы.
5. Во всем мире должна постоянно расти роль психологии и психологов как определенная необходимость. Но психологи должны лучше понять свою задачу...
Разумеется, ответы на первый вопрос имеют, скорее, исторический интерес. Что же касается ответов на второй вопрос - относительно ожиданий и пожеланий психологии и психологам XXI в., то они, во-первых, говорят о не достигнутом психологической наукой и практикой в прошлом, во-вторых, о нерешенных или недостаточно решенных проблемах в настоящем и, в-третьих, о перспективных направлениях их развития в следующем столетии. Все это темы, обсуждавшиеся как в рамках так называемой регулярной программы Конгресса, так и за ее пределами.
Обнадеживающим было и внимание со стороны руководителей Швеции к Международному психологическому конгрессу: король Швеции был патроном Конгресса, министр иностранных дел Джен Эиассон участвовал в работе Конгресса, а мэр Стокгольма открывал Конгресс и приветствовал его участников от имени короля, что явилось хорошим примером высокого интереса к психологии для правителей и политиков всех государств. Можно надеяться, что будут услышаны обращения к ним психологов, высказанные выше, относительно будущего психологии. А психологам лишь надо будет постараться, чтобы было создано больше «лучших теорий», чтобы «произошла большая интеграция между психологической наукой и практикой», «чтобы психология послужила развитию и повышению благосостояния человека», чтобы «психологи стали признанной необходимостью» и «повысился статус самой профессии психолога». Все это, несомненно, будет способствовать высокой профессионализации психологии. Надо также надеяться, что в результате этого сбудется и пожелание швед-
26
Общая психология и психология личности
ского психолога Стефана Джерна о присвоении в XXI столетии Нобелевской премии по психологии.
Литература
1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы пси-
хологии. 1996. № 6. С. 25-40.
2. Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сиб. психол. журн. 2008.
№ 30. С. 7-13.
3. Залевский Г.В., Залевский В.Г. Психология и психологи на пороге ХХ1 века // Сиб.
психол. журн. 2000. № 13. С. 8-12.
4. Карицкий И.Н. Теоретико-методологический анализ психологической практики // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: ИП РАН, 2007. С. 223-248.
5. Соловьев А.В. Психология: на путях профессионализации // Сиб. психол. журн.
2011. № 39. С. 6-20.
6. European Psychologist. Editor-in-Chief Prof. Kurt Pawlik. 2000. Vol. 5, № 2.
7. International Journal of Psychology. 2000. Vol. 35, iss. 3/4. June-August.
8. Psychology at the turn of the millennium / Eds. Lars Baeckman and Claes von Hoften.
2002. Vol. 1-2.
PSYCHOLOGY: SOME PROBLEMS OF PROFESSIONALIZATION Salevsky G.V. (Tomsk)
Summary. In the article one of actual problems of professionalization of psychology in context of the successes of psychology in the XX century and whishes for the XXI century - relationships between the psychological science, theory and psychological practice is discussed. The author uses the material of the 27. International Psychological Congress? which took place in June 2000 in Stockholm (Sweden) and the material of questioning of 30 famous European psychologists published in the Journal «European Psychologist».
Key words: psychology; professionalization; relationships between science, theory and practice.
27