Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орофациальное здоровье / орофациальные расстройства / орофациальные боли / логопедия / миофункциональная коррекция / orofacial health / orofacial disorders / orofacial pain / speech therapy / myofunctional correction

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронова С.Л., Геча В.В.

Орофациальное здоровье относится к состоянию здоровья области головы и шеи. Орофациальное здоровье играет важную роль в общем здоровье человека и может повлиять на его физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Отсутствие полноценного орофациального здоровья может привести к различным физиологическим проблемам, включая головные боли, заболевания зубов, дёсен, дыхательной системы; так и психологическим проблемам — депрессии, растройствам поведения, тревогам и др. Статья посвящена актуальным аспектам междисциплинарного взаимодействия специалистов психологического и педагогического профилей в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронова С.Л., Геча В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PHYSIOLOGY IN OROFACIAL HEALTH

Orofacial health pertains to the health of the head and neck region, and it plays a vital role in one’s overall well-being, impacting their physical, emotional, and social state. The absence of optimal orofacial health can result in diverse physiological complications, such as dental and periodontal diseases, as well as respiratory problems. Moreover, it may lead to psychological problems like depression, anxiety, and behavioural disorders. The article focuses on the relevant issues of interdisciplinary collaboration between psychological and pedagogical professionals in the corrective practices of a speech language pathologist with preschool children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Миронова С.Л.,

Логопед, специалист по раннему вмешательству, куратор логопедических программ.

Научно-практический центр детской психоневрологии, Москва

Геча В.В.,

Ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии. Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)

Аннотация. Орофациальное здоровье относится к состоянию здоровья области головы и шеи. Орофациальное здоровье играет важную роль в общем здоровье человека и может повлиять на его физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Отсутствие полноценного орофациального здоровья может привести к различным физиологическим проблемам, включая головные боли, заболевания зубов, дёсен, дыхательной системы; так и психологическим проблемам — депрессии, растройствам поведения, тревогам и др. Статья посвящена актуальным аспектам междисциплинарного взаимодействия специалистов психологического и педагогического профилей в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: орофациальное здоровье, орофациальные расстройства, орофациальные боли, логопедия, миофункциональная коррекция

PSYCHOLOGY AND PHYSIOLOGY IN OROFACIAL HEALTH

Mironova S.L.,

Speech therapist and early intervention specialist supervising speech therapy programmes.

Scientific and Practical Centre for Child Psychoneurology, Moscow

Gecha V.V.,

Assistant of the Department of Pedagogy and Medical Psychology.

Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract. Orofacial health pertains to the health of the head and neck region, and it plays a vital role in one's overall well-being, impacting their physical, emotional, and social state. The absence of optimal orofacial health can result in diverse physiological complications, such as dental and periodontal diseases, as well as respiratory problems. Moreover, it may lead to psychological problems like depression, anxiety, and behavioural disorders.

The article focuses on the relevant issues of interdisciplinary collaboration between psychological and pedagogical professionals in the corrective practices of a speech language pathologist with preschool children.

Keywords: orofacial health, orofacial disorders, orofacial pain, speech therapy, myofunctional correction

Психологическое состояние человека, такое как стресс, тревога или депрессия, может оказывать негативное влияние на орофациальное здоровье ребёнка. Например, стресс может привести к перенапряжению височных или жевательных мышц, из-за чего у ребёнка могут проявляться частые головные боли или повышенная истираемость зубов из-за бруксизма, болям и дисфункции ВНЧС, нарушению ритма дыхания и речи, могут появиться вредные орофациальные привычки такие как сосание пальцев, что может привести к привычному положению открытого рта. В свою очередь, длительное дыхание ртом приводит не только к травматизации слизистых оболочек рта и деминерализации эмали, но и к изменению обмена

веществ, кислородному голоданию тканей организма; нарушает сон, приводит к повышенной сонливости, снижению умственных способностей и эмоциональной регуляции.

С другой стороны, зубная боль может вызывать раздражение, плохое настроение и агрессию. Проблемы с орофациальным здоровьем, такие как непропорционально развитое лицо, проблемы с прикусом или состоянием зубов могут вызывать дискомфорт и неудовлетворенность внешним видом SS, 2021], что в свою очередь может негативно

повлиять на психологическое состояние человека. Также важно отметить, что многие психические состояния, такие как булимия или анорексия, могут иметь прямое влияние на орофациальное здоровье—частая рвота может повредить зубную эмаль и вызвать заболевания дёсен. Но нужно учитывать, что могут быть и физические причины, вызывающие рвоту — гиперактивный рвотный рефлекс, атипичное глотание, трудности с пережёвыванием пищи.

Цель и задачи исследования

Цель работы — проведение анализа многофакторности проблемы орофациального здоровья, которое имеет особое значение в физиологическом, психологическом и социальном благополучии человека.

В своём исследовании мы рассматривали отличия «здоровья» от «нездоровья» в соответствии с Уставом ВОЗ. Три компонента здоровья, определённые ВОЗ — это состояние физического, душевного и социального благополучия. В своей работе мы акцентировали внимание на взаимосвязи между тремя упомянутыми компонентами здоровья. Соответственно, нарушение даже одного из компонентов или его отсутствие мы понимали как «нездоровье». Также как и общее здоровье, орофациальное здоровье мы рассматривали также в контексте трёхкомпонентности.

Орофациальная область — это область лица и полости рта, в том числе костные и хрящевые органы речи, мышцы, связки, двигательные и чувствительные нервы [Павлова, Т. В., 2023].

В рамках указанной цели решались следующие задачи:

- исследовать факторы орофациального здоровья для проведения дифференциальной диагностики дисфункциональной работы мышц орофациальной области в рамках логопедической работы с детьми;

- повысить информированность специалистов, работающих с детьми, и родителей о взаимосвязи психологических и физиологических факторов возникновения орофациальных дисфункций.

Методологические аспекты и рекомендации

В рамках нашей работы мы рассматривали орофациальные миофункциональные дисфункции (ОМД), как комплексные нарушения оральной и мимической мускулатуры, которые препятствуют нормальному росту, развитию и/или функционированию орофациальных структур. ОМД встречаются у детей, подростков и взрослых и могут сочетаться с различными нарушениями речи, дыхания, жевания, глотания и артикуляции. Орофациальные миофункциональные расстройства могут быть результатом сложного взаимодействия приобретенных поведенческих паттернов, физических и структурных факторов, генетической предрасположенности [Сапин М.Р, 2002] и влияния окружающей среды.

Согласно двум международным классификациям, на которые мы можем опираться для дифференциации нарушений орофациальной области — Международной классификации головных болей (МКГБ) и Межународной классификации орофациальных болей (МКОБ) — орофациальные боли могут локализоваться в области головы и шеи и обязательно включают в себя все структуры в полости рта, при этом головные боли могут также быть локализованы в орофациальных областях.

В своей работе логопед сталкивается с проявлениями орофациальных болей разной тяжести и важно уметь их дифференцировать. В соответствие с МКОБ они подразделяются на шесть разделов: орофациальная боль, связанная с нарушением дентоальвеолярных

и сопутствующих структур; миофасциальная орофациальная боль; боль в височно-нижнечелюстном суставе; орофациальная боль, связанная с поражением или заболеванием черепных нервов; орофациальные боли наподобие проявлений первичных головных болей; идиопатическая орофациальная боль; психосоциальная оценка пациентов с орофациальной болью. Так же логопед довольно часто может наблюдать двигательные расстройства — сложной группой заболеваний, охватывающая все аспекты неврологических болезней. [Чернуха, Т. Н., 2016]. Двигательные расстройства определяются как избыток движений (гиперкинез) или недостаток (гипокинез) добровольных и автоматических движений, не связанных с органической слабостью или спастичностью [Chaudhuri K., 2009].

Термин «орофациальное двигательное расстройство» (ОДР) охватывает спектр двигательных аберраций в которые вовлечены мышцы орофациального комплекса, иннервируемые черепными нервами V, VII и XII. [Clark, GT., 2007]. Наиболее распространённые из них: орофациальная дистония, бруксизм, лекарственные экстрапирамидные реакции дистонического типа, вторичные спазмы жевательных мышц, гемифациальные спазмы, оромандибулярная дискинезия, синкинезии, гиперактивность языка, гипертрофия жевательных и височных мышц, орофациальные моторные тики, заикание, специфические расстройства развития моторной функции и др. [Clark GT., 1993], [Kato T, 2001], [Winocur E, 2001]. Выявлены генетические, травматические факторы развития орофациальных двигательных расстройств, а также развитие заболеваний на фоне приёма лекарственных средств [Чернуха Т.Н., 2016].

Дифференциальная диагностика миофункциональных орофациальных дисфункций требует совместной работы нескольких специалистов, таких как логопеды, стоматологи, неврологи и психологии. Это позволит более точно определить истинную причину нарушения и разработать эффективный план лечения.

Физиологические и психологические аспекты проявления орофациальных миофункциональных дисфункций

Истощение нервной системы, связанное с переутомлением или хроническим стрессом, может привести к нарушениям в функционировании мышц орофациальной области. Напряжение в этих мышцах может приводить к ощущению напряжения и дискомфорта во рту, что может сказаться на грудном вскармливании, глотании, речи и других оральных функциях [Botzer, E., 2021]. Одновременно с этим и психологическое напряжение может приводить к появлению нездоровых функциональных привычек, например повышенная тревожность детей может принудить родителей к более длительному использованию пустышек, которые будут формировать миофункциональные орофациальные дисфункции [Barca, L., 2017]. Прогрессируя, эти нарушения могут влиять на различные аспекты здоровья, включая психологическое состояние.

Взаимосвязь между миофункциональными орофациальными дисфункциями (МОД) и психологическим состоянием обусловлена несколькими факторами, но не ограничивается ими:

Социальное и эмоциональное благополучие: Нарушения, связанные с внешним видом и функциями полости рта, могут вызвать социальный дискомфорт, низкую самооценку и беспокойство [Феллиоза И., 2017].

Качество сна: МОД могут привести к проблемам со сном, таким как храп или апноэ во сне, что, в свою очередь, влияет на настроение, поведение, концентрацию и общее психологическое состояние [Um, Y. H., 2017].

Хронический стресс и напряжение: Неправильная функция мышц рта может привести к постоянному напряжению и дискомфорту, что увеличивает уровень стресса и может способствовать развитию тревожных расстройств или депрессии.

Влияние на общение: Трудности с речью и произношением из-за МОД могут оказывать

влияние на общение и социальные взаимодействия, что также может повлиять на психологическое состояние [Калягин В.А, 2006].

Питание и общее здоровье: Нарушения жевания и глотания могут влиять на питание и, как следствие, на общее физическое и психологическое здоровье.

По причине многокомпонентности нарушения, лечение и коррекция миофункциональных орофациальных дисфункций должно подразумевать комплексный подход, который может включать миофункциональную терапию, ортодонтическое лечение, а также советы по улучшению качества сна и снижению уровня стресса. Это может помочь улучшить не только физическое состояние, но и психологическое благополучие.

Заключение

Анализ рассмотренных аспектов взаимосвязи физиологических и психологических факторов в обеспечении орофациального здоровья у детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы.

1) Миофункциональное орофациальное здоровье детей дошкольного возраста зависит от большого количества различных факторов, которые в определенной степени взаимообусловливают друг друга, — генетические факторы, изменения в структурах или функциях артикуляционного аппарата в следствии травматизации и/или компенсаторных функциональных привычек; психические и неврологические состояния; состояния артикуляционной моторики и мимических мышц, функционального и речевого дыхания, нарушения межмышечной координации, а также их комбинациями.

2) В настоящее время уделяется недостаточное внимание психологическим аспектам развития орофациальных миофункциональных дисфункций. Психологический дистресс может влиять на реакции иммунные, что приводит к усилению воспаления, и поведенческие — к усугублению орофациальных дисфункций. И наоборот, физиологическое состояние орофациальной области может влиять на психологическое благополучие. Хроническая боль, трудности с жеванием и речью, а также эстетические проблемы могут привести к снижению самооценки, социальной изоляции и даже депрессии. Кроме того, у людей с миофункциональными орофациальными дисфункциями часто нарушается режим сна, что ещё больше усугубляет психологический дистресс.

Признание и учёт психологических аспектов орофациального здоровья имеет решающее значение для обеспечения комплексного и эффективного лечения. Это может включать в себя такие вмешательства, как когнитивно-поведенческая терапия и прикладной анализ поведения [Джон О. Купер, 2016], методы релаксации, миофункциональную коррекцию и стратегии управления стрессом, наряду с традиционными методами логопедической коррекции.

Литература

1. Barca, L., Mazzuca, C., Borghi, A. M. (2017) Pacifier overuse and conceptual relations of abstract and emotional concepts. Frontiers in psychology.

2. Botzer, E., Quinzi, V., Salvati, SE., Coceani Paskay, L., Saccomanno, S., (2021). Myofunctional therapy Part 3: Tongue function and breastfeeding as precursor of oronasal functions. Eur J Paediatr Dent 22(3), 248-250

3. Chaudhuri, K. Ondo, W. (2009) Handbook of Movement Disorders. Springer Healthcare

4. Clark GT, Koyano K, Browne PA. (1993) Oral motor disorders in humans. J Calif Dent Assoc. 21(1):19-30.

5. Clark, GT., Saravanan, R. (2007) Four Oral Motor Disorders: Bruxism, Dystonia, Dyskinesia and Drug-Induced Dystonic Extrapyramidal Reactions. Dental Clinics of North America, Volume 51, Issue 1, Pages 225-243

6. Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS) The International Classification of Headache Disorders. Cephalalgia. (2018).

7. Kato T, Thie NM, Montplaisir JY, Lavigne GJ. (2001) Bruxism and orofacial movements during sleep. Dent Clin North Am. 45(4): 657-84.

8. Shetty SS, de Arruda JAA. (2021) What is the impact on mental pollution and depression in patients with chronic orofacial pain? Spec Care Dentist. 41 (6).

9. Um, Y. H., Hong, S. C., Jeong, J. H. (2017). Sleep problems as predictors in attention-deficit hyperactivity disorder: Causal mechanisms, consequences and treatment. Clinical Psychophar-macology and Neuroscience

10. Winocur E, Gavish A, Volfin G, Halachmi M, Gazit E. (2001) Oral motor parafunctions among heavy drug addicts and their effects on signs and symptoms of temporomandibular disorders. J Orofac Pain. 15(1):56-63.

11. Калягин В.А., Т.С. Овчинникова (2006) Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва. Академия, 320 с.

12. Международная классификация орофациальной боли, (ICOP). (2022) Адаптированная русскоязычная версия. Альманах клинической медицины.

13. Обухова, Л. Ф. (2023) Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 460 с.

14. Павлова, Т. В., Т. Н. Божук (2023) Патофизиология головы и шеи: учебное пособие для вузов. Москва. Издательство Юрайт, 343 с.

15. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард (2016) Прикладной анализ поведения. Москва. Практика. 864 с.

16. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. (2002) Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», Москва, 448 с.

17. Филльоза, И. (2017) Как понять ребенка. В сердце эмоций. Слёзы, смех, испуг, удивление. Москва: КоЛибри, 320 с.

18. Чернуха Т.Н., Лихачев С.А., Навоша С.А. (2016) Орофациальные двигательные расстройства: подходы к диагностике и лечению. Медицинские новости. С. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.