Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарный подход / ортодонтия / нарушения речи / логопедия / миофункциональное лечение / interdisciplinary approach / orthodontics / speech disorders / speech therapy / myofunctional treatment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савенко Е.Т., Бабиева Н.С., Адмакин О.И., Морозова Н.С., Геча В.В.

В статье рассматривается междисциплинарный подход в лечении миофункциональных нарушений у детей дошкольного возраста с участием врача-ортодонта и специалистом логопедического профиля. Описано насколько важна комплексная работа двух специалистов. Внимание уделяется также проблеме отсутствия определенных методик совместной практики взаимодействия в ортодонтии и логопедии в процессе лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савенко Е.Т., Бабиева Н.С., Адмакин О.И., Морозова Н.С., Геча В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE TREATMENT OF MYOFUNCTIONAL DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with an interdisciplinary approach in the treatment of myofunctional disorders in preschool children with the participation of an orthodontist and a speech therapist. It is shown, how important the integrated work of the two specialists is. Attention is also paid to the problem of the lack of certain methods of joint practice of interaction between orthodontics and speech therapy in the process of treatment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Савенко Е.Т., Бабиева Н.С., Адмакин О.И., Морозова Н.С., Геча В.В.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва

Аннотация. В статье рассматривается междисциплинарный подход в лечении миофункциональных нарушений у детей дошкольного возраста с участием врача-ортодонта и специалистом логопедического профиля. Описано насколько важна комплексная работа двух специалистов. Внимание уделяется также проблеме отсутствия определенных методик совместной практики взаимодействия в ортодонтии и логопедии в процессе лечения.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, ортодонтия, нарушения речи, логопедия, миофункциональное лечение

PROBLEMS OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE TREATMENT OF MYOFUNCTIONAL DISORDERS IN PRESCHOOL

CHILDREN

Savenko E.T., Babieva N.S., Admakin O.I., Morozova N.S., Gecha V.V.

Sechenov First Moscow State Medical University

Abstrtact. The article deals with an interdisciplinary approach in the treatment of myofunctional disorders in preschool children with the participation of an orthodontist and a speech therapist. It is shown, how important the integrated work of the two specialists is. Attention is also paid to the problem of the lack of certain methods of joint practice of interaction between orthodontics and speech therapy in the process of treatment.

Keywords: interdisciplinary approach, orthodontics, speech disorders, speech therapy, myofunctional treatment

Медицина и медицинская психология в современном мире все чаще демонстрируют то, насколько важен междисциплинарный подход в лечении. Интеграция между логопедией и ортодонтией способна обеспечить более эффективное лечение миофункциональных нарушений у детей.

Среди проблем, которые могут возникнуть в междисциплинарном подходе чаще всего бывают: человеческий фактор, организационный фактор, финансовый фактор, а также недостаточность знаний логопедов в области детской стоматологии и ортодонтии, а также незнание логопедических терминов врачами-ортодонтами.

Актуальность данной темы является высокой, т.к. статистика зубочелюстных аномалий с каждым годом только вырастает:

• 30% случаев выявляются развивающиеся аномалии положения зубов, зубных рядов, прикуса [8];

• 45% детей имеют сформированные зубочелюстные аномалии, при этом, в 56% случаев диагностируются признаки нарушения жевательного мышечного аппарата [8];

• 40% - 60% - отклонения в речевом развитии у детей [6];

• 7,5% - от 3 до 11 лет имеют значимые речевые нарушения [11].

При коррекции ухудшений речи и стоматологических проблем у детей дошкольного возраста крайне важно уделять внимание сотрудничеству между логопедами и врачами -ортодонтами. Данный подход взаимодействия специалистов позволяет более эффективно проводить процесс лечения, а также ускоряет процесс восстановления функций речи и жевания у детей.

С учетом вышеуказанного, можно считать вполне обоснованным междисциплинарный подход к решению этой медико - социальной проблемы.

Нередки случаи отсутствия структурирования планов обследования и дальнейшего взаимодействия между врачами-ортодонтами и специалистами логопедического профиля. В таких случаях время и ресурсы используются не с максимальной эффективностью, а риск неполного диагностирования миофункциональных нарушений повышается. Для устранения негативных последствий неполной диагностики необходимо разработать специальные протоколы для междисциплинарной оценки и лечения, в том числе создания рекомендаций по диагностике, лечению, а также мониторингу прогресса.

Согласно стоматологической практике, в дошкольном возрасте наиболее распространенными аномалиями при миофункциональных нарушениях являются: парафункция и гипотонус языка, аномальное прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, гипотонус круговой мышцы рта, ротовое дыхание с инфантильных типом глотания, а также ко всему еще и нарушения звукопроизношения.

Нечеткость произношения и расположение кончика языка между зубными рядами, говорит о неправильном контакте языка с зубами, губами и нёбом, что нередко сочетается с наличием щели между зубными рядами [11]. Первостепенной причиной вертикальной резцовой дизокклюзии у детей во временном прикусе чаще всего является использование неправильной формы соски, а также ее использование после 3-х лет. В методических пособиях Матильды Фуртенбах подробно описаны ортодонтические соски, которые позволят минимизировать формирование зубочелюстных нарушений [5].

Рассмотрим ситуацию, в которой у пациента 4-х лет имеются трудности с речью и с патологией прикуса. При обследовании врач-ортодонт выявил вертикальную резцовую диззоклюзию, парафункцию языка и гипотонус круговой мышцы рта. Логопед в свою очередь отметил дефекты артикуляции, особенно выражено с шипящими звуками. При совместном лечении врач - ортодонт и специалист логопедического профиля будут работать в тандеме, что позволит провести комплексное миофункциональное лечение этого пациента.

Врач - ортодонт на первом этапе назначает пациенту съемный функциональный аппарат совместно с миогимнастикой, которая будет направлена на изменение положения языка, борьбу с инфантильным типом глотания и переход в соматический тип, а также будет воздействие на гипотонус круговой мышцы рта. В процессе коррекции вертикальной резцовой дизокклюзии нужно обратиться к специалисту логопедического профиля для обучения пациента правильному звукопроизношению.

Логопедическое вмешательство заключается в индивидуальной разработке соответствующих речевых упражнений для пациента. В методическом пособии «Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. Конспекты логопедических занятий» Архипова Е.Ф. представляет комплекс упражнений для нарушений каждого звук / [7]. Логопед может начинать работу с ребенком упражнениями по корректированию артикуляции в процессе ортодонтического лечения. В результате возникает корреляция с ортодонтией. Логопедическая терапия может быть скорректирована в ответ на изменения при миофункциональной коррекции.

По итогам комплексного подхода оценивается лечение с обеих сторон, такие как: изменение парафункций языка и гипотонуса круговой мышцы рта; улучшение четкости речи.

На практике междисциплинарный подход подкреплен научными работами. В исследовании с участием детей в возрасте от 9 месяцев до 5 лет, у которых в анамнезе были травмы резцов верхней челюсти, 70% резорбции корней произошло в течение первого года после травмы, причем этот период варьировался от 1 до 45 месяцев. В данном случае, в связи с наличием

Проблемы междисциплинарного подхода в лечении миофункциональных...

резорбции корней центральных резцов верхней челюсти с неблагоприятным прогнозом, было предписано удаление с последующей установкой эстетически-функционального фиксатора пространства. В этот период у пациента были отмечены изменения речи, и было рекомендовано лечение миофункциональной терапией [4: 596].

Распространены и обратные кейсы при коррекции различных нарушений у детей дошкольного возраста, на которые обращает внимание в первую очередь логопед.

В период подготовки к смене зубов, нормой является: значительная физиологическая стираемость режущих краев временных резцов и бугров временных клыков и моляров, присутствие трем между зубами, что свидетельствует о росте челюстей, а также мезиальная ступень по дистальным поверхностям 2-х временных моляров. Эти признаки будут говорить о правильном росте и развитию зубочелюстной системы у детей начиная с 4,5 лет. Однако, довольно часто отсутствие стираемости одного из клыков может привести к тем или иным аномалиям, а именно к развитию перекрестного прикуса. При выявлении таких нарушений логопеду следует направить ребенка к детскому стоматологу для проведения пришлифовывания временных клыков, что предотвратит образование зубоальвеолярных деформаций [3:733].

Несмотря на малое количество исследований по данной теме и отсутствие повсеместного применения междисциплинарного подхода к лечению стоматологических дефектов в дошкольном возрасте, детские медицинские центры постепенно внедряют этот подход в свою практику.

Тема сотрудничества нескольких специалистов при оказании детям стоматологической помощи все чаще освещается на международных и отечественных конференциях. Данная тема была затронута на конференции Стоматологической Ассоциации России, проходившей 23 апреля 2023 года в Москве [1], на Международном конгрессе «Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине» 2 марта 2018 года [9] , а также на II-м международном конгрессе по миофункциональной терапии, проходившей 29-30 марта 2019 года в Москве [2]. В 2012 году было издано пособие для врачей «Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей», которое в большей степени написано для педиатров. Однако слишком мало внимания уделяется роли врача - ортодонта и специалиста логопедического профиля при профилактике и лечении миофункциональных нарушений [8].

Таким образом, различные исследования доказывают важность междисциплинарного подхода в лечении детей дошкольного возраста.

Комплексная методика лечения при взаимодействии логопеда и ортодонта решает не только проблему дефекта речи, но и причину его возникновения. Логопеду крайне сложно оказывать помощь при формировании у ребенка нормального произношения звуков в случае, если есть аномалии прикуса. Однако при грамотном подборе миофункциональной терапии путь ортодонтического лечения сокращается, а его эффективность ощутимо увеличивается.

Литература

1. II-я Конференц-сессии Клуба успешных детских стоматологов // Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России URL: https://e-stomatology.ru/info/263/.

2. II-й Международный конгресс «Перспективы развития миофункциональной терапии» // https://sechenovclinic.ru/about/news/3996/.

3. Lakhani, S., Noble, F., Rodd, H., Martyn, T. Cobourne Management of children with poor prognosis first permanent molars: an interdisciplinary approach is the key // British Dental Journal. - 2023. - №10. - С. 731 - 736.

4. Ingaki, L., Galväo, D., Shizue, A., Sarmento, J., Gaviäo, M., Puppin-Rontani, R., Miori, F. -Interdisciplinary approach between dentistry and speech-language pathology in treatment of children with early childhood caries // CEFAC. - 2015. - №17. - С. 595 - 603.

5. Myofunktionelle Therapie KOMPAKT I - PRÄVENTION von M. Furtenbach, I. Adamer, B. Specht-Moser (Hrsg.), Praesens Verlag Wien, 2013

6. Архипова. Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / М.: ACT: Астрель, 2008. - С. 6.

7. Архипова Е.Ф. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. Трейнер «Infant». Конспекты логопедических занятий». - М.: В. Секачев, 2017. - 9-11 с.

8. Котеева Е.И. Вредные привычки у детей и их последствия // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. 2014. № 1. С. 18-23.

9. Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей: Методическое пособие для врачей / под редакцией Я.В. Костиной — М., 2012.

10. Международном конгрессе «Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине» https://www.sechenov.ru/upload/medialibrary/976/programmakongressa-miofunktsionalnye-narusheniya.pdf?ysclid=lp1mfi6rqe905475029

11. Сатыго Е.А. «Миофункциональная коррекция с использованием ЛМ-трейнеров для детей 3-6 лет с речевыми нарушениями: методические рекомендации для детских стоматологов и логопедов» / Е.А. Сатыго. — Казань: Бук, 2021. - С. 4

12. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.