Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ В ВУЗЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)'

ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ В ВУЗЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ЭЛИТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В статье представлена программа формирования профессиональных элит в вузе, показан характер воздействия элитизирующей среды на студентов как субъектов потенциальной элиты и представлены результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ELITES IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (RESULTS OF FORMATIVE EXPERIMENT)

The author presents the programme of the development of professional elites in an institution of higher education, determines the nature of the influence of the elitizing environment on students as subjects of potential elite and introduces the findings of the forming experiment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ В ВУЗЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)»

ЭЛИТОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ В ВУЗЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)1

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, доцент

Российский университет дружбы народов

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

В статье представлена программа формирования профессиональных элит в вузе, показан характер воздействия элитизирующей среды на студентов как субъектов потенциальной элиты и представлены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: профессиональная элита, элитность, формирование элит, психологическая зрелость

PSYCHOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ELITES IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (RESULTS OF FORMATIVE EXPERIMENT)

Karabushchenko Natalya B., D.Sc. (Psychology), Associate Professor

Peoples'Friendship University of Russia

6 Miklukho-Maklay st., Moscow, 117198, Russian Federation

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

The author presents the programme of the development of professional elites in an institution of higher education, determines the nature of the influence of the elitizing environment on students as subjects of potential elite and introduces the findings of the forming experiment.

Keywords: professional elite, elitism, development of elites, psychological maturity

Проблема формирования профессиональных элит для современной России очень актуальна. Специалисты, способные на-равных конкурировать с иностранными коллегами, востребованные на мировом рынке труда, готовые лидировать в области новых технологий, будут определять будущее России и ее дальнейший социально-экономический рост. Но профессионалов надо готовить, создавая оптимальные условия для их самореализации. И эта миссия должна быть возложена на элитные высшие учебные заведения, имеющие возможность обеспечить обучающихся всем необходимым для эффективной профессиональной элитизации личности.

Формирование профессиональной элиты - процесс многогранный и многоуровневый. Естественно, это и подготовка профессионала в своей области деятельности, и эффективный образовательный и воспитательный процесс, и индивидуально-психологический подход, способствующий формированию элитности личности каждого обучающегося. Только гармоничное сочетание всех составляющих позволит выйти на высокий уровень формирования личности профессионала и человека.

В 2012 году было проведено эмпирическое исследование, позволившее выявить характерные черты профессиональной элиты РУДН и необходимость их развития у студентов разных факультетов.

1 Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук. МД-481.2012.6.

Выявленные различия в показателях и степени выраженности различных типов зрелости у ППС и студентов, побудили разработать специальную психолого-педагогическую программу формирования профессиональных элит в вузе, направленную на развитие потенциальной элиты (студентов).

Программа включает:

- обучение и воспитание, направленное на формирование элитологических представлений о целостности и единстве в системе «человек - общество - природа», уважительного отношения ко всему живому на земле, терпимого отношения к различным верованиям, культурам, взглядам, мнениям, развития конфликтологической культуры, как неотъемлемой составляющей противостояния злу, насилию, жестокости;

- профессионализацию, нацеленную на совершенствование личности в профессиональной сфере, на непрерывное самообразование, умение применять теоретические знания на практике, открытость новому в своей профессии, мотивированность на профессиональный рост;

- интеграцию гуманитарных, естественнонаучных и экономических знаний, способствующую формированию высокообразованных специалистов, способных творчески самореализоваться в процессе научной деятельности, включаясь в активную жизнь общества;

- развитие рефлексии, т.е. самосознания, эмпатии, расширение знаний о закономерностях функционирования и развития общества и социальных, межличностных отношений, о системе взаимоотношений между обществом, человеком и природой, наличие личностного смысла, вбирающего в себя индивидуально-личностные, социальные и природные основания;

- общение в различных социальных стратах, общностях, группах, формирование интереса и толерантного отношения к разным верования, культурам, этносам, развитие необходимости в общении с природой и природными объектами;

- развитие навыков идентификации, т.е. отождествления себя с различными социальными ролями, статусами, позициями, представителями различных этносов и верований, с социумом как единым организмом и объектами живой и неживой природы (формирование ноосферного мышления);

- практическое участие в социально значимой работе, в интеллектуальных клубах, профессионально-лидерских кружках, стройотрядах и др.;

Психолого-педагогическая программа предполагает создание элитизирующей образовательно-воспитательной среды в высших учебных заведениях. В ходе формирующего эксперимента были описаны и обоснованы основные принципы, компоненты (социально-психологический, пространственно-предметный, технологический) и составляющие (психодидактическая, воспитательная, социальная, пространственно-предметная, психофизиологическая, культурно-эстетическая, деятельностно-творческая и мировоззренческая) элитизирующей среды вуза.

Для проведения психологического формирующего эксперимента были выбраны студенты второго курса (аграрного, филологического, физико-математического, экологического, инженерного, юридического и экономического факультетов), которые ранее участвовали в пилотажном эмпирическом исследовании. Экспериментальную группу составили 476 испытуемых, приблизительно в равных долях с каждого факультета. В контрольную вошли 470 человек. Собственно формирующий эксперимент проводился в 2012-2013 гг.

На завершающей стадии был произведен замер психологически важных показателей элитности личности, результаты которого были сравнены с первичными данными по обеим группам: экспериментальной и контрольной. Расчеты были произведены при помощи программы SPSS. Сравнительный анализ проводился на основе t критерия Стьюдента.

Объем данной статьи не позволяет дать развернутый анализ результатов контрольной и экспериментальной групп, поэтому мы представим результаты только экспериментальной группы после формирующего этапа эксперимента.

1. Социально-психологическая зрелость, исследованная на основе двух методик ВИКТИ (виды и компоненты толерантности) Г.Л. Бардиер и «Оценка оптимизма и активности личности» (Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн), дала следующие результаты.

60 50 40 30 20 10 0

¿Г

Л?

.V®

& ^ ^ у

„С/ ,<У л? <*>

/ / ^ У с/ </

О

¿г

□ До эксперимента

□ После Эксперимента

Рис. 1. Особеннности проявления толерантности у студентов экспериментальной групппы до и после эксперимента

На уровне статистической значимости по всем шкалам (Рисунок 1) произошли существенные изменения в сторону увеличения. Межпоколенная ^ = 10,068 p =0,000), гендерная ^ = 8,488 p =0,000), социально-экономическая ^ = 13,222 p =0,000), политическая ^ = 9,301 p =0,000) типы толерантности показывают наибольший прирост, что обусловлено формированием общекультурной компетентности личности и стремлением студентов более осмысленно анализировать и понимать социально-политические и экономические процессы, происходящие в стране и Мире. Тренинг, направленный на развития понимания студентами «инаковости» других людей и культур, их уважения и принятия, а не только терпимости, позволил повысить уровень межличностной ^ = 9,405 p =0,000), межэтнической ^ = 9,347 p =0,000), межконфессиональной ^ = 11,228 p =0,000) толерантности. Элитизирующая среда, которая была создана в период эксперимента, стимулировала процессы живой конкуренции и конструктивного сотрудничества, способствовала формированию позитивного отношения к различным профессиям, тем самым, на наш взгляд, повлияла на прирост управленческой ^ = 8,596 p =0,000), профессиональной ^ = 5,561 p =0,000) и межличностной ^ = 9,405 p =0,000) толерантности, без которых было бы не возможно достичь групповых целей.

Экспериментальная группа также показала более высокие результаты на выходе по переменной «Активности» ^ = 16,399p =0,000). Формирование активной жизненной позиции, стимулирование проявления инициативы и креативности дало свои положительные всходы. Студенты самостоятельно начали организовывать профессиональные кружки, участвовать в художественной самодеятельности, вступать в студенческие сообщества и вести активную общественную жизнь. Тренинг развития лидерских качеств помог замкнутым, стеснительным испытуемым сформировать в себе такие способности, которые позволили им повысить коммуникативную компетентность и завоевать уважение среди однокурсников. Переменная «Оптимизм» ^ = 10,628 p =0,000) также несколько повысилась, но не критически, т.к. скептицизм и не достаточная уверенность в завтрашнем дне сказываются на общем психологическом самочувствии студенческой молодежи.

□ До эксперимента

□ После Эксперимента

Рис. 2. Особенности проявления активности оптимизма личности у студентов

до и после эксперимента

2.Потребностно-мотивационная зрелость, исследованная на основе методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, также показала положительные тенденции у студентов экспериментальной группы.

□ До эксперимента

□ После Эксперимента

Рис. 3. Особенности проявления мотивационных установок личности у студентов

до и после эксперимента

Социально-психологические установки с позиции «процесс-результат» ^ = 9,353 р =0,000; t = 15,391 р =0,000) увеличились, т.к. значимость результата своей деятельности возрос. Студенты научились ставить четкие цели и определять тактические задачи, поэтому результат становится значимым на каждом новом шаге на пути к достижению цели. Следовательно, процесс деятельности и общения становится наполненным промежуточными значимыми для личности результатами, которые стимулируют заинтересованность и в самом процессе (рис.3).

Мотивационные установки «труд-свобода» ^ = 17,039 р =0,000; t = 10,148 р =0,000) определяют желание студентов трудиться. Насыщенный учебной деятельностью и деятельностью по формированию элитности личности год для студентов, участвующих в эксперименте, был наполнен трудностями и достижениями. При этом понимание сути явления «свободы» изменилось. Свобода стала восприниматься не как гедонизм и бездумное потребление, а как ответственность.

«Альтруизм» ^ = 14,799 р =0,000), взаимопомощь, забота о ближнем взяли верх над «эгоизмом» = -12,548 р =0,000) и удовлетворением собственных потребностей. Роль коллективной деятельности выросла, у студентов появилась не-

обходимость «протянуть руку помощи» другому в сложных ситуациях, дружеско-партнерские отношения стали набирать силу.

При этом значение «власти» ^ = 17,323 р =0,000) возросло, т.е. мотивацион-ная установка занять лидирующие позиции стала более актуальной. В данном случае власть можно трактовать как стремление к лидерству личности, к ее самореализации на лоне организационно-управленческой деятельности. Для субъекта элиты стремление к лидерству является одним из важнейших компонентов элит-ности. Тренин развития лидерских способностей был направлен на развитие у студентов качеств лидера, что и повлекло за собой возникновение у испытуемых потребности во власти, но не бездумной, а разумно-ответственной. Показатели переменной «деньги» ^ = -9,102 р =0,000) снизились из-за осмысления студентами смысла своей жизни и понимания своего предназначения на планете Земля.

З.Эмоционально-волевая зрелость, исследованная на основе опросника ЭмИн (измерение эмоционального интеллекта) Д.В. Люсиной, показала следующие результаты (рис. 4).

30 25 20 15 10

□ До эксперимента

□ После Эксперимента

и >

иг >

О

о с

И

ш О

го ^ 5

>

О

2 5-

о

° £

<и 5

1 |

<и °

^ Л

ш о

Я ^

ср ^

о ш ср

О .0 с

о р

Рис. 4. Особенности проявления эмоционального интеллекта личности студентов

до и после эксперимента

Тренинговая работа во многом предполагала понимание возникших собственных эмоциональных состояний, работу с чувствами и переживаниями, умение, осознав свой эмоциональный настрой, контролировать проявление экспрессии вспышек гнева. Обсуждались причины возникновения сильных эмоциональных состояний, особенности поведенческих реакций и пр. Видимо, подобного рода «тренировки» и работа с эмоционально-волевой сферой в большей степени сказалась на самой личности, поэтому переменные «понимание своих эмоций» ^ = 17,772 р =0,000), «управление своими эмоциями» ^ = 24,232 р =0,000), «контроль экспрессии» ^ = 19,933 р =0,000) существенно выросли в сравнении с показателями первичного среза, сделанного на этой же выборке. Упражнения, направленные на понимание чувств и состояний других людей, научили студентов экспериментальной группы распознавать состояние ближнего. Поэтому показатели по переменным «Понимание чужих эмоций» ^ = 13,039 р =0,000) и «Управление чужими эмоциями» ^ = 15,126 р =0,000) немного подросли, но не существенно. Работа, направленная на понимание эмоций людей, а тем более их контроль, требует более существенных временных и трудозатрат. Мы полагаем, что в течение всего периода обучения подобного рода тренинги необходимы для развития эмоционального интеллекта студентов.

4. Ценностно-ориентационная зрелость личности, измеренная опросником Ш. Шварца по изучению ценностей личности, после проведенного формирующего этапа эксперимента показала следующие результаты (рис. 5).

□ До эксперимента

□ После Эксперимента

Рис. 5. Особенности проявления ценностных ориентаций личности студентов

до и после эксперимента

Контрольный срез, свидетельствует о снижении уровня «конформности» ^ = -9,204 р =0,000) на статистически значимом уровне. Данная ценность имеет свою цель

- это сдерживание и предотвращение действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям. В программу тренингов были включены задания, стимулирующие испытуемых нестандартно действовать, выходить за рамки социальных стандартов и требований, но не с целью причинения вреда другим людям, а по причине обучения навыкам принятия решений, пусть даже не популярных, в сложных жизненных ситуациях, при появлении профессиональных и управленческо-организаторских трудностей, тем самым, повысив уровень «самостоятельности» ^ = 13,532 р =0,000) студентов. Мышление стало более независимым от социальных догм, повысился уровень творческой активности у испытуемых. Многие ребята стали задумываться об обретении финансовой независимости от родителей и поиске работы в свободное от учебы время.

Значительно подросла ценность «традиций» ^ = 14,148 р =0,000). Во многом это и заслуга воспитательной, деятельности, которая проводится в РУДН. Сохранение традиций вуза, уважительное отношение к культурным особенностям разных народов, объединение студентов в землячества и др. - все это способствует укреплению данной ценности в структуре ценностных ориентаций испытуемых.

Очень радует увеличение показателей по ценностям «доброта» ^ = 9,415 р =0,000) и «универсализм» ^ = 10,189 р =0,000). Терпимость и понимание другого человека, внимательное отношение к окружающей природе, уважительное отношение к людям других культур, верований, народов, доброжелательность и открытость

- все это лежит в основе формирующегося качества элитности. Развитие этих базовых ценностей у студентов как потенциальных представителях элиты может в будущем изменить лик различных типов элит. Смена бездумного потребления и наживы («гедонизм» ^ = -19,238 р =0,000)) в пользу гармоничного взаимодействия в системе «человек - общества - природа», с целью сохранения природных и человеческих ресурсов, крайне необходима именно здесь и сейчас, когда ресурсы Земли на пределе, а человек становится «массовидным субъектом», заботящимся об удовлетворении физиологических и материальных потребностей.

Ценность «стимуляции» ^ = 8,784 р =0,000) также немного увеличивается, что свидетельствует о стремлении студентов к новизне и разнообразию, потребности в глубоких переживаниях, с целью осмысления смысла жизни и своего места на Земле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возросло значение ценности «достижения» ^ = 11,664 р =0,000) и «власти» ^ = 10,998 р =0,000). Власть нами была уже интерпретирована через категорию «лидерства», к которому не может не стремиться каждый субъект элиты. Но самое главное правильно и грамотно ее использовать, достигая тем самым коллективных результатов деятельности, а не преследуя частнособственнических интересов. Стремление

испытуемых достичь личного успеха, но в рамках социальной компетентности -важная составляющая элитизации личности.

Уровень же ценности «безопасность» ^ = -17,473 р =0,000) снизился, видимо, потому, что студенты в ходе эксперимента стали чувствовать себя более свободно, комфортно и уверенно. Кроме того, все перипетии адаптационного периода остались в прошлом и у многих испытуемых появились друзья и коллективная жизнь стала приносить свои положительные результаты.

По итогам формирующего эксперимента был проведен факторный и кластерный анализ результатов как экспериментальной, так и контрольной групп.

Факторный анализ проводился методом главных компонент с Varimax-поворотом факторных структур. Факторные нагрузки по трем факторам обобщены в таблице.

Таблица

Матрица повернутых компонент (экспериментальная группа)_

Компонента

1 2 3

Межпоколенная 0,140 0,211 -0,054

Гендерная 0,562 0,534 -0,212

Межличностная 0,638 0,250 0,068

Межэтническая 0,685 0,286 -0,317

Межкультурная 0,783 -0,050 -0,058

Межконфессиональная 0,703 -0,134 0,014

Профессиональная 0,716 -0,080 0,156

Управленческая 0,705 0,126 -0,043

Социально-экономическая 0,770 -0,123 0,084

Политическая 0,725 0,107 -0,303

Процесс -0,159 0,123 -0,236

Результат -0,161 0,115 -0,011

Альтруизм 0,105 0,298 -0,388

Эгоизм 0,314 0,096 0,329

Труд -0,168 0,008 0,372

Свобода -0,159 -0,250 0,029

Власть -0,140 0,183 0,190

Деньги 0,097 -0,306 0,689

Конформность 0,152 0,658 0,305

Традиции -0,169 0,226 0,344

Доброта -0,238 0,610 0,075

Универсализм -0,268 0,547 -0,064

Самостоятельность -0,126 0,475 0,190

Стимуляция -0,057 0,423 0,435

Гедонизм 0,282 0,315 0,058

Достижения 0,139 0,317 0,545

Власть2 0,006 0,392 0,555

Безопасность 0,129 0,675 0,087

Понимание чужих эмоций -0,060 0,393 -0,061

Управление чужими эмоциями -0,131 0,262 -0,423

Понимание своих эмоций -0,050 0,091 0,245

Управление своими эмоциями 0,096 0,007 0,332

Контроль экспрессии -0,178 0,044 -0,105

Активность -0,187 0,033 -0,053

Оптимизм 0,070 0,056 0,513

Результаты факторного анализа свидетельствуют, что наиболее выраженные факторные нагрузки проявились в первом факторе - «социально значимой толерантности», отраженном в переменных «межкультурной» (0,78), «политической» (0,72), «социально-

экономической» (0,77), «профессиональной» (0,71), «управленческой» (0,705) и «межконфессиональной» (0,703). У студентов формируются общекультурная компетентность; коммуникативная, политическая, экономическая грамотность, навыки эффективного управления и потребность в профессиональной самореализации.

Второй фактор - «социально приемлемые и охранительно-сберегающие отношения», наиболее сильные факторные нагрузки приходятся на переменные «конформность» (0,66), «безопасность» (0,67), «доброта» (0,61), «универсализм» (0,55). Стремление к сохранению окружающего мира, природных ресурсов, забота и добропорядочное отношение к другим людям, обеспечение безопасности близких людей и др. - стимулирую развитие универсализма как важнейшей составляющей элитности.

Третий фактор - «материальное благополучие», имеет ярко выраженные факторные нагрузки в переменных: «деньги» (0,69), «власть» (0, 55), «достижения» (0,54). Стремление испытуемых быть благополучными в материальном плане сопряжено с усилиями, направленными на достижение успеха в своей деятельности, и с проявлениями лидерских и организаторских способностей.

Результаты кластерного анализа представлены на рисунке 6. Было выделено три кластера, первый самый многочисленный, третий - самый малочисленный.

Первому соответствуют показатели выше среднего уровня, отражающие признаки второго фактора «социальной приемлемости и охранно-сберегающих отношений», на втором месте, в непосредственной близости от второго располагается первый фактор «социально значимой толерантности» и на третьем месте с тенденцией к снижению фактор «материального благополучия». Для этой многочисленной группы испытуемых забота о близких, внимательное отношение к окружающей природе, общественная безопасность, доброжелательные и толерантные отношения являются ведущими мотивами их жизнедеятельности.

—♦—Фактор 1 —■—Фактор 2 Фактор 3

0 -I-,-,-

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Рис. 6. Результаты кластерного анализа экспериментальной группы после эксперимента

Показатели второго кластера по всем факторам находятся выше средних значений. Это вторая по количеству испытуемых группа. Верхнюю позицию занимает фактор «материальных ценностей». Многие студенты вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечить себя. Но при этом для них приоритетным остается терпимое отношение к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в обществе, уважительное отношение к людям других культур и конфессий - фактор «социально значимой толерантности». Не далеко отстает от него второй фактор «социальной приемлемости и охранно-сберегающий». Желание достичь материального благополучия не затмевает гуманистически направленных проявлений личности, способствующих гармонизации взаимоотношений в системе «человек - общество - природа».

Кардинальным образом от двух предыдущих отличается третий кластер, самый малочисленный. Выше средних значений и далеко отстоящих от других находится фактор «материального благополучия». Приоритет испытуемые отдают достижению власти,

реализации лидерско-организаторских способностей, желанию достичь успеха, но при этом не считаясь с другими людьми. Первый фактор «социально значимой толерантности» находится за границей ниже среднего. В ходе формирующего эксперимента проявилась группа испытуемых безразлично или иронично отнесшихся к проводимым тренин-гово-обучающим мероприятиям, но при этом не желающих выходить из эксперимента. Для студентов этого типа проявление толерантности в межгрупповых или межличностных отношениях, не говоря уже о социальной, политической, межэтнической терпимости, задача трудная, а главное не достижимая из-за отсутствия желания поменять что-либо в себе. Следствие этого, второй фактор «социально приемлемые и охранительно-сберегающие отношения» имеет неприлично низкие показатели. Ценности гуманизма и уважительного отношения к окружающему миру, другим людям и забота о безопасности планеты и тех, кто ее населяет - не в чести.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента на основе и критерия Манна-Уитни убедительно показывает, что после эксперимента произошли положительные изменения в экспериментальной группе, на статистически значимом уровне отличающиеся от результатов контрольной группы:

1. Уровень социально-психологической зрелости личности особенно по всем переменным толерантности (р = 0,00) имеет существенные отличия при сравнении экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной - достигает высоких результатов «межпоколенная», «гендерная», «межэтническая» типы толерантности, что свидетельствует о способности личности больше понимать людей различных возрастов, противоположного пола и других этносов, что существенно повышает уровень коммуникативной компетентности личности. В паре «активность - оптимизм» на статистически значимом уровне нет различий между группами по переменной «активность» (р = 0,113). Данный параметр имеет приблизительно равные показатели в двух выборках, т.к. речь идет о студенческой, молодежной аудитории, которой свойственно проявление различных форм активности не зависимо от психологического воздействия. «Оптимизм» (р = 0,00) в отношении собственной жизни и социальной жизнедеятельности выше в экспериментальной группе. Студенты приобрели навыки тактического и стратегического цели формирования, работающего на единый смысл жизни личности.

2. Потребностно-мотивационная зрелость показывает высокие результаты в экспериментальной группе. Не могут не радовать тенденции снижения уровня «эгоизма» (р = 0,00) и значения «денег» (р = 0,00) в экспериментальной группе в отличии от контрольной, где тенденции к росту этих показателей, проявивших себя еще на первом курсе, существенны.

3. Эмоционально-волевая зрелость также на статистически значимом уровне по всем переменным имеет отличия при сравнении результатов двух выборок. Развитый эмоциональный интеллект, способность понимать свои и чужие эмоции, умение управлять эмоциональными состояниями других и своими собственными - важнейшие показатели элитности личности, ее способности логически и конструктивно мыслить даже в критических ситуациях.

4. Ценностно-ориентационная зрелость личности также на статистически значимом уровне имеет различия по всем переменным (р = 0,00):

- высокие показатели у представителей экспериментальной группы в сравнении с контрольной выявлены по переменным: «доброта», «универсализм», «самостоятельность», «стимуляция», «достижения», что свидетельствует о преобладании гуманистически ценностей над прагматическими, а также ценностей достижения и стремления к познанию нового, с высокой долей самостоятельности;

- сниженные: «конформность», «традиции», «гедонизм», «власть» и «безопасность». Это связано с тем, что власть для студентов - это, прежде всего, ответственность, гедонизм при высоком уровне универсализма не приемлем, самостоятельность собственных мыслей и действий, а также в принятии решений приводит к падению

уровня конформности, снижение ценности безопасности свидетельствует о том, что в ближнем и социальном окружении человек чувствует себя комфортно.

Список литературы

1. Карабущенко Н.Б. Психология элит (теоретические основания): Монография. Москва: Техпромграфика-М, 2012. 288 с.

2. Карабущенко Н.Б. Уровни элитологического формирования личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №4. С.12-16.

3. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.И. Психология профессиональных элит // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4 (33). С.164-174.

4. Элитология: Энциклопедический словарь. /Под ред. проф. П.Л. Карабущенко. - М.: Экон-информ, 2013. - 618 с.

References

1. Karabushchenko N.B. Psikhologiya elit (teoreticheskie osnovaniya): Monografiya. Moskva: Tekhpromgrafika-M, 2012. 288 s.

2. Karabushchenko N.B. Urovni elitologicheskogo formirovaniya lichnosti // Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 2011. №4. S.12-16.

3. Karabushchenko N.B., Ivashchenko A.I. Psikhologiya professionalnykh elit

// Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. 2012. № 4 (33). S.164-174.

4. Elitologiya: Entsiklopedicheskiy slovar. /Pod red. prof. P.L. Karabushchenko. - M.: Ekon-inform, 2013. - 618 s.

РЕЙТИНГ И АНТИРЕЙТИНГ ЭЛИТ: ИМИТАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЭЛИТНОСТИ В ЭЛИТАХ1

Карабущенко Павел Леонидович, доктор философских наук, профессор

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, Татищева, 20а

E-mail: Pavel_karabushenko@mail.ru

Современные политические лидеры и элиты просто помешаны на рейтингах. Политическая реклама (в роли которой выступает PR) служит им порой единственным оправданием и обоснованием их пребывания во власти. Но насколько рейтинги отражают реальную сторону политических элит и зачем они вообще нужны. Многие рейтинги вводят обывателя в заблуждение и служат упрочению имиджа тех политиков, которые предпочитают использовать PR-технологии, дабы скрыть убогость своего IQ.

Ключевые слова: элита, элитность, постиндустриализм, геополитика, меритократия, творчество, доминация, политическое могущество, интеллектуальное превосходство, иерархия

RATING AND ANTI-RATING OF ELITE: IMITATION AND ELITISM FALSIFICATION IN ELITE

Karabushchenko Pavel L., D.Sc.( Philosophy), Professor

Astrakhan State University.

20а Tatischev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: Pavel_karabushenko@mail.ru

Modern political leaders and elites are simply mad about the ratings. Political advertizing (as which PR acts) serves them sometimes as the unique justification of their stay in the power. But can we say, that ratings reflect the real party of political elite and why they are necessary? Many ratings drive the inhabitant in the error and serve to the consolidation of image of those politicians, who prefers to use PR technologies in order to hide wretchedness of their IQ.

1 Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект 2012-1.1-12-000-3001-057 «Фальсификация политической истории: от достоверности идеологической к достоверности научной».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.