Научная статья на тему 'Особенности проявления толерантности как свойства элитной личности'

Особенности проявления толерантности как свойства элитной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / ELITE / ELITISM / TOLERANCE / PERSONALITY / PROFESSIONAL ELITE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В статье раскрывается сущность толерантности как свойства личности. В работе представлено исследование особенностей проявления толерантности у профессорско-преподавательского состава РУДН (профессиональные элиты) и студентов I, IV, VI курсов разных факультетов РУДН (потенциальные элиты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of tolerance’ manifestation as properties of the elite personality

In this article the author reveals the essence of tolerance as personality traits. In this work we can see the study of the peculiarities of tolerance among faculty RIFP (professional elite) and students from the I, IV, VI courses of different faculties RIFP (potential elite).

Текст научной работы на тему «Особенности проявления толерантности как свойства элитной личности»

ЭЛИТОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ1

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, доцент

Российский университет дружбы народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

В статье раскрывается сущность толерантности как свойства личности. В работе представлено исследование особенностей проявления толерантности у профессорско-преподавательского состава РУДН (профессиональные элиты) и студентов I, IV, VI курсов разных факультетов РУДН (потенциальные элиты).

Ключевые слова: элита, элитность, толерантность, личность, профессиональные элиты

FEATURES OF TOLERANCE' MANIFESTATION AS PROPERTIES OF THE ELITE PERSONALITY

Karabuschenko Natalia B., D.Sc. (Psychology), Associate Professor

Peoples' Friendship University of Russia

6 Miklukho-Maklay st., Moscow, 117198, Russia

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

In this article the author reveals the essence of tolerance as personality traits. In this work we can see the study of the peculiarities of tolerance among faculty RIFP (professional elite) and students from the I, IV, VI courses of different faculties RIFP (potential elite).

Keywords: elite, elitism, tolerance, personality, professional elite

В современном многополярном мире, в условиях динамично развивающихся технологий и академической мобильности предъявляются более высокие требования к представителям элитных сообществ. Складывается новый тип взаимодействий между людьми [2], предполагающий преодоление преград пространственно-временных, возрастных, социальных, способствующий размыванию культурных, национальных, расовых различий и т.д. Следовательно, возрастает значение толерантности как одного из важных свойств личности. Особенно его проявления важны для субъектов элиты, так как элита является барометром социального поведения и общественного настроения.

Для полноты описания категории элитности необходимо учитывать показатели уровня развития толерантности современной элиты. Нами был проведен сравнительный анализ проявлений толерантности у ППС (профессорско-преподавательского состава университета) РУДН как представителей профессиональных элит и студентов РУДН разных факультетов (потенциальная элита).

В исследовании приняло участи 1300 респондентов. Из них 280 представителей профессорско-преподавательского состава университета (академики, профессора, доценты). 1020 студентов, их них 436 первого курса, 386 четвертого, 198 шестого. Измерительным материалом особенностей проявления толерантности выступила методика ВИКТИ (виды и компоненты толерантности) Г.Л. Бардиер.

В таблице 1 представлено процентное распределение результатов исследования видов толерантности личности у ППС РУДН по методике ВИКТИ (виды и компоненты толерантности) Г.Л. Бардиер.

1 Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук. МД-481.2012.6.

Таблица 1

Показатели толерантности по шкалам видов толерантности у III 1С РУДН_

Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение

Низкий Средний Высокий

Межпоколенная 3,5 54,2 42,3 46,9

Гендерная 3 40,5 56,5 49,6

Межличностная 3,5 78,5 18 44,9

Межэтническая 1,4 48,6 50 48,7

Межкультурная 2,1 68,4 29,5 45,8

Межконфессиональная 4,2 85,7 10,1 43,15

Профессиональная 2,1 58,4 39,5 47,5

Управленческая 2,1 75 22,9 45,4

Социально-экономическая 2,8 90 7,2 42,2

Политическая 2,1 27,8 70,1 51,5

Анализ полученных результатов позволил выявить следующее. Среди опрошенных преподавателей 50 % респондентов показали высокий уровень межэтнической толерантности, что вполне объясняется спецификой вуза, его международной ориентированностью и многонациональной палитрой студенчества. Также высок показатель политической толерантности (70 %), что свидетельствует об уровне политической терпимости как к отдельным представителям политической элиты и политическим партиям, так и к принимаемым политическим решениям в стране. Процент тендерной толерантности (56,5 %) у ППС РУДН свидетельствует о равенстве прав и обязанностей, возлагаемых на представителей противоположных полов, а также о системе профессионально равных отношений в научных коллективах РУДН. На стабильно среднем уровне находятся остальные виды толерантности: межпоколенная, межличностная, межкультурная, межконфессиональная, профессиональная, управленческая, социально-экономическая, что свидетельствует о стремлении преподавателей РУДН создавать комфортные условия труда и научной деятельности в своих профессиональных коллективах.

Математическая обработка при помощи критерия Фридмана выявила достоверные различия между шкалами X =748,003 р = 0,00.

Результаты исследований студенческой аудитории показали следующее. В целом по всей выборке были выявлены тенденции к усредненному уровню толерантности по всем шкалам. Наблюдается некоторая сниженость показателей по шкалам межпоколенной толерантности (9 %), свидетельствующей о необходимости прививать уважительное отношение к людям старшего поколения, к их опыту и знаниям; межличностной (10 %), раскрывающей необходимость формирования коммуникативной компетентности личности и развитие эмпатийного понимания другого человека; межконфессиональной (8,4 %), отражающей необходимость повышения уровня толерантности к людям другой веры, религиозной конфессии. Сравнительно высокие показатели у студентов наблюдаются по шкале гендерная толерантность - средний и высокий уровень имеют практически равное процентное соотношение (46,9 и 44,9 % соответственно), что свидетельствует о положительном отношении к противоположному полу.

Таблица 2

Показатели толерантности по шкалам видов толерантности у студентов РУДН

Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение

Низкий Средний Высокий

Межпоколенная 9 62,6 28,4 43,9

Гендерная 8,2 46,9 44,9 46,5

Межличностная 10 65 25 43,4

Межэтническая 8,3 52 39,7 45,6

Межкультурная 7,3 72 20,7 43

Межконфессиональная 8,4 74,1 17,5 42,7

Профессиональная 7,5 64,3 28,2 44,9

Управленческая 7 66 27 44,5

Социально-экономическая 6,7 71,8 21,5 43,2

Политическая 6,4 54 39,6 46

Сравнительный анализ двух выборок (III 1С и студентов) показал, что в студенческой среде важным аспектом становится формирование политической культуры политического сознания с целью развития толерантного отношения к политическим процессам, происходящим в стране и мире. В поликультурном пространстве остается наиболее актуальным для студентов увеличение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности. Интересный факт был обнаружен в ходе исследования на уровне социально-экономической толерантности: у студентов следующее распределение («средний» - 71,8 %, «высокий» - 21,5 %), а у ППС («средний» - 90 %, «высокий» - 7,2 %), что свидетельствует о большей адаптивности к современным социально-экономическим условиям и способности найти свою нишу в ситуации рынка. Более зрелое поколение, к которому относятся преподаватели, имеет за плечами опыт смены как политических, так экономических, режимов, видимо, поэтому уровень толерантности стабильно средний без существенных колебаний в сторону увеличения или снижения. Показатели гендерной толерантности (ППС «высокий уровень» - 56,5 %, студенты «высокий» - 44,9 %) свидетельствуют о том, что в связи с возрастными особенностями, преобладанием интимно-личностного общения у студентов, противоположный пол рассматривается как объект повышенного интереса (с целью создания семьи, приходит понимание роли мужчины и женщины в обществе). Наиболее значимым остается для профессиональной элиты формирование профессиональной компетентности у студентов, которая, неоспоримо, включает в себя и профессиональную толерантность (ППС «высокий» - 39,5 %, студенты «высокий» -28,2 %) не только в рамках своей деятельности, но и по отношению к другим профессиональным сообществам. В учебно-педагогической и научной деятельности данный тип толерантности позволяет объединяться специалистам из разных областей и на междисциплинарном уровне работать над совместными проектами, приоритетными и востребованными в современных условиях.

Статистическая проверка результатов сравнительного анализа двух выборок (преподаватели-студенты) с помощью критерия хи-квадрат подтвердила значимые различия по всем шкалам: межпоколенная (х2 = 118,80 р = 0,00), гендерная (х2 = 178,15 р = 0,00), межличностная (х2 = 114,09 р = 0,00), межэтническая (х2 = 158,53 р = 0,00), межкультурная (х2 = 147,81 р = 0,00), межконфессиональная (х2 = 125,4 р = 0,00), профессиональная (х2 = 151,67 р = 0,00), управленческая (х2 = 125,73 р = 0,00), социально-экономическая (х2 = 126,16 р = 0,00), политическая (х2 = 171,49 р = 0,00).

На рисунке 1 представлена динамика проявлений различных видов толерантности у студентов I, IV, IV курсов. И хотя статистически значимых различий не обнаружено, можно проследить ряд тенденций. Межпоколенная, гендерная и межличностная толерантность достигает высоких показателей на IV курсе - это рубежный этап выбора дальнейшего пути: продолжить обучение, найти работу и покинуть стены университета, создать семью и пр. Данный этап требует принятия важного жизненного решения, поэтому роль взрослых, состоявшихся людей, близких друзей возрастает. С возрастом уровень личной ответственности становится выше, вырисовывается стратегия жизни, определяются приоритеты. Надо отметить, что магистры VI курса - это не однородная студенческая аудитория, из них некоторые приходят из бакалавриата, другие - уже взрослые люди, имеющие семьи, детей и работу, нуждаются в переквалификации или повышении своего профессионального уровня. Все это, а также смена ведущей деятельности (интимно-личностной на профессиональную) оказывает влияние на снижение уровня трех выше указанных видов толерантности.

Можно также наблюдать и другие тенденции. Межкультурная и межконфессиональная толерантность на уровне тенденций выше на первом курсе, а к четвертому происходит спад. На наш взгляд, это обусловлено процессом адаптации студентов-первокурсников к новой социальной ситуации, повышенной общительностью с целью как можно больше узнать о вузе и обрести в стенах Альма Матер друзей знакомых, к четвертому курсу складывается стабильная учебная группа, в которой студенты находят необходимое им общение, повышается уровень ответственности за выполнение поставленных учебных задач (производственная практика, бакалаврская

квалификационная работа) - тем самым студенты иначе воспринимают «новобранцев» и не стремятся расширить круг новых знакомств. Межкультурная толерантность на VI курсе продолжает снижаться, а межконфессиональная резко идет вверх. Это может свидетельствовать о том, что у студентов терпимое отношение к представителям других культур, религиозных конфессий сохраняется, но количество контактов и взаимодействий с представителями других культур существенно снижается.

Закономерен тот факт, что профессиональная толерантность к VI курсу существенно возрастает. Выпускники готовы к вступлению в профессиональную деятельность или уже работают по специальности, понимая значимость и важность каждой профессии в современном обществе.

Социально-экономическая и политическая толерантность с возрастом снижаются, что обусловлено повышением у студентов политической осведомленности, экономической грамотности, критическим восприятием событий, происходящих в обществе.

470

□ 1 курс

□ 4 курс

□ 6 курс

Рис. 1. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов РУДН

Анализ результатов исследования по факультетам выявил следующие особенности. На аграрном факультете (рис. 2) прослеживаются явные тенденции снижения межпоколенной, гендерной, межличностной, межэтнической и межкультурной толерантности на шестом курсе. Это, возможно, обусловлено особенностями профессиональной деятельности студентов-аграриев, протекающей в системе «человек - природа». Погруженность в профессию, о чем свидетельствует повышение профессиональной толерантности на шестом курсе, сказывается на взаимоотношениях с окружающими людьми. В этой связи необходимо психологической службе обратить внимание на данный перекос и разработать программу по повышению социокультурной компетентности личности выпускников аграрного факультета.

□ 1 курс 4 курс 6 курс

Рис. 2. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов аграрного факультета РУДН

Математическая обработка результатов при помощи критерия Крускала Уолли-са выявила достоверные различия между выборками по шкалам «Межпоколенная толерантность» (Н = 12,3 Р = 0,002), «Гендерная» (Н = 16,3 Р = 0,000), «Межличностная» (Н = 16,1 Р = 0,000), «Межэтническая» (Н = 19,4 Р = 0,000), «Межкультурная» (Н = 22,9 Р = 0,000).

На рисунке 3 представлена динамика проявлений вдов толерантности у студентов филологического факультета. На уровне тенденций мы можем констатировать, что межкультурная толерантность к шестому курсу повышается. Данный факт лишь подтверждает важность взаимодействия в системе «человек - человек» студентов-филологов, для которых общение и понимание других людей важный инструмент профессиональной деятельности.

Статистически достоверными являются различия между выборками по шкалам «Межконфессиональная» (Н = 8,9 Р = 0,012) и «Профессиональная» (Н = 7,23 Р = 0,027). Причем снижение профессиональной толерантности приходится на четвертый курс, что может говорить о возросшем значении полученных в бакалавриате профессиональных знаний и престижности своей профессии в отличие от других. На шестом курсе магистры практически все находят себе работу и не всегда по специальности, что соответственно меняет представление о других профессиях и возможности реализовать свой потенциал и в других сферах деятельности. Кроме этого личность магистранта становится социально и личностно зрелой, в этот период уже сформированы важнейшие мировоззренческие структуры, поэтому выпускник магистратуры объективно и здраво расценивает значимость каждой социально полезной деятельности.

Наряду с этим существуют некоторые тревожные тенденции. Происходит снижение межпоколенной, гендерной и межличностной толерантности. Конечно, как уже отмечалось, переход от интимно-личностного общения как ведущей деятельности в юношеском возрасте к профессиональной накладывает свой отпечаток, но, возможно погружение студентов в профессию (все виды производственной практики, работа по специальности), в которой система «человек - человек» является доминирующей, меняет восприятие другого человека, а следовательно, и отношение к нему.

Рис. 3. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов филологического факультета РУДН

У студентов экономического факультета статистически значимые различия между выборками по шкалам проявились на уровне «Гендерной» (Н = 10,41 Р = 0,005), «Профессиональной» (Н = 8,72 Р = 0,013) и «Межкультурной» (Н = 10,95 Р = 0,004) толерантности. Тенденция роста наблюдается у двух первых видов. Причем профессиональная приобрела ступенчатый, последовательный рост, а гендерная выросла скачкообразно, что свидетельствует о приблизительно равном соотношении мужчин

и женщин, выбирающих профессию экономиста, а также о приобретении навыков социально-психологического взаимодействия с противоположным полом. Уровень же межкультурной толерантности с возрастом снижается, а межэтнической - возрастает. Экономист находится в системе «человек - знак», поэтому менее ориентирован на общение, но сформированные ценности и мировоззренческая позиция личности еще более укрепляются.

Стоит также обратить внимание на некоторые тенденции: управленческая и социально-экономическая толерантность к шестому курсу несущественно, но снижаются, во многом это обусловлено выбором профессии, полученными магистрами знаниями о процессах, происходящих в политике, в экономике и социальной сфере, а также спецификой их профессиональной деятельности.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

■мм»

□ 1 курс

□ 4 курс

□ 6 курс

к го

H

> го

о о

ш „

о ^

N ф

го

5 ¡5

о œ

ш -&

о ср

О

Рис. 4. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов экономического факультета РУДН

В целом динамика проявлений толерантности на физико-математическом факультете положительная. Можно наблюдать плавный рост к шестому курсу межпоколенной, тендерной, межличностной, межэтнической, межконфессиональной толерантности. Причем статистически достоверные различия между выборками по шкалам проявились на уровне «Гендерной» (Н = 8,32 Р = 0,016) и «Межконфессиональной» (Н = 8,18 Р = 0,017). На физико-математическом факультете обучаются преимущественно молодые люди, следовательно, осознание престижности и сложности выбранного профессионального пути приходится на первые курсы, когда осуществляется отсев слабых студентов и остаются самые способные и трудолюбивые ребята. Но при этом отношение к профессиям, например гуманитарным, выбираемым противоположным полом, может быть снисходительным, что сказывается и на восприятии в целом представителей противоположного пола. Кроме того, мужчины, выбравшие себе профессию, связанную с точными науками, более склонны к аналитическому складу мышления, в отличие от гуманитарного склада ума, что тоже существенно сказывается на взаимоотношениях с девушками. Но к четвертому курсу гендерная толерантность повышается и остается стабильно высокой и на шестом. Происходит разделение между профессией и отношением к противоположному полу, появляются планы на будущее, связанные с созданием будущей семьи.

Рис. 5. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов физико-математического факультета РУДН

Специфика проявлений толерантности у студентов экологического факультета прослеживается в ряде тенденций. Повышается уровень межличностной толерантности к шестому курсу. Социально-экономическая и политическая снижаются, что свидетельствует о формировании собственной позиции у студентов в отношении различных процессов, происходящих в обществе, стране и мире, критического восприятии получаемой информации. Статистически значимыми различиями между выборками по шкалам являются «Межэтническая» (Н = 6,07 Р = 0,048) и «Межконфессиональная» (Н = 9,63 Р = 0,008) толерантность. Можно наблюдать явное снижение этих видов толерантности у студентов четвертого курса, а на шестом - опять увеличение, как приблизительно и на первом. Что может свидетельствовать о замкнутости студентов IV курса в своем учебном сообществе и не желании «пускать» в него иных людей. Следует обратить на данные показатели пристальное внимание психологической службы и педагогического коллектива, так как подобного рода тенденция на выходе из бакалавриата может привести к социально пагубному феномену «свой-чужой», что для современного общества и международно-ориентированного вуза не допустимо. Далеко не все выпускники бакалавриата поступают в магистратуру, основная масса, получая диплом, уходит в профессию, к сожалению, с такими интоле-рантыми тенденциями. Данный факт необходимо учитывать в процессе формирования профессиональной элиты в РУДН и других именитых вузах страны.

- □ 1 курс ■ 4 курс □ 6 курс

Рис. 6. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов экологического факультета РУДН

Положительная динамика прослеживается у студентов юридического факультета (рис. 7.). Статистически значимые различия между выборками можно наблюдать по семи шкалам: «Межпоколенная» (Н = 11,63 Р = 0,003), «Гендерная» (Н = 18,89 Р = 0,000), «Межличностная» (Н = 18,61 Р = 0,000), «Межэтническая» (Н = 11,36 Р = 0,003), «Профессиональная» (Н = 6,45 Р = 0,040), «Управленческая» (Н = 17,71 Р = 0,000), «Политическая» (Н = 6,24 Р = 0,044). Причем по всем шкалам наблюдается существенный рост толерантности, что в целом позитивно сказывается на уровне элитности личности. Но при этом стоит обратить внимание на снижение толерантности у студентов первых курсов в этих же шкалах. Именно на данный контингент респондентов должна быть направлена психологическая работа по развитию терпимого отношения к людям, проявляющегося в различных сферах жизнедеятельности. Возникают некоторые опасения, пока на уровне тенденции, по шкале «межконфессиональная толерантность» - на шестом курсе она снижается. Объяснять данный факт

спецификой профессиональной деятельности будет совершенно не правильно, более того было бы закономерно наблюдать к шестому курсу рост этого типа толерантности, но мы видим обратное. Возможно, по мере накопления профессиональных знаний, основанных на знании законов, действующих в рамках конкретного государства, у студентов-магистров преобладает правосознание, которое отрицательно коррелирует с законами религиозными. Но, скорее всего, причины коренятся в другом - в системе социальных отношений. Студенты активно практикуют и сталкиваются с людьми, совершающими противоправные действия в отношении общества и государства, но при этом прикрывающиеся религиозной идеологией, своей «истинной верой» и «праведным судом» оправдывающие свои действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 1

курс

Рис. 7. Динамика проявлений различных видов толерантности у студентов юридического факультета РУДН

У студентов инженерного факультета статистически значимые различия между выборками прослеживаются по двум шкалам «Гендерная» (Н = 14,02 Р = 0,001), «Политическая» (Н = 8,92 Р = 0,012). При этом в целом прослеживается тенденция к снижению межпоколенной, межличностной, межэтнической, межкультурной толерантности на шестом курсе. Предположительно, подобная ситуация может возникать из-за специфики профессии, проявляющейся в полной мере в системе «человек - техника», и не предполагающей активных контактов с другими людьми или социальными группами. Снижение политической толерантности на шестом курсе, возможно, связано с отношением к профессии инженера в современной России. В советское время люди этой профессии пользовались уважением и были востребованы на производстве. Нынешнее состояние современного производства в России удручающее, поэтому выпускник инженерного факультета не может быть уверен, что рынок труда передоложит ему достойное рабочее место и заработную плату.

Рис. 8. Динамика проявлений видов толерантности у студентов инженерного факультета РУДН

Толерантность как свойство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста, профессиональной направленности и социального положения, но для становления субъекта профессиональной элиты оно приобретает особую значимость как фактор элитизации личности [1] в современном мире.

Список литературы

1. Карабущенко Н. Б. Уровни элитологического формирования личности / Н. Б. Карабу-щенко // Вестник РУДН. - Сер. Психология и педагогика. - 2011. - № 4. - С. 12-16.

2. Карабущенко Н. Б. Элитологическое сознание как разновидность индивидуального сознания личности / Н. Б. Карабущенко // European Social Science Journal. - 2011. - № 5. -С. 239-244.

References

1. Karabushchenko N. B. Urovni elitologicheskogo formirovaniya lichnosti / N. B. Karabu-shchenko // Vestnik RUDN. - Ser. Psikhologiya i pedagogika. - 2011. - № 4. - S. 12-16.

2. Karabushchenko N. B. Elitologicheskoe soznanie kak raznovidnost individualnogo soznaniya lichnosti / N. B. Karabushchenko // European Social Science Journal. - 2011. - № 5. - S. 239-244.

ЙЙИШ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.