Научная статья на тему 'Психологическое воздействие информационной среды на современного человека'

Психологическое воздействие информационной среды на современного человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1741
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFORMATION / INFORMATION ENVIRONMENT / THE PSYCHOLOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Задохина Нина Владимировна, Попов Геннадий Геннадьевич

Рассматриваются механизмы психологического воздействия информационной среды на современное общество. Анализируются проблемы, связанные с преодолением негативного воздействия информации на психику и сознание человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Задохина Нина Владимировна, Попов Геннадий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological impact on the information environment of modern man

This article discusses the mechanisms of the psychological impact of information environment on modem society. This article discusses the problems of overcoming the negative impact of information on the psyche and consciousness of man.

Текст научной работы на тему «Психологическое воздействие информационной среды на современного человека»

УДК 1 ББК 88

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

НИНА ВЛАДИМИРОВНА ЗАДОХИНА,

старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: astapenko67@mail.ru; ГЕННАДИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ПОПОВ, курсант института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: gennadiy-popov-1997@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются механизмы психологического воздействия информационной среды на современное общество. Анализируются проблемы, связанные с преодолением негативного воздействия информации на психику и сознание человека.

Ключевые слова: информация, информационная среда, психологическое воздействие.

Annotation. This article discusses the mechanisms of the psychological impact of information environment on modern society. This article discusses the problems of overcoming the negative impact of information on the psyche and consciousness of man. Keywords: information, information environment, the psychological impact.

Стремительно возрастающий потенциал информационно-коммуникационных технологий, степень их внедрения и использования в разных областях жизни общества становятся решающими факторами успешного социально-экономического развития страны.

В современном мире качественное изменение информационной среды идёт быстро и затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. С помощью информационно-коммуникативных потоков связано всё население земного шара и обыденная реальность становится всё более зависимой от современных информационных технологий.

Информационная среда включает в себя такие понятия как информационные потоки и информационные влияния различной природы, которые испытывает человек. Её характеризует совокупность меняющихся факторов, оказывающих на человека прямое или косвенное воздействие, которое может быть сиюминутным или длительным. С помощью информационной среды общество навязывает человеку стереотипы поведения, ценности и установки личностного ориентирования.

Психологическому воздействию информационной среды в наибольшей степени подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения

(психоэмоциональная и социальная напряженность, искаженные нравственные нормы и критерии, ложные ориентации и пр.) которой влияют на состояние и процессы в основных сферах общественной жизни.

Психологическое воздействие оказывается преднамеренно на осознаваемом уровне и играет как положительную, так и отрицательную роль. Это мобилизация или демобилизация воли личности или коллектива, повышение или снижение трудовой мотивации, активность на профессиональном поприще, развитие разносторонних качеств личности и пр.

Наиболее общий вид информационной среды включает следующую совокупность: субъекты информационного взаимодействия или воздействия; сама информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы; информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественные отношения, которые складываются в связи с передачей, формированием, распространением, хранением информации.

Первая характерная особенность современной информационной среды — ее постоянное и стремительное расширение, осуществляемое человеком.

Вторая характерная особенность современной

информационной среды — одновременное функционирование в ней информации, адекватно отражающей существующий мир, и искаженной информации.

Очевидно, что трансформация и изменение информации используется определенными субъектами для оказания воздействия на психику людей и изменения их поведения. Таким образом, организованное изменение информационной среды выступает своеобразным информационным оружием.

Тот факт, что человек для реализации социального поведения в обществе нуждается в регулярном притоке информации, в настоящее время практически не вызывает сомнения. Прекращение информационной связи может стать причиной различных психических аномалий, вплоть до психических заболеваний. Огромное влияние на человека оказывает как постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой (или отсутствие такового), так и объем, содержание и структура информации.

Многими исследователями отмечается, что повседневная жизнь человека все больше зависит от массовой коммуникации (радио, телевидение, периодические издания, информационные системы, социальные сети и пр.), создающей «субъективную реальность». Очевидно, что эффект воздействия информационной среды на человека находится в зависимости от того, какие механизмы воздействия при этом используются.

Заражение — это передача определенного эмоционально-психического настроя, воздействует на эмоционально-бессознательную сферу человека.

Внушение — это воздействие на бессознательное, но вербальными средствами. Внушение тем значительнее, чем более авторитетен источник информации. Внушаемость, представляющая собой степень податливости внушению, выше у лиц со слабой нервной системой, с резкими колебаниями настроения. Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использование эмоционального переноса. Новый факт связывается с фактами, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос эмоционального состояния на новую информацию.

Убеждение — это воздействие на логическое мышление, разум человека.

Убеждение, основанное на логическом приеме — доказательстве, состоит из тезиса1, доводов2 и демонстрации3. В процессе убеждения часто используются следующие манипуляции: подмена тезиса в процессе доказательства; использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично; применение заведомо ложных доводов и др.

Подражание — это воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека.

Психологическое воздействие информации на человека означает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. Средствами воздействия выступают: вербальная информация; невербальная информация (мимика, жесты,

позы); вовлечение человека в специально организованную деятельность и др.

Основной целью воздействия является введение новой информации в систему взглядов и установок человека, а также изменение структурных отношений в этой системе.

Социально-психологические установки — это состояние психологической готовности человека, которое складывается на основании опыта и оказывает влияние на реакции человека относительно социально значимых объектов и ситуаций. Выделяют следующие функции установок: функция приспособления; эгоза-щитная функция; ценностно-выразительная функция; функция организации мировоззрения4.

В условиях новой информационной реальности многие виды деятельности связаны с процессами приема и переработки информации. На основе информации у человека формируется внутренняя картина мира, которая определяет его отношение к действительности.

Поэтому наличие таких компонентов, как неполнота, перенасыщенность, неупорядоченность информации, а также «загрязнение» информационной среды влияет на деятельность человека самым негативным образом и влечет за собой «плачевные» последствия, которые проявляются в виде ошибок, аварий, профессиональной деформации и пр.

Доминирование образной формы представления информации над понятийной приводит к тому, что мышление субъекта становится «конкретным». Следствием такого вида мышления становится «привязанность» мысли к конкретному объекту или ситуации, что снижает способности к прогнозу, обобщению, синтезу.

Картина мира человека во многом формируется с помощью глобальных СМИ с использованием информационных технологий. Поступающая информация минует фильтр сознания и воздействует непосредственно на чувства. В результате в представлении мира человека понятийная и образная составляющие слабо взаимосвязаны.

У большинства представителей молодого поколения под воздействием телевидения, компьютерных игр, социальных сетей и даже современной литературы формируется особый тип мышления и сознания, который обозначается как клиповое (от англ. с^ — фрагмент).

Клиповое мировоззрение строится по принципу формирования видеоряда музыкального клипа, который часто представляет собой практически не связанные образы. Обладатель клипового мышления воспринимает мир не целостно, а как череду мало связанных между собой фактов и часто не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бездумное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы и т.д.)

Негативное влияние загрязненности информационной среды, прежде всего, проявляется в разрушении системы ценностей человека. Как известно, ценности

лежат в основе социальных систем, именно они наиболее уязвимое место общества. Наибольшая опасность информационного влияния наблюдается в детском и подростковом возрасте, в то время, как доверие преобладает над разумом, а эмоции — над интеллектом. Ревизии подвергаются нравственные критерии успеха в обществе5.

С точки зрения получения новой информации складывающаяся «искусственная реальность», которая важна для каждой личности, «делает познание мира относительно менее необходимым и ценным»6.

В подобных условиях сознание субъекта является отражением не объективной реальности, а некоторого «виртуального мира», который создан на основе специфически организованной информационной модели с использованием информационных технологий. Погружение человека в такую «виртуальность» с течением времени очень сильно отгораживает человека от реальности.

С другой точки зрения, те, кто искал возможность восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это с помощью современной информационной среды, что позволяет человеку социально желательным образом уходить от решения собственных проблем. Таким образом, «загрязненность» информационной среды воздействует в различной степени на объект информации, в зависимости от объективных характеристик каждой отдельной личности.

Возрастание объема передаваемой информации с сохранением «засоренности» среды необходимо рассматривать как компонент риска для психологического благополучия личности.

В настоящее время основными методами борьбы с загрязнением информационного пространства являются:

• повышение уровня осведомленности о проблеме;

• доведение до общества мысли о том, что информационное загрязнение не отличается от других важных проблем, которые касаются загрязнения окружающей среды;

• развитие технологий способных распознавать и устранять определенную информацию («вредную», бесполезную, несущественную и др.);

• регулирование количества поступающей информации с помощью инструментов ценовой политики.

На сегодняшний день значительное число специалистов заинтересовано в создании и внедрении инструментов, которые способны автоматически устра-

нять информационное загрязнение. Создание таких программ требует применение технологий смысловой обработки информации на гораздо более глубоких уровнях, чем существуют сегодня. Однако подобные технологии пока не продвинулись дальше спам-фильтров.

В настоящий момент поиск знаний в большом количестве информации заставляет вспомнить идеально подходящее к данной ситуации изречение великого философа Конфуция: «Очень трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».

1 Тезис — утверждение, истинность которого надо доказать.

2 Доводы (аргументы и факты) — истинные суждения, которые используют при доказатель-стве тезиса.

3 Демонстрация (форма доказательства) - способ обоснованной логической связи между утверждаемым тезисом и доводами.

4 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 463 с.

5 Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха в обществе / С.А. Дружилов // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90-102.

6 Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М.Г. Делягин. М.: Вече, 2008. С. 54.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2012. 363 с.

2. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М.Г. Делягин. М.: Вече, 2008. 528 с.

3. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха в обществе / С.А. Дружилов // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90-102.

4. Задохина Н.В. Культура логического мышления и проблемы ее формирования в образовательных учреждениях МВД России. Вестник Московского университета МВД России № 1-2014 г.

5. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1991.

6. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. 256 с.

7. Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 463 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.