Научная статья на тему 'Клиповое мышление как условие успешности информационных войн'

Клиповое мышление как условие успешности информационных войн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1309
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / INFORMATION WARFARE / ПСИХОЛОГИЯ МАСС / PSYCHOLOGY OF THE MASSES / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / CLIP-ON THINKING / МАСС-МЕДИА / MASS-MEDIA / МАНИПУЛЯЦИИ / MANIPULATION / КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / CONSTRUCTING REALITY / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ / TRANSFORMATION OF CONSCIOUSNESS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMER SOCIETY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / PROTECTION OF STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Старицына Ольга Александровна

В данной статье автор связывает успешность проведения информационных войн в современном мире и достижения разрушительных последствий, вызванных войнами подобного типа, с наличием у современного человека, вынужденного жить в условиях ускорения многообразных социальных процессов и непрекращающегося лавинообразного потока противоречивой информации, клипового мышления. В статье анализируются объективные социально-психологические причины того, почему человек с клиповым мышлением в настоящее время не в состоянии противостоять манипулятивному воздействию масс-медиа, особенно телевидению и Интернету. Современные средства массовой информации, конструируя реальность и используя новые, все более агрессивные технологии и инструменты влияния на человека, изменяют его мировоззрение и сознание, перепрограммируя его поведение в соответствии с ценностями глобализированного общества, общества потребления, где духовно-нравственные ценности подменяются потребительскими. Кроме того, в статье рассматривается необходимость в выработке государственной идеологии, запрет на которую зафиксирован в статье 13 Конституции Российской Федерации, и обосновывается роль идеологии как системы взглядов и идей, направленных на сохранение и укрепление государственности, способной отразить ценностно-мировоззренческие представления народа и защитить интересы государства от разрушительных информационных войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP-ON THINKING AS A CONDITION FOR THE SUCCESS OF INFORMATION WARS

In this article the author links the success of information wars in the modern world and the achievement of destructive consequences caused by this type of wars and modern man having clip-on thinking who is forced to live in conditions of accelerating the diverse social processes and the incessant avalanche flow of contradictory information. The article analyzes the objective social and psychological reasons of the fact why a person with clip-on thinking is not currently able to withstand the manipulative influence of the media, especially television and the Internet. Modern mass media, constructing reality and using new, increasingly aggressive technologies and instruments of influence on a person, change his worldview and consciousness, reprogramming its behavior in accordance with the values of a globalized society, a consumer society, where spiritual and moral values are replaced by consumer values. In addition, the article examines the need for developing state ideology, prohibition on which is fixed in Article 13 of the Constitution of the Russian Federation. The role of ideology as a system of views and ideas aimed at preserving and strengthening statehood that can reflect the values and ideological notions of the people and protect the interests of the state from destructive information wars is substantiated.

Текст научной работы на тему «Клиповое мышление как условие успешности информационных войн»

УДК 32.019.5

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

© 2018

Старицына Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия»

Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, улица Космонавтов, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)

Аннотация. В данной статье автор связывает успешность проведения информационных войн в современном мире и достижения разрушительных последствий, вызванных войнами подобного типа, с наличием у современного человека, вынужденного жить в условиях ускорения многообразных социальных процессов и непрекращающегося лавинообразного потока противоречивой информации, клипового мышления. В статье анализируются объективные социально-психологические причины того, почему человек с клиповым мышлением в настоящее время не в состоянии противостоять манипулятивному воздействию масс-медиа, особенно телевидению и Интернету. Современные средства массовой информации, конструируя реальность и используя новые, все более агрессивные технологии и инструменты влияния на человека, изменяют его мировоззрение и сознание, перепрограммируя его поведение в соответствии с ценностями глобализированного общества, общества потребления, где духовно-нравственные ценности подменяются потребительскими. Кроме того, в статье рассматривается необходимость в выработке государственной идеологии, запрет на которую зафиксирован в статье 13 Конституции Российской Федерации, и обосновывается роль идеологии как системы взглядов и идей, направленных на сохранение и укрепление государственности, способной отразить ценностно-мировоззренческие представления народа и защитить интересы государства от разрушительных информационных войн.

Ключевые слова: информационные войны, психология масс, массовое сознание, клиповое мышление, масс-медиа, манипуляции, конструирование реальности, трансформация сознания, глобализация, общество потребления, ценности, идеология, защита государственных интересов

CLIP-ON THINKING AS A CONDITION FOR THE SUCCESS OF INFORMATION WARS

© 2018

Staritsyna Olga Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Philosophy» Ufa State Petroleum Technological University (450062, Russia, Ufa, Kosmonavtov street, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)

Abstract. In this article the author links the success of information wars in the modern world and the achievement of destructive consequences caused by this type of wars and modern man having clip-on thinking who is forced to live in conditions of accelerating the diverse social processes and the incessant avalanche flow of contradictory information. The article analyzes the objective social and psychological reasons of the fact why a person with clip-on thinking is not currently able to withstand the manipulative influence of the media, especially television and the Internet. Modern mass media, constructing reality and using new, increasingly aggressive technologies and instruments of influence on a person, change his worldview and consciousness, reprogramming its behavior in accordance with the values of a globalized society, a consumer society, where spiritual and moral values are replaced by consumer values. In addition, the article examines the need for developing state ideology, prohibition on which is fixed in Article 13 of the Constitution of the Russian Federation. The role of ideology as a system of views and ideas aimed at preserving and strengthening statehood that can reflect the values and ideological notions of the people and protect the interests of the state from destructive information wars is substantiated.

Keywords: information warfare, psychology of the masses, mass consciousness, clip-on thinking, mass-media, manipulation, constructing reality, transformation of consciousness, globalization, consumer society, values, ideology, protection of state interests

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В условиях проведения агрессивных информационных войн, сутью которых является борьба за доминирование и навязывание западного образа жизни, на фоне деидеологизации российского общества, подмены духовно-нравственных ценностей материально-потребительскими, современный человек, обладая клиповым мышлением, обусловленным сегодняшним информационным обществом, априори обречен быть объектом манипуляции и «подопытным» при апробировании различных технологий влияния силами, борющимися за человеческие, природные и материальные ресурсы. Отсутствие в обществе государственной идеологии стало причиной дезориентации масс в информационном хаосе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Социально-экономические, политические и геополитические причины ведения информационных войн являются предметом изучения многих ученых и исследователей (В.Э. Багдасаряна, Г.В. Грачева, И.М. Дзялошинского, С.Г. Кара-Мурзы, В.Г. Крысько, С.С. Сулакшина, Т.В. Черкасовой, В.И. Якунина).

Клиповое мышление, феномен его функционирования, а также социальные причины его появления глубоко анализируются в работах Н.В. Азаренка, Л.Ф. Блиновой, С.В. Докуки, Ф.И. Гиренка, Е.В. Катуниной, А. Моля, С.И. Симаковой, В.П. Шалаева, Э. Тоффлера.

Современные манипулятивные технологии в средствах массовой информации и, прежде всего, на телевидении и в Интернете подробно рассматриваются в работах М.Б. Владимировой, И.М. Дзялошинского, С.Г. Кара-Мурзы, Н.И. Семечкина, Э. Тоффлера.

Роль идеологии в обеспечении стабильности общества, сохранении государственности, обеспечении вектора движения и развития России представлена в трудах С.В. Атмачева, В.В. Зубенко, М.Х. Хаджарова, в монографии В.И. Якунина, В.Э. Багдасаряна, С.С. Сулакшина, а также в монографии В.П. Шалаева.

Формирование целей статьи (постановка задания).

В данной статье автор пытается проанализировать социально-психологические причины успешности информационных войн, ведущихся в российских масс-медиа. В качестве одного из условий их успешности автор выделяет клиповое сознание современного человека, появление которого обусловлено многими факторами, в том числе, его сегодняшним образом жизни и развитием телекоммуникационных технологий. Информационные войны, ведущиеся с использованием различных мани-

Staritsyna Olga Aleksandrovna political

CLIP-ON THINKING ... sciences

пулятивных приемов, основанных на глубоком знании психологии масс, в отсутствие государственной идеологии, отстаивающей национальные интересы, могут иметь далеко идущие пагубные последствия для страны.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов.

Сегодня все мы являемся свидетелями борьбы разношерстных сил за влияние, власть, доступ к природным, человеческим и техническим ресурсам, а также управление ими в своих интересах. Эта борьба, а точнее война, ведется непрерывно, не останавливаясь ни на секунду, преимущественно посредством огромного потока разнородной, противоречивой и, часто, откровенно лживой информации. Такие войны получили название информационных войн, которые представляют собой комплекс мероприятий, приемов и технологий информационного воздействия на сознание людей с целью изменения их мировосприятия, поведения и навязывания выгодных противнику ментальных моделей, чуждых целей и ценностей [1, 2, 3].

Существующее непримиримое противостояние различных общественных сил и систем создает постоянное напряжение в информационном поле, вызывая турбулентность многочисленных социальных процессов. Эта война носит большей частью характер перманентных информационно-психологических атак и использует в своей основе глубокие знания законов и закономерностей развития обществ, государств, их политического устройства и, что особенно важно, психологии масс в целом и человека в отдельности. Прямое военное противостояние крупных держав при наличии ядерного оружия представляется сегодня маловероятным, однако большой арсенал методов ненасильственного подрыва государственности геополитическими противниками очень действенен и в новейшей истории не раз доказывал свою эффективность. При внешней завуалирован-ности, кажущейся безобидности и неочевидности для большинства многих методов информационной войны их поражающее действие колоссально, поскольку часто они направлены на сферу бессознательного человека, а, стало быть, им не фиксируются и не отслеживаются. Но война действительно ведется, планомерно и последовательно и, к сожалению, часто достигает своих разрушительных целей.

Конечно, многими, намеренно или нет, ведение информационных войн не признается или отрицается. Часто приходится слышать саркастическую фразу, как бы указывающую на параноический склад личности, о так называемой «теории заговора» в адрес тех, кто поднимает тему информационных войн. Однако «Карикатурный маркер «теории заговора» используется как способ торможения научного осмысления данной проблемы» [3, с.43], и нежелание видеть проблему оборачивается тяжелыми последствиями как для всей страны, так и для каждого человека в отдельности.

А между тем технологии информационных войн не стоят на месте и аккумулируют знания по способам воздействия на массовое сознание людей, поскольку именно на него легче всего влиять посредством масс-медиа. Массовое сознание опирается на общественное мнение, которое становится таковым при многократном тиражировании мнения, высказанного одним каким-то индивидом, не обязательно самым сведущим и компетентным. Это мнение «обкатывается и правится до тех пор, пока не обретет вид устоявшегося, общепринятого взгляда». [4, с.146-147]. Информация, даже если она ложная, многократно повторенная и подхваченная СМИ, будет приниматься за правдоподобную. «Информационная бомба взрывается в самой гуще людей, осыпая нас шрапнелью образов и в корне меняя и восприятие нашего внутреннего мира, и наше поведение». [5].

СМИ навязывают мнения и модели поведения, создают положительные или отрицательные установки, внушают мысли, транслируют в качестве образца для под-336

ражания определенный образ жизни. Благодаря СМИ, восприятие действительности, поступки людей, образ их мыслей становятся массовыми [4]. Общество становится проще и лучше управляемым, потому что люди в своей массе придерживаются конформного поведения, их легче «заразить» нужными эмоциями, внушить все, что угодно, трансформировать убеждения, рациональное увести в сторону иррационального. Оно превращается как бы в единый организм, и в нем начинают действовать законы психологии масс, общие для больших групп законы восприятия информации. Известно, что человек в группе или массе других людей, испытывает на себе ее влияние и часто не способен противостоять ей или отстаивать свои убеждения. В реальной жизни большинство людей боится изоляции и осуждения группы и предпочитает не противопоставлять себя ей. Кроме того, человек идентифицирует себя с определенной группой и часто внутренне уверен в том, что «большинство ошибаться не может», а значит оно по определению право. Человек постоянно сравнивает себя с другими, соотносит свое поведение, свой образ мыслей и мироощущение с «правильным» поведением большинства и корректирует его в случае инаковости и расхождения. Для психологии человека это очень важно. С одной стороны, это дает ему ощущение причастности к группе, а, следовательно, ощущение безопасности и предсказуемости жизни и происходящих в ней событий, с другой стороны, дает уверенность в правильном понимании сложных процессов, происходящих вокруг.

Помимо всего прочего, сами социальные процессы, происходящие в обществе, определяют приемы и способы воздействия на массовое сознание, чтобы направить его в нужное заинтересованным силам русло. Сегодняшнее общество называют информационным, поскольку главным ресурсом, главным оружием, главной движущей силой и инструментом влияния является информация. Огромный поток сообщений, касающийся разных сфер жизнедеятельности, обрушивается денно и нощно на человека, который не в состоянии в силу своей психологии и физиологии, обладая природной леностью и ограниченностью [6], его переработать, осмыслить, структурировать, упорядочить, сопоставить и проанализировать. Мозг начинает саботировать избыточную информацию, включая защитные механизмы организма, такие как избегание, отторжение, лень, ведь сам мозг, равно как и интеллектуальные способности и возможности человека существенно не изменились за последние несколько сотен лет, а количество информации с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии.

Кроме того, неспособность большинства к осмысленному восприятию информации обусловливается социально-психологическими факторами: в настоящее время нет непосредственной угрозы жизни, базовые потребности людей в развитых обществах в целом удовлетворены, а избыток информации мозг, как очень энергозатратный орган, старается блокировать. Помимо этого, само общество выдвигает всё большие требования к человеку, который должен состояться во всех важных сферах жизнедеятельности: в карьере, в семье, в обществе. Человек вынужден примерять на себя гораздо больше социальных ролей, чем это было в недавнем прошлом. Находясь под давлением социальных установок и задач, современный человек находится в состоянии постоянного стресса. Количество времени в сутках осталось тем же, что и тысячи лет назад, а многозадачность и темп жизни человека увеличились многократно. У подавляющего большинства современных людей просто нет ни времени, ни необходимости глубоко погружаться в какую-либо проблему, если только она не входит в сферу его непосредственных интересов или профессиональной деятельности. Тем не менее, человек не может жить без информации, поскольку он «в отличие от других живых существ не имеет инстинктивной видовой программы поведения и жизнедеятельности. В природе человека

генетически не заложены знания о том, как надо себя вести в той или иной ситуации и вообще о том, как надо жить». [4, с.20]. Поэтому он всецело зависит от внешней информации, предоставляемой ему социумом. Через информацию, получаемую от других людей, человек усваивает социальные модели поведения и выживания. Информация жизненно необходима, однако ее избыточное количество невозможно переработать, поэтому современный человек в своей массе знает все понемногу и ничего глубоко [7].

Не случайно в настоящее время активно используется понятие «клиповое мышление», которое означает фрагментарное поверхностное знание и которое произошло от английского слова clip (отрывок, фрагмент). Этот термин ввел в оборот в начале XX века Э. Тоффлер, когда, по сравнению с сегодняшним днем, объем информации был несравнимо меньше. «Клип — это часть, которая не отсылает к целому.» «Клип заставляет сознание не продумывать мысли, монтировать их. Быть не мыслителем, а режиссером мысли.» «Любое мышление требует времени и сосредоточенности на чем-то одном». [8]. А времени как раз-то и нет. Гиренок Ф.И. сравнивает клиповое сознание с лоскутным одеялом. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия в предисловии к своей книге «Социодинамика культуры» французский ученый, социальный психолог Абраам Моль говорил о переизбытке информации в обществе так: «Человеческий ум с его ограниченными возможностями восприятия становится в тупик перед огромной массой печатных материалов, и современный человек ... вынужден отказываться от большей части поступающих к нему сообщений ...». [9, с.5]. Прошло почти пятьдесят лет с момента написания этих строк. За это время гигантский шаг в своем развитии и распространении сделали не только печатные средства, но и телевидение, радио, не говоря уже об Интернете. Каждый день лавина информации обрушивается на человека, и без того подверженного постоянному стрессу. Человеческий мозг физически, в силу своей природы, не в состоянии переработать нескончаемый поток разнообразной информации. «Мы становимся носителями «миксированного сознания». [10, с.101]. «Какофония научных, философских, религиозных, этнокультурных, экономических, политических, технических, изотерических и других знаний и ценностей в виде многообразной по своей форме некритической, «творческой» информации, не может не способствовать такому же, поверхностному, какофоническому, миксирован-ному и некритическому их освоению потребителями с формированием у них соответствующих миксирован-ных представлений о мире, обществе, человеке, своем предназначении в мире». [10, с.102]. А это значит, что «.в сознании при достаточно большом и разнообразном объеме информации нет четких организующих структур, нет изначально введенного правила эксперти-зации и проверки информации на классических основах (критериях)». [10, с.102].

Издательства, средства массовой информации, бло-геры, ученые, специалисты в различных областях неустанно, непрерывно и ежесекундно производят все новые и новые тексты, подавляющую часть которых так никто и никогда не прочитает. К тому же ученые пришли к выводу о том, что современное поколение, не обладая понятийным мышлением, которое, в свою очередь, опирается на логическую последовательность и причинно-следственные связи, с большим трудом способно читать и воспринимать длинные линейные тексты [8, 11, 12, 13].

Причины появления клипового мышления понятны, очевидны и даже закономерны, но специалисты, изучающие психотехнологии влияния на людей, используют мышление подобного типа как поле деятельности для манипулятивного воздействия на них с целью разрушения существующего порядка вещей. Поэтому средства массовой информации являются сегодня отличным про-

водником и инструментом влияния и ведения психо-ин-формационных войн. «По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не готово». [14, с.34].

Оказалось, что воздействие через визуальные масс-медиа гораздо более эффективно. «Визуальные образы, апеллируя к ассоциативным связям и рядам, прекрасно запоминаются и дольше хранятся в памяти, они становятся универсальным кодом для человека информационного общества, обладающего клиповым мышлением». [13, с.361].

По сути, и телевидение, и Интернет представляют собой все более усовершенствованные средства массового внушения [4, 15, 16].

Чтобы обойти барьеры и «перехитрить» человеческую психику, в Интернете и по телевидению очень активно используется подача информации в клиповом режиме, то есть в режиме быстро меняющихся картинок и образов, часто никак не связанных между собой. Из-за высокой скорости подачи материала человек не в состоянии быстро проанализировать и сопоставить предлагаемые образы с сопровождающимся текстом. Тем не менее, человеческая психика устроена таким образом, что «информация легко впечатывается в подсознание, проникая сквозь барьер осознанного восприятия за счет высокой скорости своего воздействия». [17, с.111]. Кроме того, частое прерывание программ рекламой отвлекает зрителя/слушателя, который нередко после рекламы либо не может вспомнить предмет обсуждения, либо, переключившись на другой канал, «включается» в другое, тематически никак не связанное с предыдущим, обсуждение. Вследствие этого, в голове человека образуется калейдоскоп из разрозненных сюжетов, которые странным образом складываются в пазлы и формируют у него определенную картину мира. «Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас пичкают короткими модульными вспышками информации - рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки». [5, с.119]. Другими словами, масс-медиа конструируют реальность с использованием «разорванного материала».

Также при подаче визуальной информации уже придуманные кем-то образы освобождают современного человека от необходимости «трудиться» над созданием собственных. Задача усвоения новой информации облегчена до предела, поскольку последняя предлагается «для пользования» в максимально оформленном виде, с подачей в нужном ключе, с готовыми выводами и заключением. Если раньше визуальные образы возникали в головах людей на основе их воображения, то придуманный телевизионный или интернетовский видеоряд освобождает зрителя от этой умственной напряженной работы, предлагая свое видение, свои ассоциативные цепочки, взаимосвязи и взаимозависимости.

С расширением глобализационных процессов человек с клиповым мышлением как объект манипуляции стал еще более уязвим, поскольку в общем информационном потоке, как в мутной реке, «реализуются основные стратегические операции войны. Через подачу информации происходит управление - экономическими процессами, движением масс, принятием политических решений, проведением боевых операций и т.п.». [3, с.15]. Кроме того, подача информации происходит с позиций потребительских ценностей, сутью которых является ориентация на постоянное потребление и получение удовольствий. Постепенно, шаг за шагом, практически незаметно происходит перекодирование сознания людей с «духовно-нравственных на потребительские приоритеты» [10, с.157], осуществляется конструирование новых ценностей. Механизмы трансформации

Staritsyna Olga Aleksandrovna CLIP-ON THINKING ...

убеждений, навязывание определенной модели мышления имеют «фундаментальное значение для победы в войне нового типа» [3, с.17]. «Мировоззрение всегда было центральным плацдармом борьбы между различными социальными группами за сохранение или изменение тех или иных форм социокультурной жизни народов. Мировоззрение было и остается решающим и наиболее действенным фактором всякой политической и экономической системы в борьбе ее за свои ценности, цели и интересы». [10, с.137].

Человек, так или иначе, хочет он этого или нет, вовлечен в информационную войну, потому что он всегда находится в эпицентре информационного влияния: где бы он ни был, его окружают источники информации: гаджеты, телевидение, радио, Интернет, печатные СМИ. Зависимость человека от медиа влечет за собой увеличение власти медиа над человеком, а значит власти мани-пулятивной. Масс-медиа из простого посредника между человеком и миром масс-медиа стали активным инструментом управления человеком и выполняют функцию конструирования мира [10].

Существует огромное множество различных технологий манипулирования сознанием человека, использование и успешность которых напрямую связаны с учетом того, что современный человек имеет клиповое мышление.

Это многочисленные методы управляемой и контролируемой «фильтрации информации» [18], когда, например, информация подается исключительно с негативной либо, соответственно, позитивной интерпретацией какого-либо события, создание и распространение массива информации в объеме, превышающем возможности ее переработки аудиторией; создание избыточных информационных потоков с противоположной оценкой, что само по себе может дезориентировать общество и расколоть его на враждебные лагеря, чему мы не раз становились свидетелями в нашей жизни; «шоковая» подача информации, когда все внимание акцентируется на смертях, несчастных случаях, коррупции, преступности и прочих негативных явлениях, а позитивные события упоминаются вскользь в усеченном объеме, либо вовсе умалчиваются; выборочный подбор информации, когда отбираются только те факты, которые выгодны для информационно-психологического воздействия на аудиторию. Подача информации происходит таким образом, чтобы наиболее сильно затронуть чувства и интересы людей, вызвав очень сильную эмоциональную реакцию, часто заглушающую рациональные доводы; комбинированная подача информации, когда правда перемежается с завуалированной или откровенно ложной информацией. Помимо этого, часто события освещаются на фоне «информационного шума». Такого рода шум создается непрерывным потоком мало связанных друг с другом сообщений, посредством противоречивых мнений, привлечением экспертов, которые говорят на непонятном для массовой аудитории языком, но достаточно убедительно, чтобы им поверить; тиражирование в масс-медиа неподтвержденной информации и откровенных слухов; запускание в информационную среду огромного количества заведомо ложных, «фейковых», новостей; упрощение сложной проблемы или, наоборот, усложнение и «раздувание» ничтожного события; осмеяние и обесценивание достижений в любых областях и любого масштаба, конкретных персон, их взглядов, позиций и много другого; концентрация на одном эпизоде с целью переключения внимания с главного на второстепенное; умалчивание или игнорирование событий; подбор фактов и комментирование их в определенном ключе. Кроме того, манипуляционное воздействие на аудиторию достигается за счет интонационных акцентов на отдельных моментах, несущих важную смысловую нагрузку, ярких запоминающихся образов, срастающихся с текстом и образующих тесную ассоциативную связь, причем у объектов воздействия создается иллюзия глу-

бокого понимания сути вещей, независимости оценок происходящих событий, самостоятельности принятия решений, в действительности навязанных и навязываемых воздействующей стороной, поскольку манипулиру-емый не только не осознает манипуляций, но и, как правило, отрицает их [12, 18]. «Горгоновы очи современных медиа» [10, с.220] неустанно держат под контролем огромные массы людей.

Манипулятивные технологии развиваются, становятся все более совершенными и изощренными, что даже людям с понятийным критическим мышлением трудно разобраться в происходящих в мире событиях, отличить правду от лжи. Разрушительные манипулятивные технологии особенно эффективны в сегодняшнем деи-деологизированном обществе, когда нет четких границ между добром и злом, между правдой и неправдой, что порождает бесконечные пустопорожние дискуссии с подменой смыслов, искажением истории, забалтыванием и обесцениванием действительно серьезных вопросов и проблем, нуждающихся в своевременном решении. Барьером на пути лжеинформации могла бы стать хорошо продуманная, выверенная идеология. Однако в нашем обществе слово «идеология» приобрело негативную коннотацию, хотя в самом определении ее нет абсолютно. Например, в политической терминологии идеология означает систему взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс или политическую партию, а в специальной - совокупность связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий, решений и т.п. То есть идеология - это система взглядов, на основе которых могут быть приняты конкретные решения, ведущие к конкретным действиям. Однако в статье 13 Конституции Российской Федерации признается идеологическое многообразие и запрещается устанавливать какую бы то ни было идеологию в качестве государственной или обязательной [19].

Но государство не может существовать без идеологии, потому что идеология, по сути, составляет «хребет» государственности, и идеологическая функция является одной из важнейших функций государства. Она призвана упорядочить хаотичность клипового мышления, все формы общественного сознания, отстаивать интересы государства, защищать ценности, традиции и социокультурный уклад народа, целостность территории государства и его суверенитет [3, 20].

Вследствие деидеологизации общества в нем воцаряется хаос, а у в умах поселяется «разброд и шатание». Отказ от идеологии ведет к ослаблению государства, размыванию приоритетов, ценностей и деградации населения. Люди теряют ориентиры и окончательно запутываются в информационных хитросплетениях. «Очевидно, что идеологического вакуума как в государстве, так и в обществе не может быть, т.к. на смену одной идеологии обязательно приходит другая. И если государство самоустраняется от решения данного вопроса, всегда найдутся силы, которые возьмут на себя зачастую с большим удовольствием и дальними перспективами данное бремя». [21, с.102].

Таким образом, если с клиповым сознанием, по-видимому, ничего сделать в сегодняшних реалиях нельзя, то выработать идеологию, отражающую стройную систему взглядов и идей, направленную на благо государства и народов, населяющих его, идеологию, упорядочивающую существующий информационный хаос, вполне возможно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ.ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 1999. 448 с.

2. Черкасова Т.В. Российская молодежь в социальной реальности - 2014. В сб.: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Сборник статей по

материалам первой Международной конференции, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2014. С. 167-171.

3. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской действительностью // Научный эксперт, 2009. Научная монография. 424 с.

4. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. М.: Директ-Медиа, 2014. 396 с.

5. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2009 г. 800 с.

6. Савельев С.В. Нищета мозга. М.: ВЕДИ, 2014. 192 с.

7. Катунина Е.В. «Клиповая культура»: социально-психологические риски. Таврические студии. Серия: Культурология. 2015. № 7. С.49-56.

8. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.

9. Моль А. Социодинамика культуры. М.:Директ-Медиа, 2007. 787 с.

10. Шалаев В.П. Человек и общество в глобализированном мире: метаморфозы, вызовы, перспективы: монография. ПГТУ, 2015. 288 с.

11. Блинова Л.Ф. Клиповое мышление // Инклюзия в образовании. 2016. № 4 (4). С.170-181.

12. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С.169-176.

13. Симакова С.И. Клиповое мышление как фактор, обуславливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ. В сб.: Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сб.статей II Международной научной конференции. 2016. С.357-362.

14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 864 с.

15. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения). Флинта, 2011. 144 с.

16. Грачев Г.В. Личность и общество. Информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с.

17. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. 2009. С.110-112.

18. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 1. С.29-55.

19. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] http://www.constitution.ru/

20. Хаджаров М.Х. Многообразие идеологий и проблема развития общества. Может ли идеология стать базовой ценностью в России? // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 3. С.99-103.

21. Атмачев С.В., Зубенко В.В. Государственная идеология или идеология государственности // Вестник СевКавГТИ. 2015 г. Т.1. № 3(22). С.102-105.

Статья поступила в редакцию 09.02.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.