Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ 16-17 ЛЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Венгерова Наталья Николаевна

Успешность адаптационного процесса у девушек-первокурсниц к новым условиям обучения определяется результативностью реализации диагностического этапа педагогического проектирования учебного процесса, вообще, и в частности, по дисциплине «Физическая культура». Использование психологического тестирования с целью определения уровня психоэмоционального состояния студенток как диагностического метода позволяет определить наиболее адекватные средства физкультурно-оздоровительных технологий для коррекции не только психологического состояния, но и достижения физической кондиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Венгерова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TESTING AS A METHOD THE DIAGNOSTIC STAGE OF PEDAGOGICAL THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL CULTURE

The success of the adaptation process-girls freshman to new learning environments is determined by the effectiveness of the implementation of the diagnostic phase of the pedagogical design of the learning process, in General, and in particular, on the subject "Physical culture". The use of psychological testing to determine the level of psycho-emotional status of students as a diagnostic method to determine the most appropriate means of fitness technologies for the correction of not only the psychological state, but also achieve physical condition.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ _КУЛЬТУРЕ

Венгерова Наталья Николаевна

кандидат пед. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

PSYCHOLOGICAL TESTING AS A METHOD THE DIAGNOSTIC STAGE OF PEDAGOGICAL THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL CULTURE

Vengerov Natalia, candidate PED. Sciences, associate Professor, Saint-Petersburg state economic University

АННОТАЦИЯ

Успешность адаптационного процесса у девушек-первокурсниц к новым условиям обучения определяется результативностью реализации диагностического этапа педагогического проектирования учебного процесса, вообще, и в частности, по дисциплине «Физическая культура». Использование психологического тестирования с целью определения уровня психоэмоционального состояния студенток как диагностического метода позволяет определить наиболее адекватные средства физкультурно-оздоровительных технологий для коррекции не только психологического состояния, но и достижения физической кондиции.

ABSTRACT

The success of the adaptation process-girls freshman to new learning environments is determined by the effectiveness of the implementation of the diagnostic phase of the pedagogical design of the learning process, in General, and in particular, on the subject "Physical culture". The use of psychological testing to determine the level of psycho-emotional status of students as a diagnostic method to determine the most appropriate means of fitness technologies for the correction of not only the psychological state, but also achieve physical condition.

Ключевые слова: студентки 16-17лет, психоэмоциональное состояние, учебный процесс, физкультурно-оздоровительные технологии.

Keywords: girls 16-17 years, psychoemotional status, education, physical health technologies.

Введение. Проблема гармонизации человека является наиболее актуальной для современной науки. Условия высшей школы определяют высокий темп и интенсивность образовательного процесса студентов, что предъявляет повышенные требования к состоянию их психосоматического здоровья. Проблема адаптации особенно актуальна для лиц юношеского возраста, так как этот возрастной период является кризисным и сопряжен с повышенным риском дезадаптации.

Изменение условий жизнедеятельности и режима труда (учёбы) студенток первого курса определяет активизацию адаптационных (приспособительных) возможностей организма со стороны как физического, так и психологического состояния. Адаптация человека включает в себя психическую адаптацию, обеспечивающую поддержание психологического гомеостаза и сохранение психического здоровья, психофизиологическую адаптацию, реализующую оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического (физического) здоровья, а также социально-психологическую адаптацию.

Необходимость повышения стресс - устойчивости организма студенток-первокурсниц определяется недостаточной идентификацией со студенческой средой. Современный студенческий контингент характеризует большая умственная нагрузка в условиях дефицита двигательной активности [3], повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность [1]. Психологическое состояние тревожности является одним из основных показателей психологической готовности студента к действиям в экстремальных ситуациях - на экзаменах [2].

Предполагается, что включение в учебный процесс по физической культуре в высшей школе новых видов

двигательной активности будет способствовать созданию благоприятных предпосылок для нивелирования негативных воздействий условий внешней среды на психологическое и физическое состояние студенток.

Методика. Педагогическое проектирование учебного процесса определяется этапами разработки, реализации, сбора информации и её интерпретации с целью оптимизации и повышения эффективности периода адаптации молодёжи, поступившей на первый курс высшего учебного заведения. Первый этап является диагностическим, который определяется комплексом мероприятий медико-биологических, педагогических и социологической диагностики. Цель нашего исследования являлось выявление особенностей психоэмоционального состояния первокурсниц, которое определялось по результатам психологического тестирования:

1. Шкала тревожности Спилбергера, которая отражает тревожность как стабильную личностную характеристику, а также ситуативную (реактивную) тревожность как состояние. Результативность тестирования определялась в диапазоне значений «уровней тревожности»: до 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой; 31- 44 балла -умеренная тревожность; 45 и более - высокая тревожность.

2. Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. «Алекситимический» тип личности - 74 балла и выше, «неалекситимический» - 62 балла и ниже. Алекситимический радикал в структуре личности характеризуется бедностью фантазии, «душевной слепотой», невозможностью определить и выразить свои чувства. Указанные особен-

ности вызывают трудности когнитивном переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс. Этот механизм лежит в основе соматизации психического напряжения и обусловливает риск формирования психосоматических заболеваний. Алекситимия также имеет значение для общения, успешного взаимодействия. Методика определения уровня невротической астении (УНА) предназначена для определения степени выраженности психического состояния, проявляющегося в субъективном ощущении усталости, вялости, повышенной утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, ухудшении памяти и внимания, сопровождаемом вегетативной дисфункцией и нарушением сна. Данные методики использовались в целях экспресс-диагностики астенических состояний. Полученные результаты обрабатывались по методу Стьюдента с использованием статистического пакета Microsoft Excel. Достоверными считались результаты при р<0,05.

В качестве критериев дезадаптации студенток рассматривались состояния: различные варианты психических, в том числе астенических, психосоматических расстройств пограничного уровня; нарушение общения, ухудшение успеваемости, снижение уровня физической и функциональной подготовленности.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета среди 157 девушек, обучающихся на первом курсе.

Результаты. По результатам психологического тестирования первокурсниц определялся уровень алексити-мии, невротической астении, реактивной и личностной тревожности как состояния (таблица 1). Наибольшие значения алекситимии (наличие у 20,0%) и невротической астении (у 53,3%), личностной тревожности (средний уровень у 74,2%, высокий у 12,9%) отмечены у поступивших в вуз в 2011 году. В 2012г. и 2013г. определено однородное соотношение девушек со средним и высоким уровнем личностной тревоги (64,3% и 66,1%; 18,6% и 20,7%, соответственно).

Таблица 1

Психологическое состояние девушек (16-17 лет), поступивших на первый курс Санкт-Петербургского _государственного экономического университета (начало осеннего семестра)_

Учебный год n Алекситимия УНА СРТ СЛТ

Хср. ± о нали-чие,% Хср. ± о нали-чие,% Хср. ± о Хср. ± о

2011-12 31 58,3±8,0 20,0 82,4±25,3 53,3 38,9±8,2 42,6±8,5

2012-13 72 61±7,3 16,7 72±14,5 23,6 37,5±5,3 41,2±7,0

2013-14 54 59,9±6,8 11,1 66,0±3,2 31,5 38,1±8,2 41,5±8,2

Примечание: УНА - уровень невротической астении; СРТ-СЛТ- уровень личностной тревожности как состояние.

В результате реализации диагностического этапа педагогического проектирования учебного процесса по физической культуре в различные года обучения выявлена тенденция к некоторому снижению уровня тревожности как реактивной, так и личностной, а также выраженности алекситимии у девушек 16-17 лет. Вместе с тем, на начало учебного года отмечается увеличение показателей невротической астения.

Выраженность алекситимического радикала у студенток первого курса колебалась в интервале от 84 до 34 баллов. В 42,22% наблюдений первоначально отмечена повышенная алекситимия. Снижение алекситимического радикала установлено в 51,22% случаев, но только в 23,17% наблюдений оно имело статистически достоверное значение. У 14,63% студенток обнаружено отчетливое повышение выраженности алекситимии в период адаптации к новой жизненной ситуации обучения в вузе.

Полеченные результаты психологического тестировании использовались при разработке проекта (двигательных программы) учебного процесса с комплексным использованием физкультурно-оздоровительных технологий. В зависимости от особенностей психологического состояния студенток (доминирующих подгрупп) в двигательных программах выдерживалось определённое соотношение частей занятий по показателю: видов упражнений (оздоровительная аэробика, танцевальная аэробика, стретчинг, пилатес, йога, боди-балет, танцевальные

уровень реактивной тревожности как состояние;

упражнений, силовые тренинги и т.д.) и интенсивность физической нагрузки.

В результате проведённого повторного тестирования выявлено, что у девушек отмечены позитивные изменения (53,3%) психологического состояния:

- выраженность личностной тревожности составила 43,63 балла, реактивная - 39,60 балла по шкале Спилбергера.

Вывод. Следует отметить, что не зависимо от годов обучения, в результате занятий физкультурно-оздоровительными технологиями у студенток, обучающихся на первом курсе отмечены позитивные изменения в психологическом состоянии - количество девушек с низким уровнем тревожности в группах, занимающихся увеличилось на 23,4%;

Наилучшие результаты изменения психологического состояния (в сторону стабилизации) достигнуты в подгруппах с высоким уровнем тревожности (16,7%). В подгруппах с умеренным уровнем тревожности уменьшилась численность на 13,4%, что свидетельствует о позитивных изменениях психологического состояния студенток в период адаптации к новым условиям учёбы.

Применение средств физической культуры, вообще, и, в частности, физкультурно-оздоровительных технологий в режиме рабочего дня (по академическому расписанию) студенток оказывает положительное влияние на снижение уровня их личностной тревожности.

Литература

1. Даниленко Ю.С. К вопросу профилактики и коррекции повышенной тревожности в студенческой среде// Актуальные вопросы спортивной медицины, ЛФК, физиотерапии и курортологии// журнал Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2008. - № 2 (25). - С. 8-9.

2. Жеребина Л.Ю. Выраженность астении у студентов немедицинского профиля// Актуальные вопросы спортивной медицины, ЛФК, физиотерапии и курортологии. М.: РГМУ, 2008. - № 2 (25).- С. 12.

3. Фомин В.С. Проблема физиолого-педагогического нормирования нагрузок при занятиях физической культурой и спортом// Вестник спортивной медицины России. 1998. - №1. - С. 35-36.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Весёлкина Е.А.

Аспирант, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г.Москва

MODERN APPROACHES IN TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF MODERNIZATION OF EDUCATION Veselkina E.A., Graduate student, The State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow city teacher training university», Moscow

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся учащихся в условиях инклюзивной среды. Описан эксперимент, который показывает наличие трудностей при инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Предлагается апробированный комплекс мероприятий направленный на формирование и развитие межличностных отношений в инклюзивной среде у младших школьников.

ABSTRACT

This article deals with the problems of interpersonal relationships of children with disabilities and normally developing pupils in a inclusive environment. Describes an experiment that shows the difficulties with the inclusion of children with disabilities in the general education environment. A set of measures aimed at the formation and development of interpersonal relationships in an inclusive environment for children of primary school age.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: inclusive education system, children with disabilities.

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.

Современные законодательные нормы обеспечивают государственные гарантии получения общего образования всем детям, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.

Последовательная разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования с учетом особых образовательных потребностей детей будет способствовать повышению его качества.

Апробация и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно считать первым этапом в решении этой задачи. Разработчики ФГОС для умственно отсталых детей в составе Ильиной С.Ю.; Вовк В.Н.; Зарина А.П.; Ма-тасова Ю.Т.; Антропова А.П.; Царева А.М. предусматривают механизмы гибкой смены варианта (два из четырех С, D) образовательной программы, которые учитывают

особые образовательные потребности всех детей с разной степенью нарушений развития, позволяют обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Третий вариант (С) и четвёртый вариант ф) образовательной программы предназначены для обучающихся с ОВЗ, в том числе со сложными и множественными нарушениями развития. Данная категория детей получают образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, так же предусмотрено образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.

По оценкам экспертов, к 2014 г. в России сократилось количество здоровых новорожденных детей, отмечается тенденция в увеличении количества детей с множественными, сочетанными нарушениями, в том числе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

ФГОС выделяет обязательные предметные области и основные задачи реализации их содержания, одной из таких областей является «Искусство». Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве. Данная область включает в себя:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.