Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА'

ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Пискун В.О.

Особенности психологической адаптации студентов изучались на примере 200 учащихся младших курсов в осеннем семестре 2015-2016 учебного года. Материалом исследования послужили результаты компьютеризированного мониторинга личностно-психологических характеристик и психического состояния с использованием психологических методик. Полученные данные свидетельствуют о значительной частоте случаев повышенной тревожности, как предрасполагающем к расстройствам адаптации фактором, повышенной алекситимии как факторе риска психосоматических заболеваний. Более чем у 60% студентов выявлена астения, более чем у трети - тревога. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости комплексной психолого-педагогической помощи студентам с проблемами адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Пискун В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА»

по физической культуре / В.А. Торопов, В.П. Липовка, А.Ю. Липовка // Отечественная физическая культура и спорт: опыт побед: Материалы научно-практической конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. «Герценовские чтения»: Материалы XI Международной научно-практической конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы» // Под. общ. ред. А.Н. Дитятина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. - С.368-376.

17. Халилова Л.И., Митенкова Л.В. Танцевальные упражнения как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Изд-во ФГАОУ ВО «СПбПУ Петра Великого». СПб. 2017. С.131-132.

18. Халилова, Л.И. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета / Л.И. Халилова, О.А. Комиссарова, Л.В. Митенкова // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т.11, .№2. С. 442-447.

УДК: 796.07:331

Пискун О.Е., канд. пед. наук, доцент1 Петрова Н.Н., д-р мед. наук, проф.2 Пискун В.О., аспирант1

ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого1; Санкт-Петербургский государственный университет2

Резюме.

Особенности психологической адаптации студентов изучались на примере 200 учащихся младших курсов в осеннем семестре 2015-2016 учебного года. Материалом исследования послужили результаты компьютеризированного мониторинга личностно-психологических характеристик и психического состояния с использованием психологических методик. Полученные данные свидетельствуют о значительной частоте случаев повышенной тревожности, как предрасполагающем к расстройствам адаптации фактором, повышенной

1202

алекситимии как факторе риска психосоматических заболеваний. Более чем у 60% студентов выявлена астения, более чем у трети - тревога. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости комплексной психолого -педагогической помощи студентам с проблемами адаптации. Ключевые слова: студенты, мониторинг психического состояния, психическая адаптация.

Summary.

O.E. Piskun, N.N. Petrova, V.O. Piskun Assessment of mental state of students, which basis on permanent monitoring.

Features of psychological adaptation of students were studied on the example of 200 pupils of younger courses in an autumn semester 2013-2014 academic years. As material of research results of the computerized monitoring of personal and psychological characteristics and a mental state with use of psychological techniques served. The obtained data testify to the considerable frequency of cases of the increased uneasiness, as contributing to disorders of adaptation with a factor, the raised aleksitimiya as risk factor of psychosomatic diseases. More than at 60% of students have the adynamy, more than at a third - alarm is revealed. Results of research testify to need of the complex psychology and pedagogical help to students with adaptation problems.

Key words: students, monitoring of mental state, mental adaptation.

Актуальность.

Проблема адаптации личности в социуме носит междисциплинарный характер и является предметом исследования для философов и социологов, психологов, врачей и педагогов [13, 15, 18, 19, 25, 29]. Адаптация студентов к постоянно меняющимся условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач современной педагогики [1, 2]. Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях [14, 26].

Адаптация к обучению в вузе - это одна из разновидностей социальной адаптации, сложный и многофакторный процесс, который выражается в студенческом адаптационном синдроме, особенности которого проявляются в зависимости от организации обучения в вузе и от личностных особенностей

1203

студентов, их компенсаторных возможностей [3, 6, 7, 12, 16, 20, 22, 23]. Адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса. Изменение уровня функций и их стабилизация -показатель адаптации к учебному процессу.

Адаптацию студентов в вузе исследовали в различных направлениях [4, 9, 17]. Особое внимание уделяется адаптации студентов младших курсов, от успешности которой во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [5, 8, 10, 11, 21, 24, 27, 28].

Целью исследования явился сравнительный анализ особенностей адаптации студентов младших курсов на основе мониторинга их психического состояния.

Методика и организация исследования.

Материалом исследования послужили результаты компьютеризированного мониторинга личностно-психологических характеристик и психического состояния 200 студентов младших курсов в осеннем семестре 2013-2014 учебного года. Сплошным методом было обследовано более 150 студентов первого курса (возраст 17,3±1,2 года). Группу сравнения составили 50 студентов второго курса (возраст 18,4±1,3 года). Около 60% обследованных составили девушки.

В исследовании были использованы компьютерные версии психологических методик. Применялась «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS) для определения выраженности алекситимии как личностной характеристики. Под алекситимией понимают сниженную способность к вербализации эмоциональных состояний. Алекситимическая личность характеризуется трудностями в определении и описании чувств, различении эмоций и телесных ощущений, снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения, большей сфокусированностью на событиях, чем на переживаниях. Алекситимия имеет большое значение для общения и успешного межличностного взаимодействия. Кроме того, алекситимический радикал личности - один из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств. Указанные особенности вызывают трудности когнитивной переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс и соматизации психического напряжения.

1204

Шкала тревожности Спилбергера для количественной оценки личностной и реактивной тревожности позволяет определить тревожность как стабильную личностную характеристику, являющуюся значимым фактором риска развития расстройств адаптации, а также ситуативную (реактивную) тревожность как актуальное состояние человека (уровень тревоги). Уровень личностной тревожности отражает склонность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различной степени выраженности. Как реактивная диспозиция личностная тревожность «активизируется» при восприятии определённых «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида. Высокий показатель личностной тревожности даёт представление о высокой вероятности развития тревоги у субъекта в ситуациях, где речь идёт об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Вероятность возникновения тревоги у низкотревожных лиц значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно значимых случаях. Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности может быть различной интенсивности и является достаточно динамичным образованием.

Шкала уровня невротической астении (УНА), предназначенная для экспресс-диагностики астенических состояний и определения степени выраженности психического состояния, проявляющегося в субъективном ощущении усталости, вялости, повышенной утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, вегетативной дисфункции и нарушениях сна. Астенический синдром носит универсальный характер и представляет собой неспецифическую реакцию организма на любые чрезмерные нагрузки, угрожающие истощением энергетических ресурсов. Астению следует отличать от обычной усталости, она не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, диссомнией. Характерны эмоционально-волевые нарушения: при гиперстенической астении утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, при гипостенической - с апатией и безынициативностью, снижением речевой и двигательной активности. Нарушения познавательных

1205

процессов при астении заключаются в ухудшении памяти, концентрации внимания, снижении эффективности мышления и общей переносимости умственных нагрузок. Во всех случаях астения проявляется снижением социальной активности и качества жизни. Астения может быть, как психогенная, так и соматогенная, т.е. обусловленная как психологическими, так и физическими факторами.

Для статистической обработки первичных данных применена программа Statistica. Анализ первичных данных осуществлялся с использованием показателей описательной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение.

У 31,64% студентов первого курса (в том числе 25% девушек) обнаружен повышенный уровень алекситимии, который достиг 71,52 балла по TAS при несколько большей выраженности у юношей (показатель «неалекситимического» типа личности составляет 62 балла и ниже) (рис. 1).

девушки юноши в среднем по группе

Рис. 1. Выраженность повышенной алекситимии у студентов первого курса.

Среди студентов первого курса повышенный уровень тревожности диагностирован в 27,72% случаев, причем девушки с повышенной тревожностью составили 23,16%. Число юношей с повышенной тревожностью было заметно меньше (4,56%).

Повышенная реактивная тревожность как состояние выявлена у 16,14% студентов первого курса. Среди студентов с повышенной ситуативной тревожностью преобладали девушки - 78,26%. От общего числа обследованных студентов первого курса девушки с повышенным уровнем тревоги составили 12,63%, а юноши - 3,51%. 76,92% юношей и 54,54% девушек с повышенной

реактивной тревожностью как характеристики актуального состояния ее степень достигла высокого уровня.

Уровень реактивной тревожности у юношей был несколько выше по сравнению с девушками (рис. 2).

баллы

девушки юноши в среднем

Рис. 2. Уровень повышенной реактивной тревожности у студентов первого курса по шкале Спилбергера

• До 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой.

• 31-44 балла — умеренная тревожность.

• 45 и более — высокая тревожность.

25,26% студентов-первокурсников характеризовались повышенным уровнем личностной тревожности. В большинстве случаев повышенная личностная тревожность была выявлена у девушек (86,11% от числа студентов с астенией). Девушки с повышенной личностной тревожностью составили 21,75%, юноши - 3,5% от общего числа обследованных студентов первого курса. У 93,93% девушек и 76,92% юношей с повышенной личностной тревожностью как стабильной личностной характеристикой ее степень достигла значительной выраженности. Уровень личностной тревожности несколько выше среди девушек (рис. 3).

Наличие астении с разной степенью вероятности было установлено у 63,34% студентов. Астения диагностирована у 50,53% девушек и 12,81% юношей от общего числа обследованных первокурсников. В большинстве случаев астения была выявлена у девушек (79,78% от числа студентов с астенией). Уровень астении достиг 44,20 балла по шкале УНА (вероятность 0,45) среди студенток и

17,92 балла среди студентов мужского пола (вероятность 0,59). В среднем по группе выраженность астении достигла 38,89 баллов (вероятность 0,48).

баллы

девушки юноши в среднем

Рис. 3. Уровень повышенной личностной тревожности у студентов первого курса.

• До 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой.

• 31-44 балла — умеренная тревожность.

• 45 и более — высокая тревожность.

баллы по ТДБ

девушки юноши в среднем

Рис. 4. Выраженность повышенного алекситимического радикала у студентов второго курса.

Среди студентов второго курса повышенный уровень алекситимии выявлен в 38,30% случаев, в том числе 31,91% девушек и 6,38% юношей. Приведенные на рисунке 4 данные отражают тенденцию к большей выраженности алекситимии у девушек.

Повышенная тревожность обнаружена у 36% студентов второго курса, в том числе 6% - юношей и 30% - девушек.

Высокая реактивная тревожность имелась у 22% студентов второго курса. Юноши с высокой реактивной тревожностью составили 6%, девушки - 16%.

Повышенная личностная тревожность установлена у 31,91% студентов второго курса, в том числе 29,79% девушек и 2,13% юношей от общего числа обследованных.

Обнаружена тенденция к несколько большей выраженности реактивной тревожности (тревоги как состояния) у юношей, обучающихся на втором курсе (рис. 5).

Рис. 5. Уровень повышенной реактивной тревожности у студентов второго курса. Личностная тревожность на втором курсе обучения несколько больше

выражена у студенток (рис. 6).

Рис. 6. Характеристика уровня повышенной личностной тревожности у студентов второго курса.

66% студентов второго курса обнаружили признаки астении, из них 52% -девушки. Выраженность астении составила 19,15 балла в среднем по группе студентов второго курса (вероятность развития астении 0,54). У девушек уровень астенического расстройства достигла 23,65 балла (вероятность 0,53), у юношей - 2,43 (вероятность 0,59).

Таблица!

Сравнительная характеристика психологического состояния, в %-тах

%-т студентов Астения Всего от общего числа студентов Девушки Юноши

1 курс 2 курс 1 курс 2 курс 1 курс 2 курс

63,34 66 50, 53 52 12,8 14

Повышенная реактивная тревожность 16,14 22 12,63 16 3,5 6

Повышенная личностная тревожность 25,26 31,9 21,75 29,8 3,5 2,13

Повышенная алекситимия 31,64 38,3 25 31,9 6,7 6,38

Как следует из приведенных в таблице 1 данных, на втором курсе увеличивается число случаев астении среди юношей. Имеется тенденция к росту частоты случаев высокой реактивной тревожности среди юношей, притом, что высокая личностная тревожность больше характерна для девушек. Отмечен заметный рост числа случаев с выраженным сверх нормы алекситимическим радикалом.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о значительной частоте проблем психологической адаптации студентов младших курсов. Более трети студентов-первокурсников представляют собой группу риска в плане развития психосоматических расстройств. Девушки отличаются личностной предрасположенностью к развитию расстройств адаптации и характеризуются большей частотой тревоги по сравнению с юношами. Более чем у 60% студентов выявлен астенический синдром. Наблюдается тенденция к росту частоты высокой реактивной тревожности среди юношей и заметный рост числа случаев с выраженным сверх нормы алекситимическим радикалом. Полученные данные свидетельствуют об актуальности комплексного психофизиологического

сопровождения учащихся, направленного на укрепление психических и физических адаптационных ресурсов и повышение эффективности обучения в вузе

Литература

1. Алексеев Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования, Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005.250 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.-СПб, 2002.-271с.

3. Беребин М.А. О буферном компоненте системы психической адаптации личности //Актуальные проблемы медицинской науки, технологий и профессионального образования. Мат. V Уральской Научно-практической конференции.- Вып. 5.- 2003.- С.132-134.

4. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения// Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сб. науч.тр. - СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Васильева С. В. Личностный смысл высшего образования для студентов и специалистов// Ежегодник Российск. псих. общества: Мат. 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 г.): в 8 томах. - СПб.: Из-во СПб Университета, 2003. - Т.2.

6. Весна М. Интерсубъектная самоорганизация студенческой группы: лонгитюдное исследование (методы и феномены) // Alma mater. - 2003. -№1.-С. 29 - 34.

7. Волохонская М. С. Особенности переживания студентами лекционных и практических занятий // Вестник Санкт-Петербургского университета.- Сер. 6, вып. 2 (ч. II).- 2007. - С. 58-62.

8. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Профессиональное образование. -2002. - № 9.-С. 12 - 13.

9. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестник ОГУ.- №2.- 2004. - С. 70 - 75.

10. Думицкая Н.Г., Дейнега А., Попков О.Н. Обучение первокурсников основам самостоятельной работы и самоконтроля в учебной деятельности //Наука и школа.- 2003.- №3.- С. 17 - 19.

11. Еремеев Б. А. Социально-психологическая компетентность у первокурсников факультета экономики // Экономическая психология:

1211

актуальные теоретические и прикладные проблемы: Мат. 9-й Всеросс. научно-практической конф. / Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.- С.302-306.

12. Казакова О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор адаптации студентов первого курса: Дис. ... канд. пед. наук: Оренбург, 2002. - 202 с.

13. Коломок О. И. Теория проектирования системы формирования готовности студентов к развитию учебной деятельности: На примере изучения математики в сельскохозяйственном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук: Волгоград, 2001. - 484 с.

14. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Предпосылки личностного роста в развивающем образовании // Вопросы психологии.- 2005.- №4.- С. 52-62.

15. Кузина Г.П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективности отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: Дис. ... канд. пед. наук: М., 2004. - 271 с.

16. Леонова Е.Н. Адаптация как стремление к субъективности // Высшее образование сегодня. — 2007. - №6.- С. 63 - 65.

17. Осадчая Е.А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу/ Е.А. Осадчая // Образование и общество. — 2003.-№2. 76-79.

18. Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Венгерова Н.Н., Варзин С.А., Чистяков В.А. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья // Вестник СПбГУ. Сер.11. 2011. Вып.1. - С.81-92.

19. Проскурякова Л.А. Проблема современного общества — повышение качества жизни студентов // Альманах современной науки и образования, Тамбов: «Грамота». Педагогика, психология, социология и методика их преподавания, 2007.- №5.- С. 174 - 176.

20. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико- методологический аспект, - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2002. -275 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Рунова А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: Новокузнецк, 2000. - 200 с.

22. Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. - СПб, 2004. - 256 с.

23. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе:

Дис. ... д-ра пед. наук: Ижевск, 2003. - 449с.

1212

24. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: М., 2006. - 278 с.

25. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия // Высшее образование в России. - 2004.- №12.-С. 97-105.

26. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе // Педагогика.- №5.- 2007. - С. 71 — 75.

27. Яковенко Л.Н. Адаптация первокурсников к вузовскому обучению и вопросы психической саморегуляции // Аспирант и соискатель. - 2003. - №2. С. 166 - 168.

28. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: Улан-Удэ, 2000. - 147 с.

29. Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бучин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Вып. 32.2007.- С. 96-103.

УДК 378.146

Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, bushmat@mail.ru

Резюме.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в Политехническом университете на специализации «Аэробика». Предложены эффективные методические приемы и средства организации занятий в смешанных группах. Разработаны рекомендации по внедрению в учебные занятия дифференцированных комплексов, как средства совершенствования физических качеств у студентов разного пола и уровня подготовленности. Ключевые слова: студенты, тестирование, дифференцированное обучение, аэробика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.