Кузнецова Л.Э., Черепанов Р.В.
психологическое сопровождение военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности
Деятельность военнослужащих характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов и психическими перегрузками, что способствует формированию признаков посттравматического стрессового расстройства и отрицательно сказывается на эффективности их профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации профессиональной деятельности негативно сказываются на психическом здоровье военнослужащих, приводят к развитию у них различных психических отклонений: посттравматических стрессовых расстройств, психосоматических и невротических расстройств, зависимого поведения. Для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, характерен высокий уровень эмоциональных нарушений. Такие нарушения получили название психоневроза или боевой усталости. Эти эмоциональные нарушения могут проявляться в состоянии острого страха, астено-депрессивных состояниях, истерических реакциях.
Одним из видов психологических последствий вооруженных конфликтов является боевое посттравматическое стрессовое расстройство, возникающее у значительной части участников боевых действий. посттравматическое стрессовое расстройство развивается после острой реакции на стресс. Оно характеризуется растерянностью, страхом, кошмарными сновидениями; депрессивными реакциями с тревожными расстройствами; реакциями эйфорического типа с многоречивостью, с резкой недооценкой тяжести своего соматического состояния. продолжительность таких состояний составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Особенно стойкими являются депрессивные, обсессивно-фобические расстройства и нарушения сна [1].
Клиническая картина посттравматического стрессового расстройства представляется сочетанием психопатоподобных (асоциальных, эксплозивных, истерических) расстройств поведения, усугубляемых алкоголизацией, употреблением наркотиков и тяжелой неврозоподобной симптоматикой.
Психологические факторы формирования посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих изучались К.А. Альбухановой-Славской, Ю.А. Александровским, А.И. Красило, В.Л. Марищук, Б.С. Положий, А.О. Прохоровым, С.И. Съединым, К.В. Сельченок, А.Е. Тарас, Н.В. Тарабриной и др.
Исследования В.С. Положий показали, что значительная выраженность таких качеств как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе могут в совокупности проявиться как синдром посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих [1].
У военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством значительно снижается эффективность их профессиональной деятельности, удовлетворенность своей жизнью в целом, возникают значительные трудности в адаптации к мирной жизни.
Исследования К.А. Альбухановой-Славской, Ю.А. Александровского, Н.Г. Осуховой показывают, что в возникновении посттравматических стрессовых расстройств велика роль самой личности военнослужащего. Экстремальные ситуации профессиональной деятельности, переживаемые военнослужащими, ведут к психическим нарушениям лишь в том случае, если они занимают значимое место в системе отношений личности к действительности, а личность не готова к адаптации в этих трудных условиях в силу негармоничности системы отношений - неуверенности в себе или чрезмерной направленности на себя, тревожности, пессимистичности, нерешительности или стремлению к доминированию, агрессивности, эгоцентричности, безразличному отношению к другим людям и недоверию им.
Симптомы ПТСР у военнослужащих проявляются в течение нескольких месяцев с момента травматизации. в значительном количестве случаев затем наступает спонтанное излечение: в течение 12 месяцев после травмы одна треть пострадавших избавляется от симптомов стресса и послестрессового расстройства, а спустя 4 года после травматизации у половины пострадавших наблюдается полное отсутствие жалоб. Это свидетельствует об огромной роли социальных факторов как в помощи по преодолению травматических стрессовых состояний, так и в формировании ПТСР в случае отсутствия психологической поддержки и понимания окружающих людей [1].
Несомненно, военнослужащим с посттравматическим стрессовым расстройством необходима психологическая помощь, направленная на переживание психической травмы; формирование умений и навыков психологической релаксации и восстановления ресурсов организма; обучение приемам саморегуляции в различных стрессовых ситуациях.
Наиболее эффективным методом оказания психологической помощи военнослужащим с посттравматическим стрессовым расстройством является психологическое сопровождение, позволяющее оказывать поддержку военнослужащим в течение всего периода реабилитации.
Сегодня психологическое сопровождение понимается психологами как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизненного пути возникают трудности. Отличительной особенностью психологического сопровождения от других видов психологической помощи является поддержка естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития, постепенно открывая перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности. В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от помощи из вне к самопомощи, к формированию жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными трудностями» [2].
Механизмы формирования посттравматических стрессовых расстройств и основные направления психологической помощи военнослужащим описаны в теоретических моделях формирования посттравматического расстройства.
В настоящее время не существует единой общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию и механизмы возникновения и развития ПТСР. Однако в результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР.
Анализ теоретических подходов позволяет выделить следующие стратегии преодоления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих в процессе их психологического сопровождения:
1. Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы.
2. Осознание носителем травматического опыта значения травматического события.
3. Когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта.
4. Социальная поддержка окружающих.
5. Активизация личностных ресурсов личности, выработка продуктивных стратегий совладания со стрессом [3].
Целью исследования стала разработка и апробация программы психологического сопровождения военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности.
Исследование проводилось на базе войсковой части № 3033 п. Персиановский Ростовской области. В исследование приняли участие военнослужащие, проходящие службу по контракту. Всего выборку составили 70 военнослужащих в возрасте от 23 до 30 лет.
На первом этапе исследования было проведено обследование 70 военнослужащих с целью выявления у них уровня выраженности посттравматического стрессового расстройства. Для проведения тестирования были выбраны следующие методики: опросник миссисипская шкала, тест
цветовых выборов Люшера, опросник «Самочувствие, активность, настроение», клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхина, Д.М. Менделевича, опросник Леонгарда-Шмишека.
Психодиагностическое обследование военнослужащих, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, позволило выявить 29% военнослужащих, имеющих выраженные признаки посттравматического стрессового расстройства и 71% военнослужащих, не имеющих признаков посттравматического стрессового расстройства.
У военнослужащих, имеющих выраженные признаки посттравматического стрессового расстройства, наблюдается умеренная выраженность симптома вторжения пережитых травматических ситуаций, высокая выраженность симптома избегания травматических ситуаций, умеренная физиологическая возбудимость. Чувство вины и склонность к суицидальному поведению выражены умеренно. Проявляют циклотимность эмоций: эмоциональная отстраненность сменяется эмоциональным аффектом. Наблюдается нарушение сна, тревожные состояния, повышение эмоциональной лабильности, агрессивности, значительное снижение настроения.
Для военнослужащих, имеющих признаки посттравматического стрессового расстройства, характерны тревожные невротические состояния. Значительно выражены признаки хронической астенизации и невротической депрессии, тревожность, обсессивно-фобические и вегетативные нарушения.
У военнослужащих, не имеющих признаков посттравматического стрессового расстройства, симптомы посттравматического стрессового расстройства и тревожные невротические состояния не наблюдаются.
Психоэмоциональное состояние военнослужащих, имеющих выраженные признаки посттравматического стрессового расстройства, неблагоприятное. выявлено снижение автономности, повышение концентричности, сосредоточенность на собственных проблемах, склонность к рефлексии, характерно нарушение баланса личностных черт, что говорит о неустойчивости эмоционально-волевойсферы личности, преобладание тонуса парасимпатической нервной системы. Снижены работоспособность, самочувствие, активность и настроение. выражено наличие стрессового состояния.
Психоэмоциональное состояние военнослужащие, не имеющих признаков посттравматического стрессового расстройства, благоприятное. Наблюдается гетераномность, эксцентричность, баланс личностных свойств и вегетативной нервной системы, минимальные признаки перенесенного стресса, благоприятное самочувствие, позитивное настроение, высокая активность.
Экстремальные ситуации профессиональной деятельности способствуют обострению акцентуаций характера: возбудимого, застревающего и темперамента: тревожного, дистимичного и циклотимного у военнослужащих, что является значимым признаком снижения адаптационных возможностей личности и проявления посттравматического стрессового расстройства.
военнослужащие, имеющие выраженные признаки посттравматического
стрессового расстройства, после пережитых экстремальных ситуаций профессиональной деятельности, проявляют ситуативную и личностную тревожность, поведенческую ригидность, эмоциональность, обидчивость, чувствительность к критике, склонность к рефлексии и фазовой смене настроения, пессимистичность.
На втором этапе исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, направленная на проработку травматических переживаний и активизацию психологических ресурсов личности. программа включала в себя проведение индивидуальных психологических консультаций для военнослужащих и групповой психокоррекционной работы. Использовались методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, техники гештальттерапии, нейро-лингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии, арттерапии, медитативные техники, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, глубинная мышечная релаксация и др. программа включала в себя проведение 3 индивидуальных консультаций для военнослужащих и групповую психокоррекцию, включающую в себя 5 занятий длительностью 3 часа каждое.
Эффективность проведенной программы психологического
сопровождения военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, определялась путем повторного психодиагностического обследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методик, используемых на первом этапе, и сравнения результатов до и после психологического сопровождения.
У военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, прошедших полный курс психологического сопровождения, значительно снизились симптомы проявления посттравматического стрессового расстройства и общий уровень выраженности пТСР. Улучшилось психоэмоциональное состояние. Снизилось наличие стрессового состояния, повысилась эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих: баланс личностных свойств, баланс вегетативной системы, автономность и эксцентричность. произошло снижение акцентуированности личностных черт военнослужащих, проявившееся в повышение эмоциональной устойчивости, поведенческой гибкости, снижение ситуативной и личностной тревожности и свидетельствующее о повышении адаптационного потенциала личности и стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.
Беседа с военнослужащими показала, что они стали лучше себя чувствовать, повысилась активность, работоспособность, улучшилось настроение, снизились тревожные невротические расстройства, повысилась эмоционально-волевая устойчивость. Военнослужащие отработали навыки эмоционально-волевой саморегуляции, выработали продуктивные стратегии совладания со стрессами, что способствовало активизации их адаптационного потенциала.
Таким образом, психологическое сопровождение личности военнослужащих, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, направленное на проработку травматических переживаний и активизацию психологических ресурсов, способствовало снижению у них симптомов посттравматического стрессового расстройства.
Полученные результаты исследования позволяют сформировать два основных направления при разработке практических рекомендаций:
1. внедрение в практическую деятельность военных психологов методов диагностики ПТСР и применение более широкого спектра психокоррекционных мероприятий.
2. Формирование у военнослужащих умений и навыков психологической релаксации, восстановления ресурсов организма и обучение приемам саморегуляции в различных стрессовых ситуациях.
Для формирования умений и навыков психологической релаксации, восстановления ресурсов организма и обучение приемам саморегуляции в различных стрессовых ситуациях рекомендуется использовать методы нейро-лингвистического программирования, эриксоновского гипноза, телесно-ориентированной терапии, а также упражнения «Имаго - терапии». В рамках телесно-ориентированной терапии, можно использовать следующие упражнения: напряженные позы, наклон Лоуэна, высвобождение гнева и др.
Эмпирические данные, полученные в исследовании, разработанная программа психологического сопровождения военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, направленная на проработку травматических переживаний и активизацию психологических ресурсов личности, могут быть использованы психологами в работе с личным составом, проходящим службу в экстремальных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Красило, А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А.И. Красило. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 96 с.
2. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. - М.: Академа, 2005. - 283 с.
3. Полинак, А.В. Коррекция симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - ветеранов современных вооруженных конфликтов / А.В. Полинак // Адаптивная физическая культура. -2007. - № 1 (29). - С. 45 - 49.