Самоконтроль гиперактивного ребенка и характер его отношения к правилам очень неустойчивы и зависят от того, удовлетворяется ли актуальная для ребенка в данный момент потребность.
Итак, гиперактивное поведение представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций).
Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст является критическим периодом для развития всех познавательных процессов, таких, как, например, произвольное внимание, память, целенаправленное поведение и другие функций высшей нервной деятельности. Гиперактивность оказывает негативное влияние на развитие ребёнка в этот период. Нарушения процесса устойчивости внимания, снижение объёма памяти, усиление гиперактивных и импульсивных поведенческих реакций, затрудняют процесс установления оптимальных социальных контактов, и провоцируют вспышки агрессии. Данная группа детей нуждается в своевременной психокоррекционной помощи, которая совместно со специализированной программой обучения позволяет нивелировать основные симптомы расстройства, и способствует формированию адекватного поведения во взрослом возрасте.
Для коррекции гиперактивного поведения применяются медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия, телесно-ориентированная терапия и т.д. При работе с гиперактивными детьми необходимо учитывать повышенную двигательную активность таких детей. Поэтому игры должны быть, прежде всего, подвижными. В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо участие педагогов и их родителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Наука, 2013. - 460 с.
2. Бретт, Д. В. Критерии признаков гиперактивного поведения в дошкольном возрасте / Д. В. Бретт. - М.: ЭКСМО, 2010. - 198 с.
3. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М.: Аграф, 2009. - 228 с.
4. Горячева, Т. Г. Эмоциональные расстройства при различных нейропсихологических синдромах в детском возрасте / Т. Г. Горячева, А. С. Султанова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2011. - 84 с.
5. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии / Н. Н. Заваденко и др. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.medHbrary.ru/Hbrary/?rabric_id=34&item_id=4268&level_=.
6. Кошелева, А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева. -М.: Вече, 2007. - 212 с.
7. Лисина, М. И. Потребность в общении // Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Литкон, 2011. - С. 31-57.
8. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: Изд-во МГППУ, 2013. - 460 с.
9. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2011. - 336 с.
10. Федоренко, Е. Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей / Е. Ю. Федоренко, Н. Ф. Логинова // Вопросы образования. - М., 2007. - С. 232-236.
11. Халецкая, О. В. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте / О. В. Халецкая, В. М. Трошин. -М.: ЭКСМО, 2009. - 220 с.
12. Штольц, Ф. Недостатки характера в детском возрасте. Руководство для воспитания в семье и школе / Ф. Штольц. - М.: ЭКСМО, 2009. - 192 с.
УДК 159.923.2 ВВК 88.8
В. И. Мищенко
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса организации психологического сопровождения студентов в процессе внеаудиторной деятельности, возможных форм и методов работы психолога в данном направлении, освещает практический опыт работы в данном направлении.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, внеаудиторная деятельность, самостоятельная работа.
V. I. Mishchenko
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS IN THE OUT-OF-CLASS ACTIVITIES
Abstract. The article is devoted to consideration of the issue of organization of psychological support of students in extracurricular activities, possible forms and methods of work of the psychologist in this direction covers the practical experience of work in this direction.
Key words: psychological support, extracurricular activities, independent work.
В систему высшего образования прочно вошел особый вид поддержки студентов в учебно-воспитательном процессе - психологическое сопровождение. Вслед за Е. И. Пилюгиной, мы рассматриваем понятие «психологическое сопровождение» как «системно организованную и постоянно выполняемую работу психологической службы, направленную на личностно-профессио-нальное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии» [4, 289].
На необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в вузе отечественные психологи указывали достаточно давно. Следует отметить, что изучению проблемы развития психологической службы уделяется все больше внимания, особенно в последнее время. Изучению различных аспектов деятельности психологической службы вуза, проблемам ее организации и развития, анализу опыта работы в отдельных вузах посвящены работы A. A. Бодалева, Ю. М. Забродина, A. A. Захарова, Н. М. Пейса-хова, С. М. Глушаковой, П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской, В. А. Терехина, Л. В. Меньшиковой, Г. Б. Скок, К. А. Абульхановой, Б. Б. Коссова, Ю. Б. Пиковского, М. В. Латинской, Т. Н. Марты-новой, И. Е. Лилиенталь, О. В. Соколовой, C. B. Недбаевой, Н. Г. Щербаневой, В. В. Рубцова, Е. И. Метельковой, Т. Н. Арсеньевой, Т. И. Чирковой, Ю. В. Суховейшиной, В. В. Жидковой, Н. В. Володько, Е. С. Глуховой, A. Б. Холмогоровой, В. А. Кручинина и др.
Системная планомерная работа в этом направлении важна как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов. Также она включает организацию работы с администрацией вуза и руководителями подразделений, преподавателями и родителями.
Достижение высокого качества обучения не ограничивается только набором необходимых компетенций, но связывается с понятием «качество жизни», включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, самореализации, сохранения и укрепления здоровья. Реализация компе-тентностного подхода к содержанию образования, обозначенность ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном процессе, в системе психологического сопровождения должна подкрепляться технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности, обучения жизненным навыкам. Все эти задачи реализуются в более широком образовательном контексте, нежели аудиторная работа.
В данной статье будет рассмотрено психологическое сопровождение студентов в процессе внеаудиторной деятельности.
Трудности студентов, возникающие в процессе обучения, имеют специфику на разных этапах обучения. Для первокурсников это, прежде всего, трудности связанные с процессом адаптации в вузе - установление межличностных взаимоотношений в группе, приспособление к новым требованиям, условиям. Для студентов 2-3 курсов поводом для обращения к психологам могут стать разочарование, потеря интереса к учебе, снижение учебной мотивации. Для студентов, приближающихся к завершению обучения в вузе (4-5 курсы) актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии. Вместе с тем, есть и общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения.
Внеаудиторная деятельность занимает достаточно много времени, которое студент должен уметь организовать самостоятельно. Зачастую это происходит неэффективно в силу ряда причин (недостаточное развитие навыков тайм-менеджмента, отсутствием мотивации, неуверенностью в себе и др.).
Концепция стандартов третьего поколения основывается на необходимости организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов как фактора, определяющего условия формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Без устойчивых навыков к самостоятельному выполнению учебных заданий у выпускника вряд ли смогут сформироваться навыки самоорганизации, планомерной, системной деятельности и продуктивного социального взаимодействия.
Самостоятельной работе в учебном процессе всегда уделялось большое внимание. Этот вопрос рассматривали в своих трудах Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Современный студент должен обладать умением самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, уметь с ним работать. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей студентов. Поэтому личность, после надлежащего обучения, должна стать способной к быстрому и наиболее рациональному решению жизненных задач, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, акцентирования внимания преподавателя на задаче развития навыков самостоятельной работы у студентов.
Необходимость организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций (по Т. Н. Масаниной [2]):
• выработка способности работать самостоятельно;
• развитие познавательной активности;
• стимулирование творческого мышления;
• повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
• осмысление приобретенных знаний («что сделано самим, лучше запоминается»);
• формирование умения планировать время;
• выработка ответственности и инициативности.
При выполнении любого вида самостоятельной работы студент, по мнению Т. Н. Масаниной, должен пройти следующие этапы:
• определение цели самостоятельной работы;
• конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
• самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
• выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
• планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
• реализация программы выполнения самостоятельной работы;
• осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин.
Задания для самостоятельной работы, их формы и содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профиля обучения, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Путь совершенствования организации самостоятельной работы студентов - это задания последовательно повышающей трудности, которые ведут от репродуктивных видов самостоятельных работ к творческой продуктивной учебной работе.
По нашим наблюдениям, наибольшие трудности возникают у студентов (особенно первого года обучения) при подготовке к сессии. Именно здесь им требуется психологическое сопровождение и в плане развития навыков самостоятельной работы при подготовке к экзаменам, и в плане обучения техникам борьбы с проявлениями экзаменационного стресса.
Из опыта практической деятельности отметим, что оправдал себя цикл тренингов для первокурсников «Моя первая сессия». Он был организован в рамках мероприятий, направленных на социально-психологическую адаптацию студентов 1 курса и включению их в институтскую жизнь. Студенты получают рекомендации по использованию приемов активизации и тренировки процессов памяти, использовать в деятельности непроизвольное и произвольное запоминание, а также приемы борьбы с забыванием, научаются составлять план заучиваемого материала.
Причиной забывания может быть запредельное торможение - перенапряжение соответствующих корковых клеток, и, как следствие, запоминание в утомленном состоянии затруднено. Поэтому студентам демонстрируются техники саморегуляции психофизологического состояния, они отрабатывают навыки стресс-менеджмента, учатся грамотно планировать время умственных нагрузок с учетом индивидуальной работоспособности.
Устойчиво значимый материал, который своим содержанием связан с потребностями человека, с его глубокими интересами и целью его деятельности, забывается медленнее; удельный вес
сохранения заученного материала обратно пропорционален его объему, поэтому материал, необходимый для запоминания, необходимо дозировать. Лучше сохраняется начало и конец материала, основные положения, хуже - отдельные смысловые единицы, текстуальное содержание. Наиболее рациональным является комбинированный способ воспроизведения заученного материала, а наименее рациональным - частичный способ [1, 64-65]. В связи с этим студенты учатся использовать приемы припоминания, такие как составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно. Наблюдения показывают, что студенты либо вообще ранее не были знакомы с такими приемами, либо владеют ими в недостаточной степени.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития студентов является сохранение и укрепление здоровья. Исследования показывают, что если выбрано правильное направление профессиональной деятельности, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
Конкретнымн задачами работы в данном направлении являются:
• формирование установок на здоровый образ жизни;
• развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения и наркомании, сохранения репродуктивного здоровья.
Специфическим предметом психологического сопровождения являются отношения молодого человека со сверстниками. На сегодняшний день четко установлена связь между социально -эмоциональным благополучием в сообществе, в учебном коллективе и успешностью в учебной деятельности.
В развитии группы бывают разные ситуации и порой решить их самостоятельно куратору или старосте группы бывает не под силу, и требуется помощь специалиста.
Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением сообществом, например, из-за социальных, этнических различий, особенностей внешности и др.
Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением студента по преодолению у сверстников негативных проявлений, стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим студентом, по развитию самопринятия, уверенности в себе.
Еще одной стороной психологического сопровождения является индивидуальная помощь студентам, желающим самореализовать свой потенциал в различных сферах внеаудиторной деятельности: научной, общественной, культурной, спортивной, но в силу личностных причин испытывающих определенные трудности в этом. А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, чертой, потенциально присутствующей во всех людях от рождения. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения [6, 486].
Мы разделяем философское мнение С. Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека, на основании которых, по мнению Рубинштейна, строится два (по-нашему даже три) отношения к жизни. Первый способ существования человека Рубинштейн трактовал как «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, не осознаваемое как таковое». Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях моральной неустойчивости), либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. [5, 79]. Задача психолога - помочь молодому человеку выйти за пределы обыденного, открыть в себе новые возможности, обрести уверенность в своей индивидуальности. На это направлены деловые игры, тренинги, мастер-классы.
Много лет успешно функционирует клубная деятельность, призванная организовывать условия для реализации научно-познавательных интересов молодежи. Было замечено, что «внеаудиторная деятельность студентов может стать продолжением их профессионального развития при грамотной ее организации с учетом ряда факторов... При этом важная роль принадлежит клубным
студенческим объединениям. Кроме того, студенческие клубы по интересам выступают важным компонентом социального воспитания студенчества» [3, 218].
В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей, которые следует шире использовать для решения задач социализации студентов.
В ходе своей профессиональной деятельности психолог, работая в высшем учебном заведении, реализует её в соответствии со следующими направлениями:
1. Психологическая диагностика.
Работа по данному направлению заключается в определении индивидуальных особенностей студентов. В результате психологической диагностики происходит удовлетворение потребностей студентов в самопознании, стимулирование развития личности студентов, определение необходимости коррекции процесса формирования и развития личности студентов.
2. Психологические консультации.
Эта работа заключается в оказании конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в вузе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Такая работа осуществляется в форме групповых и индивидуальных консультаций.
3. Психологическая профилактика.
В этом направлении деятельности осуществляется профилактика употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение суицидальных наклонностей, различного рода аддикций, девиантного поведения. Проводится в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов.
4. Психологическое просвещение.
Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.). Имеет форму лекций, семинаров, бесед, конференций.
Популярностью у студентов пользуются психологические тренинги: тренинги социально -психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения);тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний).
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Он может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Поэтому с педагогическим коллективом также должна проводиться работа по развитию психологической компетенции педагогов и формированию у них потребности в психологических знаниях. Для этого подойдут «круглые столы», психологические семинары, тренинги на интересующие их темы. Также работа с преподавателями и кураторами может включать организацию школы психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения, тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения). Сюда же можно отнести работу с родителями (индивидуальные консультации по проблемам детей, разбор трудных ситуаций, выступления на родительских собраниях).
Итак, совершенно ясно, что современное высшее образование невозможно представить без всестороннего внимания к личности студента, помощи в раскрытии его потенциала. Этому и призвано служить психологическое сопровождение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Логвинов, И. Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях / И. Н. Логвинов, С. В. Сарычев, А. С. Силаков. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.
2. Масанина, Т. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по математике / Т. Н. Масанина. -Сургут, 2012. - С. 3-16.
3. Мищенко, В. И. Клуб по интересам как форма внеаудиторной работы по развитию профессиональных компетенций и личностных качеств студентов // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2009. - С. 218-222.
4. Пилюгина, Е. И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е. И. Пилюгина, О. В. Бережнова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.
5. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 192 с.
6. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2008. - 608 с.
УДК 159.923.2 ВВК 88.8
И. В. Пономаренко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Аннотация. В статье предпринята попытка исторического обзора взглядов философов и психологов на профессиональное самоопределение личности и факторы, влияющие на этот процесс.
Ключевые слова: профессия, социальная ситуация, личность, труд.
I. V. Ponomarenko
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY: A HISTORICAL OVERVIEW
Abstract. In the paper the attempt of historical overview of the views of the philosophers and psychologists on the professional self-determination of personality and the factors influencing this process.
Key words: profession, social situation, personality, work.
Развитие личности, как необходимое условие ее самореализации с максимальной пользой для нее самой и общества, зависит и от окружающих человека социальных условий, от тех общественных связей и отношений, в которые он включается в процессе своей жизнедеятельности. Общество должно давать возможность каждому реализовать себя (а развитие каждого станет условием развития всех), проявить свои способности, знания, навыки и умения в наиболее подходящем для данной личности виде практической деятельности. В этом достигается совпадение общественных и личных интересов. Всестороннее развитие личности - результат научно-технической и социальной трансформации мира, повышения требований общества к отдельно взятому человеку: для увеличения собственной необходимости, пригодности данному обществу, его запросам и нуждам человеку в настоящее время нужно быть полифункциональным, ибо растущая с каждым днем жесткая конкуренция в разных сферах общественной жизни перестраивает психологию людей в отношении собственной судьбы, целей жизни, самоактуализации и вынуждает искать новые ответы на те вопросы, которые человек задает себе, вступая в самостоятельную жизнь. Такие вопросы относятся к категории философских исканий личностью себя, определения целей своего существования, места в мире и отношения человека к окружающей действительности. Следовательно, целесообразно будет обращение к философской антропологии, которая и поднимает подобные проблемы, к логике как науке о формах и способах мышления, к социологии, занимающейся жизнью общества и его структурой и к психологии, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам. Таким образом, многомерность обращенных к человеку наук, позволит нам совершить свеобразный экс-кус в историю отношений «личность - профессиональное самоопределение».
Большую часть активной социальной жизни человек современного общества посвящает труду: «индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и усердия. Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь: самого себя - в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь - в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный опыт» [7, 483], поэтому выбор профессии является одним из тех этапов, который направляет, корректирует или меняет характер бытия, влияет на ощущение счастья и осознания себя как актуализирующейся и востребованной обществом гармоничной личности.
На протяжении двадцати столетий в понимании и определении места и роли человека в мире присутствуют две противоположные точки зрения: одни философские направления считают человека пассивным носителем предписанной сверху судьбы, другие наделяют его активностью. Такой дуализм можно проследить и в отношении субъекта к своей деятельности.
Античное мышление было обращено к космосу и природе, а к человеку - постольку, поскольку он связан с ними, он - часть космоса и природы. Так, Конфуций в «Беседах и суждениях» уже говорит о том, что личность является личностью не «для себя», а для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией. Однако эти социальные функции обу-