8. Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов: ок. 800 синоним. рядов / Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. И. Зимин и др. — 2-е изд., испр. — М.: Астрель: ACT, 2008. — 333 с.
9. Словарь практического психолога. Сост. Ю.Головин. Минск: Харверст, 1998.
10. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения: учеб.-метод. пособие / К. К. Гомоюнов, В. Н. Козлов, В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин. - СПб.: Изд во Политехн. ун та, 2008. 140 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ
Шишкина В.Ю., педагог-психолог Волокитина А.Ю., педагог-психолог Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Россия
В данной статье представлен опытработы психологического сопровождения семьи, по развитию детско-родительских отношений и формированию позитивного образа жизни. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка его позитивного навыка общения, так и для организации психолого-педагогической практики.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.Впечатления от повседневного общения с родителями — самый первый, но, пожалуй, самый важный социальный опыт ребенка, который оказывает влияние на все его последующее развитие.Именно поэтому налаживание диалога — взаимодействия между ребенком и матерью или отцом является необходимым условием для нормального и своевременного развития ребенка. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе « Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Семья закладывает систему взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры (1).
Создавая нашу программу с 2005 года, мы стремились представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в дошкольном учреждении чаще всего приходиться мириться с данностью семейного микроклимата ребенка, помогать ему в решении личных проблем на основе психологической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Л.С. Выготский доказал, что «формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье» (2). В работе И.В. Гребенникова «О воспитательном потенциале семьи» выделены воспитательные функции семьи: «семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт» (4).
В настоящее время дошкольные учреждения могут и должны играть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: педагог — ребенок — взрослый. Необходима забота о здоровье, развитии ребенка, путем создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности детей и взрослых.
Характер воспитательных воздействий в семьях, имеющих детей с недоразвитием речи, а также особенности эмоциональной сферы данного контингента детей могут представлять собой мишени для направленных психокоррекционных воздействий (5). На основании выделенных психокоррекционных целей и с учетом факторов риска по формированию негативных личностных особенностей у детей с нарушениями речи нами была составлена психокоррекционная программа «Мы вместе».
Данная программа адресована детям разного возраста, их родителям и педагогам ДОУ.
Цель программы: способствовать развитию и оптимизации детско-родительских отношений.
Задачи программы:
1. Формирование в семьях позитивного отношения к активной деятельности
детей;
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
3. Знакомство детей с основными эмоциями и способами их выражения;
4. Оказание психологической консультативной помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов;
5. Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком;
6. Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою
семью;
7. Гармонизация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания.
Характеристика целесообразности построения программы.
Формы работы: совместные занятия детей и родителей, проведение тренинго-вых занятий с родителями, консультации для родителей и педагогов, выпуск газет на актуальные темы.
В течение года проводится 5 совместных занятий, включающих в себя три части: информационную, эмоционально-тактильную и просветительскую. Занятия прово-152
дятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, мышечную релаксацию); беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини-конкурсы и мини-соревнования.
Во время занятия дети и родители сидят в кругу — на стульчиках. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей и родителей. Каждое занятие завершается созданием детьми и родителями творческой работы. Совместная творческая работа — это итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Каждая встреча посвящена эмоции: дети учатся распознавать и адекватно реагировать на нее, а родители в просветительской части занятия узнают, что представляет собой данная эмоция в конкретном возрасте.
Почему развивающая работа в области эмоциональной сферы является существенной и актуальной сегодня работой в области воспитания?
1. Эмоции ребенка, их воспитание — это материал дляразвития его чувств и свойств личности. Именно на базе тогоили иного воспитания эмоций формируются интеллектуальные,эстетические и социальные чувства ребенка, а также такие еголич-ностные свойства, оптимизм, доброта, целеустремленность,уверенность в себе, уважение к другим, милосердие, честность,справедливость, стрессоустойчивость, доверие к людям и др.
2. Различные эмоциональные переживания ребенка — естественная и неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать ее поддерживающей и развивающей для ребенка, а не подавляющей и стрессогенной — достойная цель для взрослого.
3. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребенка — это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья. Поэтому она важна для всех детей, но особеннотех, у кого есть речевые нарушения.
Семья воспринимает и передает детям культурные и моральные ценности общества. « Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего — Родины», писал И.А. Ильин (5).Родители составляют первую общественную среду для ребенка. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Личность родителей играет существеннейшую роль в жизни каждого человека (3). По конституции РФ родители обязаны заботиться о воспитании своих детей. Цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь ребенка. На созидания такой жизни и должно быть направлено семейной воспитание.Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.Задача педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Литература
1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 2006. - № 3/4. - С.113-126.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 4 том. - М.: Педагогика, 1984
3. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С.186-187.
4. ГребенниковИ.В. // Советская педагогика. 1981. - № 1. - С. 36-42.
5. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. — М.: Русская книга, 1994
6. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. - Кишинев: Штиинца, 1991. - 86 с.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК СОЦИАЛЬНО- И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Беганцова И.С., канд. психол. наук, доцент Болотин Ю.Е., канд. психол. наук, доцент Завражнов В.В., канд. пед. наук, ст. преподаватель Щелина Т.Т., д-р пед. наук, профессор Арзамасский государственный педагогический институт г. Арзамас, Россия
В статье рассматривается проблема профориентации молодежи в изменившихся условиях развития профессионального образования в России. Авторы приводят данные опроса старшеклассников и определяют направления профориентационной деятельности в системе современного профессионального образования.
The problem of vocational guidance of youth in changed conditions of development of vocation education in Russia is studied in the article. The authors cite data of the upper-classmen 's poll and define the trend of vocational guidance activity in the system of cooperative vocation education.
Динамично изменяющиеся требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь юношам и девушкам актуализировали проблему профессиональной социализации современной молодежи. С 90-х годов прошлого столетия определение профессионального будущего молодыми россиянами происходило на фоне исчезновения привычных и появления новых профессий, резкой смены приоритетов и ценностей профессионального выбора, остроты проблемы определения взрослыми своего профессионального настоящего, утраты традиций и системы профориентационной работы с молодежью.
Исследования убедительно показывают, что в XXI в. вступило иное поколение выпускников средних школ, отличающееся в большей степени ориентацией на вуз, а не на будущую профессиональную деятельность, стремительно снижающимся уровнем профессионального самоопределения [4, 8], нацеленностью на достижение материального благополучия, карьерный рост [3]. В результате, по данным Росстата, в 2009 г. из общего числа безработных (7,5 млн. человек) до одной трети составляла молодежь в возрасте от 15 до 29 лет, в том числе без опыта работы.
Ситуация усугубляется рядом обстоятельств, подтверждающих пока еще недостаточную эффективность возрождающейся в отечественной системе профессионального образования профориентационной работы с молодежью при поступлении в вуз и на момент трудоустройства. Весьма проблематичными среди этих обстоятельств исследователи называют:
- недостаточно развитые у современных старшеклассников личностную готовность к профессиональному самоопределению и профессиональное самосознание; 154