Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации'

Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / TRAINEES / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова С.Н., Егорова П.А.

Статья посвящена созданию концептуальной модели психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализ существующей инклюзивной практики позволил выделить особенности формирования социально адаптивного ролевого поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе партнерских субъект-субъектных отношений с целью развития у них жизненных и социальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова С.Н., Егорова П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

24

УДК: 159:376

ВВК: 88 621 9 Психологические науки

Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

© С.Н. Сорокоумова1, П.А. Егорова2

1Сорокоумова С.Н. - профессор кафедры социологии и психологии, д.пси-хол.н., ФГБОУ ВО «Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Адрес: 603950, просп. Гагарина, д. 46, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.

2Егорова П.А. - магистр, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева"(НГТУ им. Р.Е. Алексеева); Адрес: 603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена созданию концептуальной модели психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализ существующей инклюзивной практики позволил выделить особенности формирования социально адаптивного ролевого поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе партнерских субъект-субъектных отношений с целью развития у них жизненных и №4 (7) 2017 социальных компетенций.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся, психологическое сопровождение.

Аналитический обзор исследований по проблеме инклюзивного образования, позволил выделить нам несколько ключевых моментов. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

К детям с различными психологическими проблемами, включая дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), мы относим детей с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, детей с легкой умственной отсталостью (ЛУО) и детей с легкой степенью нарушений при ДЦП [3, 4, 5].

При этом особую значимость приобретает учет возрастных особенностей и выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований, который, на наш взгляд, определяет задачи, разработку принципов психологического сопровождения детей и позволяет более дифференцированно воздействовать на потенциальные возможности ребенка [1, 2].

На сегодняшний день проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекцион-но-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники коррекционных групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в диагности-ко-коррекционные группы.

Теоретически была смоделирована

комплексная диагностическая программа, направленная на системное изучение ребенка в гностическом и личностном планах на ранних сензитивных сроках развития; был создан критериально ориентированный диагностический инструментарий, позволивший исследовать ребенка как субъекта деятельности; разработана система коррекционно-разви-вающих занятий с детьми, направленных на овладение ведущими компонентами детской деятельности (мотивационно-о-риентировочным, операциональным, оценочно-контрольным) и формирование общей обучаемости детей; создана система мониторинга продвижения ребенка по пяти уровням обучаемости; реализована модель подготовки специалистов для работы в условиях коррекционно-развива-ющих групп. Мы полагаем, что, для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с ОВЗ, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будут эффективными только в том случае, если они строятся с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

Ключевыми направлениями работы психолога образовательной организации с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Основные задачи психологического сопровождения заключаются в создании условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, а также максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности, содействие личностно ориентированному пути становления ребенка, подготовке детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия, поддержке и фасилитации личностных новообразований и кризисных особенностей возраста и, наконец, к созданию преемственности в деятельности дошкольного и школьного психологического сопровождения.

Все вышесказанное убеждает нас в том, что решение поставленных в нашем исследовании задач в полной мере может

25

26

быть достигнуто в рамках концептуальной модели психологического сопровождения старших дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

На основе анализа теоретико-экспериментальных исследований, междисциплинарного, системного подходов разработаны и определены научно-методологические основы, концептуальные положения, структурные составляющие модели психологического сопровождения.

Рассмотрим основные положения концепции. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ рассматривается нами как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум их нормально развивающихся сверстников. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект-субъектных отношений.

При разработке концепции психологического сопровождения старших дошкольников с ОВЗ мы опирались на теорию культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского, реализованную в деятельностном подходе к исследованию психики С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони-на, М.И. Лисиной.

Важное значение в построении концепции психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования имеют базовые положения ряда теорий и исследований, посвященных изучению различных аспектов сотрудничества в онтогенезе и дизон-тогенезе (Н.Л. Белопольская, А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Е.Е. Дмитриева, М.В. Жи-горева, А.В. Запорожец, И.А. Коробейников, М.И. Лисина, И.Ю. Левченко, И.И. Ма-майчук, Н.Н. Малофеев, Е.А. Медведева,

Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стре-белева, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова, Т.И. Чиркова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шмат-ко, Н.В. Шутова и др.) [3, 4].

Большую роль в разработке теоретических основ исследования сыграли исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики, в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному образованию (Н.Н. Ма-лофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шмат-ко, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и др.); особенностям личностного становления детей с ОВЗ и, в частности, спецификие их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н.Л. Белопольская, Е.Л. Гончарова, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, В.И. Лу-бовский, Е.А. Медведева, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова, Л.М. Щипицына и др.); зонам актуального и ближайшего развития и роли социальной среды как источника психического развития (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенкова, Д.И. Фельд-штейн, Д.Б. Эльконин и др.); значения деятельностного подхода в понимании развития психики (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин и др.); единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская и др.).

На основании вышесказанного можно сформулировать следующие теоретические принципы концепции: 1) принцип научности заключается в соответствии комплекса средств и методов реализации требований современной зарубежной и отечественной психолого-педагогической и специально-психологической теории; 2) принцип комплексности подразумевает многообразие и многоа-спектность психологического сопровождения всех видов работы, реализуемой специалистами в соответствии с целями; 3) принцип последовательности и преемственности базируется на взаимосвязи и взаимодополняемости средств и методов психологического сопровождения, реа-

лизующих систему деятельности специалистов в условиях инклюзии; 4) принцип уникальности и субъектности личности состоит в признании индивидуальности ребенка: с одной стороны, его потребностей, интересов, склонностей, способностей, с другой - в признании его права на собственный путь и собственную траекторию развития.

Главными условиями реализации коррекционно-развивающего процесса стали: научно обоснованное, скоординированное управление направлениями психологического сопровождения (адаптацией, индивидуализацией и интеграцией) активная ролевая субъектная позиция всех участников образовательного процесса в ходе коррекционно-развивающей работы в соответствии с требованиями современного дошкольного образования.

На основе данных положений и принципов была разработана инновационная модель психологического сопровождения инклюзивного образования старших дошкольников с ОВЗ в массовую образовательную среду через формирование социально адаптивного ролевого поведения старших дошкольников с ОВЗ на основе партнерских субъект-субъектных отношений с целью развития у них жизненных и социальных компетенций.

Цель, направления, основные содержательные теоретические и организационно-технологические положения разработанной инновационной модели формирования социально адаптивного ролевого поведения старших дошколь-

ников с ОВЗ на основе партнерских субъект-субъектных отношений концептуально выстроены на основе следующих ключевых идей: органического единства психофизиологического и социального факторов развития детей с ОВЗ; ведущей роли социального фактора в организации субъект-субъектного взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии должно начинаться как можно раньше и проходить с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с учетом качественных возрастных психических новообразований через ведущие виды детской деятельности. Направления психологического сопровождения: диагностическая, коррекционная и развивающая работа должна способствовать выявлению зон актуального и ближайшего развития, с учетом специфики развития ребенка. Образовательное пространство старших дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии должна составлять особая социально-психологическая среда полифункционального детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества и содействия, которая и может являться основным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательной организации в плане сохранения психологического здоровья всех субъектов взаимодействия, их полноценного развития и личностного роста.

27

28

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова П.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в массовую общеобразовательную среду / П.А. Егорова, С.Н. Сорокоумова // В сборнике: Научная инициатива в психологии межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2017. - С. 86-93.

2. Егорова П.А Профессиональная деятельность психолога в инклюзивном образовании: методологические позиции исследования / П.А. Егорова, С.Н. Сорокоумова // Нижегородское образование. - 2014. - №3. - С. 149-155.

3. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное об

разование. Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 203 с.

4. Сорокоумова С.Н. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании / С.Н. Сорокоумова, О.О. Заварзина // Инициативы XXI века. - 2014. - № 4. - С. 121-123.

5. Сорокоумова С.Н., Левченко И.Ю. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография. - Изд-во: РАНХ и ГС. Нижний Новгород, 2012. - 118 с.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

© Svetlana N. Sorokoumova1, Polina A. Egorova2

1Sorokoumova Svetlana N. - Doctor of Psychology, professor of sociology and psychology "Nizhny Novgorod Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation" Address: 603950, Prosp. Gagarina, 46, Nizhny Novgorod, Russian Federation

3Egorova Polina A. - master, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva", Nizhny Novgorod; Address: 603155, Nizhny Novgorod, ul. Minina, 24, Russian Federation.

ABSTRACT

The article is devoted to the creation of a conceptual model of psychological support for students with disabilities. An analysis of existing inclusive practice made it possible to highlight the features of the formation of socially adaptive role behavior of students with disabilities on the basis of partner subject-subject relations with the aim of developing their life and social competencies.

Key words: inclusive education, trainees, psychological support.

REFERENCE

1. Yegorova P.A. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye obuchayushchikhsya s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya v massovuyu obshcheobrazovatel'nuyu sredu / P.A. Yegorova, S.N. Sorokoumova // V sbornike: Nauchnaya initsiati-va v psikhologii mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov studentov i molodykh uchenykh. Kursk, 2017. - S. 86-93.

2. Yegorova P.A. Professional'naya deyatel'nost' psikhologa v inklyuzivnom obrazova-nii: metodologicheskiye pozitsii issledovaniya / P.A. Yegorova, S.N. Sorokoumova // Nizhegorodskoye obrazovaniye. - 2014. - №3. - S. 149-155.

3. Sorokoumova S.N. Inklyuzivnoye obrazovaniye. Uchebnoye posobiye dlya studentov i as-pirantov psikhologicheskikh fakul'tetov po naprav-leniyu «Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye». Moskva: RITS MGGU im. M.A. Sholokhova, 2014. - 203 s.

4. Sorokoumova S.N. Spetsifika psikho-logicheskogo soprovozhdeniya detskogo razvitiya v inklyuzivnom obrazovanii / S.N. Sorokoumova, O.O. Zavarzina // Initsiativy XXI veka. - 2014. - № 4. - S. 121-123.

5. Sorokoumova S.N., Levchenko I.YU. Kom-pleksnyy podkhod k diagnostike razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta: monografiya. - Izd-vo: RANKH i GS. Nizhniy Novgorod, 2012. - 118 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.